Да и ни к чему это», - считает религиовед. Старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, кандидат исторических наук Ольга Брусина представила доклад и презентацию на тему « Возрождение религиозной жизни ставропольских туркменов в постсоветский период». В прошлом году Ольга Ильинична выпустила монографию «Российские туркмены. Три века этнической стойкости» (М., 2019). Она занимается исследованием этой темы с 2007 года, проведя несколько полевых экспедиций в населенных пунктах Ставрополья, где компактно проживают туркмены, которые поселились на юге России в XVII-XIX вв. В настоящее время проживает 17 тысяч туркмен в Ставропольском крае. Туркмены исповедуют ислам суннитского толка, большинство их обрядов и ритуалов сопровождаются мусульманскими молитвами и символикой. Традиционно туркмены не относятся к числу ревностных мусульман, в их духовной культуре присутствуют народные обычаи и поверья, происходящие из глубокой древности. В религиозном сознании туркменов переплелись ислам и своеобразные местные верования, которые связаны бытовыми суевериями, с культом предков, с верой в духов-покровителей « рух», в различные приметы, в «счастливые» и «несчастливые» дни. Весь комплекс народных религиозных представлений воспринимается как исламский. Поэтому муллы выполняли широкий спектр функций, связанных с народными представлениями: как советчики по различным вопросам, кадии (судьи по шариату), лекари, лечили с помощью заговоров и амулетов от болезней и других несчастий. До 1990-х годов в туркменских аулах не было официальных мечетей, верующие собирались для молений в определенном доме, по договоренности с хозяевами. На муллу учились у местных знающих стариков или в соседних республиках Северного Кавказа. Коран читали по-арабски, а с 1980-х годов появились исламские тексты, написанные кириллицей. Сейчас уже почти не осталось стариков, владеющих арабским языком. В настоящее время туркменский мулла по-прежнему выступает в роли советчика, определяет «удачные» и «неудачные» дни для свадьбы и других важных событий. Туркмены берегут и носят амулеты с записями молитв и изречений из Корана, которые пишут по-арабски грамотные муллы (как правило, выходцы из Дагестана). Муллам и имамам принадлежит ведущая роль в обряде жертвоприношения Садака. Садака делают по различным поводам: поминальным – в том числе на Курбан-байрам; в случае неприятностей или при начинании нового дела – «чтобы все было успешно»; для скорейшего выздоровления заболевшего; на день рождения и т.д. Важным событием является « Орталык садака» (жертвоприношение, охватывающее всю округу или селение). Этот обряд проводят в туркменских аулах «чтобы не было засухи, шли дожди, и за благополучие», как правило, весной.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/03/is...

На погребальной сопке у открытой могилы полагалось батыра поднять над головами и показать ему четыре стороны света: «Вот твоя река. Вот твое небо. Вот твоя земля. Вот мы, рожденные от одного с тобой корня. Мы все пришли проводить тебя. Спи спокойно». В память далеким потомкам на мо­гиле батыра ставилась каменная глыба. В дни похорон юрты всего племени расставляли цепью по берегу, чтобы каждая семья могла проститься у своего порога с батыром, когда будут про­носить его тело на погребение, склонить к земле белый флаг скорби, голо­сить и плакать при этом и затем идти дальше вместе со всеми к следующей юрте, где опять будут причитать и плакать и склонять белый флаг скорби, и так до конца пути, до самой погребальной сопки. Утром того дня солнце уже выходило на дневной путь, когда закончены были все приготовления. Вынесены бунчуки с конскими хвостами на древ­ках, вынесены бранные доспехи батыра – щит и копье. Конь его был покрыт погребальной попоной. Трубачи приготовились играть в боевые трубы – карнаи, барабанщики ударить в барабаны – добулбасы – так, чтобы тайга за­качалась, чтобы птицы тучей взлетели к небу и закружились с гамом и сто­ном, чтобы зверь бежал по чащам с диким храпом, чтобы трава прижалась к земле, чтобы эхо зарокотало в горах, чтобы горы вздрогнули. Плакальщицы распустили волосы, чтобы воспеть в слезах батыра Кульче. Джигиты опусти­лись на одно колено, чтобы на крепкие плечи поднять его бренное тело. Все были наготове, ожидая выноса батыра. А на опушке леса стояли на привязи девять жертвенных кобылиц, девять жертвенных быков, девять девяток жертвенных овец на поминальную тризну. И тут случилось непредвиденное. Как бы ни враждовали энесайцы между собой, но в дни похорон вождей не принято было идти войной на соседей. А теперь полчища врагов, незаметно окруживших на рассвете погружен­ное в печаль становище киргизов, выскочили из укрытий сразу со всех сто­рон, так что никто не успел сесть в седло, никто не успел взяться за оружие. И началось невиданное побоище. Убивали всех подряд. Так было задума­но врагами, чтобы одним ударом покончить с дерзким племенем киргизов. Убивали поголовно всех, чтобы некому было помнить об этом злодеянии, некому было мстить, чтобы время занесло сыпучим песком следы прошлого. Было – не было... Человека долго рожать и растить, а убить – скорее скорого. Многие уже лежали порубленные, утопая в лужах крови, многие кинулись в реку, спа­саясь от мечей и копий, и потонули в волнах Энесая. А вдоль берега, вдоль круч и обрывов пылали на целые версты киргизские юрты, объятые пламе­нем. Никто не успел убежать, никого не осталось в живых. Все было поруше­но и сожжено. Тела поверженных сбросили с круч в Энесай. Враги ликовали: «Теперь эти земли наши! Теперь эти леса наши! Теперь эти стада наши!»

