Паломники из различных городов и весей, посещая Вырицу, поклоняясь прп. Серафиму, обязательно на обратном пути едут в Павловский собор города Гатчины, где покоятся мощи преподобномученицы Марии Гатчинской. Прпмц. Мария является покровительницей Гатчинского благочиния, к которому принадлежит и Вырица, потому и о ней мы рассказываем в этой книге. Подвиг ее был подобен подвигу старца Серафима – так же как он, сама страдая от обездвиженности, матушка служила утешением для сотен и сотен людей, приходивших к ней людей. Монахиня Мария (в миру Лидия Александровна Лелянова) родилась в 1874 году в Санкт-Петербурге, в семье купца Александра Ивановича Лелянова. Семья Леляновых жила рядом с Преображенской церковью, на Забалканском проспекте, в доме 101. Здесь прошло беззаботное детство и молодость Лидии. Перед выпускными экзаменами в гимназии Лидия заболела энцефалитом, который дал осложнение – болезнь Паркинсона, на экзамены ее привезли в инвалидной коляске. Лидия стала полным инвалидом. Лидия с великим смирением несла свой крест, через молитву пришло утешение, она обрела душевный покой, духовную мудрость. По Промыслу Божиему ей предстояло стать утешительницей, духовной матерью многих верующих людей. Обреченная на неподвижность, углубленная в постоянную Иисусову молитву, она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной и сосредоточенной. В книге протопресвитера Михаила Польского «Новые мученики Российские» в главе, посвященной матушке Марии, отмечено:   ...Оказавшись полным физическим инвалидом, [она] не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние.   В 1909 году родные привезли подвижницу г. Гатчину (Санкт-Петербургская губ.), здесь она жила в деревянном домике неподалеку от Павловского собора. В том же доме жил ее старший брат Владимир (он был владельцем Елизаветинской аптеки). По свидетельству профессора М. И. Андреевск ого, брат матушки Марии – слабенький, маленький, благообразный старичок, самоотверженно ухаживал за ней и принимал многочисленных посетителей, приходивших к прозорливой старице за духовным советом.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Ответом своим Он уничтожил всякое ревнование, исторгнул и пресек всякую причину и повод к едкой зависти. Ученику Христову не позволено ревновать, не позволено завидовать. У нас не может быть споров о возвышении: мы возвышаемся смирением, мы научены тому, чем можем угодить. Наконец, и апостол Павел, наставляя и убеждая, чтобы мы, просвещенные светом Христовым и избавившиеся от мрака ночной жизни, делали и поступками показывали, что ходим во свете, так говорит в Послании: «Нощь убо прейде, а день приближися: отложим убо дела темная и облечемся во оружие света. Яко во дни, благообразно да ходим, не козлогласовании и пиянствы, не любодеянии и студодеянии, не рвением и завистью» ( Рим 13:12–13 ). Если тьма отлегла от твоего сердца, если ночь изгнана оттуда и мрак рассеян, если чувства твои озарил дневной свет и ты стал человеком света, – твори дела Христовы, потому что Христос есть свет и день. Для чего погружаешься во мрак ревности, окружаешь себя облаком зависти, погашаешь слепой ненавистью всякий свет мира и любви? Для чего возвращаешься к диаволу, от которого отрекся, для чего делаешься подобен Каину? Ибо апостол Иоанн прямо обвиняет в человекоубийстве того, кто поревновал и возненавидел брата своего. Он говорит в своем Послании: «Всяк ненавидяй брата своего, человекоубийца есть: и весте, яко всяк человекоубийца не имать живота вечного в себе пребывающа» ( 1Ин.3:15 ). И еще: «глаголяй себе во свете быти, а брата своего ненавидяй, во тме есть доселе... и во тме ходит и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи ему» ( 1Ин.2:9, 11 ). Ненавидящий брата, по словам апостола, во тьме ходит и не знает куда идет. Бессознательно он идет в геенну; невежа и слепец, он стремится на казнь, удаляясь от света Христова, следовательно, и от Христа, сказавшего в наше наставление: «Аз есмь свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный» ( Ин.8:12 ). А последует Христу тот, кто держится заповедей Его, кто шествует путем Его учения, идет по стопам и следам Его, подражает учению и делам Христовым, согласно напоминанию и наставлению Петра, который говорит: «Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его» ( 1Пет.2:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

