Это предписание последования погребения весьма характерно и имеет значение не для одного данного случая. Если архиерей даже и не участвовал сам в совершении погребения, а оказался только присутствующим, то последнее разрешение должен дать именно он, архиерей. Иерей же читает прощальную молитву только в отсутствии архиерея. Это потому, что в Православной Церкви полноправным литургом, самостоятельным совершителем всех таинств и служб церковных является только епископ. В частности, только епископу принадлежит вся полнота власти вязать и решить. Иереи лишь легаты епископа, лишь его уполномоченные, заменяющие его там, где он физически не может быть. Иерей во всем действует не самостоятельно, а по воле епископа, от его имени (посему частое возглашение имени епископа при богослужении), за его благословение. В частности, за благословение епископа они могут вязать и решить, но иерейское связывание и разрешение лишь как бы предварительное, а окончательное и совершенное только от архиерея. В отсутствие архиерея, за его благословение иерей совершает многое из того, что по существу принадлежит только архиерею, с архиерейского соизволения пользуется многими архиерейскими правами. В частности, в присутствии архиерея он теряет право благословлять людей. В соответствии с этим и последнее разрешение усопшему, которое должно быть окончательным и совершенным и которое обычно сопровождается благословением, должно быть дано архиереем, если он присутствует. У нас вошло в обычай, чтобы при соборном совершении погребения разрешительную молитву читал духовник почившего. Но так должно быть только тогда, когда отпевание совершается одними иереями. Если же отпевание совершается архиереем, то хотя бы в числе сослужащих иереев был постоянный духовник почившего,– прощальная молитва должна быть прочитана непременно предстоятельствующим архиереем. Только если в погребении участвует несколько архиереев, и один из них был духовником почившего, разрешительную молитву следует читать именно ему, хотя бы он был одним из младших святителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

«Память их в род и род». «Души их во благих водворятся». Между тем этим псаломским стихам ( Пс.65:5, 101:13 ; Ср. Пс.134:13, 24:13 ) должно быть уделяемо особое внимание. По существу эти стихи являются основными, а аллилуиа припевается к ним. Воспоминая о наших дорогих усопших, мы хвалим Господа, поем Ему аллилуиа за то, что они, как чада Церкви Православной, избраны и приняты Господом и потому блаженны: что хотя они умерли телесно, но память о них сохраняется в род и род, так как они наследуют жизнь вечную 597 и что души их во благах водворятся, т. е. наследуют именно блаженную вечность. Поэтому означенные стихи предназначаются для торжественного, насколько возможно, выразительного и отчетливого исполнения, чтобы их библейское содержание не ускользало от внимания молящихся. Стоящее в последовании панихиды выражение и глаголем стихи сия по обычному употреблению его в богослужебных книгах соответствует выражению «поем» 598 . Поэтому аллилуиа со стихами должно выполнять таким образом: сначала канонарх 599 поет на 8-й глас аллилуиа трижды. По окончании пения его то же самое повторяет правый лик. Когда окончится пение на клиросе, канонарх поет тем же напевом 8-го гласа первый стих: Блажени яже избрал... По окончании стиха левый лик поет аллилуиа трижды. Таким же образом поют канонарх дальнейшие стихи, а певцы новые аллилуиа чередуясь, а не одновременно, как бы перебивая друг друга. ТРОПАРЬ НА ПАНИХИДЕ За аллилуйей следует тропарь Глубиною мудрости с его богородичном. Этот тропарь употребляется в качестве дневного только в две вселенские субботы, – во все другие поминальные субботы употребляются другие тропари 2-го гласа. Употребление на панихиде, службе более частного характера, предназначаемой по преимуществу для поминовения отдельных усопших, того тропаря, который на общественном богослужении, является отличием лишь вселенских суббот, сближает частное поминовение с поминовением общим, вселенским, каковым по существу и является всякое вообще поминовение, совершаемое в Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Название «панихида» само по себе не означает исключительно заупокойного богослужения 586 . Буквально с греческого оно означает «всенощное пение». Усвоенное преимущественно определенному заупокойному последованию, это