В 1910 г. Государственная дума законодательно закрепила общероссийский статус музея, постановив отпускать из казны деньги на его содержание. Многие памятники ансамбля были повреждены в результате смерча 23 августа 1953 года. Позднее все они были отреставрированы. В 2010 г. общественная организация Фонд имени святителя Григория Богослова, при поддержке патриарха Кирилла, добивалась передачи комплекса Ростовского кремля Русской Православной Церкви. В октябре 2010 г. губернатор Ярославской Области C.A. Вахруков выступил с заявлением о передаче музея-заповедника «Ростовский кремль» церкви с выселением музейных фондов в новое здание и созданием в помещениях кремля архиерейской резиденции и «Всероссийского центра венчания и крещения». Этот проект, однако, вызвал как критику со стороны специалистов по охране и изучению объектов искусства, так и массовый протест горожан. Проект был отвергнут. В 2013 г. Ростовский кремль вошел в десятку «Символов России», победив в медиаконкурсе «Россия-10». Кремль удачно расположен рядом с берегом озера Неро, имеет одиннадцать башен. Архитектурные памятники кремля: Успенский собор (1508—1512). Звонница Успенского собора (1682—1687). Святые ворота. Надвратная церковь Воскресения (1670). Судный приказ (1650—1660). Церковь Иоанна Богослова (1683). Церковь Одигитрии (1693). Церковь Спаса на Сенях (Спаса Нерукотворного) (1675). Церковь Григория Богослова (1680). Красная палата (1670—1680). «Дом на погребах» (XVII в.). Самуилов корпус. Белая (Столовая) палата. Башни кремля. Успенский собор (1508—1512) стоит на месте своих белокаменных предшественников XII—XIII вв. Собор во многом сходен с одноимённым Московским Успенским собором. Это монументальное пятиглавое сооружение, выполненное в простых и благородных формах. Высота собора с крестом 60 м. Собор сложен из кирпича, а цоколь и сильно выступающие лопатки из белого камня. Многочисленные декоративные элементы: аркатурно-колончатые пояса, горизонтальные тяги филенки и т. п. придают облику храма особую пластическую выразительность, красоту и устойчивость до сих пор.

http://sobory.ru/article/?object=03271

Описание совершенно соответствует нынешнему неправильному расположению зданий архиерейского дома, хотя многое с тех пор обрушилось или изменено, и должно предполагать, что даже та часть их, которая носит название Святителей Никиты и Иоанна, была построена великим Евфимием. – Самый дом или кельи св. архиепископа Иоанна с грановитою палатою напоминают более XIV век, нежели XII, и так как в житии сказано, что кельи прежде все были деревянные, весьма вероятно, что св. Евфимий отчасти перестроил их на том же месте, в прежнем виде, и начертал на стенах все житие своего святого предместника, ибо только при нем обретены были его нетленные мощи, по таинственному явлению самого Иоанна владыке Евфимию. Так мне кажется, хотя не смею утвердительно предлагать своего мнения. Весьма замечательны кельи святителя Иоанна по своим воспоминаниям церковным и гражданским. Их знаменитые сени, на которые всенародно возводились владыки Новгородские при своем торжественном избрании, доселе существуют; но они весьма просты и тесны, по духу того времени, и крыльцо их очень скромно. Нельзя было бы думать, что здесь совершались народные собрания и чествования владык Новгорода, если бы прилегающая к сеням грановитая палата не свидетельствовала истину летописного указания. Стены их расписаны одним из славнейших подвигов новгородских, победою над ополчением князей суздальских, которой обязаны они были чудному заступлению Божией Матери и молитве своего великого угодника Иоанна. Тут и та древняя икона Спасова, пред которою он молился во время осады и от которой ему послышался дивный глас, чтобы шел он в церковь Спаса, на конец Ильиной улицы, поднять оттоле чудотворную икону Знамения; а подле нее написан на стене Спаситель в образе великого Архиерея с ангелами по сторонам, Материю Своей и Предтечей, и с ликом прославленных святителей новгородских: Никиты, Иоанна, Григория, Феоктиста, Моисея, Серапиона, Евфимия, Ионы, припадающих молитвенно к ногам Его. В последующие времена устроен был на сенях придел во имя Всемилостивого Спаса, но уже он теперь упразднен и заменен недавно более обширным, во имя Святителя Иоанна, в самой грановитой палате, которая напоминает московскую одиноким столбом своим, поддерживающим ее готические своды.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

