Родительские субботы в 2024 году – какого числа? Основное внимание в эти дни тем, кого некому помянуть 14 марта, 2020 Основное внимание в эти дни тем, кого некому помянуть Из этой статьи Вы узнаете, какого числа будут православные родительские субботы в 2024 году. Также Вы узнаете о смысле этого Вселенского богослужения. Родительские субботы в 2024 году Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой). Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединен с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть. Читайте также — Димитриевская родительская суббота: плечом к плечу Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов, павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем. Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, и Димитриевская поминальная суббота превратилась в один из «родительских дней». Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

http://pravmir.ru/roditelskaya-subbota-r...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 46. Вечернее богослужение Общая схема и смысл вечерни. Ее связь с трапезой и Евхаристией Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Сегодня мы начнем разговор о Вечерни. Нам понадобиться не одно занятие, чтобы объяснить ее структуру, отдельные части и смысл. Сначала обратимся к истории. Первоначально не было таких основных служб, как вечерня или утреня. Были лишь молитвенные часы (3, 6 и 9), и то, это было домашнее молитвенное правило, состоящее из нескольких псалмов и молитвы «Отче наш». Вечерня появилась из общей вечерней трапезы, которая называлась трапезой любви (Агапой), и сначала завершалась Евхаристией, а затем, когда Евхаристия переместилась на утро, превратилась в благотворительную и поминальную трапезу. И вот с этого времени прежнее евхаристическое вечернее собрание стремится обрести свой собственный молитвенный чин. И в этом – исток появления Вечерни. Причём, возникающая Вечерня продолжает рассматривать себя в качестве подготовки к утренней Евхаристии, т.е. её чин складывается как пред-евхаристический. И до сих пор существует требование участвовать в вечернем богослужении готовящимся к причащению! В Православной Церкви вообще литургический день начинается с захода солнца, согласно библейскому последованию творения: «И был вечер, и было утро: день один» ( Быт. 1. 5 ). Начинается вечерня на закате дня, т.е., когда еще светло и солнце не зашло. По объему вечернее богослужение сравнительно краткое. Потому что, будучи первой службой церковного дня, она вместе с тем является одной из последних служб дня естественного, когда сил на длительную службу уже нет. Устав различает несколько типов вечерни – вседневную, великую и малую: Вседневная вечерня совершается по будням; Великая – накануне воскресных и праздничных дней; Малая – лишь в некоторых монастырях перед трапезой, предшествующей всенощному бдению, чтобы не оставлять вечернее время совсем без молитвы. В большинстве случаев она не совершается никогда.

http://azbyka.ru/video/46-vechernee-bogo...

«Наш ответ на вызов терроризма – молитва» Беседа с архимандритом Закхеем (Вудом), настоятелем храма великомученицы Екатерины на Всполье, представителем Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси – Ежегодно 11 сентября весь мир вспоминает годовщину трагических событий в Нью-Йорке, когда в результате террористического акта на деловой центр города погибло более трех тысяч человек. Поминальные службы в это день прошли и на московском подворье Американской Автокефальной Церкви. Как давно зародилась эта традиция? – Уже восемь лет в храме святой Екатерины, на территории представительства Американской Автокефальной Церкви, ежегодно совершается заупокойное поминовение людей, погибших от рук террористов. С момента первого такого богослужения число тех, кто присутствует в нашем храме на этой службе, значительно возросло. Мы начинали возносить наши молитвы о тех, кто пострадал в Нью-Йорке при террористической атаке на башни-близнецы делового центра, а теперь молимся еще и за тех, кто погиб в Беслане, Москве, Лондоне, Пакистане, Шарм-эль-Шейхе и других местах по всему миру. Важнее всего то, что эти богослужения собирают много очень разных людей. Например, 11 сентября этого года около двадцати глав дипломатических миссий – и христиане, и мусульмане, а также представители иудаизма, – собрались с тем, чтобы присутствовать на заупокойной молитве и отдать долг памяти невинным людям, ставшим жертвами террора. – Помните ли вы, при каких обстоятельствах узнали о трагедии 11 сентября? – Этот вопрос мне часто задают. Я прекрасно помню, что в это время жил в московском Сретенском монастыре. Теракт произошел ранним утром, но, учитывая восьмичасовую разницу во времени, в России об этом узнали глубокой ночью. Помню, монахи пришли ко мне и сказали, что сейчас в Америке происходит нечто ужасное – совершена террористическая атака. Поначалу я не воспринял всерьез эту информацию, думал, может быть это неудачная шутка, может братия просто увидела по телевизору какой-то остросюжетный фильм… Но потом увидел, что нью-йоркские события показывают в новостях.

