е. сорокоуст начинают совершать от фоминого воскресения и до того дня, как исполнятся, кончатся сорок дней (Типикон, послед. вечера сырной Недели)]. Из такого указания как бы выходит, что в число 40-а дней входят и воскресные дни. Употребленное выражение Типикона «приношение и памяти» об усопшем указывает: во 1-х, на чин кутии, приносимой в память усопших, совершаемый, по указанию Служебника, на литургии, после заамвонной молитвы – и по отпусте вечерни (Служ., Чин над кутией). Во 2-х, на ектению за упокой на литургии, после Евангелия. В Служебнике, после сугубой ектении, читаем: «аще ли будет о усопших приношение, диакон или священник глаголет ектению за упокой. Несмотря на вышеизложенные отмены поминовения об усопших в указанные дни, бывает поминовение об них почти повседневное – именно: в молитвословиях, относящихся к службам круга суточного (сн. выше). Всегда оно бывает: А. На литургии: а) на проскомидии, б) по освящении даров. Тогда диакон, сказано в Служебнике, а обыкновенно и иерей, поминает диптиха, сиречь помяник усопших. В. В большую часть дней года совершается после вечерни и после утрени лития за упокой. В седмичные дни, кроме субботы, бывает, после отпуста вечерни, обычное исхождение в притвор и лития об усопших (Тип., гл. 9). Также и после утрени и первого часа (Тип., гл. 9). И в субботы, егда поем «Бог Господь» (а не аллилуиа), по окончании утрени обычная лития в притворе (Тип., гл. 12). Положено совершать литию за упокой в притворе и в дни Великого поста. В последовании понедельника первой седмицы Великого поста читаем: «по отпусте (вечерни) исхождение в приговоре поем, яко же обычай, стихиру храма святаго. Глаголются же от иерея обычные молитвы и поминает усопшия». С четверга же Страстной седмицы лития за упокой в притворе не бывает до Недели фомины (Тип., послед. Нед. 1-й седм. Вел. поста). С утрени же Недели (воскресения) ап. Фомы литии в притворе прежде 1-го часа бывают и оглашения Студитова (Тип., послед. Нед. ап. Фомы). И в последовании утрени в Неделю (воскресение) мытаря и фарисея читаем: «Ведомо буди, яко от сея Недели начинаем чести в притворе, по отпусте литии, оглашения Федора Студита » (Тип., послед. Нед. мытаря и фарисея). Лития об усопших Лития об усопших короче панихиды. На литии, после начального возгласа священника, читается: «Трисвятое», «Отче наш» и поются тропари: «Со духи праведных скончавшихся», произносится краткая ектения об усопших: «Помилуй нас, Боже», молитва иерея: «Боже духов» – и бывает отпуст, после коего провозглашается: «Вечная память», как праведнику, ибо, по слову апостола, «В память вечную будет праведник» ( Пс.111:6 ). В Чине литии по усопшим читаем: «Вся братия рекут гласом: Вечная ваша память, достоблаженнии отцы и братия наша присно поминаемые», трижды (Тип., гл. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Но и еще что-то очень важное связано с постом. Мы постимся, потому что существует церковный Устав. Ограничивая себя, мы накладываем на себя некие узы, некие вериги духовные. Для чего мы это делаем? Мы делаем это из-за послушания Господу. Это наша маленькая жертва Богу — небольшая, но существенная. И Господь видит наше желание принять на себя бремя ради Него, ради исполнения Его заповедей, ради того чтобы быть ближе к Нему, ради того чтобы переменить свой ум и свое сердце. Этот подвиг постный, как жертва благоуханная, восходит к Господу, и Господь отвечает нам, потому что Он никогда не бывает у нас в долгу. Если ради Него мы поступаемся своими интересами и ограничиваем себя, то Господь восполняет эту как бы ограниченность тем, что является более существенным для человека — происходит перемена нашего внутреннего состояния, перемена ума и сердца. Есть, конечно, и опасности, связанные с постом, некие искушения. Иногда, когда человек постится, ему кажется, что он лучше других. Он взирает на окружающих как бы с высоты своего положения, — может быть, и не говорит отчетливо самому себе, но где-то в подсознании откладывается мысль: «я ведь не такой, как другие, — смотрите, люди ведут себя так, будто никакого поста нет, но я же пощусь!» Тем самым он повторяет грех фарисея, который говорил: «Благодарю Тебя, Господи, что я не такой, как этот мытарь». Пост не должен стать для нас поводом для впадения в самый тяжкий грех — грех гордости и превозношения. Именно поэтому Господь и говорит: «если хочешь поститься, не надо принимать вид постящегося». Будь радостным, светлым. Ничто не должно говорить другим, что ты несешь на себе эти бремена, — тогда пост становится богоугодным. Бывает, что во время поста, который, конечно, связан с ослаблением физических сил, появляется усталость, вместе с усталостью — раздражительность; порой мы являемся свидетелями конфликтов между людьми постящимися. Это большой грех, и если человек чувствует некую усталость, если нарастает раздражительность и конфликтность, то нужно усилить молитву; и самое главное — необходимо самому себе внушить, что всякое нарушение внутреннего мира и покоя во время поста перечеркивает весь смысл великопостного подвига

http://patriarchia.ru/db/text/2854828.ht...

