Часть ризы Господней и другие святыни также были спасены от огня. По словам того же автора, «кроме того спасены в совершенной целости: из Дворцовой церкви: прежде всего святые мощи, потом вся богатая ее утварь, великолепная ризница, образа с их дорогими окладами» 62 . Вскоре началось восстановление дворцовых построек, и уже 2 февраля 1839 г. в Зимнем дворце была освящена малая церковь во имя Сретения Господня, возобновленная после пожара. А за несколько дней до празднования Святой Пасхи был обнародован «высочайше утвержденный церемониал для слушания службы, в первый день сего общего христианского праздника, в Большой церкви Зимнего Дворца» 63 . Часть ризы Господней снова заняла свое место в придворном храме. В описании Зимнего дворца, помещенном в журнале «Нива» за 1872 год, сообщается про ризницу дворцовой церкви и хранившиеся там святыни. Составитель обзора упоминает про «часть Ризы Господней, в золотом ковчеге; как показывает находящаяся на нем надпись, приношение царя Федора Алексеевича» 64 . Обратимся к содержанию описи Дворцовой церкви, подтверждающей, что ковчег с частью ризы Господней был «принят в ризницу из комнат государя императора Павла I» 65 . Под 143 в описи содержатся подробные сведения о чтимой святыне: «Золотой ковчег, устроенный наподобие книги, содержит нашитую на шелковой подушке часть Ризы, или хитона Господа нашего Иисуса Христа. Ковчег украшен эмалевыми изображениями четырех Евангелистов и страданий Господних, также бриллиантами, яхонтами и изумрудами. На задней стороне надпись: «На много-целебную Ризу Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа сей златый ковчег с алмазы и изумруды устроен повелением Великаго Государя и Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича всея великая и малая и белая России Самодержца, и принесен им великим государем в соборную и апостольскую церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго Ее успения, в святый и великий пяток на воспоминание спасительных страданий Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в лето 7190 (1682) апреля 14 дня, и того же числа положена в сей устроенный ковчег много-целебная ж спасительная Риза Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа великим господином святейшим Иоакимом, патриархом Московским и всея России " » 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Москва. Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Леонове. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне был построен в 1722 году, на месте деревянной церкви, первые упоминания о которой встречаются в 1633–1635 годах. Каменный храм был построен на средства князя Василия Хованского, владельца усадьбы Леоново. В дальнейшем имение сменило несколько владельцев, в числе которых был Павел Григорьевич Демидов. При нем храм был закрыт и 59 лет богослужения не проводилось. Отреставрирован он был в 1859 году на средства фабриканта Молчанова. В советское время храм не закрывался. Источник: видеосюжет на Православном телеканале СОЮЗ Положения ризы Божией Матери во Влахерне в Леонове церковь (улица Докукина, дом 19). Храм в этой местности известен с 1633 г. Современное церковное здание выстроено в 1719–1722 гг. В 1770 г. в храме устроили придел преподобного Павла Фивейского (впоследствии переосвящен в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина») и воздвигли колокольню. В 1800 г. по настоянию владельца усадьбы Леоново П.Г. Демидова, страдавшего нервным расстройством и не выносившего колокольного звона, храм был закрыт. В 1822 г. церковь уже стояла без престола и иконостаса. В 1859 г. запущенный храм был восстановлен на средства фабриканта Молчанова. С пятигранной апсидой, трапезной, колокольней и двумя симметричными приделами церковь относится к типу «восьмерик на четверике». Крупный восьмерик опирается на четверик и перекрыт сомкнутым сводом, завершенным глухим граненым барабаном с луковичной главкой. К храму примыкает небольшая поперечная бесстолпная трапезная. Колокольня со столпообразным квадратным основанием, рзделенным на два яруса междуэтажным перекрытием, с верхним восьмигранным ярусом, увенчана шатром. Иконостасы из дерева, окрашенного в позолоченный цвет, с позолоченными деталями выполнены в 1860 г. Некоторые иконы главного иконостаса датируются XVIII веком.