http://pravoslavie.ru/31917.html

     В воскресенье 3 июля, в день празднования Всех святых Афонских и всех Русских святых (так совпало в этом году), в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне почтили память выдающегося Русского дипломата и государственного деятеля графа Николая Павловича Игнатьева. Будучи в период с 1864 по 1877 гг. послом Российской Империи в Константинополе, Николай Павлович Игнатьев оставил о себе самую добрую и светлую память в братстве Пантелеимонова монастыря. Имя «болярина Николая» и его супруги «болярыни Екатерины» на вечные времена внесены в поминальный синодик и неизменного, до сего дня поминаются на всех заупокойных богослужениях в обители. Не будет преувеличением сказать, что благодаря незаурядным дипломатическим способностям графа Игнатьева современное Российское государство и вся полнота Русской Православной Церкви имеют возможность отмечать знаменательную дату 1000-летнего присутствия Русского монашества на Святой Горе Афон. Заслуги графа Н.П. Игнатьева перед Русским Афоном Во второй половине XIX века Афона оказался в поле геополитических претензий Великобритании. Англичане стремились к вытеснению с Афона, с помощью тонких интриг, иноков негреческих национальностей, и в первую очередь – подданных Российской Империи, каковыми являлись Русские и Грузины. Давление было настолько сильным, что Русское братство Пантелеимонова монастыря готово было даже к выселению с Афона и возращению в пределы Российской Империи, для чего на Кавказе создавался Ново-Афонский монастырь. Но Промысл Божий воздвиг защитника интересов Русского монашества на Афоне в лице графа Игнатьева. Ему удалось убедить Константинопольскую Патриархию с одной стороны и Священный Кинот Афон с другой в необходимости поддержать Русское братство, вопреки внешнему давлению. В результате Пантелеимонову монастырю был возвращен статус Русского, и был утвержден в должности Игумена выдающийся русский подвижник и духоносный старец схиархимандрит Макарий (Сушкин). Заслуги Игнатьева перед Россией Н.П. Игнатьев послужил Отечеству в качестве посланника в Пекине (1859–1860), посла в Константинополе (1864–1877), министра внутренних дел (1881–1882). Граф Игнатьев дослужил до звания генерал-адьютанта (1878). В начале 1856 года он участвовал в составе российской делегации в Парижской мирной конференции. Первым заметным шагом Игнатьева на дипломатическом поприще стало дело о разграничении земель в Бессарабии, рассматривавшееся на конференции: Австрия, поддерживаемая Англией, желала воспользоваться недосмотром наших дипломатов и по возможности отдалить Россию от Дуная и Прута, включив в отходящее к Молдавии пространство Болград, Комрад и как можно более болгарских колоний.

