Развитие ремесленного производства, связанное с обслуживанием новых дворов, армий, администраций и мусульманских учреждений, стимулировало рост и благоустройство городов (Нишапур, Шираз, Исфахан, Горган и др.). Средоточием социально-политической жизни городов становились наряду с дворцами эмиров медресе и мечети, вокруг которых группировались богословы-улемы (улама) и законоведы-факихи (фукаха). К XI в. все большую роль начинают играть цехи, на внутреннюю организацию которых заметное влияние оказывали суфийские братства. Несмотря на значительную численность населения (в среднем 20-30 тыс. чел.), города имели полуаграрный облик и разделялись внутренними стенами на кварталы, нередко враждовавшие между собой. Городского самоуправления не было. Главные представители власти - раис (градоначальник), кази (духовный судья и глава улемов округа), имам соборной мечети, мухтасиб (надзиравший за общественной нравственностью и деловой этикой), асас (начальник ночной стражи), накиб (глава корпорации сайидов - потомков Мухаммада) - назначались сверху. Социальное напряжение регулярно вызывали столкновения суннитов (знати и купечества) и шиитов (ремесленников и крестьян), а также схватки приверженцев различных суннитских мазхабов (особенно ханафитов и шафиитов). Чаша со сценой из эпической поэмы Фирдоуси «Шахнаме». Кон. XII – нач. XIII в. (ГМИНВ) Чаша со сценой из эпической поэмы Фирдоуси «Шахнаме». Кон. XII – нач. XIII в. (ГМИНВ) Подконтрольным гос-ву видом работорговли был ввоз из тюрк. степей мальчиков и юношей для службы в отрядах конных гулямов (гуламов) - воинов-рабов. Из среды гулямов происходил Себюк-тегин, который в 70-80-х гг. X в., при развале Саманидского эмирата, создал крупное княжество на востоке Хорасана со столицей в Газни. Ок. 999 г. его сын Махмуд захватил саманидские земли к югу и юго-западу от Амударьи, в 1000 г. взял Нишапур, а в 1002 г.- Систан. Свою зависимость от Газни признали Зийариды Горгана. В 1029 г. Махмуд Газнави отнял у ослабевших дейламитских государей Хамадан, Казвин, Исфахан. Рей, интеллектуальный центр шиитов, где при буидском дворе неск. лет жил и творил Ибн Сина , был практически уничтожен. Вместе с тем Махмуд прославился как покровитель науки и искусства, привлекавший (порой принудительно, напр. Бируни) к своему двору многочисленных ученых и поэтов, писавших как на араб., так и на персид. языке. В лирической и панегирической поэзии XI в. получили известность одописцы Фаррухи, Манучихри, Унсури. Особое место в истории персид. словесности заняла эпическая поэма Фирдоуси «Шахнаме» (Книга царей).

http://pravenc.ru/text/673877.html

Во-первых, один из признаков, которые предлагаются Библией в качестве определяющих и отличающих подлинное пророчество от ложного – это чудо. То есть, необыкновенное событие, причём такое, которое невозможно подстроить, ни даже предвидеть человеческим умом его появление. Господь Иисус Христос говорил о Себе иудеям: а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем ( Ин 10:38 ) Вот еще пример. Царь Езекия вопрошает Господа и Тот через пророка Исайю возвещает царю: И вот тебе знамение от Господа, что Господь исполнит слово, которое Он изрек. Вот, я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило ( Ис 38:7–8 ). Что здесь обращает на себя внимание? То, что истинность этого критерия вполне очевидна. Бог даёт понять, что Он – Хозяин этого мира, его Творец и Промыслитель. Но, быть может, кто-то скажет: эти чудеса произошли в прошлом, и мы не были их свидетелями. Однако здесь есть вполне ясный ответ – Тот, Кто творил божественные чудеса в прошлом, может творить их и