В виду этого ап. Иоанн пишет свое второе послание «избранной госпоже и детям ее» и в первом послании, обращаясь к «отцам», обращается в особенности к «юношам и детям» ( 1Ин.2:18–27 ; 2Ин.1:1 ). Особенно метко обличение апостольское поражает женщин легкого поведения и образа мыслей, «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины», «обольщаемых лжеучителями, вкрадывающимися в домы», берущихся за пропаганду модного разврата 21 . Самое название лжеучителей «мечтателями», а их учения «баснями» и притом «бабьими» 22 указывает прихотной женский вкус, на который рассчитывали проповедники модного учения. Популярность, которую приобрело себе между малоазийскими христианами новое лжеучение, естественно возбуждала проповедников его к упорному неповиновению апостольской и церковной власти, какое некогда оказал Корей, в отношение к Моисею и Аарону ( Иуд.1:11 ). Лжеучители называют себя пророками и апостолами, бесцеремонно извращают богодухновенное и пророческое учение и оказывают через своих приверженцев открытое сопротивление апостолам, «понося их злыми словами и изгоняя верных чад из церкви» 23 . Отсюда апостолы вынуждены были прилагать особую заботу об устройстве церковного порядка по всему округу малоазийских церквей личными распоряжениями и через доверенных лиц, и на искажавших истинное апостольское учение налагать то строгое прещение, которое мы и находим в конце Апокалипсиса 24 . Преемственно продолжая начавшееся в первое время апостольской церкви отступление от истины Христова учения, малоазийское лжепророчество в свою очередь прошло два периода, которые разделяются мученическою кончиною трех первоверховных апостолов Иакова, Петра и Павла и разрушением Иерусалима. Возбужденная первоначально соединенными силами всех главных апостолов реакция против лжепророков в среде верующих была довершена, по кончине Иакова, Петра и Павла, силою одного «столпа» церкви – Иоанна. Уже ап. Иаков внушал верующим в заключение своего послания особую заботу об исправления уклоняющихся от истинного пути: «если кто из вас уклонится от истины и обратит кто его, – пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским; но и его нельзя назвать оскотиненным человеком, ибо, по свидетельству книги Деяний Апостольских (10, 2), он был человек «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу». Понятно после этого, почему и Апостолы не только не презирали, а напротив с истинным уважением относились к военному званию и не находили ничего соблазнительного в том, что свое содержание воины получали от государства. Так ап. Павел пишет ученику своему Тимофею: «Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» ( 2Тим. 2, 3, 4 ). «Преподаю тебе» сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин» ( 1Тим. 1, 18 ). И в послании к Коринфянам: «Какой воин служит когда либо на своем содержании?» ( 1Кор. 9, 7 ). Если бы апостолы считали воинов оскотиненными людьми, то они не уподобляли бы им деятельности и трудов апостольских. Первенствующие христиане также не считали участие в военной службе противным своей христианской совести. Под римскими знаменами существовал даже особый полк, состоявший из одних только христиан. Климент Римский прямо восхваляет тех героев, которые оружием защищали свое отечество. Целый собор христиан – Арелатский постановил отлучать от церкви, между прочим, тех, кто видит в военной службе и в войне лишь зло и отказывается от участия в них 188 ; а собор этот был еще во времена языческих гонений на христиан. – Ясно, что учение Толстого совершенно противоречит учению христианскому, как противоречит ему анархизм вообще. Крайним выводам анархизма Толстой остается верным и в своих суждениях о государстве. Государство, по его мнению, совершенно не нужно, потому что нет в нем никому никакой надобности. Теперь, говорит он 189 , ведь нет таких злых людей, от насилия и нападения которых спасает государство и его войско, а все люди нашего времени не употребляют и не носят оружия и все, исповедуя правила человеколюбия, сострадание к ближним, желают того же, что и мы, – только возможности спокойной и мирной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