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

1. Молитва за живых, или молебен, к которому по просьбе верующих могут быть добавлены водоосвящение или чтение акафиста. Желающие отслужить молебен обращаются до Литургии в «свечной ящик». 2. Молитва об умерших, или панихида, служится перед крестом, стоящим на панихидном столике (кануне). Издревле существовал обычай устраивать в память усопших трапезу. На неё приглашались люди, которых просили молиться за умерших. И в наши дни многие приносят на канун пищу, которую раздают для поминовения после панихиды. Этот обычай особенно ревностно соблюдают в «родительские» (поминальные) дни. 3. Молитвы, которые поют и читают перед погребением умершего, называются отпеванием. Для отпевания инославных существует особый чин, впрочем, мало отличающийся от обычного. О домашней молитве, духовных размышлениях и чтении Слова Божьего Молитвословием называют чтение «правила», состоящего из утренних и вечерних молитв, которые произносятся ежедневно. Этот ритм необходим, ибо в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно. Подобно тому, как человек, смотря на картину или икону, слушая музыку или стихи, приобщается к внутреннему миру их создателей, так и чтение молитв связует нас с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает нам обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. «В том, чтобы молиться нам «чужими» словами, – говорит о. А. Ельчанинов , – пример нам Христос. Его молитвенные вопли на кресте – «цитаты» из псалмов ( Пс.21:2; 30:6 )». Существует три основных «правила»: 1) полное, которое содержится в полных и иерейских молитвенниках; 2) краткое правило, рассчитанное на всех; утром: «Царю небесный», «Трисвятое», «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже», «Верую», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (Трижды с поклонами.) Слава, и ныне. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй (Трижды). Слава, и ныне. Аминь. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. И заупокойные тропари: Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего (рабы Твоея), Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего (рабы Твоея), яко Един еси Человеколюбец. Слава: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый. Сам и душу раба Твоего (рабы Твоея) упокой. И ныне: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися душе его (ея). Затем трижды произносится сия молитва с 15 поклонами: Помяни, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшей рабы Твоея) имя (поклон). Елика в житии сем яко человек согреши, Ты же, яко Человеколюбец Бог, помилуй (поклон), и вечныя муки избави (поклон), и Небеснаго Царствия причастником (причастницей) учини (поклон), и душам нашим полезное сотвори (поклон). После этого поется или читается в качестве предобеденной молитвы Отче наш, за ней следует призывание Божия благословения на трапезу по чину для мирян. В начале поминальной трапезы прежде других снедей всем предлагается кутия. А пред последним сладким блюдом, каким традиционно подается кисель с молоком (в постные дни с миндальным или маковым), - приносится так называемое пивомедие - сладкий неалкогольный напиток. В заключение все встают и, если трапеза совершается в день погребения или поминовения: в 9-й, 20-й, 40-й дни по кончине и в первую годовщину - поют стихиру на глас 6-й:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2131...

