ап. - апостол архиеп. - архиепископ - блаженный - Вселенский собор - греческий - доцент - еврейский - латинский - митрополит множ.ч. - множественное число - правило - преподобный - протоиерей - профессор - Рождество Христово - святой - священник, священный - так называемый - то есть - толкование франц. - французский Ветхий Завет (В.З.) - Бытие - Второзаконие - Книга пророка Даниила - Книга Екклизиаста, или Проповедника - Книга пророка Иезекииля - Книга пророка Иеремии - Книга пророка Исаии - Исход - Левит - Первая книга Паралипоменон - Вторая книга Паралипоменон - Книга Премудрости Соломона Притч. - Притчи Соломона - Псалтирь - Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова - Первая книга Царств - Вторая книга Царств - Третья книга Царств - Числа Новый Завет (Н.З.) - Послание к Галатам - Деяния святых апостолов - Послание к Евреям - Послание к Ефесянам - Послание Иакова - от Иоанна святое благовествование - Первое послание Иоанна - Послание к Колоссянам - Первое послание к Коринфянам - Второе послание к Коринфянам - от Луки святое благовествование - от Матфея святое благовествование - Откровение ап. Иоанна Богослова - Первое послание Петра - Послание к Римлянам - Первое послание к Тимофею - Второе послание к Тимофею - Послание к Титу - первое послание к Фессалоникийцам - второе послание к Фессалоникийцам - Послание к Филимону - Послание к Филиппийцам Примечания: 1 См. список сокращений в конце книги. 2 В светских, часто идеологизированных определениях догмата обычно негативно характеризуется то, что содержание его не подлежит критике и принимается на истинное без доказательства, практической проверки, а лишь на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету [см., напр., статью “Догмат” в “Советском энциклопедическом словаре” (М. 1984), “Философском энциклопедическом словаре” (М., 1989)]. В основе такого представления лежит непонимание того, что содержание догмата, его истина – это истина о Боге, истина, сообщаемая человеку абсолютным, вечным, неизменным, всесовершенным Богом, Который есть сама жизнь и источник жизни всего, в силу чего содержание догмата не может устаревать, окостеневать. Именно поэтому догмат не мертвая схема, а живой смысл, живое знание и в то же время интеллектуальный каркас вероучения.

http://azbyka.ru/osnovy-pravoslavnogo-ve...

