Стяжать бы нам эту правду, которую стяжали Апостолы Петр и Павел, и с нею жить всегда… И тогда мы спасемся. Аминь. В день святых апостолов Петра и Павла Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы отмечаем память святых верховных апостолов Петра и Павла. И Церковь наша так и называется, Апостольской.  Когда мы произносим Символ веры, мы говорим, что веруем во Единую Соборную и Апостольскую Церковь. В Символе веры слово «верую» произносится четыре раза. Первый раз, когда мы воздаем поклонение Богу Отцу, второй раз, когда мы вспоминаем о втором Лице Святой Троицы, в третий раз, когда мы говорим о Святом Духе, и в четвертый раз, когда мы говорим о Церкви. Мы в Бога веруем, и в Церковь веруем. И когда мы говорим, что веруем в Святую Апостольскую Церковь, мы должны понимать эти слова не только в том смысле, что наша Церковь основана Апостолами. Апостолы получили благодатные дары в день святой Пятидесятницы и передали их всей полноте Церкви через иерархию, которую они установили, и поэтому наша Церковь хранит и апостольское Предание и благодатные дары Святаго Духа. Но не только поэтому наша Церковь называется апостольской. Все  члены нашей Церкви, кто являет собой частичку Тела Христова, должны иметь признаки апостольства. Каждый человек сам по себе и все вместе в совокупности Церковной, должны представлять собой ту единую апостольскую общину, которая была призвана Христом сначала в лице апостолов, а потом и всей Церкви. Церковь имеет признаки апостольской Церкви, тех самых апостолов, память которых мы сегодня совершаем, и прежде всего, святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Какие же эти признаки, которые наша Церковь в лице святых апостолов должна иметь? Чем мы должны апостольски являть себя миру? Давайте посмотрим, какими являются наши первоверховные апостолы Петр и Павел. Вот мы слышим сегодня в Евангелии, как Господь говорит апостолу Петру: «Ты Петр, что значит камень, на камне сем Я созижду Церковь Свою, и врата адовы не одолеют ее». Эти слова мы обычно относим к Апостолу Петру. Петр – он камень. Он есть основание Церкви. Он тот, кому доверили ключи, он даже на иконе изображается с ключами, которыми символически отворяет врата Царства Небесного. А сам апостол Петр в своем первом послании пишет такие слова, которые относятся к каждому из нас: «Вы – царственное священство, народ избранный». И еще такие слова: «Вы, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, то есть Церковь Божию». Те же слова, которые сказал ему Христос, Апостол благодарно передает каждому из нас. Вы – живые камни, на которых стоит Церковь. Вы – те самые камни, из которых состоит Церковь Божия. И еще апостол Павел говорит в своем послании: «Вы – храм Бога Живаго, вы – Церковь Божия и Дух Божий живет в вас». Вот два таких удивительных места. И врата ада не одолеют ее, и каждый из нас является этим камнем.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Уверовавшие во Христа из иудеев сначала думали, что в церковь Христову можно принимать только тех, которые содержат иудейскую веру; но Господь скоро открыл, что в нее должно принимать и язычников. В Кесарии был один сотник по имени Корнилий. Хотя он был язычник, однако был человек благочестивый, милостивый и богомольный. Однажды во время молитвы явился ему ангел Господень и сказал: „Корнилий! Твои милостыни и молитва услышаны Богом. Пошли в город Иоппию; там, на берегу моря, в доме кожевника Симона, живет Петр, позови его к себе. Он скажет тебе, как спасти себя и весь твой дом“. Корнилий исполнил приказание ангела и послал слуг своих позвать Петра. На другой день, когда посланные подходили к Иоппии, апостол Петр перед обедом взошел на верх дома помолиться. Вдруг он видит видение: отверзлось небо, и с неба к нему спустился четвероугольный большой сосуд, вроде скатерти, привязанной за четыре угла, и в нем находились всякие нечистые звери, гады и птицы, и был голос с неба: „Петр, заколи и ешь!“ Но Петр отвечал: „Господи! Я никогда не ел ничего нечистого“. Тогда опять был голос к нему: „Что Бог признал чистым, того не почитай скверным“. И это повторялось три раза, и сосуд опять был взят на небо. Когда Петр размышлял о видении, то посланные от Корнилия пришли к нему, и он, по внушению Святого Духа, отправился с ними. Корнилий принял Петра с радостью и почтением, созвал к себе всех родных и знакомых, которые все слушали проповедь ап. Петра с такой любовью и верой, что во время самой проповеди получили Святаго Духа, и, подобно апостолам, стали на разных языках прославлять Бога. Ап. Петр, видя это, сказал: „Кто же может запретить креститься водою тем, которые, подобно нам, получили Святого Духа?“ Он крестил их во имя Господа Иисуса Христа и пробыл у них несколько дней. Когда Петр пришел в Иерусалим, тогда апостолы и прочие верующие стали было укорять его за то, что он ходил к язычникам и крестил их; но когда услышали от него, что он видел и что случилось в доме Корнилия, то все прославили Бога, который дает покаяние и жизнь вечную и язычникам ( Деян. 10 и Деян.11 ). Апостольский Собор

