Четырнадцатый день. Поуч. 3-е. Воздвижение честного и животворящего креста Господня. (Одно наружное поклонение кресту Христову без внутреннего неугодно распятому на нем Господу). I. Ныне у нас, братия, праздник Воздвижения честного и животворящего Креста Господня. Церковь собрала нас в храм для торжественного поклонения ему. И вот мы, по ее примеру и указанию, повергаемся пред крестом Господним на колени, преклоняем пред ним главы свои, лобызаем его устами своими. Но такого чествования нашего достаточно ли для истинного поклонения кресту Господню? Одного поклонения наружнаго, телесного пред крестом недостаточно. Святой крест есть видимый представитель невидимого присутствия распятого на нем Господа: посему кланяться пред ним мы должны, как пред лицем Самого Распятого на нем. Человек состоит из тела и души; душа и тело его равно искуплены ценою крови I. Христовой; посему он должен душею и телом и поклоняться вознесенному на крест Искупителю. Или не весте, яко телеса ваша храм живущего в вас Святого Духа суть, его же имате от Бога, и несте свои; куплени бо есте ценою; прославите убо Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия ( 1Кор. 6, 19, 20 ), учит апостол Павел. Распятый на кресте есть не простой человек, а вместе и Бог, испытуяй сердца и утробы, зрящий не на лице, а на сердце: посему удовольствоваться одним наружным поклонением не может. Итак, братия, соединим с наружным, телесным поклонением кресту Господню внутреннее, духовное поклонение ему. И. В чем же должно состоять внутреннее поклонение кресту Господню? а) Внутреннее, духовное поклонение кресту Господню состоит, во-первых, в подчинении разума нашего божественному откровению, – в исповедании нами догматов веры так, как научил нас исповедать их волею восшедый на крест небесный Учитель Христос, и Сам лично, и чрез богопросвещенных апостолов, богомудрых пастырей и учителей церкви на вселенских соборах. Но из нас, не большая ли часть из христиан не знает сущности веры Христовой, не знает главных догматов ее и не старается узнать их, считая таковое знание делом сторонним, нужным для одних духовных, как будто не для всех без различия едино есть на потребу, не для всех заключается живот вечный в том, чтобы знать единаго, истинного Бога и Его же послал Он, I. Христа, и творить всесвятую Его волю?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Знаете ли, дети, как называется сегодняшнее воскресенье? – Крестопоклонным воскресеньем. А почему оно так называется? Потому что сегодня в храме Божьем кланяются кресту Господню. Почему же кланяются Кресту? А потоку, что на нем был распят Господь наш Иисус Христос . – Так, когда кланяются кресту, то кланяются Распятому на нем Господу. А знаете ли, почему сегодня именно кланяются в церкви кресту все православные, – а то ведь каждый из нас может и должен и в каждый день покланяться св. кресту Господню; должна же быть какая-нибудь особенная причина, почему именно сегодня все православные, и притом торжественно, и духовные и мирские совершают поклонение св. кресту? Не знаете? А почему вы, когда приходится нам идти довольно далеко, отдыхаете на половине дороги? Ведь, конечно, для того чтобы собраться с силами для остальной половины дороги, – ведь когда вы отдохнете, так легче будет идти дальше. Так и пут: великий пост, это – для нас грешных дорога покаяния, она ведет нас к светлому Христову воскресению, которое мы должны встретить с чистой совестью. Чтобы помочь нам очистить свою совесть и таким образом приготовиться, как следует, встретить святую Пасху, св. церковь установила великий пост. Во все сем недель этого поста в церкви совершаются в каждый день особые службы с особыми молитвами и земными поклонами; православные говеют, исповедуются и приобщаются святых тайн. И все это для того, чтобы очистить свою совесть и приготовиться праздновать светлое Христово воскресенье, как прилично добрым христианам. Но ведь вы знаете, что поститься так, как велит св. церковь , т. е. есть постную пищу и притом – как можно меньше, ходить каждый день в церковь, простаивать там все службы от начала до конца, слушать внимательно все поучения, которые там читаются, дай не только слушать, а и стараться исполнять на деле, чему учат нас церковные пастыри, молиться усердно, каяться в своих грехах искренно и потом приобщаться св. тайн достойно – дело не легкое. Надо много потрудиться, чтобы сделать все это как должно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

