Когда же стало известно, что некоторые Автокефальные Церкви не будут принимать участия в Соборе, тогда и мы были вынуждены изменить наши планы и не поехать на Собор, поддержав призыв о его переносе на более позднее время. Должен сказать, что это решение далось нам нелегко, но было глубоко обоснованным, поскольку мы ясно осознавали, что Собор в отсутствии на нем даже одной Поместной Церкви не сможет достичь своей главной цели — видимым образом явить миру единство Вселенской Православной Церкви. Собор на Крите состоялся, несмотря на отсутствие нескольких Церквей. Конечно, у нас не может не вызывать искреннего сожаления тот факт, что участие всех Поместных Церквей на нем оказалось невозможным. Однако я убежден в том, что все поступили по совести — и те, кто поехал на Собор, и те, кто воздержались от участия в нем. Также и при подписании документов каждый архиерей поступал по совести. Кто-то их подписал, а кто-то не подписал. История продолжается, и мы должны двигаться вперед, укрепляя наше единство и единомыслие. Благодарение Всемилостивому Богу, Церковь Православная, несмотря на возникающие по временам разногласия, по-прежнему едина. И то, что сегодня здесь присутствуют мои возлюбленные собратья Предстоятели и делегации всех автокефальных Православных Церквей, то, что мы причащаемся из одной Чаши и составляем одно тело во Христе (Рим. 12:5), является ярким подтверждением этого единства. Нам так необходимо единство, для нас так важна солидарность! Христос сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Но мы помним и грозные слова из Апокалипсиса: Ангелу Сардийской Церкви напиши: …знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти (Откр. 3:1-2). Мы все верим в то, что Церковь Божия неодолима. Но ведь и каждый из нас, и все мы вместе несем ответственность за жизнь и дальнейшую судьбу наших Православных Церквей. Мы видим, как стремительно меняется мир и каким тяжким гонениям подвергаются сегодня христиане в разных регионах. «Что мы могли бы предпринять, чтобы уберечь Церковь от новых ран?» — вот один из самых насущных вопросов, который стоит сегодня перед нами.

http://pravoslavie.ru/98843.html

1.      В Святой Христовой Церкви первенство во всем принадлежит ее Главе – Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Сыну Божию и Сыну Человеческому. По словам святого апостола Павла, Господь Иисус Христос есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство ( Кол. 1:18 ). Согласно апостольскому учению, Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, воскресив Его из мертвых, посадил одесную Себя на небесах превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем... и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его ( Еф. 1:17, 20–23 ). Церковь , пребывающая на земле, есть не только сообщество Верующих во Христа, но и Богочеловеческий организм: вы – тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор. 12:27 ). Соответственно, различные формы первенства в Церкви, совершающей историческое странствие в этом мире, являются вторичными по отношению к вечному первенству Христа как Главы Церкви, посредством Которого Бог Отец примиряет с Собою все, умиротворяя через Него... и земное и небесное ( Кол. 1:20 ). Первенство в Церкви должно быть прежде всего служением примирения, имеющим целью созидание согласия, по слову Апостола, призывающего сохранять единство духа в союзе мира ( Еф. 4:3 ). 2.      В жизни Христовой Церкви, пребывающей в этом веке, первенство, наряду с соборностью, является одним из основополагающих принципов ее устроения. На разных уровнях церковного бытия исторически сложившееся первенство имеет различную природу и различные источники. Этими уровнями являются: (1) епископия (епархия), (2) автокефальная Поместная Церковь и (3) Вселенская Церковь. 1) На уровне епархии первенство принадлежит епископу. Первенство епископа в своей епархии имеет под собой твердые богословские и канонические основания, восходящие к эпохе раннехристианской Церкви. По учению апостола Павла, епископов Дух Святой поставил... блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею ( Деян. 20:28 ). Источником первенства епископа в своей епархии является апостольское преемство, сообщаемое через хиротонию 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Если какие-либо христианские общества называют себя Поместной Церковью, например, Русской, Константинопольской, Сербской, – это значит, что общество православных христиан живет в той или иной стране или принадлежит к той или иной православной духовной культуре. Поместная Церковь объединяет крупные общины – епархии. Епархия, возглавляемая архиереем – духовным отцом этой общины, – объединяет общины меньшие по количеству своих членов – приходы, возглавляемые настоятелями. Самой малой христианской общиной-церковью является часть общины-прихода – христианская семья. Таким образом, мы можем говорить о полноте Церкви Христовой, объединяющей Христа, Божию Матерь и всех святых, прославленных и непрославленных. В эту Церковь входят и все истинные христиане, живущие в мире земном и говорящие на разных языках. Самая малая по масштабу Церковь – христианская семья – может состоять даже из двух человек, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Православная Церковь определенным образом организована, имеет свои внешние формы церковной жизни, но сама она не является организацией, как не является организацией виноградная лоза или человеческое тело. Святой апостол Павел, говоря о Причащении, учит: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10, 16–17). Так и все ветви виноградной лозы питаются одними соками и вместе составляют один растительный организм. