В кон. XIX - нач. XX в. БИБО продолжало выпускать новые переводы и исправленные версии старых: в 1869-1871 гг.- перевод Евангелий и Деяний св. апостолов, выполненный Ф. Ремеком (1846-1917); в 1896 г. в Триесте (Трсте) - Евангелие от Марка, в 1870 г. в Вене - Евангелие от Матфея и Луки и в 1871 г.- Евангелие от Иоанна и Деяния св. апостолов. М. Валявец, еще будучи студентом, перевел 16 псалмов, а в 1873 г. напечатал в Вене перевод Послания к Римлянам и в 1877 г.- НЗ. В 1870-1898 гг. БИБО издало книги ВЗ и НЗ под ред. лингвиста Ф. Миклошича и писателя Й. Стритара. В 1904 г. в Любляне чех А. Храска начал работу над переводом всей Б., предназначавшимся для протестантов. С помощью Ф. Говекара, А. Микуша и др. в 1914 г. перевод был окончен. БИБО издало его в том же году в Любляне (19677). Согласно указанию на титульном листе, ВЗ переводился по евр. тексту, НЗ - по греч., на самом деле это компиляция различных предшествовавших переводов - Далматина, Лютера и др. Издание БИБО не включало второканонические книги. В дальнейшем работу над лит. переводом предприняли И. В. Весел, А. Медвед, С. Григорчич, Ф. Лампэ и Я. Э. Крек. В 1892 г. Весел издал Псалтирь, в к-рую вошел перевод псалмов 118 и 119, выполненный Григорчичем; в 1894 и 1906 гг. Медвед напечатал Плач Иеремии, в 1904 г.- Книгу Иова, в 1909 г.- Книгу пророка Иеремии; в 1904 г. вышли Книга Иова и псалом 118 в поэтическом переводе Григорчича, вскоре после смерти переводчика - Плач Иеремии. В 1894-1912 гг. Лампэ и Крек издали «Библейские рассказы». Люблянский еп. А. Еглич в 1915-1916 гг. напечатал собственный перевод Псалтири с толкованием. В 1916 г. в Мариборе М. Славич издал «Воскресные Евангелия», в 1917 г. последовало расширенное издание - «Воскресные и праздничные Евангелия». В 1918 и 1919 гг. Й. Зиданшек издал Евангелия и Деяния. В 1922 г. в Гориции (Горице) А. Павлица (под псевдонимом д-р Эгидий) напечатал Книгу премудрости Иисуса, сына Сирахова. В 1925 г. вышел перевод Евангелий и Деяний, осуществленный Г. Печьяком и А. Сноем с древнегреч. оригинала, в 1929 г. последовали Послания апостолов и Откровение ап. Иоанна. Обе части переиздавались в 1937-1939, 1948, 1949, 1954-1955 гг. В 1937 г. в Белграде БИБО издало Евангелие от Луки в переводе А. Вилхара. В 1939 г. в Целе М. Славич напечатал Пятикнижие и Книгу Иисуса Навина. Перевод был сделан с древнеевр. оригинала при помощи Я. Алексича и с древнегреч.- Ф. Ере. В 1959-1961 гг. Мариборская епархия издала Б. в 4 томах, в к-рую вошли репринт НЗ с изданий 1925 и 1939 гг. (4-й т.), 1-я часть ВЗ в переводе Славича (1939) и новый перевод оставшейся части ВЗ.