В словах Петра о «царственном священстве» отражено самопонимание раннехристианской Церкви, нашедшее отражение также в других памятниках раннехристианской литературы 447 . Ветхозаветное священство было потомственным, и принадлежность к священству определялась исключительно фактом происхождения из колена Левиина. Из этого колена происходили Аарон и все последующие первосвященники. В Новом Завете на место левитского священства пришло священство «по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона» ( Евр. 7:11 ). Во главе этого священства стоит Сам Христос – «Первосвященник по чину Мелхиседека» ( Евр. 5:10 ). Священство Христа сделало ненужным ветхозаветный культ с его жертвоприношениями, неспособными очистить людей от греха ( Евр. 7:11–28 ). Если в Послании к Евреям акцент делается на священстве Христа, то в Первом послании Петра подчеркивается проистекающее из него священство всего народа Божия. Этот народ – «дом духовный, священство святое», призванное «приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» ( 1Пет. 2:5 ). Говоря о христианах как «царственном священстве», «людях, взятых в удел», «народе Божием» и «священстве святом», Петр очевидным образом имеет в виду слова Бога, переданные Израильскому народу через Моисея: «итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх. 19:5–6 ). Эти слова Петр переосмысливает применительно к новому народу Божию – тем, кто уверовал во Христа и благодаря этому стал новым Израилем. Географические названия, содержащиеся в зачине Первого послания Петра, указывают на провинции Римской империи в Малой Азии. В совокупности эти пять провинций охватывают огромную территорию, которая лишь частично была затронута миссией Павла: из перечисленных областей он проповедовал только в Галатии и Асии, тогда как в Понте-Вифинии и Каппадокии не бывал. Из этого некоторые ученые делают вывод о поздней датировке послания и его псевдоэпиграфическом характере 448 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вступление и почти все послание исполнено сильного негодования: ибо постоянная снисходительность к ученикам, требующим выговора, не свойственна учителю. И Сам Господь делает то же: похвалив Петра, потом его порицает (Мф.16:17 и 23), и учеников называет неразумными (Мф.15:16). Так и Павел, прибегая к строгости и в других посланиях, как например, к Коринфянам, особенно прибегает к ней в Послании к Галатам. Причина этому следующая. Уверовавшие из иудеев, отчасти держась отеческого закона, а отчасти домогаясь быть учителями, внушали галатам, что должно обрезываться и соблюдать субботы и новомесячия, так как ученики Петра не запрещали этого. И, действительно, они не запрещали, но не потому, чтобы так учили, а снисходя к немощи уверовавших из иудеев, которым они и проповедовали. А Павел, проповедуя язычникам, не имел нужды в таком снисхождении. Когда действительно было нужно, и сам он делал уступки: обрезал Тимофея и сам принял назорейство по закону. Но обманщики, не говоря о причинах, по которым и ученики Петра, и сами они делали это, смущали простодушиых, и в вину Павлу ставили именно то, что он то обрезывает, то отвергает обрезание и проповедует в одном месте одно, в другом - другое, и вообще не должно будто бы верить Павлу, который не видел Христа, не Его ученик, а апостолов, но что должно держаться бывших с Петром, как самовидцев. По этой-то причине, воспылав духом, он пишет это послание, и прежде всего направляет свою речь против того, что они говорили, подрывая его достоинство, - именно, что прочие - ученики Христовы, а он - апостолов. Поэтому он и начинает таким образом. ГЛАВА ПЕРВАЯ Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека. Тотчас же и отвергает, что он ученик людей. Ибо не люди, но свыше и от неба он призван, и не чрез человека, но чрез Самого Христа. Ибо хотя крестил его Анания, но не он призвал к вере, а с неба Христос. Почему же он не сказал: Павел призванный, но апостол? Потому что о том и была вся речь: говорили, что людьми он избран в апостолы. Против этого-то он и восстает, показывая, что это неверно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1061...