16. Сотрудник Братства св. Гурия. 20 марта 1910 года Неделя 3-я, Крестопоклонная Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Сегодня, возлюбленные братия, день поклонения Кресту Христову. Св. Церковь дала нам это установление в укрепление наших немощных сил, желая напомнить нам, что если мы трудимся для своего спасения, то Господь вечный наш помощник и вечный защитник Крестом Своим от враг видимых и невидимых. Крестопоклонная неделя была учреждена в древности, потому что святые Божие люди, истинные христиане, так постились, что очень многие из них не доживали до дня Воскресения Христова и ранее свой дух предавали Богу. И вот, в укрепление их упований, св. Церковь и установила поклонение Кресту, как я говорю, знаменуя этим, что подвизаясь ради своего спасения они борются Крестом Христовым, и как Христос воскрес, так и они воскреснут вместе с Ним. Таково историческое происхождение особенности этой недели. Но теперь, братия, спросим самих себя, изнемогаем ли мы в посте, как древние христиане? Проводим ли мы пост, как заповедали нам св. Отцы? Постимся ли мы так, чтобы быть в праве, как они, поклоняться Кресту Христову? Берём ли мы на себя иго Господне, тяжкий Крест Его? – Сегодня мы пришли сюда покланяться Кресту, мы его лобызаем, но на деле, в жизни, взяли ли мы себе Крест Христов и несём ли его? С нами ли он всегда в жизни нашей, или мы, выйдя из храма, тотчас отказываемся от него? И вот, всякий раз при подобном вопросе, мы рассуждаем так: „конечно, Крест Христов нести хорошо и полезно для спасения, но к нашей жизни он не приложим.“ И проходит Крестопоклонная неделя, и спасительный Крест Христа остаётся сам по себе, а мы в нашей жизни, вдали от него, тоже сами по себе! Мы говорим устами своими: „Кресту Твоему покланяемся!“ Но что же это, братия, за поклонение?! – Какой это ужасный вопрос и как много остаётся в нас таких безответных вопросов. Да, мы и не покланяемся истинно и не служим Господу и не доросли даже зреть Крест Его! – Что же делать? Что нужно, чтобы действительно поклониться Кресту? – Я это говорю каждый год: Мы должны относиться сознательно к своей жизни, без легкомыслия и не допускать в себе то, что для души нашей вредно, мы должны непрестанно распинать свой грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь объясняет это в словах праздничного богослужения Чин выноса Креста, воздвижение его на четыре стороны света и поклонение ему — не единственная особенность праздничной службы накануне Крестовоздвижения. Вечернее богослужение наполнено песнопениями настолько возвышенными и глубокими, что вопросов, подобных вынесенному в название, после Всенощной наверняка не останется. Накануне праздника мы отобрали из них 10 самых поэтических — с параллельным переводом на русский и пояснениями. Молитва на поклонение Кресту«Кресту Твоему поклоняемся, Владыка, и святое воскресение Твое славим» — 3 лучших аудио: «Кресту Твоему…» Православный солдатский хор при Свято-Смоленской Зосимовой пустыни Аудиоплеер Дивна Любоевич и хор «Мелодии» (Divna Ljubojevi). «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» Аудиоплеер Кондак Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу. Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая нам победы над врагами, в помощь имеющим от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.   Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия. Величаем Тебя, Податель жизни Христе, и чтим Крест Твой святой, которым Ты спас нас от рабства врагу. «Крест воздвизаем, на нем Вознесеннаго страсть пречистую пети повелевает твари всей: на том бо убив нас убившаго, умерщвленныя оживил есть, и удобри, и на небесех жити сподоби яко милосерд, премножеством благости. Тем радующеся, вознесем имя Его, и Того возвеличим крайнее снизхождение» ( Стихира на «Господи воззвах») . Возвышаемый Крест побуждает всё творение воспевать пречистое страдание Вознесенного на нём Христа . Ибо Христос , на нём нашего убийцу — диавола — оживил умерщвлённых грехом , и сделал их прекрасными, и удостоил иметь гражданство на небесах, как милосердный, по преизбытку благости. Потому, радуясь, вознесем Его имя и возвеличим Его крайнее (самое большое, какое может быть) снисхождение.

http://pravmir.ru/pochemu-myi-poklonyaem...