http://pravenc.ru/text/209473.html

Затем был оглашен договор, составленный [будто бы] от имени Хильдеберта и короля Хильперика, в котором содержалось следующее: после изгнания короля Гунтрамна они поделят между собой его королевство и города 1753 . Однако король [Хильдеберт] сказал, что это было сделано без его ведома, говоря: «Это ты, епископ, натравил друг на друга моих дядьев, для того чтобы между ними вспыхнула междоусобица. Вот почему выступившее войско разрушило и опустошило город Бурж, округ Этампа и крепость Шатомейан 1754 . В этой войне погибло много людей, души которых, как я думаю, будут призваны на суд Божий по твоей милости». Этого епископ не мог отрицать. Ведь те письма также были найдены в одном из ларцов в королевской сокровищнице Хильперика и попали к Хильдеберту в то время, когда после убиения Хильперика его сокровища были вывезены из виллы Шель, расположенной близ города Парижа, и переданы ему, Хильдеберту 1755 . Поскольку слушание этого дела все более затягивалось, появился Епифаний, аббат базилики святого Ремигия, и сказал, что Эгидий получил две тысячи золотых и много драгоценностей за сохранение верности королю Хильперику. Предстали перед судом также и послы, которые были с Эгидием у названного короля, и сказали: «Эгидий, оставив нас, долго беседовал с глазу на глаз с королем. О сказанном ими мы ничего не ведали, и лишь позднее мы узнали о вышеупомянутом опустошении». Так как Эгидий отрицал это, то аббат, который был постоянным соучастником этих секретных замыслов, назвал место, где были переданы ему упомянутые золотые монеты, и человека, который их передавал, и подробнейшим образом рассказал, как это произошло и как они договорились о свержении и убиении короля Гунтрамна и его самого [Хильдеберта]. И, уличенный еще раз, Эгидий сознался и в этом. Когда созванные епископы узнали, что служитель Господний был сообщником в совершении таких злодеяний, они, огорченные, попросили отсрочки на три дня для обсуждения дела, видимо, с тем, чтобы Эгидий, образумившись, смог изыскать какой-либо способ очистить себя от обвинений, которые были ему предъявлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Эгидий Колонна//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. III.  Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994. Шишков А.М. Эгидий Римский//Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001.  – Т. IV. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – СПб.: МИФРИЛ, 1995.    Гаврюшин Н.К. «Непогрешимый богослов». Эгидий Римский и его трактат «Ошибки философов»//Труды Минской духовной академии. – Жировичи, 2002. – 1. Гаврюшин Н.К. Споры о спиритуалах в Западной Церкви. Эгидий Римский против Петра Оливи//Труды Минской духовной академии. – Жировичи, 2003. – 2. Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. – Тбилиси: Ганатлеба, 1981. С.126–127. Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века/Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.   Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.   Реале Дж.,  Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК " Петрополис " , 1995.  Ревякина Н.В. Педагогические идеи Эгидия Колонны и итальянский гуманизм//Культура Возрождения и средние века.  М., 1993. Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. Учебное пособие. – М.: Издатель Савин С.А., 2003. С.439–443. Штёкль А. История средневековой философии. – СПб.: Алетейя, 1996,  с.239. Эдельштейн Ю.М. Проблемы языка в памятниках патристики//История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985. Библиография работ автора: О правлении государей: [Фрагменты]// Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах/Сост., ст. к разделам и коммент.: В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш – М.: АО " Аспект Пресс " , 1994.  – Т. 2. О правлении государей: [Фрагменты]/Пер. с лат.: Н.В.Ревякина и Г.В.Рябова//Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб.пособ./Сост. и отв. ред.:  В.Г.Безрогов; под общ. ред Т.Н.Матулис. –  М.: РАО, 1996. 