В Новом Завете мы ясно видим как бы некоторую преемственную цепь, через которую передавалось и распространялось Божественное откровение. Бог Отец, Иисус Христос , апостолы – вот звенья этой цепи, неразрывно связанные между собою. Христос был послан (см.: Мф. 15, 24 ; Лк. 4, 43 ); Он был Посланник (см.: Евр. 3, 1 ).Своим ученикам, явившись по воскресении, Господь говорит: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас ( Ин. 20, 21 ). Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари ( Мк. 16, 15 ). Еще раньше из множества учеников Христос избрал... двенадцать, которых и наименовал Апостолами ( Лк. 6, 13 ). И в Новом Завете, и в древнецерковной литературе слово «двенадцать» ( δδεκα) является техническим термином, который обозначает совершенно определенную и исключительную величину – двенадцать апостолов, ближайших преемников Господа. Евангелист Иоанн говорит о Фоме, что он – один из двенадцати ( Ин. 20, 24 ), хотя апостолов тогда было всего одиннадцать. От этого определенного числа отпал Иуда, чтобы идти в свое место ( Деян. 1, 25 ), хотя раньше, по слову апостола Петра, он был сопричислен к апостолам и получил жребий апостольского служения ( Деян. 1, 17 ). Вскоре же по вознесении Господа апостолы заботятся о том, чтобы число двенадцать было опять полным. Но в апостолы нельзя избрать и поставить: здесь должно быть особенное Божественное избрание и посланничество. Ученики поставили тех, которые находились с ними во все время, когда пребывал и обращался с ними Господь Иисус, – Варсаву и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства... И бросили о них жребий ( Деян. 1, 21, 23–26 ). Апостольство представляется здесь служением исключительным, на которое может поставить только Сам Господь. Вот почему и апостол Павел всегда в подтверждение своего апостольского достоинства ссылается на то, что он поставлен апостолом ( 1Тим. 2, 7 ; 2Тим. 1, 11 ), когда на пути в Дамаск он упал на землю гонителем Савлом, а встал апостолом Павлом, чтобы быть свидетелем Господним пред всеми людьми (см.: Деян. 22, 6 и далее). Павел стал потому апостолом, что слышал от Самого Господа: Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам ( Деян. 22, 21 ). Вот почему апостол Павел многие свои послания и начинает с указания на то, что он – призванный Апостол ( Рим. 1, 1 ; 1Кор. 1, 1 ), апостол волею Божиею ( 2Кор. 1, 1 ; Еф. 1, 1 ; Кол. 1, 1 ; 2Тим. 1, 1 ), избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем ( Гал. 1, 1 ). От Самого Христа Павел получил апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы ( Рим. 1, 5 ). Как апостол он и имеет цену и значение (см.: 1Сол. 2, 7 ). Так, в Новом Завете звание «апостола из двенадцати» имеет исключительно важное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

В оправдание непогрешимости каждого члена своей общины сектанты приводят следующие места: “И так извергните развращенного из среды своей”.... “Всякий рожденный от Бога не делает греха”. Грешники были и у Апостольской Церкви. Лживое сектантское понимание сего места, в полной безгрешности всякого верующего в Бога, изобличается следующим. “Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние”... Если этот же св. Апостол называет людей, скрывающих грехи и отрицающих их, лжецами и Богообманщиками, то ясно, что сектанты, огораживая свою святость этим текстом, страшно лгут на св. Апостола, который с особенной ясностью говорит в своих посланиях о грехах двух степеней, так как в 1Ин. 1:8,10 он говорит о грехах общих, которые строго велит исповедовать; в 1Ин.3:9 , упоминает о страшном грехе к смерти, от которого и предупреждает верующих, так как начало этой главы относится к людям отвергающим Христа, именно 1Ин.3:7 говорит против обольстителей. Апостолы также каялись во грехах. “Верно и всякого понятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый”... Только Богообманщики не признают греха. “Если говорим, что не имеем греха, то истины нет в нас”.... 2) Обольщая себя мнимой святостью, сектанты таким образом отвергли таинство покаяния и против повторимости его приводят следующее место. ( Евр.6:4 ). “Ибо невозможно – однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему”. обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему”. Истинный смысл: напротив, здесь именно и говорится о повторимости покаяния, которое существовало в Апостольской Церкви для очищения согрешающих и находящихся в Церкви, но здесь Апостол говорит о совершенно отпадших людях и пренебрегших совершенно спасением во Христе и даже ругающихся Ему; для таковых разумеется не может быть никакого средства, если они отвергают веру во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