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос… Тело же не из одного члена, но из многих… И вы – тело Христово, а порознь – члены (1 Кор. 12, 12, 14, 27). Люди становятся членами Единой Святой Православной Церкви, духовно рождаясь по вере через Крещение в какой-либо православной общине. А в своем приходе через участие в Евхаристии (Причащении) они входят в таинственное и близкое общение с Главой Церкви – Иисусом Христом, принимая в себя Тело и Кровь Воскресшего Христа. Так они учатся жить по-христиански.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Дорогие мои, а ведь до 1054 года не было разделения в Церкви Христовой, но была единая Вселенская Православная Соборная и Апостольская Церковь, состоящая из пяти поместных Церквей, в числе которых была и Римская Церковь. И было « Одно тело и один дух… один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех… » (Еф. 4:4—6). Но что случилось? Кто вышел и кто остался? Кто прав, кто виноват? Уклонение от истины в Западной церкви произошло еще в VII столетии, когда появилось неправое мудрование о том, что Дух Святой исходит не от Отца, а от Сына. И это мудрование — вопреки словам Самого Христа, когда Он сказал Своим ученикам: « И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины » — породив грех, выросло в ересь (Ин. 14:16). В назидание себе давайте проследим, как разрушительно действует грех, родившийся однажды. Вначале против нового умствования восстали некоторые епископы Римской Церкви, называя оное еретическим. «Кто об Отце и Сыне мыслит право, а о Духе Святом не право, тот еретик» — так определил это мудрование папа Дамас в своем окружном послании. Но страсти человеческие разъедали души последующих преемников, мирские выгоды, а наипаче гордость явились источником упорства, приведшего к восстанию на решения Собора святых отцов. Никакие убеждения Вселенской Соборной Православной Апостольской Церкви на поместную Римскую Церковь не действовали, постановления Вселенских Соборов, на которых богоносные мужи составили Божественный Символ Православной веры, были попраны. Дух злобы и лжи возобладал. Святитель Василий Великий, обличая епископов Римской церкви, писал: «Истины они не знают и знать не желают; с теми, кто возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь.» По заповеди апостола Павла: « Еретика после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковый развратился, и грешит, будучи самоосужден » (Тит. 3:10—11). Ересью своею отпала Римская церковь от единой Вселенской Церкви. Отвергнув православный догмат об исхождении Святого Духа от Отца, отвергли они тем самым и деяния семи Вселенских Соборов, отвергли слова Самого Господа. И, закоснев в ереси, они порождали за злом еще большее зло. Они отняли у мирян Божественную Чашу, причащая их только под видом хлеба; вместо квасного хлеба употребляют на литургии опресноки, ни во что вменяя слова апостола Павла: « Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и чашу сию пьете, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет » (1 Кор. 11:26).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

б) еретики, которые хотя не отреклись совершенно от христианской веры, но отвергают и низвращают ее в основных догматах, – «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал.1:8 ), «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» ( Тит.3:10–11 ); в) отщепенцы или раскольники, которые хотя не искажают догматов веры, но не покоряются церковной власти, и через то самовольно отделяются от Церкви, – «если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ); г) и вообще все те, которых Церковь , по данной ей от Господа власти «вязать и решить», находит нужным отлучать от общества верующих. В Церкви существует учреждение, в котором сохраняется преемство апостольского служения – это церковная иерархия, или священноначалие. Иерархия православной Церкви ведет свое начало от Самого Иисуса Христа и от сшедшего на апостолов Святого Духа, и с тех пор непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в таинстве Священства. «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» ( Еф.4:11–12 ). Средоточие церковной власти над каждою частью Церкви заключается в ее епископе. Средоточие духовной власти над несколькими частными Церквами, составляющими Поместную Церковь , – в Поместном Соборе епископов. Вся же Церковь Христова, заключающая в себе все Поместные Церкви,Церковь Вселенская – имеет высшим органом духовной власти Собор Вселенский. Эту истину ясно выразили сами свв. апостолы, когда, по случаю происшедших между новыми христианами недоумений касательно обрезания и некоторых обрядов, желая постановить правила для всей бывшей в то время Церкви Христовой, решили дело соборно ( Деян.15:28 ). С тех пор, как только открылась возможность созывать Вселенские Соборы, на них решались все дела, касавшиеся всей Церкви; выше власти в делах веры не признавалось. Основания для этой истины заключаются