http://bogoslov.ru/person/3177432

230 ...«и это вменено ему в праведность». — Пс.:105, 31. 231 ...«Ибо все боги народов — бесы, Господь же небеса сотворил». — Пс„ 95, 5. 232 ...«Идолы язычников — серебро и золото... Подобны им будут — все надеющиеся на них» — Пс. 134. 15:18. 233 ...«Да постыдятся... хвалящиеся идолами своими». — Пс.:96, 5. 234 ...«Что за польза от истукана... да убоится пред лицом Его вся земля». — Авв„ 2, 18. 20. 235 ...«Боги, которые не сотворили неба и земли, да исчезнут с земли и из-под небес». — Иер„ 10, 11. 236 ...«Так говорит Господь... для обитания сотворил ее». — Ис.:45, 18; 42. 8. 237 «Я Господь... не дам славы Моей.... истуканам, которые были от начала ничтожны». — Ис.. 42. 8. 238 ...«Есть ли между истуканами языческими — боги, производящие дождь?» — Иер. 14. 22. 239 ...»...Сделал это [кузнец]... « — Слова faber, ferravius — «кузнец», имеющиеся в Вульгате, у Григория отсутствуют. 240 ....»...гвоздями и молотками скрепляет — ходить они не могут...» — Иер.:10, 4 и 5. 241 «Я первый, и Я последний»... — Начиная с этих слов и кончая словами: «Не обман ли в правой руке моей?» — кратко и несколько по-иному изложено Григорием по книге пр. Исайи (44, 6 — 20). 242 Авит — тесть поэта Сидония Аполлинария. Был императором Западной Римской империи с 10 июля 455 г. по 6 октября 456 г. 243 ... он был свергнут сенаторами и поставлен епископом... — В 456 г. 244 Авиту наследовал Марциан. — Марциан — император Восточной Римской империи (450 — 457), императором Западной Римской империи только числился. Умер в 457 г. После него императором стал Майориан (457 — 461). 245 Эгидий Афраний Сиагрий — магистр конницы; происходил из знатной римском семьи в Восточной Галлии. Став магистром конницы, он действует в интересах империи: в 459 г. защищает Арль от вестготов, в 460 г. сопровождает императора Майориана в Испанию в его экспедиции против вандалов. После убийства Майориана (460) Эгидий, защищая Галлию от вестготов, вынужден был оставить Южную Галлию в руках варваров. Он отступил к Луаре, но вестготы преследовали его до долины Луары. Затем Эгидий одерживает победу под Орлеаном; в этой битве. как упоминает Григорий, мы и встречаем Хильдерика в качестве союзника Эгидия. Эгидий умер в 464 г., после сражения с саксами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

Несмотря на это епископы не посмели ослушаться приказания короля. И вот, когда они собрались все вместе, их доставили в город Мец, где находился и упомянутый Эгидий. Тогда король, объявив его своим врагом и предателем страны, поручил ведение дела бывшему герцогу Эннодию. Первым пунктом обвинения Эннодия был следующий: «Скажи мне, епископ, что побудило тебя покинуть короля, в чьем городе ты был облечен саном епископа, и присоединиться к свите короля Хильперика, который всегда выказывал себя недругом нашего государя-короля и который убил его отца, обрек его мать на изгнание и захватил [часть] его королевства 1751 , и почему в тех городах, в которые, как мы сказали, он вероломно вторгся и которые подчинил своей власти, ты удостоился получить от него поместья из государственных владений?» На что Эгидий ответил: «Не могу отрицать, что я был приближенным короля Хильперика, однако приверженность эта никогда не шла во вред королю Хильдеберту. Виллы же, о которых ты упоминаешь, я получил по дарственным грамотам короля [Хильдеберта]». Когда Эгидий предъявил для всеобщего обозрения эти грамоты, король отрекся, сказав, что не совершал этого дарения. Разыскали Оттона, который тогда был референдарием 1752 , чьей подписью, оказавшейся поддельной, была скреплена грамота. Оттон явился и сказал, что он не ставил своей подписи под этой грамотой. Действительно, подпись, сделанная якобы его рукой, на этой грамоте была поддельной. Таким образом, в этом деле епископ прежде всего был уличен в подлоге. После этого были оглашены письма, направленные Хильперику, в которых содержалась клевета на Брунгильду, а также письма Хильперика к епископу, в которых, между прочим, были следующие слова: «Пока корень чего бы то ни было не уничтожат, побег, прорастающий из земли, не засохнет». Отсюда совершенно очевидно, что здесь писалось об убиении прежде Брунгильды, а после ее сына. Епископ же отрицал как то, что посылал эти письма от своего имени, так и то, что получал ответ на них от Хильперика. Но на суде присутствовал его доверенный слуга, у которого письма эти были занесены в почтовую книгу; вот почему у присутствующих не возникло сомнения в том, что письма отправлялись епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