сейчас, так, чтобы любой желающий мог в том убедиться. И Он творит! Недостатка в истинных чудесах в Православной Церкви нет. Каждый желающий может убедиться в том, например, наблюдая регулярное чудо схождения Благодатного огня в Иерусалиме. Это чудо известно с древнейших времён, самые ранние христианские упоминания о нём мы находим в IV веке, нехристианские – с IX (арабские историки Бируни и Масуди). По характеру своему чудо сие совершенно просто, и в то же время необъяснимо естественными законами природы: из года в год, из века в век каждую Великую Субботу от Гроба Господня в Иерусалиме в руки православного патриарха прямо из воздуха сходит необычный огонь, который патриарх на свечах передаёт молящимся в храме. Огонь этот обладает особыми свойствами: первые несколько минут после схождения он совершенно не обжигает, даже ткань и волосы. Чудесные свойства сохраняются на протяжении нескольких минут, после чего пламя приобретает свойства обычного огня.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

D. Reproduced from Brit. Mus. Ms. Or. 8349/The Translation facing the Text by R. R. Write. London, 1934. Бируни 1950 – Бируни. Сб. статей/С. П. Толстов. М.; Л., 1950. Бируни 1954–1956 – Abu Rayhan b. Ahmad al-Biruni (d. 440 A. H./1048 A. D.). Al-Qanunul-Mas‘udi (Canon Masudicus, an encyclopaedia of astronomical sciences)/M. Nizamu’ d-Din. Hyderabad, 1954–1956. Vol. I–III. Бируни 1958 – Ал-Бируни Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад. Памятники минувших поколений//Абу-р-Райхан ал-Бируни. Избр. произведения/Пер. и примеч. М. Салье. Ташкент, 1958. Т. I. Бируни 1963 – Ал-Бируни. Минералогия. М.; Л., 1963. Бируни 1975 – Абу-р-Райхан ал-Бируни. Книга вразумления начаткам науки о звездах//Абу-р-Райхан ал-Бируни. Избр. произведения. Ташкент, 1975. Т. VI. Бируни 1976 – Абу-р-Райхан ал-Бируни. Канон Мас‘уда/Пер. и примеч. Б. А. Розенфельда и А. Ахмедова при участии М. М. Рожанской (пер. и примеч.), С. А. Красновой и Ю. П. Смирнова (пер.), указ. А. Ахмедова//Абу-р-Райхан ал-Бируни. Избр. произведения. Ташкент, 1976. Т. V. Ч. 1. Боднарский 1953 – Боднарский М. Античная география. М., 1953. Большаков 2000 – Большаков О. Г. Уточнения к переводу «Записки» Ибн Фадлана//ДГ, 1998 г. М., 2000. С. 54–63. Большаков 2006а – Большаков О. Г. Ал-Гарнати//ИТ. Т. II. С. 770–802. Большаков 2006б – Большаков О. Г. Ал-Истахри – Ибн Хаукаль//ИТ. Т. II. С. 745–752. Булгаков 1958 – Булгаков П. Г. «Книга путей и государств» Ибн Хордадбеха (к изучению и датировке редакций)//Палестинский сборник. Л., 1958. 3 (66). С. 127–136. Булгаков, Розенфельд, Ахмедов 1983 – Булгаков П. Г., Розенфельд Б. А., Ахмедов А. А. Мухаммад ал-Хорезми. М., 1983. Буниятов 1964 – Буниятов 3. М. Азербайджан в VII–IX вв. Баку, 1964. Валидов 1924 – Валидов А. 3. (Зеки Валиди Тоган). Мешхедская рукопись Ибн-уль-Факиха//Известия РАН. Пг., 1924. VI серия. 1–11. С. 237–248. Васильев 1904 – Васильев А. А. Агапий Манбиджский, христианский арабский историк X века//ВВ. 1904. Т. XI С. 574–587. Васильев 1998 – Васильев А. А. История Византийской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Около 1010 г. он вернулся, однако после подчинения Хорезма тюркскому правителю Махмуду ад-Даула (997–1030) ал-Бируни в 1017 г. заставили переехать вслед за Махмудом в тогдашнюю столицу Афганистана, город Газну. Несколько лет, с разрешения Махмуда, ал-Бируни провел в Индии. Умер в Газне в 1048 г. Ал-Бируни принадлежат крупнейшие труды: «Памятники минувших поколений», «Индия», «Канон Мас‘уда» (Мас‘уд – преемник Махмуда Газневи, 1030–1041), «Минералогия», «Фармакогнозия» и др. В настоящем издании