   Слово это говорил Св. Григорий в богадельне, устроенной Василием Великим, в которой тогда (в 373 г. н.э.) было много зараженных проказой.    Асс — медная монета весом 4 золотника.    Это выражение не следует понимать в смысле вещественном; оно, по объяснению Никиты, толкователя слов Св. Григория, означает дыхание жизни, которое Бог вдунул в лицо первосозданного человека (Быт.2:7), и вместе — образ Божий.    В некоторых манускриптах вместо слова Амос написано Михей.    Первая мудрость есть жизнь похвальная, очищенная или очищаемая для пречистого и пресветлого Бога, Который требует и от нас одной жертвы — очищения, — жертвы, обыкновенно называемой в Писании «сердцем сокрушенным» (Пс.50:19), «жертвой хвалы» (Пс.49:14, 23), «новой во Христе тварью» (Гал.6:15), «новым человеком» (Еф.4:24), и тому подобно. Первая мудрость — презирать ту мудрость, которая состоит в одних словах и оборотах речи, в обманчивых и излишних противоположениях. Лучше мне пять слов сказать в Церкви с разумом, нежели тысячи одним языком (1Кор.14:13) и невразумительным звуком трубы, который не возбуждает моего воина к духовной брани. Я хвалю и лобызаю ту мудрость, которой прославились незнатные, для которой предпочтены уничиженные, с которой рыбаки уловили в сети Евангелия всю Вселенную, победив упраздняемую мудрость словом совершенным и сокращенным (Рим.9:28). Не тот для меня мудрец, кто мудр на словах, у кого оборотлив язык, а душа не обучена, кто подобен гробам, которые снаружи благообразны и красивы, а внутри полны мертвых костей и скрывают в себе великое зловоние, — но тот, кто хотя мало говорит о добродетели, однако же многое показывает на деле и жизнью удостоверяет в слове. Для меня лучше красота видимая, нежели изображаемая словом, лучше богатство, которое уже в руках, нежели воображаемое во сне, лучше мудрость не словом блистающая, но свидетельствуемая делами. Ибо сказано: «разум верный у всех исполняющих заповеди» (Пс.110:10), а не у проповедующих. Самое верное испытание этой мудрости — время, а истинный «венец славы — седина» (Притч.16:31). Ибо хотя не должно ублажать человека «прежде смерти» (Сир.11:28), как думаю с Соломоном, — не известно, что «родит завтрашний день» (Притч.27:1), потому что земная жизнь наша подвержена многим переворотам, и тело смирения туда и сюда порывается и изменяется: впрочем, кто провел большую часть жизни неукоризненно и близок уже к пристани этого общего моря жизни, тот не безопаснее ли и не счастливее ли других, которым предстоит далекое плавание?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

Еще старец Григорий, как и его современник преподобный Паисий Святогорец, покровительствовал женскому монашеству: известно, что и тот, и другой основали женские обители – один в Суроти, а другой вблизи Уранополиса. В этом они уподобились также уделявшим много сил и внимания женскому монашеству и основавшим женские обители нашим преподобным Серафиму Саровскому и Амвросию Оптинскому. Кстати, недавняя кончина геронды Григория как бы случайно произошла как раз в момент празднования памяти старца Амвросия, которому он был подобен не только заботами о женском монашестве, но и страданиями от жесточайших болезней. А женское монашество – очень важная тема для нашего времени, когда, употребляя термины Достоевского, торжествующему «идеалу содомскому» следует противопоставить «идеал Мадонны». Покровительствовал женскому монашеству, но к присутствию женщин в мужских монастырях относился очень сурово Однако к присутствию женщин в мужских монастырях геронда относился очень сурово. Помню, как во время нашей с ним беседы в архондарике он вдруг обратился ко мне: – А у вас в монастыре есть женщины? – Есть, – подтвердил я. – А что они у вас там делают?! – возмутился он. Я ответствовал: – Убираются в храме, на кухне чистят картошку, еду готовят, посуду моют. На огороде трудятся, выращивают овощи на грядках и в парниках, разводят цветы… – А можете меня пригласить к вам в обитель? – вдруг спрашивает он. – Я, конечно, не хозяин, – отвечаю. – Но приезжайте! С радостью вас примем. И тогда он объявил о цели своего визита: – Я всех женщин вот этим жезлом выгоню за ворота монастыря!! И, обратившись к сидящим рядом с нами почтенному благообразному седовласому весьма преклонных лет старцу и его юному келейнику, приехавшим на Святую Гору из румынского монастыря, спросил у послушника: а в вашем монастыре есть женщины? И получив отрицательный ответ, торжествующе взглянул на меня и далее стал объяснять, насколько общение с женщинами душевредно для монахов и затрудняет их монашеское делание и путь. – Я всегда, еще будучи молодым, когда их исповедовал, старался от них отодвигаться подальше, – стал он делиться своим опытом. – Даже епитрахиль накидывал на них несколько отстранившись. Они всегда старались как-то поближе придвинуться ко мне, но я тут же сам дистанцировался.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2975