Второй раз в послании pneuma упомянуто в значении духа человеческого ( Иак.2:26 ). У апостола Петра ссылок на Святого Духа больше и они разнообразнее. Помимо Третьего Лица Троицы pneuma это и человеческий дух – как то, что продолжает существовать после физической смерти ( 1Пет.3:19 ). Во многом пневматологические высказывания апостола Петра совпадают с расмотренными выше характерными особенностями пневматологии апостола Павла. Как и у апостола Павла, мы встречаем упоминание Духа в триадологическом контексте, наряду с Отцом и Христом: по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится ( 1Пет.1:2 ). Также, как у апостола Павла, мы видим здесь освящающее действие Духа Божия (ср. Рим.15:16 и др.). Также, как у апостола Павла, Дух именуется Христовым ( 1Пет.1:11 , ср. Флп.1:19 и др.). Что касается исторической стороны домостроительства Святого Духа, то у апостола Петра более подробно говорится о Его действии в пророках: никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, движимые (feromenoi) Духом Святым ( 2Пет.1:21 ). В другом послании апостол Петр объединяет действия Духа в Ветхозаветное время и в Церкви: в Ветхом Завете Дух обитал в пророках, предуготовляя народ к пришествию Христа и Его подвигу: на которое и на какое время указывал [действовавший] них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу ( 1Пет.1:11 ). После же Его пришествия и вознесения тот же Дух действует в апостолах, проповедь Евангелия показывается как дело Духа Святого: им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы ( 1Пет.1:12 ). Слово посланным с небес Дидим толкует как означающее посланничество Духа от Отца 67 . Речь здесь, конечно же, о домостроительном посланничестве Духа пророкам и апостолам. Характерно представление апостола, что действия Духа Святого имеют цель, которая осуществляется в соответствии с определенными этапами, и то, что предрекалось Им в пророках, реализовалось с пришествием Христа, и посеянное в Израиле, принесло плоды в Христовой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Второй раз в послании рпеата упомянуто в значении духа человеческого (Иак 2:26). У апостола Петра ссылок на Святого Духа больше и они разнообразнее. Помимо Третьего Лица Троицы рпеата — это и человеческий дух, то, что продолжает существовать после физической смерти (1 Пет 3:18). Во многом пневматологические высказывания апостола Петра совпадают с рассмотренными выше характерными особенностями пневматологии апостола Павла. Как и у апостола Павла, мы встречаем упоминание Духа в триадологическом контексте, наряду с Отцом и Христом: по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится (1 Пет 1:2), так же, как у апостола Павла, мы видим здесь освящающее действие Духа Божия (ср. Рим 15:16 и др.). Так же, как у апостола Павла, Дух именуется Христовым (1 Пет 1:11, ср. Флп 1:19 и др.). Что касается исторической стороны домостроительства Святого Духа, то у апостола Петра более подробно говорится о Его действии в пророках: никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, движимые ( ferTmenoi) 74 Духом Святым (2 Пет 1:21). В другом послании апостол Петр объединяет действия Духа в ветхозаветное время и в Церкви: в Ветхом Завете Дух обитал в пророках, предуготовляя народ к пришествию Христа и Его подвигу: на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу (1 Пет 1:11), после же Его пришествия и вознесения тот же Дух действует в Апостолах, проповедь Евангелия показывается как дело Духа Святого: им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы (1 Пет 1:12). Слова посланным с небес Дидим толкует как означающие посланничество Духа от Отца 75 . Речь здесь, конечно же, о домостроительном посланничестве Духа пророкам и Апостолам. Характерно представление Апостола, что действия Духа Святого имеют цель, которая осуществляется в соответствии с определенными этапами, и то, что предрекалось Им в пророках, реализовалось с пришествием Христа, и посеянное в Израиле принесло плоды в Христовой Церкви.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

галина 2012/05/07, 22:09:47 Святые Апостолы Петр и Павел! Простите нам согрешения наши, избавьте от бед и несчастий. Прошу Вашей помощи и защиты, умолите Господа нашего Иисуса Христа быть милостивым к нашей семье, простить грехи наши. Здоровья прошу для дочерей своих Ксении и Кристины. Апостолы праведные, помогите Ксении благополучно родить здорового ребенка, храните их в жизни и направляйте на путь праведный, помогите Кристине в благополучном продолжении учебы, создании хорошей семьи. Благодарю Вас за Ваши молитвы и помощь. Да будет во всем Божья Воля. р.б.Лариса 2012/03/29, 15:33:07 30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31 И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына. Святое Благовествование ОТ ЛУКИ. Глава 1. Всех.Благодарю. Раб Божий Юра Юрченко 2012/03/05, 17:23:18 Во Славу Господа но слово Господне пребывает в век. А это есть то слово, которое вам проповедано. Первое Соборное Послание. Святого Апостола Петра, гл.1 с.25. И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращаются, как и прочие Писания. Второе Собороное Послание. Святого Апостола Петра, гл.3 с.15-16.Хвала Господу хранителю Небес и планет, людей и всего живого и не живого на долгие Века.Аминь. Раб Божий Юра Юрченко 2012/03/03, 22:41:05 Слава Богу за всё!!! Благодарю вас святые Апостолы за скорую помощь и поддержку!!! р.Б. Константин 2012/03/01, 09:07:19 Святии Апостолы Петре и Павле умолите Господа Иисуса Христа простить наши согрешения! Помогите нам в житейских и судебных неурядицах. Подайте скорую помощь сыночку нашему Димитрию, умягчите его сердце, спасите душу, направьте его на путь правый, отжените от него всякий прилог злой. р.Б. Константин 2012/02/14, 17:00:25 Святые апостолы Петре и Павле, молите Господа о моей дочере Елене,ее материально теснит ее начальница.Аминь.