2010. P. 17-85; idem. Petrus Johannis Olivi: Lectura super Mattheum, prologus//Oliviana. 2012. Vol. 4. P. 1-37 [Электр. ресурс: http://journals.openedition.org/oliviana/498]; idem. Olivi and Bonaventure: Paradoxes and Faithfulness//Franciscan Studies. 2016. Vol. 74. P. 1-14; Vian P. L " opera esegetica di Pietro di Giovanni Olivi: Uno «status quaestionis»//AFH. 1998. Vol. 91. P. 395-454; Pierre de Jean Olivi (1248-1298): Pensée scolastique, dissidence spirituelle et société: Actes du colloque de Narbonne, mars 1998/Ed. A. Boureau, S. Piron. P., 1999; Llorente Megias P. La crítica de Petrus Iohannis Olivi al aristotelismo de su tiempo: Diss. Barcelona, 2000; Гаврюшин Н. К. Споры о спиритуалах в Зап. Церкви: Эгидий Римский - критик Петра Оливи//Тр. Минской ДА. Жировичи, 2003. 2. С. 55-68 (переизд.: он же. Споры о спиритуалах: Эгидий против Петра Оливи// Он же. Непогрешимый богослов: Эгидий Римский и теологические споры в Зап. Церкви (кон. XIII - нач. XIV вв.). М., 2006. С. 178-203); Madigan K. Olivi and the Interpretation of Matthew in the High Middle Ages. Notre Dame, 2003; Forni A. Petrus Iohannis Olivi, Lectura super Apocalipsim. R., 2009 [Электр. ресурс: idem. Pietro di Giovanni Olivi e Dante: Un progetto di ricerca//CF. 2012. Vol. 82. N 1/2. P. 87-156; Pierre de Jean Olivi: Philosophe et théologien: Actes du colloque de Philosophie médiévale, 24-25 oct. 2008, Univ. de Fribourg/Ed. C. König-Pralong e. a. B.; N. Y., 2010. (Scrinium Friburgense; 29); Suarez-Nani T. La sagesse chrétienne comme instance critique en philosophie: Une introduction à la lecture du «De perlegendis philosophorum libris»//Pierre de Jean Olivi: Philosophe et théologien. 2010. P. 409-229; Forni A., Vian P. Un codice curiale nella storia della condanna della Lectura super Apocalipsim di Pietro di Giovanni Olivi: Il Parigino latino 713//CF. 2011. Vol. 81. N 3/4. P. 479-558; 2012. Vol. 82. N 3/4. P. 563-677; Schumacher L. Divine Illumination: The History and Future of Augustine " s Theory of Knowledge.