В этой книге рассказывается, что когда стали происходить смуты и волнения в Церкви из-за вопроса о том, следует ли христианам из язычников исполнять закон Моисеев, то был собран в Иерусалиме собор, на котором, после долгих и всесторонних обсуждений, было единогласно принято, что христианам из язычников не следует исполнять закона Моисеева – этого ига, которого, как сказал апостол Петр, не могли понести ни отцы наши, ни мы ( Деян. 15:10 ). Постановление этого апостольского собора, которое было послано христианам из язычников, было таково: «Поскольку мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас [своими] речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон (ветхозаветный, в том числе и, конечно субботу), чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом...Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более(ни жертвоприношений, ни новомесячий, ни суббот и ничего прочего, что есть в Моисеевом законе), кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы ( Деян. 15:24–25  и Деян.15:28–29 ). Как изволите видеть, в решении не сделано никакого исключения ни для чего ветхозаветного. Все отменено для христиан из язычников, кроме того, что в нем перечислено, о субботе нет и слова. Адвентист возразил: «Если в решении апостольского собора не упоминается о субботе, то в деяниях его говорится о ней. Так апостол Иаков, председатель этого собора сказал: «Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедающих его, и читается в синагогах каждую субботу» ( Деян.15:21 ). Значит христиане праздновали субботу и мы должны праздновать ее». Я сказал: «И вам не стыдно приводить такое свидетельство в доказательство того, что при апостолах праздновали субботу и нам должно ее праздновать? Ведь апостол Иаков сказал не о христианах, а о евреях, неверующих во Христа, что они проповедуют закон Моисеев «от древних родов».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pochemu-...

Ведь учители суть изъяснители пророческих речей, словно уши, слышащие и понимающие то, что видят и являют видящие очи» 22 . Блаж. Феодорит Кирский прямо говорит, что под учительством следует понимать обучение божественным догматам 23 . Итак, обобщив то, что нам известно об учителях в век апостольский и о той атмосфере, в которой они действовали, мы можем утверждать, а вернее – предполагать лишь следующее: В апостольский век, жизнь христиан была проникнута духом всеобщей любви, молитвы, проповеднической деятельности, харизмы, близкого ожидания Спасителя и Нового Царства, но в тоже время шло в ней и обучение основам христианского учения. Деепиатель перечисляет четыре аспекта постоянной деятельности ранних христианских общин во времена апостолов, а именно: учение, общение, преломление хлеба и молитва ( Деян.2,42 ; ср.:2,46) 24 . Согласно перечислению Павла (в послании к Евреям) учение состояло в начатках учения о Христе, учения о крещениях ( βαπτισμων) 25 , учение о возложении рук, о воскресении мертвых и о вечном суде ( Евр. 6– 2 ). Учители были людьми знавшими Самого Господа и Апостолов. Учителя пользовались большим уважением и авторитетом 26 . 1.2. Учители в Антиохи (Деян.13:1) и преподавание ап. Павла в Ефесе (Деян. 19: 9 – 10) Впервые о учителях церковных Лука упоминает в 13 гл. Деяний: «Были же в Антиохии, в сущей ( ουσαν) там церкви пророки и учители: Варнава, Симеон, называемый Нигер, и Лукий Киринеянин, Манаин, совоспитаник ( συντροφος) Ирода четверовластника, и Савл» (13:1). История возникновения поместной церкви в Антиохи передается Лукой в следующих словах: «Между тем, рассеявшиеся от происшедшего из-за Стефана гонения, прошли до Финикии, и Кипра, и Антиохии, никому не проповедуя слова, кроме одних только иудеев. Были же некоторые из них Киприяне и Киринеяне, которые, придя в Антиохию, говорили и Эллинам, благовествуя Господа Иисуса» (11– 20). По благодати Господней, многие из язычников в Антиохии обратились к Господу. Апостолы из Иерусалима туда делегировали Варнаву, который, придя в Антиохию «увещевал всех держаться Господа искренним сердцем» ( Деян. 11:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«внимайте себе и всему