В пасхальные дни будет упрощен порядок перехода российско-украинской границы 10 апреля, 2015. Новостная служба Граждан России, которые проживают в приграничных районах, будут пропускать через местные пункты пропуска на украинской границе по заграничным и внутренним паспортам. 10 апреля. ПРАВМИР. Пресс-служба погранведомства заявляет, что в пасхальные дни будет обеспечен комфортный пропуск граждан-жителей приграничных районов. «Во исполнение поручения президента Украины Госпогранслужба предприняла меры для комфортного пересечения украинско-российской границы жителями приграничья во время праздничных и поминальных дней», — сказано в заявлении пресс-службы, передает Интерфакс Пропуск граждан, которые проживают в пределах поселковых советов, прилегающих к украинско-российскому участку границы, и направляются на транспортных средствах, будет вестись в международных и межгосударственных пунктах пропуска, а в местных пунктах пропуска и отдельно определенных местах — в пешем порядке и в светлое время суток с 11 по 19 апреля. Граждан России, которые проживают в приграничных районах, будут пропускать через местные пункты пропуска на украинской границе по заграничным и внутренним паспортам. К осуществлению пропускных операций будут привлекаться депутаты поселковых и районных советов, при необходимости — представители общественных организаций и духовенства. В погранведомстве отмечают, что террористам и диверсантам тем не менее не удастся проникнуть на территорию Украины под видом мирных жителей. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 15 апреля, 2023 13 апреля, 2023 18 апреля, 2024 23 апреля, 2023 17 апреля, 2023 16 апреля, 2023 16 апреля, 2023 15 апреля, 2023 15 апреля, 2023 15 апреля, 2023 13 апреля, 2023 18 апреля, 2024 23 апреля, 2023 Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/v-pashalnyie-dni-budet...

— После возглашения «Вечной памяти» священник читает над усопшим разрешительную молитву. Ею прощаются бывшие на умершем клятвы и грехи, в которых он покаялся на исповеди (или забыл покаяться по забывчивости или неведению). Но те, в которых он не раскаялся намеренно (или вообще не раскаивался на исповеди), разрешительной молитвой не прощаются. Текст молитвы полагается священником в руки усопшего. — После этого провожающие, потушив свечи, обходят гроб с телом, просят у почившего прощения, целуют венчик на лбу и икону на груди. Тело полностью закрывается покрывалом, священник крестообразно посыпает его землей. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается. — С пением Трисвятого гроб выносят из храма лицом к выходу (ногами вперед). — Если нет возможности привести тело покойного в храм либо пригласить священника на дом, то в храме может совершаться заочное отпевание. После него родственникам дают землю (песок) с панихидного стола. Этой землей крестообразно посыпают тело усопшего. Если к этому времени покойный уже погребен, то землею с панихидного стола крестообразно посыпается его могила. Если захоронение урны производится в колумбарий, то в этом случае освященную землю высыпают на любую могилу православного христианина, но не кладут (не рассыпают) ее в ячейке, где хранится прах. — Подробнее о вопросах, связанных с отпеванием, можно узнать в статье «Является ли отпевание “пропуском в рай”?» (с. 42–50). Поминки — После отпевания в церкви и предания тела земле на кладбище, родственники покойного устраивают поминальную трапезу — это своего рода христианская милостыня для собравшихся. — Такую трапезу можно организовать на 3й день по кончине (день похорон), 9й, 40й дни, полгода и год по кончине, в день рождения и день Ангела усопшего (тезоименитство, именины). — На поминальном столе не должно быть спиртного, чтобы не навредить душам умерших людей. Употребление спиртного на поминках — это отголосок языческих тризн. — Если поминки совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной.

http://azbyka.ru/death/chelovek-umer-cht...

