Вахитовский район. Церковь Грузинской иконы Божией Матери. Грузинская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Теплая, кирпичная, трехпрестольная церковь. Главный престол – Грузинской иконы Божией Матери, приделы - с правой стороны – святителя Митрофана Воронежского, с левой – Живоначальной Троицы. Первая церковь, освященная в 1702 году, была сожжена в 1774 году повстанцами Е. Пугачева. Заново отстроена в 1838 году. Через четыре года в 1842 вновь уничтожена пожаром. Восстановлена в 1852 году из некачественного кирпича, в результате наружные стены пришлось обшить кровельным железом. В 1908 году по проекту Ф. Бечко-Друзина храм был обнесен художественной решеткой. В начале 1930-х годов церковь была уничтожена и на ее месте в 1936 году построен жилой дом 44 по ул. К. Маркса с отделением связи. По материалам книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани» составитель Г.В.Фролов, - Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г. Закрытие общины Грузинской иконы Божией Матери и самой церкви проходило в отличие от других православных приходов города в спокойной обыденной обстановке. На 10 февраля 1927 г. община Грузинской церкви староцерковного течения насчитывала почти 500 верующих. В мае 1929 года в общину Грузинской церкви обратилась община бывшего Феодоровского монастыря с просьбой о слиянии. В июне просьба была удовлетворена, а ровно через месяц Управление Адмнадзора ТНКВД распорядилось, чтобы Госфонд ТНКФина передал Грузинской церкви и кое-что из имущества бывшего Феодоровского монастыря – лампады, подсвечники, Евангелия, два антиминса, кресты, иконы, зимние рамы. Среди икон, переданных в Грузинскую церковь, были: чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, копия с нее, чтимый образ вмч. Феодора Стратилата, икона Святой Троицы, икона св. прор. Божия Илии, икона Б. М. «Троеручица» и местные иконы Казанской Божией Матери и Нерукотворного Спаса с их киотами. Но уже в феврале 1930 г. на заседании Президиум КГСа утвердили закрытие церквей по их «добровольном» слиянии, : «…ввиду материальной несостоятельности, в целях поддержания и укрепления других, ликвидируются религиозные общины… 2. Грузинская… переходит в Петропавловский собор». Столь непопулярная, но необходимая мера верующими Грузинской церкви была воспринята с пониманием, и через день община заявила в ЦИК об оставлении за собой икон, подсвечников, сосудов и прочей церковной утвари и передачи ее по акту церковному совету Петропавловской общины. Опустевшей и опечатанной церкви суждено было стоять довольно долго. 4 марта состоялось заседание Секретариата ТЦИК, где решалась дальнейшая судьба храма. Постановили: «на основании ходатайства закрытие санкционировать, предложить КГСу разработать проект по приспособлению зданий под культучреждения».

