18 ст. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом. Кроме того, смотрите, как бы вас кто из лжеучителей не обольстил, т. е. не обошел, не обманул, не вырвал из ваших рук награды, обещанной истинным последователям Христа, увлекши вас в сторону от Христа, на иной путь, показным, ложным смиренномудрием, прикрываясь которым они являются среди вас в одеждах овчих, будучи внутри волками хищными. Во имя этого ложного смиренномудрия лжеучители считали людей недостойными общения с Богом чрез молитву, а старались достигнуть этого общения при посредстве ангелов. С этой целью, видимо, ими было придумано особое служение ангелам, чрез которое они думали вступать в общение с ними. В этих еретиках, сбивавших с толку Колоссян, все толковники видят гностиков. Они населяли мир множеством существ, посредствующих между Богом и людьми, и считали людей недостойными входить в непосредственное общение с Богом. Бог бесконечно мощен. Тварь не может снести Его воздействия. Почему, чтобы произойти твари, надлежало произойти наперед целому ряду небесных сил, которые, начиная от самоближайших к Богу, все более и более умалялись в достоинстве и силе и приближались к тварям, какие нам известны на земле. В ряду их , встречаются имена – и Христос, и Иисус, и Церковь , и демиурги – строители мира. Называли они их эонами, но, очевидно, что это суть небесной силы, или ангелы, значение коих в цепи творения неправильно понято. В чем, собственно, состояло служение ангелов, видно, говорит преосвящ. Феофан, из истории. Отцы поместного Лаодикийского во Фригии собора (366 г.) в 35 пр. запретили его. Правило это читается так: «не подобает христианам оставлять Церковь Божию, и отходить, и ангелов именовать и собрания творить. Сие отвержено есть. Того ради, аще кто обращается упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема, понеже оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению. В нашем издании правил приложено к сему такое замечание: осуждаются еретики, не молящиеся Богу и Христу, а только ангелам, якобы творцам и правителям мира». (Еписк. Феофан, посл. Колос. 127 стр.). Я же не у веде уча, т. е. учат тому, чего и сами никогда не видали и чего сами не знают. И не смотря на это, т. е. на всю пустоту своего учения, его выдуманность, они безрассудно надмеваются плотским своим умом, т. е. и слушать никого не хотят, что они заблуждаются п верить богооткровенной истине не желают, видимо, ставя свое заблуждение выше последней.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

27 марта 2007 года на заседании Священного Синода была утверждена «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной разработанная Синодальным Миссионерским отделом Московского Патриархата. Концепция формулирует общие принципы, цели и задачи миссионерского служения Русской Православной Церкви, которые могут творчески развиваться в епархиях, с учетом местных условий и возможностей. Текст Концепции основывается на документах и материалах Поместного Собора 1917–1918 годов, Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, опирается на рекомендации докладов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», постановления и итоговые документы Всецерковных миссионерских съездов, прошедших до 1917 года и в 1996–2002 годы. Наконец, в 2009 году, по благословению и под общей редакцией Высокопреосвященнейшего Иоанна, архиепископа Белгородского и Старооскольского, председателя Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, издательством БПДС (с м/н) был издан первый в истории Русской Православной Церкви учебник по миссиологии, в который вошли статьи 23 авторов – миссионеров, богословов и преподавателей, составленные специально для данной работы. 1.3. Богословское понимание миссии Церкви 1.3.1. Библейское понимание миссии Все принципы православной миссионерской деятельности основываются и выводятся из Священного Писания , как самого авторитетного источника вероучения Православной Церкви. Они или даны непосредственно Господом Иисусом Христом, или же выработаны апостолами в процессе проповеднического служения. Наставления Спасителя ученикам при послании их на проповедь (до Воскресения Его из мертвых) изложены в Мф. 10 гл. и Лк. 10 гл. Основные темы наставлений: «Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 10.7 ; Ср.: Лк. 10.9 ); «Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф. 10.16 ; Ср.: Лк. 10.3 ); «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф. 10.27–28 ); «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк. 10.16 ; Ср.: Мф.10.40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