XI. Спас на бору И в храм Спаса вступил Государь Наследник. Еще первый Князь Московский, Даниил Александрович основал здесь, в густом бору, деревянную церковь Преображения на’ том месте, где была хижина отшельника Вуколы, как бы в знамение грядущего преобразования дикого бора в великолепную столицу. Сын его, Иоанн Калита заложил каменную церковь и перевел к ней, с Москвы реки, первоначальную обитель отца своего: но Великий Князь Иоанн III, уже исполненный величием царским и желая расширить свои палаты, в самый год свержения ига Татарского, перенес обитель Спасову на новое место, и с тех пор оставался здесь один собор. Иоанн Грозный пристроил к нему придел трех исповедников: Гурия, Салмона и Авива, после разорения Новгородского, ибо такой же находится в Софийском соборе. Были и еще четыре придела у Спаса: Великомученика Мины, трех Святителей, Архангела Михаила и Спиридона Тримифунского, но они упразднены. Весьма древни местные иконы сего собора: с образом Преображения едва ли не закладывалась самая Москва; а прочие иконы, Сретения Богоматери и Симеона Богоприимца, перенесены из бывшего Сретенского собора, который воздвиг Иоанн Грозный на сенях у своих детей. Он был сломан в исходе минувшего столетия с прочею частью теремов, простиравшихся от церкви Предтечи, что у Боровицких ворот, кругом всех соборов до Николы Голстунского. Его Высочество с благоговением поклонился здесь великому просветителю Перми, первому ее Епископу Стефану, и в кратких словах я помянул его Христианские подвиги: как, с юных лет проникнутый духом Апостольским, сложил он грамоту для языка Пермского и один погрузился в дикие леса, чтобы извлечь из мрака язычества народ, который приобрел он не только Церкви, но и государству. У гроба столь знаменитого Пастыря, в первоначальном соборе столицы, окончил Великий Князь благочестивое обозрение ее памятников. Проникая все глубже в священную древность, он достиг наконец до основания, положенного ей Князем Даниилом, сыном того святого Невского, который есть его собственный Ангел, и по дивному Промыслу блюдет новую столицу России. В день своего отъезда Его Высочество вышел уже в дорожном платье, чтобы еще однажды помолиться в Чудове монастыре, над ракою Святителя Алексия и, поднявшись от святых мощей, вспомнил с сердечным умилением, что Императрица Мария Феодоровна положила его при крещении в раку к Чудотворцу. Утешительно было слышать из самых уст Цесаревича о таком духовном его сближении с великим Святителем, который издавна привык быть добрым пестуном Великих Князей наших, но только двух, отечески, принял в свою спасительную раку; – первый из них был великий младенец Петр. 1837 . Читать далее Источник: Путешествие по святым местам русским/[А.Н. Муравьёв] : в 4-х Частях. - 5-е изд. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1863./Ч. 1. - VIII, II, 324 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Иконописные работы: в 1663 г. Ф. Е. вместе с другими жалованными иконописцами «был с рукодельем у руки государя» и подносил икону Богоматери; «чинил Большой Деисус в Благовещенском соборе»; в 1664 г. писал иконы для иконостаса в дворцовую ц. прмц. Евдокии; в 1665 г. участвовал в написании 7 икон цикла Триоди Цветной; в 1666 г. писал иконы для иконостаса в ц. вмц. Екатерины, «что у царицы на сенях»; в 1667 г. создал икону «Спас Смоленский, с припадающими Афанасием и Кириллом Александрийскими» для Николо-Коряжемского мон-ря (СИХМ); в 1669 г. для иконостаса ц. арх. Михаила Чудова монастыря написал иконы «Свт. Николай Чудотворец» (не сохр.) и «Ап. Андрей Первозванный» (ГММК); в 1672 г. написал по заказу Улиты Скрыпиной икону «Прор. Илия» для Илиинской ц. в Ярославле (ЯХМ); в 1673 г. вместе с Никитой Павловцем писал 2 иконы Божией Матери «Живоносный Источник» «государю в хоромы»; в 1677 г. по заказу