Духа, Бог, через все веки веков. Аминь. Беседа XXXVIII. Чтение Св. Евангелия: Мф.22:1–14 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных. 1. Я, возлюбленнейшая братия, хочу по возможности кратко проследить чтение Евангелия, дабы в конце его иметь возможность остановиться на продолжительнейшем собеседовании. Но наперед надобно спросить, это ли самое чтение у Матфея, которое у Луки описывается под названием вечери (Лк. 14. 16 и далее)? И действительно, есть нечто такое, что представляется разногласным, потому что здесь говорится об обеде, а там о вечери; здесь выгнан тот, кто пришел на брак не в приличной одежде, там не упоминается ни об одном, которого бы выгнали. Из этого выходит справедливое заключение, что здесь браком обозначается настоящая Церковь, а там — вечерей — вечное и последнее собрание; потому что, как в эту (Церковь) входят некоторые, имеющие выйти из нее, так и там вечерей обозначается вечное и последнее собрание, так что вошедший в то однажды более уже не выйдет из него.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Наконец опровергается мнение тех, которые считают несправедливым и вредным правило нашей церкви, запрещающее виновному в прелюбодеянии вступать в новый брак. В первой главе второй части своего сочинения (257–290 —102— стр.) автор прежде всего занимается разрешением вопроса, что нужно считать моментом, с которого начинается брачный союз. Так как существенным и необходимым условием брака служит свободное взаимное согласие вступающих в него, то спрашивается: это согласие супругов не может ли быть признано и самим актом установление супружества? Действительно, многие, считая брак не более, как договором между вступающими в него, смотрели на взаимное согласие жениха и невесты, как на акт, определяющий начала существования брачного союза. Но автор доказывает, что на брачный союз невозможно смотреть как на договор: брачный союз и по своему содержанию, и по своей цели, и по закону, на котором он утверждается, существенно отличается от договора и несравненно выше его. Закон, которому подчинена брачная жизнь, установлен не самим человеком, но положен Богом в его природе и потому люди, свободно вступая в брачную жизнь, должны исполнять требование этого закона и не могут уже самовольно выйти из повиновения ему. Отсюда автор выводит заключение, что акт установления брака должен быть делом не частных лиц, вступающих в брак, но делом власти, которая стоит выше индивидуальной воли, – тем более, что от брака зависят существенные интересы не частных только лиц, но и целого человеческого общества. Отсюда следует вывод, что должна существовать особая публичная форма заключение браков, которая должна иметь значение одного из существенных условий действительности всякого брака. Без этого в делах брачных легко могут распространиться всякого рода злоупотребления, примером чего может служить Шотландия. Разъяснив необходимость публичной формы заключения брака, автор приходит к рассмотрению вопроса, чьим делом должно быть заключение браков – делом ли государства или делом церкви. Признавая, что и государство и церковь имеют право и обязанность охранять достоинство брачного института и устранять разного рода злоупотребления и произвол в делах брачных, автор однако ж приходит к выводу, что право заключать брак должно принадлежать не государству, а церкви – и это потому, 1) что по существу своему брачный союз выше простого гражданского союза; это союз нравственный. Государство, как общество, имеющее в виду временные задачи и интересы, должно касаться брака главным образом с внешней стороны; надзор

