в) Образ сочинения в каком представляется приписываемое препод. Максиму Греку свидетельство, не достоин Максима. Препод. Максим вполне умел основательно излагать свои мысли, но образ сочинения приписываемого ему означенного свидетельства показывает, что его писал человек, не умеющий основательно выражать своих мыслей, – человек запутывающийся и в понятиях и в словах, каким препод. Максим не был. Он 1) говорит: «совокуплением триех перст, сиречь пальца и еже от средняго и малаго, исповедуем богоначальных триех ипостасей Отца и Сына и Св. Духа, единаго Бога, трое». Но какой перст должно разуметь под именем еже от средняго, ясно не сказано, равно: не сказано и то, как должно совокупить означенные персты. Средний перст по Максимову сказанию идет в состав двух перстов, долженствующих выражать два естества во Христе. Следовательно под именем перста, еже от средняго, здесь должно разуметь перст, лежащий ниже среднего, т.е. перст безымянный. Так бы и должно было сказать. Далее препод. Максим говорит: «Протяжением долгаго и средняго перстов сошедшася два естества в Христе, сиречь Самаго Спаса Христа, исповедуем» 945 . – Какие это персты – долгий и средний? – Долгий и средний перст у нас только один – именно средний. После среднего перста длиннее других – перст безымянный, но этот перст, по Максимову свидетельству, идет, как мы сказали, в состав перстов, долженствующих означать Св. Троицу. Следовательно под именем долгого перста здесь должно разуметь перст указательный. Кто же основательно объясняющийся назовет указательный перст долгим, когда он явно короче безымянного, и когда он всегда везде назывался и называется указательным? Всякий, читающий означенное свидетельство преп. Максима, очень естественно примет долгий и средний перст или за один и тот же перст, именно за средний, или под долгим перстом будет разуметь перст безымянный, и таким образом увидит в словах преп. Максима недостойную его путаницу и бессмысленность, тем паче, что средний перст идет у него в состав перстов выражающих и Св. Троицу и два естества во Христе. – 2) Преп. Максим еще говорит: «Протяжением долгаго и средняго сошедшася два естества во Христе исповедуем». Что такое тут сказывается? Как протяжением перстов могут исповедываться два сошедшася естества во Христе? Совокуплением перстов могут исповедываться два сошедшася естества, протяжением – никак.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

На Симеонов век болгарской письменности странно указывать. Под крещением болгар в 9 в. надо разуметь тогдашних болгар-тюрок, а не подвластных им славян, начавших принимать христианство с конца 6 в., в 7 в. Да и язык кирилловских переводов был родным наречием этих славян, проживших уже с лишком два века в землях культурных, в государстве образованном. Сербы и хорваты крещены были еще в первой половине 7 в., и что осталось от их письменности 11 в.? " Факты, частично отмеченные В. И. Ламанским, 153 останутся без исторического объяснения, если рассматривать показания Повести временных лет о начале русского просвещения, как достоверное свидетельство или, даже, как простую литературную компиляцию, а не как искусственное построение церковника, желавшего найти в истории оправдание для своих идеологических тенденций. Реформа Владимира состояла в крещении народа по греческому обряду и в признании христианства господствующей религией на Руси. Поэтому-то, вопреки летописи, автор Сказания о грамоте русстей (или приписки к Паннонскому житию Константина Философа) и мог считать себя в праве с решительностью утверждать, что от греков Владимир принял только крещение и наряд церковный, а относительно вероучения – доказывать, что оно было открыто русскому князю самим Богом Вседержителем, 154 т. е. было не греческого происхождения. Но это вероучение не могло быть усвоено народом внезапно, в 24 часа, как это было желательным агиографу-летописцу, оттенявшему чудодейственные последствия греческого обряда. Это усвоение должно было предшествовать ему. У редактора древнейшего свода были под руками разные материалы и сказания о подготовительном периоде обращения