http://sobory.ru/article/?object=32425

Котельники. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Первые упоминания о Котельниках относятся к началу XVII в. В 1651г. село купил Борис Иванович Морозов. При нем здесь уже стояла церковь «Пресвятыя Богородицы иконы Казанския». После смерти в ссылке боярыни Феодосии Морозовой в 1676 г. село Котельники было передано дворцовому ведомству. В 1683-1684 гг. мастера Каменного приказа построили новую церковь — из камня, на высоком подклете, с пятью изящными главками и двумя ярусами кокошников. При ее освящении патриархом Иоакимом присутствовали царевичи Петр и Иоанн вместе с матерью — Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая поднесла в подарок храму чтимый список с чудотворной Казанской иконы, в настоящее время пребывающей в храме. В 1745 г. были объявлены иконостаса для Казанской церкви по рисунку архитектора Ивана Мичурина. В начале XIX в. храм подвергся реконструкции. Так, новый владелец села князь С.М. Голицын вместо недовершенного придела священномученика Харлампия создал придел во имя мученика Панкратия, отделив его придела арками. Работы по ремонту и перестройке церкви в Котельниках продолжались во все время владения селом князя С.М. Голицына, который привлек к работам известных мастеров. Автором проекта иконостаса стал архитектор Д.И. Жилярди. В работе над иконостасом принимали участие резчик Дормидонт Быковский, живописец Федор Федотов, золотых дел мастер Н.И. Хованский и скульптор И.П. Витали. Новая четырехъярусная колокольня была возведена по проекту А.О. Жилярди. В 1902 г. в верхнем храме производились работы по устройству придела во имя святителя Феодосия Черниговского. Прихожане купили в новый придел икону святого, подсвечник и паникадило. В 1922 г. из церкви изъяли часть церковной утвари, в том числе ризу с Казанской иконы Божией Матери, украшенную жемчугом, изумрудами и алмазами. В 1938 г. церковь закрыли, в начале 1940-х гг. с нее сняли главы, в колокольне разобрали верхние этажи и шатер и в 1957 г. установили резервуар для воды. В 1960 г. храм стал памятником архитектуры республиканского значения. Однако за годы «охраны» государством не реставрировался. Производственный комбинат всесоюзного музыкального общества разместил в алтаре Никольского придела гараж и мастерскую по ремонту машин.

http://sobory.ru/article/?object=01048

Москва. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском ( " на Церковной горке " ). Карта и ближайшие объекты С XVII века ведёт свою историю храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Первоначально село Алексеевское называлось Копытово(по речке Копытово). В 1621 г. оно было пожаловано князю Д.Т. Трубецкому. Когда царь Алексей Михайлович построил здесь деревянный " путевой дворец " , для кратковременного отдыха во время традиционных паломнических походов в Троице-Сергиеву Лавру, вдова князя возвела близ дворца каменную церковь во имя небесного покровителя царя-Алексия, человека Божия, и село стало называться Алексеевское. После смерти вдовы село перешло в царскую собственность. И по указу царя Алексея Михайловича началось строительство новой церкви - в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Торжественно, с крестным ходом из кремля, в присутствии царя церковь была освящена в начале 80-х годов XVII века. В день освящения царь Федор Алексеевич преподнёс храму образ Тихвинской иконы Божией Матери. Русские цари почитали храм и любили здесь молиться. До сих пор сохранились особые царские комнаты-молельни - царя (справа) и царицы (слева). С XVII века стоят в храме невероятной красоты деревянные подсвечники и печь, украшенная великолепными цветными изразцами. Время не пощадило царский путевой дворец, был разобран и храм во имя преподобного Алексия, человека Божия, а его престол перенесли в храм, который в народе стали называть просто и ласково - Тихвинский, а место, где он стоит - Церковной горкой. После Отечественной войны 1812 г. храм был в упадке, затем был обновлён по распоряжению Александра I в 1824 г. В этом же году была выстроена колокольня, а стены внутри храма впервые покрыли живописью - сюжетами из Ветхого и Нового Завета, жития преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца. В середине XIX - начале XX века к престолу во имя преподобного Алексия, человека Божия, добавилось ещё три: во имя преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца; святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; мученика Трифона, чудотворца. Намоленные святыни храма - Тихвинская икона Божией Матери византийского письма в окладе и расположенный в Трифоновском приделе " Истинный образ и мера Святого гроба Господня, что в сятом граде Иерусалиме " . Недавно в храме сделали большой мощевик, в котором хранятся мощевеки с частицами Древа Креста Господня, частицей Ризы Пресвятой Богородице, частицей камня Святого Гроба Господня, частицей жезла святого пророка Моисея, частицами мощей святых угодников Божиих.