Правда, в ее голосе слышался призвук некоторой иронии, поэтому мне показалось, что она под «приятным» имеет в виду облегченный пост, но это меня мало волновало. Спустя некоторое время я прочитал в Триоди постной : «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный» (стихира на стиховне вечерни понедельника первой седмицы Великого поста). Тогда-то мне стало ясно, откуда эти слова, и что они на самом деле значат: пост должен быть приятен Господу . Хорошо, конечно, если постящемуся тоже приятно поститься в обыденном смысле этого слова, когда пост ему дается без внутренней ломки и раздражения. Однако не его настроение является критерием «приятности» поста, но замысел Того, Кто установил пост еще в раю. Воздержание в пище само по себе не определяет приятности поста, потому что «пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8; 8). Это не значит, что пост в пище не имеет смысла. Конечно же, имеет, но лишь в контексте воздержания от греха, обуздания страстей и созидания добродетелей. В стихире перечислено не все, что требуется во время поста, а лишь то, что определяет его смысл и невнимание к чему делает его бессмысленным. Впрочем, даже не бессмысленным, а хуже — бесоугодным, потому что можно хоть иссушить себя и вывернуться наизнанку, изощряясь в «озлоблении плоти», но если при этом человек не заботится, чтобы пост его был истинным, то угоден его подвиг может быть лишь врагу Истины, который любит не столько обычную ложь, сколько лукавство: ложь, выдающую себя за истину, порок, маскирующийся под добродетель. И все же… как быть с духовным спадом? Что делать, когда после периода духовного подъема, происходит «откат» (не в коммерческом смысле этого слова)? Ведь духовная лень – это лишь начало… Да, в самом деле, отсутствие сердечного горения, спад усердия в труде над своей душой, расслабление вплоть до какого-то паралича воли – это очень тревожные признаки, которые могут оказаться лишь началом тяжких падений.

http://pravmir.ru/perexodnyj-vozrast-ver...