Руси. Это видно из его рассказов об апостолах Андрее и Павле, из его слов о варягах, из которых многие были христианами еще в 945 г. (»мнози бо беша Варязи хрестеяни» Лавр. 3 , 53, 5–6), о " хрестеяной Руси« (под тем же годом), именем которой он сам называл не только варягов, но и русских славян, об Ольге, о варягах мучениках (под 6491/983-м годом) и т. п. Но большинство этих рассказов и заметок осталось в летописи без продолжения, как бы неоконченными в литературном отношении эпизодами. Так, например, рассказ о посещении апостолом Андреем Новгорода, который был тогда, по летописи, уже населенным пунктом, производит впечатление, что единственным результатом апостольского пребывания у новгородских словен было наблюдение туриста о странностях их банных обычаев, хотя в средневековой историографии апостолам вменялось, обыкновенно, в обязанность путешествовать исключительно для того, чтобы учить или творить чудеса, а не с тем, чтобы доставлять в Рим этнографические сведения. Сам летописец упоминает, что, придя в Рим, Андрей »исповеда, елико научи и елико виде» (Лавр. 3 , 7, 18), хотя о том, кого учил он на Руси – в рассказе нет никакого упоминания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

944 Быстрое распространение света от солнца причисляется также к чудесам природы. Луч света в одно мгновение пробегает необятное пространство 280 тысяч вёрст. Восточный ветер соединяется здесь с наступлением дня; поскольку он веет обыкновенно при восходе солнца, коего лучи расширяют воздух и приводят его в движение; сильнее восточный ветер бывает в жарких странах. 945 Какой человек может низводить дождь, или молнию из облаков на землю? В южных странах делаются обыкновенно большие водохранилища, в кои проводят воду из источников и колодезей. Из сих водохранилищ выходят каналы и трубы для орошения лугов, садов и полей. Подобное водохранилище представляется живописно и в облаках; дождь нисходит на иссохшую землю как бы чрез каналы. 946 Бог посылает дождь не только на земли, населяемые людьми, но и ненаселяемые пустыни, чтобы росла на них трава, и находили пищу стада, блуждающие в степи. 947 Можно ли указать причину происхождения дождя и росы, которая была бы видима человеческим оком? 948 Ни один человек не может произвести тех разнообразных форм, в коих показывается вода, то под видом дождя, то под видом росы, снега, льда, инея. 949 Лёд живописно представляется твёрдым камнем, под коим скрывается жидкая вода. Он как бы сковывает поверхность вод, чтоб они не двигались. 950 Ты ли указал созвездиям место на небе, в котором они вечно должны находиться? Или можешь ли ты переменить их положение? Звёзды, находящиеся между собою в близком расстоянии и называемые Плеядами, кажется, связаны невидимым узлом; и исполин Орион, кажется, скован на небе девятью звёздами, которые он носит на руке. См. прим. на 9:9. 951 По твоему ли повелению восходят и заходят звёзды? Большая медведица – созвездие, находящееся на северном полюсе, остается во всю ночь на горизонте; прочие звёзды, принадлежащие к ней, называются детьми её. 952 Ты ли, бедный житель праха, определил порядок и законы, по коим должны двигаться звёзды на небе? 954 Можешь ли ты употребить молнии в орудие своих повелений на земле? Молнии представляются здесь в живописном виде одушевлёнными служителями Божества, как и Псалмопевец воспевает о Боге ( Пс. 103:4 ): Ты творишь Ангелами Своими ветры, служителями Своими палящий огнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