В 3-ю неделю поста 16. Беседа о поклонении честному и животворящему кресту Святая Церковь , совершая ныне торжественное поклонение животворящему кресту Господню, воззывает всех нас почтить с благоговением устами и сердцем, преклонением колен и повержением всего тела долу, крест Христов, как спасительное оружие мира, – оружие непобедимой победы, на нем же Христос, Царь славы волей руце распростер, вознес нас на первое блаженство. Благоговейное поклонение кресту Господню, совершаемое в средине св. Четыредесятницы в третью седмицу поста, установлено св. Церковью от древних времен. Почему же св. Церковью в средине св. Четыредесятницы с такой торжественностью совершается поклонение животворящему кресту, в честь Распеншегося на кресте, обратим благоговейный взор на причину такового установления. И всегда, а особенно в сие время св. Церковь представляет нам крест Христов, как силу для укрепления, как утешение для ободрения, как знамение победы для духовного торжества на совершаемом поприще поста. Св. Церковь представляет нам ныне крест Христов, как силу для укрепления. Четыредесятидневный пост св. Церковь установила в подражание четыредесятидневному посту Спасителя, дабы и мы, но мере сил наших, подвизались вкупе с Подвигоположником нашим подвигом поста. Но немощная плоть наша, при внешних лишениях, ощущая изнеможение, исполняется чувством уныния. Итак, для воскрыления духа нашего и для укрепления немощной плоти в подвиге воздержания, св. Церковь , как мудрая детоводительница, представляет пред взоры наши животворящий крест. В сем спасительном орудии страданий Господа нашего преднаписуя нам сокращению все подвиги, подъятые за нас Спасителем нашим, тщится укрепить нашу немощь, подвигнуть к терпению, и превозможению трудностей дух наш. И подлинно, если Господь наш ради нашего спасения подъял толикие страдания: то мы ли, взирая на Начальника веры и Совершителя Иисуса, не подвигнемся священной ревностью хотя несколько потерпеть ради собственного своего спасения? Если Сын Вышнего, Богочеловек – Господь Иисус ради грешников и от грешников претерпел бесчисленные страдания: то мы ли будем унывать в подвиге со страстями и похотями, мы ли не будем сподвизаться Ходатаю спасения нашего против собственного греха нашего ( Евр. 12:3,4 )? Когда мы живо представим скорби и болезни нашего Спасителя, то наши скорби и болезни в собственных глазах наших явятся нам ничтожными; а когда помыслим, что и Сын Вышнего, для нас человеков и для нашего спасения, соделавшись человеком, вошел в небесную славу не иначе, как страданиями, то и мы одушевимся твердою надеждою, что сели, по благодати Спасителя нашего, будем с Ним страдать, то вкупе с Ним и прославимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Слово в день происхождения Честных Древ Животворящего Креста, произнесенное в соборе Казанского Спасо-Преображенского монастыря Очима, устнами и душами, лицы и сердцы, поклонимся вси пресвятому Кресту Жизнодавца Христа, им же мир весь освящается. (Троп. 3-ей п. канона). Так сегодня святая Церковь приглашает род человеческий на поклонение св. Кресту Христову, этому величайшему украшению Божией церкви и всего Божьего мира. Крест! – Ведь все самое святое, все самое лучшее, до чего может возвыситься человек, – все заключено в этом одном слове! Самая мысль о Кресте и о безмерной любви на нем Распятого уже очищает, облагораживает и как бы освежает душу человека от той затхлости и приниженности, которою душа пропитывается в обычной жизни!.. Но подойдем ближе ко св. Кресту. Мы увидим на кресте Страдальца, Который не сделал никакого греха, и не было лести во устах Его; будучи злословим, Он не злословил взаимно, страдая, не угрожал; но предавал то Судии праведному. ( 1Пет. 2:23–24 ). Действительно, это недостижимая человеку, для него невероятная, безмерная, – воистину Божественная красота Сего Страдальца на кресте! Вместе с сотником, некогда при кресте стоявшем, так и хочется воскликнуть: «воистину Он был Божий Сын!» ( Мф.27:54 ). Но ближе подойдем ко св. Кресту.... Посмотрим: в Своем безмерном, неземном величии не забыл ли великий Страдалец землю. – Он – Распятый был, несомненно, Сын Божий, Богочеловек, –иначе Он не мог бы, забывая страшные Свои страдания, с разорванными руками –любить мучителей Своих и молиться за них.... «Отче отпусти им, не ведают бо, что творят» ( Лк. 23, 34 ), – это не молитва простого человека!... Так молиться мог только Богочеловек. Но Ему, быть может, чужды были чувства простых смертных людей? Подойдем ближе ко Кресту.... Иисус, увидев (со креста) Матерь и ученика (при кресте) тут стоящего, которого любил, говорит Матери: Жено! се, сын Твой. ( Ин. 19:26 ). Смотрите, возлюбленная братия, – какая кротость и мягкость сыновней любви! Это не пламенный огонь любви Божественной, – это самое нам доступное, так сказать, естественное украшение души нашей: любовь к матери. «Жено, се сын Твой» – слова Божественного Страдальца; страшные крестные муки не затмили у Него заботы об осиротевшей Его Матери. – Сколько здесь заботы о людях, безграничного сострадания к людям, к их человеческой немощи!