название показывает, что, во-первых, это последование весьма не краткое (чрез всю ночь совершаемое) и что, во-вторых, оно предназначается для совершения его, главным образом в ночное время, – с вечера или утром, но не днем, не в обеденную пору. Если наша панихида не соответствует современному чину всенощного бдения, то, во всяком случае, она, как и молебен, является сокращением утрени, с сохранением существенно важных, главным образом, изменяемых частей. Но не одно из церковных последований не подвергалось такому сокращению, как молебен и панихида, в особенности последняя. На молебне еще непременно сохраняется тропарь. На панихиде нередко его и совсем не бывает, остается только обрывок последней фразы. Естественно, когда от панихиды остался только один остов; один голый скелет, позабыли, что есть разные последования панихиды, имеющие хотя небольшие, но характерные особенности, – все заменили одним по шаблону совершаемым сокращенным чином панихиды, которой, как будто по иронии, иногда усвояют название «великой». Последование великой панихиды излагается в 14-й главе Типикона. Более подробное изложение его с полным текстом неизменяемых частей помещается в Октоихе пред субботней службой 1-го гласа 587 . КУТИЯ В ПАМЯТЬ УСОПШИХ Непременной принадлежностью великой панихиды должна быть кутия: и здесь она, как и при приношении ее в праздники, являясь своего рода малой трапезой в память усопших, служит напоминанием для молящихся о том, что молитву об усопших необходимо соединять с делами милосердия в частности, с питанием служителей Церкви, неимущих, друзей и сродников почивших. По толкованию Отцев, кутия имеет и символическое духовное значение (как и все в нашем богослужении), что «человек как семя, как пшеница, опять восстанет Божественною силою и как бы прозябший, приведен будет ко Христу живым и совершенным» 588 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Потом иерей, возложив на себя епитрахиль 649 , полагает начало: Благословен Бог... вслед за которым мы же, то есть певцы и предстоящие братие все вместе глаголют (обычно речитативом) 650 Аминь. Трисвятое и Отче наш. После возгласа поются заупокойные тропари Со духи праведных. Затем следует заупокойная сугубая ектения. Сряду же после ектенийного возгласа: Слава Тебе, Христе Боже, без предварительного Честнейшую и отпуст. По отпусте всия братия рекут гласом, т. е. все вместе возгласят, громко проговорят трижды 651 вечная ваша память достоблажении отцы и братия наши, приснопоминаемии, завершая каждое возглашение поклоном по дню – земным или поясным. Это трогательное воззвание и поклонение особенно умилительно и знаменательно. Это не молитва за усопших. Это обращение к самим умершим, как к живым, с приветственным пожеланием, подобно тому, как в других случаях молящиеся обмениваются взаимными приветствиями: Мир всем! И духови твоему! Ис полла эти деспота! Это лишний раз наше исповедание, что хотя поминаемые нами и умерли, но они живы о Господе, что они слышат наши обращения к ним и во время молитвы как бы соприсутствуют нам в храме. И поклонения, заключающие каждое воззвание и соединяемые, конечно, с крестным знамением, сближают эти обращения к усопшим с нашими молитвенными и приветственными обращениями к святым. Это – выражение нашей надежды, что все достоблаженные отцы и братия наши, в вере православной пожившие и скончавшиеся, по молитвами Церкви и по их и нашей вере, в той или иной мере становятся и нашими загробными молитвенниками. В заключении всего чина литии рекут по малу и по легку ecu, т. е. опять все братия вместе проговорят или пропоют, но на этот раз не так громко, как перед сим Бог да ублажит и упокоит их и нас помилует, яко благ и человеколюбец, – трогательное объединение «их» и «нас» в одной общей молитве, как сомолитвенников, как составляющих единое тело Церковное ( Еф.4:4 ). Обычная лития совершается в качестве дополнения к общественному богослужению и как общее, не заказное, поминовение всех усопших.