Москва. Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Леонове. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне был построен в 1722 году, на месте деревянной церкви, первые упоминания о которой встречаются в 1633–1635 годах. Каменный храм был построен на средства князя Василия Хованского, владельца усадьбы Леоново. В дальнейшем имение сменило несколько владельцев, в числе которых был Павел Григорьевич Демидов. При нем храм был закрыт и 59 лет богослужения не проводилось. Отреставрирован он был в 1859 году на средства фабриканта Молчанова. В советское время храм не закрывался. Источник: видеосюжет на Православном телеканале СОЮЗ Положения ризы Божией Матери во Влахерне в Леонове церковь (улица Докукина, дом 19). Храм в этой местности известен с 1633 г. Современное церковное здание выстроено в 1719–1722 гг. В 1770 г. в храме устроили придел преподобного Павла Фивейского (впоследствии переосвящен в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина») и воздвигли колокольню. В 1800 г. по настоянию владельца усадьбы Леоново П.Г. Демидова, страдавшего нервным расстройством и не выносившего колокольного звона, храм был закрыт. В 1822 г. церковь уже стояла без престола и иконостаса. В 1859 г. запущенный храм был восстановлен на средства фабриканта Молчанова. С пятигранной апсидой, трапезной, колокольней и двумя симметричными приделами церковь относится к типу «восьмерик на четверике». Крупный восьмерик опирается на четверик и перекрыт сомкнутым сводом, завершенным глухим граненым барабаном с луковичной главкой. К храму примыкает небольшая поперечная бесстолпная трапезная. Колокольня со столпообразным квадратным основанием, рзделенным на два яруса междуэтажным перекрытием, с верхним восьмигранным ярусом, увенчана шатром. Иконостасы из дерева, окрашенного в позолоченный цвет, с позолоченными деталями выполнены в 1860 г. Некоторые иконы главного иконостаса датируются XVIII веком.

http://sobory.ru/article/?object=03401

Хачела. Часовня Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне). Часовня Положения Пояса и Ризы Богородицы /// Объект утрачен Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) Год постройки:приблизительно 1850 - 1900. Год утраты:Не установлен. Адрес: Архангельская область, Онежский район, Чекуевское МО, деревня Хачела Координаты: 63.418636, 39.076806 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Часовня Ризоположения второй половины 19 века относилась к Пияльскому приходу и находится в 1,5 километре от приходской церкви, в деревне Хачела на левом берегу р. Онеги. Часовня представляет собой сдвоенный сруб (2 х 4,3 х 6,4 х 4,3 метров), рубленный «в обло» из бревен диаметром 20-23 см, без фундамента. Внутреннее пространство освещается двумя сдвоенными окнами, трехчастными, с простыми наличниками, начинающимися на высоте 10-го венца. Окна сдвинуты к восточному фасаду. В западной части располагается паперть с лестницей на звонницу, имеющая два таких же окна, но начинающиеся с 8-го венца. Часовня стоит на пригорке, поэтому юго-западный угол ниже всех остальных, а северо-восточный - выше всех. Все здание было обшито тесом и выкрашено белилами, кровля тесовая двускатная. Над часовней (сдвинута к западу) луковичная главка на сужающемся кверху круглом барабане, крытая лемехом. Над папертью - звонница: на четверик в два венца поставлены четыре квадратных столба-бруса, покрытых четырехгранным куполом из теса «в нахлест». Концы причелин отделаны резными зубчиками, подзоры южной и северной стен украшены «сухариками». Потолок часовни плоский дощатый, стены из обтесанных бревен, пол дощатый. Сохранилась часть икон верхнего ряда иконостаса. Утрачены крест часовни и крыльцо, шпиль звонницы завалился на бок, местами отсутствует обшивка. Из паспорта объекта, автор - младший научный сотрудник Т.А. Корюкина, 14 ноября 1974 года. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=38408