417 Там же. Великая Среда. Утреня. На стиховне, самогласен на Славу, и ныне; Вечерня. На Господи, воззвах, стихира на Славу, и ныне. 429 Минея. Месяц ноемврий, 15. Вечерня. На Господи, воззвах, самогласен на Славу; На стиховне, самогласен на Славу. – Ред. 450 Впрочем, в другом своем исследовании преосвященный Филарет указывает, что в славянском Октоихе только канон 6-го гласа относится к творчеству преподобного Феофана. См.: Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 228. 453 Есть указание, что он родился в 778 г. См.: Dimanche, office selon des buttons. Chevetogne, 1972. P. 595. 495 Минея. Месяц ианнуарий, 26. Утреня. Канон. Песнь 8, тропарь 1. – М. И. Выделение в цитате автора. – А. Б. 510 С. С. Аверинцев и соавторы объединяют сочинения Преподобного в следующие группы: а) письма (их свыше 500); б) догматические трактаты; в) руководства для монахов; г) речи и проповеди ( Аверинцев С. С, Сыр-кинА. Я. Литература//История Византии. Т. 2. Ч. 1. Гл. 6: Византийская культура в конце VII – первой половине IX века. С. 89); литургические труды Преподобного выпадают из этой классификации. 522 И. А. Карабинов считает, что труды преподобного Феодора, напечатанные в Постной Триоди, только часть задуманного им цикла, который должен был продолжаться и в дни Страстной седмицы, и далее, вплоть до субботы перед Пятидесятницей (там же, с. 125). Этот вопрос должен составить предмет особых исследований; мы же ограничимся изучением трудов преподобного Феодора в печатных изданиях Постной Триоди. 547 Там же. Седмица 5-я Великого поста. Понедельник. Утреня. Седален по 3-м стихословии; Трипеснец 2. Песнь 9, тропарь 1. 564 Там же. Седмица 5-я Великого поста. Четверток. Утреня. Канон великий. Песнь 1, Троичен. – Ред. 570 Там же. Седмица 1-я Великого поста. Понедельник. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 1, Троичен; Там же. Среда. Трипеснец 2. Песнь 9, Троичен. 578 Авторское словоупотребление монахини Игнатии. Ср.: церк. – слав. возникнути – подняться, встать, разогнуться; оторваться от чего?либо, освободиться, сопоставимое с восклонитися: возникни от земли, душе моя (Канон покаянный «Ныне приступих…». Песнь 3); душе… возникни, зовущи (Триодь Постная. Седмица Страстная. Великий Вторник. Утреня. Икос). – А. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Вспоминаю советское время. Вот тогда поститься было очень сложно, потому что ассортимент продуктов был ограничен, и вообще с питанием, особенно в послевоенное время, было не так просто. Тем не менее в больших городах резко сокращалось потребление мяса — это фиксировали соответствующие торговые точки. А ведь народ жил небогато, за плечами людей были суровые годы, но они не говорили: «Мы и так многое претерпели», и верующие во множестве проходили поприще святых постов, особенно Великого поста. Поэтому и мы, люди современные, имеющие возможность приобретать разного рода продукты — а сейчас в этом нет никакого недостатка, снабжение на очень высоком уровне, — всегда можем заменить постной пищей скоромное на не столь уж продолжительное время Святой Четыредесятницы. Еще раз хочу подчеркнуть, что пост необходим как средство духовного самовоспитания, выработки навыка самоограничения, а самое, может быть, важное — как наша небольшая жертва Господу. Приносим эту жертву, и Господь по милости Своей, по любви к нам нечто дарует в ответ на наш маленький подвиг. И многие люди, с радостью встречая Светлое Христово Воскресение, сознают, что эта радость была обусловлена еще и тем, что мы постились, ограничивали себя, приходили почаще в храм. Наступило светлое Пасхальное торжество — сердце радуется, душа радуется, не в последнюю очередь именно потому, что мы держали пост. Желаю всем нам, мои дорогие отцы, братья и сестры, достойно пройти это постное поприще, памятуя о спасительном значении воздержания. Оно нужно для нашей души и для нашего тела, это вообще необходимое средство и духовной, и физической закалки. Кроме того, хорошо известно, что во множестве случаев ограничение в употреблении калорийной пищи укрепляет здоровье и даже излечивает некоторые болезни. Поэтому давайте отложим в сторону всякие ссылки на здоровье, на некие трудности, на недостаток возможностей и постараемся попоститься в течение этого Великого поста. Если кто-то будет изнемогать — ну что ж, прийти к священнику, сказать о своем изнеможении, и, может быть, священнослужитель даст разрешение на послабление поста. Еще и еще раз, мои дорогие, хочу сказать: пост — это духовная весна, пост — это возрождение нашего чувства веры, это время молитвы; и ни в коем случае нельзя проспать эту возможность — ее надо максимально использовать.

http://patriarchia.ru/db/text/6112941.ht...