http://sobory.ru/article/?object=03401

Положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. В годы правления византийского императора Льва Великого, Македонянина (457-474), братья Гальбий и Кандид, приближенные царя, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам. В небольшом селении вблизи Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки. В ее доме внимание паломников привлекли зажженные свечи и курящийся фимиам. На вопрос, что за святыня находится в доме, благочестивая женщина долго не хотела отвечать, но после неотступных просьб поведала, что хранит дорогую святыню - Ризу Богородицы, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Пресвятая Дева пред Успением подарила одну из Своих одежд благочестивой девице-еврейке из этого рода, завещав ей передать ее перед смертью также девице. Так, от поколения к поколению, Риза Богоматери сохранялась в этой семье. Драгоценный ковчег, содержавший священную Ризу, был перевезен в Константинополь. Святой Геннадий, Патриарх Цареградский († 471; память 31 августа), и император Лев, узнав о священной находке, убедились в нетленности святой Ризы Богородицы и с трепетом приложились к ней. Во Влахерне, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. 2 июля 458 года святитель Геннадий с подобающим торжеством перенес священную Ризу во Влахернский храм, вложив ее в новый ковчег. Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы положены были Ее святой омофор и часть Ее пояса. Это обстоятельство и запечатлено в православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне. Русский паломник Стефан Новгородец, посетивший Царьград около 1350 года, свидетельствует: " идохом во Влахерну, идеже лежит Риза в алтаре на престоле в ковчеге запечатана " . Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами - в 677, арабами - в 717 годах. Особенно знаменательны для нас события 860 года, тесно связанные с историей Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/910060.htm...

Часть ризы Господней и другие святыни также были спасены от огня. По словам того же автора, “кроме того спасены в совершенной целости: из Дворцовой церкви: прежде всего святые мощи, потом вся богатая ее утварь, великолепная ризница, образа с их дорогими окладами” 62 . Вскоре началось восстановление дворцовых построек, и уже 2 февраля 1839 г. в Зимнем дворце была освящена малая церковь во имя Сретения Господня, возобновленная после пожара. А за несколько дней до празднования Святой Пасхи был обнародован “высочайше утвержденный церемониал для слушания службы, в первый день сего общего христианского праздника, в Большой церкви Зимнего Дворца” 63 . Часть ризы Господней снова заняла свое место в придворном храме. В описании Зимнего дворца, помещенном в журнале “Нива” за 1872 год, сообщается про ризницу дворцовой церкви и хранившиеся там святыни. Составитель обзора упоминает про “часть Ризы Господней, в золотом ковчеге; как показывает находящаяся на нем надпись, приношение царя Федора Алексеевича” 64 . Обратимся к содержанию описи Дворцовой церкви, подтверждающей, что ковчег с частью ризы Господней был “принят в ризницу из комнат государя императора Павла I” 65 . Под 143 в описи содержатся подробные сведения о чтимой святыне: «Золотой ковчег, устроенный наподобие книги, содержит нашитую на шелковой подушке часть Ризы, или хитона Господа нашего Иисуса Христа. Ковчег украшен эмалевыми изображениями четырех Евангелистов и страданий Господних, также бриллиантами, яхонтами и изумрудами. На задней стороне надпись: “На много-целебную Ризу Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа сей златый ковчег с алмазы и изумруды устроен повелением Великаго Государя и Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича всея великая и малая и белая России Самодержца, и принесен им великим государем в соборную и апостольскую церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго Ее успения, в святый и великий пяток на воспоминание спасительных страданий Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в лето 7190 (1682) апреля 14 дня, и того же числа положена в сей устроенный ковчег много-целебная ж спасительная Риза Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа великим господином святейшим Иоакимом, патриархом Московским и всея России”» 66 .

http://pravmir.ru/riza-gospodnya-i-rossi...