937 См.: Протокол заседания Совета Главного управления по делам печати Министерства внутренних дел 12 от 7 марта 1869 г. и примеч. 3–5 к нему. 938 См.: Протокол заседания Совета Главного управления по делам печати Министерства внутренних дел 54 от 11 ноября 1869 г. и примеч. 2–4 к нему. 939 См.: Протокол заседания Совета Главного управления по делам печати Министерства внутренних дел 44 от 20 октября 1870 г. и примеч. 3 к нему. 940 . Причины недостаточной жизни в духовенстве//СИ. 1868. 30 янв. 29. С. 2. Существенно, что положения этой заметки оспариваются Гиляровым в передовой статье ( < Гиляров-Платонов Н. П.> . Москва, 30-го января//Там же. С. 1–2), где он вспоминает о своем опыте обращения в 1861 г. «с изъяснениями причин упадка жизни в духовенстве» к императрице и митр. Филарету (Дроздову) , которые были «уже по его желанию напечатаны» (под названием «О первоначальном образовании народа»). < > 943 Неточно процитирован самый конец статьи (см.: Там же. С. 2). Гиляров обосновывает свое мнение так: «Главное общество дурно строило дороги, дорого строило дороги, оказалось во всех отношениях неисправно, и правительство, вместо того чтобы поступить с ним по всей строгости контракта, само же оказало ему помощь. ...разорились сотни тысяч людей, воображавших, что правительство сохранит свое достоинство перед лицом иностранной компании, бесцеремонно разорявшей страну» (Там же. С. 1–2). 945 Очевидно, неудовольствие цензоров вызвали такие ламентации: «…в нашей Думе уже давно заброшен вопрос о народном образовании, и в то время, когда о народных гуляньях, с лазанием на шест и скачкой под ведром, говорится по нескольку добрых часов, о печальном положении народного просвещения не слышно ни слова. Можно подумать, что мы живем в век Домициана, когда считали нужным задобривать народ конными ристалищами и играми в цирке, стараясь по возможности отучить его от всякого поползновения мыслить» (Там же). 946 Речь идет о «подпередовой» статье Гилярова «Москва, 9 октября», которая начинается так: «Г. московский обер-полицеймейстер принимает, по-видимому, конторы редакций за будки или за конторы кварталов. Некто г. Дуплицкий из Тамбова, на основании, вероятно, именно такого мнения о конторах журналов, издаваемых частными лицами, нашел нужным и приличным пожаловаться г. об -полицеймейстеру на то, что газета «Современные известия» ему не высылается (тогда как она ему высылалась)» (СИ. 1868. 9 окт. 278. С. 2). Заканчивая статью, Гиляров, в связи с неоднократными вызовами заведующего конторой к квартальному надзирателю, резонно вопрошал: «Если к редакции, если к органу печати, если к тому, что еще имеет некоторый голос, полиция обращается с такими законными требованиями, что предположить мы можем о требованиях, обращаемых ею к другим, безгласным жителям города?» (Там же). Обер-полицеймейстер – генерал-майор Н. У. Арапов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

914 Душа без тела имеет свою собственную субстанцию, точно так же и тело без души. Но одно без другого не составляет человека, а лишь соединение их обоих образует одну субстанцию человека. Поэтому соединение души с телом называется субстанциальным (вещественным). Под «вещественным созерцанием» святой отец разумеет созерцание души, находящейся в теле. Поэтому он и прибавляет, что, если устранить это вещественное созерцание и дебелость тела (т.е. вещество тела), то созерцание делается уже духовным, ибо по удалении души из тела прекращается созерцание вещественное (т.е. созерцание в теле) и начинается духовное (т. е. созерцание души, обнаженной от тела). Это бывает после смерти, как утверждает ниже святой отец, говоря: «Это есть высокое состояние, какое дается в свободе бессмертной жизни». Под словами «тварь первого естества», вероятно, разумеется самое создание человеческой природы, которое было первым не по порядку творения, но по достоинству и милости Божией: именно во время самого создания душа, соединившись с телом вещественно, начала мыслить и созерцать (из примеч. к греч. тексту Никифора Феотокиса) . 932 В сирийском тексте: «...когда человек потом начинает делать его (страх) и сделает некоторые успехи в делании его, тогда из этого возникает духовное ведение, о котором мы раньше сказали, что оно порождается верою». 939 В сирийском тексте: «...на основании ясно указанных выше определений, человек легко может судить о всем своем жизненном шествии». 941 В сирийском тексте: «движение», но греческий переводчик везде ставит взамен его слово «ννοια» – «мысль». 944 В сирийском тексте: «...до времени, когда исправление невозможно, потому что мщения за Себя Самого Он не ищет». 945 В сирийском тексте: «...вот признак любви: исправление, основанное на любви, делается ради улучшения и не имеет целью мщения». 961 В переводах древнем славянском и сербском речь без отрицания: «И деяние телесное возбраняет...» и пр. 968 Греческое чтение « Θες ναλαμβνει» заменено здесь другим « ϑνατος ναλαμβνει», которое согласно с древнеславянским и сербским переводами.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

