Он принимает титул «Его Святейшества» и печать базилевса : двуглавого орла, над которым возвышается крест. Вплоть до XIX века, несмотря на все тяжкие испытания, выпадавшие на долю греков и славян, первенство Константинополя не вызывало возражений. Речь шла о первенстве в братской любви, которая отнюдь не навязывала себя поместным Церквам, но хранила их согласие. Начиная с VI века, взаимозависимость римского первенства и епископской коллегиальности сложилась на Востоке в систему «пентархии», т. е. согласия главных апостольских кафедр, следующих по порядку чести: Рима, Константинополя, Антиохии, Александрии, Иерусалима. После раскола в православии сохранился тот же традиционный канонический порядок. Вселенский патриарх служил порукой сотрудничества поместных Церквей в согласии с тремя восточными патриархами, которых он созывал на Соборы, куда их сопровождало множество епископов. Так собирались Соборы 1484, 1735, 1848 и 1872 годов, последние два из которых имели исключительное экклезиологическое значение. Независимость Русской Церкви никоим образом не нарушила этой организации. Томос 1589 года, учреждавший в этой Церкви патриаршество, который подписали патриархи Константинополя, Антиохии и Иерусалима и восемьдесят один митрополит, указывал, что «Московский патриархат, как и другие патриархаты, имеет своей главой и своим началом апостольскую кафедру Константинополя». Нестроения, возникшие в Русской Церкви в XVII веке, заставили патриарха Московского Никона обратиться с апелляцией к Константинополю с тем, чтобы утвердить решение поместного собора, что позволило апостольской кафедре еще раз подчеркнуть, что «вследствие поврежденности Римской Церкви, прерогативы ее перешли к Константинопольской кафедре, и что в случае конфликта между поместным первоиерархом и его епископами определяющим становится решение патриарха Константинопольского, принятое в согласии с его восточными собратьями». Тем не менее упадок, а затем и крушение оттоманской империи в XIX и XX вв., обретение независимости народами во всей Юго–Восточной Европе, увеличение числа национальных Церквей в конце концов свело к минимуму непосредственную юрисдикцию Константинополя и сделало недействительным все то, что еще могло остаться от Пентархии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

О правилах святых отцев. Во 2 правиле трулльского собора упомянуто двенадцать отцев, правила коих обязательны для всей церкви, те именно двенадцать отцев, которые упомянуты выше в начале нашего обзора (стр.8-9). Кроме этих двенадцати, имеет еще обязательную для всех силу послание константинопольского патриарха Тарасия о симонии. Как толкователями основных юридических начал, выраженных в Св. Писании и Предании, были соборы, так и толкователями соборных определений были отдельные отцы. Соборные правила представляли общие определения, которые пастыри той или другой поместной церкви должны были применять в отдельных случаях и сообразно с данными обстоятельствами, по своему усмотрению и под личною своею ответственностью. Это применение на практике соборных определений со стороны отдельных пастырей часто делалось явно в их окружных посланиях к пастве своей, в канонических посланиях одного пастыря к другому, в их канонических ответах на поставленные им вопросы и т. д. Глубокие знания канонов отдельными пастырями снискало им всеобщее уважение в церкви, и из их посланий или других сочинений заимствованы соответствующие места, которые представляют собою возвышенные правила пастырского управления и как таковые были приняты и одобрены для всей церкви и вместе с правилами соборов вошли в состав общих церковных канонических сборников Различие между правилами отцев и соборов вполне точно изображает один из наилучших канонистов нового времени следующим образом: " Различие это между правилами соборов и отцев заключается в том, что соборы простирали свою законодательную власть на высшие стороны в церкви, определяли порядок и законы самого управления ее, касались ее иерархии, произносили свой верховный суд на самые правительственные в ней лица; а отцы по частям излагали свои определения относительно разных частных предметов, более лиц управляемых в церкви, и суда, более духовного, нежели внешнего, официального; касались дел, более нравственных, нежели правительственных в церкви " Правила отцев первоначально не были изданы в виде отдельных законодательных постановлений, но они представляли или извлечения из различных сочинений отцев, или же, главным образом, отправленные ими к отдельным лицам послания, которые, в виду их содержания, были названы " каноническими посланиями " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1310...

