Беседа на Евангелие четырнадцатой недели по Пятидесятнице 2 Притча о браке царского сына (Для получения спасения недостаточно того, чтобы быть крещеными) Какое Евангелие сегодняшнего дня? Притча о званных на брак сына царского, в которой изображается отвержение Иудеев и призвание к христианской вере язычников, и вместе указывается, что для спасения должно не только принять веру христианскую, но и творить добрые дела ( Мф. 22:2–14 . Зач. 89). ... «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званные не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, вошедши посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных». ... В начале Евангелия в притче говорится, что Царство Небесное подобно царю, который сделал брачный пир для сына своего. Что называется здесь Царством Небесным? Кто такой царь, который сделал брачный пир для сына своего? Кто такой сын, и что разумеется под брачным пиром для него? " Царством Небесным», как мы объясняли прежде, называется здесь христианская Церковь на земле и райское блаженство на Небе. «Царь» – это Бог Отец, царь всего мира. «Сын царский» – это Господь Иисус Христос, Спаситель человеков, Сын Божий. «Брак для сына» – это учреждение Церкви Христовой в мире. Вообще – это воплощение Сына Божия для спасения людей, т. е. теснейшее соединение в Нем естества Божеского и человеческого; в частности – это духовный союз Христа с Церковью , т. е. со всеми истинно верующими и со всякою христианскою душою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Что касается цены, то напомню, что этой осенью от коронавируса скончался митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, который больше чем кто-либо сделал для того, чтобы эти дискриминационные пункты в законе о свободе совести Черногории были отменены. Е. Грачева: Владимир Путин на днях, общаясь со студентами, в разговоре поднял тему, о которой он никогда раньше не говорил: тема брачного договора. Сказал, что он не считает это хорошим способом «организации семейной жизни», хотя признает, что в нашей стране такая форма заключения союза на бумаге приобретает все большую популярность. Мы с Вами этой темы тоже никогда не касались. Интересно Ваше мнение. Как Вы относитесь к брачному договору? Может ли он скрепить семью? Митрополит Иларион: Я очень сомневаюсь в том, что брачный договор может скрепить семью, но думаю, что он может предотвратить какие-то печальные последствия, которые произойдут из-за того, что супруги рассорятся и при разводе начнут делить имущество. Конечно, с точки зрения Церкви единственным легитимным брачным договором является таинство венчания, когда супруги, стоя перед престолом Божиим в храме, дают друг другу пожизненный обет верности и Церковь скрепляет их брачный союз своим благословением. Но мы знаем, что не все браки заключаются в храмах, как и то, что не все браки, к сожалению, сохраняются. С одной стороны, странно ожидать от людей, вступающих в брак, что они будут прописывать условия, на которых могут впоследствии развестись. С другой стороны, в наше время с брачным союзом сопряжено очень много рисков. Если, например, у супругов чувство ответственности за свое будущее и за будущее своих детей заставляет их сформулировать и подписать брачный договор, то, наверное, в этом нет ничего плохого. Есть и еще один существенный аспект брачного союза в наше время: часто случается, что люди вступают в брак с неравными возможностями. Например, богатый мужчина женится на бедной женщине, чтобы впоследствии не платить алименты или чтобы всегда держать жену «на коротком поводке». Такой муж не заключает ни брачного договора, ни вообще брачного союза: он просто не регистрирует свой брак. Он может годами жить с этой женщиной, у них растут дети, а он при этом не заключает брачный союз, чтобы в случае развода не потерять половину своего имущества. Мне кажется, что эта проблема может быть отчасти решена, если между супругами будет заключен брачный договор и каждый будет заранее знать, чего он лишится, а что у него останется в случае развода.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5770249...

«Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир» (ст. 8–9). Иудеи не приняли слово Божие, поэтому Господь призвал язычников, в число которых входили и славяне. Христианство проповедовалось по всему миру на протяжении нескольких столетий, пока не стало господствующей религией. Многие народы покаялись, одним из последних принял христианство и русский народ. Народы, некогда отвергнутые и забытые, были призваны, поскольку званые не отозвались на глас Божий — проповедь Евангелия. Слова Спасителя можно отнести и к каждому конкретному человеку. Большинство из нас приобрели веру уже в зрелом возрасте, после того как заблудились и далеко отошли от христианских истин, поправ свою совесть и действительно став духовными, нравственными калеками. «Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир». Сначала посланные шли к людям, живущим достойно, потом, когда праведники не захотели откликнуться на зов Божий, стали искать и людей опустившихся — грешников. «И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими» (ст. 10). Итак, были призваны и злые, и добрые. Званые, которые по видимости были достойны, не приняли евангельской проповеди, а те, кто далеко ушел от истинного пути, находился на всевозможных «распутиях», — нравственно заблудившиеся люди — вошли на брачный пир. Господь зовет всех: и злых, и добрых. Но это не значит, что человек, призванный в Церковь со своими грехами, пороками, дурными наклонностями, имеет право таким оставаться. Об этом говорит дальнейшее евангельское повествование. «Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду» (ст. 11). Существует предание, что в древности приглашенные на брачный пир одевались в особую одежду. Это вполне вероятно, ведь известно, что жизнь в те времена сопровождалась различными ритуалами и обычаями. Возможно, одну одежду надевали, когда шли в храм, другую — на брачный пир, иную одежду носили в будни.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных. Облечемся в ризу покаяния Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господь наш Иисус Христос изображал Царствие Небесное притчами, то есть примерами, взятыми из повседневной жизни. Люди здравомыслящие, хотя и настроенные против Спасители, даже против своей воли были вынуждены принимать учение Господа, так же как благодаря обычному здравому смыслу принимали возвышенные истины Его учения те, которые никогда не стремились к духовной жизни и относились к этому всегда безразлично. «Царство Небесное, — сказал Спаситель, — подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего» (ст. 2). Царь — это, конечно же, Бог Отец. Под брачным пиром можно понимать Святую Православную Церковь, где люди воссоединяются со Христом и блаженствуют в предвкушении будущих вечных благ, пируют, вкушая духовные яства. Под брачным пиром можно подразумевать и будущую жизнь. Противоречия в этом нет, потому что Церковь есть уже открывшееся, начавшееся на земле Царствие Божие. «И послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти» (ст. 3). Рабы — это ветхозаветные пророки, жившие от сотворения мира до Авраама, и от Авраама до Моисея, и от Моисея до самого пришествия Христова, а также святые апостолы, которые тоже приглашали все человечество на брачный пир — призывали людей вступить в Церковь.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

В XVII веке Николай Булгар, в своем катехизисе, учит: «таинство брака (т. е. брачного союза) совершается и утверждается молитвою и благословеньем священника по чиноположении евхологиона» 14 . В новейшее время не отличает супружеского союза от священнодействия, освящающего этот союз, греческий ученый Георгий Маврокордато 15 . На западе учение о том, что брачный союз есть новозаветное таинство, утверждено в XVI веке тридентским собором. На 24-м заседанья этого собора провозглашено: «Так как брак в законе евангельском превосходить древние супружества благодатью чрез Христа, то отцы, соборы и всеобщее преданье церкви всегда учили, что он справедливо должен числиться между таинствами нового закона» 16 . Поэтому и в римском катехизисе, изданном по определению тридентского собора, утверждается, что естественному союзу мужа и жены приписывается достоинство таинства, и что таинством называется нерасторжимый союз брачный (II, 8. 15. 