http://pravenc.ru/text/2580398.html

Авиту наследовал Марциан 244 . В Галлии же военным полководцем был назначен римлянин Эгидий 245 , 12. Когда Хильдерик был королем над франками 246 , он, отличаясь чрезмерной распущенностью, начал развращать их дочерей. Это вызвало ярость франков, и они лишили его королевской власти 247 . Узнав о том, что они хотят еще и убить его, он отправился в Тюрингию 248 , оставив на родине верного ему человека 249 , который сумел бы смиренными речами смягчить сердца разгневанных франков и подать сигнал, когда ему можно вернуться на родину. Условным знаком был золотой слиток, поделенный между ними пополам; одну его часть взял с собой Хильдерик, а другую – его приближенный, который при этом сказал: «Когда я тебе пришлю мою часть и она вместе с твоей образует золотой слиток, тогда ты со спокойной душой возвращайся на родину». И вот, придя в Тюрингию, Хильдерик укрылся у короля Бизина 250 и его жены Базины. Франки же, прогнав Хильдерика, единодушно признали своим королем Эгидия, магистра армии, посланного, как мы упоминали выше, в Галлию Римской империей 251 . Когда Эгидий уже восьмой год правил франками, верный человек Хильдерика, тайно склонив франков на его сторону, послал к нему вестника с частью поделенного золотого слитка, которую он хранил у себя. А Хильдерик, узнав в этом надежный знак того, что его опять желают франки и сами даже просят, возвратился из Тюрингии домой, где был восстановлен в королевской власти. И вот во время их правления 252 та Базина, о которой мы упоминали выше, оставив мужа, пришла к Хильдерику. Когда Хильдерик, озабоченный этим, спросил о причине ее прихода из такой далекой страны, говорят, она ответила: «Я знаю твои доблести, знаю, что ты очень храбр, поэтому я и пришла к тебе, чтобы остаться с тобой. Если бы я узнала, что есть в заморских краях человек, достойнее тебя, я сделала бы все, чтобы с ним соединить свою жизнь». Хильдерик с радостью женился на ней. От этого брака у нее родился сын, которого Базина назвала Хлодвигом. Хлодвиг был великим и могучим воином 253 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Католические богословы этот зигзаг мысли великого схоласта пытаются объяснить в том смысле , что, по Аквинату, общественная собственность по плечу только совершенным. А потому, он подводит частную собственность под jus gentium - закон для падшего человечества. Иначе говоря, право собственности «естественно» для падшего человека, а поскольку все согрешили, то оно не противоречит естественному закону и дополняет его. И потому должно быть нормой христианской жизни. Заметим, что это объяснение предполагает, что Фома в общей собственности все же видел христианский идеал, правда недостижимый в силу падшести человеческой. Но думается, что оно неудовлетворительно, поскольку слабо согласуется как с текстами самого Фомы (который упоминает о jus gentium, но вне связи с вопросом о собственности), так и с мнениями его ближайших учеников. Например, Эгидий Римский (рубеж XIII-XIV вв.), разъясняя учение Фомы, утверждает, что собственность «некоторым образом естественна для человека», доказательством чему служит ее повсеместная фиксация позитивным правом . Это позволяет оговорку Фомы о том, что «разделение имуществ было осуществлено в соответствии не с природным законом, но по человеческому соглашению», понимать не в порицающем смысле («увы», «к сожалению»), а в смысле доказательном: «человеческие соглашения» указывают на естественность закона. Таким образом, взгляды Фомы на собственность реконструируются следующим образом. «Общность имущества» следует понимать не в смысле общественной собственности, а в смысле наличия у всех частной собственности. Именно это и является естественным законом, доказательством чему служит наличие права частной собственности у всех народов (хотя способ распределения ее различен). Более того, право собственности как раз и дает возможность реализовать естественный закон в имущественной сфере. Фома, как явствует отсюда, вовсе не считает общую собственность идеалом; идеал для него - частная собственность у всех. Эгидий считает, что в принципе общая собственность выше, объясняя, что «чем более общим является благо, тем оно божественнее», но общественная жизнь предназначена не для святых, а для обычных людей, а потому самому государству выгоднее поддерживать строй, основанный на частной собственности . У Фомы же мышление другое - не видя в общественной собственности никакой моральной высоты, он, наоборот, уверен в необходимости частной собственности, и в подтверждение этого приводит ряд аргументов:

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/13/...