По избрании патриарха и утверждении его царем, происходило наречение и поставление. То и другое сопровождалось многочисленными обрядами. Патриарх имел права почетные и действительные. К почетным относились разного рода титулы, особая мантия, право носить две панагии, крест на митре и иметь особое отличие во время богослужения. Действительные права: 1) патриарх был первенствующим иерархом, 2) он имел право созывать соборы. посылать грамоты ко всем епархиальным архиереям и окружные послания ко всему народу, 3) право надзора за всеми епархиями, 4) право утверждать настоятелей монастырей, выбирать архиереев, печатать богослужебные книги, освящать миро и разрешать недоумения, принимать жалобы на архиереев и предлагать их на обсуждение на соборах, вызывать к себе архиереев и пр. Права патриарха прекращались или смертью или низвержением его по суду. Местоблюстителем патриаршего престола был обыкновенно, епископ Крутицкий, но, по повелению царя, мог быть назначен и другой. Соборы в патриарший период были двух родов: одни назывались великими – из архиереев, настоятелей монастырей, иностранных архиереев, находившихся в России и нарочно вызываемых из восточной церкви. Другие из «прилучившихся» в Москве епископов. Власть тех и других соборов была одинакова и имела весьма обширный круг деятельности. Они имели законодательную власть, высшую административную и судебную. Остались правила соборов XVII века о совершении некоторых видов богослужения, о принятии таинств, о судопроизводстве, о жизни монашествующих, об исправлении, печатании и издании богослужебных книг. Высшая административная власть соборов проявлялась в избрании кандидатов в патриархи, постановлениях об утверждении их царем, об их наречении и т. д.; судебная власть простиралась на архиереев, на виновных в расколе и ереси, на дела, перешедшие от епископов к патриарху. При патриархе были: патриарший разряд, казенный приказ и дворцовый приказ. Патриарший разряд был канцелярией патриарха, которой он пользовался для сношений с епархиальными архиереями и с представителями других поместных церквей. Отсюда посылались грамоты архиереям, грамоты о созвании соборов, окружные; здесь составлялись документы, имеющие общее значение для церкви, велись дела духовные и гражданские (об охранении имуществ, о разрешении семейных споров, о наследстве). Петр I-й уничтожил разряд, а дела передал в правительственные учреждения, куда перешли и архивы, из которых многие исчезли.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Соборы. Это орган Вселенского епископата (носителя высшей церковной власти). Вселенские Соборы по учению Церкви непогрешимы, что вытекает из догмата о непогрешимости Церкви. Некоторые канонисты, среди них профессор Н. С. Суворов , ограничивают непогрешимость Соборов лишь их догматическими определениями (оросами), не распространяя ее на соборные каноны. Частное церковное законодательство. Церковное законодательство в древности не исчерпывалось канонами. Его развитие не прекратилось и после того, как сложился основной канонический корпус. Однако законодательные акты, изданные высшей властью Поместных Церквей или епархиальными архиереями, не имеют общецерковного значения. Применение их ограничено границами епархий или автокефальных 13 Церквей. Статуарное право. Включает церковные локальные нормативные акты. Низшая законодательная инстанция в Церкви – епископ. Правда, свои особые правила, уставы, статусы могут издавать и некоторые монастыри, церковные братства, общества. Однако законодательное творчество перечисленных и подобных им институтов, подчиненных епископу или непосредственно высшей власти Поместной Церкви, осуществляется не в силу прав, принадлежащих им самим по себе, а по полномочиям церковных инстанций, имеющих самостоятельную законодательную власть. Обычай. Писаными законами не охватывается действующее в Церкви право. Есть еще такой вид церковного права, как обычай. Последний действует и вне церковной сферы. Юристы определяют обычай как регламентированный образ действий, обязательность которого основана не на прямом предписании закона, а на общем убеждении в том, что он традиционен, правомочен, необходим. Право народов догосударственной эпохи утверждается на обычае. 3. Источники канонического (церковного) права государственного происхождения Своеобразие отечественной истории в период зависимости Русской Церкви от Константинопольского Патриарха состояло в том, что действовавшие на Руси церковно-правовые документы государственного происхождения издавались разными инстанциями: местной великокняжеской и удельной княжеской властью, византийскими императорами и золотоордынскими ханами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Хотя брак является действительным даже в том случае, если он был заключён в присутствии одних лишь свидетелей, желательно, однако, чтобы любой священник или диакон, находящиеся в пределах досягаемости,, были приглашены присутствовать при венчании вместе со свидетелями. 