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

15. Если желаете, я наперед предложу оправдания, придуманные другими, а потом попытаюсь предложить и свое собственное слово, предоставляя вам выбор из сказанного. Как же некоторые разрешают этот вопрос? Это не тот был Петр, говорят, первый из апостолов, которому вверены были Господом овцы, а какой–то другой, маловажный и негодный, и один из многих. Откуда это видно? Из того, что Павел, сказав: « вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи », прибавил: « так что даже Варнава был увлечен их лицемерием ». Выражение: « так что даже Варнава » — показывает, что это было гораздо удивительнее лицемерия Петра, так как, сказав, что не только Петр, но и Варнава (так поступали), он как бы поставил его выше, а Варнава не был выше того Петра. Но это не так. Не потому, будто Варнава был выше, он более удивлялся этому, а почему? Потому, что тот был послан к обрезанным, а Варнава с Павлом проповедовал язычникам и везде был связан вместе с Павлом, как он говорит в другом месте: « или один я и Варнава не имеем власти не работать? » (1 Кор. 9:6); и еще: « опять ходил я в Иерусалим с Варнавою » (Гал. 2:1); и везде видишь его учащим вместе с Павлом. Итак, не потому, будто Варнава был выше Петра, Павел удивляется, что и сам он увлекся, а потому, что он всегда проповедовал вместе с ним, не имел ничего общего с иудеями, но учил между язычниками, и между тем сам увлекся. А что действительно был апостол Петр, о котором говорится все это, можно видеть и из предыдущего и из последующего. Сказать: « лично противостал ему », и считать это делом важным, значило не что иное, как показать, что он не устыдился достоинства этого лица; а, говоря о другом: « лично противостал ему », Павел не считал бы этого делом важным. Притом, если бы это был другой Петр, то переменчивость его не имела бы столько силы, чтобы привлечь и остальных иудеев, потому что он не убеждал и не советовал, а только таился и устранялся, и эта уклончивость и устранение имели силу привлечь к себе всех учеников по причине достоинства его лица.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

18 ст. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. По обращении моем, говорит ап. Павел, я прямо пошел в Аравию, а потом, спустя три года, считая от того же обращения, пошел в Иерусалим, чтобы увидеть Петра вблизи, своими глазами, ибо много слышал о сем апостоле. Его апостол Павел застал в Иерусалиме и пробыл у него 15 дней, а другого кого, либо из апостолов он не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. Всеми этими сообщениями о своем пребывании в Иерусалиме, апостол как бы так говорит Галатам: судите же сами, мог ли я за такой короткий промежуток времени научиться глубине и премудрости Евангельского учения и всему тому, что требуется от апостола, тем более, что я и приходил то вовсе не с этой целью, т. е. чтобы научиться вере, а просто, чтобы видеть Петра и этим самым высказать ему все мое уважение. С другой стороны, пребывая у ап. Петра полмесяца, ап. Павел имел полную возможность поделиться знаниями веры Христовой и ее пониманием, как с ап. Петром, так и с Иаковом, братом Господним, который в это время тоже был в Иерусалиме. Так что они могли ясно видеть, что ап. Павел ни в чем с ними не разногласит. 19 ст. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. 20 ст. А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу. Итак, все, что я написал вам о моем призвании к апостольству, об избрании моем на дело благовествования Самим Богом, а ни кем-либо из людей, хотя бы даже из апостолов, самовидцев Господа, все это, свидетельствуюсь Богом, истинно, не ложно. 21 ст. После сего отошел я в страны Сирии и Киликии. После свидания с ап. Петром и Иаковом, я ушел в Сирию и Киликию и там вел дело проповеди совершенно независимо от кого-либо из апостолов. 22 ст. Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен. Думать про меня, что я научен тайнам веры Христовой кем-либо вообще из христиан, принадлежавших церквам иудейским, основанным апостолами, нет совершенно никаких оснований, ибо никто из этих христиан даже не знал меня в лицо.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