23). У нас преосв. Филарета (Гумилевский) , архиепископ черниговский, в своем православном Догматическом Богословии (ч. 2, стр. 339 и сл.), трактата о таинстве брака озаглавливает: «о таинстве брачного союза», и в этом трактате говорить, что брачный союз в христианстве... не может быть оставлен с значением только обряда..., что в нем (брачном союзе) подается и действуете особенная благодать Божья, что не понятно, почему бы... союз брачный был только обрядом, а не благодатною тайною, что брачный союз есть действие таинственное, и т. д. А архимандрит Иннокентий, в своем Богословии обличительном (т. IV, стр. 508 и сл.), лютеранам, отвергающим учение римской церкви о таинстве брачного союза, пытается доказать, что брачный союз есть новозаветное таинство. Не чужд этого мнения и обратившийся из латинства в православие священник Владимир Геттэ, утверждая, что брак рассматривается, как таинство, когда мужчина и женщина сочетаваются между собою религиозным образом, по предписаниям церкви, и в доказательство сего приводя известное изречение св. апостола Павла ( Еф. 5:31–32 ) о брачном союзе, как образе союза Христа с церковью, а не о таинстве брака, как священнодействии, освящающем брачный союз 17 . Подобным образом и православный мирянин г. Хомяков богословствует: «О таинстве брака учит святая церковь , что благодать Божия, благословляющая преемственность поколений во временном существовании рода человеческого и святое соединение мужа и жены для образования семьи, есть дар таинственный... Почему великие учители церкви, – апостолы признают таинство брака даже у язычников»...(?!), и в другом месте: «Брак есть таинство в глазах церкви; однако церковь не требует повторения брака от тех язычников, которых она принимает в общество верующих. Самое обращение язычников, без совершения обряда, дает предшествовавшему соединению четы значение христианского таинства» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Брачный союз существовал и в Ветхом Завете и существует в настоящее время у нехристиан (например, иудеев) и у протестантов, и однако же ни в Ветхом Завете не было, ни у иудеев и протестантов нет Таинства Брака в таком смысле, в каком оно существует в православной Церкви. Но если под браком, как Таинством, разуметь брачный союз, то надобно признать Таинством и брак иудейский и брак протестантский. Скажут: св. апостол Павел ( Еф.5:32 ) брачный союз называет великою тайною. Святой апостол Павел называет брачный союз мужа с женою великою тайною, как таинственный образ союза Господа Христа с Церковию. „И будут двое (муж и жена), – пишет он, – одна плоть; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви“. Здесь, очевидно, слово: „тайна“ употреблено не в том смысле, в каком такие священнодействия церковные, как Крещение, Миропомазание, Причащение и пр., называются в Церкви Христовой Таинствами; ибо брачный союз не заключает в себе знамения и силы благодатного освящения, не сообщает никакой благодати под внешним знаком. Посему приведенное изречение святого апостола не относится к учению о браке, как таинственном священнодействии церковном, совершаемом над сочетавающимися браком; в этом изречении тайною называется супружеский союз, а не церковное его благословение, не браковенчание, чрез которое этот союз освящается и запечатлевается благодатию Христовою. Древние писатели церковные не определяют ясно, что надобно разуметь под браком, как Таинством, – брачный ли союз, или церковное его благословение. Только Феодор Вальсамон, великий канонист восточной Церкви, с священническим благословением брака соединяет значение брака как Таинства. Если, таким образом, под браком, как таинством, должно разуметь не супружеский союз или брачное состояние двух лиц разного пола, а священное действие, совершаемое Церковию над сочетавающимися браком, или церковное благословение брачного союза, известное у нас под именем венчания, то, вместе с этим, решается и другой вопрос: кто совершает Таинство Брака? Его совершает священнослужитель, пастырь Церкви, как строитель Тайн Божиих. Св. Григорий Богослов говорит: „я сочетатель, я невестоводитель“ 56 „я сочетаваю юныя руки рукою Бога“ 57 . Св. Иоанн Златоуст учит: „священник совершает брачный союз молитвою и благословением“ 58 . То же утверждают св. Павлин, епископ Нолы 59 , Тертуллиан 60 и многие другие. И в наших метрических книгах, в рубрике: „кто совершал Таинство“, именуется священник, венчавший брак. Иначе и быть не может, потому что одни священнослужители, как раздаятели благодатных даров, могут сообщить вступающим в супружеский союз чрез Таинство Брака или браковенчание божественную благодать, освящающую и скрепляющую этот союз.