27 января сего года, изволением Святого Духа, Собор избрал Патриархом Московским и всея Руси Высокопреосвященнейшего Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского. Мы просим всех чад церковных усердно молиться о том, чтобы Пастыреначальник Господь Иисус Христос обильно излил милость Свою на служение нового, шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси, подал ему неоскудеваемую помощь во всех его делах, укреплял его духовные и телесные силы для служения Святой Церкви, чтобы Первосвятительские труды Святейшего Владыки и Отца нашего избранного Патриарха Кирилла принесли благословенный Богом плод.  В минувшем столетии наша Церковь прошла через горнило испытаний, сохранив веру и верность Христу. Ныне перед ней открываются новые возможности миссионерского служения, которые необходимо активно использовать, ибо христианская миссия — это прямой завет Спасителя. Воскресший Христос призывает Своих учеников последовать Ему и проповедовать Божественную Истину. Господь пришел спасти, но, по слову апостола, как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? (Рим. 10, 14). Будем же все служителями и проповедниками Христа Спасителя, через Которого мы получили благодать и апостольство (Рим. 1, 5). Пастырское слово и пример христианского доброделания должны достичь сердец тех людей, которые именуют себя православными, но не живут церковной жизнью. Ведь и они — часть нашей Церкви, призванная Господом ко спасению. Радуясь возросшему числу храмов и священников, мы должны помнить, что именно состояние душ людей, их участие в Таинствах и богослужении, их нравственный и духовный облик суть критерии успеха усилий Церкви. Мы призваны свидетельствовать о правде Евангелия Христова, о том, что во Христе — жизнь, и жизнь с избытком (см. Ин. 10, 10). Мы должны говорить о том, что только следование вечным и неизменным нравственным ценностям, данным в Божественном откровении, позволит преодолеть внутренний кризис личности, разлад в семье и нестроения в обществе. Церковь несет это свидетельство всему миру, всем людям, особенно детям и молодежи. Именно поэтому мы должны сегодня иметь возможность нестесненно обращаться к юному поколению — через проповедь, школу, средства массовой информации.

http://patriarchia.ru/db/text/543778.htm...