Б. М. Хитрово писал иконы для ц. Св. Троицы в его подмосковном владении - с. Ознобишине (сохр. икона «Свт. Николай Чудотворец» (ГМЗК)) и для Архангельского собора Московского Кремля с изображением царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, предстоящих в молении Нерукотворному образу Спасителя (ГИМ, под записями XVIII и XIX вв.); в 1678-1679 гг. возглавлял работы по созданию икон праотцов для дворцовой ц. прмц. Евдокии и икон для ц. прп. Иоасафа, царевича Индийского, в с. Измайлове, для местного ряда иконостаса ц. Спаса Нерукотворного в Верхоспасском соборе писал «с товарищи» раму к иконе Спаса Нерукотворного с клеймами легенды (ГММК); в 1680 г. «с товарищи» писал для ц. мч. Иоанна Белоградского, «что у Великого Государя в Верху», Деисусы, праздники и местные иконы, в числе к-рых - страсти мч. Иоанна Белоградского, для Сретенского собора Московского Кремля - иконостас, апостольские проповеди, для ц. Всех святых в с. Измайлове - местные иконы; в 1683 г. писал иконы для Новодевичьего монастыря (Страстной цикл, часть резных икон фигурного «Распятия с предстоящими» находятся в ГИМ - музей «Новодевичий монастырь»); в 1685 г. под рук. Ф. Е. осуществлялись работы по созданию иконостасов в приделы Смоленского собора Новодевичьего монастыря; в 1687 г. под рук. и при участии Ф. Е. были написаны иконы Спасителя, Богородицы и св. Иоанна Предтечи для местного ряда иконостаса ц. Нерукотворного образа Спасителя над Воскресенскими воротами; 1688 г. датирована подписная икона «Рождество Пресв. Богородицы» (ЦМиАР).

http://pravenc.ru/text/200105.html

–в Барашах, освящена 1701 года. – Св. Николая Чудотворца, что на Хлыновке. – в бывшем Новинском монастыре. – в Семеновских слободах, построена в 1731 году. – за Салтыковым мостом, построена в 1801 году. – Единоверческая, освящена в 1825 году. Придел в Никитском девичьем монастыре. –  при церкви Св. Троицы, на Грязях, на Покровке. – Казанской Богородицы, у Калужских ворот. 24 . Св. Великомученицы Екатерины. Церковь в Кремле, вверху на Сенях, освящена в 1627 году. – в Вознесенском девичьем монастыре, построена вновь и освящена в 1817 году. Она по своей архитектуре и внутреннему украшению заслуживает особенное внимание. – в Институте Ордена Св. Екатерины для воспитания благородных девиц, освящена в 1805 году. – на Всполье близ Серпуховских ворот, построена 1763 года на иждивение Императрицы Екатерины II. – в Императорском Воспитательном Доме. Придел при церкви Зачатия Св. Анны, в углу города Китая. – Священномученика Антипы, в Конюшенной. – Спаса на Глинищах. – Поклонения вериг Святого Апостола Петра, близ Покровки. – Николая Чудотворца, на Курьих ножках. – Спаса в Чигасах. – при церкви Черниговских Чудотворцев, на Пятницкой. –Положения Ризы Господней, близ Донского монастыря. – Св. Троицы, в селе Покровском. – Св. Троицы, что у Тверских ворот, устроена купцом И. С. Живым. – при церкви Воскресения Христова, что в Охотном ряду, устроен после нашествия неприятеля усердием дворянства. 25 . Св. Климента, Папы Римского и  Петра Александрийского . Придел при церкви Св. Иоанна Предтечи, что у Варварских ворот. – Знамения Богородицы, за Петровскими воротами. – Преображения Господня, между Пятницкой и Ордынкой. 26 . Преставление Св. Иннокентия Иркутского Чудотворца. Придел в Златоустовском монастыре в теплой церкви, устроен купцом Шапошниковым в 1820 году. 27 . Знамение Пресвятой Богородицы. Церковь Соборная в Знаменском третьекласном монастыре, которая построена на том самом месте, где прежде был дом Бояр Романовых; по избрании же из их фамилии на царство Михаила Феодоровича, он повелел тот дом устроить монастырем; церковь в оном совершена в 1683 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Его же кисти местные образа, превосходно выполненные, особенно образ Спасителя и боковые иконы св. Александра Невского и праведной Елизаветы. Северные и южные изображения архангелов Михаила и Гавриила на северных и южных дверях, а над ними - восстания Христа Спасителя из гроба и Преображения Господня писаны профессором Ивановым. Эти четыре образа превосходят все другие драпировкою