Так как этими посланиями пользовались монофизиты для подтверждения своего лжеучения об одной природе Бога Слова по воплощении, то и их содержание должно было заключать в себе раскрытие вопросов христологических. В настоящее же время с таким содержанием открыто и издано под именем Юлия только пять посланий и несколько фрагментов, а именно: а)      послание к Дионисию, епископу александрийскому 936 ; б)      περ τς ν Χριστ ντητος το σματος πρς τν θετητα т.е. О единстве во Христе тела с Божеством; в)      γκκλιον или Окружное послание; г)      προς τος κατ τς θεας το λγου σαρκσεως γωνιξομνους т.е. к противникам Божественного воплощения Слова 937 ; д)      послание к Просдокию 938 и е) шесть фрагментов 939 . Все эти сочинения несомненно не принадлежат папе Юлию, имя которого они носят в своем надписании, излагают в себе учение аполлинарианское и потому вызывают догадку о тожественности их с теми, какие приписывались полемистами века Аполлинарию. Исключением является только одно послание к Просдокию. Не смотря на свое близкое сродство с вышеназванными псевдо-Юлиевыми творениями, не смотря и на аполлинаризм раскрытого в нем учения о Богочеловеке, это послание не может принадлежать самому Аполлинарию. Оно вышло из аполлинарианской школы, но написано было не Аполлинарием, а его учеником, Тимофеем Беритским, как свидетельствует об этом тот же автор „De sectis». Находящееся в деяниях Ефесского собора послание Юлия 940 , – говорит он, – составлено „не Юлием, а Тимофеем, в чем можно убедиться из многих его списков» 941 . Что же касается до фрагментов, изданных под именем папы Юлия, то первые три из них представляют собой выдержки из послания к Просдокию, как заметили это еще издатели их 942 ; четвертый 943 относится к посланию „О единстве во Христе тела с Божеством» 944 , а шестой 945 заимствован из послания „К противникам Божественного воплощения» 946 . Более самостоятельное значение должно быть, по-видимому, признано за пятым фрагментом, извлеченным из арабскаго трактата Исы, писателя конца Х-го века († 1007 г.) 947 ; буквально соответствующего себе места в сохранившихся посланиях Юлия этот фрагмент не имеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Некоторые важные дополнения содержатся в «Польской истории» Яна Длугоша. Часть, рассказывающую о начале Польского и Русского государств, он писал и редактировал в 1459–1480 гг. Как полагал А.А. Шахматов, здесь отразился Древнейший свод. 236 В Главе I у Длугоша почти нет дат, так как их сложно восстановить для польской истории X в. Рассказ о начале Руси ближе всего к НС. Самое значительное отличие – отсутствие даже упоминаний о правлении Олега, хотя бы в качестве воеводы, и о походах его самого и Игоря на греков. Я. Длугош иногда сокращал тексты оригинала, но едва ли он убрал именно эти известия. История гибели Святослава у него изложена также с небольшими отличиями, но рассказ о правлении самого Владимира отличается от русских летописей только сокращениями. Таким образом, основным источником по истории св. Владимира до крещения остаются НС и «Повесть временных лет». 2. Св. Владимир от рождения до захвата Киева Ни в одном источнике не указан год рождения св. Владимира. Это обычное явление для средневековых хроник и летописей. В лучшем случае указывается возраст на время смерти, но и в статье 1015 г., и в житиях об этом не говорится. Только в Летописце Переяславля-Суздальского сказано, что Владимиру было 73 года. В этом случае годом его рождения оказывается 942 г. Откуда составитель взял сведения о возрасте Владимира, не ясно. Вычислить реальный год рождения св. Владимира можно исходя из возраста Святослава. Осенью 6453 (944 или 945) г., когда был убит его отец Игорь, князь был настолько мал, что править стала его мать княгиня Ольга, будущая первая христианка в княжеском роду (крестилась около 955 г.). Летописный рассказ о ее походе в Древлянскую землю, где подчеркивается, что князь был еще ребенком, можно поставить под сомнение. Однако о том, что она была самостоятельной правительницей, свидетельствуют ее иностранные современники. Ольгу как государыню принимал император Константин Багрянородный во время ее приезда в Константинополь в 946 или 957 г. 237 Продолжатель Регинона Прюмского под 959 г. пишет, что она обратилась к императору Оттону II с просьбой прислать на Русь епископа. Хронист называет ее «Еленой, королевой ругов». Епископа Адальберта, отправленного в 961 г., постигла неудача: он был ограблен и изгнан. 