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Игумен Иоанн (Ермаков): Поклонение Кресту апостола Андрея Первозванного очень важно для укрепления позиции Церкви в государстве и обществе 22.07.2013 902 Время на чтение 3 минуты Настоятель Патриаршего подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках игумен Иоанн (Ермаков) призывает всех прихожан отложить свои текущие дела и вместе со своими родными и знакомыми посетить в период с 19 по 25 июля Храм Христа Спасителя, чтобы поклониться Кресту святого апостола Андрея Первозванного . «Приближается день 28 июля 2013 года, когда страны исторической России будут отмечать 1025-летие Крещения Руси. Празднование 1000-летия Крещения Руси четверть века назад стало поворотным моментом в развитии нашего общества, когда о христианской составляющей нашей культуры впервые заговорили свободно», - цитирует слова игумена Иоанна (Ермакова) сайт движения «Народный Собор» . По мнению игумена Иоанна, «праздник вновь должен всем показать, кто мы, откуда мы пришли и куда мы идём, что стоит за словами исторический выбор». Этот выбор действительно определил формирование русской культуры в самом широком смысле, культуры как системы нравственных ориентиров. Настоятель Патриаршего подворья напомнил, что в послании Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с 1025-летием Крещения Руси, в частности, говорится: «Четверть века прошло со времени начала возрождения Русской Церкви. Являясь мощным духовным и нравственным фактором бытия наших народов, православная вера стала достоянием миллионов людей. Со смирением следует признать, что мировая история не знает столь грандиозного и стремительного религиозного возрождения, какое произошло на пространстве Исторической Руси за последние 25 лет». Игумен Иоанн призывал всех православных людей на деле явить свою веру, ибо «вера без дел мертва» и приехать к Храму Христа Спасителя для того, чтобы принять участие в поклонении Кресту святого апостола Андрея Первозванного. «Это важно для того, чтобы укрепить позиции Церкви в государстве и обществе. Мы должны показать всем, что нас много, а значит, с нами нужно считаться», - заявил настоятель Патриаршего подворья в Сокольниках.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/07/22/ig...

[лат. упреки], в богослужении католич. Церкви один из элементов службы Великой пятницы , по содержанию представляющий собой упреки избранному народу, произносимые от лица Иисуса Христа. Происхождение I. связано с развитием чина поклонения Кресту (Adoratio Crucis) в Великую пятницу. Хотя как особый литургический жанр I. оформляются на Западе лишь в XI в., его элементы содержатся в богослужении ранней Церкви. По мнению А. Баумштарка, I. происходят из древней иерусалимской традиции, в к-рой чин поклонения Кресту фиксируется уже в IV в. ( Baumstark. 1922). Л. Бру считал, что I. являются переводом греч. источника ( Brou. 1935). Э. Вернер, сопоставив I. с нек-рыми текстами синагогального богослужения, предложил гипотезу иудейского происхождения жанра I. ( Werner. 1967). Хотя в наст. время прямое сопоставление христ. и синагогального богослужений признается чрезмерным упрощением истории их развития, в ВЗ действительно содержится ряд пророческих текстов, в к-рых Бог упрекает избранный народ за нарушение завета, несмотря на все Его благодеяния (прежде всего изведение из Египта), причем часть этих текстов носит мессианский характер (Ис 5. 1-7; Иер 2. 5-13; Ос 11. 1-7; 13. 4-6; Ам 2. 6-16; Мих 6. 3-5; 3 Езд 1. 5-25; 2 последних отрывка наиболее близки к тексту I.). В раннехрист. лит-ре сопоставление тем исхода и Страстей Христовых наиболее полно представлено в гомилии Мелитона Сардского «О Пасхе» (см. также: Cyr. Hieros. Catech. 13. 10, 15, 29; 15. 22; Ambros. Mediol. In Ps. 35. 3; Zeno Veron. Tract. 1. 9; Aster. Soph. Hom. 28. 5-7). На этом основании В. Шюц сделал вывод о зависимости I. от текста гомилии Мелитона ( Sch ü tz. 1968). Др. исследователи полагают, что I. сформировались в рамках лат. традиции ( Drumbl. 1973), хотя и под влиянием византийского богослужения, особенно кондаков прп. Романа Сладкопевца (напр., респонсорий Vadis propitiator (Идешь Ты, Примиритель), который встречается в чине поклонения Кресту и является переводом 3-го икоса кондака Τν διμς σταυρωθντα ( Roman. Melod. Hymn. 35//SC. 128. P. 162-165); кроме того, весьма близки к I. 7-й и 11-й тропари Царских часов Великой пятницы - Parenti. 1990; Janeras. 1988).