приведены фрагменты из книг ал-Бируни «Памятники минувшим поколениям» («Следы, оставшиеся от прошлых поколений») или, как ее иногда еще называют, «Хронология» («Асар ал-бакийа ‘ани-л-курун ал-халийа»), «Канон Мас‘уда» («Масудовские таблицы по астрономии и звездам») («Ал-Канун ал-Мас‘уди фи-л-хай’ат ва-н-нуджум»), «Книга вразумления начаткам науки о звездах» («Обучение началам искусства астрологии») («Китаб ат-тафхим ли ава’или сина‘ат ат-танджим»). В этих сочинениях уделяется внимание восточноевропейским территориям, народам и водным пространствам. Издания и переводы: Памятники минувших поколений: Chronologie orientalischer Völker von Alberuni/Hrsg. Von Dr. E. Sachau. Leipzig, 1878; Chronology of ancient nations, an english version of the arabic text of the Athar ul-Bakiya of Albiruni or «Vestiges of the past» collected and reduced to writing by the author in A. H. 390–391/A. D. 1000/Transl. and ed. with notes and index by E. Sachau. London, 1879; Аль-Бируни Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад. Памятники минувших поколений//Абу-р-Райхан аль-Бируни. Избр. произведения/Пер. и примеч. М. Салье. Ташкент, 1958. Т. I. Канон Масуда: Abu Rayhan b. Ahmad al-Biruni (d. 440 A. H./1048 A. D.). Al-Qanunul-Mas‘udi (Canon Masudicus, an encyclopaedia of astronomical sciences)/M. Nizamu’ d-Din. Hyderabad, 1954–1956. Vol. I–III; Абу-р-Райхан ал-Бируни. Канон Мас‘уда//Абу-р-Райхан ал-Бируни. Избр. произведения/Вступит. статья, пер. и примеч. П. Г. Булгакова и Б. А. Розенфельда. Ташкент, 1976. Т. V. Ч. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Книга вразумления начаткам науки о звездах: The Book of Instruction in the Elements of the Art of Astronomy by Abul-Rayhan Muhammad Ibn Ahmad al-Biruni, written in Gazna, 1029 A. D./Reproduced from Brit. Mus. Ms. Or. 8349/The Translation facing the Text by R. R. Write. London, 1934; Ал-Бируни Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад. Книга вразумления начаткам науки о звездах//Ал-Бируни Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад. Избр. произведения/Вступит. статья, пер. и примеч. А. Ахмедова и Б. А. Розенфельда. М., 1975. Т. VI. Минералогия: Ал-Бируни. Минералогия. М.; Л., 1963. Перевод фрагментов: Гараева 2006а. Литература: Wiedemann 1922; Zeki Validi Togan 1936; Zeki Validi Togan 1937; Krause 1940; Бируни 1950; Крачковский 1957. С. 245–263; Гараева 2006а. ПАМЯТНИКИ МИНУВШИХ ПОКОЛЕНИЙ I.8.2.1 Разряды царей Прозвища царей этих разрядов Цари славян Кназ 438 (Перевод М. А. Салье по: Бируни 1958. С. 112) Книга вразумления начаткам науки о звездах I.8.2.2 Море, которое находится на западе обитаемой части Земли у берегов Танжера 439 и Андалусии, называется Окружающим морем, которое греки называли Океаном. В него не углубляются, а плавают только около берега: от Андалусии оно простирается к северу от этих стран вдоль страны славян. На севере страны славян от него отходит большой залив вблизи страны булгар-мусульман 440 , этот залив известен под названием Варяжского моря 441 ; варяги – это народ, живущий на его берегу. За страной булгар-мусульман море поворачивает на восток, и между его берегом и краем страны тюрок расположены земли и горы – неизвестные, пустынные, непроходимые. (...) В середине обитаемой части Земли в стране славян и русов находится море, известное у греков под названием Понт. У нас оно известно под названием моря Трапезунда, так как это гавань на его берегу. Из этого моря выходит пролив, проходящий у стен Константинополя 442 (...). (Перевод А. Ахмедова и Б. А. Розенфельда по: Бируни 1975. С. 100–101) I.8.2.3 Что касается шестого климата 443 , то он начинается в местах кочевий восточных тюрков кай и кун 444 , киргизов 445 , кимаков, токуз-огузов, (проходит) через страну туркмен 446 и фарабов 447 , через город хазар 448 и северную часть их моря 449 , через [страну] алан [и асов 450 ], между этим морем и морем Трапезунда 451 (...) и заканчивается в западном Океане.