В Иадгари - сохранившемся в груз. переводе гимнографическом прибавлении к иерусалимскому Лекционарию, отражающем практику VII-X вв.,- для каждого из 3 дней приведено по трипеснцу, 2 группы стихир (для утрени (на хвалитех) и вечерни (на «Господи, воззвах»)), тропарю вечерни (те же, что и в Лекционарии, но тропарь есть и у Вел. понедельника - 5-го гласа, нач.: «Придите, верные, Страсти Спасителя») и прокимну ( Метревели. Иадгари. С. 177-185). В соборном богослужении Константинополя IX-XII вв. отраженном в Типиконе Великой ц. ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 66-71), эти дни практически не отличались по своим литургическим особенностям от седмичных дней Великого поста. В каждый из 3 дней совершались утреня, тритекти (особая служба, заменяющая дневные часы), вечерня с литургией Преждеосвященных Даров , паннихис (торжественная служба накануне праздников, а также на 1-й седмице Великого поста и Страстной седмице). Тритекти и вечерня, как и в будние дни поста, имели 3 паремии (1 на тритекти и 2 на вечерне), причем прокимны этих паремий (по 2 на тритекти и вечерне) в эти дни продолжали обычный великопостный ряд (прокимны заимствуются из псалмов Псалтири по порядку их следования, так что в первые 3 дня Страстной седмицы выпеваются прокимны из Пс 125-137). Паремии, напротив, взяты не из книг Бытия, Притчей Соломоновых и прор. Исаии (как в будние дни поста), но из книг Исход, Иова (на вечерне) и прор. Иезекииля (на тритекти). Важнейшее отличие служб этих дней от обычных великопостных - чтение Евангелия на вечерне. Паремии 3 дней представляют собой последовательное чтение 3 книг ВЗ - Исхода (1. 1-20; 2. 5-10; 2. 11-22 соответственно для каждого из 3 дней), Иова (1. 1-12; 1. 13-22; 2. 1-10 соответственно для каждого из 3 дней) и прор. Иезекииля (1. 1-20; 1. 21-28; 2. 3-3. 3 соответственно для каждого из 3 дней) и не связаны непосредственно с темами этих дней (появление подобных чтений в чине вызвано к-польской практикой прочитывать в течение Великого поста и Страшный Суд. Миниатюра из Евангелия. XVI-XVII вв. (РГБ. Ф. 178. Л. 73 об.)

http://pravenc.ru/text/150085.html

Было еще одно событие, которое способствовало разрушению ветхозаветного цикла, – это появление поклонения Кресту на 3-й неделе поста. Собственно, оно проходило от понедельника до пятницы 4-й седмицы поста, но начиналось в воскресенье. Возможно, на укоренение празднования Креста в 3-е воскресенье поста оказало влияние возвращение Креста в 628 г. из персидского плена. Очевидно, во времена св. Романа уже начался процесс разрушения ветхозаветно­ го великопостного цикла, по крайней мере он написал три кондака из новозаветного цикла – на богатого и Лазаря и на блудного сына, а также – на Страшный Суд. Весьма вероятно также, что уже во времена Романа воспоминание об Иосифе было перенесено на Великий Понедельник, ибо об этом говорится в проэмии «На искушение Иосифа»: Мы же поприще светлых постов премудро пробежавшие и страстей начатки Господа с любовью воспоминающе, все идемте, братия, поревнуем ревнованью мудрого Иосифа священному. Конечно, не исключена возможность, что этот проэмий был написан позднее, поскольку для этого гимна их четыре, однако такое предположение весьма гипотетично. Перенос же кондака об Адаме и Еве с сыропустной недели на среду второй седмицы, по-видимому, произошел позднее. В связи с отмеченным нами процессом взаимодействия старого ветхозаветного и нового новозаветного цикла следует высказать соображение о хронологии ветхозаветных гимнов. Еще Гродидье де Матон отмечал, что ветхозаветные кондаки могут восходить к раннему периоду творчества Романа, предшествующему его приезду в Константинополь 75 . В частности, кондак «На трех отроков», ввиду любопытной метрической структуры, мог быть создан в Сирии. Кондак «На Илию» и «На Иону в Ниневии» были вдохновлены двумя