Церковь Воскресения расположена над северными Святыми воротами в кремль. Она представляет собой пятиглавую надвратную церковь. В ее интерьере сохранились удивительные фрески XVII века. С нее начинается осмотр экспозиции «Переходы по стенам кремля». Церковь Иоанна Богослова расположена над западными воротами в кремль, где располагается главный музейный вход в комплекс. Стены церкви покрыты фресками XVII века. Церковь Спаса на Сенях — домовая церковь ростовских митрополитов, скрытая внутри комплекса за Самуиловым корпусом. Это главная церковь Ростовского кремля времен Митрополита Ионы. Западная стена в интерьере здания расписана фреской «Страшный суд» — шедевром средневековой живописи. Церковь Одигитрии построена в стиле нарышкинского барокко позже остальных зданий Ростовского кремля — в 1692–1693 годах, при митрополите Иоасафе. Сейчас внутри церкви расположена музейная экспозиция. Красная палата расположена в юго-западной части кремля. Она была возведена в 1670–1680 годах и выполняла функцию дворца для именитых гостей. Белая палата расположена в глубине комплекса, рядом с церковью Спаса на Сенях. Она предназначалась для торжественных приемов и собраний духовенства. Самуилов корпус расположен напротив северных ворот, с другой стороны пруда. Он был построен в XVIII веке при архиепископе Самуиле и выполнял функцию митрополичьих покоев. Сейчас внутри Самуилова корпуса помещена экспозиция «Древнерусское искусство», демонстрирующая иконы XIII-XVII вв., литье, резьбу по дереву и кости. Водяная башня расположена недалеко от Самуилова корпуса, в левом крыле кремля (если смотреть на озеро Неро). Ее завершает дозорная вышка, на которой расположена смотровая площадка — лучшее место для осмотра комплекса. Митрополичий сад примыкает к южной стене Ростовского комплекса. Он был разбит по приказу Митрополита Ионы и символизировал райский сад. По свидетельству 1971 года, в нем росли яблоки, груши и вишни. Современный сад реконструирован в 1990 году А.Г. Мельником. Он имеет крестовую планировку и составом своих насаждений соответствует Митрополичьему саду конца XVII века.

http://sobory.ru/article/?object=03271

Ростов. Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Церковь Спаса на Сенях Карта и ближайшие объекты Церковь Спаса Нерукотворного образа (позже - Спаса на сенях) - главный храм Ростовского Архиерейского дома, построенный в 1675 г. по заказу ростовского митрополита Ионы и входящий вместе со зданиями Митрополичих хором и трапезной в комплекс парадных построек Ростовского кремля. Церковь строится за митрополичьими хоромами. В нижнем этаже комплекса располагались хлебня и другие хозяйственные службы, а в верхней - собственно церковь Спаса, большая столовая палата, сени между ними, а также разобранные в 1778 г. отдаточные палаты, примыкавшие к северному фасаду здания. Церковь Спаса являлась домашним храмом митрополита Ионы. Ее стройный объем, увенчанный золоченой главой на барабане несколько усложненной формы, господствует над окружающей застройкой. Восьмискатное покрытие, соответствующее крещатому своду храма, явно навеяно зодчеством XVI в. У ростовского Успенского собора взяты наиболее заметные детали убранства: аркатурно-колончатый пояс, фриз из пятиугольных ниш апсид. Причем все они, включая и богатые наличники, сконцентрированы в нижней части храма. Верх же его столь же строг, как и у надвратной церкви Воскресения. Церковь имеет уникальный интерьер, в котором наиболее ярко выражены архитектурные особенности храмов Ростовской митрополии. Стены храма украшает роспись, исполненная в 1675 г. ярославскими мастерами. Церковь Спаса на Сенях (или Церковь Спаса Нерукотворного Образа) — домовая церковь Ростовских митрополитов Ростовского Архиерейского дома, более известного как Ростовский кремль. В первые годы жизни комплекса этот храм являлся самым значимым из всех построек. По замыслу заказчика, — митрополита Ионы, — Церковь Спаса на Сенях была «средоточием внутренней богослужебной жизни Ростовского Архиерейского дома». В храме на западной стене изображена огромная фреска «Страшный суд» — подлинный шедевр средневековой живописи. Сама же Спасская церковь является ценнейшим живописным, архитектурным и символическим свидетельством позднего русского средневековья, чудом сохранившимся до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=00590