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОЛЫНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, разрешенный указом Святейшего Синода 16 дек. 1866 г., начал выходить 1 сент. 1867 г. С июля 1887 г. предполагалось издавать «В. е. в.» при Житомирском ДУ, но из-за недостатка в Житомире средств и условий для регулярного выпуска редакция была размещена в ДС в Кременце, где оставалась по 1907 г. Все это время «В. е. в.» печатались в типографии Почаевской лавры , причем за неимением гражданского шрифта первый год (до 22 за 1868) текст набирался церковнослав. шрифтом. В 1908-1917 гг. редакция располагалась в Житомире, журнал печатался там же в губ. типографии. «В. е. в.» выходили в 1867-1879 гг. 2 раза в месяц, в 1880-1907 гг. 3 раза в месяц, с 1908 г. еженедельно. В 1917 г. вышли 1/2-10/11 (за 1 апр.), после чего с 6 мая в Житомире стала выходить «Православная Волынь: Еженедельный орган духовенства и мирян Волынской епархии». Всего до конца года вышло 29 номеров, издание продолжалось в 1918 г. Каждый номер «В. е. в.» разделялся на офиц. и неофиц. части, но в последние годы они имели общую пагинацию. Первоначально редактирование «В. е. в.» было возложено на преподавателей ДС иером. Акакия (Заклинского; впосл. епископ Енисейский и Красноярский), Н. И. Петрова (буд. профессор КДА) и В. Г. Прозоровского. Предполагалось, что они будут редактировать обе части по очереди, по третям года. Но уже через полгода обе части подписывал преподаватель семинарии А. И. Соловьёв, с 3 за 1871 г. его сменил помощник инспектора ДС П. И. Беляев (с 1868 бывший помощником редактора). Он редактировал офиц. часть по 1903 г., неофиц.- по 1907 г., редактирование же офиц. части в 1904-1907 гг. было предоставлено архим. Виталию (Максименко ; впосл. архиепископ РПЦЗ), зав. типографией Почаевской лавры. В 1908-1909 гг. обе части редактировал Б. С. Давидович, в его отсутствие журнал подписывал П. К. Кибардин или свящ. В. В. Михалевич. С 1910 по 1917 г. офиц. часть подписывал секретарь консистории В. В. Добровольский (он же подписал офиц. часть всех номеров «Православной Волыни»), во время его отсутствия - И. П. Карпович. Неофиц. часть в 1910-1915 гг. редактировали архим. Митрофан (Абрамов; впосл. епископ Сумской) и свящ. Ф. П. Казанский, подписывая мн. номера вместе, но большинство номеров раздельно; в 1916-1917 гг. (включая все номера «Православной Волыни») - свящ. З. Т. Саплин.

http://pravenc.ru/text/155192.html

Окончательная версия Конституции получила в целом позитивную оценку со стороны представителей Римско-Католической Церкви. КОМЕСЕ, выразив сожаление, что Договор «не содержит ссылки на христианство», с одобрением отозвалась о том, что «религиозная свобода в её общем измерении, диалог между церквями и Союзом, а также защита статуса церквей в странах-членах [ЕС] стали частью Конституционного договора» (COMECE, 2005, pp. 3-4). Более того, КОМЕСЕ высказала мнение, что, включив ссылку на религиозное наследие Европы, «Конституционный договор неявно признаёт преимущественный вклад христианства в становление современной Европы», а «однозначное использование христианского термина «церковь» и уважение их [церквей] особого вклада», показывают, что «[Европейский] Союз демонстрирует осознание христианского наследия Европы» (COMECE, 2005, pp.14-15).   Церкви и Лиссабонский договор (ЛД) Судьба Конституционного договора оказалась весьма плачевной. Негативные результаты референдумов по Европейской Конституции во Франции и Нидерландах в мае и июне 2005 года сорвали процесс ратификации (поскольку требовалось единогласие) и «дестабилизировали ЕС» (Syrpis 2008, p.221).  В июне 2005 года Европейский Совет заявил о необходимости перехода к «периоду размышлений», чтобы найти решение, приемлемое для всех членов Союза. По окончании этого периода (в декабре 2006 года), среди лидеров ЕС сложилось мнение о необходимости разработать новый договор, который мог бы сохранить основные черты Европейской Конституции (Konig et.al., 2008). Речь уже шла не о продолжении, а об «упрощении» конституционного проекта (Christiansen 2009, p.254). Текст нового договора, известный как Договор о Реформе, был согласован на межправительственной конференции в Лиссабоне в октябре 2007 года и подписан в декабре того же года. После успешного (хотя и непростого) процесса ратификации, с проведением двух референдумов в Ирландии (июнь 2008 года и октябрь 2009 года), Договор вступил в силу 1 декабря 2009 года. В настоящее время он является основным документом, по которому живёт Европейский Союз.