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В то же время от имени архиепископа Алексия Литовское епархиальное начальство обратилось с просьбою к Виленскому генерал-губернатору о том, чтобы на общий обычай у римско-католиков погребать покойников, без чина погребения, совершаемого ксендзом, было обращено надлежащее внимание, так как, без прекращения сего обычая, нельзя было ожидать, чтобы православное население, смешанное с католическим, оставило обычай погребения умерших, без участия причта и христианского отпевания, а к губернаторам Виленской, Ковенской и Гродненской губернии – о том, чтобы они сделали распоряжение, как об устройстве при церквах, на основании закона, общих кладбищ на общественных или приобретенных приходами землях, где мог бы быть надлежащий контроль со стороны духовенства над погребаемыми умершими, так и о закрытии и об ограничении количества частных кладбищ при деревнях, иногда открываемых без ведома полиции. Как на остатки униатства нужно указать и на то еще, что в большей части приходов Литовской епархии, вообще, не в обычае совершение молебнов и панихид, а также чтение Псалтири по умершем и поминовение усопших в положенное церковью время, как-то, в девятый и сороковой день, а также поминальные субботы и подача просфор для поминовения. Взамен сего, обыкновенно дают на обедню за живых и умерших, предварительно дав на запись их у священника 15–20 копеек, причем подача этих записей приурочивается наиболее всего к большому празднику в приходе или фесту, по обычаю римско-католической церкви, в которой закупные мши или обедни совершались отдельно по каждой записке, на одном и том же престоле и по нескольку раз в один день, особенно в большие праздники, чтобы занять собравшийся народ непрестанным богослужением. 615 К глубоко сохранившимся в жизни православного населения северо-западного края следам униатства должно отнести также необыкновенно сильную привязанность народа к разного рода религиозным торжественным собраниям или празднествам и, притом, не только в церквах, по и костелах. А число таких праздников очень велико. Это объясняется тем, что во времена унии почти в каждом приходе было одно или несколько святых мест, как-то: «кринички», «колодези», «каплички», не говоря уже о чудотворных иконах. Каждая из указанных святынь имела свою историю, мало разнящуюся от других. Почти все эти места ознаменованы явлением на нем или иконы, или необыкновенного огня, или другим каким-либо чудом. Особенным искусством в объявлении таких чудесных мест отличались униатские монахи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В эпоху Тертуллиана годовщина смерти отмечалась евхаристическим богослужением 1217 . Катакомбные живопись и скульптура изображают совместную трапезу, видимо, символически сближающую обряд крещения, таинство причащения, поминальную трапезу и райское блаженство. Там же встречаются изображения рыбы, буквы греческого названия которой являются первыми буквами имени Христа 1218 . Этот знак служил одновременно символом крещения, евхаристии и таинства бессмертия. Как и язычники, христиане устраивали благотворительные трапезы в честь умерших. Они назывались «refrigeria » и отличались от «трапез любви», о которых мы уже говорили и которые имели исключительно евангелическую природу. Эти поминальные трапезы никогда не бывали столь обильными, как случается в наши дни. Христиане изменили само значение таких поминок, придав им социальный характер и приглашая на них бедных, вдов и прочих лиц, нуждавшихся в помощи 1219 . Катакомбная живопись сохранила для нас картины таких поминальных трапез. Очевидно, с ними же связаны изображения хлебниц, наполненных хлебом, на фресках, а также на рельефах саркофагов 1220 . Культ мучеников родился из культа умерших. «Их поминание является памятью о тех, кто умер, сошел с арены повседневной жизни» 1221 . Воздававшиеся им почести первое время не отличались от тех, которыми была окружена память других умерших 1222 . Тем не менее свидетельство о вере, принесенное ими своей жертвой, сделало привилегированными членами общины тех, на кого возлагалась обязанность по сохранению их бренных останков и по уходу за их могилой. Мало-помалу христиане стали отмечать годовщину смерти своего мученика, а не день его рождения, как делали язычники. Первое свидетельство об этом мы имеем в описании страстей Поликарпа: «Мы поместили его останки в надлежащее место. По мере возможности мы там собираемся в радости и веселье. Да позволит нам Господь праздновать годовщину своего мученика ради прославления памяти тех, кто уже завершил свою борьбу, ради собирания и подготовки для них смены» 1223 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