В XV в. в Служебниках появляется указание в дни заупокойных поминовений читать вместо обычной сугубой ектении заупокойную (см.: Желтов. 2007. С. 277-278), в позднейшей практике нередко возглашаются обе. Последняя ектения литургии оглашенных содержит призыв к оглашаемым помолиться Господу, неск. прошений о них самих и главопреклонную молитву, служащую их отпустом (Κριε Θες μν, ν ψηλος κατοικν -              ). Именно с этой молитвы текст Л. И. З. начинает отличаться от Литургии свт. Василия Великого. Таинство Причащения. Роспись ц. Спаса на Сенях в Ростове. 1675 г. Таинство Причащения. Роспись ц. Спаса на Сенях в Ростове. 1675 г. Литургию верных открывает серия из неск. ектений: сначала возглашаются 2 ектении верных, а чуть позже - просительная. Между ней и первыми двумя совершается наиболее яркое внешне священнодействие Л. И. З.: великий вход. Во время входа поется херувимская песнь (Ο τ χερουβεμ,    ), совершается каждение, а затем духовенство, держа в руках священные сосуды с приготовленными Дарами и кресты, выходит из алтаря и выстраивается на солее лицом к народу. Пение херувимской песни прерывается, духовенство произносит поминовения, входит в алтарь и поставляет священные сосуды на св. престол, а пение продолжается. До и после входа духовенство совершает обряды accessus ad altare , включающие 2 священнические молитвы во время ектений верных (Εχαριστομν σοι, Κριε Θες τν Δυνμεων -           и Πλιν κα πολλκις -      ), молитву: Οδες ξιος -    , умовение рук , диалог с цитатой Лк 1. 35 (ср.: Taft. 1982), молитву во время просительной ектении (Κριε Θες παντοκρτωρ, μνος γιος -          ). Служба Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в храме Христа Спасителя Служба Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в храме Христа Спасителя Следуют лобзание мира , исполнение Символа веры и главная молитва литургии - анафора. Вслед за анафорой возглашается еще одна просительная ектения со священнической молитвой (Σο παρακατατιθμεθα τν ζων μν -        ), которые развивают темы молений эпиклезы. После возгласа исполняется молитва Господня «Отче наш» и священник читает главопреклонную молитву (Εχαριστομν σοι, Βασιλε ρατε -        ) некогда это был отпуст непричащающихся верных, на что до сих пор намекают как текст этой молитвы в Л. И. З.:        - так и предваряющий ее диаконский возглас:    ), а затем - молитву перед возношением Даров (Πρσχες, Κριε -    ). Взяв в руки св. агнец , он возглашает: Τ για τος γοις (церковнослав.    , рус. «святыня - святым», т. е. верным), а затем разделяет св. агнец на части и вкладывает одну из них в св. потир, крестообразно осенив его ею, после чего в св. потир вливается теплота .

