3.  Торжественное заседание  в Храме Христа Спасителя, посвященное 150-летию отмены крепостного права в России. 4. Заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, прошедшее в подмосковной резиденции Президента Российской Федерации. 6.  Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье).  Литургия в храме в честь свт. Николая Чудотворца в Покровском. 7. Понедельник первой седмицы Великого поста. Предстоятель молился за уставным богослужением в Троицком соборе Свято-Данилова ставропигиального монастыря. 8. Вторник первой седмицы Великого поста. Святейший Владыка молился за уставным богослужением в Воскресенском соборе Покровского ставропигиального женского монастыря. 9. Среда первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в Троице-Сергиевой лавре. 10. Четверг первой седмицы Великого поста. Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением  в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре. 11.  Пятница первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в храме св. блгв. царевича Димитрия при 1-й Градской больнице в Москве. 12.  Суббота первой седмицы Великого поста день памяти великомученика Феодора Тирона и день памяти первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи. Великое освящение храма Успения Божией Матери в Печатниках и Литургия в новоосвященном храме. 13. Неделя первая Великого поста. Литургия свт. Василия Великого и чин Торжества Православия в Храме Христа Спасителя. 14. Понедельник второй седмицы Великого поста, день 35-летия архиерейской хиротонии Патриарха. Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя. 16. Первое заседание рабочей группы по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского в Храме Христа Спасителя. 17.  День памяти св. блгв. кн. Даниила Московского.  Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Даниловом монастыре г. Москвы. 20. Неделя вторая Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы. Литургия  в храме Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово.

http://patriarchia.ru/db/text/1394799.ht...

В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или после часов священник в епитрахили читает в церкви своим прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы», изложенные в Требнике. В субботу первой седмицы Церковь творит память святого великомученика Феодора Тирона и воспоминает чудесную помощь, оказанную им константинопольским христианам в 362 году при императоре Юлиане Отступнике. Тогда христиане были сохранены великомучеником Феодором от осквернения идоложертвенной кровью в первую седмицу Великого Поста: святой явился архиепископу Евдоксию и повелел христианам употреблять коливо вместо оскверненной на торжище пищи. Этим воспоминанием Церковь внушает верующим, что пост угоден Богу, и что постящиеся находятся под особым покровительством Божиим. Служба святому Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни, соединяющейся с Литургией Преждеосвященных Даров. В конце Литургии по заамвонной молитве поется молебный канон святому Феодору и благословляется коливо в конце молебна. Молебен 400 состоит из чтения 142 псалма, пения «Бог Господь», тропарей, затем читается канон святому Феодору (Апостол и Евангелие не читаются) 401 . На утрене в субботу поется канон в честь святого Феодора, составленный Иоанном, митрополитом Евхаитским. На Литургии в субботу положено читать два Апостола и два Евангелия: дню и святому, а прокимен поется один, 7 гласа: «Возвеселится праведник о Господе». Если в понедельник первой седмицы случится Сретение Господне, храмовый праздник или Обретение главы Иоанна Крестителя, то служба им совершается в Прощеное воскресенье. Если Обретение главы Иоанна Крестителя и храмовый праздник случится в период от вторника до пятницы первой седмицы, то служба Предтечи совершается или в Прощеное воскресенье или в субботу 1 седмицы поста, а храму – в субботу первой седмицы. Первая Неделя Великого Поста называется также Неделей Православия по совершаемому в этот день торжеству Православия, установленному в Греции в первой половине IX века в память о торжестве Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими Церковь , и особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной на VII Вселенском Соборе в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Этот чин составлен в середине IX века святым Мефодием, Патриархом Константинопольским.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