http://isihazm.ru/1/?id=645&c_pid=4

Перевод зависит от смысла, а понимание смысла зависит от субъективного восприятия каждого отдельного переводчика. Слова и другие языковые формы являются носителями, используемыми для общения, и смысл рождается в человеке в процессе взаимодействия с текстом. Но в то же время язык является корпоративным и конвенциональным, что дает людям возможность общаться друг с другом. Сама Библия является общей собственностью человечества. Существуют разногласия относительно того, где найти смысл Писания и как его перевести. Находится ли истинный смысл Писания в головах и намерениях первоначальных авторов? Если это так, то это аргумент в пользу основной идеи школы авторского намерения. Или, возможно, первоначальные авторы не контролировали значения написанных ими текстов? Обратите внимание на то, что апостол Петр написал в своем послании (2-е Петра, 1:20-21): «Знай прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». В человеческом смысле апостолы и пророки были авторами писаний, которые впоследствии были канонизированы как Священное Писание. Всякий раз, когда в связи с переводом Библии используется фраза «первоначальный автор», речь идет о Моисее или Исаии, Иоанне или Павле и т. д. Возможно даже, что авторы не в полной мере осознавали всю значимость того, что Бог побуждал их говорить. Петр сказал в первом послании: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы» (1-е Петра, 1:10-12). Согласно описанию Петра, пророки сами ищут понимания смысла своих пророчеств. Если термин «первоначальные авторы» относится к пророкам и апостолам, то их труды имеют значение, выходящее за рамки их собственного понимания. Во время перевода Писания основным смыслом не обязательно является то, что задумывали записавшие его авторы, или их образ мышления. Сегодня для нас важно написанное ими, и нет иного способа восстановить то, что они задумывали , кроме как изучать их сочинения в свете любой имеющейся информации о контексте, в котором они писали. 

http://bogoslov.ru/article/6025342

Петр и Павел: как братья от одного Отца И почему апостолы не увидели друг в друге противников 12 июля, 2017 И почему апостолы не увидели друг в друге противников Почему в послании Петра нет никаких секретов и чудес, чему он просит нас покоряться и как апостолы смогли признать власть друг друга – размышляет священник Константин Камышанов. Вместо тайны – абсолютное подчинение Священник Константин Камышанов Кто не слышал о том, как апостол Петр ходил по воде, обрушил летающего колдуна, видел славу Господню на Фаворе и вечерял с Христом? Кто не знает о том, как Иисус умыл ему ноги и как Петр предал Христа, а потом умер за Него на кресте вверх ногами? Зная такие великие подвиги апостола, можно было бы ожидать от Петра раскрытия его секретов. Берем в руки его Послание и недоумеваем: там нет никакого секрета хождения по водам и как своей тенью исцелять больных. Более того, написано поразительно мало. Человек, который провел с Христом три года, ел и пил с Ним, беседовал, был свидетелем бесчисленных чудес, не посчитал уместным рассказать о каждом дне с Христом, о каждой беседе и каждом чуде. А вместо того мы читаем в послании то, что и так всем понятно: любить Бога, исполнять заповеди, молиться, поститься, и наставления пастырям!!! Это и все? Но ведь это и до Петра все было известно: чти Бога, соблюдай заповеди, имей страх Божий, питай священников и будь милосерд. Прочтем послание еще раз и выделим места, которые обозначены словом «итак». Под ними краткий итог больших смысловых блоков. В них кредо апостола. Итак , отложите злобу и станьте домом духа. Итак, проводите чистую жизнь среди язычников, чтобы и они, видя ваши добрые дела, прославили Господа. Итак, …а это третье «итак» есть нечто совершенно неудобоваримое для современников. Скажи сегодня такие слова настоятель столичного храма, его тут же ославят на всю вселенную, оскорбят и окатят презрением: Б удьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, – как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.

http://pravmir.ru/petr-i-pavel-kak-braty...