http://pravoslavie.ru/95213.html

  разделы   рассылка  распечатать Сергей Стефанов " Огненный " путь миссионера: ваххабиты не смогли помешать делу отца Даниила Источник:  РИА Новости Поздно вечером 19 ноября 2009 года неизвестный в маске и с пистолетом в руке проник в храм апостола Фомы на Кантемировской улице и несколько раз выстрелил в священника Даниила Сысоева, вышедшего ему навстречу из алтаря. Той же ночью 35-летний отец Даниил скончался в реанимации. Двадцатого ноября исполняется восемь лет со дня трагической гибели неутомимого миссионера Русской церкви. Поминальные богослужения накануне вечером прошли в храме апостола Фомы. В понедельник на могиле священника на Кунцевском кладбище была совершена панихида. Как и в предыдущие годы, верующие собираются вместе помолиться и вспомнить наставника. Отца Даниила при его жизни я видел только однажды. Лет за пять до его убийства впервые оказался на подворье Оптиной Пустыни, в храме Петра и Павла в Ясенево, и мой друг – алтарник этого храма – устроил мне небольшую экскурсию по монастырскому подворью. Каждому встречавшемуся нам священнику или монаху он давал краткую характеристику. " Это отец Даниил, человек-огонь! " – сказал мой спутник, когда в книжную лавку перед нами забежал молодой мужчина в черном подряснике и в черной скуфейке на голове. Так и запомнились тогда эти слова. Как и " стремительный " облик буквально пролетевшего мимо нас батюшки, по его собственному выражению, " наполовину русского, наполовину татарина " . Тогда отец Даниил служил еще в храме Петра и Павла, преподавал на подворье Закон Божий, но чуть позже организовал самостоятельную приходскую общину в районе метро Кантемировская на юге Москвы, построил там деревянный храм апостола Фомы и стал его настоятелем. Начал активно развивать молодежное миссионерское движение и собирался строить уже большой каменный храм в честь пророка Даниила – своего небесного покровителя. ...Прощание с Даниилом Сысоевым через несколько дней после его убийства прошло на оптинском подворье, где служит отец погибшего миссионера – священник Алексей Сысоев. На отпевании присутствовали 237 священнослужителей и около тысячи мирян. Проводить отца Даниила " в путь всея земли " в храм Петра и Павла тогда приехал и патриарх Кирилл. " Отец Даниил многое сделал для утверждения Божией правды " , – сказал он, подводя итог.

http://religare.ru/2_114305.html

А.С. Смыкалин Глава VI. Виды церковной власти и церковный протокол 1. Три вида церковной власти. Власть религиозного учения. Символ веры и другие изложения вероучения. Проповедь. Катехизация и школьное обучение религии. Миссионерство. Духовная цензура. 2. Власть священнодействия. Богослужение. Церковный календарь. Христианская смерть. Погребение усопших и их молитвенное поминовение. Поминальная трапеза, или поминки. Дни поминовения усопших. Кладбища. Канонизация. 3. Церковный протокол. Правила обращения и переписки. Официальная переписка. Церковные визиты. Церковные приемы. 1. Три вида церковной власти Подобно тому как подвиг Основателя Церкви Христа Спасителя стал исполнением трех высших служений (Пророческого, Первосвященнического, Царского), так и церковная власть, производная от воли Главы Церкви, духовная по своей природе, по содержанию разделилась на три вида: 1) власть религиозного учения; 2) власть священнодействия; 3) собственно правительственная власть (до Октября 1917 г.) или власть церковного управления (ее мы рассмотрим в paзд. VII). Именно они образуют каноническое право. Власть религиозного учения. Осуществляется в образе Христа-Пророка. Основополагающим в учении является Символ веры . Символ веры и другие изложения вероучения. Символ веры – краткое догматическое изложение основ христианства. Церковь Христова через свой епископат, а в исключительных случаях через Вселенские Соборы, выясняет недоуменные вопросы в свете непреложных и неизменных Истин Откровения, в духе Священного Писания и Священного Предания и формирует свое непререкаемое и непогрешимое решение по затруднительным вопросам вероучения. Данное решение не новый догмат и новое учение, оно только изложение Апостольского Предания применительно к новым вопросам, возникшим в церковной жизни. Так появлялись догматические вероопределения (оросы) на Вселенских Соборах. Исповедание догматов, безусловно, обязательно для всех членов Церкви. Для сохранения чистоты и неповрежденности православного учения Церковь с самого начала своего бытия прибегала к его кратким изложениям – символам. До нас дошло несколько древних символов. Среди них – Символ Григория Неокесарийского , так называемый Апостольский Символ, и Символ, приписываемый Афанасию Великому . Более полное изложение основ православного учения содержится в «Чине исповедания и обещания архиерейского» (так называемой епископской клятве).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В день памяти преподобноисповедника Георгия Даниловского в Данилов монастырь г. Москвы перенесли останки монахов Спасо-Преображенской обители Московского Кремля 5 июля 2023 г. 10:21 4 июля 2023 года, в день памяти преподобного Георгия (Лаврова), исповедника, архимандрита Даниловского, в Данилов ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы были перенесены костные останки 30 иноков Спасо-Преображенского монастыря, находившегося на протяжении XIV-XV столетий на территории Московского Кремля и являвшегося преемником первой московской обители, основанной благоверным князем Даниилом. Костные фрагменты были обнаружены в 1997 году при производстве земляных работ во дворе Большого Кремлевского дворца на месте храма Спаса на Бору, снесенного 1 мая 1933 года. В 2007 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II останки были извлечены из земли. Экспертиза подтвердила их подлинность. До настоящего времени реликвия пребывала на Патриаршем подворье при храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосине г. Москвы. Утром в Покровском храме Даниловской обители наместник монастыря епископ Солнечногорский Алексий отслужил Божественную литургию и совершил славление у раки преподобного Георгия. На богослужении пел хор монастыря. Затем владыка Алексий посетил недавно открытую мемориальную келью преподобного. В храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосине г. Москвы в полдень была совершена заупокойная лития по почившим инокам Спасо-Преображенского кремлевского монастыря, которую отслужили настоятель храма протоиерей Владимир Клюев и духовенство Патриаршего подворья. Затем святыня была доставлена в Данилов монастырь. После литии в присутствии Священноначалия, насельников монастыря и прихожан три ковчега были перенесены в поминальную часовню, где они будут находиться до августа, затем в рамках мероприятий, посвященных 40-летию возрождения Данилова монастыря, состоится их перезахоронение в монастырской костнице. Епископ Алексий, отвечая на вопросы прессы и прихожан, сказал: «У Бога все живы. И сегодняшнее событие — возвращение даниловских монахов в стены родной обители — еще одно тому подтверждение. Кажется, и имена уже их забыты и значатся только в летописях и монастырских синодиках. Но Господь печется о нас. Он напоминает нам о том, что наши предки жили здесь, молились, и оставили нам пример жизни христианской, жизни монашеской... Как говорил отец Кирилл (Павлов), " каждый должен делать свое дело " . Всем нам в будущей жизни хочется быть в Царствии Божием, а здесь, на земле, пребывать в мире, тишине, благоденствии...»