В Апостольских Постановлениях (кн.5, гл.1) о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (то есть св.Четыредесятница) прежде поста Пасхи (то есть Страстной седмицы), начиная со второго дня (то есть понедельника) и оканчивая в пятницу потом начинается св.седмица Пасхи (то есть стра­даний Христовых), постясь во время ее все со страхом и трепетом, принося ежедневно моление о согрешающих». В этих Апостольских Постановлениях ясно обозначается продолжительность Великого поста, состоящего из соро­кадневного поста и Страстной седмицы. Св. Епифаний Кипрский пишет о том, что Четыредесятница продолжается до Пасхи (то есть до Страстной седмицы). Эти дни Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того, и шесть дней Пасхи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении (Изложение Кафолической веры, XXII). С самой глубокой древности был определен и самый образ хранения по­ста св.Четыредесятницы. Древние христиане проводили этот пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого (третьего по полудни) часа дня. Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи. Древняя практика соблюдения Великого поста сохранена и в нашем церковном Уставе (см.Типикон, гл.32: «От правил святых апостол и святых отец о святой велицей Четыредесятнице, яко должен всякий христианин опасно (строго) хранити»). Особо строгий пост Православная Церковь предписывает в своем Уставе хранить в первую и Страстную седмицы. В чистый понедель­ник и вторник первой седмицы соблюдать высшую степень поста – «отнюдь вовсе ясти не подобает». В остальные же седмицы поста (кроме суббот и вос­кресений) принятие пищи разрешается один раз в день – вечером, причем «сухоядение». В субботние дни и воскресные разрешается ядение вареной пищи с елеем, и притом дважды в день. И только в праздник Благовещения (когда он не совпадает со Страстной седмицей) и в Вербное воскресенье – разрешается вкушение рыбы. Употребление в пищу мяса, молока, сыра, яиц в св.Четыредесятницу запрещено Шестым Вселенским Собором (правило 56). По Апостольской заповеди, если клирик вкушает в Великий пост мясо или даже сыр и яйца – то должен быть извержен, а если мирянин, то отлучен от Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Таким образом, 18-ая кафизма, как постоянный и неизменяемый элемент вечернего богослужения, является проявлением архаического строя палестинской вечерни. Проявление указанного архаизма на великопостных вечернях фиксируется рядом средневековых Типиконов. Это замечание относится как к группе Студийских памятников , так и к группе Иерусалимских памятников ΧΙ–ΧΙΙ веков . Особые указания относительно кафизмы на вечерни в период Великого поста содержатся в Типиконе, регламентирующим устройство и богослужение Евергетидского монастыря, располагавшегося около стен Константинополя. Указанный памятник предписывает не исполнять кафизму на великопостных вечернях вообще. Исключением является первый день поста, когда положена 18-ая кафизма. Такое предписание связано с тем, что каждый день в течение Великого поста, кроме первого, совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Кафизма же опускается, чтобы не затягивать вечернее богослужение. Однако в период Апостольского поста рассматриваемый Типикон предписывает исполнять стабильно на вечерни 18-ую кафизму . 3.    Кафизмы на утрени На протяжении Великой четыредесятницы современный Устав не сокращает количество кафизм на утрени ни при полиелейном разряде богослужения , ни на праздник Благовещения, если он приходится на будний день рассматриваемого периода . Только в четверг 5-ой седмицы поста полагается одна (восьмая) кафизма, что связано с исполнением Великого канона в указанный день . Таким образом, видно, что современный Типикон устанавливает в седмичные дни Великой четыредесятницы три кафизмы без всяких оговорок, исключение же составляет четверг 5-ой седмицы. Такая строгость исполнения кафизм в Великую четыредесятницу свойственна Иерусалимскому Типикону, и подобные указания на чтение кафизм мы встречаем во многих рукописных вариациях данного устава . Многие памятники студийской традиции предполагали больше моментов, нежели ныне, когда количество кафизм на утрени Великой четыредесятницы сокращалось. По Типикону прп. Георгия Мтацминдели (ΧΙ в.) в первый день Великого поста и в среду средостения положено две кафизмы, в четверг 5-ой седмицы – одна, в прочие седмичные дни – три кафизмы. Однако стоит отметить, что сокращение кафизм в понедельник первой седмицы Четыредесятницы компенсировалось тем, что первый час в этот день совершался с кафизмой .