   Затем святитель подробно разбирает три евангельские цитаты, на которые обычно ссылаются католики для обоснования своего учения о папе.     Первая из них — слова Христа, сказанные апостолу после того, как он исповедовал Его Сыном Бога Живого: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:17—19).    Об этой цитате священномученик Горазд замечает, прежде всего, что католики объясняют ее так, будто «Господь Иисус Христос назвал апостола Симона Петром, то есть камнем, и что на этом камне, то есть на апостоле Петре, Он основал Церковь Свою… [Однако] учение, что Господь основал Церковь Свою на апостоле Петре, неправильно, так как:    1. Господь Иисус Христос назвал апостола Симона Петром потому, что на Его вопрос, за кого почитают Его апостолы, ответил: “Ты Христос, Сын Бога Живого”, — и тем выразил твердую, как камень, веру в Божество Господа Иисуса, поэтому в такой связи слово “Петр” означает “человек, который высказал непоколебимую веру”;    2. Под камнем, на котором должна быть создана Церковь Христова, подразумевалась не личность Петра, но его вера, что Господь Иисус Христос является Сыном Бога Живого. [То,] что Господь Иисус под камнем, на котором хотел воздвигнуть Церковь Свою, не подразумевал апостола Петра, но веру в Свою Божественность, нам известно из Священного Писания и из Священного устного Предания.    Об основании Церкви говорится в 1-м послании апостола Павла к коринфянам в том смысле, что «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:11). Апостол Павел обратил особое внимание на то, что Господь Иисус Христос является основанием Церкви, потому, что Церковь в Коринфе начала тогда разделяться на приверженцев Павла, Петра и Аполлоса, и святой Павел указывал, что ни он сам, ни апостол Петр, ни Аполлос, поставленный святым Павлом епископом в Коринфе, не являются основанием Церкви, но Им является единственно Господь Иисус Христос и вера в Его Божественность (см.: 1 Кор. 3:3—11)» (с. 78—79).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3050...

   Смысл и цель всего видения таковы: все эти животные символически обозначали собой все человечество; чистые животные обозначали избранный народ Божий — евреев, а нечистые — язычников, которых Бог очистил крестной смертью Христа-Искупителя, а потому в новом Царстве Божием на земле — Царстве Мессии или Церкви Христовой, нет и не должно быть различия между иудеями и язычниками — все одинаково очищены честной Кровью Агнца Божия Христа, и все одинаково достойны вступить в Его Царство. Как видно из ст. 28, Петр правильно понял потом смысл этого видения.    Этим видением открывается новая эпоха в истории первохристианской Церкви — эпоха призвания язычества в христианство без посредства иудейства. Деян.10:19. Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; Деян.10:20. встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их.    Видение это повторялось трижды, в знак его непреложности, а затем за Петром пришли посланные сотником Корнилием. Так как Петр, не понявший сразу смысла видения, мог придти в недоумение, можно ли ему, как иудею, последовать приглашению язычника, то он тотчас же получил новое откровение от Духа Божия: «иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их». Петр не тотчас же отправился, а пригласил посланных в дом свой и угостил их, конечно, потому, что путь был далек, и они отправились в дорогу только на следующий день. Деян.10:25. Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Деян.10:26. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.    На следующий день, то есть на четвертый день после того, как Корнилию было видение, что видно и из ст. 30, они прибыли в Кесарию, где их дожидался уже Корнилий, созвавший единомысленных, по-видимому, родственников и друзей. Таким образом, в доме Корнилия собралось более-менее значительное общество язычников, готовых уверовать во Христа. Встретив Петра, Корнилий поклонился ему «пав к ногам его». В этом земном поклонении выражалось нечто особенное: возможно, что Корнилий, как язычник, считал Петра за кого-то высшего, чем обыкновенного человека. А потому Петр решительно отклонил такое поклонение себе словами: «встань: я тоже человек», то есть: и я такой же человек, как все. В этом видно, конечно, глубокое смирение Петра. Найдя в доме многих собравшихся язычников, святой Петр сказал, что иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником, но что Бог открыл ему, чтобы он ни одного человека не почитал