Вот, например, что писал ап. Павел о Тимофее в одном из своих Посланий: 20 Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, 21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. 22 А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании (Флп. 2, 20-22; см. также 1 Кор. 4, 17; 16, 10-11). Тон и содержание обоих посланий к Тимофею точно соответствуют таким его характеристикам в других посланиях. Пожалуй, столь нежное отеческое отношение Павла к адресату является одним из немногих отличий 1 и 2 Тим. от Послания к Титу. Тимофей, к которому обращается апостол — все еще молодой человек. Павел беспокоится о его авторитете: Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12). Кстати, вторую часть этого наставления часто пишут на тыльной стороне иерейского креста, который носят священники Русской Православной Церкви. По-славянски: буди вёрнымъ: сло1вомъ, жumie1мъ, любo1biю, дх7омъ, вёрою, чистото1ю. Или такой чисто практический, но проникнутый самой трогательной заботой совет: Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5, 23). Находясь во временной отлучке в Македонии, Павел писал Тимофею в Ефес, надеясь на свое скорое туда возвращение (см. 1 Тим. 1, 3; 3, 14-15; 4, 13). Такое могло быть в случае освобождения апостола из римских уз в 63-м году. «Сохранилось предание о Тимофее, как епископе Ефесском» . В вопросе об аутентичности 1 и 2 Тим. мнения современных исследователей расходятся. Различия в стилистике между Пастырскими посланиями и более ранними посланиями ап. Павла еще не дают безоговорочных оснований для утверждения, что 1 и 2 Тим., так же как и Тит., были написаны после Павловой кончины его последователями, хотя именно такое мнение разделяет большинство новозаветных ученых. Возможно и то, что пережитые испытания, огромный пройденный миссионерский путь, понимание невозможности лично опекать многочисленные новорожденные христианские общины, желание препоручить дело сохранения Благовестия в надежные руки, а также осознание близкой кончины — все это заставило апостола Павла писать о том, о чем он ранее не считал нужным писать. Соответственно, по сравнению с экспрессивными ранними посланиями меняется и манера, и тематика его посланий. Неизменным остается проникновенное личностное отношение Павла к целым общинам и к отдельным людям, особенно к своим помощникам. Это-то как раз невозможно искусственно имитировать, да и не имело смысла. 141. План и содержание 1 Тим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Добрые воины (мч. Трифон) Слово, сказанное в Знаменской церкви, что в Переяславской Слободе г. Москвы Сегодня, в день памяти св. мученика Трифона, я хочу напомнить вам слова св. апостола Павла, с которыми он обратился к ученику своему Тимофею в послании к нему. Он сказал ему: “Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа” ( 2Тим.2:3 ). И в другом своем послании к тому же апостолу Тимофею он говорил: “Преподаю тебе … такое завещание, чтобы ты воинствовал, как добрый воин” ( 1Тим.1:18 ). В лице апостола Тимофея апостол Павел обращается и ко всем нам, всех нас называет добрыми воинами и говорит о том, что мы должны “воинствовать”. Если мы воины, значит у нас есть враги, с которыми мы сражаемся. И конечно, есть враги: не внешние, а внутренние, ибо мы не обычные воины, а воины Иисуса Христа. Если мы воины, то у нас должно быть и оружие, и, конечно, не внешнее, а внутреннее, как и говорит апостол Павел в послании к Коринфянам: “Оружия воинствования нашего не плотские” ( 2Кор.10:4 ). Кто же эти враги, с которыми мы должны сражаться, как добрые воины? Это, прежде всего, грех. Грех — это самый страшный из наших врагов. Страшен он и потому, что самыми разнообразными путями нападает на человека и подчиняет его себе: и через глаза, и через уши, и через руки входит грех в нашу душу и непосредственно рождается в глубине нашего духа. Страшен он и потому, что не всегда открыто нападает на нас, и тогда мы не можем приготовиться отразить это нападение. Он надевает на себя личину, манящую нас к нему, и нередко совсем незаметно для нас вползает в сердце. Этот враг хитрый и коварный, и часто нам бывает трудно и увидеть, и осознать это его коварство. Борьба с этим врагом трудна еще и потому, что он никогда не нападает на нас в одиночку: один грех всегда ведет за собой другой. Достаточно вступить человеку на путь лжи, как в его сердце рождаются и осуждение, и клевета, и злоба. Все эти грехи связаны между собой одной цепью. Этот враг грозен для нас потому, что, подчиняя нас себе, он отнимает от человека то, что является самым дорогим для него: право на вечное спасение.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