http://patriarchia.ru/db/text/6040441.ht...

Вы уже почувствовали изменение воздуха и яркость солнца в просветах февральских туч, трепет в природе и ожидание весеннего чуда? Каждый год ожидаем с нетерпением эти перемены природы и в души. Что же такое весна души? Таяние глыб льда окаменевшего сердца, омовение грехов слезами покаяния, светлая радость встречи Воскресшего Спасителя… Приготовительные недели к святому Великому Посту Вы уже почувствовали изменение воздуха и яркость солнца в просветах февральских туч, трепет в природе и ожидание весеннего чуда? Каждый год ожидаем с нетерпением эти перемены природы и в души. Что же такое весна души? Таяние глыб льда окаменевшего сердца, омовение грехов слезами покаяния, светлая радость встречи Воскресшего Спасителя… Весна души христианской — Великий пост , ведущий к Святой Пасхе . Вот и в Церкви Христовой уже предчувствие Великого Поста и Пасхи : начинаются подготовительные седмицы к посту, читаются особые Евангельские чтения, поются дивные песнопения. Не оставляет вниманием Церковь и телесную жизнь своих чад и премудро устрояет постепенное вхождение в поприще Великого Поста . Четыре подготовительных воскресных дня и три седмицы между ними: сплошная седмица мытаря и фарисея, когда нет постных дней, за ней следует неделя о блудном сыне и «пестрая»седмица, когда постимся в среду и пятницу, а в субботу вместе со всеми православными празднуем Вселенскую родительскую (поминальную) субботу ; последняя неделя перед постом особенная мясопустная, сырная или Масленица . Неделя мытаря и фарисея Фарисейски кто живет, (от) церкви далече бывает. (из Богослужения Недели о мытаре и фарисее) Лук.18:10-14 Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

http://pravmir.ru/gotovimsya-k-velikomu-...