2) Вероопределения Соборов.   Известно, что на Соборах рассматривали и определяли основные вероучительные положения христианства и, следовательно, многие места Писания. Поэтому необходимо понимать эти места в соответствии с определениями Соборов 140 . Например, слова «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим. 5:12 ) нельзя понимать в том смысле, будто последствия греха Адама вошли в мир только через подражание, как учили пелагиане, а не передаются людям через рождение. Подтверждением православного толкования служит решение Поместного Карфагенского Собора (419), в котором сказано: кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: единем человеком грех в мир вниде в немже вси согрешиша, подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая Церковь , повсюду разлиянная и распространенная (Правило СХ (CXXIV)) 141 . 3) Творения святых отцов и учителей Церкви.   Согласие отцов и учителей Церкви, как в догматических вопросах, так и в объяснении важнейших отрывков Писания, ведет свое начало от апостолов и есть несомненное свидетельство истины. Например, Господь наш Иисус Христос при установлении таинства Евхаристии сказал: «приимите, идите: сие есть Тело Мое… пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:26–28 ; см. также: Мк. 11:22–24 ; Лк. 22:19–20 , 1Кор. 11:23–25 ). Обращаясь к творениям святых отцов и учителей Церкви: сщмч.  Игнатия Богоносца 142 , мч.  Иустина Философа 143 , свт.  Кирилла Иерусалимского 144 , свт.  Василия Великого , свт.  Иоанна Златоуста 145 , прп.  Иоанна Дамаскина 146  и других, можно увидеть общее учение о том, что Иисус Христос в ту ночь, в которую предал Себя за спасение мира, под видом хлеба и вина преподал Свое Тело и Свою Кровь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Аще же кто обличен будет, яко некое правило из вышереченных покусился изменити, или превратити: таковый будет повинен против того правила понести епитимию, каковую оно определяет, и через оное врачуем будет от того, в чем преткнулся " . Решения же Соборов Поместных Православных Церквей, созывавшихся после Вселенских Соборов, могли бы быть изменены только равнозначными Поместными Соборами. Как осуществляется выработка соборного решения? Проекты соборных решений, сама их необходимость и польза предварительно обсуждаются между совершенно равноправными участниками Собора, когда каждый может свободно высказать свое соображение. И оно в обязательном порядке рассматривается Собором, сколь бы " низкое " положение по отношению к другим Пастырям ни занимал высказывающийся. Протоколы этих высказываний назывались соборными деяниями или актами, они свидетельствовали, что решение принималось не силою чьего-либо авторитета, но свободным обсуждением, в результате которого соборяне пришли к согласию. Соборные решения, предназначенные для неукоснительного исполнения в Поместной Церкви, признавались принятыми при единодушии соборян, а не " демократическим " большинством, при наличии несогласного меньшинства. В расчет не принимались только мнения ересиархов, если Собор собирался по поводу их осуждения, то есть исполнял функцию Церковного суда, а эти пастыри выступали там в качестве обвиняемых. Церковный Собор есть выражение исключительного единогласия, единодушия и единомыслия. О необходимом единодушии и общем согласии на церковных собраниях, в свидетельствовании истины и при решении церковных вопросов неоднократно свидетельствует Священное Писание. Единство Ветхозаветной Церкви явлено нам в народном Соборе возле Синайской горы: И пришел Моисей и созвал старейшин народа, и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь. И весь народ отвечал единогласно , говоря: все, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу (Исх. 19, 7-8). Израильтяне были единодушны , чтобы воцарить Давида (1 Пар. 12, 38). Древние подлинные Божии Пророки предрекали единогласно (3 Цар. 22, 13; 2 Пар. 18, 12), а не противоречили между собой в своих поучениях и предсказаниях. По Вознесении Господа Иисуса Христа ещё до сошествия Святаго Духа при избрании двенадцатого Апостола вместо отпавшего Иуды Искариота все Апостолы единодушно пребывали в молитве и молении...И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия. И помолились, и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двих одного, котораго Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от катораго отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам (Деян. 1, 14, 23-26).

http://ruskline.ru/analitika/2009/01/19/...

Бояться этого не нужно. Бояться надо греха, а не обличения, потому что последнее как раз исцеляет от греха. Не нужно смущаться и монастырской строгостью: хотя мы и имеем произволение к спасению, но по немощи нашего естества постоянно уклоняемся от него в греховные желания. Наше произволение все время колеблется в каких-то мелочах, поэтому мы должны быть готовы к обличению, к строгости, к наказаниям, ведь таким образом спасается наша душа. В монастыре наказания – это проявление любви, а отнюдь не неприязни. Порой сестра считает, что если кто-нибудь на нее пожаловался старшим, рассказал о ее проступке, то поступил плохо. Конечно, кто-то может поступить так и из желания досадить той или иной сестре, но по большей части, я думаю, это делается у нас ради того, чтобы не оставить сестру в неведении о ее проступках. Ведь порой со стороны они бывают виднее, так как поступки и слова других людей мы способны оценить более трезво, чем свои собственные. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви (то есть всему обществу верующих. – Схиигум. А.); а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18, 16–17 ). Святые отцы действительно отвергали человека, который не слушался всего церковного собора – чаще всего это был Собор епископов той или иной Поместной Церкви или даже Вселенский собор. В монастырях же, если человек не хочет следовать тому, чего требует от него все братство или сестринство монастыря, то его извергают из этого общества, чтобы он не отравил других и сам опомнился, понял, какой страшный поступок он совершил, осознал, что погибает. Поэтому к нему применяется жестокость, но жестокость с целью исцеления. Так советует поступать, например, преподобный Нил Сорский : не исправляющегося брата изгонять из монашеского общества. Если же мы будем к такому человеку снисходить и все ему прощать, то он, скорее всего, будет все более и более развращаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