Sum. th. II 1. 4. 1. 1. 1). Представления Альберта об И. получили дальнейшее развитие у его ученика Фомы Аквинского ( 1274). Следуя Аристотелю, Фома утверждал, что форма, являющаяся чем-то общим, не может быть принципом И. При этом первая материя также есть нечто общее для мн. вещей, поэтому Фома уточнял представление о материи как принципе И., отмечая, что таким принципом является не материя вообще, но «обозначенная» (signata) материя: «Не в любом смысле взятая материя есть принцип индивидуации, но лишь обозначенная материя» ( Thom. Aquin. De ente et essentia. 2). Характерным признаком «обозначенной материи» является то, что она имеет количественное измерение: «Я называю обозначенной материей такую материю, которая рассматривается с учетом определенных размеров (sub certis dimensionibus)» (Ibidem). И. человеческой души также объяснялась Фомой с помощью материи. Поскольку душа есть форма тела, она является индивидуальной благодаря неразрывной связи с ним. Учение о материи как принципе И. имело следствием вызвавшее большие споры учение Фомы о том, что в области нематериальных существ ( ангелов ) всякий индивид одновременно является видом. Учение Фомы Аквинского об И. положило начало влиятельной традиции, среди сторонников к-рой были Эгидий Римский († 1316), Петр Абанский († 1316), Гервей Наталис ( 1323), кард. Каэтан (1469-1534), Иоанн Пуансо ( 1644) и др. Эгидий Римский называл принципом И. «протяженную материю» (materia extensa); Петр Абанский говорил о «материи, существующей в неких обозначенных измерениях» ( Petrus Abanus. Conciliator contoversarium, quae inter medicos et philosophicos versantur. Venetiis, 1565. Fol. 36); Гервей Наталис прямо называл количество (quantitas) «принципом индивидуации материальных субстанций» ( Hervaeus Natalis. Quolibeta undecim. VIII 12. Venetiis, 1513. Fol. 152). Каэтан разъяснял учение Фомы Аквинского в том смысле, что «обозначенная материя» - конкретная «эта» материя, которая не может быть иной. Количественное различие Каэтан считал не чем-то присоединяющимся к материи извне, но внутренним свойством материи.

http://pravenc.ru/text/389565.html

Кроме визант. имп. Льва I Л. С. не признал комит Далмации Марцеллин. Уже в 461 г. комит получил поддержку имп. Льва I и начал военные действия против Рицимера. Однако в 462 г. дипломатические усилия Рицимера привели к тому, что Лев убедил Марцеллина прекратить на время боевые действия, хотя напряжение между ним и Рицимером сохранялось. С 462 г. вандалы возобновили морские набеги из Карфагена на побережье Италии, а в 463 г. захватили Сардинию и Корсику. Король вандалов Гейзерих поддерживал в качестве претендента на римский престол имп. Олибрия, женатого на Плацидии, дочери имп. Валентиниана III (425-455), и жившего в К-поле. В Галлии власть Л. С. не признал магистр армии Эгидий. Рицимер назначил вместо него лояльного к Л. С. Агриппина, однако Эгидий не смирился с тем, что его сместили с должности, и закрепился с войском на севере страны. Кроме того, могущественный комит и магистр Непоциан, имевший в империи ранг, равный с Рицимером, также не признал Л. С. и вступил в союз с вестготами в Испании. Галлия оказалась разделена между 3 лагерями враждующих полководцев, каждого из к-рых поддерживали группировки германцев. В течение последних 2 лет правления Л. С. происходило некоторое потепление в отношениях Италии и К-поля. С 464 г. консулы на Западе не провозглашались; это право было полностью передано имп. Льву. Вторая новелла Л. С. (от 25 сент. 465) была издана от имени его и имп. Льва. Остается неизвестным, давал ли Лев на это разрешение, или же Л. С. этим жестом пытался продемонстрировать свое согласие со Львом. Новелла касается вопросов о браке представителей куриалов с колонами и ужесточает положение последних, т. к. отныне дети от этих браков переходили в состояние колонов. Более ранняя новелла, от 20 февр. 463 г., подтверждала законодательство имп. Майориана о вдовах, которым запрещалось отчуждать имущество своих покойных мужей, но разрешалось свободно пользоваться правом узуфрукта. Л. С. умер в Риме; согласно указанию в «Старших Венских фастах» - 15 авг. (Chron. min.

http://pravenc.ru/text/2463655.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009