Κα σται, ν τρπον τε ν κατρ ν τος θνεσιν οκος οδα, κα οκος σραλ, οτω διασσω μς, κα σεσθε ν ελογ, θαρσετε, κα κατισχετε ν τας χερσν μν, διτι τδε λγει Κριος Παντοκρτωρ. ν τρπον διενοθην το κακσαι μς, ν τ παροργσαι με τος πατρας μν, λγει Κριος Παντοκρτωρ, κα ο μετενησα, οτω παρατταγμαι κα διανενημαι, ν τας μραις ταταις, το καλς ποισαι τ ερουσαλμ, κα τ οκ οδα, θαρσετε. Οτοι ο λγοι, ος ποισετε, λαλετε λθειαν καστος πρς τν πλησον ατο, λθειαν κα κρμα ερηνικν κρνετε ν τας πλαις μν, κα καστος τν κακαν το πλησον ατο μ λογζεσθε ν τας καρδαις μν, κα ρκον ψευδ μ γαπτε· διτι τατα πντα μσησα, λγει Κριος Παντοκρτωρ. Прокимен, глас 3: Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте. Стих: Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Прокимен (псалом 46), глас 3: Воспойте Бога нашего, прославьте песнями; воспойте нашего Царя, прославьте песнями! Стих: Все племена, рукоплескать начните и воззовите к Богу гласом радости! Προκεμενον χος γ Ψλατε τ Θε μν, ψλατε, (ψλατε τ βασιλε μν ψλατε). Στχ. Πντα τ θνη κροτσατε χερας (λαλξατε τ θε ν φων γαλλισεως). Паремии Великого поста Чтение паремий (или паримий) — отрывков из книг Ветхого Завета — в период Великого поста происходит чаще, чем когда-либо ещё в течение богослужебного года. Их полагается совершать в каждый будний день поста, при этом в первые шесть недель (седмиц) читаются фрагменты только трёх книг: на 6м часе — одна паремия из пророка Исайи, а на вечерне — две: из книги Бытия и книги Притч. Паремии предваряются исполнением прокимнов (из стихов Псалтири) а паремия на 6м часе ещё и особым «тропарём пророчества».  Начиная с Цветоносного воскресенья (недели Ваий) количество ветхозаветных книг для паремий значительно расширяется. Апогея чтение паремий достигает в Великую субботу, на вечерне которой перед литургией исполняются 15 паремий (две из которых содержат библейские песни: песнь Исхода и песнь вавилонсих отроков).  Руский текст большинства паремий приводится в переводе П. Юнгерова , но после определённой редактуры, целью которой было приблизить язык перевода к современному. Перевод паремий из книг Бытия (начиная с 27 главы), Исхода и Царств принадлежит А. Мельникову. Оба перевода делались с греческого текста Септуагинты, который лёг в основу славянской Библии, в отличие от Синодального, делавшегося с еврейского масоретского текста, который имеет разночтения с Септуагинтой.  Церковнославянский текст тропарей пророчества и прокимнов приводится по т. н. «сергиевской» редакции Постной Триоди (1915). Первая седмица Великого поста Понедельник первой седмицы На 6 часе Тропарь пророчества, глас 5: Господи, Господи, Егоже вся ужасаются и трепещут от лица силы Твоея, Тебе припадаем, Безсмертне, Тебе молимся, Святый: спаси души наша молитвами святых Твоих. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

Сравнительно с другими уставами, разность оказывается следующая: по краткой записи студийского устава, в пост Апостолов общее правило: в 9-й час два блюда, одно с маслом, другое без масла; в праздничные дни (ργησμοις): в шесть часов τυρν κι τ λοιπ. По уставу императрицы Ирины – в понедельник, среду и пятницу два блюда с маслом и вино по два больших экзагия, во вторник и четверг – три блюда, а в субботу и воскресенье можно есть и рыбу (с. 48). Относительно великого поста древние списки иерусалимского типика, за немногими исключениями, сходятся с теперешним, устанавливая неядение для первых двух дней и четверга первой седмицы. По уставу студийскому, напротив, еда полагается каждый день, а по святогорскому – проводится без пищи только один понедельник. В правилах на счет пятницы первой недели в синодальных списках чувствуется влияние местных порядков и игуменского рассуждения. По одному списку читается: „απερχομεϑα (после вечерни) εις την τραπεζαν, μεταλαμβανοντες ελαιου και οινου δια τον αγιον. Ττο γαρ παρελαβομεν απο της λαβρας τ οσιου πατρος ημων Σαββα και του κοινοβιου του Θεοφορ πατρος ημων Ευθυμι“. В другом прибавлено „αλλ γινεται νυν δια το της ημερας