Потому что, как Златоуст писал: «тот, кто не уважает священника, рано или поздно, тот кто презирает священника, он придет до презрения Бога Самого». А Августин даже писал: «смотри не на жизнь священника, а на его учение». Тоже такой важный аспект был. А у нас – Патриарх, Православный Патриарх. Человек, который имеет блестящее богословское образование. Мы должны сохранять верность священноначалию, потому что отказ поминать Патриарха – это раскол. А грех раскола, как мы уже сегодня говорили, он не смывается даже мученической кровью. И мы не должны допускать в нашем доме осуждения любого священника, тем более в его отсутствие. Это вообще неприлично обсуждать даже какого-то человека, в его отсутствие – то есть за глаза. Тем более священнослужителя. Это просто неприличный тон. И мы должны воспитывать детей в уважении к пастырям и архипастырям нашей Церкви. Конечно, Церковь – это живой организм и у нас есть полемика между разными направлениями миссионерского служения. Например, есть Александр Леонидович Дворкин, есть какие-то вещи, с которыми я не согласен в его понимании миссии. И с его стороны есть какие-то претензии к моему служению. Это в порядке вещей. Апостол Павел даже писал: «Надлежит быть разномыслиям, чтобы выявились искусные». Искусные – не в смысле искусители, а те, которые более правы. Так и внутри Церкви – существуют разные, такие как бы религиозные партии, группы. Например, в апостольском веке была одна религиозная партия вокруг апостола Петра, другая - вокруг апостола Павла. И были несовпадения. Очень серьезные такие несовпадения, в том числе и идеологического характера. Мы видим там претензии апостола Петра, например, к апостолу Павлу, это Второе Послание Петра, 3 глава, 15-16 стих. Там такая серьезная, мягко говоря, критика, что есть нечто неудобовразумительное в посланиях Павла. И в Послании к Галатам во 2 главе, мы видим, говорится о сложности, которую Павел обнаруживает в апостоле Петре. Это 2 глава с 11 стиха и ниже – Послание к Галатам. Павел пишет: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию, ибо до пришествия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками, а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.

http://radonezh.ru/text/gde-predely-tser...

Протестантские богословы не хотят видеть установления пастырства как специального служения. Они говорят, что в Евангелии нигде не указан акт положительного учреждения преемственного духовного служения со стороны Господа. Распространять и передавать дар, принадлежащий только Апостолам, нельзя, – учат протестантские богословы. В оправдание своих ложных взглядов они ссылаются на слова св. Апостола Петра: «Вы же род избран, царское священие, язык свят, люди обновления, яко да добродетели возвестите (и) из тьмы вас призвавшего в чудный Свой свет» (1 Соборное Послание, 2,19). Этот текст, по мнению протестантов, исключает необходимость пастырского служения, так как все христиане «род избран», «царское священие». Зачем нужно специальное священническое служение, когда все священники. Несостоятельность протестантского отрицания пастырства, основанного на произвольном толковании текста Послания Апостола Петра, вполне очевидна. Нет нужды обращаться к другим местам Священного Писания, чтобы показать ложность этого учения. Достаточно лишь дочитать это Послание до конца, чтобы убедиться в неправильности протестантской мысли. В 5-ой главе Первого Соборного Послания (Стихи 1–4) св. Апостол Петр, обращаясь к христианским пастырям, пишет: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых, и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно (и богоугодно), не для гнусной корысти, но из усердия; и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду. И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы 20 . Из вышеприведенного текста видно, что в апостольское время уже существовал специальный класс христианских пастырей, к которым обращается с наставлением Апостол Петр. Из слов св. Апостола Петра видно, что этот класс пастырей имеет самую тесную связь с Господом и Апостолами. Так, Апостол Петр называет себя «сопастырем», то есть, несущим такое же служение, как и пастыри; а Господа Иисуса Христа именует Пастыреначальником. Какая может быть речь о всеобщем священстве, когда наставляя христиан, Апостол Петр пишет: «Младшие повинуйтесь пастырям» (Стих 5), а не наоборот. Воскресший Господь являлся не всему народу, а только Апостолам, которым должно было стать свидетелями для всех народов, поучал Тайнам Царствия Божия только Своих ученико 21 . И только Апостолам Христос дал благодатные полномочия учить, руководить людей и соединять их с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010