Время его освобождения приближалось… В день Сретения в келье отца Кирилла была отслужена последняя литургия, батюшку причастили. Вспоминалось, как всегда проводили мы в Переделкине этот праздник вместе, пели вечерами любимые его сретенские запевы – мелодичные, содержательные. Как батюшка, нацепив очки, бодро и с подъемом тянул: «О дщи Фануилева! Прииди, стани с нами и благодари Христа Спаса, Сына Божия…». Мы сбивались, пели местами неслаженно, но праздничное воодушевление отца Кирилла, казалось, ничем нельзя было смутить. Что ему неслаженное пение? – человеку, всю свою жизнь носившему на плечах нашу несуразность, никчемность, греховность, терпевшему наши разные характеры и нравы. Вечером в канун отдания Сретения батюшка стал сильно задыхаться. Но так случалось неоднократно и мы надеялись, что и на этот раз все нормализуется – хрипы утихнут… В течение получаса еще совершались попытки как-то настроить приборы, поудобнее подержать кислородную маску… И вот, хрипы и вправду утихли – сердце его остановилось, прекратилось и дыхание. А на электронном пульсометре появилась длинная горизонтальная линия. Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко… Он ушел тихо и скромно. Как жил, так и ушел. Сочувствуя любому человеческому труду, он и умереть подгадал именно на Масленице – на той неделе церковного календаря, которая и сама по себе предполагает щедрое угощение. И Лавра, его дорогая Лавра не подвела – люди, ради которых он жил все эти годы, были как следует накормлены на поминальной трапезе… Великопостные дни растворили в своих глубоких богослужебных переживаниях скорбь нашей человеческой потери. И в этом также есть что-то закономерное, так родственно перекликающееся с настроением батюшки, который никогда не хотел заслонять собою главное для приходящих – Господа Спасающего. Пусть Великий пост, как и положено, будет временем нашего внутреннего обновления, нашего приуготовления к празднику победы Жизни над смертью! Вот и весна нынче ранняя – заторопилась словно, заспешила к Великому дню Пасхи, защебетала синицами, расщедрилась на солнечные, благостные дни…

http://pravoslavie.ru/102336.html

Другой в высшей степени любопытный памятник этого рода представляет как бы устав погребальной коллегии и знакомит нас с подробностями, как ее внутреннего устройства, так и обрядовой стороной погребения и поминок. Из него видно, что каждая коллегия, избиравшая обыкновенно в покровители себе какое-либо божество, имела свои праздничные дни, связанные с именами выдающихся ее членов. В эти дни происходили главные собрания участников той или другой ассоциации. Церемонии, соблюдавшиеся при этом, состояли в том, что родственники или исполнители воли умершего отправлялись на его могилу, украшали ее венками и посыпали цветами, именно: розами в день розарий и фиалками в день виолярий. Помимо цветов иногда делались возлияния и вообще приносилась заупокойная жертва. По окончании этих обрядов устраивался поминальный обед для лиц близких к покойнику и участников церемонии. Из других источников известно, что члены коллегий ежемесячно вносили в общую кассу небольшую, около семи копеек, сумму на постройку и поддержку усыпальницы и соответственно взносу получали известной величины надел. Полученный надел поступал в полную собственность владельца и он имел право распоряжаться им по своему усмотрению. Он мог продавать его, дарить и завещать, точно также как увеличивать размер надела посредством покупки и наследства. 10 Судя по огромным пространствам, вырытым в окрестностях Рима, можно себе представить, какая оживленная работа происходила тогда в подземном Риме и сколько тяжелого труда было положено на исполнение этого долга pietatis относительно умерших. У христиан эта работа лежала на обязанности особого класса низших служителей церкви, так называемых fossores, κοπιατα. При каждой усыпальнице, по-видимому, состояло известное число таких лиц, как можно заключать, например из следующей надписи: Λογγν κοπισαντι ς (=εσ) τατα τ χωρα πγραψεν Χρυσς, σμβιος ατο. Эти χωρα или участки отмечались особенными значками, по которым каждый из них узнавал пределы своего района. Есть некоторые основания думать, что все вместе фоссоры составляли правильно организованное учреждение, значение которого усилилось особенно с III века; они причисляются теперь к клирикам низшего разряда – ordinisminoris и заведуют усыпальницами под наблюдением епископа или пресвитеров, им назначенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