http://pravenc.ru/text/2110609.html

В 1991 г. собор и звонница была передана Русской Православной Церкви. Звонница Успенского собора (1682—1687) сооружена к юго-востоку от Успенского собора, состоит из двух объёмов и увенчанная четырьмя главами. По заказу митрополита Ионы было отлито 13 колоколов, первоначально были отлиты колокол «Полиелейный» (1000 пудов) и колокол «Лебедь» (500 пудов), вскоре был отлит самый большой колокол «Сысой» весом 2000 пудов. Колокола имели свою тональность и могли производить правильные музыкальные гармонические звоны. На звоннице полностью сохранился набор из 15 колоколов. Церковь Спаса на Сенях была построена в 1675 г. Она была домашним храмом митрополита Ионы Сысоевича. Эта церковь примечательна тем, что в её архитектуре использованы черты декора собора Успения Пресвятой Богородицы, но только в более простом и строгом исполнении. Церковь Одигитрии — одна из церквей на Ростовском архиерейском дворе (Кремле). Построена в 1692-1693 гг., чуть позже, чем другие здания ансамбля Архиерейского двора, при преемнике Ионы Сысоевича митрополите Иоасафе. Является представителем стиля московского барокко. Последнее по времени самостоятельное сооружение Архиерейского двора. Церковь Иоанна Богослова была построена в 1683 г. Эта надвратная церковь является одним из последних храмов времён митрополита Ионы. Исследователи отмечают, что этот памятник истории и архитектуры выглядит более нарядным, чем другие церкви Кремля. Комплекс храмов, стен, башен и палат, в XIX в. получивший в литературе наименование «Ростовский кремль», был построен в 1670-1683 г.г. как резиденция для архиереев Ростовской епархии по заказу митрополита Ионы Сысоевича. Иона Сысоевич родился около 1607 г. В 1646-1652 г.г. он был архимандритом ростовского Авраамиева монастыря, где и начал свою многолетнюю деятельность по каменному строительству. Первой его значительной постройкой стала Введенская церковь Авраамиева монастыря, возведённая в 1650 г. После того, как Иона был назначен на Ростовскую кафедру, он развернул строительство в расположенном неподалёку от Ростова Белогостицком монастыре, где были сооружены Благовещенский собор (1657) и Михаило-Архангельская церковь (1658).

http://sobory.ru/article/?object=03271

Среди его предшественников первое место занимает равноапостольный просветитель ростовского края, святитель Леонтий († 1077), претерпевший мученичество от язычников, миссионер и чудотворец. Затем, подобный ему миссионер из печерских иноков – святитель Исаия († 1090). Далее архимандрит Авраамий († 1117), св. Игнатий († 1288), сразу же после кончины причисленный к лику святых. Кроме того были святитель Иаков, преп. Феодор, блаженный Иоанн и преп. Исидор Ростовский – древнему Иову подобный по терпению страданий. В XIV веке здесь в Григорьевском монастыре учился греческому языку преп. Стефан Пермский, совместно с Епифанием Премудрым , учеником и биографом преп. Сергия Радонежского. Далее, здесь архиепископствовал и скончался Феодор, племяник преп. Сергия. После Феодора правил архиеп. Дионисий Святогорец († 1425), принесший с собою с Афона учение исихазма, воспринятое его учеником и постриженником Дионисием Глушицким, родоначальником семи монастырей, давших в течение двух веков многих преподобных. В Смутное время здесь прославился преп. Иринарх жестокостью своей аскезы, заковавший себя в тяжелые железные це пи († 1616). Он благословлял вождей народных и вдохновлял их на спасение отечества. От древнего Ростова и его церквей ко времени свят. Димитрия не осталось ровно ничего. Теперь здесь красовались дивные храмы и палаты, сооруженные уже в XVI и XVII столетиях. Память о знаменитом храмоздателе митрополите Ростовском Ионе Сысоевиче была еще совсем свежа. Он ушел на покой всего лишь за 12 лет перед прибытием Димитрия, и созданный Ионой «Ростовский ватикан» еще должен был блистать полным великолепием и яркими красками своих росписей. Особенной красотой отличалась в Ростове церковь Спаса на сенях (1675) «жемчужина Ростовского кремля», одна из лучших русских церквей второй половины XVII столетия. Внутри храма стены покрыты фресками, гармония красок достигала художественного совершенства. «Картина общего не может быть передана словами и нужно видеть храм, чтобы оценить его красоты, меняющияся в зависимости от освещения, придающия особые оттенки мистическому обаянию этой церкви» (Горностаев). Вообще по словам Игоря Грабаря русская стенная живопись того времени поднялась на такую высоту, до которой она уже позже не доходила. По огромности декоративных замыслов и их блестящему решению, роспись этих храмов сравнивают с совершеннейшими итальянскими фресками раннего возрождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Смерч 1953 года сорвал с церкви Спаса на Сенях кровлю и главу. В ходе реставрационных работ в 1954–1957 годах под руководством В. С. Баниге была проведена реконструкция церкви. В храме восстановили покрытие с системой водометов и трехчастной кровлей алтаря. По замыслу реставраторов покрытие было изготовлено из оригинального материала — дерева, которое позднее было обито железом. В ходе реставрационных работ, длившихся с 1977 по 1997 годы, была полностью отреставрирована стенная роспись интерьера храма Спаса на Сенях. Архитектура В своем плане церковь Спаса на Сенях близка к квадрату. Она имеет крещатый свод с восьмискатной крышей и одну главу. К основному объему храма Спаса на Сенях с востока примыкает сильно выступающая алтарная часть, с запада — здание Белой палаты (парадная трапезная), а с севера — открытая галерея (гульбище). Церковь не имеет притвора (пристройки перед входом в храм), вход расположен с северной стороны. В соответствии с замыслом митрополита Ионы при церкви была построена колокольня, однако ее разобрали в XVIII веке. Церковь Спаса на Сенях скрыта от глаз со стороны парадных входов в Ростовский кремль (с севера и запада). Ее хорошо видно со стороны озера и при приближении к восточным и южным воротам. Как пишет Т. Л. Никитина в своей работе «Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом», использованной при написании данной статьи, со стороны озера здание церкви «выглядит очень высоким и подавляет зрителя своим масштабом. В поле зрения зрителя не умещается даже подклет, а саму церковь можно увидеть лишь запрокинув голову. При этом она кажется вознесенной на недосягаемую высоту — такому впечатлению способствует и естественное понижение рельефа местности в этой части двора». Находясь внутри Ростовского кремля церковь Спаса на Сенях сложно рассмотреть. Все ее фасады закрыты другими зданиями. Только на расстоянии видно, что церковь Спаса выделяется своими массивными формами и четким силуэтом. Интересно, что самое главное здание Архиерейского двора является самым скрытым. В таком расположении заложен сакральный смысл.