О пресвитерах говорится в тех же «пастырских посланиях» (напр., 1Тим. 5, 17 ), а также в книге Деяний свв. апостолов (см. Деян. 14, 23 ), и в соборном послании ап. Иакова (см. Иак. 5, 14 ). О диаконах сказано в «пастырских посланиях» (см. 1Тим. 3, 8–13 ). Епископы вместе с диаконами упоминаются в послании ап. Павла к Филиппийцам (см. Флп. 1, 1 ). Вопрос : Где в Священном Писании говорится о рукоположении, употребляемом для поставления в священный сан? Ответ : О семи лицах, избранных по предложению апостолов, чтобы «пещись о столах» ( Деян. 6, 2 ), т.е. заботиться о правильном распределении приношений и пожертвований среди нуждающихся членов общины, говорится: «Их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» ( Деян. 6, 6 ). Рассказав о том, как апостолы Павел и Варнава проповедали слово Божие в малоазийских городах Листре, Иконии, Антиохии Писидийской, дееписатель св. ап. Лука говорит далее: «Приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию... Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» ( Деян. 14, 21–23 ). Вопрос : В чем состоит невидимая сторона таинства священства? Ответ : В сообщении рукополагаемого особого дара или «благодати священства». Об этом даре ап. Павел говорит в своем наставлении его ученику апостолу Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим. 4, 14 ). В другом послании к Тимофею ап. Павел увещавает его: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 2Тим. 1, 6 ). Св. Григорий Нисский так говорит о действии благодати Божией в таинстве священства: «Бывши вчера и прежде одним из простого народа, вдруг является он (рукоположенный) наставником, предстоятелем, учителем, совершителем сокровенных таинств, ... оставаясь, по-видимому, тем же, чем и был, он преобразился в невидимой душе к лучшему некоторой невидимой силой и благодатью».

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Приблизительно в это же время пишется Послание к Римлянам, где апостол Павел называет Тимофея своим сотрудником (см.: Рим. 16: 21). Присутствовал Тимофей и в Риме, во время уз своего учителя, который вскоре направляет его в Филиппы: «Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом. Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас: потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» (Флп. 2: 19–22). В приветственной части Послания к Филиппийцам кроме имени апостола языков встречается и имя его ученика Тимофея (см.: Флп. 1: 1). Аналогичные упоминания, где апостол Павел вместе со своим сотрудником Тимофеем приветствует христианские общины, есть в Послании к Колоссянам (см.: Кол. 1: 1) и к Филимону (см.: Флм. 1: 1), написанные в один период с Посланием к Филиппийцам. Писав Послание к Евреям, апостол Павел говорит об освобождении Тимофея, и если всё сложится благополучно, то он вместе с ним придет к ним (см.: Евр. 13: 23). Что же касается Посланий к Ефесянам и самому Тимофею, то можно точно утверждать о нахождении этих посланий у Тимофея. Уже то, что апостол Павел поставил Тимофея во главе Ефесской Церкви (см.: 1 Тим. 1: 3), а также дал ему право рукополагать во священники (см.: 1 Тим. 4: 14), дает нам повод к такому убеждению. А два Послания к Тимофею не могли миновать их адресата, для которого они являлись особенно ценными и важными, показывающими всю отеческую заботу и любовь апостола Павла к своему ученику и помощнику. Священномученик Иларион не находит серьезных доводов в Священном Писании Нового Завета для точного утверждения, что Послания к Галатам и Титу были у Тимофея, но делает такое предположение: «Послание к Галатам тоже могло быть известно в Ефесе. Ведь оно было написано к одной из соседних с Ефесом Церквей, и при существовавшем между Церквами взаимном обмене посланиями оно не могло быть неизвестным в Ефесе, этом средоточии всей малоасийской жизни» .