http://sobory.ru/article/?object=03623

2 июля 1880 г. Предтеченский храм пострадал от удара молнии. Вот как об этом сказано в рапорте благочинного протоиерея Петра Успенского на имя епископа Иосифа: «2 июля, в четыре часа пополудни, при сильном громовом ударе молния ударила в купол церкви; здесь, разогнувши железное кольцо на каменной шейке, связующей купол с прочим корпусом храма, молния прошла вовнутрь церкви по железной цепи, на которой висит люстра. На люстре она разбила одну розетку и распаяла часть медного подсвечника, а затем перешла на левую сторону храма: воспламенила хоругвь, обожгла за клиросом икону, разбила и разбросала двухаршинную раму этой иконы, вырвала железную пластинку, связывавшую икону с клиросом, и сильно опалила, от верху и до низу, иконы, находящиеся за левым клиросом, к северным дверям; молнией обожгло также иконы, находящиеся и за правым клиросом, но сравнительно мало. Удар до того был силен, что от сотрясения его разбилось в мелкие частицы до пятидесяти стекол». Благодаря пожертвованиям гжатских купцов церковь была отремонтирована. Не оставляли они её и в последующие годы. В 1886 г. на помин души по завещанию купца Петра Ильича Богданова храму поступила 1000 рублей. В 1893 г. на ремонт церкви старостой купцом Василием Кузнецовым было израсходовано 400 рублей. В 1901 г. на ремонт храма купец Александр Иванович Боженов пожертвовал 500 рублей. 22 июня 1913 г. Гжатский градский благочинный протоиерей Иоанн Сеньковский донес Смоленской духовной консистории о крупном пожертвовании на нужды Благовещенского собора и его приписных церквей. Благочинный в рапорте написал следующее: «Умершая в апреле текущего года купеческая дочь Мария Николаевна Комарова, пред своею смертью вручила протоиерейской дочери Татьяне Успенской, для передачи церквам и причтам церквей города Гжатска, следующий капитал, заключающийся в билетах Государственной 4% ренты: по две тысячи рублей – в соборный Благовещенский храм и кладбищный Иоанно-Предтеченский на их содержание и украшение, три тысячи рублей причту соборной церкви, две тысячи рублей причту кладбищной Предтеченской церкви на вечное поминовение усопших рабов Божиих Марии и родственников её».

http://sobory.ru/article/?object=39707

Красная Грива, урочище. Знаменский женский монастырь. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1598 и 1679. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Гороховецкий район, г. Гороховец, Знаменский участок Координаты: 56.21205, 42.67613 Проезд:с центральной площади Гороховца 300 м до реки Клязьма. Летом понтонный мост, зимой по льду на другой берег. Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь иконы Божией Матери " Знамение " Церковь Иоанна Богослова Приписные приходские церкви: Быстрицы. Церковь Боголюбской иконы Божией Матери Карта и ближайшие объекты Свято-Знаменский женский монастырь прежде был мужским. Основан в 1670 г на средства Гороховецкого купца Симона Ершова. В 1678 г в монастыре была Знаменская церковь с приделами Иоанна Богослова, Зосимы и Савватия Соловецких. На территории размещалось пять келий, где проживало восемь человек братии («питались милостыней»). С 1723 г. Гороховецкий Знаменский Красногривский мужской монастырь был приписан к Флорищевой пустыни. Храм в обители был один - в честь иконы Божией Матери Знамения с приделом во имя св.Иоанна Богослова. Прежде в храме существовали «оригинальные клиросы, украшенные силлабическими стихами из «Лествицы» с соответствующими изображениями. Из памятников церковной старины замечательны: царские врата 18 века; 2 малые деревянные подсвечника и слюдяные оконницы в окнах» (Денисов … Православные монастыри, 1908). Монастырь закрыли в 1923 г. Во второй половине 20 в. на его территории был совхоз, в Знаменской церкви – конюшня. Монастырь возобновлен в 1999 г. как женский. В.Гриньков, Н.Землянская Золотое кольцо.Отпуск за рулем. Справочник-путеводитель. – СПб.: Изд-во Welcome, 2008 Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908. Знаменский монастырь расположен на левом берегу реки Клязьмы, в ее пойме, на так называемой Красной гриве (поэтому монастырь называется Красногривский). Это самый древний в Гороховце монастырь. Он был основан в 1598 году как мужская обитель. Постройки его в начале были деревянные и срублены на средства Петра Лопухина на Гороховской тяглых людей земле. В 1670 году Семен Ершов уже построил каменную церковь Знамения Богородицы. Позже была пристроена колокольня (после 17ЗЗ года) и теплая церковь апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