Пс.44:11.   Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего.    Здесь все духовно, и нет ничего чувственного и телесного. Ведь как дочь может быть невестою одного и того же лица? Сам Бог родил Церковь крещением и Сам сделал ее невестою. Пророк говорит о добродетели души, — а это зависит от воли. Душа была безобразна не от природы, но от воли, а благообразною сделалась через послушание, предав совершенному забвению прежние злые дела (Афанасий, Златоуст). Пс.44:12.   И возжелает Царь доброты Твоея: зане Той есть Господь Твой и поклонишися Ему.    Подлинно блаженна и счастлива такая душа, уязвленная любовью к Богу — Слову: ибо не обладает скверными помыслами, и не любодействует с лукавым, — но желает мысленного и таинственного соединения с Ним. Ибо Царь, «возжелав доброты ея» , сподобил ее наименования не только Храмом Божиим (как усвоившуюся Духу Святому), но и «дщерию» (как принявшую усыновление от Отца Светов), так и «царицею» (как сочетавшуюся с божеством славы Единородного) (Макарий В.). Пс.44:13.   И дщи Тирова с дары: лицу Твоему помолятся богатии людстии.    С этих слов до конца речь идет о призвании в Царство Небесное всех язычников; таков был ранее город Тир, жители которого славились своим нечестием и богатством. Но «дщерь Тирова» поклонится Христу и принесет Ему «дары» . Не сказал: тебе поклонятся с дарами — но «лицу Твоему» . Ведь не Церковь принимает поклонение, но глава Церкви — Христос, Которого Писание называет «Агнцем. Богатии людстии» — стяжавшии богатство благодати, так как добродетель, за которую дается Божественная благодать, выше всякого богатства (Василий В., Златоуст, Афанасий). Пс.44:14.   Вся слава Дщере Царевы внутрь, рясны златыми одеяна и преиспещрена.    Вся слава «Дщере Царевы» — души человеческой — «внутри» . Не о чувственной красоте говорит Пророк, но о внутренней добродетели. Под поясом ( «ряснами» ) ты должен разуметь целомудрие, которое связывает похотную часть души, и от которого зависят многие добродетели. Желающий сподобиться сыноположения, должен иметь не тело только непорочное, но и непорочную душу. Каждый из нас подобен как бы мысленной смоковнице, на которой Господь ищет внутреннего плода, а не лиственного украшения (см. Мф. 21:19). Не внешнее одеяние потребно к этому, но внутренняя «слава» — потаенный сердца человек, в кротости и смирении, терпении и любви... А если «слава» вся внутри нас, то зачем нам искать благодать где-либо вне? Благодать Божия вселяется в самую глубину души — в ум (Макарий В., Макарий Оптинский, Иероним, Диадох, Палама, Иоанн Кронштадтский).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Четверг 13 и пятница 14 сливаются воедино, ибо их соединило бодрствование, почти непрерывное. 13-го литургию в Покровской церкви, находящейся около гостиницы, где я проживал, с задушевною простотою совершали весьма благообразного вида иеромонах и иеродиакон; но клирошане были слабы. При ознакомлении с братиею монастыря, она обращает на себя внимание большим разнообразием типичных представителей едва ли не всех народностей Руси православной и не внешнею только красотою и выразительностию многих отдельных лиц, а общим одухотворением, внутренним просветлением выражения их. Прогуливаясь по отличному шоссе берегом моря до границы монастыря по направлению к Гудауту, собрал целую коллекцию полевых цветов и растений и любовался вложенною в них Творцом всяческих красотою. Поэтическую настроенность не разрушил даже вид пасущегося большого стада свиного, необходимого монастырю для его хозяйственного обихода. Уж очень прекрасно и грандиозно все вокруг, и понятным становится, как замкнутость быта этой обители развивает в иноках всеобъемлющую любовь к самому месту ее, ко всем и ко всякому созданию Божию, даже к растительному царству, даже ко храмам и зданиям, даже к тропинкам и дорогам. Эта любовь и молитва обо всех и обо всем – силы, одушевляющие обитель, проявляющие в некоторых чадах ее значительную степень развития эстетического чувства и вкуса, тонкого понимания красот природы. Внутреннюю благолепоту этой поэзии святой ощущает, воспринимает в себя и наш богомолец, поэтому кто отбивает сердце народа русского от монастырей, тот направляет, толкает его во всякую мерзость нравственно-религиозного растления, – в толстовщину, штунду, хлыстовство и т. п. Малая вечерня кануна праздника Воздвижения Креста Господня выполнены обычным стройным порядком с простым пением, только стихиры пред «Ныне отпущаеши» пропеты были «на подобен» величавым полнозвучным афонским напевом. Опять едва заметно, как вздохи молитвы, расходилось по храму чтение о.