гомилиями Василия Селевкийского . К этому следует добавить, что второй кондак «На Иосифа» был создан под влиянием проповедей (mêmr) Ефрема Сирина . К наблюдениям Гродидье де Матона следует прибавить следующее литургическое соображение: ветхозаветные великопостные воскресные кондаки относятся к более древнему литургическому слою, чем соответствующие новозаветные. Бейрут в литургическом отношении зависел от Антиохии и как провинция был более консервативен, чем столица. Соответственно, на сирийский период в творчестве св. Романа может приходиться создание если не всех, то части ветхозаветных кондаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

На утрене с великим славословием и на вседневной эта часть отсутствует. Здесь после седальна последней кафизмы читается 50 псалом. На великопостной утрене после 50 псалма непосредственно следует канон. Состав канона в разные праздники и дни седмицы различен и указывается на ряду в типиконе, октоихе, минеях и триодях. Существуют три порядка его отправления: праздничный, вседневный и великопостный. Все они изложены обстоятельно, с указанием библейских стихов, положенных для соединения с тропарями, в ирмологие. Праздничным порядком совершается канон на воскресной утрене, на утрене бденным и полиелейным святым и святым с великим славословием, а также и шестеричным святым и святым без знака в уставе, если памяти их совпадают с предпразднеством или попразднеством, отданием двунадесятых праздников и в период пятидесятницы. В прочее время года на памяти святых шестеричных и без знака в уставе, канон отправляется вседневным порядком. Существенная разница между праздничным и вседневным порядком отправления канона состоит в том, что при праздничном отправлении полагается так называемая рядовая катавасия (типикон, гл.19), которая поется после каждой песни канона. При отправлении канона вседневным порядком катавасия полагается лишь после 3, 6, 8 и 9 песен, причем ирмосы на катавасию берутся от последнего канона из читаемых. Кроме того, в этом случае после катавасии 9 песни поется “Достойно есть”, чего при отправлении канона праздничным порядком не положено (см. ирмологий). Великопостным порядком канон отправляется в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу первых шести недель великого поста, за исключением четверга пятой седмицы. Устав отправления канона великопостным порядком подробно изложен в типиконе в службе понедельника первой седмицы великого поста. На всяком каноне после 3, 6 и 9 песен полагается малая ектения, за которой следует после 3 песни обычно седален, после 6 – кондак, а после 9 – светилен или екзапостиларий. Кроме того после 8 песни поется “Честнейшую”. (Дни, когда не положено пение “Честнейшую”, указаны в 20 главе типикона.) На 9 песне канона совершается каждение всего храма (типикон, гл.22).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

621 В неделю вечером пред пением Господи, воззвах не полагается, как в своем месте было сказано, стихословия кафизмы (чит. выше прпмеч. в 1 ч. гл. 10 в отд. о вседневной вечерни); впрочем, как в 1 гл., отд. 1, ч. 1, было разъяснено, поется иногда 1-й антиф. 1-й кафизмы: Блажен муж...; см. также дополн. примеч. о вечерни накануне понедельников Вел. поста, помещенные ниже. 622 О Славе святаго в Типиконе и Постной Триоди говорится только в последовании вечерни Сырной недели накануне понедельника 1-й седмицы Великого поста; в последованиях же накануне понедельников прочих седмиц умалчивается: сказано только: „Слава и ныне, богородичен“. Но, очевидно, когда в стихирах Минеи на Господи, воззвах есть песнопение на Славу, то надобно его петь, потому что таков обычный порядок; и если на Славу пропето песнопение святаго, то на И ныне надобно петь богородичен по гласу Славы из дополнительной части Минеи. 