В некоторых случаях полиция хорошо закрывала глаза начальству. И деревне Дудкино (Ярославского уезда), например, по полицейским спискам не показано ни одного раскольника, хотя даже по ведомостям местного священника их числилось 27 939 . На должность волостного головы, в ведомство которого входило и село Сопелки, допущен был такой человек (Ф. Ив. Панов), который во всю свою жизнь не исполнял христианского долга; из семейства его отец и родной брат судились и содержались в острог за насильственное отбитие беглых, пойманных в их доме; сам он, во время уже управления волостью, скрыл от начальства побег своей сестры и подозревался в тайном зарытии тела своего отца 940 . Мало того, – становой пристав и исправник впоследствии судились за потворство Странникам 941 . Даже правитель канцелярии начальника губернии и тот был на стороне последних 942 . Случалось попадаться сопелковцу, – полиция поддавалась на подкуп, так что, по одному показанию сектатора, сопелковцы буквально гордились, что земская полиция на их стороне 943 . —453— Такие обстоятельства, само собою, были весьма благоприятны для существования Страннической секты. Появившись в Ярославской губернии, как увидим ниже, – еще в конце XVIII столетия, она успела широко разбросить своих сети и прочно организоваться внутренно, а вместе с тем оставалась „под скрытием“ и только иногда в церковных документах отмечалась под именем „секты не известной“ 944 . Может быть, и еще долго бы она не выплыла на свет Божий, если бы не случилось одно новое, неблагоприятное для Странников, обстоятельство, которое собственно и послужило поводом к официальному открытию их вполне организованной секты. В начале 50-х годов, в Ярославской губернии появилась значительная шапка воров и разбойников, наводивших панической страх на Ярославский и смежные с ним уезды 945 . Воспользуемся интересным и вполне справедливым описанием этих событий, какое делает автор уже цитованной нами Страннической рукописи 946 . „Егда дойде до лета 1850 г. и второе поражение пострадаща сии християны, а по вине таким же подобием, что и в Пошехонских лесах; как там разбойников ради начася гонение, сице и зде около Ярославля от сея же причины: ибо тогда проживаху в селе Сопелках не малое количество братий, притомже купно вкрадовалися и не Бога ради шатающыяся беглецы и имели себе пристанище, а набралося их всех партия не малая, человек до 200 или более, они были вси беглыя солдаты и сколь они были вредны христианам, что уже не знали, что с ними сотворить, ибо их ради всегда приходили и христианом скорби и гонения и всякие поношения, аки бы они приняты христианами, за что и хулу приимали настоятели за их и имели они обычай под видом аки Бога ради последуще, потом открытии явно свои поступки и оказалися, что самыя главные разбойники и душегубители, и колико от зла тогда везде творити, то есть грабили имение и дерзали многих на пути

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Их товарищества известны в надписях под разными именами. В одной их коллегия называется ecclesia fratrum, в другой её члены зовутся fratres и δελφο; иногда это товарищество обозначается выражением cultores Verbi, или просто словом corpus. Из Тертуллиана известно, что христиане делали ежемесячный взнос в церковную сокровищницу, часть кото- —83— рого шла на погребение бедных. 945 У них так же, как и у Римлян, среди которых они жили, практиковался обычай украшать могилу единоверцев цветочными гирляндами. По крайней мере из слов блаж. Иеронима видно, что некоторые мужья на могилах своих жён разбрасывали фиалки, розы, лилии и пурпуровые цветы и этими поминками облегчали свою сердечную скорбь. 