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Так совершенно ослепило их любоначалие, тщеславие и привязанность к временному! Притча о званных на брачный пир . Царство небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: «вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир». Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схвативши рабов его, оскорбили и убили их ( Мф. 22, 1–6 ), и прочее. Свт. Иоанн Златоуст – Эта притча заключает в себе больше первой: она предвозвещает отпадение иудеев и призвание язычников и, кроме того, показывает правильный образ жизни, и то, какая казнь ожидает беспечных. Справедливо эта притча предлагается после предыдущей притчи. Сказав в предыдущей беседе: дастся языку, творящему плоды его ( Мф. 21, 43 ), Христос показывает здесь, какому дастся языку; и не только это, но еще и то, что Он имел особенное попечение об иудеях. Там Он изображается призывающим прежде распятия Своего, а здесь – настоятельно привлекающим их к Себе и после распятия; и в то время как надлежало их наказать тягчайшим образом, он влечет их на брачный пир и удостаивает высочайшей чести. И заметь, как там прежде призывает не язычников, а иудеев, так и здесь. Но как там, когда иудеи не хотели принять Его, и даже пришедшего к ним, убили, Он отдал другим виноградник, так и здесь, когда они не хотели прийти на брачный пир, Он позвал других. Может ли что быть хуже такой непризнательности – быть званными на брачный пир, и не прийти? Кто не захочет пойти на брак, на брак царя, царя уготовляющего брак для сына? Ты спросишь: почему царствие небесное называется браком? Чтобы ты познал попечение Божие, любовь Его к нам, великолепие во всем, – познал то, что там ничего нет печального и прискорбного, но все исполнено духовной радости. Поэтому и Иоанн называет Его женихом ( Ин. 3, 29 ); поэтому и Павел говорит: обручих бо вас единому мужу ( 2Кор. 11, 2 ); и еще: тайна сия велика есть, аз же глаголю во Христа и во церковь ( Ефес. 5, 32 ). Почему же невеста обручается не Отцу, но Сыну? Потому, что если она обручается Сыну, то обручается и Отцу. В Писании то или другое полагается безразлично, по тождеству существа. Здесь Христос предвозвещает и о воскресении. Так как прежде Он говорил о смерти, то теперь показывает, что и после смерти будет брак, будет жених. Но и это не сделало иудеев лучшими, не смягчило их жестокого сердца. Утрата чувства духовного достоинства

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/okamen...

Или (указывается), что, согласно проповеди их (т. е. Апостолов), – ибо ими проповедано было Евангелие, – Сам Господь, названный горою ( Ис.2:2 ), был отвержен иудеями, чтобы затем, как бы к морю, подойти к язычникам. Вопрос XXX. (И тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. Мф.21:44 ). Господь говорит: и кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. Под падающими на Него разумеет тех, которые Его презирают, или подвергают обидам. Они еще внутренне не уничтожаются, но, однако, сокрушаются, так что не могут уже ходить прямо. На кого же Он упадет, к тем Он грядет с небес на суд и накажет (их) уничтожением. Сказал: раздавит их, – чтобы нечестивые были как пыль, взметаемая ветром от лица земли ( Пс.1:4 ). Вопрос XXXI. (Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. Мф.22:2–9 ). Господь сказал: подобно царство небесное человеку царю, который устроил брачный пир для сына своего. «Брачным пиром» назвал воплотившееся Слово, ибо в Нем, по принятии человечества, Церковь соединена с Богом. Сказал: тельцы мои и чтó откормлено заколото: тельцами назвал князей народов (plebium); «упитанным» – все откармливаемое. Господь сказал: идите на распутия и кого найдете, зовите на брачный пир: под «распутиями» разумеются учения (dogmata) язычников, ибо из всех язычников были пришедшие на брак, т. е. уверовавшие во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Анна, Вы ведь собираетесь замуж, а это очень важное жизненное решение. Решение в Вашей жизни, которое Вы, в любом случае, будете принимать сами. Но совета Вы почему-то спрашиваете у посторонних