Заупокойная лития с участие потомков обоих командиров в Якутске, фото: инокиня Евгения (Сеньчукова) Они стоят в одном храме и молятся. Внук Пепеляева и правнук Строда зажигают свечи друг от друга – какое странное эхо событий почти столетней давности, когда их предки были охвачены и участвовали в пламени Гражданской войны! Звучат слова заупокойной молитвы. В Преображенском соборе совершается лития по всем погибшим и невинно убиенным в годы Гражданской войны. «Невинно убиенные» добавлены не случайно. После богослужения будет долгая вдумчивая встреча, когда один из гостей, историк Владимир Пестерев, с болью произнесет: «Мы, якуты, простые крестьяне, старались держать нейтралитет. Но какой может быть нейтралитет? Пришли красные: отдавайте лошадей, кормите нас! Отдадим лошадей-кормилиц, накормим красных, кто сопротивлялся — расстреляют. Красные ушли – пришли белые. Как, красных пускали?! Отнимут оставшееся, тоже постреляют». «Какая может быть вражда. У нас общая трагедия» «В братоубийственной войне нет правых и виноватых, нет победителей и побежденных», — говорит в проповеди после службы настоятель собора иеромонах Никандр (Горбатюк). Внуки и правнуки военных собираются за одним столом и в один голос утверждают: их предки хотели блага родине – и соглашаются друг со другом. — Дед уважал своего противника, — говорит Ольга Русина. – У нас в семье сохранилась об этом память. — Дед понимал, что у Строда есть своя правда, — говорит Виктор Пепеляев. История парадоксальна. Пострадали обе семьи, но Виктор Лаврович, не только внук генерала, но и сын репрессированного (Лавр Анатольевич родился в Харбине в 1921, а осужден в 1947), неожиданно признается: — Лично мне советскую власть не в чем винить – она меня не тронула, образование дала…   Виктор Лаврович и Игорь Викторович Пепеляевы Стокгольмский синдром? Или редкий случай прощения врагов? — А скажите, — вдруг раздается за поминальным столом, — вот сейчас, глядя друг другу в глаза, вы вражду чувствуете? Недолгое молчание, и в тишине слышны слова Ольги Новомировны:

http://pravmir.ru/ne-vrazhda-a-obshhaya-...

Для разговора мы втроем вышли прогуляться на улицу, подальше от гостиничных микрофонов. Как только Владыка услышал о цели нашего визита, он, в буквальном смысле слова, в восторге остановился посреди тротуара и, вцепившись в мою руку, будто я собрался убежать, выразил не просто согласие, а горячо заверил нас, что мы посланы ему Самим Господом Богом! Пока я потирал локоть и, испуганно поглядывая на Владыку, прикидывал, большой ли синяк образовался у меня под рукавом, все объяснилось. Оказывается, Владыка уже лет пятьдесят, с тех пор как стал священником, каждый год неизменно служит в этот день поминальную службу по царской семье. А на этот раз, оказавшись в Москве, он уже несколько дней ломает голову, где и как ему в Советском Союзе совершить эту панихиду? И тут мы – со своей благочестивой авантюрой. Владыка увидел в нас ни больше ни меньше как Ангелов, посланцев Небес! А на наши честные предупреждения об опасности, он только досадливо рукой махнул. У нас еще оставалось несколько вопросов, которые с Владыкой Василием разрешились как-то очень быстро. По древним церковным канонам епископ, приехавший в чужую епархию, не может совершать богослужение без благословения местного правящего архиерея: а таковым для Москвы являлся сам Патриарх. На это Владыка сообщил, что как раз накануне Святейший Патриарх Пимен разрешил ему служить в Москве так называемые «частные требы» – молебны и панихиды. Это было то, что нам и требовалось. Еще для службы нужен был хор. Оказалось, что почти все паломники, приехавшие с Владыкой, поют в церковных хорах. Надгробие Пересвету и Ослябе работы скульптора Вячеслава Клыкова Ранним утром, в день памяти убиения царской семьи, мы встретились у проходной завода «Динамо». Собралось десятков пять наших с Клыковым друзей и еще два десятка американцев. Это были в основном православные англо-саксы, которые разговаривали только по-английски и церковнославянски. Надо было что-то срочно придумать, чтобы те, кто будет присматривать за нами, не поняли, что на территорию завода проникли иностранцы. Поэтому для верности пришлось до полусмерти запугать наших американских единоверцев подвалами Лубянки и строго наказать им ни под каким видом не открывать рта, иначе как для пения панихиды. Кстати, когда Владыка стал служить, они действительно составили очень неплохой хор и пели всю службу наизусть, почти без акцента.