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что касается седьмого климата, то в нем мало обработанных земель. В его восточной части находятся только лесные чащи и горы башкир 452 , область печенегов 453 , (климат проходит) через города Сувар 454 и Булгар 455 , и земли русов 456 , славян, булгар [и мадьяр 457 ] и заканчивается в Окружающем море 458 . За этим климатом обитают немногие народы – ису 459 , варанки 460 , йура 461 и подобные им. (Перевод А. Ахмедова и Б. А. Розенфельда по: Бируни 1975. С. 115–116) Канон Масуда I.8.2.4 ...Море Понт Армянский, [неосновательно] называемое там Хазарским. Вокруг него [живут] армяне, племена тюрков, русы и славяне. От него ответвляется залив, называемый Константинопольским, потому что этот [город] – на его западном берегу; за этим городом он впадает в море Румов... Это море на западе впадает в Океан. (Перевод Б. А. Розенфельда, А. Ахмедова и др. по: Бируни 1976. С. 437–138) I.8.2.5 Название мест, расположенных в климатах Долгота Широта Области и государства минуты градусы минуты Из того, что в седьмом климате Славяне (ас-сакатиба) Из того, что за седьмым климатом Страна [народа] ису, с которой торгуют булгары Славяне Чащобы [народа] йуры, а они – дикие, торгуют, не показываясь (ас-сакалиба) (Перевод Б. А. Розенфельда, А. Ахмедова и др. по: Бируни 1976. С. 473) I.8.3. Ал-Бакри Дата рождения арабского ученого-энциклопедиста, выходца из владетельной арабской семьи, Абу Убайда Абдаллаха ал-Куртуби ал-Бакри неизвестна. Юность он провел в Кордове, где учился у видного историка Ибн Хаййама и других ученых. В зрелые годы жизни находился на службе у эмиров Алмерии, в последний период жил в Кордове и умер в 1094 г. Его «Словарь того, что непонятно» («Муджам ал- мастаджа‘им») объясняет написание (диакритические знаки и огласовку) отобранных автором названий, относящихся по большей части к Аравии, но включающих и другие регионы, в том числе страну хазар. Другое его сочинение – «Книга путей и государств» («Китаб ал-масалик ва-л-мамалик») – содержит сведения о печенегах, болгарах, хазарах, венграх, славянах, русах (из «Анонимной записки» (см.: I.4.1)), о народах Прикаспия, о набегах норманнов и т. д. В этой же книге ал-Бакри находится ценный источник X в. – фрагменты из «Записки» Ибрахима ибн Йа‘куба о славянах (см.: I.5.2). Ал-Бакри включил в свое произведение также отрывки из трудов ал-Мас‘уди (см.: I.8.1), сочинения испано-арабского автора ал-Узри (XI в.) и др. Компилятивный характер труда отражен как в составе информации, так и в названии, традиционном для IX–X вв. Тем не менее книга содержит самостоятельную разработку данных других арабских авторов, а иногда и оригинальные сведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

452 Башкиры (араб. басджирт, башджарт, багигурд и др.) – народ тюркского происхождения, живший в лесистой части южного Предуралья (по-видимому, близость Уральских гор отмечена и ал-Бируни). Ряд арабских авторов применял термин «басджирт» и в отношении венгров, откочевавших, под натиском печенегов, западнее (Бартольд 2002а. С. 494–495). Учитывая, что ал-Бируни упоминает и мадьяр (см. ниже), здесь имеются в виду действительно башкиры. 