одежды, легкостью и прозрачностью облаков. Вверху иконостаса находятся шесть восьмиугольных живописных произведений Брюллова, писанных на листовом железе; эти барельефы развешаны в длинных рамах по стенам хор. Все эти живописные работы сделаны при перестройке церкви в 1823 г. по заказу шталмейстера Придворной конюшни, князя Василия Васильевича Долгорукова. Ценность их 18 000 руб. Среди церкви Спаса Нерукотворенного Образа, в главном куполе, висит замечательная по своей величине (7 футов в диаметре) и художественной отделке люстра. Устроена она по Высочайше утвержденному, в 19-й день апреля 1822 г. рисунку, и есть лучшее произведение известного фабриканта Джона Баннистера. Она сделана из плакированной меди с серебрянным матом, массивными краями и украшениями из чистого серебра, которого употреблено около 3 пудов. Огромность люстры (вес ее 32 пуда) в массе ее разделяется и как бы облегчается шестью подвесками, висящими на прекрасно сделанных цепях, в виде особых лампад. Она стоит 2 000 руб. В сенях церкви, в особо устроенном месте, хранится погребальная колесница, на которой везено было из Таганрога тело императора Александра I. Метрические книги, в полном своем составе, имеются в церкви с 1800 г. Из дел, хранящихся в Придворной конюшенной конторе и касающихся церкви, не видно, чтобы церковь с начала своего существования на требы свои получала от казны какую-либо определенную сумму. Только в 1819 г. 17 декабря высочайшим указом определено было отпускать в Придворную конюшенную контору от государственного казначейства на церковные требы, как то: муку, вино, ладан, масло и свечи 201 руб. 28 коп.

http://sobory.ru/article/?object=01675

Иоанна Предтечи, честною его главы усекновения, а верх на той церкви учинить не шатровой, круглой, а на главах кресты поставить четвероконечные, по преданию святых Апостолов и святых Богоносных Отец, и по древнему обычаю подобием таковы, каков крест златой на Москве на соборной церкви, иже у Великого Государя на сенях поставлен в давних летах Благоверными Великими Князьями, а каков тот крест подобием, и ему под сею нашей Архиерейскою благословенною грамотою подлинное изображение. Да в той же церкви в алтарь учинить помост выше церковного помосту двумя степенями, а степеням высота полтретья вершка, и от того алтарного помосту от алтарных стен в церкви выпуски учинить до верхней степени полтора аршина, да в алтарных же стенах на средине учинить врата, а на правой стране тех царских врат – учинить южные, а на левой северные врата же, и святые иконы поставить чинно подле царских врат на правой стране вначале поставить образ Всемилостивого Спаса, подле того образа поставить образ настоящий той церкви, святого Иоанна Предтечи, честной его главы усекновения; а на левой стране царских врат, меж северных, поставить образ Пресвятыя Богородицы с предвечным Сыном Божиим, и прочих святых образы поставить по чину ж и по обычаю святых Восточных церквей. А как та церковь построена и ко освящению изготовлена будет, и тогда вам строителю ту церковь освятить с диаконом, по исправному чиновнику, как напечатано о положении священного антиминса, и антиминс в ту новопостроенной церковь тебе строителю при сей нашей Архиерейской благословенной грамоте вы дан; а везти тебе строителю той антиминс со всяким бережением и чистотою. Писася на Холмогорах в дому Всемилостивого Спаса и в нашем Архиерейском, лета 1714 года сентября в 18 день». У подлинной грамоты печать вислая; красного воска, со святительской благословляющей рукой. Внизу оной грамоты изображен крест. О строении Голгофораспятского скита большое попечение имела Благоверная царевна Мария Алексеевна, как выражено в письме ее от 15 марта 1715 года к архимандриту Фирсу, которое хранится в Соловецкой ризнице: «Пречестные обители Соловецких чудотворцев Отцу Архимандриту с братией усердствуем, да благодать Божия, милость, мир и любы, при всегдашнем благоденствии да умножатся! Писано прежде сего к пречестности вашей, дабы старательство имели о всяких припасах как о кирпиче, так и о других надлежащих нуждах в Свято-распятский Анзерский скит, к хотящей быти распятия Господня каменной церкви, и ныне просим: да попечение имеете к оному Богом избранному и прославляемому месту, а наипаче о кирпиче прилежное попечение потребно имети.