В Православном Катихизисе о браке сказано: «Что есть Брак? Брак есть таинство, в котором, при свободном пред Священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и Христианскому воспитанию детей» (51: 72. См. раздел «О Браке»). В Великом Каноне Андрея Критского говорится: «Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их некогда в Кане, на браке вкушая пищу плотию и претворяя воду в вино…» (Песнь 9. Читается во вторник первой седмицы Великого Поста). В одном из постановлений Отцов Гангрского поместного собора написано: «Аще кто порицает брак, и женою верною и благочестивую, с мужем своим совокупляющуюся, гнушается, или порицает оную, яко не могущую внити в царствие, да будет под клятвою» (Правило 1. Цит. по 121: 295). Продолжение жизни рода, так же, как и продолжение жизни индивидуума, является одним из основных свойств, заложенных в человеке на уровне инстинктов (инстинкта продолжения рода и инстинкта самосохранения). «Оба эти инстинкты вложены Творцом в телесную природу всякого живого существа, с вполне понятной и разумной целью – дабы это живое существо не погибло и не уничтожилось бы бесследно» – говорит протоиерей Серафим Слободской (108: 98). Поэтому вполне естественно и не греховно то, что и действия, направленные на указанное продолжение жизни (соответственно половой акт и, например, питание), сопровождаются чувствами удовольствия, в частности, чувством сексуального удовлетворения. Однако если в контексте брака оставить только данное чувство, то есть превратить секс в самоцель, то тогда такой секс уже будет грехом. Заметим, что это повлечет за собою и другие грехи сексуального характера. Так, например, известная порочность жителей Содома заключалась именно в их гомосексуальном поведении, получившем название «содомского греха». В частности, содомляне добивались гомосексуальной связи с гостями Лота – двумя ангелами в образе людей ( Быт. 19:4–9 ). «Жители Содома добивались гомосексуальной связи с пришельцами. Божье отношение к такому мерзкому, нечестивому поведению стало явным после того, как Он разрушил город. Ср. с Лев. 18: 22, 29; 20: 13 ; Рим. 1: 26 ; 1Кор. 6:9 ; 1Тим. 1: 10 , где всякое гомосексуальное поведение запрещено и осуждается Богом» (50: 41. См. пояснение к словам «познаем их» из Быт. 19: 5 ). Святой апостол Павел по данному вопросу говорит: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах, делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Вселенск. собор., изд. Каз. дух. Академ., т. VII, 593, 610, 612 стр.). Эту анафему на иконоборцев снова провозгласили отцы последующего, уже поместного, собора в первый воскресный день св. Четыредесятницы (19 февраля 842 года), когда при императрице Феодоре окончательно прекратилось гонение на православных за иконопочитание и когда во всех церквах восстановлены были иконы, низринутые при иконоборцах императорах (Льве Армянине, Михаиле Косноязычном и Феофиле). С тех пор и доселе в первый воскресный день Великого поста, в соборных храмах при святительском служении совершается «чин православия», и из года в год возглашается анафема отвергающим почитание святых икон Христа Спасителя, Божией Матери, святых ангелов и угодников Божиих. Таково учение, таково и прещение св. Церкви! Кто может не внимать голосу св. Церкви и не страшиться суда её как суда Божия? Только тот, кто не верит Священному Писанию , где начертаны непреложные слова Самого Господа: аще кто Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь ( Мф.18:17 ). Но иконопочитание не есть ли идолопоклонство, воспрещаемое второю заповедью Закона Божия? В Священном Писании запрещается всякое изображение языческое, как и само язычество, потому что язычники, познав Бога, не прославили Его как Бога, и не возблагодарили, но славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся; потому что они заменили истину Божию ложью и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки ( Рим.1:21–25 ). Вторая заповедь Закона Божия, как известно, воспрещает творить кумир и изображение того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, именно потому, что эти идолы и эти изображения у язычников считались богами: да не будет, сказано Господом в первой заповеди еврейскому народу, у тебя других богов пред лицом Моим. Я Господь, Бог твой ( Втор.5:6–8 ). А что священные изображения предметов святых во славу Божию и допускаются и одобряются в Священном Писании, это видно из того, что сам Моисей, по повелению Самого Бога (заповедавшего: не сотвори себе кумира…) устроил ковчег завета во святом святых, а над ковчегом завета (в святейшем месте скинии, куда именно обращались лицом молящиеся) поставил златые изображения херувимов, исткал изображение херувимов на церковной завете, отделявшей святое святых от святилища, а также на виссонных покровах скинии ( Исх.25:10–22 ; Исх.26:31–34, 1 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вспомним определение Таинства Крещения… Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. То есть Крещение – это духовное рождение человека. Об этом говорит нам и Спаситель в беседе со святым праведным Никодимом: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5, 6). Человек некрещеный – это еще ветхий плотяной человек, не привитый к лозе Христовой, не ставший частью Его тела – Церкви Христовой. Она же есть началом Царствия Божия на земле. Потому, конечно же, молитва в храме о некрещеных невозможна ни в каком виде. Они не являются частью церковного организма. Кроме того, сердцевиной церковной жизни есть Евхаристия. Но вспомним служение древней апостольской Церкви первых веков. Даже оглашенные (т. е. некрещеные люди, желающие креститься) не могли присутствовать на Литургии верных, где происходит пресуществление хлеба, вина и воды в Тело и Кровь Христовы. А возле дверей ставили специальных церковных служителей – параномарей-привратников, чтобы никто, кроме верных (крещеных православных), не смог войти в храм во время Таинства Причастия. Запрещение церковного поминовения некрещеных, еретиков, раскольников, язычников во время храмового богослужения отображено в каноническом сознании Церкви. В первую очередь это несколько правил Лаодикийского Поместного Собора (ок. 360 года): «Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем» (Правило 33), «Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков, ниже праздновати с ними» (Правило 37), «На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученическия места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы, или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенными общения церковного на некое время» (Правило 9).