http://sobory.ru/article/?object=00590

Датой основания церкви Спаса на Сенях является 1675 год. Об этом рассказывает надпись, расположенная на храмозданном кресте: «Освятися алтарь и сооружен бысть крест сей церкви Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа лета 7183 (1675) Августа 17 день при державе Великого Государя и Великого князя Алексея Михайловича Всея Великия и Малыя и Белыя России самодержавца...». Храм был освящен в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1730 и 1758 годах церковь Спаса на Сенях вместе со всем Архиерейским домом пострадала от пожаров, во время которых сгорели деревянные перекрытия. Архитектор Сергей Ухтомский, присланный для восстановления Архиерейского дома, предложил заменить во всех церквях деревянные кровли на несгораемые металические перекрытия. Работа затянулось на несколько десятков лет и только в 1781–1783 годах церковь Спаса на Сенях получила перекрытия из кованного железа, произведенного на сибирских заводах. В 1788 году архиерейская кафедра была перенесена из Ростова в Ярославль. В Спасской церкви и других храмах Ростовского кремля перестали проводить богослужения. Помещения были переданы в гражданские ведомства, в них разместили соляные и винные склады. Вследствие этого уже в первой половине XIX века древние здания Ростовского кремля пришли в плачевное состояние. Кровля и фундамент не ремонтировались, сырость разрушала кирпичную кладку. В 1850–1851 годах Архиерейский дом посетили великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич, а также будущая императрица Мария Александровна. Царские особы нашли древние строения в ужасающем состоянии и пожелали видеть их обновленными. В 1852 году начался процесс передачи зданий Ростовского кремля обратно церкви. В 1860 году по инициативе ростовского купца И. И. Хранилова церковь Спаса на Сенях была частично отреставрирована на деньги местного купечества. Была заменена кровля и обновлена стенопись. Капитальные работы по реставрации храма были начаты только в 1891 году. Деньги на реставрацию церкви Спаса на Сенях пожертвовал Ростовскому кремлю томский купец В. И. Королев. Были проведены капитальные работы по восстановлению церковных сводов и алтаря. Также под руководством художника В. В. Лопакова были возобновлены росписи на стенах и отреставрированы иконы храма.