5. Место бракосочетания и литургический обряд 5.1. Место Если как минимум одно из брачующихся лиц было крещено в католической Церкви и не отделилось от неё формальным актом (кан. 1117), то бракосочетание должно происходить в пределах прихода (обычно в приходской церкви ), где один из супругов (как правило, супруга) имеет постоянное местожительство (dominicilium) или квази-постоянное местожительство (quasi dominicilium – см. кан. 102); это верно и по отношению к бродягам , находящимся на территории данного прихода (vagi, кан. 1115). Тем не менее с разрешения епископа или приходского настоятеля бракосочетание может происходить и в другом месте (за пределами диоцеза или прихода, либо в другой церкви прихода, в часовне, в другом подходящем месте). 5.2. Обряд При венчании соблюдаются литургические обряды, предписанные и утверждённые Церковью или принятые по законосообразным обычаям (кан. 1119); однако Конференции епископов с разрешения Святого Престола полномочны оформлять обряд венчания в соответствии с местными обычаями, согласующимися с христианским духом, оставляя в неприкосновенности обязанность ассистирующего при обряде бракосочетания лично испрашивать и принимать выражение согласия брачующихся. 6. Смешанные браки В первые века христианства брачные союзы между христианами и нехристианами расценивались весьма различно. Причину этой неопределенности можно усмотреть в том факте, что в Новом Завете нет указаний на этот счёт. Поместные Соборы и -го веков (как, напр., Эльвирский, Орлеанский и Лаодикийский), а также Вселенский Халкидонский (451 г.), выказывают, с одной стороны, тенденцию только к установлению запретов, а не законов, делающих такой брак недействительным; с другой стороны, они угрожают наказаниями (так называемыми «покаяниями», poenilentiae), которые были более суровыми в отношении браков с еретиками и иудеями, чем относительно союзов с язычниками. Различные Соборы и VII-ro веков занимались прежде всего браками между христианами и иудеями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

По мнению авторов публикации, кандидата богословия иерея Алексия Кнутова и кандидата исторических наук П.В. Кузенкова, регламент «Святого и Великого Собора» не совершенен и требует определенной доработки. Утверждение данного документа в нынешнем виде и проведение Собора в соответствии с прописанным в нем порядком приведет к умалению свободы и равноправия Поместных Православных Церквей и станет очевидной сдачей позиций, которые многие Поместные Церкви отстаивали в борьбе за чистоту православной экклезиологии. Одним из принципиальных документов грядущего Всеправославного Собора является «Регламент организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви» . Внимательное изучение этого документа приводит к выводам о том, что он вносит принципиальные новшества в традиционную экклезиологию, создавая из Всеправославного Собора всемирный надцерковный орган, умаляющий канонический статус поместных Православных Церквей. C апостольских времен институт соборов служил для принятия наиболее важных общецерковных решений. Уже в первые века христианства возник институт региональных Соборов, где епископы соседних кафедр собирались для обсуждения вопросов, касающихся церковных дел целой области. Поэтому институт Собора теснейшим образом связан с поместной Церковью и её каноническим предстоятелем, признаваемым в качестве «главы» подчиненных ему архиереев. Однако ни на уровне отдельной епархии (парикии), ни на общецерковном (вселенском) уровне таких регулярных Соборов никогда не существовало. Соборы епископов как институт церковного управления действовали и действуют в рамках поместных Церквей. Для преодоления наиболее опасных еретических заблуждений и формирования важнейших общецерковных канонических норм в IV–VIII вв. в Римской империи время от времени созывались еще более представительные епископские собрания, получившие наименование Вселенских Соборов. Такие Соборы, будучи чрезвычайными институтами, созывались не предстоятелями какой-либо Церкви — хотя бы даже столичной, — но особыми актами верховной гражданской власти. Это необычное для церковного органа обстоятельство, с одной стороны, подчеркивало неприкосновенность полной самостоятельности Поместных Церквей, а с другой — обеспечивало гарантию соблюдения соборных решений на всей территории империи. Однако для признания авторитета в других государствах даже решения Вселенских Соборов должны были получить одобрение со стороны местных всеобщих Соборов — как это было с принятием символа и канонов Никейского Собора на Соборе Церкви Востока в Вех-Ардашире в 410 году.