623 В 49 гл. Типикона (см. „в туюжде неделю Сырную вечера“) сказано: „Ведоможе буди, яко во всех неделях св. Четыредесятницы вечер вход бывает, великих ради прокимнов“. Чин входа описан выше, ч. 1, гл. 1, в отделе о всенощн. бдении. 625 Когда не в Великий пост (см. напр., 15 сент.). Типикон указывает на вечерни прокимен великий; то он предписывает после великого прокимна произносить ектению: Рцем вси, а здесь не так. 626 И по изд. Киево-печ. лавры эту ектению должен произносить священник. Здесь сказано так; „Чтется: Сподоби, Господи; диакон затворяет царские врата и разоблачается. Иерей же пред святыми дверьми глаголет ектению: Исполним вечернюю“ (л. 3 на обор.). 628 В Типиконе, гл. 49, и Триоди Постной о Славе святаго сказано только в последовании накануне понедельника 1 седм. Вел. поста; причем в Постной Триоди добавлено, что „И ныне, богородичен по гласу Минеи“. Но в последованиях накануне понедельников др. седмиц говорится только: „Слава, и ныне, богородичен“. Отсюда, однако, не следует, что на Славу не следует петь из Минеи, если она там есть. 631 24 февр. иногда бывает и в понедельник 1-й седмицы Великого поста; но в таком случае вся служба Предтечи поется в Сырную неделю.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Двенадцатая маркова глава составлена на тот случай, если Благовещение будет в Великий понедельник. Обозревая эту главу, находим, что общий ход и порядок богослужения в этом случае такие же, какие в 3 марк. гл. указаны для понедельника 4, 5 и 6 седм. Великого поста. Но здесь в состав великой вечерни накануне праздника входят молитвословия троякого рода: а) праздника Благовещения, б) Ваий и г) дневные из Триоди. В частности, на вечерни: Блажен муж – 1-й антиф.; прокимен дня; паремии праздника 3; в литийных стихирах Слава, и ныне, Благовествует Гавриил..., как, впрочем, и там. На утрени кафизм три и малая ектения по 3-й кафизме (это потому, что только после неё положены седальны праздника, тогда как после первых двух дневные). Степенна, евангелие и стихира так же, как и там. Дневное евангелие при празднике Благовещения оставляется, как в понедельник, так и во вторник, среду и четверток Страстной седмицы. Канон поется праздника с ирмосом на 14, ирмос по 2; а в тех песнях, в которых есть трипеснец, канон праздника с ирмосом на 6, ирмос по 2, и трипеснец на 8. Катавасия – праздника; но в тех песнях, где есть трипеснец, катавасия Триоди. На 9 песни припев праздника, а к тропарям трипеснца: Слава тебе, Боже наш, слава тебе; в конце – ирмос Триоди, припев праздн. и ирмос: Яко одушевленному... Пред хвалитными стихирами, следуя указанию основной благовещенской главы, надо петь: Всякое дыхание...; после хвалитных стихир и песнопения на И ныне, должно возглашать: Слава тебе, показавшему нам свет, и читать (а не петь) славословие великое; утреню следует оканчивать так, как показано в основной благовещенской главе. На 1 и 9 час, во всю Страстную седмицу кафизмы нет; на 3 и 6 есть и в понед., и во вторник, и в среду; кроме того, во все эти три дня на 3, 6 и 9 часах читается евангелие, а на 6 часе еще паремия; в конце 1, 3, 6 и 9 час. после Честнейшую 3 великих поклона (сравн. 35 хр. гл. л. 420). К 9 часу присоединяются блаженны просто без пения и другие молитвословия изобразительных. Об окончании изобразительных и начале вечерни этого дня сказано так: „И поклоны 3 великие и молитва Всесвятая Троице и абие Приидите поклонимся 3 и поем вечерню без поклонов и без кафизмы“; но это не то означает, что вслед за молитвой Всесвятая Троице надобно читать: Приидите поклонимся, а то, что, окончив изобразительны молитвою Всесвятая Троице, тотчас без отпуста и без выхода из храма, следует начинать вечерню; начинать же ее надобно так, как всегда она начинается, когда соединяется с литургией, т. е. возгласом: Благословенно царство…, за которым следует: Приидите поклонимся... На вечерни читать паремий четыре: 2 дневные и 2 праздника, и т. д. На литургии Златоустаго апостол один праздника, а евангелий два – праздника и дневное.