скверным или нечистым, а потому он и пришел беспрекословно, и спрашивает, для какого дела они позвали его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Апостол же Петр ответил Симону волхву: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия» ( Деян. 8, 20–21 ). И, как бы откликаясь на эту заповедь апостолам, святой апостол Павел пишет коринфянам, которые стали приписывать своим апостолам и духовным руководителям большее значение, чем самой христианской идее: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог... Насаждающий же и поливающий суть одно... ибо мы соработники у Бога» ( 1Кор. 3, 6, 8, 9 ). Господь предупредил апостолов о тяжести и опасности их подвига. Посылая их на проповедь , Господь говорит: «Будьте, как агнцы среди волков» ( Мф. 10, 16 ). В первой главе второго Послания к коринфянам святого Климента, епископа Римского, современника святых апостолов Петра и Павла, и, по преданию, ученика апостола Петра вероятно, с его слов рассказывается несколько подробнее, чем в Евангелии, об этой беседе Господа с апостолами. «Петр же в ответ на это (эти слова Спасителя) говорит: «А если волки растерзают агнцев?» Иисус сказал Петру: «Агнцы не должны бояться волков после смерти своей. И вы не бойтесь убивающих вас и не могущих ничего более сделать, но бойтесь Того, Кто после смерти вашей имеет власть над душою и телом, власть ввергнуть их в геенну огненную» (срав. Мф. 10, 28 ; Лк. 12, 4, 5 ) 1 . Таким образом, последние слова Спасителя, являясь ответом на вопрос апостола Петра, указывают еще на одно условие апостольства: на готовность умереть за свое служение, на земное бесстрашие и единственный страх – страх Божий. Христос сказал двенадцати апостолам: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать, ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф. 10, 19–20 ). В этом напутствии Христовом апостольство открывается в силе чудотворений, вплоть до воскрешения умерших, что мы видим в воскрешении апостолом Петром Тавифы, и в силе слова, когда говорит не сам человек, а Святой Дух, обитающий в нем, ибо, только подобными дарами наделенные, могли эти люди пройти до края земли (а они прошли и до скифских степей, и до Индии, не говоря о Риме, Греции, Македонии, Африке) и обратить ко Христу тысячи людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

В городе Кесарии жил сотник Корнилий. Он был язычником, но человеком благочестивым, добродетельным, боящимся Бога. И вот явился ему ангел и велел пригласить апостола Петра, жившего недалеко. В это время Петр стоял на молитве. Помолившись, он почувствовал голод и попросил есть. Пока готовилось кушанье, он увидел, что небо открылось и оттуда опускается к нему огромное полотно, привязанное за четыре угла, а в полотне находились звери, птицы, гады – животные нечистые, которых запрещалось вкушать. И раздался голос с неба: «Встань, Петр, заколи и ешь». «Нет, Господи, сказал апостол, я никогда не ел ничего скверного, ничего нечистого!» – Тогда голос сказал: «Что Бог очистил, того ты не считай нечистым». Так повторилось три раза, и снова полотно поднялось на небо. Видение окончилось, и Петр не знал, что подумать о нем. В это время пришли посланные от Корнилия и звали Петра к нему, рассказав о явлении ангела. Петр понял тогда, что значило видение, и, повинуясь воле Божией, пошел к Корнилию, которого прежде, как язычника, считал нечистым и недостойным слышать слово Божие. А Корнилий тем временем уже созвал друзей и родственников своих в ожидании прибытия апостола и, увидевши его, вышел навстречу, поклонился до земли и ввел в свой дом. Там, во время проповеди апостола, Дух Святый сошел на язычников: они стали говорить на различных языках и прославлять Бога. Петр крестил их, и с того времени слово Божие стало проповедоваться и между язычниками. Вскоре после того, царь Иерусалимский, Ирод Агриппа схватил Петра, заключил в темницу и осудил на смерть. Накануне назначенного для казни дня, Петр спал ночью между двумя воинами, скованный цепями. У дверей темницы стоял крепкий караул. Все спали. Вдруг светоносный ангел явился в темнице и разбудил апостола. Железные цепи упали с его рук и ног. Он оделся и вышел за ангелом из темницы, не зная, что это такое; думал – сон или видение. Идут они; проходят мимо одной стражи, другой, третьей, и никто не останавливает их – все спит глубоким сном. Вот железные тюремные ворота. Они сами растворились, и Петр вошел в город. Тут ангел стал невидим, и апостол понял, что это действительное событие, а не видение. Он пошел к христианам, которые плакали и молились о нем. Утешив их своим освобождением, Петр на время удалился из города.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