стаду, в котором Дух святой поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своей» ( Деян. 20:28 ). Как узнать, есть ли на пастыре благодать св. Духа, или нет? Если пастырь получает посвящение от епископа, который ведет свое преемство от самих апостолов, то на таком пастыре есть благодать св. Духа все же пастыри, которые не ведут своего преемства от апостолов, благодати на себе не имеют и являются пастырями ложными. Почему этим именно способом узнается законность пастырей? Потому что Господь по восшествии своем на небо ниспослал св. Духа не на всех верующих, а только на апостолов (Деян.). Откуда видно, что только Апостолы имели в начале благодать св. Духа? Это видно из книги Деяний апостольских, где говорится, что «находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышавши, что самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого... тогда возложили руки на них, и они приняли Духа святого. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги» ... ( Деян. 8, 14–18 ). Апостолы полученную ими от Бога благодать св. Духа передавали ли преемникам, пастырям Церкви? Да, передавали. Сие открывается из следующих слов св. ап. Павла к Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим. 4, 14 ) и в другом месте: «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 2Тим. 1, 6 ). Передавали ли в свою очередь преемники Апостолов благодать Божию последующим пастырям Церкви? В свою очередь и преемники св. Апостолов передавали полученную ими благодать Божию последующим пастырям Церкви, как об этом свидетельствует Апостол Павел в послании к Титу: «для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» ( Тит. 1, 5 ; см. также 2Тим. 2, 2 ; 1Тим. 5, 22 ). Таким образом благодать св. Духа, ниспосланная Господом на апостолов и переданная ими своим преемникам – пастырям Церкви, дошла до наших дней и будет существовать на пастырях Церкви до конца мира. Из сказанного понятно, что если благодать Божия передается только через преемство пастырей Церкви, то и пребывает только на тех пастырях, которые ведут свое преемство от Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Вновь основанные Церкви апостол мыслит тесно связанными не только между собой, но и преимущественно с древнейшей Церковью Иерусалимской. Если язычники объединились с иудеями в духовном, то должны... послужить им и в телесном ( Рим.15:27 ) 208 . Но особенно замечательны те места посланий апостола Павла, где говорится даже о существовании материальных вспомоществований между христианскими общинами. Такое материальное общение (κοινωνα) было как бы некоторым установлением; вопрос ο κοινωνα возникал при самом основании новых общин, как можно видеть из Послания к Гал.2:9–10 ): Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнить в точности. И действительно, с фактом благотворения и помощи между Церквами мы встречаемся многократно 209 . У апостола даже находим указания на упорядочение сборов милостыни: он по разным Церквам заводит одни порядки в сборе милостыни 210 . Апостол Павел постоянно желает признания своей миссионерской деятельности со стороны Иерусалимской Церкви 211 и старается собирать для неё на различных местах своего благовествования пожертвования, причём пожертвования в пользу иерусалимской общины со стороны христиан из язычников апостол считает даже как бы долгом (φειλται εσν ατν) 212 . Наконец мы должны отметить, что на самых первых порах христианской жизни имеет место так называемый Апостольский Собор. Павел и Варнава вместе с некоторыми другими идут из Антиохии к апостолам и пресвитерам в Иерусалим для разрешения недоумений, возбужденных некоторыми пришедшими из Иудеи. Апостолы и пресвитеры со всей церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавой, именно: Иуду, прозываемого Варсавой, и Силу, мужей, начальствующих между братиями, написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия – находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников» ( Деян. 15:22–23 ). Как смотреть на этот факт? Имел ли Апостольский Собор какой-нибудь юридический авторитет? Собирался ли он по какому-либо ранее составленному уставу? Очевидно, нет. Однако же Собор решает вопрос, возникший в Антиохии, и отправляет послание к христианам Антиохии, Сирии и Киликии. Отношения между Церквами не регламентированы, но эти отношения были, и в