http://pravoslavie.ru/93937.html

Расширенный охват событий, данный Дж.Гиллом в западной перспективе, может стать прекрасной – и необходимой в наши дни – базой для будущей «глобализации» истории собора и более содержательного представления о современном ему православии. Цель моей статьи состоит в том, чтобы сделать несколько предварительных замечаний относительно понимания соборности на Востоке, а также о том, что могло бы и должно было бы произойти на истинно объединительном соборе. I. Флоренция: осуществившиеся надежды Византии. Когда византийцы говорили «вселенский», то в слово это вкладывалось чисто византийское воззрение на христианское сообщество. «Имперский» оттенок значения историки подчеркивали тут не раз. И действительно, в качестве подтверждающего примера достаточно привести текст хронографа XI века Кедреноса. Соборы, пишет он, «названы вселенскими, потому что епископы всей империи ромеев созывались повелением императора, и на каждом из них... бывали рассуждения о вере и подача голосов, т. е. провозглашались догматы веры». Подразумевается, что поместные церкви, возглавляемые епископами, объединены общей верой, выраженной соборами, но также и то, что consensus достигается в пределах «ойкумены» – «мира», который со времен Константина официально стал христианским и внутри которого символом и воплощением социального и религиозного единства был император. Как известно, эта система часто описывалась (и осуждалась) под именем «цезарепапизма»; однако, вряд ли она заслуживает такого названия. Византийское христианство прочно хранило память об императорах, злоупотребивших своей властью (их называли «узурпаторами», turannoi) – Констанций I, Валент, Констанций II, Константин V Копроним и др., – и о соборах, которые теперь мы назвали бы лжесоборами. Таким образом ни на императора, ни на соборы как таковые (per se) автоматически полагаться было нельзя. Другой существенной чертой византийского взгляда на мир была неколебимость представлений о традиционных границах империи. Никогда – даже в XIV и XV веке – византийцев не покидала мысль, что в состав империи входят и Восток, и Запад, что ей принадлежит Испания, как и Сирия, и что «древний Рим» каким-то образом остается исторической колыбелью империи и ее символическим центром, несмотря на перенесение столицы в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В окт. 1905 г., во время первой русской революции, в Томске произошли массовые беспорядки, сопровождавшиеся убийствами и грабежами. М. принимал все зависевшие от него меры, чтобы отвратить народ «от такого дела, противного заповеди Христовой и позорящего имя христианское». Один, без сопровождающих, епископ несколько раз выходил к толпе и пытался остановить ее увещаниями, но его не послушали. «На мои убеждения грабившие отвечали молчанием, когда я становился у одного окна, преграждая путь для выносивших чрез него похищаемые вещи, они отходили к другому окну и тащили чрез него; когда я подходил к этому окну, они подходили к дверям и несли мимо меня похищенное. Так ни с чем я и воротился домой» (Письмо еп. Макария к А. М. Первушину от 14 нояб. 1905 г.//РГБ НИОР. Ф. 259: Русское Слово. К. 25. Ед. 45). Совещание томского духовенства под председательством М. обратилось к томскому купечеству с призывом помочь пострадавшим при погромах (было собрано 10 тыс. р.). Впосл. в либеральной печати М. обвиняли в «благословении» на совершение беспорядков в Томске, хотя это опровергалось опубликованными свидетельствами очевидцев. В связи с опросом епархиальных архиереев о предполагавшейся церковной реформе М. направил 5 янв. 1906 г. в Синод свой отзыв, основанный на многолетнем опыте миссионерского, пастырского и архиерейского служения. Он выступил за возвращение Русской Церкви к древнему каноническому соборному принципу: особо важные вопросы, по его мнению, должны решать Всероссийские Поместные Соборы, в которых правом совещательного голоса могли бы пользоваться и миряне. В качестве постоянного центрального учреждения, управляющего Церковью, должен действовать Синод из епископов и пресвитеров во главе с патриархом. Для обсуждения вопросов местного значения М. предлагал созывать раз в 3-4 года областные или окружные Соборы. Он также выступил за расширение сферы компетенции епархиальных съездов. М. предложил и ряд мер по улучшению преподавания в духовных учебных заведениях: введение в круг семинарских дисциплин законоведения, космографии, краткого курса медицины, расколоведения; увеличение часов на преподавание новых языков за счет сокращения времени на изучение древних языков; отделение пастырской школы от общеобразовательной путем создания 2-3-годичных пастырских курсов для лиц, прошедших полный курс среднеобразовательной школы. М. считал требовавшим неотложного решения и вопрос о благоустройстве правосл. приходов. По его мнению, каждый христианин должен принадлежать к к.-н. приходу и вносить свою лепту на содержание церкви, причта, просветительных и благотворительных учреждений. Священник должен знать всех своих пасомых и как можно чаще посещать их дома. В каждом приходе непременно должно быть учреждено попечительство - для благоустройства и украшения храма, обеспечения причта, устройства школы, больниц, богаделен и домов призрения. Труд духовенства следует одинаково оплачивать во всех приходах или из Гос. Казначейства, или через обложение прихожан.