Суздаль. Ризоположенский монастырь. Собор Положения ризы Божией Матери. Ризоположенский собор Собор. Действует.   Престолы: Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) Год постройки:1560. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Суздальский район, Суздаль Координаты: 56.424107, 40.445974 Проезд:на территории Ризоположенского женского монастыря Изменить описание Добавить фотографии Автор: Илья " BIM " Бесхлебный Снято: 8 октября 2011 Добавлено: 26 декабря 2011 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Трёхглавый Ризоположенский собор (1520-1560 гг.) — пример бесстолпного храма, к алтарной части которого примыкают три апсиды. Есть основания думать, что храм строил в двадцатых годах ближний боярин Василия III Иван Шигоня-Поджогин, причастный к темной истории заточения жены Василия III Соломонии в суздальский Покровский монастырь. Четверик храма перекрыт крещатым сводом и, будучи лишенным внутренней опоры, увенчан облегченными тонкими и высокими главками, что необычно для подобных сооружений того времени. Гладкие стены храма прорезаны простыми амбразурами окон, а боковые фасады украшены ложными закомарами и разделены пилястрами на три части с порталами в центральной из них. Паперть, пристроенная к западной части собора в 1688 г., отличается богатым декором, включающим резной портал, а также украшенные «дыньками», «косицами» и полихромными изразцами узорчатые наличники. Главки собора претерпели несколько трансформаций. Исходные шлемовидные купола были в XIX в. заменены луковками, в 1929 г. барабаны и главки превращённого в электростанцию собора были вовсе снесены и только в кон. 1960-х гг. в ходе реставрации им была возвращена первоначальная форма. По материалам: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ Трёхглавый каменный собор в честь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне стоит близ от Святых ворот. Собор датируется XVI веком - некоторые относят его к первой половине столетия, другие - к 1560 году.

http://sobory.ru/article/?object=05099

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Пресвятой Богородицы Положение Ризы Пресвятой Богородицы Положение Ризы Богоматери Согласно преданию, риза Богородицы была обретена двумя византийскими аристократами, родными братьями Галвином и Кандидом, которые в царствование императора Льва I (457-474 годы) совершали паломничество к палестинским святыням. В Назарете они остановились на ночлег в доме пожилой женщины-еврейки, где увидели комнату со множеством горящих свечей, непрерывно воскуряемым фимиамом и множеством больных, жаждущих исцеления. На вопрос с чем связано такое почитание этого места они услышали следующую историю: ... Здесь мною хранится риза родившей Христа Бога Пречистой Девы Марии. Когда Она преставлялась от земли к небесам, при Её погребении находилась одна из моих прародительниц - вдовица; ей по завещанию самой Пречистой Богородицы, была отдана та честная риза; она же, получивши ту ризу, сохраняла её у себя с благоговением во все дни жизни своей; умирая, она отдала ризу для хранения одной девице из своего рода, заповедавши ей с клятвою сохранять в чистоте ради чести самой Богородицы не только ту честную ризу Пресвятой Богородицы, но и самое девство своё. Получив возможность провести ночь рядом со святыней, братья измерили ковчег, в котором она хранилась, а затем в Иерусалиме заказали изготовить его копию и златотканый покров на него. На обратном пути в Назарете они подменили ковчег с Ризой и привезли реликвию в Константинополь. Братья поместили Ризу в своей домовой церкви и тайно хранили её, но, согласно преданию, многочисленные чудеса, происходившие от неё, заставили их сообщить о реликвии византийскому императору и константинопольскому патриарху. После чего, в 458 году, Риза была положена во храме Божией Матери, построенном на берегу Влахернского залива (Влахернская В честь этого события было установлено ежегодное празднование . Позднее в ковчег с Ризой были помещены омофор и часть пояса Богородицы, обнаруженные в гробнице Богородицы, вскрытой по решению Шестого вселенского Это обстоятельство отразилось на православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне.