453 Печенеги (араб. баджнак, баджанак) – тюркский народ, живший в степях Приаралья. Во второй половине IX в. передвинулся на запад и столкнулся с кочевавшими в степях Южного Приуралья мадьярами, которые вынуждены были отодвигаться под натиском печенегов все далее на запад. Идущие вслед за ними печенеги ненадолго осели в степях Приуралья и Поволжья, однако, после сговора с Хазарией, их вытеснили оттуда огузы (торки русских летописей). В столкновениях с мадьярами и населением Древней Руси печенеги дошли до степей Северного Причерноморья (Плетнева 1990. С. 9–25; Петрухин, Раевский 1998. С. 206–207). 454 Сувар – крупный город Волжской Булгарии, упоминаемый в ряде восточных источников. Городище Сувара, как расследовали археологи, находилось неподалеку от с. Кузнечиха Спасского р-на Татарстана, на р. Утка (Хузин 1997. С. 63–66). 455 Булгар – столица Волжской Булгарии, о которой упоминают начиная с X в. арабоперсидские источники. Часть историков и археологов полагала, что с начала X и в XI веках столицей государства был город, соответствовавший одноименному городищу в 30 км южнее устья Камы и в 6 км от Волги, ныне частично попавшему на дно современного водохранилища, в XII–XIII вв. же столицей был город Биляр. Другие исследователи считали, что с X в. до монгольского нашествия роль столицы играл Биляр, городище которого располагается возле с. Билярска Алексеевского р-на Татарстана на р. М. Черемшан (историографию см.: Хузин 1997. С. 14–17, 51–63). 456 Земли русов, по данным многих восточных источников, соседствовали с Волжской Булгарией, что и отразилось в информации ал-Бируни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. «Шапуракан». Самое раннее произведение Мани, составленное на среднеперсид. языке и представлявшее собой апологию новой религ. системы (изд.: MacKenzie D. N. Mani " s Ša  buhraga  n//BSOAS. 1979. Vol. 42. N 3. P. 500-534; 1980. Vol. 43. N 2. P. 288-310). Отрывки из «Шапуракана» - в цитатах у араб. авторов, в т. ч. у аль-Бируни ( Абу Рейхан Бируни. Избранные произведения. Ташкент, 1957. Т. 1. С. 212). Манихейские божества носят в «Шапуракане» гл. обр. зороастрийские имена. В 1-й части книги содержится автобиография основателя М., в к-рой Мани сообщает о том, что ему, как и Будде, Зороастру и Христу, было дано откровение. 2. «Кефалайя» («Главы»). До сих пор окончательно не решена проблема оригинального текста «Кефалайя». Так, нек-рые исследователи полагали, что им был сирийский, а копт. перевод был подготовлен непосредственно с сирийского ( Baumstark A. Rez.: Polotsky H. J. Manichaische Homilien://Oriens Chr. 1935. Bd. 32. S. 257-268; Nagel P. Die Herkunft des Evangelium Veritatis in sprächlicher Sicht//Orientalische Literaturzeitung. B., 1966. Bd. 61. N 1/2. Sp. 7); возможно, имелась промежуточная греч. версия (см.: Смагина. 2011. С. 118-123). Др. авторы выдвигают аргументы в пользу греч. оригинала ( B ö hlig A. Mysterion und Wahrheit: Gesammelte Beiträge z. spätantiken Religionsgeschichte. Leiden, 1968. S. 228-229; Kasser R. Le cheminement de l " ame, second chant de Thôm le Manichéen//RTPhil. 1990. Vol. 122. P. 505-515). История М. Мани - основатель М. Время и место рождения Мани указаны им самим в соч. «Шапуракан». В гл. «О приходе пророка» (отрывок приводится аль-Бируни) он пишет, что родился в Вавилонии в 527 г. «эры вавилонских астрономов», или в 4-й г. правления царя Парфии Артабана V, в дер. Мардину, которая была расположена на верхнем канале Кута. Составитель «Кефалайя» опирается на данный фрагмент из «Шапуракана», уточняя в главе «О приходе апостола» месяц, в который родился основатель М.: «Месяц фармути… В то самое время он дал мне образ, который я ношу,- в годы Артабана, царя Парфии» (Kephalaia (I).