(Они дважды были изданы на русском языке: 1) Епископ Порфирий Успенский. Четыре беседы Фотия, святейшего архиепископа Константинопольского, и рассуждение о них. СПб., 1864; 2) Е. Л. (Ловягин Е. И.). Две беседы Святейшего Патриарха Константинопольского Фотия по случаю нашествия россов на Константинополь. - " Христианское чтение " , 1882, 9-10). Известным церковным писателем Георгием, хартофилаксом собора Святой Софии - Премудрости Божией в Константинополе, было составлено, по поручению Патриарха Фотия, " Слово на положение Ризы Богородицы во Влахернах " (Русский перевод его издан в приложении к работе: Лопарев Х. М. Старое свидетельство о положении Ризы Богородицы во Влахернах в новом истолковании применительно к нашествию русских на Византию в 860 году. - " Византийский Временник " , том. II, СПб., 1895). С походом Аскольда на Царьград связано также создание знаменитого " Акафиста Пресвятой Богородице " , автором которого некоторые церковные историки называют того же святого Патриарха Фотия. Этот Акафист составляет основную часть Богослужения в день Похвалы Пресвятой Богородицы. О событиях 860 года повествуют не только византийские, но и русские летописные источники. Преподобный Нестор Летописец, подчеркивая значение русского похода на Царьград, отмечает, что с этого времени " начала прозываться Русская Земля " . Некоторые летописи, среди них Иоакимовская и Никоновская, сохранили известия о Крещении князя Аскольда и Киевской Руси после похода на Царьград. При этом народная память прочно связала имена киевских князей Аскольда и Дира, хотя, по мнению историков, Дир княжил в Киеве несколько раньше Аскольда. Почитание праздника Ризоположения издревле известно в Русской Церкви. Святой Андрей Боголюбский († 1174; память 4 июля) воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм в честь этого праздника. В конце XIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским († 1385; память 26 июня). Святая Риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву. Летом 1451 года под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский , непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения, ставшую его крестовой (домовой) церковью. Она сгорела, но на ее месте тридцать лет спустя была построена в 1484-1486 гг. новая, также посвященная празднику Положения Ризы Богоматери. Этот храм, стоящий доныне, продолжал служить домовым храмом русских митрополитов и Патриархов до того времени, как был возведен при патриархе Никоне собор Двенадцати Апостолов. Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/910060.htm...

Тихий Плёс. Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Кремле). Храм положения ризы Господней Церковь. Не действует.   Престолы: Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Кремле) , Благовещения Пресвятой Богородицы , Филиппа, митрополита Московского Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1877 и 1882. Адрес: Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, деревня Тихий Плес. Координаты: 55.692084, 48.583176 Проезд:С автодороги М-7 Москва - Уфа, через 2,7 км после моста через Свиягу (со стороны Москвы), повернуть направо на перекрестке, на котором установлен указатель " Гаврилково " (налево). Если со стороны Казани - налево, через 2 км после поворота на Татарское Бурнашево. Через 4,5 км церковь будет справа от дороги. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Построена на средства казанского купца П.А. Прибыткова (Волж. новь, 1997, 31 мая) 28 ноября 1882 года в новом храме села Тихий Плес было совершено освещение двух теплых приделов - во имя Благовещения и святителя Филиппа - митрополита московского. Село это в старину называли Ягодной Поляной. В какое время это село было обжито русским поселением и откуда они вышли, письменных записей в церкви не сохранилось. Сторожили помнили, что земли и угодья принадлежали когда-то Свияжскому Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю. Деревянная церковь в Тихом Плесе была построена в 1780 году иждивением прихожан. Сторожили утверждали, что раньше деревянной церкви в селе их существовала тоже деревянная церковь. Но когда она была разобрана - неизвестно. Первая тихоплесская церковь сгорела. Построенный в 1780 году храм с течением времени пришел в ветхость, но так как прихожане не имели средств на капитальную поправку церкви, то дело о строительстве нового храма постоянно откладывалось. В 1876 году для упрочения здания решено было подвести под всю церковь каменный фундамент, снаружи обшить ее новым тесом и выкрасить масляной краской. Свияжский купец Ф.Г. Каменев предложил поставить для предполагаемого фундамента кирпич со своего завода. Но стены церкви оказались настолько ветхими, что решили строить каменный храм заново.