946 Судя по огромным пространствам, вырытым в окрестностях Рима, можно себе представить, какая оживлённая работа происходила тогда в подземном Риме и сколько тяжёлого труда было положено на исполнение этого долга pietatis относительно умерших. У христиан эта работа лежала на обязанности особого класса низших служителей церкви, так называемых fossores, οπιατα. При каждой усыпальнице, по-видимому, состояло известное число таких лиц, как можно заключать, например, из следующей надписи· Λογγτ οπισαντι σ (=εσ) τατα τ χωρα πγραφεν Χρυσς, σμβιος ατο. Эти χωρα или участки отмечались особенными значками, по которым каждый из них узнавал пределы своего района. Есть некоторые основания думать, что все вместе фоссоры составляли правильно организованное учреждение, значение которого усилилось особенно с III века: они причисляются теперь к клирикам низшего разряда – ordinisminoris и заведуют усыпальницами под наблюдением епископа или пресвитеров, им назначенных. На обязанности их лежало не только отведение и приготовление могил на общем участке, но и посредничество между приобретателями и продавцами. В одной надписи записано что-то вроде договора между копателем Гиляром и покупателем Артемизием, заключённого в присутствии двух свидетелей – гробокопателя Севера и некоего Лаврентия, причём обозначена и цена за проданную могилу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дата 6430 (922) г. в НС отнесена к рассказу о походе Олега на Царьград, а дальше опять продолжается цельное повествование без погодной разбивки. Летописец сообщал об отъезде Олега из Киева в Новгород и дальше в город Ладогу. Как сомнительную версию («друзии же сказають») он упоминает о смерти князя от укуса змеи по дороге «за море». Сообщение о существовании в Ладоге могилы Олега могло быть вставлено в текст уже новгородцем. Никакого предания о гибели от своего коня здесь нет. Затем киевский летописец продолжает рассказ об Игоре. Он описывает покорение древлян и уличей, и отмечает, что княжеская дружина не одобряла Игоря, передавшего древлянскую дань воеводе Свенельду. Здесь летописец обещает дать хронологию событий, о которых уже рассказал: «По сем скажемъ въ преключившихся л техъ сих». Непрерывная погодная сетка начинается с 6431 (923) г., но все года по 6447 (939) включительно – «пустые». 6448 (940) г. датировано уже описанное выше покорение уличей и взятие города Пересечена, к 6450 (942) г. отнесена передача древлянской дани воеводе Свенельду. Под 6453 (945) г. помещен знаменитый рассказ об убийстве древлянами князя Игоря и мести княгини Ольги. В двух местах, под 6428 г. и после 6430 г., хорошо видно, как хронологическая сетка накладывалась на предшествующий текст, где не было погодной разбивки. Если в первом случае были просто добавлены даты к рассказам об Игоре и Олеге, то во втором случае в НС возникла дублировка. Летописец по второму разу упомянул о покорении уличей и древлян и о передаче даней с них Свенельду. Создатель «Повести временных лет» датировал смерть Олега осенью того же года, что и заключение договора с византийскими императорами: 6420 (911) г. 53 Он не только поместил в этой статье известную легенду о предсказании Олегу гибели от своего коня, но и написал, что это произошло в Киеве. Так как в НС Олег был назван воеводой Игоря, то ни о каких его делах, кроме похода на Царьград, не рассказывалось. Не ясно, откуда создатель «Повести временных лет» взял информацию о событиях времен правления Олега (879–911). Войну Игоря с древлянами, датированную в НС 6450 (942) г., летописец отнес к 6422 (914) г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