http://pravicon.com/info-596

Рубрики Коллекции Риза Богородицы: что это за великая святыня и где ей поклониться в России 5 мин., 15.07.2022 Поделиться 15 июля Церковь вспоминает день Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах. Откуда взялась риза, как она оказалась во Влахернах и где сейчас находится эта святыня? О самой ризе (платье, верхней одежде) Богородицы известно достаточно мало. По преданию, отраженному в «Сказании о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской церкви» святителя Димитрия Ростовского, этот предмет одежды Богородица Сама передала перед успением одной знакомой вдовице. Та, с благоговением храня ризу при себе, перед смертью отдала ее своей родственнице — девице, завещав ей хранить в чистоте «не только ту честную ризу Пресвятой Богородицы, но и самое девство свое». Девица, в свою очередь, умирая, завещала то же самое своей приближенной, тоже незамужней. Так в течение веков риза передавалась от одной девушки к другой. Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне В годы правления византийского императора Льва Великого (457–474), братья Гальбий и Кандид, приближенные царя, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам. По дороге в Иерусалим они остановились в селении близ Назарета у женщины, которая хранила у себя ризу Пресвятой Богородицы. От святыни шло множество чудесных исцелений, однако женщина скрывала их истинный источник и объясняла обилие чудес, происходящих в ее доме, тем, что, по еврейскому преданию, Бог некогда явился на этом месте одному человеку. Тем не менее после расспросов хозяйка рассказала братьям о ризе, которая хранится у нее во внутренней комнате. Братья, желая привести святыню в столицу империи, подменили ковчег, в котором хранилась риза, и увезли ее с собой в Константинополь. Сначала они решили поместить святыню в своем доме, однако вскоре поняли, что не могут утаить ее местонахождение по причине чудес, которые происходили у ризы. Вскоре о ней узнали сам император Лев Великий и Патриарх Константинопольский Геннадий.

http://foma.ru/riza-bogorodicy-chto-jeto...

Описание иконы Положение Ризы Пресвятой Богородицы из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В царствование греческого императора Льва Великого Македонянина (457—474 гг.) греческие военачальники, родные братья Гальбий и Кандид, будучи людьми благочестивыми, предприняли путешествие по святым местам Палестины. Они прибыли в Галилею и, руководимые неисповедимым действием Божественного Промысла, остановились между прочим в одном небольшом селении близ известного города Назарета. В этом селении посетили они дом одной престарелой и благочестивой девицы еврейки; внутри дома их внимание обратила на себя небольшая, скромно убранная комната, в которой блистали зажженные свечи и курился фимиам. У дверей этой странной комнаты лежало много различных больных. Благочестивые братья тотчас догадались, что там, внутри комнаты, находится какая-нибудь святыня, от которой эти больные ожидают себе облегчения и исцеления. Их догадка подтвердилась, когда они обратились за разъяснениями всего виденного к самой хозяйке этого дома. — Да, внутри этой комнаты, — сказала им благочестивая женщина, — н[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Положение пояса и ризы Богоматери Мастерская Дионисия Ок. 1485 г. Лазарев 1980: 1475 г. Салтыков 1981: Ок. 1486 г. Лазарев 2000/1: Ок. 1485 г. Великий князь Иван III 2013: Ок. 1485 г. 68 x 55.5 см Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов, Россия Инв. ДЖ-1284 (ранее в ЦМиАР: ВП 57) Происходит из местного ряда иконостаса деревянной Ризоположенской церкви села Бородава близ Ферапонтова монастыря, перевезенной на тер[...] Файл 23299.jpg:   Размер: 1500x1862, 2.79 MPix, 477 Kb. Дата: 2014-01-31, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 4 (194) , (3) . Описание: Положение ризы Богоматери Двусторонняя икона-таблетка Школа или худ. центр: Новгород Вторая половина XVI в. 24 x 19.5 см Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, Россия Оборот — Положение пояса Богоматери.