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Великое повечерие в этих случаях имеет следующие особенности: 1-я часть «Пресвятая Владычице Богородице...» читается без поклонов и пения. По Трисвятом: тропарь святому, «Слава, и ныне», богородичен воскресный по гласу тропаря. 3-я часть Каноны по Уставу. По Трисвятом: кондак святому, «Господи помилуй» (40 раз), «Иже на всякое время...» и далее по чину. По «Боже ущедри ны...» – 3 великих поклона с молитвою св. Ефрема Сирина , а затем молитва «Нескверная, Неблазная...» (сразу) и далее по чину. Отпуст малый. Повечерие малое Совершается, по Уставу, в притворе храма, а иногда и келейно. Завеса царских врат закрыта, а священник облачен только в епитрахиль. Дни, когда совершается малое повечерие Малое повечерие совершается в большинстве случаев в течение года, а именно: – в период от Недели Антипасхи до Недели Мясопустой малое повечерие совершается почти каждый день, кроме тех дней, когда по Уставу положено совершать всенощное бдение (накануне воскресных дней, великих и бденных праздников); – в понедельник, среду и пятницу Сырной седмицы (вечером); – в некоторые дни Великого поста: во все недели вечером, в среду и пяток 5-й вечером (совершается келейно), в среду, четверг и пятницу Страстной седмицы. Малое повечерие не совершается: – в Великую субботу вечером (заменяется чтением Деяний святых апостолов); – в течение Светлой седмицы (заменяется пасхальными часами). Последование малого повечерия Последование малого повечерия полностью находится только в Следованной Псалтири (в Часослове дано неполное последование) и почти совпадает с 3-й частью Великого повечерия. Священник: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе...» «Царю небесный...» Трисвятое по «Отче наш». Священник: «Яко Твое есть Царство...» Чтец: «Аминь». «Господи помилуй» (12 раз). «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся...» Псалом 50: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...» Псалом 69: «Боже, в помощь мою вонми...» Псалом 142: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое...» «Слава в вышних Богу...» «Верую во Единаго Бога...»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

§ 168. Вообще у нас принято совершать литургию преждеосвященных даров по Средам и Пяткам каждой недели великого поста, а также и в Понедельник, Вторник и Среду страстной седмицы. Но кроме этого, по уставу, полагается еще совершать эту литургию: 1) в Четверток 5 недели великого поста после Андреева или Мариина, стояния, (сравн. выше § 44); 2) На обретение главы Предтечи 24 февраля и 3) На Сорок мучеников 9 марта, если только который либо из этих двух последних праздников не случится в субботу или неделю. Сюда же 4) надобно отвести также и храмовые праздники, когда который из них случится в великом посту в такие дни, когда по уставу полной литургии не полагается (сравн. и выше § 47). Исключение в этом случае состоит только в том, что во все подобные храмовые праздники, а равно также и на Обретение главы Предтечи и Сорок мучеников литургия преждеосвященная совершается с чтением апостола и евангелия, после «Да исправится…» как это полагается по уставу (см. устав ц. 24 февраля и 9 марта, и о храмовых главах). Впрочем, если бы по какой либо причине священнику понадобилось служить преждеосвященную литургию и в другие дни великого поста, напр. ради множества говеющих, для их причащения (за исключением, конечно, субботы и недели) то и это не запрещается. В Киево-Печерской Лавре, как известно, преждеосвященная литургия совершается во весь великий пост за исключением суббот и недель, (да еще первых двух дней первой недели великого поста), ежедневно, и это никогда не признавалось противоречащим уставу или обыкновению церковному (сравни записки по ц. закон. 