αιδεσιμον, επει, και οινος αρκειται εις διακρσιν δια την εις τον αγιον τιμην“. В одном списке слово „ ελαιον“ вытерто, а в другом дело представляется еще строже, и на этот день назначается сухоядение и питье с медом; „εσϑιομεν, говорится здесь, ξηροφαγιαν, πινοντες και ζωμον μετα μελιτος“. По уставу студийскому положено въ пятницу первой недли bapehie съ зеленью и другое брашно, и сочиво съ масломъ древянымъ и вина по единой чаш. Подобное же и в уставе монастыря Благодатной. В среду 5 недели (накануне чтения великого канона) по одному списку „εις την τραπεζαν (какое-то слово вытерто, вероятно, – λαιον) πινοντες και οινον δια τον κοπον της αγρυπνιας“, а на поле в объяснение затертого слова сделана отметка: „ενϑαυτα ελαιον καταλυετι“. Но в другом правило читается вполне: „πινομεν οινον εσϑιομεν ελαιον δια τον и т. д. αλλα νυν γινεται η τ ελαι καταλυσις“. То же урезывание повторено и в уставе недели ваий. По одному значится: „παρακλησις τοις αδελφοις, εν η μεταλαμβανομεν και ιχϑυων“, но последнее слово зачеркнуто, и сделана сноска на полях, но и она кем-то затерта. В другом списке вытерты полторы строчки текста, и оставлено только παρκλησις. Из зачеркнутых первое слово можно прочитать: ττο, последнее – απειρηται; остальные, по-видимому, – „εν τισι των τυπικων“. Таким образом, оказывается, что были типики, в которых заподозривалось и отменялось даже исконное правило о разрешении в неделю ваий на рыбу. В великий четверг по одному списку читается: „μεταλαμβανομεν οιν και ελαι, ιχϑυων δε χι“, но с оговоркою на поле: ενταυϑα ελαιον καταλυεται. В другом оставлено только „οιν“, а прочее вытерто. В третьем изложение подробнее: και μεταλαμβανομεν οιν και εψηματος ανευ ελαι. Εν τισι δε των τυπικων ευρισκεται και ελαι μεταλαμβανειν.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Ук. Св. Син. 1861 г., III, 18); а относительно совпадения в 1857 г. дня Восшествия на престол со вторником первой нед. Вел. поста Св. Синодом было постановлено совершать это празднование «в неделю Православия с тем, чтобы сие в подобных случаях и впредь исполняемо было, и чтобы там, где совершается молебствие Православия, отправлено было оное пред литургией, а молебствие о Восшествии на престол – после литургии» (Ук. Св. Син. 1857 г. I, 28). Таким образом, как видно из вышеприведённого, Высокоторжественные праздники при совпадении их с седмичными днями первой недели Великого поста, Страстной седмицы и с первым днём Пасхи, переносятся на другие дни. Но, само собой разумеется, что такое перенесение празднования Высокоторжественных дней зависит от высшей церковной власти, и руководствоваться в данном случае всегда следует только указаниями Табели последнего издания и особыми распоряжениями Св. Синода по данному предмету. 227 По изложенному в Уставе 23 апр. 2-й Мр. гл. последованию, отправляемому «во един от дней Светлые недели», после вечерни положен отпуст, а затем в своё время совершается утреня; но, по Табели, накануне всех Высокоторжественных дней назначено всенощное бдение, которое не отменяется и в указанном случае (см. Ц.Вед. 1899, 7). – В 1899 г. 23 апр., празднование Тезоименитства Государыни Императрицы Александры Феодоровны, случилось в Светлый пяток. Назначенное по Табели в этот день всенощное бдение св. муч. царице Александре (по Общей Минее) и св. великомуч. Георгию совершалось в соединении с Пасхальным богослужением Светлого пятка, но с отменением службы Живоприемному Источнику, положенной в этот день по Триоди Цветной (подр. см. Ц.Вед. 1899, 7; см. также 1898, 42). – О совершении богослужения в понедельник Святого Духа, если в этот день случится Высокоторжественный день, – см. 216 сн. – Если празднование Высокоторжественного дня случится в седмичные дни 2-й–5-й недель Великого поста, то совершается всенощное бдение и литургия Златоустого по Марковым Благовещенским главам, т.