http://bogoslov.ru/article/2820311

Это свидетельство привел в послании к Евреем апостол Павел, или другой кто, писавший послание, и за тем все церковные мужи говорят, что все это исполнилось в первое пришествие Спасителя, что место ветхого завета заступил новый, то есть Евангелие, и что им закон буквы заменен законом духа, так что все жертвы, и обрезание, и суббота исполнились духовно. А что мы ставим договор вместо завета, то это выражение еврейского текста, хотя и договор правильно называть заветом, так как в нем содержится воля и завещание тех, кои вступают в договор. Когда Израиль был выведен из земли Египетской, то Бог был так близок к этому народу, что говорится, что Он взял их за руку и заключил с ними договор, который они нарушили, и за это Господь отверг их. Теперь же обещает, что в Евангелии после креста, воскресения и вознесения Он дает договор не на скрижалях каменных, а на скрижалях сердца плотяных. И когда написан завет Господа в уме верующих, то Он является им Богом, а они Его народом, так что они не ищут Иудейских учителей, преданий и заповедей человеческих, но наставляются Духом Святым, если только достойны услышать: храм Божий есте и Дух Божий живет в вас ( 1Кор. 3, 19 ). Дух же дышит, где хочет и имеет различные дарования. Ведение Единого Бога есть обладание всеми добродетелями. И будет, говорит, что Я буду милостив к неправде их и о грехе их не буду, вспоминать более. Из этого ясно, что по смыслу этого отдела вышесказанное должно быть относимо к первому пришествию Спасителя, когда оба народа, Израиль и Иуда, были соединены. Если же у кого возникнет недоумение, почему сказал: заключу с домом Израилевым и с домом Иудиным договор, или завет новый, не по завету, который Я заключил с отцами вашими, тот пусть поймет, что сначала церковь Христова была из Иудеев и что к ним пришел Господь Спаситель, говоривший: несмь послан токмо ко овцам погибшим дому Израилева ( Матф. 15, 24 ) и что тоже самое подтверждали и апостолы: вам бе лепо первее глаголати слово Божие: а понеже отвергаете е, и недостойны творите сами себе вечному животу, се обращаемся во языки ( Деян. 13, 46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Лазарь! гряди вон. Да увидит тебя ­ говорит [Христос], – синагога иудейская, и расторгнет [брачный] договор 21 , собственными руками разорвет свой брачный хитон, будет мечтать о разводе , когда еще не наточены перья, чтобы его подтвердить . Да увидит тебя Церковь из язычников 22 , и приложит веру к вере, ревность к ревности, надежду к надежде, любовь к любви и увенчает брачный договор этим умножением добродетелей». Слыша сей священный глас, торопился Лазарь перейти к Призывающему и, хотя сам находился посреди сонма умерших, говорил: «Жизнь призывает меня и не могу я остаться; влечет меня Слово и глас Божий, ибо ноги сами собой устремляются к Нему; Создатель повелел и естество ухитряется делать то, что против естества. А вы, желаете ли вы сказать нечто Призывающему? Я буду ходатайствовать за вас, чтобы Он пришел к вам, или чтобы вы, которые внизу, поднялись к Нему наверх, или чтобы Он, Который наверху, спустился вниз. Он все стерпит, ибо Он Благ. За вас, праведников, я буду ходатайствовать, но и вы, грешники, отправляйте через меня просьбу к Нему. Говори, прежде, ты, Адам, ибо от тебя мы должны быть научены. Разве ты не беспокоишься обо всем роде [человеческом]? Будучи сам отцом всех падших, ты заботишься о падших или жалеешь только избранных, или хочешь, чтобы были освобождены только те, которые сохранили в чистоте начертания образа 23 ? Но смотри, как бы не случился великий убыток Горшечнику 24 от столь многих выброшенных сосудов. Смотри, как бы и тебе ни быть выброшенным из-за преслушания вместе с родом остальных грешников. Но говори, Адам, быстрее, ибо обстоятельства не терпят отсрочки. Я боюсь, как бы не подвергнуться мне порицанию за такое нерадение [при звуке] столь великой Трубы. Итак, говори, что хочешь, ибо скажу я Произносящему глас: «Не гневайся, Владыка. Нуждаемся мы в [твоем] великодушии при этом призыве, ибо нужно мне вернуть то, что съели черви, нужно мне собрать рассеянные по земле и разложившиеся в прах останки. Будучи несовершенным, могу ли я восходить к Совершенному, могу ли одно оставить в земле, а другое принять, чтобы взойти к Призывающему и предстать Тому, Кто спешит невредимым возвести Адама? К тому же у смерти обретается множество врат, я все их прошел, когда входил, и, выходя, снова должен пройти».