http://sobory.ru/article/?object=14842

Золотые ворота внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО. Церковь в честь положения ризы Господней помещается наверху так назыв. «Золотых ворот». Время первоначального основания ее относится к глубокой древности, ко времени вел. князя Андрея Боголюбского. Укрепив свой столичный город, вел. князь Андрей в проезде между валами, идущими по западной стороне, устроил высокую башню из белого камня с воротами для проезда в середине ее, назвав эту башню «Золотыми воротами». Когда работы по постройке этих ворот приходили уже к концу, когда леса и кружала были разобраны, от сырости извести, как объясняет составитель жития князя Андрея, своды ворот упали и засыпали 12 человек из владимирских граждан. Можно было думать, что несчастные были задавлены до смерти, но благочестивый князь Андрей обратился к небесной Заступнице с молитвой о сих несчастных. На место происшествия была принесена чудотворная Владимирская икона Богоматери, отправлено перед ней молебное пение, затем разобраны были камень и мусор от упавшего свода, и к удивлению всех засыпанные не только оказались живы, но даже ничем не поврежденные. Это событие изображено на иконе, находящейся на западной стороне Золотых ворот. В память этого события князь Андрей устроил над самыми воротами церковь в честь положения ризы Богоматери, которая и была освящена в 1164 г. В 1238 г. во время татарского нашествия с Золотых ворот князья Всеволод и Мстислав Георгиевичи наблюдали за движениями подступавших к городу врагов и с болью в сердце видели, как татары растерзали бывшего в плену у них княжича Владимира Георгиевича. От Золотых ворот, между прочим, ворвалась татарская орда 7 февраля 1238 г. во Владимир. Конечно, и самые ворота и церковь жестоко пострадали от татарского разорения и долгое время были в полуразрушенном виде. О возобновлении церкви над Золотыми воротами есть известие уже в XVII в.; возобновлена она в 1687 г. и освящена в 1691 г., как это видно из заметки в делах патриаршего казенного приказа. Во время пожара, бывшего во Владимире в 1778 г., Золотые ворота и церковь над ними сгорели и в полуразрушенном виде оставались до начала XIX ст. Возобновлен храм в 1810 г. усердием бывшего тогда во Владимире губернатора князя Ивана Михайловича Долгорукова, затем отремонтирована в 1867 г. Престол в настоящее время в церкви один – в честь положения ризы Господней. Когда произошла перемена в наименовании престола, неизвестно; вероятно при возобновлении церкви в 1810 г.

http://sobory.ru/article/?object=00994

2 июля (15 по новому стилю) 458 года риза была торжественно перенесена в специально построенную для этого церковь во Влахернах — пригороде Константинополя, после чего и было учреждено каждый год праздновать день Положения ризы. Влахернскую церковь стали посещать множество паломников, приезжавших, чтобы поклониться ризе Пресвятой Богородицы. Здесь побывали, например, русский паломник XIV века Стефан Новгородец и митрополит Киевский и всея Руси Пимен. В 1434 году церковь была уничтожена в пожаре (она так и не была восстановлена вплоть до XIX века). Однако риза была спасена. Святыня находилась в Византии еще некоторое время до 1453 года. Когда страну захватили турки, христианам удалось вывезти ценную реликвию. Читайте также: Ризоположение: что это такое? Теперь ее частицы находятся в разных местах мира. Это, например, Латеранская базилика в Риме (здесь же находится часть губки со следами крови, с которой, по преданию, напоили Иисуса Христа уксусом при распятии), Влахернская церковь в грузинском городе Зугдиди (где хранятся и другие святыни, спасенные из влахернского пожара, в том числе и пояс Богородицы). Наконец, часть ризы находится вместе с другими святынями в «ковчеге Дионисия» — мощевике, изготовленном по заказу суздальского князя Дмитрия Константиновича (1322–1383). Частицу ризы из Константинополя на Русь привез архиепископ Дионисий Суздальский еще в 1381 году. Мощевик на протяжении веков хранился в Благовещенском соборе, а сейчас он находится в Оружейной палате Московского Кремля. В 2008 году частица ризы Богоматери была передана в Храм Христа Спасителя. Несколько интересных фактов: Влахерны — пригород Константинополя, стоящий у моря. Это место скоро стало известным именно благодаря церкви Пресвятой Богородицы. Здесь в специальном ковчеге хранилась не только риза Пречистой Матери, но и часть Ее пояса и головной убор. Именно в этом храме через несколько веков после ризоположения, в 910 году, произошло чудо Покрова Пресвятой Богородицы: во время нападения на Константинополь варваров Божия Матерь явилась на всенощной святому юродивому Андрею и распростёрла над городом свой головной убор — омофор (покров), после чего враги отступили.

http://foma.ru/riza-bogorodicy-chto-jeto...

