«Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф. 4: 5-6). Представим себе, что Господь в угоду сатане бросился бы вниз: остается невидим: толпы, увидев чудо, бросятся к Нему, провозгласят великим из великих. Но при внимательном рассмотрении вдруг обнаружат, что перед ними не Христос, а, возможно, Македонский царь, или Цезарь, а, может быть, и Помпей. Эта духовная гордыня немыслима и потому следует праведный ответ. «Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4: 7). Следует помнить, что поиск Бога не должен быть связан с безграничным требованием своего эгоистического начала показать Его нам немедленно, потому что этого захотела наша поврежденная сущность. И победить дьявола возможно, по слову Иоанна Златоуста, «не знамениями, но незлобием и долготерпением…» Христос показывал новый пример человеческих отношений, где важнейшими спасительными качествами становились смирение и отсутствие гордости. Это был отказ от Каинова наследия, которое преследовало человечество на протяжении нескольких тысячелетий. Это было невероятно сложно человеческому естеству во все времена. Однако именно Бог показывает силу Своего смирения, чтобы человек, Его творение, взирая на пример Творца, выкажет послушание своему Отцу. Ибо, если не будет послушания, то неизбежно отравление змеиным ядом власти, который спешит предоставить человеку лукавый демон. «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф. 4: 8-9). Известно, ради достижения власти, человек, порой, готов совершать страшные преступления, и сатана, зная человеческие слабости, искушает Сына Человеческого самым дерзким искушением – искушением власти. Кроме того, лукавый как всегда лжет, заявляя, что все царства принадлежат ему. Ему принадлежат лишь его искушения и ложь, и те, кто поддался этим лживым искушениям, строя государства, не согласуясь с Божественными заповедями. Могут ли они построить долговечные строения? Сомнительно. Достаточно вспомнить великие царства древнего мира, приходящие и уходящие со стремительной скоростью из бытия в небытие: Навуходоносор Вавилонский, Крез Лидийский, Кир Персидский, Александр Македонский. Их мечтания о великих государствах, о царстве счастья и свободы в действительности преломлялись в уничтожение человеческой личности. Государственная целесообразность душила личность человека, превращая его в винтик бездуховного механизма. И подчинение души сему механизму способно привести человека только к саморазрушению и самоуничтожению; подчинение этому механизму приводит к тому, что вместо Бога на Его место ставим в духовном мире кумира, имя которому – государство.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/13/...

Содержание СОДЕРЖАНИЕ Апостол Петр, как сам говорит, пишет иудеям, находящимся в рассеянии и сделавшимся христианами. Послание его учительное. Так как некоторые из иудеев уверовали, то апостол утверждает их в вере. Прежде всего он объясняет и доказывает, что вера во Христа предвозвещена была пророками, как и искупление Кровию Его было предсказано чрез них, и что иудеям и язычникам возвещено все то, во что желают проникнуть ангелы. Потом он убеждает тех, к кому пишет, вести себя достойно Призвавшего их, увещевает их почитать правителей, а женам и мужьям заповедует единомыслие. Предложив далее несколько нравственных увещаний, объявляет, что Господь во аде проповедовал о спасении и воскресении, для того, чтобы прежде умершие воскресли, и судимы были в теле, и в благодати воскресения пребыли; присовокупляет, что всему приблизился конец, и все должны быть готовы отдать отчет Судии, и затем оканчивает послание.  ОГЛАВЛЕНИЕ О возрождении во Христе; о терпении в испытаниях и о спасительной вере, предвозвещенной пророками; о надежде и освящении, и о твердом поведении, требуемом усыновлением; о жизни, достойной усыновления во Христе на пользу и внешних (язычников) в славу Божию; о подчинении начальникам, братолюбии и богочестии, где: а) о подчинении рабов господам и незлобивом терпении ради Христа, б) о повиновении жен, их единомыслии с мужьями, и спасении, подаваемом от Духа, по образу Сарры, в) об обязанности мужей к женам, г) о кротком незлобии ко всем, образец которого представляет человеколюбие Божие, явленное при Ное, и сострадание Христово к нам, являемое в крещении; об отложении худых дел, и о принесении плодов Духа по различию дарований; о том, что по общению со Христом должно побеждать чувственные страсти и с упованием на Него переносить вред от других; увещания пастырям заботиться о стаде; об общем всем смиренномудрии в отношении ко всякому для победы над диаволом. Молитва о совершенстве верующих.  