http://sobory.ru/article/?object=00590

Архитектурно храма Спаса на Сенях отличается от других построек Ростовского кремля, особенно завершение здания: барабан с куполом утвержден на четырехугольном постаменте. Оконные проемы расположены в двух ярусах: барабан освещают шесть окон, а в стенах постамента окна имеются с трех сторон. На восточной стороне помещено изображение Христа Великого Архиерея. Возможно, что завершение храма — это малое подобие самого церковного здания, так как в нем воспроизведены основные структурные элементы последнего. В облике церкви Спаса на Сенях главенствуют формы, более характерные для московской архитектуры XVI века, а не для стиля XVII века, в котором выполнены остальные постройки Митрополичьего двора. В 1566 году по приказу Ивана Грозного в Ростове была возведена церковь Вознесения, вероятно, явившаяся образцом для храма Спаса на Сенях. Другой отличительной чертой церкви Спаса на Сенях является расположение алтаря. На его месте пол возвышается практически на высоту человеческого роста. Внутреннее пространство храма делится на три части: алтарь, солея и пространство для молящихся. Границами между ними служат каменные стены. По вертикали храм также разделен на три части: нижнюю и верхнюю части основного объема здания и купол. В здании храма царит полумрак, так как семь окон храма верхнего яруса расположены в глубоких нишах. Основной объем храма затемнен в любую погоду, что контрастирует с наполненной светом купольной частью. В церкви расположено 24 окна: 5 освещают алтарь, 10 — основной объем храма и 9 — купол. Роспись храма Спаса на Сенях датируется 1675 годом. Об этом свидетельствует надпись на храмозданном кресте, а также записи в документах московской Оружейной палаты, опубликованные в XIX веке, в которых также значится, что в 1675 году проводились стенописные работы в Митропольчьем двору. Имена мастеров, работавших над росписью, были установлены благодаря челобитной, в которой ярославский купец Семен Лузин жаловался царю, что Митрополит Иона вызвал в Ростов тех мастеров, с которыми у него был заключен договор на роспись другого храма. В челобитной указаны имена Дмитрия Григорьева, Константина и Василия Ананьиных, Логина Сидорова, Ермолы Федорова, Тимофея Федотова, Федора Савина, Андреяна Иванова, Семена Козлова и Карпа Михайлова.