В Первом послании апостола Петра (глава 3, стихи 18–19) говорится: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал». Прежде всего апостол говорит здесь о страданиях Иисуса Христа, означая, что страдания эти были приняты за нас, ради наших грехов. Затем он свидетельствует о безгрешности Спасителя, называя Его праведником. Напротив, людей, за которых Спаситель пострадал, он называет неправедниками, разумея под последними всех людей, ибо все они согрешили и лишены славы Божией. Таким образом, эти слова апостола свидетельствуют об искупительных заслугах Иисуса Христа и напоминают нам известное пророчество Исайи о Христе: «Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни… Он изъязвлен был за грехи наши и мучим – за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». Но Иисус Христос пострадал и умер, как мы уже сказали, не за одного какого-либо человека и не за один какой-либо народ, а за все человечество вообще. Об этом ясно свидетельствует апостол Иоанн в словах: »мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира«. Это же подтверждается и в вышеприведенных словах апостола Петра о том, что дело искупления, совершенного Христом, простерлось и на души людей умерших и с верою ожидавших пришествия Его. Апостол говорит именно, что Иисус Христос, быв умерщвлен по плоти, ожил духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал. Под темницею разумеется именно ад, или состояние духов, которые не удостоены лицезрения Божия. В эту темницу сходили все умершие люди, как зараженные грехами. В эту же темницу сошел и Христос, но не как пленник, а в прославленном виде, как Победитель ада и смерти. В чем состояла проповедь Его там, об этом говорится в 4 главе 6 стихе Первого послания апостола Петра следующим образом: »Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

В посланиях Апостолов, семи соборных и 14-ти ап. Павла, а также в Апокалипсисе ничего не говорится о верховенстве и единовластительстве или наместничестве Петровом; если это есть божественное установление, о нем было бы упомянуто кем-либо из Апостолов; между тем как они постоянно проповедуют о единой главе Церкви, и едином основании ее, Господе нашем Иисусе Христе, об Апостолах же говорят, как о служителях (1. Кор. 3, ст. 5) и споспешниках или соработниках у Бога (ст, 9). Известно свидетельство св. ап. Павла об Иисусе Христе, как единственном основании евангельской проповеди основания иного никто же может положити паче лежащего, еже есть Иисус Христос (ст. 11). Это место иметь величайшую важность в том отношении, что Апостол ведет речь по поводу коринфских партий, из которых каждая прикрывалась каким-либо знаменитым именем, между прочим, и именем ап. Петра или Кифы. Осуждая это разделение, как ниспадение в плотской образ мыслей, Апостол основание для сего осуждения указывал в единстве Христовом и в служебном звании Апостолов. У вас говорят: я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, а я Христов. Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились? ( 1Кор. 1 , ст. 12, 13). Продолжая тоже обличение, Апостол пишет; кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, чрез которым вы уверовали, и притом по скольку каждому дал Господь (гл. 3, ст. 5). Быть не может, чтобы при этом случае ап. Павел не выделил ап. Петра, как Христова на земле продолжателя, и не сказал бы, в каких особых отношениях он ко Христу, и в каких отношениях они, прочие Апостолы, к нему, как наместнику Христову, Быть не может, чтобы он не знал этого основного догмата для Церкви, над созиданием которой он трудился. Подобным образом и в другом месте он не выделяет Петра, когда изображает Церковь созданною на Апостолах и пророках, утверждающихся на основном камне Христе: вы сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостола и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на Котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе ( Еф. 2, 19–21 ). Такое же равенство Апостолов свидетельствует и св. ап. Иоанн Богослов, когда описывает Церковь Божию сходящею с неба в виде города, стена которого имеет двенадцать оснований с именами двенадцати Апостолов Агнца (Ап. 21, 14). Все эти и подобные им места Апостольских писаний свидетельствуют, что обетования Христовы Петру никак нельзя толковать в смысле второго по Христе основного камня для Церкви, на котором положены были его соработники, Апостолы, а на них и все чрез них уверовавшие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010