Православная Церковь вспоминает положение Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Согласно Преданию, Риза Божией Матери была обретена в Назарете в 471 г. и перенесена в Константинополь, во Влахернский храм, построенный для иконы Божией Матери, написанной, как считается апостолом Лукой (образ известен в России как Тихвинская икона Божией Матери). 15 июля, 2014 Согласно Преданию, Риза Божией Матери была обретена в Назарете в 471 г. и перенесена в Константинополь, во Влахернский храм, построенный для иконы Божией Матери, написанной, как считается апостолом Лукой (образ известен в России как Тихвинская икона Божией Матери). 15 июля, ПРАВМИР. Православная Церковь отмечает праздник в честь положения Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Положение Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Согласно Преданию, Риза Божией Матери была обретена в Назарете в 471 г. и перенесена в Константинополь, во Влахернский храм, построенный для иконы Божией Матери, написанной, как считается апостолом Лукой (образ известен в России как Тихвинская икона Божией Матери). Как гласит предание, приближенные византийского императора Льва Великого, Македонянина (457-474) – братья Гальбий и Кандид, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам. Неподалеку от Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки, которая поведала им, что хранит дорогую святыню – Ризу Богородицы. По ее словам, Пресвятая Богородица пред Своим Успением подарила ее благочестивой девице-еврейке из этого рода, завещав передать ее перед смертью также девице. Таким образом, несколько столетий подряд Риза Пречистой сохранялась в этой семье. Ковчег с ризой был доставлен в Константинополь, и 1 июля 458 г. святыня, вложенная в новый ковчег, была перенесена во Влахернский храм. Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы были положены Ее святой омофор и часть Ее пояса. Читайте также — Тихвинская икона Божией Матери: Северная Царица С Ризой Пресвятой Богородицы связаны различные чудеса в истории Константинополя.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-cerkov-v...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Риза Богородицы: что это за великая святыня и где ей поклониться в России 5 мин., 15.07.2022 15 июля Церковь вспоминает день Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах. Откуда взялась риза, как она оказалась во Влахернах и где сейчас находится эта святыня? О самой ризе (платье, верхней одежде) Богородицы известно достаточно мало. По преданию, отраженному в «Сказании о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской церкви» святителя Димитрия Ростовского, этот предмет одежды Богородица Сама передала перед успением одной знакомой вдовице. Та, с благоговением храня ризу при себе, перед смертью отдала ее своей родственнице — девице, завещав ей хранить в чистоте «не только ту честную ризу Пресвятой Богородицы, но и самое девство свое». Девица, в свою очередь, умирая, завещала то же самое своей приближенной, тоже незамужней. Так в течение веков риза передавалась от одной девушки к другой. Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне В годы правления византийского императора Льва Великого (457–474), братья Гальбий и Кандид, приближенные царя, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам. По дороге в Иерусалим они остановились в селении близ Назарета у женщины, которая хранила у себя ризу Пресвятой Богородицы. От святыни шло множество чудесных исцелений, однако женщина скрывала их истинный источник и объясняла обилие чудес, происходящих в ее доме, тем, что, по еврейскому преданию, Бог некогда явился на этом месте одному человеку. Тем не менее после расспросов хозяйка рассказала братьям о ризе, которая хранится у нее во внутренней комнате. Братья, желая привести святыню в столицу империи, подменили ковчег, в котором хранилась риза, и увезли ее с собой в Константинополь. Сначала они решили поместить святыню в своем доме, однако вскоре поняли, что не могут утаить ее местонахождение по причине чудес, которые происходили у ризы. Вскоре о ней узнали сам император Лев Великий и Патриарх Константинопольский Геннадий.

http://foma.ru/riza-bogorodicy-chto-jeto...