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это время – восьмидесятые и девяностые годы прошлого столетия – в жизни Андрея Александровича должно быть отмечено как период исключительной, по своей интенсивности, деятельности его в качестве одного из главных участников в «славном деле ростовских граждан» – восстановлении Ростовского Кремля. По завету своего хорошего знакомого, известного археолога, графа С.А. Уварова, Андрей Александрович видел в древних развалинах Кремля «драгоценное наследие предков» и охране этого наследия от дальнейшего разрушения, восстановлению его в прежнем виде отдался с полным увлечением, с неослабной энергией и горячностью. В 1880 году, присутствуя на торжестве открытия в Ростове духовного училища в одном из старейших кремлевских зданий – Самуилове доме, Андрей Александрович предложил тогдашнему начальнику губернии В.Д. Левшину «произвести правильную, научно обоснованную реставрацию, которая бы вполне отвечала тому значению, какое имеет Ростовский Кремль, как замечательный архитектурный памятник XVII столетия вообще и как хранитель исторического прошлого Ростова Великого в особенности». Предложение было охотно принято и, проведенное при непосредственном участии самого инициатора, дало блестящие результаты. Реставрация Белой Палаты в 1883 году, с открытием в ней Церковно-Археологического Музея, была первым счастливым опытом. Затем, в 1884 г. последовала реставрация переходной галереи от Белой Палаты к Княжиим теремам, самых теремов и церкви Григория Богослова ; в 1885 году был открыт и восстановлен древний «пещерный» храм во имя св. Леонтия в Успенском соборе; в 1886–1887 гг . ремонтированы были юго-восточная круглая башня Кремля и одно древнее здание по южной стене малой ограды, остатки келии бывшего Григорьевского монастыря-затвора; в 1888–1889 гг. реставрирована церковь Иоанна Богослова; в 1890 году – церковь Одигитрии и смежные с ней кремлевские стены и переходы с северной и западной сторон; в 1891 г. – церковь Воскресения Христова; в 1892–1893 гг. церковь Спаса на Сенях, бывшая крестовая ростовских владык; в 1894 году ремонтированы часть подвалов под бывшей Красной палатой и смежные с ней переходы; и, наконец, в 1895–1896 гг. произведена была реставрация части Иерарших палат – одного из древнейших зданий, относящихся по архитектурным признакам к XV веку.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/a...

Церковь Иоанна Богослова. Вскоре после смерти Хранилова кремлевские церкви стали вновь приходить в запустение, а Богословский храм ранее других пришёл в такую ветхость, что в 80-х годах представлялся опасным и невозможным для богослужения; паперть с рухнувшими сводами совершенно развалилась и не допускала входа в неё. Церковь требовала немедленной и капитальной поддержки, что и заставило комиссию энергически изыскивать средства для её реставрации; на призыв откликнулся уроженец г. Ростова Алексей Леонтьевич Кекин, который принял на свой счёт, во что бы ни обошлось, всю стоимость работ, исчисленную по сметам архитекторов. Реставрацию Иоанно-Богословского храма комиссия произвела под наблюдением академика архитектуры Н. И. Поздеева. Работы шли безостановочно в течение летнего времени 1888–1889 гг. Кладка была производима с основания фундамента от самой забутовки его и велась в некоторых местах почти вплоть до сводов, при чём восстановленные стены на местах оборванных связей скреплялись новыми связями, проводимыми насквозь каждой капитальной стены, с закреплением их железными болтами. Нижние своды были восстановлены по тем же закруглениям старых лекал. Поврежденные новейшими искажениями арки палаток и тайников вычинены новою облицовкой, с соблюдением характера прежней постройки. Арки у древних святых ворот и некоторые наличники окон как на западной, так и на северной сторонах храма вычинены –– первые вставкой цельного кирпича насквозь капитальных стен, а последние просто облицованы с соблюдением их прежних