ГЛАВА ПЕРВАЯ Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Упоминается сегодня и другой повод отвергнуться себя. Апостол напоминает о церковном обычае, чтобы женщина молилась с покрытой головой. Этот обычай держится по сей день. И вот такая, казалось бы, простая вещь иными женщинами воспринимается с сильнейшим протестом. Дело, конечно, не в самом платке. Апостол напоминает о природной подчиненности жены мужу. А платок – внешний знак этой подчиненности. «Мужу глава Христос», а «жене глава – муж». И «муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа». И поэтому «всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает свою голову». Не люди так придумали, но Бог так устроил. И неужели от Бога может исходить что-либо неразумное, постыдное? Все прекрасно, когда все на своем месте. Но для женщины, воспитанной на противоположных принципах, впервые покрыть голову в церкви, – настоящий подвиг, настоящее отвержение себя ради Христа. Вот только два примера. Но каждый из нас мог бы привести много своих собственных. Потому что каждый, стараясь идти за Христом, преодолевает свои собственные трудности, рвет свои собственные путы. И не надо жалеть этих пут. Нельзя держаться за что-то гибельное только потому, что оно мое. Ибо, что значит «мое»? – а только то, что оно губит только меня. Поистине, «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее». Пятница. О волосах и о чести Мф.17:10–18 1Кор.11:8–22 Все в Божьем мире – на своих, Богом определенных, местах. Так и отношения мужа и жены находятся в прямой зависимости от происхождения обоих. И хотя об этом сказано в Священном Писании , Апостолу приходилось напоминать, что «не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа». А поскольку человек принадлежит как видимому миру, так и невидимому, то жена не просто должна знать и помнить о своем происхождении, но и «должна иметь на голове своей знак власти над нею»: покрывать голову во время предстояния пред Богом. И даже не для человеков это важно, а «для Ангелов». Потому что послушание по плоти говорит о духовном преуспеянии, и Ангелы более, нежели люди, способны это оценить.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

17. Еще сказала: надобно нам с рассуждением управлять душею; и находящимся в общежитии, не нужно нам приобретать собственности, не надобно служить собственной воле, но надобно по вере повиноваться отцу. Мы осудили себя на изгнание, т.е. сделались чуждыми мирских забот. И так не попустим себе опять искать мира: там мы имели славу, здесь - поношение; там - изобилие явств, а здесь недостаток и в хлебе. 18. Авва Иперехий сказал: что драгоценность монаха есть послушание. Стяжавший послушание, и сам будет услышан, и с дерзновением предстанет пред Распятого: ибо распятый Господь послушлив был даже до смерти (Фил. 2, 8). 19. Старцы говорили: если кто имеет веру к другому и самого себя отдает в подчинение ему, тот не имеет нужды внимать заповедям Божиим, а должен волю свою предать отцу своему, - и не останется виновным пред Богом. 20. Старцы говорили: Бог того хочет от христиан, чтобы каждый был послушен Священному Писанию; - здесь заключается то, что нужно говорить, и что делать, и чтобы повиноваться начальникам (Евр. 13,17) и отцам православным. 21. Брат, обиженный неким, пришел к старцу в келию и говорит ему: отче, я скорблю. Старец спрашивает: от чего? Он сказал: некий брат обидел меня, и меня мучит демон, доколе я не воздам ему. Старец говорит ему: послушай меня, чадо, - и Бог избавит тебя от этой страсти. Для примирения с братом, пойди в келию свою, и молчи, усильно молясь Богу об обидевшем тебя брате. Брат, пошедши, сделал, как сказал ему старец. И в продолжении семи дней Бог отъял от него гнев ради того принуждения, которое он делал себе. 22. Брат в Скиту, идя на жатву, пришел к великому старцу и сказал ему: скажи мне, авва, что мне делать? Я иду на жатву. Старец говорит ему: если скажу тебе что, будешь ли повиноваться? Брат отвечает: послушаю тебя. Старец сказал ему: если послушаешь меня, то вставши пойди, откажись от жатвы сей, и приди сюда, и я скажу тебе, что делать. И брат, пошедши, отказался от жатвы, и пришел к старцу. Старец сказал ему: ступай в келию свою, и в продолжении сей пятидесятницы один раз в день ешь сухое с солью, и потом я скажу тебе другое дело. Брат, пошедши, сделал так, и опять пришел к старцу. Старец же, увидевши, что он делатель, сказал ему, как должно жить в келии. И брат, отошедши в келию свою, пал лицем на землю, и три дня и три ночи плакал пред Богом. И после сего, когда помыслы говорили ему: ты возвысился, сделался великим, - он представлял свои грехи, говоря: а где все грехи мои? Если же опять помыслы говорили ему: ты много сделал грехов в нерадении, то и он говорил: но я служу Богу и верую, что Он сотворит со мною милость. Побежденные демоны явились ему в чувственном виде, и говорили: мы оскорблены тобою. Брат говорил им: от чего? Демоны отвечают: если мы вознесем тебя, то ты прибегаешь к смирению; если унизим тебя, то ты восходишь в высоту.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