http://sobory.ru/article/?object=01071

Рождественское приношение современному Нью-Йорку Беседа с сестрой милосердия минского Елисаветинского монастыря Юлией Гатальской В самом центре Нью-Йорка на фоне небоскреба Bank of America и рядом со знаменитым кварталом бродвейских театров проходит предрождественская выставка-ярмарка. Здесь не пластик и не мишура, как в соседних многоэтажных магазинах. Вещи настоящие – пахнут древом, рука чувствует камень, и глаз узнает минералы. Вот художник перевел свои картины на предметы одежды, рядом – расшитые кашемировые пальто, жакеты и шали, эксклюзивные украшения из камней и металла, теплые зимние шапки, сапожки, варежки – все в единичном экземпляре. В этом году в первый раз в одном из павильонов разместились необычные обитатели – сестры милосердия из минского женского Елисаветинского монастыря. Звучат духовная музыка и православные песнопения. В солнечные дни посетителей не счесть. И даже проливной дождь, что который год приходится в Нью-Йорке на «зимнего» Николу, не стал помехой для покупателей и просто желающих посмотреть, послушать, пообщаться. «Хозяйка» православного павильона – сестра милосердия из Минска Юлия Гатальская . С ней мы и разговорились.   – Юлия, это ведь первая ваша американская ярмарка? – Такая светская предрождественская выставка-ярмарка, действительно, первая, но с православными приходами в США наш монастырь работает уже несколько лет. У нас в обители много мастерских, они известны и за рубежом. И сестры привозят изготовленные на заказ облачения, иконы, церковную утварь. А в этой ярмарке нам помог принять участие священник Вадим Арефьев, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в Бруклине. Поначалу не верили, что нам это удастся, но, слава Богу, все устроилось. – У вас в обители более двадцати мастерских. Это ваши изделия представлены в павильоне? – Да, в основном наши. Мы привезли много керамики, подсвечники, кадильницы, колокольчики, написанные и вышитые иконы, а также изготовленные из натурального камня по специальной уральской технологии резные кресты и много других предметов, которые нужны в православном доме и будут хорошим подарком к празднику.

http://pravoslavie.ru/33389.html

Светлое. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь Карта и ближайшие объекты Из книги «Памятники церковных древностей» из истории Нижегородской епархии: «Семёновский уезд, 1-й Благочиннический округ, село Святицы, церковь деревянная в честь Владимирской Божьей матери построена в 1879 г. однопрестольная». В документах Семёновского уисполкома сохранилась анкета, составленная 18 марта 1930 года священником Святицкой церкви Василием Алексеевичем Введенским, где им собственноручно сделана запись: «состою священником при церкви с 1897 года». На тот момент ему было 58 лет. К сожалению, описание первой церкви не обнаружено. А вот построенная вместо неё в 1910-1911 г.г. деревянная выглядела так: «Здание церкви деревянное на каменном фундаменте… 9-ти главая… Выстроена вновь в 1910-1911 г.г. вместо сгоревшей, и вещи приобретаются вновь путём пожертвований… … Иконостас четырёхъярусный, в нижнем ярусе две иконы в былой оправе, остальные без риз… Икон с украшением не имеется. Колоколов шесть – вылиты из меди, олова и железа… Имущество: престольных облачений – 2, дарохранительница меднопозолоченна – 1, евангелие – 3 в окладе бархатном с медной оправой, крестов непрестольных – 2, один медный, другой – позолоченный, паникадила медные в 36, 18 и 6 свечей, подсвечники из белой жести – 10, ризы – 12, сосуды медно-позолоченные – 2, церковные блюда – 2, венцы – одна пара, богослужебных книг – 24». В советский период, после издания декрета ВЦИК от 23.01.1918 года об отделении церкви от государства, Владимирская церковь в селе Святицы разделила участь многих себе подобных в Российском государстве. Отдел по отделению церкви от государства, созданный при Семёновском уисполкоме, сразу взял на учёт все церкви и монастыри уезда, их движимое и недвижимое имущество. Были затребованы описи церковного имущества и домашней утвари церковных домов, изъяты и переданы в нотариальный отдел все метрические книги, а со священников взяты обязательства никакой записи о рождении, браке и смерти не производить. Позднее, согласно декрету ВЦИК от 16.02.1922 года и соответствующему распоряжению Нижегородской губернской комиссии, были изъяты из храмов золотые и серебряные монеты, много церковной утвари из драгоценных металлов. 