них выражалась идея соборного единства Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Хотя Он за всех предал Себя и всех возлюбил, но Павел, размыслив, от чего освободил нас Христос и что даровал, и возгоревшись любовью, общее приписывает себе, как и пророки говорят: «Боже, Боже мой». А вместе с тем и показывает, что каждому должно оказывать Христу такую благодарность, как если бы Он умер ради него одного. Но воспользовались этими благодеяниями только те, которые уверовали в Него. Так что держащийся закона показывает, что Христос не умер для него. Как же ты не страшишься сего, но опять возвращаешься к закону, являя бесполезной для тебя  смерть Господа. И заметь выражение  «предавшего Себя» – ради ариан.                               Митрополит Антоний Сурожский.  Воскресные проповеди.  Чудесный улов рыб  ( Апостольское чтение)     Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодняшнее апостольское послание нам говорит, что сеющий скудостью – скудостью и пожнет, а сеющий богато соберет богатую жатву. И вот нам кажется иногда: что мне сеять, – я так убог: как я могу сеять, когда у меня нет ничего, что я мог бы посеять в жизнь вечную, не временное, а вечное?.. И тогда мы должны помнить, что и сеятель земной, который сеет семя в поле, не свое сеет; не он создавал семя, не ему оно принадлежит. Господь создал семя, Господь дал силу, Господь раскрыл поле перед ним, и это семя – Господне семя; оно принесет плод не потому, что сеятель богат, не потому, что он умеет сеять, а потому что он щедро расточает по всему полю то, что Господь ему дает из часа в час. Он не может присвоить себе этого семени, он не может даже почувствовать, что он богат, а только что из его рук льется это семя по лицу земли, и верить, что принесет это семя плод. И вот, в некоторые мгновения жизни бывает, что сеешь: сеешь от сердца, сеешь с любовью: сеешь, однако, со стесненным чувством, что ты так убог, что давать-то нечего. И вдруг вспомнишь, что Господь – великий Сеятель, что Он семя создал и сеет и дает плод этому семени, и возгревает его солнцем, и взращивает его…

http://bible.predanie.ru/nedelya-18-aya-...

Вокруг этого места обитают четыре народа, которым мы Божией милостью возвещали слово Христа; им я, пока жив, могу, с Вашего соизволения, быть полезен. Ибо я желаю, при содействии Божией благодати по Вашим молитвам, быть в близкой связи с Римской Церковью и продолжать служить Вам среди германских народов, к которым я был послан, как написано: Дети, послушайте меня, отца, и поступайте так, чтобы вам спастись ( Сир. 3:1 ), и далее: Уважающий отца будет долгоденствовать ( Сир. 3:6 ), и еще: Почитай отца твоего... чтобы пришло на тебя благословение от Господа, ибо благословение отца утверждает домы детей ( Сир. 3:8–9 )... 344 30 (89). Папа Захария принимает монастырь Фульда в свою юрисдикцию (751) Папа Захария – епископу Бонифацию и через него всем последующим аббатам в созданном им монастыре вовеки. Так как подлежит одобрению то, что согласуется с разумными желаниями, никак не подобает отказать основателю богоугодной обители в смиренной просьбе о полномочиях, предоставляемых в виде привилегий. И как ты просил у нас, чтобы построенный тобой монастырь Спасителя, расположенный в месте, которое называется Бохония, на берегу реки Фульды, был отмечен привилегией Апостольского престола, – так чтобы он был под юрисдикцией нашей Святой Церкви, которой мы по Божией воле служим, и не подчинялся юрисдикции какой-либо иной Церкви, – мы, идя навстречу твоему благочестивому пожеланию, данной нам властью исполняем то, чего ты просишь. Поэтому мы данной нам властью запрещаем любому священнослужителю какой бы то ни было Церкви, кроме Апостольского престола, иметь какую-либо власть над вышеназванным монастырем и даже служить там святую мессу, если его не пригласит к тому аббат монастыря, так чтобы монастырь прочно сохранял за собою привилегию подчинения Апостольскому престолу. Этим письменным изъявлением нашего решения мы так постановляем и запрещаем любым предстоятелям какой бы то ни было Церкви и облеченным любым достоинством священнослужителям притязать на власть над этим монастырем, под страхом отлучения того, кто решится каким-либо образом пренебречь пожалованным названному монастырю отличием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010