людей в интернете. Откуда посторонним людям знать, является ли недоверием к Вам желание молодого человека заключить брачный договор? Гораздо правильней было бы советоваться в этом вопросе со своими близкими и со своим духовником (если его нет, то с приходским священником, у которого Вы обычно исповедуетесь). Причем тут вообще вера? Брачный договор — дело исключительно практическое, в основах православной веры никак не прописанное. Как это причем? Если человек задумался о брачном договоре, значит допустил мысль о разводе. Он расценивает брак как проект, а не как малую церковь. Далее, если человек не может довериться Богу, что он под его защитой, что он пошлет ему верную спутницу, то это просто нарушение первой заповеди. Развод — есть зло, мысль о разводе допущена, лазейки заготовлены. Да и о какой любви тут может вообще идти речь? Христианский брак не подразумевает и не приемлет лазейки для развода. Ссоры и недопонимания не исключить совсем. Так устроен человек, что у каждого есть свои страсти и чтобы их победить должно пройти время. Любовь – это самоотверженное служение ближнему. И никак не получится жить самоотверженно, по любви, если мы изначально оставляем себе запасной вариант. Этот запасной вариант всегда будет подстерегать человека, каждая ссора будет с легкостью развиваться, т.к. человек не боится потерять свою половинку. “Далее, если человек не может довериться Богу, что он под его защитой, что он пошлет ему верную спутницу, то это просто нарушение первой заповеди” — вот это какая-то отсебятина. Ничего подобного в православном учении о браке нет. Видимо отсюда и все сомнения. Впрочем, Анна, Вы для себя уже все давно решили. К чему этот вопрос и некое желание совета, когда Вы уже все для себя расписали по пунктам? Просто хотите одобрения Вашей позиции? Если Вам не нравится подход молодого человека, не хотите заключать брачный договор, то просто разорвите отношения. Для этого не нужно искать одобрения в интернете. Еще раз повторюсь — это Ваша жизнь, Вам и решать.

http://azbyka.ru/vopros/zakljuchat-li-br...

Брачный договор, по всей важности, связан со строгой формой и вмещен в тесные пределы, так что нельзя соединять его со сроком, с условиями, с означением какой-либо особливой цели. Однако же по поводу брака, с брачным договором соединяются условия об имуществе, рядные записи (Ehepacten, Ehestiftungen), или ему предшествует предварительный договор о вступлении в брак или заручная (Verlobniss, Ehegelobhiss, sponsalia de futuro). В средние века договор этого рода мог иметь значение неформального брачного договора (sponsalia de praesen-ti), так что последующее сожительство придавало ему действительную силу брака. В такой силе заручная запись давно уже не употребляется, и западная церковь с XVI столетия не признает за обручением столь решительного значения. Однако договор этого рода употребителен еще в Германии, особливо в Пруссии и в Саксонии: в гражданском законе того и другого государства есть подробные правила этого учреждения (Allg. Ldr. II, 1, § 93. 94. Brg. Gesetzb. 1568. См. ст. о сем в Arch. Civ. Pr. 1851 г.). Договор этот имеет полную силу только формальный, с явкой в суде и при свидетелях. Для него требуются некоторые условия, необходимые для брака (возраст, согласие родителей); но в случае неисполнения договор не имеет принудительной силы к браку, давая только право на иск об убытках, о возвращении подарков и т.п. с виновной стороны; но отказ от исполнения оправдывается теми же причинами, какие служат законным препятствием к браку или могли бы служить поводом к разводу. Однако, если у обрученных таким образом родились дети, то они считаются законными. Обручившись с одним лицом, нельзя обручиться с другим, доколе договор остается в силе. Впрочем, по прусскому закону, и при неформальном договоре, если обольститель, обещав жениться на девушке, сделал ее беременной и потом отказывается на ней жениться, то девушка эта имеет право пользоваться именем и званием обольстителя, как бы разведена была с ним в браке по его вине, а не по своей. Французский закон вовсе не признает обручных договоров так же, как итальянский; но если обещание жениться дано было письменно, то, по итальянскому закону, нарушитель обязан вознаградить за убытки, буде иск об них предъявлен в годовой срок.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010