1857 г. стр. 172). § 169. Служить преждеосвященную литургию можно только на св. дарах, нарочито для этой цели заготовляемых на ближайшей полной литургии. Что касается до запасных даров, хранимых для приобщения больных и умирающих, то служение на этих дарах преждеосвященной литургии нигде не полагается. Если бы на случай пришлось когда священнику причащать кого запасными дарами в течение великого поста не на литургии, то в этом случае всего лучше служить обычные часы, и потом, по окончании их причащать желающих после отпустительных тропарей: «Богородице, Дево, радуйся...» пред: «Благословлю Господа на всякое время...» (как это делают иногда в своей практике полковые священники во время своих объездов для исповеди и причащения военных чинов), и затем оканчивать вечерню по обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

2) Если в понедельник 4, 5 и 6 седмиц В. поста будет предпразднство Благовещения, то в состав вечерни входят некоторые песнопения предпразднства (чит. об этом ниже, ч. 2, отд. 4, гл. 26). 3) Если в понедельник 2, 3, 4, 5 и 6 седмиц Вел. поста случится храм святаго 633 , то накануне храмового праздника отправляется всенощное бдение, начинающееся великою вечерней (храм. гл. 34, Типик., л. 318 на обор.). Точно так же и накануне праздника Благовещения. 4) Кроме кануна понедельника всех седмиц св. Четыред., вседневная вечерня отправляется еще накануне понедельника Страстной седмицы. Об особенностях её чит. ниже: ч. 2, отд. 3, гл. 25. Малое повечерие накануне понедельников св. Четыредесятницы. Вторая великопостная служба есть малое повечерие, читаемое накануне всех понедельников св. Четыредесятницы. Общий его порядок тот же, что во дни Октоиха (чит. выше, ч. 1, гл. 1-ю). Но 1) Каноны поются так, как мы разъясняем ниже в главе 31, отд. 5, ч. 2. 2) Вместо обычного возгласа: Молитвами святых... произносится: Боже, ущедри ны... (Тип., л. 306 на обор.). 3) После возгласа – 3 великих поклона с молитвою: Господи и Владыко... 12 малых с молитвою: Боже, очисти мя грешнаго и, наконец, снова один великий поклон с молитвою: Господи и Владыко... (Типик., л. 204 на обор, и 306 на обор.; Тр. Постн., л. 76 на об.). 4) После поклонов – конечное трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас. Аминь. Господи, помилуй 12. После этого, обычная молитва: Нескверная, неблазная... (там же). Дополнительные примечания о малом повечерии. Кроме канунов понедельников св. Четыредесятницы в период времени пения Триоди Постной малое повечерие читается 1) накануне недельных дней, если почему-либо не отправляется всенощное бдение. На этом повечерии не бывает великих поклонов с молитвою Ефрема Сирина , обычные тропари и кондаки заменяются другими: в Типиконе на л. 296 сказано, что если накануне недель Мытаря и Фарисея, Блуднаго, Мясопустной и Сыропустной нет всенощного бдения и поется малое повечерие, то „по Отче наш кондак Триоди един“.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Понедельник 5-й седмицы Великого Поста О памятозлобии Лествица 1. Святые добродетели подобны лествице Иакова; а непотребные страсти – узам, спадшим с верховного Петра. Добродетели, будучи связаны одна с другою, произволяющего возводят на небо; а страсти, одна другую рождая, и одна другою укрепляясь, низвергают в бездну. И как мы ныне слышали от безумного гнева, что памятозлобие есть одно из собствленных порождений его: то по порядку будем теперь об нем и говорить. 2. Памятозлобие есть исполнение гнева, хранение согрешений, ненависть к правде, пагуба добродетелей, ржавчина души, червь ума, посрамление молитвы, пресечение моления, отчуждение любви, гвоздь, вонзенный в душу, неприятное чувство, в огорчении с услаждением любимое, грех непрестающий, законопреступление неусыпающее, злоба повсечасная. 