http://bogoslov.ru/article/4453203

23 февраля 2015 года, в понедельник первой седмицы Великого поста Достижение нового состояния человека Целью поста является достижение нового состояния человека, нового по отношению к тому, что было до начала поста. Благая перемена душевного строя, мыслей и чувств – это и есть цель поста. Достичь этой цели можно используя лишь проверенные средства, те, о которых говорят нам святые отцы, аскеты, подвижники, которые не из академических курсов, а из собственного опыта вывели эти дивные формы и формулы духовной жизни. Из проповеди после великого повечерия с чтением Покаянного канона преподобного Андрея Критского в храме Христа Спасителя в Москве 23 февраля 2015 года, в понедельник первой седмицы Великого поста Сконцентрировать свое внимание на духовной жизни Сегодня жизнь многих людей так далека от церковного устава. Она своей логикой рассредоточивает человека, переориентируя его сознание на цели, которые очень далеки от тех целей, которые мы, как православные люди, должны ставить перед собой, вступив в поприще Святой Четыредесятницы. И не только логика, но и стиль современной жизни мешают нам сосредоточиться. Люди заняты работой, учебой, решением огромного количества больших и маленьких дел. У каждого свои заботы. И не обязательно нужно быть государственным деятелем или человеком, руководящим огромными коллективами, чтобы время поглощалось этими заботами, связанными с исполнением своего долга. Но и у человека, который ни над кем не начальствует, возникает огромное количество больших и маленьких забот и проблем, связанных с ним самим, с его близкими, родными, с родителями и детьми, с устроением своего быта, с поддержанием своего здоровья и со множеством других важных или не очень важных вещей. Несмотря на эту суету, во время Великого поста мы должны попытаться сконцентрировать свое внимание на духовной жизни. И святые отцы учат нас тому, что именно в это время, время поста и молитвы, человек должен сосредоточенно пытаться познать самого себя. Самопознание, как об этом говорит аскетическая традиция Церкви, направлено не на любование своими добродетелями, своими талантами или успехами, а на внимание к своим грехам. И если мы свои недостатки, слабости и грехи увидим, то это очень хорошо. Но этого недостаточно.

http://pravoslavie.ru/77633.html

С глубокой древности был определен и самый образ соблюдения поста св. Четыредесятницы. Древние христиане соблюдали этот пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого (третьего пополудни) часа дня. Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи. Древняя практика соблюдения Великого поста запечатлена и в нашем Церковном Уставе (см. Типикон, гл. 32: «От правил св. Апостол и св. Отец о св. велицей Четыредесятнице, яко должен всякий христианин опасно (строго) храните»). Особо строгий пост Православная Церковь предписывает в своем Уставе в первую и Страстную седмицы. В понедельник и вторник первой седмицы Устав повелевает соблюдать высшую степень поста – «отнюдь вовсе ясти не подобает», в остальные седмицы поста (кроме суббот и воскресений) принятие пищи – один раз в день, вечером («сухоядение»). В субботние и воскресные дни разрешается ядение вареной пищи с елеем (растительным маслом) и притом дважды в день. И только в праздник Благовещения (если он не совпадает со Страстной седмицей) и в Вербное воскресенье разрешается вкушение рыбы. Употребление в пищу мяса, молока, сыра, яиц в св. Четыредесятницу запрещено 6-м Вселенским Собором (правило 56). По апостольской заповеди, если клирик вкушает мясо или даже сыр и яйца, то должен быть извержен, а если мирянин, – то отлучен от Церкви. Так, 69-е Апостольское правило гласит: «Если епископ или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец в четыредесят дней не постится и всякия среды и пятницы всего лета, кроме немощи, да извержется (из сана). Аще мирский человек (не постится), да отлучится». То же самое подтверждают правила Лаодикийского (49-е, 50-е, 51-е, 52-е), Трулльского (29-е, 56-е, 89-е) и Гангрского (19-е) Соборов. В книге церковных правил Номоканона говорится: «Ядяй мясо или сыр в Великую Четыредесятницу, или в среду и в пяток – лета два (т.е. года два), да не причастится» (Малый Требник, правило 85). Отсюда видно, как строго соблюдали пост христиане древних времен. Но, действуя в духе любви и милосердия, Православная Церковь не возлагает подвиг поста во всей полноте на немощных и не отчуждает непостящихся по немощи от участия в радости Причащения и Пасхи. Но немощные телом, как и здоровые, особенно обязаны хранить в Четыредесятнпцу, равно как и в другие посты, духовный пост – воздержание от грехов и творить дела любви и милосердия 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