1933 г. 23/III. Из письма к иеродиакону А. Нынешние миссионерские труды и подобные им свидетельствуют, что современные христиане – не христиане, но еще оглашенные, а пастыри есть простые огласители, пользующиеся чужими трудами – плодами духа, а своего не имущие. Горе нам! Ведь теперь из оглашеннного не сделаешь верующего. Итак, и те и другие не отказались от Христа, но живут душевной жизнью и не стали разуметь духовной, а это уже отсутствие духа жизни. Чего же ждать? Только жестоких отрезвляющих скорбей. 1933 г. Келья. Теперь господствует вид благочестия без силы его – сластолюбие, а не боголюбие: (1) Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. (2) Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, (3) непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, (4) предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, (5) имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся ( 2Тим. 3:1–5 ). Промысл Божий без участия нашего Я, то есть свободы нашей, ничего не делает с нами. Безусловное послушание основано на доверии послушника к руководителю, как это бывает в духовной жизни. Простая же необходимость послушания, хотя и основывающаяся на морали, как это бывает в общественной и государственной жизни, чиновничестве и даже обыкновенном внешнем монашестве, есть формальный закон и как таковой далеко не совершенен, почему в него глубоко слишком внедряются человеческие и житейские начала и отношения; это вызывает взаимодействие власти с подчиненными. И в жизни современных епархий не действует нравственный закон безусловного послушания, но формальное послушание власти, отчего и бывает, что резолюции епископа и консистории исполняются чаще всего сообразно с обстоятельствами или желаниями лиц, к которым относятся, а то и вовсе не исполняются или отменяются. 1933 г. Современные православные христиане – и пастыри, и паства – живут чужим запасом благодати Божией, пребывающей в Церкви, а не своею, которой не стяжевают даже простым ей послушанием, не говоря уже о подвигах, которых в них не видно. Но живые по духу верные хотят и видеть, и иметь свою личную благодатную жизнь. Вот трагедия их.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

3) От сего видно, что те христиане отсечены и отторгнуты от Христа и Церкви Его святой, которые Ему послушания не оказывают, но по своим прихотям живут. Члены своей главе повинуются, но другого тела главе не повинуются. Например, Петрова тела члены не делают того, что Павлова голова задумает и захочет, так как Петровы члены не соединены с Павловою головою. Так, тот христианин, который не чинит послушания Христу, свидетельствует о себе, что он отторгся от Христа и не есть истинный и живой член Церкви Его святой, но есть член мертвый, и как ветвь, высохшая и отсеченная от лозы (Ин. 15:6), хотя и имя Христово исповедует, и в церковь с верными ходит, и прочие дела творит. 4) Еще видишь, как христианин с братом своим христианином обходиться должен, а именно, как сам с собою, то есть не лестно, не коварно, не лицемерно, но просто и искренно; чего себе не хочет, того и ему не делать; и чего себе хочет, то и ему делать; что языком ему говорит, то и в сердце иметь; и как внешне является ему благосклонным, ласковым, любящим и благотворительным, таковым и внутри себя быть. Всего этого требует соединение членов, в едином теле соединенных. 5) Кто с ближним не любовно, но лукаво и лицемерно и немилостиво обходится, не есть истинный христианин, как выше сказано, но есть лицемер. 6) Таковые христиане да внимают, что им пророк возвещает: Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Лк. 3:9). Статья 7. О взаимной должности христианской     В предыдущей статье вкратце предложено (рассуждение) об общей должности христианской друг к другу, которую имеет христианин к христианину. В этой (статье) предлагается рассуждение о той должности, которую имеют начальники к начальникам, и подчиненные к начальникам, родители к детям, и дети к родителям, и прочее.   