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

Мф. 27: 3 ); узнав, Кого продает, засвидетельствует, что Проданный им есть Бог; узнав, Кого продает, побежит к петле и наденет ее себе на шею (см. Мф. 27: 5 ; Деян. 1: 18 ). Так это станет крепкими удилами для богохульников и, конечно, суровой и страшной уздой для богоотступников. Лазарь! гряди вон. Да увидит тебя синагога иудей ская, – говорит [Христос], – расторгающая [брачный] договор, собственными руками разрывающая свой брачный хитон, воображающая разводное письмо еще тогда, когда не изготовлены перья для его написания (см. Втор. 24: 1 ; Иер. 3: 8 ). Да увидит тебя Церковь из язычников (ср. Рим. 16: 4 ), прилагающая веру к вере, ревность к ревности, надежду к надежде, любовь к любви (ср. 1Кор. 13: 13 ) и этим умножением добродетелей увенчивающая (ср. Кол. 3: 14 ) брачный договор». Услышав сей священный глас, Лазарь поспешил с радостью к Призывающему и, находясь посреди сонма умерших, говорил: «Жизнь призывает меня, и не могу я остаться; влечет меня Слово и глас Божий, ибо ноги сами устремляются к Нему; Создатель повелел – и естество совершает то, что вопреки естеству (ср. Мф. 8: 8–13 ). А вы чего ждете от Призывающего? Я буду ходатайствовать о вас, чтобы Он встретился с вами: чтобы либо вы снизу поднялись к Нему, либо Он сверху спустился к вам (ср. Рим. 10: 6–7 ). Он все стерпит, ибо Он благ. За вас, праведники, я буду ходатайствовать, но и вы, грешники, отправляй те через меня просьбу к Нему. Говори прежде ты, Адам, ибо у тебя нам подобает учиться. Разве ты не беспокоишься обо всем роде [человеческом]? Будучи сам отцом всех падших (ср. 1Кор. 15: 22 ), заботишься ли ты о падших, или жалеешь только избранных, или хочешь, чтобы были освобождены только те, которые сохранили в чистоте начертания образа [Божия] (ср. Быт. 1: 26 )? Но смотри, как бы не случился великий убыток Горшечнику от выбрасывания столь многих сосудов (ср. Иер. 18: 3–6 ; Рим. 9: 12 ). Смотри, как бы и тебе не быть выброшенным за преслушание вместе с родом остальных грешников. Но говори, Адам, быстрее, ибо дело не терпит отлагательства. Я боюсь, как бы не подвергнуться мне порицанию за нерадение [при звуке] столь великой Трубы (ср. 1Кор. 15: 52 ). Итак, говори, чего ты хочешь, ибо я скажу Зовущему: „Не гневайся, Владыка. Нуждаемся мы в [Твоем] долготерпении при этом призыве, ибо нужно мне вернуть то, что съели черви, нужно мне собрать поглощенные землей и разложившиеся в прах останки (ср. Иов 19: 25 ). Будучи сам несовершенен, могу ли я восходить к Совершенному, могу ли одно оставить в земле, а другое принять, чтобы взойти к Призывающему и предстать Тому, Кто спешит неповрежденным возвести Адама? К тому же у смерти обретается множество врат (ср. Иов 38: 17 ), и я, входя, сквозь все прошел, когда входил, должен сквозь них и выйти“».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Спасибо за полезную статью! Действительно, при заключении брака не хочется думать о распределении материальных благ. Но в дальнейшем могут возникнуть неожиданные ситуации, и на их почве конфликты Галина 15 мая 2021, 23:46 Интересно: есть ли факты, подтверждающие, что договор и опись привнесенного при заключении брака невестой имущества уберегли в будущем жену от растраты мужем ее приданого? Особенно, если к тому времени родители или опекуны уже почили? Андрей 15 мая 2021, 22:31 Хочу добавить свою,очень тяжёлую историю.Нас священник,с нарушением,сперва повенчал,а потом,через несколько месяцев, мы расписались.Брачного Договора не было(мы же православные!). Если бы нас сперва священник обязал расписаться в Загсе,то мы бы ждали 30 дней,и,возможно,брак бы не состоялся.Чем кончилось:через 18 лет развод(венчание пока сохраняю,к митрополиту не иду), двоих детей уже 4-й год воспитываю сам.Были Суды. Живу,как понимаете,как монах. Такие дела.Так что,-соблюдайте Правила Церкви.Почитайте " О канонических аспектах церковного брака " .Батюшек слушайте,но с рассуждением.В конце добавлю:мне трудно не роптать.Трудно терпеть.Но,так мне Бог попустил. Думаю,для моего же блага.Слава Богу. Андрей 15 мая 2021, 22:17 Статья привлекает внимание. Если люди действительно верующие,тогда ни роспись в Загсе, ни брачный Договор не нужны. Но,к сожалению, большинство из нас не такие. Страсти " кипят " ...Вот Церковь и пытается защитить ( как правило, детей и жён; но, бывает,и мужчина воспитывает сам детей ) членов семьи от " непорядочной " " половины " : брак признаётся только после росписи в Загсе. До этого,- блуд. А,венчание, только после Загса. Возможно, когда народ совсем деградирует, Церковь введёт и брачный Договор... Посмотрим. Своих детей (верующие ) буду призывать ( на своём, и многих православных знакомых, печальном опыте ) к брачному Договору...Таковы реалии даже у православных. Что говорить про неверующих... Антоний 15 мая 2021, 14:46 Помоги нам, Господи, свято соблюдать единственный Закон в семейной жизни - Закон Божий. А от остального - огради, как оградил отцов и дедов! Ибо всё уже сказано сказано Тобою. А " распределение социальных ролей, организацию быта, источники дохода, профессиональные занятия невесты и жениха " пусть остаются в Европе и антиутопиях (что по сути одно и то же).