16 февраля в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с премьер-министром Греции Георгиосом Папандреу. В ходе встречи обсуждалось расширение сотрудничества между православными странами, а также вопросы, касающиеся жизни русскоязычных в Греции.   18 февраля в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с Президентом Республики Абхазии С.В. Багапшем и его супругой М.Г. Багапш. 15 февраля, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл посетил Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь г. Москвы. Патриарх Кирилл также посетил сестринский храм Успения Божией Матери, расположенный в нижней части собора Сошествия Святого Духа и побывал в богадельне Зачатьевского монастыря, где побеседовал с престарелыми монахинями и мирянками, преподав им Первосвятительское благословение. 16 февраля, во вторник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным утренним богослужением в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре. Утром 17 февраля, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя за великопостной утреней, часами и изобразительными. Затем Пердстоятель Церкви совершил вечерню и первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров. 18 февраля в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со спортсменами параолимпийской сборной России, отправляющимися на X Параолимпийские зимние игры в Ванкувере. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитву о здравии спортсменов и благополучном исходе соревнований, а затем обратился к членам паралимпийской сборной со словами напутствия. «Одним фактом своего участия в спортивных состязаниях вы свидетельствуете всему миру о победе человека над самим собой, — сказал Святейший Патриарх. — Люди, которые побеждают скорбь и страдание, являются ярким и сильным примером для всего общества».

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_pat...