Глава 1. О власти христианской вообще и подвластных   Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. (Рим. 13:1-2 ; 1 Петр. 2:13-19; Прем. 6:1-8, и прочее)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   Блаженные старцы, слова которых мы предлагаем, своим главным попечением имели исполнение слова Господня, которое предписывает каждому верующему долг самоотвержения. Вступление верующего в небесное воинство начинается с этой ступени. Посему и Господь говорит, что «всякий, кто не отвергается себя и не возненавидит души своей, не может быть Моим учеником» (Мф. 16:24; Лк. 14:26). Старцы познали на своем богатом опыте, а также на опыте своих отцов, которым они верно служили, что вся «мерзость запустения» (Мф. 24:15), называемая «ветхим человеком», состоит из эгоизма. Эгоизм представляет собой ядро греховной личности, всю совокупность извращенных и противоестественных стремлений и действий омертвевшего и тленного человека. И потому наши отцы были безжалостны ко всему, что заключало и таило в себе частицы этого «эго», настойчиво призывая к врачеванию этой болезни неотступным самоотвержением. Воспламеняя верой божественную ревность, они сделали самоотвержение своим неизменным долгом, и все их усердие было направлено к одному: подчинить всякое помышление «в послушание Христу» (2 Кор. 10:5). В своих внешних обязанностях они подчинили себя правилам и уставам, которых неукоснительно держались, и хранили их так тщательно, как могли, даже когда эта упорядоченная жизнь обратилась уже в привычку и навык. Подобное любочестное злострадание отцы переносили ради того, чтобы иметь полное послушание Божественной воле, которое было разрушено и уничтожено грехопадением. Именно благодаря послушанию стало возможным возвращение к Богу и, значит, соединение с Ним. Ибо что иное явилось причиной падения и отпадения от Бога, если не преслушание и искание независимости и благоденствия вне Божественной благодати? Пришествие Бога Слова, воспринявшего наше естество, вновь освятило изначальное предназначение человека. Сам Господь был «послушным даже до смерти» (Флп. 2:8), дабы показать, что возвращение к жизни и бессмертию невозможно без общения с Богом и подчинения Ему. Мудрые старцы, отвергнув абстрактную веру («не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное» — (Мф. 7:21), настаивали на тщательном соблюдении Божественных заповедей, и сами на Деле запечатлели свою нераздельную любовь к Богу. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21). «Они, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господа» (Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» — (Мк. 10:45), преображались «в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Апостол Павел, говоря о домостроительстве человеческого спасения, с особой силой подчеркивает неисповедимость всеблагой воли Божией: « О бездна богатства, и премудрости, и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! » (Рим. 11:33). По Своей великой премудрости и благости Бог дарует свободу сотворенному человеку, но никакое уклонение человека от Божественного предназначения не может ограничить абсолютную свободу Бога. Бог совершенно свободен в Своих промыслительных действиях. Являя Свой Промысл в отношении всех категорий тварного бытия, и в первую очередь человека, Он не оставляет той абсолютной высоты любви и свободы, которая была явлена Им в создании мира. Святая Церковь учит о том, что Пришествие в мир и Искупление падшего человека совершены Богом добровольно и абсолютно свободно — в свободе Его бесконечной благости и любви. Нравственно-богословский аспект свободы Богочеловека Свобода Богочеловека Господа Иисуса Христа в тех проявлениях, как она описана в Святом Евангелии, предстает перед нами в двойном аспекте: это свобода в послушании Небесному Отцу и свобода господства над природной необходимостью. Свободная воля Господа Иисуса Христа как воля совершенного Человека во всем следовала Божественной воле Отца: « Не чего Я хочу, а чего Ты » (Мк. 14:36); « не Моя воля, но Твоя да будет » (Лк. 22:42). Своим учением, Своими делами и всей Своей жизнью Христос творил не Свою волю, но волю пославшего Его Отца, заключающую в себе тайну будущего всеобщего воскресения (Ин. 6:38—39). Евангелие свидетельствует о том, что Христос пребывал в подвиге борения: Гефсиманская молитва явилась торжеством нравственно-волевой победы человеческой природы Христа над ее естественной немощью, динамически приобретенной Адамом в грехопадении и потенциально усвоенной Сыном Божиим в Воплощении, с тем, чтобы побежденное в Адаме победило во Христе. В послушании Небесному Отцу человеческая свобода Христа проявила и осуществила себя во всей своей идеальной полноте. Свобода Богочеловека в господстве над природной необходимостью проявилась в Его добровольном подчинении причинно-следственным закономерностям жизни мира.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4143...