238 Хронист называет действия королевы обманом, но нисколько не сомневался в ее праве выступать от имени всей Руси. Следовательно, в 946–961 гг. все считали ее законной правительницей. Не принял Адальберта, скорее всего, повзрослевший Святослав. Как сказано в летописи, он был убежденным язычником. В таком случае изгнание иерарха, призванного св. Ольгой, означало окончание ее правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При этом торжественный тон псалма вовсе не дает предполагать бедственного положения тогдашних Иудеев. Но что всего важнее, предположение о падении царства и дома Давидова решительно опровергается содержанием псалма. В 10-м и следующих стихах псалмопевец умоляет Господа – ради Давида и дарованных ему обетований не отвратить лица от помазанника Своего. По связи мыслей и самому образу выражения этой молитвы ясно видно, что называемый в ней помазанник не есть кто-либо из первосвященников, которые после плена были единственными помазанными 936 представителями верховной власти в еврейском народе 937 , не есть вообще царский сан или царственный род 938 , или же самый избранный народ Иудейский 939 , по отношению к которым в Писании никогда не употребляется имя помазанника 940 ; очевидно также, что под именем его нельзя разуметь и самого Давида, который в сознании народном действительно являлся всегдашним ходатаем пред Богом за народ свой и своих потомков 941 , равно как и обетованного Мессии, хотя Ему по преимуществу принадлежит имя помазанника 942 ; а должно в прямом и собственном смысле разуметь царя-помазанника из потомства Давидова, не представляемого только, воспоминаемого из времен прошедших или ожидаемого в будущем, но действительного, настоящего, существующего, «того, как соглашается и св. Златоуст, кто тогда был помазан, управлял и стоял во главе народа» 943 , и именно того, кто происходит от Давида и восседал на престоле его 944 . Таким образом, псалом решительным образом переносит нас в период царей Иудейских, потому что со времени плена, когда отнят был у Иудеев последний помазанник Господа ( Иер. Плч.4:20 ) из народа Давидова, престол Давидов более не восстановлялся, и самое имя помазанника – – сделалось именем одного только обетованного царя Мессии, ожидаемого восстановителя и устроителя вечного царства Давидова 945 ; бывшие же после плена правители Иудеи, даже самые известнейшие из них и пользовавшиеся справедливым уважением всех современных Иудеев, как Зоровавель или Симон Маккавей, которых некоторые из толкователей и хотят разуметь под упоминаемыми в 10 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

141 Эти нападения и походы начались с царствования Романа Лекапина (919–945). Полководец Романа Иоанн Куркуа, разбивши на голову аравитян, отнял у них Армению, но страх, который тогда внушали еще аравитяне, не позволил империи трактовать ее, как страну завоеванную. Армянские князья, так же как и грузинские, ограждали себя угрозою, что они «откажутся от повиновения императору и перейдут к сарацинам». В прямую зависимость от империи Армения (и то не вся, а в известных частях) стала лишь при Василии II Болгароктоне (976–1026). В таковой зависимости она находилась до 1069 года, когда подпала под власть Турок-Сельджуков. Впрочем, и после этого византийским императорам из фамилии Комниных (1081–1185) удавалось не раз восстановлять свою власть по крайней мере над некоторыми областями и городами Армении. См. Н. Хониата, по русск. пер. т. I стр. 24, 34, 43, 49, 175 и д. 142 Таких размеров их взаимная ненависть достигла уже в 943 году. Enfin, la chose alia si loin, que les Grecs et les Armeniens no parlaient plus les uns des autres qú avec Íexpression du plus profonde mepris. Samue Aniensis под 943 г. y Рамбо в L " Empire Grec au dixieme siecle. Paris 1870. p. 518. He менее энергически выражалась эта ненависть со стороны армян и далее. В трудах тогдашних армянских историков – Матфея Едесского и его продолжателей везде, где только заходит речь о греках, выражается неодолимая ненависть и антипатия к ним. Так Матфей горько жалуется «на позорную греческую нацию» за то, что она «презирает битвы и воинскую доблесть», жалуется на ее «подозрительное правительство, которое, встречая в Армении знаменитого воина, спешит или ослепить его или утопить в море, – правительство, которое армянских юношей обращает в евнухов и вместо брони одевает их в длинные одежды с широкими складками, – правительство, которое поручало охрану Армении полководцам и воинам из скопцов до той самой минуты, пока пришли турки и овладели всем востоком». Матфей Едесский у Rambau р. 520–521. Он же называет императора Романа Диогена «Юлианом отступником». В том же роде выражаются и продолжатели его о византийских императорах. Так Guiragos de Kautzag отказывает в имени христианина Алексею I Комнину за его недостойное поведение относительно крестоносцев, равно как и матери его Анне Далансьенской, а внука его Мануила Комнина называет «антихристом» и при этом дает такое игривое объяснение его имени: Эммануил – nobiscum Deus, Мануил – longe a nobis Deus; Самуил Анийский называет Алексея I «сыном сатаны», а Мануилз «антихристом», принимая также и игривое объяснение его имени, придуманное Киракосом. См. Recueil des historiens des croisades. t. 1. Documents Armeniens. Paris. 1869. p. 413, 416, 445 и 452.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/j...