http://pravenc.ru/text/389521.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим! 21.03.2020 958 Время на чтение 13 минут Ниже мы публикуем одно из « С лов» (19 71 г.) замечательного православного подвижника, богослова, архиепископа Аверкия (Таушева) (1906-1976). Публикацию , специально для Русской Народной Линии (по изд.: Аверкий (Таушев), архиеп. Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том 3 . Джорданвилль, 1975 (Репринт.)) , подготовил проф. А. Д. Каплин. Авторские слова курсивом «в разрядку» заменены курсивом жирным шрифтом. + + + Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим! «Живоноснаго Твоего креста, поклонную радость днесь, Христе, сретающе, предсретение творим всесвятые страсти Твоея, юже во спасение мира соделал еси, Спасе, яко всесилен». (Канон 3-й недели Великого поста) В середине Великого поста торжественно выносится из алтаря для поклонения Честный и Животворящей Крест Господень. В течение целой седмицы затем Святая Церковь славит его в своих умилительных песнопениях, призывая преклоняться перед ним до земли и лобызать его, как знамение нашего спасения, отчего 3-я неделя Великого поста и вся последующая 4-ая седмица именуется «Крестопоклонной». Это установлено для духовного подкрепления верующих, проходящих подвиг поста. Дается оно в живом и ярком представлении любви Божией к падшему человеку, по которой Единородный Сын Божий предал Себя на мучительную и поносную крестную смерть. В читаемом Евангелии Святая Церковь напоминает нам слова нашего Господа и Спасителя о том, что кто желает идти за Ним, должен нести крест свой. Если Господь, нас ради и нашего ради спасения, пострадал на кресте, то и мы, ради Него должны неустанно подвизаться в подвигах молитвы и поста, в подвигах покаяния, ради которых, и установлен Великий пост. Вместе с тем, Святая Церковь напоминает нам этим о приближении спасительных дней страстей Христовых и «светлой мирорадостной Пасхи», как бы творя «предсретение», или предпразднство этих самых великих и радостных для христианина дней церковно-богослужебного года. Прославляя святый Крест, она одновременно прославляет и Воскресение, к которому привел Крест, и потому поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим! Тем самым она свидетельствует, что Крест неразрывно связан с Воскресением, а потому и личное несение своего креста каждым из нас приведет к радостному воскресение наших душ от духовной смерти, которую неизбежно влечет за собой нераскаянный грех.

http://ruskline.ru/analitika/2020/03/21/...

Чрез временные страдания к вечному блаженству. «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне, грядет»  ( Марк. 8, 34 ). «Недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас»  ( Римл. 8, 18 ). В третью неделю Великого Поста св. Церковь прославляет Крест Господень, а, вместе с тем, – плоды спасительной для нас крестной смерти Христа-Спасителя. Крест торжественно выносится на середину храма и полагается на особо-уготованном аналое. Верующие, при троекратном пении: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим», трижды до земли покланяются ему и лобызают его. Это поклонение Кресту продолжается затем в течение всей последующей седмицы, отчего вся она носить название «крестопоклонной». Многознаменательно и полно глубокого смысла это прославление Креста Господня как раз в середине Великого Поста! Крест в далеком прошлом – орудие страшной мучительной казни, а потому он и считался всегда символом страданий. Но, с тех пор, как «на нем Христос, Царь славы, волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство» (стихира на поклонение кресту), Крест прославляется Церковью Христовою, как  «сущия радости знамение»   (стихира на стиховне), как  «благочестия непобедимая победа»,  как «дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля (тление) разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным» (см. стихиру на нед. крестопокл. и на Воздвижение). Продолжая оставаться символом Христовых страданий и символом человеческих страданий вообще, крест, с тех пор, перестал быть мрачным и зловещим орудием жестокой казни, а сделался для нас «оружием непобедимым»   (см. ту же стихиру) – радостным  символом  победы над диаволом  и, вместе с тем, символом нашего  вечного спасения,  ибо на кресте Христос «пригвоздил рукописание грехов наших» ( Колос. 2, 14 ), крестом «смертное жало и адова победа прогнася (кондак крест. недели) и для падшего человечества вновь отверзлись врата рая, как поет об этом св. Церковь : »... предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде:  внидите паки в рай»   (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010