«Пост, – говорится в одной древней книге, – делает человека умеренным, трезвым, стыдливым, молчаливым, целомудренным. Пост укрощает похоти, умеряет страсти, умножает святые желания, уничтожая порочные; все внутри нас в порядок приводит; развращенные помыслы отдаляет, знание насаждает, огнь похоти погашает, мысль тихим спокойствием исполняет и всегда от бури пороков защищает» («Нетленная пища», с. 235). Через подобающе исполненный пост мы приобщаемся Божественного света и любви, «сладости жизни во Христе Господе и Спасителе нашем» 71 . Понятие о Триоди Постной Службы Великого поста, а также подготовительных к нему Недель (начиная с Недели мытаря н фарисея и кончая Великой Субботой), т.е. периода, составляющего в обшей сложности 70 дней, помещены в богослужебной книге, называемой Триодью Постной. Свое название «Триодь» (по-гречески – «Триодион», т.е. трипеснец – от слов: «трио» – три и «оди» – песнь) получила оттого, что в ней больше всего содержится трипеснцев. Своим распространением в употреблении Триодь, как указывает синаксарий в Неделю о мытаре в фарисее, обязана св. Косме Маиумскому (VIII в.), современнику св. Иоанна Дамаскина . Впрочем, многие трипеснцы принадлежат более ранним песнотворцам, например, св. Андрею Критскому , которому принадлежат трипеснцы на повечериях Недели ваий, Понедельника, Вторника, Среды и Пятницы Страстной седмицы, а также великий канон, читаемый на первой и пятой Неделе Великого поста. В IX веке преподобные Иосиф и Феодор Студиты собрали все, что до них было писано, привели в надлежащий порядок, присоединили много своих стихир и канонов, и таким образом образовалась Триодь, заключавшая в себе около 160 служб – больших и малых. В XIV веке Триодь Постная была дополнена синаксариями, составленными Никифором Каллистом. Подготовительные Недели Великого поста Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели, а именно: о мытаре и фарисее (без седмицы), о блудном сыне (с седмицей), мясопустная, сыропустная (сырная). В продолжение подготовительных Недель Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы она восстанавливает пост в среду и пятницу, затем возводит христиан на высшую ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и позволением употреблять лишь сырную.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Сразу после Литургии помещены молитвы по Святом Причащении в последовательном изложении (молитвы, «Ныне отпущаеши...», Трисвятое по «Отче наш...», тропарь и кондак свт. Григория Двоеслова, Богородичен и обычное окончание). Отдельно дается молебен вмч. Феодору Тирону в пятницу Первой седмицы с каноном наряду, чтобы священник мог, при желании или необходимости, читать его по Служебнику без дополнительной книги. После канона помещена молитва над коливом и отпуст этого дня. В последовании утрени в заупокойные субботы 2-й, 3-й и 4-й седмицы Великого поста полностью помещена и 17-я кафисма. В разделе «Неделя третия святых постов» помещено описание переноса блюда с Крестом на престол перед началом службы и порядок выноса Креста после великого славословия. Следом помещен порядок поклонения Кресту в понедельник и среду Крестопоклонной седмицы и в пятницу — порядок поклонения и отнесения Креста в алтарь. В последовании утрени субботы 5-й седмицы (Похвала Пресвятой Богородицы) в каждом месте чтения акафиста указывается диапазон икосов и кондаков с их первыми словами для более удобной ориентации в чтении. В конце книги помещен фрагмент Месяцеслова — с февраля по апрель включительно — в соответствии с возможными границами Святой Четыредесятницы. Месяцеслов приведен в соответствие с составом современного церковного календаря. Вторая и третья части «Великопостного служебника» — последование служб по дням, начиная с утрени субботы святого праведного Лазаря и заканчивая Литургией в Великую Субботу и молитвой благословения хлебов и вина после нее. Вторая часть заканчивается Великой Средой. Третья часть — с Великого Четверга по Великую Субботу. Все службы, имеющие свои существенные особенности, для удобства даны для каждого дня отдельно, начиная с Великого Четверга. На изобразительных в Великий Четверг так же, как и в первой части, помещены входные молитвы. После изобразительных даны молитвы облачения и последование проскомидии. Литургия свт. Василия Великого, начинающаяся с вечерни, помещена полностью в Великий Четверг.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5790368...

Помните, други мои, слово Христово: «аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит согрешений ваших» ( Мф.6:14–15 ). Аминь. Подвиг поста. Поучение в 1-й день первой седмицы Великого Поста Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне Очистив себя взаимным всепрощением, мы теперь должны приступить к подвигам поста по правилам церкви. Вот первее всего эти правила: в понедельник и вторник на первой неделе совсем не принимать пищи тем, кто здоров и может вынести такой пост. В среду после литургии Преждеосвященных Даров должна быть трапеза и состоять из хлеба и вареных овощей. Те же, которые не могут пробыть без пищи двух дней, и также старые, должны воздерживаться от пищи и пития по крайней мере первый день, а во вторник могут подкрепить себя, после вечерни, хлебом. В четверг опять не должно быть трапезы. В пяток по литургии такая же трапеза, как и в среду, с прибавлением колива, – разваренной пшеницы с медом. В следующие недели, кроме суббот и воскресных дней, принимать пищу ежедневно, но не чаще как один раз в день, и то не ранее вечера, и без масла. Вино и масло разрешаются только в субботы, воскресные и праздничные дни. Рыба воспрещается во весь пост. Больным дозволяется ослаблять пост. Так жене-родительнице разрешает церковь масло н вино даже в страстную неделю, в которую до великого четвертка – даже и трапезы не поставляется, а в пятницу и субботу ниже хлеба с водою полагается, до отхода субботней литургии. – Мы не входим, бр., в рассуждение о времени происхождения велико-постного устава в показанных подробностях, но то несомненно, что вообще строгое воздержание во дни великой четыредесятницы узаконено еще во времена апостольские. Одно из апостольских правил гласит: «аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, не постится во св. четыредесятницу, кроме препятствия от немощи телесные, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». Такова воля церкви о нашем пощении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010