http://pravicon.com/icon-262

Золотые ворота внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО. Церковь в честь положения ризы Господней помещается наверху так назыв. «Золотых ворот». Время первоначального основания ее относится к глубокой древности, ко времени вел. князя Андрея Боголюбского. Укрепив свой столичный город, вел. князь Андрей в проезде между валами, идущими по западной стороне, устроил высокую башню из белого камня с воротами для проезда в середине ее, назвав эту башню «Золотыми воротами». Когда работы по постройке этих ворот приходили уже к концу, когда леса и кружала были разобраны, от сырости извести, как объясняет составитель жития князя Андрея, своды ворот упали и засыпали 12 человек из владимирских граждан. Можно было думать, что несчастные были задавлены до смерти, но благочестивый князь Андрей обратился к небесной Заступнице с молитвой о сих несчастных. На место происшествия была принесена чудотворная Владимирская икона Богоматери, отправлено перед ней молебное пение, затем разобраны были камень и мусор от упавшего свода, и к удивлению всех засыпанные не только оказались живы, но даже ничем не поврежденные. Это событие изображено на иконе, находящейся на западной стороне Золотых ворот. В память этого события князь Андрей устроил над самыми воротами церковь в честь положения ризы Богоматери, которая и была освящена в 1164 г. В 1238 г. во время татарского нашествия с Золотых ворот князья Всеволод и Мстислав Георгиевичи наблюдали за движениями подступавших к городу врагов и с болью в сердце видели, как татары растерзали бывшего в плену у них княжича Владимира Георгиевича. От Золотых ворот, между прочим, ворвалась татарская орда 7 февраля 1238 г. во Владимир. Конечно, и самые ворота и церковь жестоко пострадали от татарского разорения и долгое время были в полуразрушенном виде. О возобновлении церкви над Золотыми воротами есть известие уже в XVII в.; возобновлена она в 1687 г. и освящена в 1691 г., как это видно из заметки в делах патриаршего казенного приказа. Во время пожара, бывшего во Владимире в 1778 г., Золотые ворота и церковь над ними сгорели и в полуразрушенном виде оставались до начала XIX ст. Возобновлен храм в 1810 г. усердием бывшего тогда во Владимире губернатора князя Ивана Михайловича Долгорукова, затем отремонтирована в 1867 г. Престол в настоящее время в церкви один – в честь положения ризы Господней. Когда произошла перемена в наименовании престола, неизвестно; вероятно при возобновлении церкви в 1810 г.

http://sobory.ru/article/?object=00994

15 июля Православная Церковь отмечает праздник в честь положения Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне 15 июля 2005 г. 11:11 По преданию, Риза Божией Матери была обретена в Назарете в 471 году и перенесена в  Влахернский храм в Константинополе. Впоследствии в драгоценный ковчег с ризой были положены также омофор Пречистой и часть Ее пояса. Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами — в 677, арабами — в 717 годах. В 860 году флот русского князя Аскольда опустошил берега Черноморья и Босфора и осадил столицу Византии. Всю ночь император Михаил III молился, простершись на каменных плитах Влахернского храма. Святой патриарх Фотий обратился к народу с проповедью, призывая покаяться и в усердной молитве прибегнуть к защите Пресвятой Богородицы. После всенародного молебна ризу Божией Матери с Крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили ее край в воды Босфора, а затем перенесли в храм святой Софии в центре Константинополя. Царица Небесная усмирила воинственность русских, и через некоторое время, заключив перемирие, они стали отступать. В условия мирного договора входило положение о крещении Руси. Вскоре князь Аскольд сам принял крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины. Таким образом, праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является праздником основания Русской Православной митрополии в Киеве. Почитание праздника Ризоположения издревле известно и в Русской Церкви. В честь него святой благоверный князь Андрей Боголюбский  воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм. В конце XIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским. Святая Риза Матери Божией, хранившая прежде Константинополь, спасала впоследствии от неприятеля и Москву. Летом 1451 года к русской столице подступили полчища татарского царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит всея Руси, непрестанными молитвами укреплял защитников столицы. Согласно летописи, в ночь на 2 июля  в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения, ставшую его крестовой (домовой) церковью. В 1479 она сгорела, но на ее месте в 1484-1486 гг. была построена новая, также посвященная празднику Положения Ризы Богоматери. После постройки в сер. XVII в. Теремного дворца храм стал дворцовым и был соединен переходом с теремами дворца. Ныне существующий иконостас относится к 1627 г., стенная роспись выполнена в 1644 г. Храм сильно пострадал во время обстрела Кремля 1918 г. После больших реставрационных работ храм был открыт в 1950-е гг. как музей. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/28654.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010