3. Памятозлобие, сия темная и гнусная страсть, есть одна из тех страстей, которые рождаются, а не рождают, или еще и рождают. Мы не намерены много об ней говорить. 4. Преставший от гнева убил памятозлобие ; ибо доколе отец жив, дотоле бывает и чадородие. 5. Кто приобрел любовь, тот устранился от вражды; враждующий же собирает себе безвременные труды. 6. Трапеза любви разоряет ненависть; и дары искренние смягчают душу. Но трапеза без внимания есть матерь дерзости; и чрез окно любви вскакивает чревообъядение. 7. Видал я, что ненависть расторгала долговременные узы блудной любви; а потом памятозлобие чудным образом не попускало им вновь соединиться. Дивное зрелище! Бес беса врачует; но может быть, это дело не бесов, но Провидения Божия. 8. Памятозлобие далеко от твердой естественной любви, но блуд удобно приближается к ней, как иногда видим в голубе кроющихся вшей. 9. Памятозлобствуя, памятозлобствуй на бесов и, враждуя, враждуй против твоей плоти непрестанно. Ибо плоть сия есть друг неблагодарный и льстивый: чем более мы ей угождаем, тем более она нам вредит. 10. Памятозлобие есть лукавый толковник писания, который толкует речения Духа по своему разумению. Да посрамляет его молитва, дарованная нам Иисусом, которой мы не можем произносить с Ним, имея памятозлобие.

http://pravoslavie.ru/1662.html

Что касается самого различия между теми и другими поклонами, то в Типиконе мы читаем: «Аще ли предстоятель, да не нерадит ни мало о сих; аще ли причетник или людянин до внимает, идеже написано великий поклон, да творит великий неспешно… А идеже просто поклон написан, то да творит просто поклон» (Тип. Закон. о поклонах и молитве, в Понед. 1 вел. поста). Затем можно видеть из других примеров Типикона, что его выражение: «без поклонов» всецело говорит не о великих поклонах: «начинаем вечерню без кафизмы и без поклонов» (Тип., 25 мар.). Речи здесь о вел. поклонах не может быть. Далее: «Да исправится… и поклоны 3 великие и прочее Преждеосвященных» Следовательно и после «Ныне силы» великие поклоны должны следовать. Если и литургия накануне Благовещения не совершается, велик. поклоны в конце вечерни все же положены (Jbid.), не смотря на приведенное замечание: «без поклонов». В Типиконе же под 26 марта сказано: «повечерие поем малое в притворе по скору, без поклонов», а между тем, тут же, как исключение, приводится целый ряд, как малых, так и великих поклонов. Очевидно, что в этом случае отменяются те поклоны, которые следуют в начале повечерия, т. е. на Трисвятом и «Приидите поклонимся» (Псалт. След., Мал. повеч., – Срав. Тип., Понед. 1 седм. вел. поста, велик. повеч.). To же, мы должны сказать и относительно рассматриваемого случая, т. е. выражение «без поклонов» на чинопоследовании часов в праздн. Благовещения относится к «Славам» кафизмы, а не к великим поклонам. Великие же поклоны на Благовещение сами собой должны следовать, как это присуще великопостному богослужению (Тип., аще 25 мар. в вел. понед. и вторн. 2 февр., аще в среду и пяток сырные), ибо в Богородичный праздник поклоны не отменяются (Тип. гл. 2). Ко всему сказанному прибавим еще 2 примера из Типикона, которые надеемся, рассеют сомнения относительно того, что кафизма может быть читаема без поклонов, как это и положено в праздник Благовещения на часах. 1). В понедельник 1-й седмицы Великого поста сказано в Типиконе: «поем полунощницу без поклонов; точию по Честнейшую Херувим, 3 поклона великие» и т. д. Вслед за этим замечено: «Сие же бывает в 1-й день точию». Само собой понятно, что в этот 1-й день на полунощнице 17-я кафизма все-таки должна читаться, но без поклонов и, – только в этот день поста. Тогда, как в другие дни «поем полунощницу всю с поклоны» и между прочим, «на непорочнах, по коейждо Славе поклоны 3» (Тип., Понед. 1-й седм. Вел. поста).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010