Москва. Кремль. Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне). Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кремль, церковь Ризоположения, 1485 год. До середины XVII века служила домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана великокняжескому дворцу, в связи с чем ее соединили переходами с хоромами цариц и царевен. Факт. В церкви с 1644 года сохранились уникальные «тощие свечи» - пустотелые цилиндрические подставки для свечей, декорированные ярким красно-бело-зеленым узором из окрашенного воска.  Из газеты " Антенна " сентябрь 2008 Церковь Ризоположения (1484–1486). Почитание праздника Ризоположения издревле известно в Русской Церкви. В конце XIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским. Святая Риза Матери Божией, хранившая прежде Константинополь, спасала впоследствии от неприятеля и Москву. Летом 1451 года к русской столице подступили полчища татарского царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит всея Руси, непрестанными молитвами укреплял защитников столицы. Согласно летописи, в ночь на 2 июля в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения, ставшую его крестовой (домовой) церковью. В 1479 она сгорела, но на ее месте в 1484-1486 гг. была построена новая, также посвященная празднику Положения Ризы Богоматери. Церковь возведена из кирпича и поставлена на высокий цокольный подклет. Изящный барабан увенчан шлемовидным золотым куполом. Под куполом расположен тройной орнаментальный фриз из кирпича – «визитная карточка» псковских зодчих. Южный вход в храм оформлен резным белокаменным порталом, к которому ведет высокое каменное крыльцо. Стены и апсиды украшены декоративным поясом из кирпича и терракоты После постройки в сер. XVII в. Теремного дворца храм стал дворцовым и был соединен переходом с теремами дворца. Ныне существующий иконостас относится к 1627 г., стенная роспись выполнена в 1644 г. Церковь, поставленная на митрополичьем дворе, служила местом домашней молитвы святителей. Росписи церкви Ризоположения были исполнены в 1644 живописцами Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым и Семеном Абрамовым. Главной темой росписей стала торжественная «похвала Богородице». Росписи располагаются на стенах в четыре яруса и состоят из небольших композиций. Два верхних яруса занимает цикл жития Богоматери. Два нижних яруса стен отведены иллюстрациям торжественного гимна, прославляющего Богородицу – Акафиста.

http://sobory.ru/article/?object=03411

4328 Влахерна – место в Константинополе на берегу моря у корабельной пристани. Оно получило наименование от некоего известного скифского воеводы, по прозванию Влахерна, убитого на том месте, где впоследствии была устроена прекраснейшая церковь во имя Божией Матери. 4330 Назарет – небольшой город в Галилее, дорогой для христиан по священным воспоминаниям (в этом городе провел Свое детство Господь наш Иисус Христос). 4332 По свидетельству византийского историка Никифора (жил с 1295 г. по 1360 г.) во Влахернской церкви в златокованом ковчеге хранилась не одна одежда Богоматери, но вместе с тем омофор и часть Ее пояса. О том же свидетельствуют и русские паломники. Стефан новгородец, живший в XIV в., говорит: «идохом во Влахерну, идеже лежит риза и пояс и скуфья на главе Ея (Божией Матери), а лежит в олтаре на престоле в ковчеге запечатаны». То же подтверждает диакон Александр и диакон Игнатий, жившие в второй половине XIV в. – Влахернский храм сгорел 19 января 1434 г. Ныне виднеются только малые остатки его. Части одежд Богоматери находятся ныне в разных местах: так есть одна часть в Московском Успенском соборе (эта часть передана сюда князем Василием Голицыным), другая – в Благовещенском храме, приобретенная в XIV в. Дионисием, архиепископом суздальским; кроме того часть ризы Богоматери показывается в Латеранском соборе в Риме. Празднование в честь положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах установлено было, как замечено в сказании, во времена императора Льва I, следовательно в половине V в., но усугублено в 860 г., при патриархе Фотие (857–867 гг.; 877–886 гг.) и императоре Михаиле III (855–867 гг.) по случаю заключения мира с Аскольдом и Диром и отступления руссов от Царьграда. Они отступили от Царьграда 25 июня, а 2 июля во вторник после торжественной службы во Влахернах патриарх с императором установили совершать в этот день тожественное празднование в честь положения ризы Пресвятой Богородицы; при этом честная риза Богоматери была перенесена из храма, выстроенного императором Маркианом и возобновленного императором Львом I, в так называемую Великую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010