Направление «духа» образуется и развивается под влиянием «души» и «тела», и, в свою очередь, образовавшийся «дух» влияет на формирование «души» и «тела». Таким образом, каждый формирует своего «ветхого человека», получая от родителей лишь греховное направление воли и сознания. По слову святого Феофана Затворника : «Всякий рождается на свет поврежденным, с самостью или семенем всех страстей. Что у одного это семя развивается преимущественно одной стороной, у другого – другой, это прежде всего зависит от темперамента, принимаемого от родителей, далее от воспитания, больше же всего от подражания, которое питается предлежащими примерами, обычаями, обращением и сообществом. Как дерево молодое, человек среди сих обстоятельств невольно наклоняется на одну какую-либо сторону, а потом, вступив в путь жизни и действуя в том же направлении, утверждается в нем привычкой, которая становится второй, как говорят, природой». 944 Родители не могут передать свои грехи детям, ибо последние получают сознание и свободу чистыми непосредственно от Бога. Родители же через похоть сообщают этим силам только греховное направление и передают своему потомству душу и тело с их естественными беспорочными страстями, которые являются той самой проклятой землей, производящей из себя плевелы неестественных страстей. 2.3. Состояние естества падшего человека в его составных частях По падении произошло и должно было произойти, смятение во всем составе человека . 945 Св. Феофан Затворник Состояние, в котором пребывает ныне человек, неестественно. Каждый ощущает неправильность своего состояния, но не каждый понимает его; каждый старается избавиться от убийственного состояния своего, но не знает, как это сделать. Не понимая пагубности своего состояния и употребляя неправильные средства к избавлению от сей пагубы, бедный человек только усугубляет тяжесть своего положения, делая это болезненное состояние неисцельным не по причине немощи Врача, но по причине невозможности обращения больного за помощью. Душа человека тоскует и томиться, потеряв истинную жизнь под убийственным действием греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

В пластах малассовых и раковинистого известняка, представляющих два главных деления формации миокена и образующих большую часть современной почвы, встречаются следы первых гигантских млекопитающих, теперь исчезнувших: динотериум или „страшное животное“, величайшее из всех земных млекопитающих, род тюленя или слона, вооруженного под нижнею челюстью двумя чрезвычайно твердыми клыками из слоновой кости, рыло тогда землю, отыскивая себе коренья и луковицы, служившие ему пищею; по размеру он был несколько менее шести метров длины; мегатериум, род живой горы, 940 и милодон, с мордою свиной формы и чрезмерными когтями, также рыли землю; – великий мастодонт, превосходивший величиною современного слона, с четырьмя, обращенными вверх, неравной длины клыками, питался растениями и прогуливался в топких формациях; 941 –в Австралии и Мадагаскаре жили гигантские птицы: динорнис, 942 дронт и эпиорнис, высотою более трех метров. 57. – Мастодонт Олень с большими рогами четвертичной эпохи (Cervus Megaceros) 943 Позднее, в период, служащий переходом от третичной эпохи к четвертичной, млекопитающие более подходят к млекопитающим наших дней. В 1806 году, в устье одной из рек Сибири, нашли животное этой эпохи, мамонта, совершенно сохранившегося в глыбе льда, где он погиб: его тело и шерсть остались нетронутыми, его внутренности заключали еще несколько листьев сибирской лиственницы, которою он питался. Собаки изъели его тело. Он представлял род слона с пушистою шерстью, с длинными, обращенными вверх и согнутыми спиралью, клыками, с ушами, покрытыми пучками висящих волос и с густою черною гривою. 944 Некоторые натуралисты полагают, что мамонт живет еще в известных неисследованных странах северных лесов. Bos primigenius, 945 с массивною головою, наполнял тогда луга; cervus megaceros, с громадными рогами олень, остатки которого можно видеть в музее св. Германика и две оконечности которого были удалены друг от друга на расстояние более трех метров (рис. 58), ursus spelaeus 946 и другие животные населяли поля и леса.