http://sobory.ru/article/?object=15112

Белый Городок. Церковь Иерусалимской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Ирусалимской Божией Матери расположена в селе Белый Городок Кимрского района, на берегу Волги и Хотчи. Раньше здесь находилось городище. При Иване Грозном Бел-Городок причислили к опричнине. Церковь Иерусалимской Божией Матери была возведена в Бел-Городке в 1825 г. Церковь – каменная, имеет три престола: Иерусалимской Божией Матери, Архистратина Михаила, великомученика Георгия. В 1901 г. в ней служил Иоанн Андреевич Клобуков и псаломщик Павел Алексеевич Никольский. Прихожанами Иерусалимской церкви были жители деревень: Юркино, Башарино, Зверево, Шепелиха, Кочнево, Бурцово, Шурманка, Пелагеинская, Сенькино, Азарово, Юминская, Жуковка, Турово, Луканино, Шипухино. Храм построен в стиле классицизма и имеет довольно удачно найденные архитектурные пропорции и тщательную проработку деталей. Белокаменные элементы декора, стройная колокольня с высоким шпилем и изящная луковка храма, удачное расположение на самом берегу делают эту сельскую церковь удивительно красивой. История этого храма тесно связана с иконой Иерусалимской Божией Матери, являющейся чудотворной. Икона, по легенде, была написана евангелистом Лукой через некоторое время после Вознесения Господа. Раньше она располагалась в особом киоте у правого клироса, в позлащенной серебряной ризе. Перед иконой стоял подсвечник и пять металлических лампад. Иконостас храма был пятиярусным, а в приделах имел три яруса. В главном храме находилось посеребренное медное паникадило, а в приделах церкви – два малых. На колокольне имелось шесть колоколов. Когда начались гонения на церковь, белогородскому храму «повезло»: его не взорвали, а только закрыли и осквернили. Последним настоятелем храма до его закрытия был Леонид Никитин. В 1930 г. его репрессировали, но потом он вернулся в Бел-Городок, где и был похоронен. На протяжении почти шести десятков лет храм был в запустении. Но по инициативе группы верующих при участии настоятеля Преображенского собора (Кимры) протоиерея Иоанна Басюка в Белом Городке была создана православная община. Первый молебен в храме прошел в 1990 г., священником был назначен иерей Александр Казанцев. После этого в Иерусалимской церкви начались регулярные богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=02517