деталей; при чем из средних арок вынуты искажавшие их новейшие заделки. В верхнем этаже, на паперти храма, вместо безобразного её накатника, восстановлены и сделаны новые своды по прежним лекалам их закруглений, а служившие скреплением стен паперти с храмом оборванные связи заменены новыми. Горнее место в алтаре ц. Иоанна Богослова Одной из главных задач при реставрации было устройство входного портика в Богословскую церковь , который, во время ломки Красной Палаты, был окончательно уничтожен. Произведённые тщательные исследования привели к несомненным выводам, что: 1) покрытие прежнего входного портика было односкатное, так как портик был пристроен к паперти, имевшей односкатную крышу; 2) своды портика были коробовой формы и пяты его арок покоились на двух колонках, последние были в закладке самой паперти; 3) заложенные довольно далеко одна от другой колонки портика имели у смыкавшей их вверху арки подвесную серьгу (гирьку), как у портика церкви Спаса на сенях. Этими данными комиссия и руководилась при восстановлении портика в его первоначальном виде. Рамы в оконные пролёты исполнены были по образцу слюдовых рам, находившихся в церкви Иоанна Златоустог о в Коровниках, построенной в XVII веке. Украшающие фасадные стороны храма розетки, пояски, балясинки – колонки и арочные дуги были тщательно выделываемы из кирпича по рисункам и моделям г. Поздеева, скомбинированным по старинным образцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

В 1670 г., после болезни, Феодор был вызван в Москву для создания местных икон в дворцовой ц. Нерукотворного образа Спасителя (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 9. 12585). В 1671 г. в Ярославле он вместе с Василием и Константином Ананьевыми написал неск. икон, отосланных царю во дворец, среди к-рых были «Сошествие Святого Духа, Страшный Суд, Неделя святых отец, пред ней Спасителев образ, а по сторонам святых отец» (Там же. Ч. 10. 13236). В 1674 г. вместе с др. ярославскими иконописцами расписывал ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) в Ярославле по заказу ярославского купца Семена Лузина. В том году мастера не успели закончить роспись, и заказчик просил царя задержать их в Ярославле до завершения работ, но в 1675 г. они были отправлены в Ростов к митр. Ионе для иконного письма. Феодора неоднократно вызывали в Москву в 1674-1676 гг. (Там же. Ч. 11а. Т. 2. 15474, 16069). В 1675 г. с братом Иваном, с Дмитрием Григорьевым и со свящ. Тимофеем расписывал ц. Спаса на Сенях в Ростове ( Брюсова. 1982. С. 87). Нек-рые исследователи предполагают, что в этой церкви работали др. мастера, но К. также могли принимать участие в росписи ( Шилов. 1994). С 8 февр. по 30 марта 1678 г. Феодор в составе большой группы мастеров работал над иллюстрациями к Евангелию для дворцовой ц. Нерукотворного образа Спасителя (РГАДА. Ф. 159. Оп. 2. Д. 1874. Л. 43). Последнее упоминание об иконописце относится к июлю 1679 г., когда он был вновь вызван в Москву для создания местных икон для ц. Покрова в Измайлове. Иван впервые упоминается в 1669 г. вместе с братом в связи с написанием местных икон в ц. свт. Григория Неокесарийского в Москве (Там же. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 9. 13002). В 1670 г. участвовал в росписи ростовского Успенского собора (Там же. 12585), а также поручился за Ф. Карпова и Петра Федотова при вызове последних в Москву. Вместе с др. ярославскими иконописцами в 1671 г. написал 7 икон, отосланных царю во дворец, среди которых - Казанская икона Божией Матери «в чудесах, как явилась в Казани и в Московское разорение, Воскресение Христово, Уверение Фомы, Образ святых жен-мироносиц, Преполовение, О самаряныни, Вознесение Христово, Св. Троица» (Там же. Ч. 10. 13650, 13557). В июле 1679 г. в Москве вместе с др. ярославскими иконописцами писал местные иконы для Покровской ц. в Измайлове. В окт. 1679 г. участвовал в росписи дворцовой ц. Нерукотворного образа Спасителя, в документах отнесен ко 2-й статье, где указан на 1-м месте (Там же. Ч. 12. Т. 2. 18637).

http://pravenc.ru/text/1681153.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010