Закрыть itemscope itemtype="" > 25 лет кончины Тихона Николаевича Куликовского-Романова В Усыпальнице Рода Романовых Новоспасской обители отслужат торжественную панихиду по родному племяннику святого Царя-Страстотерпца Николая Александровича 16.04.2018 870 Время на чтение 15 минут 8 апреля, в День Пасхи Христовой, который совпал с Собором Архангела Гавриила (празднование было перенесено), исполнилось 25 лет со дня кончины выдающегося сына нашего возлюбленного Отечества — Тихона Николаевича Куликовского Романова. По правилом Богослужений Годичного Круга на Пасху духовное поминание за упокой совершается только во время Проскомидии, а чествование поминального события переносится на Радоницу, когда совершается всеобщая Панихида о всех почивших Православных Христианах во все времена. Дабы особо отметить знаменательную четвертьвековую годовщину смерти внука Императора Александра III Миротворца, родного племянника Святого Царя-Страстотерпца Николая Александровича, сына Великой Княгини Ольги Александровны и лейб-гвардии ротмистра Николая Александровича Куликовского — Тихона Николаевича Куликовского-Романова наместник Ставропигиального Новоспасского монастыря владыка Савва, епископ Воскресенский, по просьбе вдовы — Ольги Николаевны Куликовской-Романовой благословил совершить на Радоницу во вторник, 17 Апреля 2018 года, в 14:00 в Усыпальнице Рода Романовых Новоспасской обители торжественную панихиду памяти Тихона Николаевича. Всех почитателей памяти выдающегося подвижника Русского Монархического движения призываем принять молитвенно участие в монастырском Богослужении очно или для большинства иногородних заочно — в храмах и монастырях России и Русского рассеяния. Для многих современных общественно-политических руководителей и участников православно-патриотического движения, особенно людей молодого поколения, или для тех, кто примкнул к нашему общему движению с конца девяностых, личность Тихона Николаевича либо совсем незнакома, либо малоизвестна. Но для тех царистов, кто вступил на данную духовно-общественную ниву в самом начале девяностых, фигура Тихона Николаевича Куликовского-Романова воспринималась одной из ключевых, а для многих моих соратников и первостепенной личностью в общерусском масштабе.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/16/25...

Закрыть itemscope itemtype="" > Епископ Маркелл: Катастрофы страшны тем, что смерть приходит внезапно В Исаакиевском соборе прошла поминальная служба по жертвам авиакатастрофы в Египте 09.11.2015 806 Время на чтение 3 минуты Вчера, 8 ноября, в Санкт-Петербурге в Исаакиевском соборе после Литургии была отслужена панихида по погибшим пассажирам лайнера A321, который потерпел крушение в Египте . Богослужение возглавил епископ Царскосельский Маркелл. За богослужением молились около 3,5 тысяч петербуржцев, среди которых: губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, члены правительства, председатель Заксобрания Вячеслав Макаров и другие депутаты. Владыка Маркелл, обратившись к собравшимся, сказал, что катастрофы и стихийные бедствия страшны тем, что смерть приходит внезапно к тем, кто ее не ждет: «Через сколько лет мы покинем этот мир - через год, десять лет или пятьдесят - мы не знаем, это для нас тайна. Но у нас есть одно утешение - вера в Бога, во всеобщее воскресение». Епископ призвал помолиться не только об упокоении тех, жизни которых унесла эта катастрофа, но и о смягчении страданий их родных и близких. Затем началась акция «Час памяти», о которой горожанам возвестил траурный звон большого колокола Исаакиевского собора, ударившего 224 раза по количеству людей, разбившихся при крушении самолета А321. Скорбная акция продолжилась выступлением хора Смольного собора под управлением Владимира Беглецова. Певцы исполняли духовные песнопения русских композиторов, держа в руках горящие свечи-фонарики. Вместе с остальными погибшими в Исаакиевском соборе-музее поминали сотрудницу музея Ирину Шарову. «Коллектив ГМП “Исаакиевский собор” скорбит вместе с родственниками, друзьями и знакомыми погибших в авиакатастрофе. Эта чудовищная трагедия напрямую задела и наш музей. На борту самолета A321 находилась сотрудница музея Шарова Ирина Михайловна 1977 года рождения с тринадцатилетней дочерью Лилией», - сообщила пресс-служба музея. Крупнейшая катастрофа в истории российской и советской авиации произошла 31 октября: лайнер Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа», летевший из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, разбился на Синае приблизительно через 23 минуты после взлета. На борту находились 224 человека — 217 пассажиров и семь членов экипажа. Все они погибли.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/11/09/ep...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010