К сожалению, однако, веяние суеты прокралось и в добрые обряды, творимые в память умерших. После погребения обыкновенно в доме усопшего собираются родственники и знаемые на поминальный обед. Разумеется, предосудительного в этом собрании ничего нет: оно напоминает братскую трапезу и утешительно для горюющей, осиротелой семьи. Но при всем том нередко в наше время поминальные обеды утрачивают характер истинно-христианской трапезы, и походят на языческие тризны (поминки). Везде почти спутником поминок являются: вино и обилие кушаньев. Но уместно ли на поминках вино? По уставу церкви оно разрешается при радостных и торжественных случаях, но уж никак не во дни скорби и печали. Вино горячит людей, способствует им терять здравое рассуждение и проч. По этому-то на обеде, где много выпито вина, слышатся шумные и веселые разговоры, шутки, даже нескромности, иногда споры, взаимные укоризны... Уместно ли все это за христианской трапезой, тем более за поминальной? Уместно ли все это, когда на очах потерпевших утрату не высохли слезы, еще не смолкли их надгробные рыдания? И каково, наконец, душе то усопшего, витающей, по нашему правосл. верованию, в первые дни по кончине, в местах где жила, созерцать это полупьяное собрание пресыщенных людей? Не получает ли она тогда от поминок, творимых по ней, скорбь вместо отрады?.. Нехорошо и то, что на некоторых поминках подается много кушаньев, иногда изысканных, и таким образом, обед, имеющий доброе назначение, на деле является средством к излишнему чревоугодию. Для устройства обильных поминок родственники усопшего входят в большие затраты, часто несоответствующие их средствам – особенно это наблюдается в крестьянском быту: Случается, иной бедняк крестьянин последнюю овцу режет, последнее сено продает, чтобы устроить поминальный обед и избавиться от праздных пересудов неразумных людей. Бывает и так: затратят последние копейки на яства, а церковного поминовения усопшего сродника лишают чрез это. Поэтому, христиане, воздерживайтесь от устройства обильных поминок, совершенно не допускайте на них вина, и не скорбите, если у вас нет средств обедом помянуть сродника. Знайте, что умершим нужна не еда наша, а молитва за них, частица, вынутая из просфоры рукою иерейскою и опущенная в чашу со св. Кровию Христовою. А Господу угодно не наше долгое сидение за обильной трапезой, а усердное и частое пребывание за литургией, совершаемой в память усопших. Если же есть у вас избыток средств, то после молитвы церковной устройте и домашнюю трапезу, но скромную, тихую, умеренную – зовите на нее друзей, родных, бедняков, сирот, вдовиц, тех, кто нуждается в хлебе насущном, но не тех праздных, равнодушных к вашему горю, людей, которые никогда не зайдут в храм помолиться об усопшем хоть на минуту, и охотно толпятся по целым часам около вашего дома, дожидаясь обеда.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но погребение всегда входило в ряд целей, для которых существовало общество и всегда определялось статутами устава. Так, о погребении идет речь в νμος Ιβαχοι в Афинах, у ργενες 318 и μνωδοι 319 . Обществами, которые владели общественными кладбищами, где их сочлены были погребаемы на общий счет были: ανιστα в Alopeke, на Родосе, ϑασοι на Косе. О них свидетельствуют надгробные камни – в Афинах, Беотии, Фессалии, Этне, Родосе, Смирне, Фиатире, Фессалониках, Пантикопее, Фанагории 320 . В этих обществах крупной статьей расхода являются издержки на похороны своих сочленов, сумма так называемых ταφιν 321 . Любопытно заметить аналогичное римским dii manes явление: в Пантикапее умерший член союза облекался высоким достоинством επ τςαυλς – praefectus domus regiae 322 . Римские погребальные коллегии и брали на себя обязанность за известное вознаграждение поминать умерших в точно определенные дни. «То была поминовенная неделя в феврале месяце – от 13 до 21 числа, известная под именем dies parentales или parentalia; последний день этой недели назывался feralia… В императорскую эпоху к этим древним поминальным праздникам присоединились еще три: violaria и rosaria (uлu–rosalia), т. е. дни, когда памятники украшались розами и фиалками, и день рождения усопшего (dies natalis)» 323 . Иногда только желание быть поминаемым вызывало к жизни целые коллегии. «Conlegium Silvani» 324 была учреждена с тем, чтобы 1-го января, 10-го февраля – в день рождения Домиции Августы, 24-го октября – в день рождения императора Домициана, 27-го дня – в день поминовения Сильвана и в праздник роз 325 приносились жертвы и совершались или праздничные, или поминальные трапезы. Некто Валерий Урс пожертвовал коллегии fabrorum in Brixia небольшое поместьице (agellum Aesiniamun) и другое – коллегии farmacopolarum под условием, чтобы ежегодно – 25 октября и 28-го февраля – дни рождения и смерти супругов – и праздник роз постоянно отмечались либацией 326 . Также часты были взносы за временное поминовение, временное поддержание гробниц или колумбариев 327 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010