http://pravenc.ru/text/2561840.html

Из него (моря Понт. – Т. К.) выходит Константинопольский пролив, который впадает в море Рума (...). От людей, которые пересекали это море и это озеро [известно, что] это – одно море, и граничит это море одной из своих сторон с морем Дербента посредством пролива и великих рек там. Поэтому ошибаются люди, которые сочиняют книги о морях и населенных землях, и полагают, будто море Понт, озеро Меотис и море Хазар – нечто единое. Из впадающих в это море великих рек известна великая река, называемая Танаис. Начало ее – с севера, и на ней много поселений славян и других народов, живущих на севере. Другие большие реки – такие, как Дунай и Морава, а это имя ее также и по-славянски. Она (Дунай. – Т. К.) – великая река, ширина ее около 3 миль, она позади Константинополя, на день [пути]. Против нее – земля немцев и мораван, из славян, и жило на ней много булгар, когда они приняли христианство 432 . (Перевод В. М. Бейлиса по: Мас‘уди/Танбих. С. 66–67) I.8.1.14 Константинополь был построен на проливе, берущем начало в море Меотис, а известен был (Меотис. – Т. К.) в то время как море Хазар 433 . (Перевод В. М. Бейлиса по: Мас‘уди/Танбих. С. 138) I.8.1.15 Шестая переправа (через Константинопольский пролив. – Т. К.) известна под названием Абидос, это – устье пролива, втекающего в море Египта и Сирии, а начало его (пролива. – Т. К.) – из моря Меотис, называемого морем Хазар. Ширина его (пролива. – Т. К.) в начале – около 10 миль, и там [стоит] город, принадлежащий Византии, известный под именем Мусанна 434 , препятствует проходу в это море судам ал-Куз.кана и других видов русов 435 . Византийцы называют их «русийа», что означает «красные» 436 . Вступили многие из них в наше время в союз с Византией, как вступили армяне, булгары, а они – вид славян, печенеги из [числа] тюрков. Наполнили ими многие крепости, которые примыкали к сирийской границе, и обратили их против бурджан и других народов, враждебных им (византийцам. – Т. К.) и окружающих их государство 437 . (Перевод В. М. Бейлиса по: Мас‘уди/Танбих. С. 140–141) I.8.2. Ал-Бируни Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни родился в 973 г. в пригороде столицы Хорезма Кят (называемой часто просто Хорезмом), его нисба означает «человек из предместья». Ал-Бируни получил хорошее образование и пользовался поддержкой местных меценатов. Вследствие правительственных переворотов в Хорезме он был вынужден покинуть родину и обосноваться при дворе эмира Джурджана (Гургана).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 104–105). 16 Очертания реки Ра аналогичны описанию таковой у Птолемея и совпадают с Волгой (Калинина 1988. С. 107). 17 Зу-л-Карнайн – араб. «двурогий». Так назывался в арабской литературе Александр Македонский, легенды о походах которого были широко распространены на Востоке. «Двурогий» – прозвище, данное Александру Македонскому сирийцами и подхваченное арабами за то, что этот полководец побывал в обеих частях света; как вариант – за то, что этот царь имел на лбу два нароста, напоминающих рога, дабы поражать народы – сюжет, восходящий к древним представлениям о восточных божествах (Пигулевская 2000. С. 427–128; Пиотровский 1991. С. 147–148). 18 Йаджудж – название народа происходит от библейского имени Гог ( Отк. 20:7 ). В Коране и арабской посткоранической литературе говорится, что железная стена (вал или ров), построеннная Зу-л-Карнайном для сдерживания Йаджуджа и Маджуджа (библейский Магог), рухнет перед концом света и откроет путь ордам этих людей, несущих разрушение (К. 18:93/92–98/97; 21:96). Ал-Хорезми, ал-Фаргани, «Чистые братья», Ибн Русте, ал-Бируни при описании климатов Земли располагали народы Йаджудж и Маджудж в восточной части ойкумены, начиная именно с них отсчет населенной части Земли, однако Ибн Фадлан, ал-Истахри, Ибн Хаукал считали их жителями севера, а ал-Бируни, упоминая о войнах Зу-л-Карнайна, отметил, что последний нашел и отгородил эти племена рвом из железа и меди на северо-востоке ойкумены. Прародителем народов Йаджудж и Маджудж назывался Маджудж, сын Машиха и внук Яфета (Иезек. 38 и 39; Отк. 20:7 ; К. 20:96; Бируни 1958. С. 427; Иа‘куби/Ист. Т. I. Р. 13). X. Даунихт полагал, что несмотря на следование традиции Птолемея в описании ойкумены в книге ал-Хорезми, в упоминании земли Йаджудж можно вполне усматривать реальную страну Кокурьо, приблизительно соответствующую совр. Корее (Daunicht 1974. Bd. IV. Т. I. S. 103, 107, 111, 169). В целом о проблеме см.: Калинина 1988. С. 132–134. 19 В арабской географической литературе название ал-Хазар впервые встречается у ал-Хорезми.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010