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Делал он и сложносоставные деревянные вещи, включавшие токарные детали. Для племянника и его жены, кроме «книгоразрезок», он сделал подсвечники, маленькую эта жерку на женский рабочий стол и подставки под часы 941 . «Подчасники» требовались для сохранения мужскими карманными и дамскими нагрудными часами вертикального положения при хранении. Иначе ухудшалась точность хода часов c цилиндрическими шестеренками. Феофан Затворник давал советы по возможной реставрации его подарков, так как надеялся на их долгое употребление. «Все вещицы со склейками. Клей разсохнется, – и вещь разорится. Тогда распусти клею – и опять вставь, и вещь исправится. Чашечки подчасников вертятся на винте. Если разслабнут, отодрать бархотку, и винт подвинтить. Если винтик развертит дырку, надо купить винтик немного потолще, и ввинтить» 942 . Считая работу по дереву хорошим мужским занятием, он советовал учить ему мальчиков. Например, он писал родственнице сдавшего экзамен ученика, что хорошо бы теперь, кроме доброго чтения, занять парнишку столярной, токарной работой или резьбой по дереву. Тем самым подросток избежал бы праздности. Аналогичные советы святитель дал Н.И.К. относительно ее сына в 1881 г.: «Не ловко поступил сын ваш. Но уже теперь пусть идет дорогою, на которую поворотил. Болтается опасно. Вот когда было бы спасительно, если б он знал какое-либо мастерство! Пусть учится столярству… Позвать столяра, нанять его на год с тем, чтоб он учил вашего Андрея. И выучится… Это и здорово, – и хозяйственно» 943 . В Новгородской семинарии, в которой в 1842 г. тогда иеромонах Феофан был назначен на должность инспектора и наставника в среднем отделении семинарии, профессора психологии и логики, преподавалось столярное и переплетное дело 944 . Святитель Феофан Затворник называл переплетное дело своим любимым занятием. Тогда оно было очень распространено среди книголюбов. Любители, может быть, не достигали самых вершин мастерства, но делали добротные, аккуратные переплеты, реставрировали потрепанные книги. Насущная потребность в переплетном деле была порождена издательской практикой тех лет. Ведь многие журналы и книги продавались в мягком переплете на дешевой бумаге. Все необходимы инструменты и приспособления для переплетног о дела святителю подарили. Переплетал он, в том числе, и свои труды 945 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Я желаю, чтобы ярл Скули имел достойный выбор [и получил] все, что он пожелает». (Перевод: Глазырина 1996. С. 82, 84) Х.7.19 Глава XXIV Ярл Скули начал тогда свой рассказ, и поведал о том, как он поставил Коля хёвдингом над войском, и как они поменяли имена, и как они с Ингигерд были теми стариком и старухой, которые убежали от Хальвдана под Алаборгом, и он хотел захватить [их]. Говорит теперь [ярл Скули, что отдает] себя и свое государство во власть Хальвдана. Тогда сказал Хальвдан: «Теперь так сложилось, что все эти земли подчинены мне. Поэтому я теперь разъясню вам, как я собираюсь [ими] распорядиться. Я отдам ярлу Скули королеву Исгерд и то государство, которым она владеет здесь в Гардарики. Я теперь имею в своей власти Бьярмаланд и Эдню, дочь конунга Харека. Это государство, а также девушку я отдаю Сигмунду, если они оба того пожелают». Сигмунд сказал, что ему это [решение] очень нравится, «если девушка на это согласится»; а Эдню не ожидала для себя такого удачного сватовства, «и мне это очень нравится», [- ответила она]. Хальвдан сказал, что он собирается в свое государство в Нореге: «каждому принесет удачу то [место], где он родился». И вот, там были отпразднованы эти свадьбы со многими хвалебными речами, и, наконец, каждый конунг отправился к себе домой. Хальвдан пробыл там зиму, и жили они в любви с Ингигерд. Свиди Смелого-в-нападении послали они на восток в Кирьялаботнар, и должен он был быть там верховным хёвдингом, и держать то государство ярла Скули. Но весной, как только растаял лед, собирает Хальвдан к себе корабли и людей, и собираются они с Сигмундом в Бьярмаланд, и, вместе с ними, ярл Скули. И удалась им эта поездка хорошо. Оставалась страна свободной в их власти, и стал там Сигмунд верховным хёвдингом, но был он, однако, с Хальвданом. Ярл Скули отправился домой в Алаборг, и любили они с королевой Исгерд друг друга. Их сыном был Хреггвид 932 , отец Ингигерд, на которой был женат Хрольв Пешеход 933 . Вот Хальвдан и Сигмунд пришли на восток в Бьярмаланд и хотят узнать, где находится Валь, и нашли его к северу от Гандвика 945 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вряд ли можно говорить и о какой-то особой враждебности Византии к русским, к славянам, как это делают многие «неоязычники» и национал-демократы. Славяне и впрямь очень много воевали с Византией. Но вражда с византийцами сменялась миром, и многие славяне поступали на службу к ромейскому императору, порой занимая ведущие посты в