http://sobory.ru/article/?object=00590

Русские выпускники Православного богословского факультета в Белграде сыграли позже значительную роль в жизни российской эмиграции, в то время как некоторые из них стали важными деятелями православного богословия. В первом поколении выпускников (1924/1925) из одиннадцати дипломантов – пятеро были русскими . Среди первых выпусников белградского Богословскго факультета числятся: Николай Николаевич Афанасьев (позже известный православный богослов и профессор в Богословском институте Святого Сергия в Париже), Николай Михайлович Зернов (позже профессор в Оксфорде), Леонид Георгиевич Иванов (позже Серафим, архиепископ Чикагско-Детроитский и Средне-Американский Русской Заграничной Православной Церкви), Константин Эдуардович Керн (позже архимандрит Киприан, известный православный богослов и профессор в Богословском институте Святого Сергия в Париже) и Михаил Борисович Максимович (позже святитель Иоанн, епископ Шанхайский, а затем архиепископ Сан-Францисский Русской Заграничной Православной Церкви). Русскими выпускниками Православного богословского факультета в Белграде также являлись: Андрей Юрьевич Бартошевич (позже Антоний, архиепископ Женевский и Западно-Европейский Русской Заграничной Православной Церкви), Лев Юрьевич Бартошевич (позже Леонтий, епископ Женевский Русской Заграничной Православной Церкви), Иван Алексеевич Гарднер (позже Филипп, епископ Потсдамский Русской Заграничной Православной Церкви), Никодим Васильевич Ефимов (позже Спиридон, архимандрит Русской Заграничной Православной Церкви в США), Флор Козмич Жолткевич (позже протопресвитер Русской Заграничной Православной Церкви в Венесуэле), Митрофан Константинович Зноско (позже епископ Бостонский Русской Заграничной Православной Церкви), Михаил Иоаннович Кухтин (позже Иоанн, митрополит и первоиерарх Чехословацкой Православной Церкви), Владислав Григориевич Неклюдов (позже протоиерей Русской Заграничной Православной Церкви, а затем Московского Патриахата в Белграде), Владимир Васильевич Пронин (позже Василий, архимандрит в Закарпатье), Феодор Федорович Раевский (позже Савва, архиепископ Сиднейский и Австралийский Русской Заграничной Православной Церкви), Владимир Александрович Родзянко (позже Василий, епископ Сан-Францисский и Калифорнийский Американской Православной Церкви), Александр Федорович Сенькевич (позже Антоний, архиепископ Лос-Анджелесский и Южно-Калифорнийский Русской Заграничной Православной Церкви), Георгий (Савва) Евгеньевич Советов (позже архиепископ Польской Православной Церкви – цареградская юрисдикция), Виталий Васильевич Тарасьев (позже протоиерей Московского Патриархата в Белграде), Викентий Флорианович Фрадынский (позже профессор Православного богословского факультета в Белграде) .

http://bogoslov.ru/article/4825605

Мы твердо уповаем, что жилище родоначальника Русских Царей и храм, где он приносил молитвы, восстанут из своих развалин, как восстали уже предназначенные к сносу перечисленные выше Белая Палата – гостиная св. митрополита Ростовского Дмитрия и Григорьевской монастырь – Затвор – место пострижения русского апостола св. Стефана Пермского. Когда мы печатали эту книжку, то получили заявление от известного своей просвещенной благотворительностью потомственного почетного гражданина, Ростовского I-й гильдии купца Всеволода Ивановича Королева, что он желает возобновить «Спасскую на Сенях» церковь и жертвует для этого необходимые средства, которые немедля и высылает. Теперь уже начались деятельные работы по реставрации под непосредственным наблюдением известного археолога-инженера Н.В. Султанова. Жертва В. И. Королева на возобновление Кремля уже не первая: им, вместе с братом Е. И. Королевым, положено начало к великому делу восстановления Белой Палаты в 1883 г. и устройства Музея Церковных Древностей. Ростовские летописи сохранят эти имена на память потомству и истории. В особенности отрадно то, что гг. Королевы Ростовские уроженцы, издавна проживающие в Томске, – не забыли своего родного города, не остались безучастными к древним историческим памятникам его, – а постоянно и щедро жертвуют на их восстановление. Теперь Спасская на Сенях церковь , одно из лучших сооружений до Петровской Руси, одно из драгоценнейших украшений древнего Ростовского Кремля, – обеспечена своим дальнейшим существованием. Остаются в Кремле требующими реставрации только Всехсвятская церковь и палаты Ростовского митрополита Филарета Романова; но мы надеемся, что и эти последние невозобновленные памятники, дорогие, как для науки, так и для народного чувства, – восстанут со временем из развалин. Чарующую картину представит тогда Кремль Ростова Великого; он явится глазам нашим во всем блеске своего величия, каким был во времена славной Ростовской митрополии. Стройный ряд реставрированных построек XVI–XVII в.в. будет вечным памятником жертвователям, любителям русской старины, а святая церковь непрестанно будет возносить благодарные молитвы Всевышнему за созидателей восстановителей Божиих храмов. Читать далее Источник: Церкви: Спаса на сенях и Всех святых, в Кремле Ростова-Великого, Ярославской губернии : [Описание]/А.А. Титов. - Ростов : типо-лит. Е. Сорокиной, 1893. - 18 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010