бб) В 1444 г. родился великий подвижник, преподобный Александр Свирский (30 авг.). Он также с детства думал о монашеской жизни, Когда он был юношей, в дом его отца однажды пришли валаамские иноки. Они рассказали Александру о своей обители и тихой жизни в ней, и эти рассказы решили судьбу Александра: отпросившись у отца в соседнее село, он тайно ушел на Валаам. Когда через три года отец разыскал сына, то св. подвижник решительно отказывался видеться с ним; только тогда, когда отец в отчаянии грозил наложить на себя руки, Александр вышел к нему. Но ни мольбы, ни слезы родителя не заставили его вернуться в мир; напротив, он сам убедил своего отца и мать принять монашество. (См. брош. «Тесныя врата», Н. Сперанского, стр. 20). 6. Повинуйся Богу а) Библейские тексты о послушании Богу. Послушание Богу – заповедано: Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь Бог ваш ( Лeb. XVIII. 4 ). – Господу Богу вашему последуйте, и Его бойтесь; заповеди Его соблюдайте, и гласа Его слушайте, и Ему служите и к Нему прилепляйтеся ( Bmop. XIII. 4 ). Послушание Богу состоит: а) в послушании Его голосу или закону: Ты заповедал поведения Твоя хранить твердо (Пс. 4). – Слушайтесь гласа Моего, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо ( Uep. VII. 23 ). – Идите, научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел как ( Mф. XXVIII. 20 ). – Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Иоан. 1, 5). б) в послушании евангелию: благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Но не все послушались благовествования ( Puмл. VI, 17; X. 16 ). в) в подчинении установленным властям: будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа. (Ибо) такова есть воля Божия ( 1Nemp. II. 13. 15 ). Для послушания Богу: а) необходима благодать Божия: Бог мира да усовершит вас во всяком добром деле к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа ( Ebp. XIII. 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Для пустынников было недостаточно внешнего отречения от привязанности к миру — это только начало, первая ступень. Много важнее и труднее достичь внутреннего освобождения от привязанности к тому, что не от Бога и не по Богу. Для достижения такой свободы необходима постоянная борьба со страстями, т. е. со страстным отношением к миру и к себе. Этой борьбе и ее методам, отведено особое место в изложении философии жизни монахов–пустынников, описание её в Патерике и подобных ему текстах — это самые значительные тексты для изучения и познания христианской психологии и антропологии вообще. Современный психоанализ едва ли догадывается о тех глубинах и состояниях, здоровой и больной человеческой психики, которые так давно, собственным опытом и с помощью благодатной помощи Божией, прозрели и исследовали эти древние «психоаналитики». Насколько сильна борьба со страстями, показывает нам случай с аввой Ахилом. Однажды посетил его некий старец, вошедши в его келью он увидел как из уст аввы истекает кровь. На вопрос — что с ним происходит? Он ответил: »Это — слово брата, оскорбившего меня. Я боролся, чтобы мне не осудить его и молился, чтобы Господь помог мне его простить. И вот, слово оскорбления стало кровью в устах моих, я выплюнул его, успокоился, и забыл оскорбление и печаль» (Авва Ахила, 4). Духовная жизнь требует непрестанной духовной борьбы с самолюбием, со страстями, всё в ней подчинено любви к Богу и ближнему, и соответственно, спасению своей души. Согласно Отцам, чтобы отношение к миру и ко всему в мире, стало должным и истинным, нужно взойти на крест жертвенной любви, как сказал Апостол Павел: »А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6,14). 4. Послушание . Отречение от мира и распятие в себе мира и себя самого, может осуществиться только в глубоком послушании и верности Христу и тем, кто уже уподобился Ему. Послушание, по пустынникам, не простая человеческая добродетель. Оно открывается в отношении Самого Христа к Богу Отцу, как богочеловеческая добродетель, Сын послушен Отцу «даже до смерти», до крестной смерти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010