греческой военной иерархии. Византийские источники донесли до нас их имена: Хильбудий, Дабрагаст и т. д. А в 545 году восточные славяне – анты – заключили мир с Византией, по которому она передавала им в распоряжении горд Туррис и земли вокруг него. После этого сообщения о нашествии антов на Византию в письменных источниках не встречаются. Все помнят о том, что в результате победоносного похода языческий князь Олег Вещий прибил свой щит на вратах Царьграда, но немногие знают, что в древности это означало переход города под покровительство самого прибившего. Весьма возможно следующая интерпретация такого «странного», на первый взгляд, поступка – князь, как и многие другие мудрые язычники, знал или догадывался о величии христианства и его империи. Поэтому он и выразил свое искреннее уважение мощной христианской империей, но сделал это не как льстивый раб, а как князь и воин - с позиции силы. (Позже князь Владимир Святой подкрепит свой судьбоносный выбор в пользу христианства победоносным походом на византийскую Корсунь.) Именно таков был византизм древних русов - искреннее почитание здесь соединялось с твердым отстаиванием своих национально-государственных интересов. (Характерно - в походе Игоря на Царьград в 945 г. принимали участие русские воины-христиане.) Нельзя не коснуться и такого момента как совместная борьба еще языческой Руси и Византии против «южной» угрозы. Практически сразу после подписания Олегом Вещим мирного договора с Византией русские отряды приняли активное участие в военной акции ромеев против арабов на Крите. И еще чуть позже в 909-910 гг. и в 912-913 гг. русы нанесли мощный удар по арабам Закавказья. В 954 г. русы сражались на стороне Византии с воинами сирийского эмира. Где-то в 60-х гг. X в. (дата точно не установлена) русские воины приняли участие в византийской военно-морской экспедиции к берегам Сицилии и Крита. Вряд ли нужно забывать и о поддержке, оказанной Византией в русской борьбе против Хазарского каганата.

http://pravoslavie.ru/36403.html

Таким образом, при Олеге многие племена восточных славян вошли в состав русского государства. Олег мудро управлял своим так распространившимся государством. С своею дружиною он часто объезжал землю, производил суд и определял дань. На содержание князя и его дружины все славянские племена были обложены данью. Дань платилась преимущественно естественными произведениями: хлебом, мехами; только богатый Новгород платил ее серебром. Вблизи Киева у Олега были деревни, населенные его прислугою. Тут были устроены загородные дворы и в них складывалось всякое добро. Олег был вместе с тем предприимчивым и искусным военачальником. В конце своего управления русским государством, он совершил отважный морской поход на Грецию. На двух тысячах ладьях (в каждой по 40 воинов) он подплыл к Константинополю. Греки загородили вход в гавань цепями. Олег приказал вытащить лодки на берег и стал опустошать окрестности греческой столицы. Потом он подступил к самому Царьграду, желая овладеть им. Греки сильно испугались и предложили русскому князю богатые дары Олег принял дары и согласился заключить с греками мир. Мирный договор с греками был весьма выгоден для русских. Русские купцы теперь могли торговать в Царьграде, не платя за это пошлины. В знак своей победы над греками, Олег прибил свой щит на ворота Царьграда. Так рано русские доходили до Константинополя с намерением овладеть им. Олег возвратился из Греции в Киев с богатою добычею в виде золота, серебра, шелковых дорогих тканей и т.п. Вскоре после того он умер. Русский народ, дивясь удали и счастью Олега, прозвал его в рассказах и песнях о нем вещим, т.е. мудрым чародеем. Игорь. По смерти Олега, русским государством стал управлять сын Рюрика Игорь. Его княжение (912–945 г) было уже не так счастливо, как правление вещего Олега. Против Игоря восстали древляне – славянское племя, жившее на северо-западе от Киева. Игорь усмирил их и наложил на них дань. Потом против русских поднялись печенеги, народ монгольского племени. Игорь отразил со своею дружиною и печенегов, которые однакоже после того почти полтора века разоряли южные окраины русского государства. Уже в конце своего княжения (в 941 и 944 г.г.) Игорь, по примеру Олега, предпринимал походы против греков на Константинополь. Первый поход Игоря под Константинополь окончился неудачно. Греки рассеяли и уничтожили много судов Игоря страшным действием греческого огня. Второй поход Игоря был удачнее, но и он не мог сравниться с походом Олега.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010