http://pravenc.ru/text/2561280.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance На «Вере и слове» рассказали, что власти Киева хотят передать раскольникам храмы канонической Церкви Власти Киева не скрывают, что собираются передавать храмы канонической Украинской Православной Церкви так называемой «единой Поместной Православной Церкви», об этом рассказали на фестивале православных СМИ «Вера и слово». 01.11.2018 «Фома» рассказал, как привлечь читателей в сети к длинным текстам Люди в сети продолжают читать так называемые «лонгриды», хотя короткий формат и пользуется несравненно большей популярностью, об этом зам. директора Фонда «Фома Центр» Алексей Соколов рассказал на фестивале «Вера и слово». 31.10.2018 Патриарх напомнил, что цель информационной миссии Церкви – не победа над оппонентом, а рассказ миру о Христе Христианское свидетельство миру, рассказ людям о Спасителе – главная цель информационной миссии Православной Церкви, а не победа в споре над оппонентом, об этом напомнил патриарх Кирилл. 31.10.2018 Многодетный священник из США рассказал, что переехал в Россию, так как на родине широкая пропаганда распущенности Православный священник Иосиф Глисон, переехавший с супругой и восемью детьми из США в Россию, рассказал на фестивале «Вера и слово», что на родине не смог смириться с широкой пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений и распущенности. 31.10.2018 Ключ к успеху проповеди священников-блогеров – не в молодежном сленге, а в ее содержании, - патриарх Кирилл Миссионерский успех священников, ведущих блоги в Интернете, не может определяться тем, насколько близок язык их проповеди к языку молодежи, считает патриарх Кирилл.  31.10.2018 Журнал «Фома» - это очень здорово, - официальный представитель МИД России Мария Захарова Успешным и конкурентоспособным изданием в сегодняшней медиасреде назвала журнал «Фома» глава Департамента информации и печати МИД России Мария Захарова. 30.10.2018 Патриарх Кирилл предложил регулярно проводить Всеправославные Соборы Всеправославные Соборы для обсуждения насущных церковных вопросов стоило бы проводить «не раз в сто лет, а регулярно», считает патриарх Кирилл.

http://foma.ru/tag/vera-i-slovo

721 б –723 а 303, §16 Заимствован перечень книг, погибших из состава Ветхозаветного канона. Но при этом допущены некоторые изменения, касающиеся названия книг и их числа. 1) Liber justorum Бекана в «Камне веры» называется «книга праведного», liber verborum dierum Solomonis – «книга глаголемая Соломон», liber sermonum Regum Juda et Regum Israel – «книга глагол дний царей Израилевых», liber Sammelis videntis de rebus a Dawide gestis – «книга Самуила видящего», liber Nathan Prophetae de isdem rebus – «книга Нафана пророка», Historia Hozai de rebus Manasse – «словеса видящих о делах Манассии». 2) «Камень веры» опускает три книги, упоминаемые Беканом: liber Nathan Prophetae de rebus a Solomone gestis, Volumen Gad videntis, Visio Addo videntis, contra Jeroboam fili nm Nabat и с другой стороны называет книгу «Иоиля видящего» и книгу Еноха, на которые нет указания у Бекана. 723 а –725 а показ. 5-е 320, §§45–51; 321, §§52–56, 58 Заимствовано с сокращением речи Бекана о предметах споров в Ветхом Завете, о различии в деятельности судов больших и меньших как при Моисее, так и после него. 725 а –729 б 322, §§62–76; 323, §§77–79 Близкий к источнику перевод с пропуском указаний Бекана на соборы – Римский 313 г., Карфагенский и Милевитанский 416 г. и с присоединением замечания о седьмом вселенском соборе. 730 а –732 б вопр. 1-й Bellarmini. t. II, de concillis et ecclesia. Заимствовано с сокращениями и переделками. 732 б –733 б Заимствовано с значительными сокращениями 14 1 CDE–15 ABCDE Заимствовано с сокращениями, касающимися, преимущественно, полемических замечаний против протестантов. 736 а –739 а возраж. и отв. 15 2 CDE–16 2 ABCE 2 –AD Близкий к источнику перевод с некоторыми сокращениями и распространениями речи о необходимости повиновения верующих определениям соборов (стр. 738 б –739 а ) 739 б –740 б вопр. 5-й Заимствованы исторические данные о лицах, созывавших вселенские соборы, а также мысль о «начальнейших духовных властях», которым принадлежит право созывания поместных соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010