http://pravoslavie.ru/139246.html

«Так как таинство брака, по сути, есть договор двух лиц, эти лица являются как подателями таинства, так – получателями; его одно дает другому, принимая данное другим обещание. Священник, который, представляя Церковь , совершает соответствующие церемонии, официально утверждает и свидетельствует договор брачующихся, и освящает его». 1167 Сравнение Православие учит, что Брак – Таинство, в котором Бог соединяет брачующихся, поэтому и венчание может совершить только правильно рукоположенный священник. Основанием для православного учения являются слова Христа: «Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». 1168 Для того чтобы произошло сочетание Богом, необходимо совершение Таинства. Утверждение, что «таинство брака, по сути, есть договор двух лиц, эти лица являются как подателями таинства, так – получателями; «прямо противоречит словам Христа о том, что Бог соединяет. По католическому учению подателями Таинства являются брачующиеся, а не Бог, и это противоречит Евангелию, так как священник, по католическому вероучению, только освящает союз: – «Благословение присутствующего священника есть освящение, которое присоединяется к таинству брака». В терминологии католицизма освящение (sakramentlijas) соответствует нашему понятию освящения (напр., иконок, крестиков). Несмотря на то, что и в православии учение о Таинства Брака сформировалось сравнительно поздно (после IX века), брак во все времена совершался священником. Безусловно, суть брака, как соединения людей в семью, есть взаимное желание и обещание вести семейную жизнь, но это только внешняя сторона брака, имеющая место и вне христианства, но брачные обязательства и брачный договор нельзя отождествлять с Таинством – соединением людей Богом. Католическая практика совершения брака без священника «2. Заключить действительный брак в нормальных условиях можно только в присутствии настоятеля прихода или другого полномочного священника и двоих свидетелей. В случае опасности смерти или, когда священник отсутствует, по меньшей мере целый месяц, для заключения брака достаточно двоих свидетелей. 1169

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Тебя, Господи наш, исповедовал он пред человеками, и Ты, по обетованию Своему, исповедуй его пред Отцом Твоим. По щедротам Своим помилуй его и очисти грехи его. Ты един благ и отпускаешь грехи, – прости ему вины его! В Едеме сладостей да объюнеет (омолодится) старость того, кто во время старости своей страдал болезнями. Оживи его в чертоге Твоем! Вместе с праведными да восхвалит Тебя тот, кто и при старости своей, и при немощах плоти непрестанно с усердием служил дому Твоему. Братское утешение подвижнику, с душой разлучающемуся «Испросите мне, братия мои, сыны Церкви, щедрот, чтобы не быть мне отлученным от Церкви Небесной». – Пост и молитва воспитала тебя, брат наш; в горнем Иерусалиме увидимся мы с тобой и возвеселимся. «Молитесь о мне, братия мои, во время служения. Молитесь Тому, Кто разлучает меня с вами до дня воскресения». – Когда разлучены будут добрые и злые, – в тот день увидимся с тобой в чертоге радостей и возвеселимся. «Смерть похищает меня у вас, возлюбленные мои, и цевница моя не издает уже хвалебных звуков». – Возлюбленный тобой Иисус отверзет тебе брачный чертог Свой, и горе (в раю), вместе с Ангелами, будешь возносить хвалу. «Судия там праведен, братия мои; молитвы ваши да преклонят Его переменить о мне строгий приговор Свой». – Оставил ты дом родителей своих и возлюбил Христа, поэтому вселит Он тебя в брачный чертог радостей. «Настоящий день лишает меня жизни и внезапно делает непотребным делателем». – В настоящий день возлюбленный тобой Иисус тебе, брат наш, соплетет венец и отверзет брачный чертог Свой. «Увы, братия мои, горька сия чаша, потому что не знает человек, как встретят его там». – Горе нечестивым в тот день! Тебе же великое блаженство, потому что принимал ты Плоть Его. «Правда в трепет приводит дух мой, ибо, как слышал я, Бог судит огнем». – Праведники, которым уподоблялся ты, брат наш, будут твоими молитвенниками на Суде. «В день пришествия Твоего, Господи, помилуй меня, грешника, и да увижу прекрасный непреходящий свет». – Возлюбленный тобой Жених отверзет тебе брачный чертог Свой, и вместе с возлюбившими Его праведниками будешь прославлен в Едеме.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/Na...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010