В поселке, где не было храма. Записки матушки. Часть 3. Утешение в печали В нашем храме не назначается плата за требы. Жертва есть жертва, кто сколько может – тот столько и жертвует на храм. Тем тяжелее слышать: «Не иду в церковь, потому что денег нет». Каких денег? зачем? Причем говорят-то те, кто ни разу у нас не был! Реплика пришедшей в церковную лавку: «Ты мне не объясняй, сама разберусь, ты продавай!» Вот оно, отношение к храму как к магазину: я деньги плачу, а ты делай, что говорят. Даже если хотят знать об исповеди, о Причастии, то первый вопрос: «А сколько это стоит?» Из рассказа одного священника: – Спрашиваю прихожанку: в Кого мы верим? Кому молимся? Молчит. Показываю ей крест: «Ну Кто это на кресте-то?» А она мне: «Батюшка, я дома очки забыла, не вижу!» И это в наше время, когда и храмы строятся, и священники есть – и прекрасные священники! – и литература доступна, и по телевизору порой все-таки показывают Православные передачи. Лишний раз убеждаюсь: если человек не хочет чего-то слышать, он и не услышит. И тяжко, что в этой категории часто оказываются люди пожилые, над чьими колыбельками еще старинные иконы висели и благочестивые мамы пели молитвы!  Лишнее подтверждение. Батюшка служит молебен в часовне соседнего села. Часовня маленькая, на молебне четыре человека. Трое из четверых бродят от иконы к иконе и переговариваются. Дверь открывается, заходит полная старушка с палочкой. Громко доказывая что-то самой себе, подходит к одному подсвечнику, хочет идти ко второму, но вот незадача: рядом батюшка стоит. Со вздохом отодвигает батюшку плечом, ставит свечку и окидывает священника взглядом, в котором ясно читается: «А этот чего здесь делает?» Несуразность происходящего из прихожан понимает, похоже, только хранитель часовни (он же и строитель и благоукраситель) Михаил Алексеевич. Пока мы переглядываемся, благочестивой бабули уже след простыл. Как-то дядя Миша смастерил из подручного материала подобие колоколов: «Как батюшка приедет – позвоним, и народ соберется! Уже собирал так людей!» Пока обсуждали, мой предприимчивый сын схватил палку и «обновил» колокола. Смеемся: «Придется служить, батюшка!» Вскоре скрипнула дверь. «Собираются!» Но «собралась» одна только старенькая бабушка: «Да не молиться, нет! Дай ножницы, до соседки дальше идти, чем до часовни!»

http://pravoslavie.ru/36945.html

Головково. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская Церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Впервые упоминание о Покровском погосте с церковью в честь Покрова Пресвятой Богородицы встречается в писцовых книгах по Клинскому уезду в 1624-1625 гг. Исчезновение в начале XVII в. Покровского погоста объясняется последствиями польско-литовского разорения конца XVI начала XVII в., когда большинство деревянных церквей были сожжены. К 1730г. относится строительство при селе Головково центральной Тверской архиерейской домовой усадьбы в Клинском уезде. В 1762г. здесь стояла деревянная Покровская церковь. В 1786г. На месте разобранного старого храма построили новый, деревянный, с резным вызолоченным иконостасом. В 1852г. прихожане Головковского прихода обратились с просьбой о постройке каменной церкви, для которой причт обладал капиталом 5600 рублей серебром. Кроме того, крестьяне обязались: устроить на свои средства кирпичные сараи, доставить дрова для обжига кирпича, необходимое количество камня для бута, лес, доски и тес для подмостьев, подвозить все строительные материалы (известь, белый камень и железо), а также организовать подушный сбор в пользу храма ржаного и ярового хлеба. План и фасад сделал известный архитектор М.Д.Быковский. Надзор за постройкой осуществлялся инженером Грудзин. К 1861 г. Построили трапезную церковь и освятили правый придел во имя пророка Илии. К 1864г. строительство трапезного храма закончилось. Левый придел в честь Казанской иконы Божией Матери освящен в 1872г. В Покровской церкви имелся шестиярусный иконостас с витыми колонами и резными украшениями, весь вызолоченный. В правом Ильинском приделе – предалтарный иконостас такой же работы, но трехъярусный. В левом приделе Казанской иконы Божией Матери – предалтарный иконостас из соснового дерева о трех ярусах, окрашенный зеленой краской. Церковь освящалась большим трехъярусным паникадилом с 29-ю подсвечниками. На колокольне Покровской церкви размещались 6 колоколов.

http://sobory.ru/article/?object=04825

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010