626 По общему мнению исследователей, этноним «вервианы» (вероятно, искаженное «дервианы») обозначает древлян – союз племен, населявших территорию между Днепром, Горынью и верховьями Южного Буга. Древляне убили князя Игоря, пытавшегося повторно собрать с них дань, но были покорены его вдовой Ольгой в 945 или 946 г., незадолго до написания трактата «Об управлении империей», который подтверждает подвластность древлян Киеву (Мельникова и др. 1991. С. 330). 627 Отождествляются с дреговичами – племенным союзом, находившимся между Припятью и Западной Двиной. 628 Соответствуют племенному объединению северян (др.-рус. севера), обитавших в бассейне Десны, Сейма и Сулы. 629 Трудно с точностью установить, кого именно Константин имеет в виду под «прочими славянами» – данниками росов. Из восточнославянских племен, известных по Повести временных лет, в перечнях, приводимых Константином в главе 9 (дважды) и главе 37, отсутствуют ильменские словене, радимичи, бужане (волыняне), прикарпатские хорваты, тиверцы, а также вятичи и поляне. Большинство из этих племенных союзов занимали периферийное по отношению к Киеву положение, а некоторые (например, вятичи) в сер. X в. еще оставались вне территории, контролируемой киевскими князьями. 631 В сходном значении «кормление» упоминается в Повести временных лет (ПВЛ. Ч. 1. С. 97, 116), когда дружина разводится по городам «на покорм». Ибн Русте сообщает, что «русы питаются лишь тем, что привозят из земли славян» по словам Гардизи, «всегда 100–200 из них ходят к славянам и насильно берут у них на свое содержание, пока там находятся» (Новосельцев 1965. С. 397, 400). Таким образом, сбор дани-полюдья сопровождался «кормлением» князя и дружины. Система кормлений в измененном виде продолжала существовать в Русском государстве вплоть до XVI в. (Мельникова и др. 1991. С. 331). 633 В византийских источниках этим термином обычно обозначается Византийская («Ромейская», т. е. Римская) империя. 634 Замечание об узах – явная интерполяция (сделанная, быть может, самим Константином) или грубый дефект композиции гл. 9. От тюрк. Oguz> Uz. В русских летописях соответствует этникону «торки». Впервые в Повести временных лет упоминаются под 985 г. В византийских источниках самое раннее употребление термина – у Константина Багрянородного. В основном встречается в источниках XI в. Известны и другие византийские наименования узов-торков: огузы и гунны. Тюркские кочевые плена узов (огузов) населяли в X в. территории к северо-востоку от Каспийского моря, между Волгой и Аральским морем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

917 Поляне, кривичи и тиверцы являлись племенами восточной ветви восточных славян, которые поселились на берегах Днепра и его притоках, также как и на притоках Днестра. 918 Лаврентьевская летопись под 945 год; А. А. Шахматов. Повесть временных лет, 1, 60. По поводу русско-византийских договоров существует большая литература, особенно на русском языке. См.: А. А. Васильев. Византия и арабы. СПб., 1902, т. 2, с. 164–167, 246–249, 255–256. См. также: «7. Kulischer. Russische Wirtschaftsgeschichte. Jena, 1925, Bd. I, SS. 20–30; К. Bartova. Igor " " s Expedition on Tsargrad. – Byzantinoslavica, vol. VIII, 1939–1946, pp. 87–108. 921 Наши основные источники: Михаил Пселл. Хронография. Зоя и Феодора. Перевод, статья и примечания Я. Н. Любарского. М., 1978, с. 95–97 (Зоя и Феодора. Константин IX. XC-XCV). (В связи с тем, что представилась возможность привести ссылку на новое издание, исключены ссылки А. А. Васильева на издания Пселла его времени. – Науч. ред.) Georgii Cedreni Historiarum compendium. Bonn. ed., vol. II, pp. 551–555. См. также: В. Г. Васильевский . Труды, т. 1, с. 303–308; G. Schlumberger. L " Epopee byzantine. Paris, 1905, vol. III, pp. 462–476. 922 Constantini Porphyrogeniti De administrando imperio, cap. 37–40. (Константин Багрянородный. Об управлении империей. Текст, перевод, комментарий под редакцией Г. Г. Литаврина и А. П. Новосельцева. М., 1989, с. 154–167. Ссылки самого А. А. Васильева на иные издания данного сочинения исключены. – Науч. ред.) 927 См.; М. Amali. Storia dei Musulmani di Sicilia. Firenze, 1854, vol. I, p. 381, 522–523; A. Kleinclausz. L " Empire carolinigien: ses origines et ses transformations. Paris, 1902, p. 443 et suiv. 928 J. Gay. Lltdilie meridionale et l " empire byzantin depuis l " avenement de Basile Ie jusqúa la prise de Bari par les normands. 867–1071. Paris, 1904, pp. 84, 87, 88; М. Hartmann. Geschichte Italiens im Mittelalter. Gotha, 1908, Bd. III, I, SS. 306–307; F. Dvornik. Les Slaves, Byzance et Rome au IXe siecle. Paris, 1926, pp. 220–221.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010