http://pravoslavie.ru/76159.html

1. Пастырские послания ап. Павла (1 – 2 Тим., Тит.). Предполагаемые обстоятельства и цель их написания. Основные темы Пастырских посланий. 2. Поставление священнослужителей и требования к ним по Пастырским посланиям. Лжеучения и отношение к еретикам по Пастырским посланиям. 3. Догматические утверждения Пастырских посланий: о Боге, Христе, Церкви, благодати, Священном Предании и Писании, последних временах. Приложения Приложение 1. Толкование свт. Иоанна Златоуста на Второе Послание к Тимофею Беседа 7 «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боолюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в дом и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» ( 2Тим. 3:1 – 7 ). Развращение в последние дни. – О дружбе Ионафана с Давидом. – Наставление вдовицам 1. В первом послании (апостол) говорил: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры» ( 1Тим. 4:1 ), и в другом месте того же послания предсказывал нечто подобное, имеющее быть впоследствии. Здесь он опять повторяет то же самое. «Знай же», – говорит, – »что в последние дни наступят времена тяжкие», и доказывает это не только будущими событиями, но и прошедшими. «Как», – говорит, – «Ианний и Иамврий противились Моисею» (ст. 8); равно как и собственными суждениями: «В большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные» ( 2Тим. 2:20 ). Для чего же он делает это? Для того чтобы Тимофей, или кто-нибудь из нас, не смущался, когда будут злые люди. Если, говорит, они были при Моисее и будут после, то нисколько не удивительно, что они бывают и при нас. «В последние дни наступят времена тяжкие».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1 Предостережение против лжеучителей. 6 «Вникай в себя и в учение». 1 Совет относительно личных отношений. 3 Как поступать с вдовицами. 17 Отношение к пресвитерам, достойным и согрешающим. 1 Рабы и господа. 3 О лжеучителях, довольстве, сребролюбии. 11 «Подвизайся добрым подвигом веры». 17 Увещание богатым верующим; против лжеучителей. Благословение. 2е послание к Тимофею В начале послания Павел благодарит Бога, Которому служит с чистой совестью, признаётся Тимофею, что молитвенно поминает его, желает видеть его, призывает его возгревать Божественный дар священства, не стыдиться свидетельства Христова, держаться образца здравого учения и проповедовать это учение, служить Богу, как добрый воин, не боясь страданий и смерти, избегать юношеских похотей, пустословия, наставлять противников с кротостью. Если со Христом терпим, с Ним и царствовать будем. Павел говорит об отступлении людей последнего времени, убеждает Тимофея вникать в Священное Писание, предсказывает близкую кончину и даёт некоторые распоряжения. В догматическом отношении примечательно свидетельство апостола о том, что всё Писание богодухновенно. Всего 4 главы. 1 Павел приветствует Тимофея. 3 Благодарение Богу за унаследованную Тимофеем веру; Павел увещевает его «возгревать дар Божий». 15 Благодарность за Онисифора и его служение. 1 «Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа». 14 Увещания ко всякому доброму делу, чистоте сердца, уклонению от состязаний. 1 «В последние дни наступят времена тяжкие». 14 Священные писания «могут умудрить тебя во спасение». 1 «Проповедуй слово… переноси скорби… исполняй служение твое». 6 «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил». 9 Личное слово, приветствия и благословение. 1е послание к Титу Обращаясь к Титу, Павел называет его истинным сыном по общей вере, призывает его довершить недоконченное дело, поставив на Крите, по всем городам, пресвитеров (епископов). При этом, что важно в каноническом отношении, он указывает на критерии, которым должен удовлетворять пресвитер (епископ). Кроме того Павел учит, какими должны быть старцы, старицы, юноши и рабы. Помимо прочего он наставляет Тимофея проповедовать в соответствии со здравым учением, быть образцом в совершении добрых дел. Павел напоминает о спасительной благодати Божьей, о грядущем явлении славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Всего 3 главы.