http://pravoslavie.ru/44113.html

Устав церковный предполагает, что всякие моления, какие только могут быть в данный день, должны быть окончены до литургии или отложены до окончания вечерни. После всего суточного круга служб молящиеся нуждаются в отдыхе, в подкреплении трапезой. В конце литургии может быть только чин над кутией в честь праздника или в память усопших. Но, во-первых, это очень краткое моление, а во-вторых, это уже как бы предначатие трапезы, часть трапезы. Древняя Русь совершала множество разнообразных молебнов и после вечерни, и после утрени, и перед литургией, множество крестных ходов и так называемых действ. Но все это заканчивалось до литургии. Даже так называемые царские молебны в дни тезоимств и рождений совершались накануне после вечерни 424 . Относительно того, что по окончании литургии не может быть никакого другого богослужения, церковный Устав дает определенное и точное указание. Непосредственно «по отпусте божественный литургии исходит настоятель и братии последующим по нем два (два, т. е. попарно) и глаголют псалом 144... Достигше же в трапезу, и кончену бывшу псалму, глаголем молитву трапезы «Отче наш» 425 . В другом месте, при изложении чина панихиды в пяток вечера, следующего непосредственно за отпустом вечерни и потому не имеющего обычного начала 426 , замечается: «Во ино же время КРОМЕ ВЕЧЕРНИ И УТРЕНИ бывает начало по обычаю» 427 . Это замечание говорит о том, что устав допускает возможность совершения панихиды или во «ино время», вне всякой связи с общественным богослужением, или только после вечерни или утрени, но отнюдь не после литургии 428 . Совершение панихиды пред литургией практически было бы полезно и в том отношении, что тогда сравнительно легко можно было бы разгрузить литургию от чтения множества помянников на литургийной заупокойной ектении. Все помянники были бы вслух прочтены на панихиде пред литургией, на литургийной же ектении можно было бы ограничиться общей формулой и теми немногими именами, для которых данный день есть действительно поминальный день, о которых по особому случаю бывает приношение 429 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Фото: nyt.com Афины – Никосия, 7 мая, Благовест-инфо. Церкви Греции и Кипра открылись в понедельник, 4 мая, для индивидуальных молитв, сообщает Orthodox Christianity . Верующие могут зайти в храм, помолиться у икон и мощей, поставить свечи. Публичные богослужения возобновятся позже: в Греции – 17 мая, а на Кипре – 1 июня. При этом в Элладской Церкви заверили, что с ее стороны будут приняты все меры для обеспечения безопасности людей во время продолжающейся пандемии: верующие будут носить маски и перчатки, соблюдать социальную дистанцию, помещения и предметы в них будут дезинфицироваться, после богослужений храмы будут проветриваться. Попасть внутрь храма сможет ограниченное количество молящихся, исходя из расчета один человек на 10 кв. м. Расстояние между прихожанами не должно составлять менее 1,5 метров. В свою очередь, предстоятель Кипрской Церкви архиепископ Хризостом издал циркулярное письмо, в котором содержатся определенные инструкции на период открытия храмов, начиная с 4 мая. Храмы на Кипре могут быть открыты с 7.30 до 18.30, приходские советы обязаны следить за тем, чтобы в помещениях одновременно собиралось не более десяти человек. В указанные часы верующие могут зайти в храм, чтобы помолиться, поставить свечи, подать поминальные записки. Причаститься будет можно с 9 до 10 утра по праздникам и воскресеньям. Работникам храмов предписано строго соблюдать санитарные нормы – протирать стекла перед иконами и обеспечивать социальную дистанцию. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010