http://pravoslavie.ru/97781.html

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 318. Л. 3334. Рукопись. Подлинник. Приложение III к 687 Доклад члена Поместного собора РПЦ профессора Московской духовной академии С.С. Глаголева по вопросу «О присяге правительству на верность вообще и в частности – бывшему Государю Императору Николаю II -му» 954 на заседании IV Подотдела соборного Отдела «О церковной дисциплине» 20 июля (2 августа) 1918 г. Докладчик, определив присягу как частный вид клятвы и сделав краткий обзор понятия о клятве, отношениях к ней и значении ее с древнейших времен и до нашего времени, изложил свои выводы по данному вопросу в следующих шести положениях: 1 . Клятва в самом широком смысле есть утверждение или отрицание чего-нибудь соединённое с признанием особенно сильной ответственности за правдивость своих слов. Призывание имени Божия в клятве выражает, что утверждаемая правда есть правда Божия, а ложь по отношению к клятве есть преступное нарушение обязанности к Богу. 2 . Нужда в клятве вытекает: а) из сознания, что мы не можем быть постоянно правдивыми и б) из сознания, что в данном случае неправдивость может сопровождаться особенно вредными последствиями. 3 . Наша нравственная слабость создает нужду в клятве, но идеал христианина конечно тот, чтобы ему верили без клятвы. Да и кроме того частое произнесение клятвы несомненно заключает в себе признание неважного важным, человеческого – Божиим, суетного существенным. Поэтому еще в Ветхом Завете была дана заповедь: «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего« [Исход, гл. 20, ст. 7 и 16]. В Новом Завете – Еванг[елие] от Матф[ея], гл. 5, ст. 3337: «Еще слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы твоей» [ Лев.19:12 ], [Вт.23:21]. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землею, потому что она – подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он – город великого Царя. Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010