е., всенощное бдение соединяется с великим повечерием, а литургия с вечернею и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Андрее честный и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя: да избавимся вси гнева и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно. Таже оба лика вкупе поют Ирмос : Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод, Божие бо Рождение обновляет естества. Темже Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем. В канонах припев как молитвенное воззвание произносится перед всеми тропарями каждой песни, если не указан другой припев, кроме тех, которые начинаются словами " Слава Отцу и Сыну и Святому Духу " и " И ныне и присно, и во веки веков. Аминь. " Во вторник первой седмицы Великого поста Песнь 1 Ирмос : Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. Каиново прешед убийство, произволением бых убийца совести душевней, оживив плоть и воевав на ню лукавыми моими деяньми. Авелеве, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго. Яко Каин и мы, душе окаянная, всех Содетелю деяния скверная, и жертву порочную, и непотребное житие принесохом вкупе: темже и осудихомся. Брение Здатель живосоздав, вложил еси мне плоть и кости, и дыхание, и жизнь; но, о Творче мой, Избавителю мой и Судие, кающася приими мя. Извещаю Ти, Спасе, грехи, яже содеях, и души и тела моего язвы, яже внутрь убийственнии помыслы разбойнически на мя возложиша. Аще и согреших, Спасе, но вем, яко Человеколюбец еси, наказуеши милостивно и милосердствуеши тепле: слезяща зриши и притекаеши, яко отец, призывая блуднаго. Слава : Пресущная Троице, во Единице покланяемая, возьми бремя от мене тяжкое греховное и, яко благоутробна, даждь ми слезы умиления. И ныне : Богородице, Надежде и Предстательство Тебе поющих, возьми бремя от мене тяжкое греховное и, яко Владычица Чистая, кающася приими мя. Песнь 2 Ирмос : Вонми, Небо, и возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1229...

Он, думаю, сделал это для того, чтобы, говоря о Страшном суде, мелодически и ритмически привязать это воспоминание к Великому посту. В результате, когда на первой седмице поста начинают петь мефимоны , то есть повечерие с каноном преподобного Андрея, на ту же самую мелодию и с употреблением тех же ирмосов, это сразу отсылает слушателя к теме Страшного суда и необходимости покаяния. А звучание ирмосов Великого канона за неделю до начала первой седмицы настраивает человека на подвиги, готовит к покаянию; ритм и мелодия готовят слушателя наподобие увертюры к восприятию Покаянного канона святого Андрея Критского. Авторитет преподобного Феодора Студита был так высок, что его инициатива включить канон в состав великопостного богослужения не встретила возражений у современников. Некоторые исследователи полагают, что Великий канон начали впервые читать на пятой седмице поста, но я с этим не согласен. Греческие Триоди были сформированы к X веку, а славянские Триоди относятся к XII столетию. Кстати, в славянской Триоди Моисея Киянина, одной из древнейших, на полях есть разбивка канона по дням недели, согласно которой текст преподобного Андрея читался частями с понедельника по пятницу включительно, а не так, как в настоящее время, - до четверга. Подобные же указания есть в одном древнем Гротаферратском уставе в разделе служб Великого поста. - Вы упомянули о том, что чтение канона в древности никогда не являлось особо торжественным моментом богослужения. А как было в средневековой Руси? - Когда я занялся исследованием Великого канона, то пошел к старообрядцам в Рогожскую слободу, чтобы посмотреть, как канон служится у них. У них служба совершается рано, около 3 часов вечера, а не в 5-6, как у нас. Пришел, стою и слушаю: как же это будет? Оказалось, очень просто: началось повечерие, и потом бабушка на клиросе стала читать канон! Думаю, так было и в древности, потому что Великий канон на первой седмице - это часть повечерия, читаемого чтецом. Скорее всего, именно на пятой седмице канон читал уже священник, потому что там он входит в состав утрени.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/15/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010