в словах Христа Спасителя: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Наказал [Господь] тяжко и наказывает доселе католиков за преднамеренное, ложное толкование слов Христовых апостолу Петру: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее [ Мф.16:18 ]. Считая за этот краеугольный камень Церкви папу, а не Христа и вообразив себя главою Церкви и наместниками Христа на земле, папы впали в грубейшие, гибельные ошибки и весь католический мир увлекли в бездну лжи, измыслив новые, ложные догматы и исказив древние, необходимые ко спасению. Католики упали с камня веры, Христа, и упали в бездну погрешений и всяких страстей, особенно в гордость и кичение, в страшную неприязнь к Восточной истинной Церкви и ее догматам и богослужению с обрядами ее, искони установленными. Католики диавольской ненавистью ненавидят Православную Церковь и христиан православных и называют их всякими хульными именами; чрез это поносят Самого Христа, Главу Церкви, святых апостолов, Вселенские и Поместные Соборы и всех святых Православной Церкви, прославленных Богом. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду... Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? [ Мф.12:33, 7:16 ] – Католическая Церковь ни одного святого не имела со времени отделения от Восточной – а Православная всегда имела и имеет много святых, прославленных в ней Богом. Где яблоко, ядро раздора и ненависти Церкви Католической к Православной? В слишком преувеличенном мнении пап о себе, о преимуществе пред епископами Восточных Православных [иерархов], в их необъятной гордости, в ложном толковании слов Господних, сказанных апостолу Петру: Ты еси Петр, и на сем камени... [ Мф.16:18 ]. Камень – Христос, а не Петр, трижды отрекшийся, хотя и загладивший слезами покаяния свое отвержение и принятый в лик апостольский. Сличите, католики, эти слова Господа Петру с словами, сказанными Спасителем фарисеям: разорите церковь сию (тело Его) и треми деньми воздвигну ю. Он же глаголаше о церкви тела Своего [ Ин.2:21 ]; так и там Он говорил о Церкви Вселенской и вместе о восстании тела Своего, то есть воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Поэтому очень важно верить и жить в единении со всем Собором, со всею Церковью, ни в чем не противополагая себя Ей. Быть в единении, не значит растворяться в безличии, потому что каждый человек есть неповторимая личность, индивидуальное неповторимое отображение Божества, с лишь ему принадлежащими, никогда и ни в ком неповторимыми свойствами, как неповторимы свойства Каждой Божественной Личности Святой Троицы. Каждый человек имеет свои, лишь ему присущие задачи в жизни, но осуществлять эти задачи он должен в соборности, в единении, единосущии с прочими членами того же организма – Церкви. Такова краткая схема кафоличности. О ней, кафоличности, о соборности человечества, о восстановлении грехом нарушенного единства всего человеческого рода молился Христос Спаситель наш в первосвященнической молитве пред крестными страданиями: «Отче Святый, соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы ... Молю и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин. 18:12 , Ин. 17:20 ). Здесь Христос молился об установлении Церкви, человеческого Собора, подобного Предвечному Троическому Собору, ибо к богоподобию мы призваны от момента самого создания нашего. 16. Церковь как восстановление подлинного человека Церковь мы исповедуем единую и соборную. Строго говоря, нельзя говорить о разделении Церкви, можно говорить лишь об отпадении от нее , какими отпадениями были всевозможные ереси и расколы. Но не являются разделениями внутренние деления Церкви, например, на поместные церкви: Русскую, Греческую, Сербскую, Болгарскую, Румынскую... Все эти поместные церкви составляют единую Православную Церковь . Они суть даже не части Церкви, потому что Церковь не дробима на части, но лишь местные, обусловленные характером народа или государства, отдельные выявления одной и той же Церкви. Своеобразие каждой поместной Церкви может быть велико, но единство остается ненарушенным, если сохранены чистота веры и благодать апостольского преемства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Церковь, хотя и существует в виде поместных национально–территориальных автокефалий, саму себя определяет как вселенскую, то есть ту, в которой нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всей во всём Христос (Кол. 3, 11). Итак, мы видим, что любовь к земной родине не является чем–то таким, что выражает суть христианского учения или входит в его состав как непременная и обязательная часть, без которой христианин — не христианин. Однако же Церковь, проходя своё историческое бытие на земле, никак не является противником патриотизма как здравого и естественного чувства любви. Другое дело, что Церковь не воспринимает ни одно естественное чувство как нравственную данность, ибо человек–существо падшее, и чувство, пусть даже такое, как любовь, предоставленное самому себе, не выходит из состояния падения, а в религиозном аспекте приводит к язычеству. Церковь принимает и благословляет любое естественное чувство не само по себе, но как задание, под условием проникновения его благодатью Святого Духа, под условием его «христианизации». С евангельской точки зрения любовь к чему–либо сама по себе — не самоценная вещь. Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26), — говорит Господь. Нравственное и духовное достоинство любви зависит не от неё самой, но от предмета любви (многие люди, например, беззаветно любят грех). А для христианина исключительным предметом любви является Господь. Даже любовь к ближним не самоценна; заповедь о любви к ближним лишь подобна первой и наибольшей заповеди — любви к Богу (Мк. 12, 31), и, по утверждению преп. Макария Великого, может осуществляться только под условием и по мере исполнения её. Главная и исключительная забота Церкви — приобщение человека ко Христу; все проявления Церкви, все её действия в сфере социальной, культурной, общественной, хотя и затрагивают весь объём человеческой жизни, влияют на неё и изменяют её, имеют собственно церковное, христианское, духовное значение лишь постольку, поскольку выполняют или способствуют выполнению этой единственной задачи Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Расколоучитель Филарет (Михаил Денисенко) утверждает, что Украине нужна своя национальная Церковь . Но он забывает, что Украина – многонациональная страна, а границы Поместной Церкви не всегда совпадают с границами государства. Ставка на национальность – ошибочна, и это подтверждает история. Вспомним, к примеру, падение Византии, где обессиленная страстями греческая элита не смогла сохранить ни свою государственность, ни православную веру, вступив в унию с католиками, была завоевана турками. Подобная опасность таится и в национализации Церкви на Украине. Лишь только Украинская Церковь получит независимость, как сразу же начнется ее сползание в унию с католиками, что навсегда может разделить народ Украины от заповеданного Христом единства: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. 129 Об этом единстве Церкви отец Зосима говорил: «И многие отойдут от истинной Церкви, многие уклонятся в ересь, в секты. Не поймут этого учения евангельского о единстве Церкви, как и многие ученики Христовы не поняли слов Господа о грядущих страданиях и, как замечает Иоанн Богослов, «отошли от Него совсем и больше не ходили вместе со Христом " ». 130 Вспоминая историю Русской Церкви в XX веке, отец Зосима отмечает подвиг новомучеников, не уклонившихся в обновленчество, отвергших предложения занять у живоцерковников высокие чины и священные саны: «Смотрите, времена лукавые сейчас. Бес расколами Церковь благодати лишает... Какие эти искусственные расколы, обновленчество и все прочее в Церкви были. И как мудро священномученики наши стояли за Церковь , за благодатность Церкви, как они умирали за нее! Но не допускали никаких расколов, никакого политиканства, никаких разделов Церкви. Так и в наше смутное время эта филаретовщина сатанинская, эти все нечисти. Твердо, мудро смотреть, не впасть в искушение! Вот самое главное – не отойти от благодати Духа Святаго, не потерять ее, но пребывать с благодатию Духа Святаго». 131

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вместе с тем кафоличность Церкви проявляется и в том, что в поместной Церкви, разрывающей общение с другими Церквами, выпадающей из вселенского церковного Тела, повреждается ее богозданный строй, и она в конце концов лишается благодатных даров Святого Духа, ибо дары эти ниспосланы апостольскому сонму, соединенному любовью и оттого причастному Троической Божественной жизни: " Да будет все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино " (Ин. 17:21). В церковно-канонической науке XIX века и в современной евхаристической экклезиологии проявилась тенденция подчеркивать поместный характер Церкви за счет ее вселенскости. В старых руководствах по церковному праву, даже в лучших из них, характеристика управления в поместной Церкви оттесняет на задний план описание иерархической структуры Вселенской Церкви. Например, у профессора А.С. Павлова Вселенские Соборы рассматриваются лишь как один из способов общения автокефальных Церквей. Такой крен в церковно-каноническом сознании связан, вероятно, с ослаблением интенсивности переживания вселенского единства Христовой Церкви, характерным для нового времени, которое совпадает с синодальным периодом нашей церковной истории. Воззрения современной евхаристической экклезиологии особенно резко выражены протоиереем Н. Афанасьевым. В книге " Церковь Духа Святого " он утверждает, что Священное Писание знает только поместную Церковь, а мысль о Вселенской Церкви впервые была высказана святым Киприаном Карфагенским [ 1 ]. Между тем разве о поместной Церкви Господь сказал: " Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее " (Мф. 16:18). Глубокое понимание соотношения вселенского и поместного начала в Кафолической Церкви мы находим у архиепископа Василия (Кривошеина). " Поместная Церковь, — писал он, — не является только частью Кафолической Вселенской Церкви, но ее полным выявлением. Всецелым неуменьшенным выявлением в определенном месте. Она является Кафолической Церковью в известном месте, тождественною с Вселенскою Кафолическою Церковью, которая существует только в ее поместных выявлениях, но в то же время (и здесь мы встречаемся с богословской антиномией) она не тождественна с Вселенской Церковью, отлична от нее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1475...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010