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, 5 потому что освящается словом Божиим и молитвою (1 Тим. 4, 4-5). Роль церковной иерархии, пример которой должны являть собой Тимофей и Тит, согласно Пастырским посланиям, состоит в том, чтобы «сохранять, блюсти и охранять Предание» : 13 ... завещеваю тебе 14 соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа (1 Тим. 6, 14). О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания (1 Тим. 6, 20). 13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. 14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас (2 Тим. 1, 13-14; см. также Тит. 1, 9). У границ Нового Завета Пастырские послания занимают в Новом Завете свое уникальное место. Аналогично 2 Петр., они знаменуют эпоху, когда апостольский век, неповторимый в своем непосредственном свидетельстве учеников-очевидцев служения Иисуса Христа, безвозвратно уходит в прошлое. Здесь Новый Завет, понимаемый как собрание связанных исключительно с апостольским первосвидетельством книг, подходит к своим границам. За ними начинается послеапостольская, а за нею и другие эпохи, когда Церковь растет и развивается на раз и навсегда положенном основании. Примечательно, что осознание новых факторов, появляющихся в историческом бытии христианства, имеется внутри самого Нового Завета именно в виде Пастырских посланий. В них четко обозначены или намечены тенденции, получившие развитие впоследствии, уже за хронологическими пределами Нового Завета как свода Писаний (развитие церковной организации, в частности, иерархии; развитие преемства в сохранении учения и т. п.). Речи о скором Втором Пришествии Христовом, которое бы положило конец земной истории, уже здесь приобретают все более и более неопределенные и спокойные интонации (см. 1 Тим. 4, 8; 5, 24; 6, 7; 2 Тим. 2, 10-12; 4, 18). § 19. Второе Послание к Тимофею Второе Послание к Тимофею ничем прямо не выдает знакомства с 1 Тим. Его тон, а главное некоторые прямые высказывания недвусмысленно указывают на то, что это последнее или одно из последних посланий ап. Павла:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   Посвящение в форме рукоположения в первый раз применено было при избрании Павла и Варнавы в Антиохии. Дух Святой, по сказанию 13-й главы Деяний апостольских, соизволил, чтобы Варнава и Павел отделены были на дело, к которому Он призвал их. Тогда апостолы, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (ст. 2—3). Итак, посвящение Варнавы и Павла совершено было чрез рукоположение при посте и молитве.    Пример хиротонии в смысле церковного действия представляет посвящение семи диаконов в Иерусалиме: «Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек, изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу (Деян. 6:2, 3). И одобрено было это предложение всем собранием. И избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников. Их поставили перед апостолами, и они, помолившись, возложили на них руки». В этом повествовании, как видно, речь идет о посвящении диаконов. Посвящение в эту должность соединено было с рукоположением. Следующие примеры посвящений указаны в 14-й главе Деяний святых апостолов, где говорится, что апостолы Павел и Варнава, проходя Листру, Иконию и Антиохию, рукоположили пресвитеров для каждой Церкви, помолившись и совершив пост, и предали их на служение Господу.    О рукоположении также говорит апостол Павел в Первом послании к Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства» (1 Тим. 4:14). А во Втором послании к нему он пишет: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1:6).    Если допустить, что в обоих случаях апостол ведет речь о двух особых посвящениях, то нужно будет в первом видеть указание на посвящение Тимофея в сан священника, во втором – в сан епископа. Действительно, в древних надписаниях Послания к Тимофею он называется епископом Ефесским. Итак, основания для посвящения в духовные должности находятся в книгах Нового Завета. Положение это признается как восточными, так и западными христианами, включая протестантов; однако последние считают это посвящение простым обрядом, не имеющим сакраментального значения. Посвящение это во времена апостолов состояло из двух элементов: молитвы и руковозложения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   Феодорит понимает эти слова вообще, без отношения к содержанию послания, как бы так: «приимите его, послужите ему, да не испытает никакого огорчения».     «Дело бо Господне делает, якоже и аз». «Достаточное свидетельство, чтобы и ленивого побудить к оказанию услуг ученику» (Феодорит). Не своего ищет, а Божиего. «Апостол хочет внушить им доверие и уважение к Тимофею по самому его служению: «дело бо Господне делает». Не смотрите на то, что он не богат, необразован и не стар, а на то, что поручено ему и что он исполняет. Это заменяет ему и знаемость, и богатство, и старость, и мудрость. Не довольствуясь этим, присовокупляет: «якоже и аз»« (святой Златоуст). Он будет делать то, что я ему повелел, мое дело; но мое дело есть дело Господне, следовательно и его. Господне дело есть дело спасения людей. Средства к тому — утверждение Евангельской истины в сердцах и введение христианских порядков жизни. Вот о чем мы оба трудимся: он по моему указанию, а я по Господню повелению. 1Кор.16:11. Да никтоже убо его уничижит, проводите же его с миром, да приидет ко мне; жду бо его с братиею.    «Да никтоже убо его уничижит». Поелику дело Господне делает, то не дерзайте его уничижать. " Не смотрите на юность возраста, но приимите в нем во внимание апостольские труды» (Феодорит). «Так как он был молод и ему одному поручено было исправление такого общества, то же и другое могло быть причиною пренебрежения к нему, то Апостол справедливо предотвращает их от уничижения его. И не только этого требует для него, но еще большей чести: «проводите», говорит, «его с миром», то есть безопасно, без ссор и словопрений, без вражды и ненависти, но с покорностию и попечительностию к нему, как к учителю. — «Да приидет ко мне». И этим он внушает им страх, дабы они, зная, это он расскажет Апостолу все с ним случившееся, были более кроткими; для сего и присовокупляет: «жду бо его». А с другой стороны, этим он также внушает доверие к Тимофею, выражая, что он сам, намереваясь отправиться, ожидает его, и вместе свидетельствует любовь свою к ним, показывая, сколь полезного послал он к ним человека» (святой Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2946...

Апостолы, водимые Духом Божиим, предали священство своим преемникам, как дар Божий, как благодать Святого Духа, как благодатное таинство; а сами себя признавали только служителями Христовыми и домостроителями тайн Божиих. Так каждый должен разуметь нас, писал апостол Павел, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих ( 1Кор. 4:1 ). К ефесским пастырям он говорил: внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею ( Деян. 20:28 ). Поставление блюстителей, епископов или пастырей Церкви, почитает апостол не своим делом, но делом Духа Святого. Апостолы преподавали благодать священства чрез возложение рук на посвящаемого, при возношении молений к Богу. Так о посвящении семи диаконов в книге Деяний Апостольских читаем: их поставили пред апостолами; и сии, помолившись, возложили на них руки ( Деян. 6:6 ). Также о том, как апостолы Павел и Варнава поставляли пресвитеров в Листре, Иконии и Антиохии, святой Лука пишет: Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом, и предали их Господу, в которого уверовали ( Деян. 14:23 ). А что чрез это рукоположение сообщается дар благодати, соответствующий служению рукополагаемых, об этом говорит апостол Павел в первом Послании к Тимофею, заповедуя ему быть верным своему епископскому званию: не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства ( 1Тим. 4:14 ). Во втором послании к тому же Тимофею пишет: напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез Мое рукоположение ( 2Тим. 1:6 ). По воле Господа, Основателя и Главы церкви, в ней установлены три степени священства: епископы, пресвитеры и диаконы. Все эти три степени священнослужителей видим в церкви апостольской. И все эти степени имеют тесное отношение между собою, по порядку, установленному от Самого Господа. Глава и вечный Первосвященник новозаветной церкви есть Сам Он, Господь Иисус Христос. От Него, действием Святого Духа, получили власть и силу апостолы, которые рукополагали епископов, пресвитеров и диаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010