игуменом: «Царю Небесный», «Сподоби Господи», «Ныне отпущаеши»; опять в порядке прошлого дня прочитан был теперь на солее акафист Страстям Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преследовать человека, принадлежащего божественной благодати, — это зло постоянное; ненавидеть счастливого — это болезнь неизлечимая. Потому–то, возлюбленнейшие братья, чтобы кто через ревность к брату не попал в сеть смертную, Господь, когда ученики спросили Его, кто из них больше, в предотвращение таковой опасности сказал: Иже бо менший есть в вас, сей есть велик (Лк. 9:48). Ответом своим Он уничтожил всякое ревнование, исторгнул и пресек всякую причину и повод к едкой зависти. Ученику Христову не позволено ревновать, не позволено завидовать. У нас не может быть споров о возвышении: мы возвышаемся смирением, мы научены тому, чем можем угодить. Наконец, и апостол Павел, наставляя и убеждая, чтобы мы, просвещенные светом Христовым и избавившиеся от мрака ночной жизни, делали и поступками показывали, что ходим во свете, так говорит в Послании: Нощь убо прейде, а день приближися: отложим убо дела темная и облечемся во оружие света. Яко во дни, благообразно да ходим, не козлогласовании и пиянствы, не любодеянии и студодеянии, не рвением и завистью (Рим. 13:12–13). Если тьма отлегла от твоего сердца, если ночь изгнана оттуда и мрак рассеян, если чувства твои озарил дневной свет и ты стал человеком света, — твори дела Христовы, потому что Христос есть свет и день. Для чего погружаешься во мрак ревности, окружаешь себя облаком зависти, погашаешь слепой ненавистью всякий свет мира и любви? Для чего возвращаешься к диаволу, от которого отрекся, для чего делаешься подобен Каину? Ибо апостол Иоанн прямо обвиняет в человекоубийстве того, кто поревновал и возненавидел брата своего. Он говорит в своем Послании: Всяк ненавидяй брата своего, человекоубийца есть: и весте, яко всяк человекоубийца не имать живота вечного в себе пребывающа (1 Ин. 3:15). И еще: глаголяй себе во свете быти, а брата своего ненавидяй, во тме есть доселе… и во тме ходит и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи ему (1 Ин. 2:9; 11). Ненавидящий брата, по словам апостола, во тьме ходит и не знает куда идет. Бессознательно он идет в геенну; невежа и слепец, он стремится на казнь, удаляясь от света Христова, следовательно, и от Христа, сказавшего в наше наставление: Аз есмъ свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный (Ин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Точно так он описан Елпием Ромеем и в Синаксаре 1414 года, где однако прибавлено: с божественною ревностью гневно восстаёт против неправды, кающихся прощает и приемлет, и скоро и твердо приводит в исполнение первые определения свои. В Синаксаре Никодима святогорца он описан по новогречески также, как и в Синаксаре 1249 года. В Русском Списке с подлинника: – подобием сед, брада невелика, мало курчевата и аки кругловата, власы на главе просты и кратки... В Прологе: Пётр апостол возрастом средний, лицом смугл (?) и блед, власы весь сед, с главою и брадою белою, с напухлыми очами, добробрад, долгонос, бровист, ясен, беседуя от Святаго Духа. – Того же дня. Святый апостол Павел был плешив, с глазами веселыми и бровями нависшими, бел лицом, казался старше, бороду имел плоскую и красивую, нос горбатый и соразмерный со всем лицом его, волосы на голове и в бороде отчасти черные, отчасти белые; был короток всем телом, малоросл, но здоров, исполнен Духа Святого и божественной благодати. (Из Синаксаря 1249 и 1414 года). Почти также он описан Елпием Ромеем и в Никодимовом Синаксаре, в котором читается. В Русском Списке с подлинника: – Павел апостол бяше телом низок, плешив головою, брадою просед, с добрым носом, бровист, чист плотью, румян лицом, сладкоречив. В житии Иоанна Златоустог о и Прокла, патриарха цареградского, пишется о нём: бяше апостол образом подобен Елиссею пророку, челом безвласен, браду имый совершенну, плоску. Месяц июль – 19 дня. Преподобная Макрина, сестра Василия Великого , была благообразна и добронравна. (Из Синаксаря 1249 года). В Русском Списке с подлинника: – подобием стара, лицом бледна от пощения, и мало морщиновата, на главе клобук угловатый, в руках четки, на выи крест железный. – 21 дня. Святый пророк Иезекиль–длинноголов, строен, сухощав лицом, бороду имел густую и длинную. (Из Синаксаря 1414 года).У Елпия Ромея–почти тоже; у Никодима святогорца . В Русском Списке с подлинника: – подобием сед, аки Илия пророк, власами и брадою, а на конце брада раздвоилась. В печатном Прологе пишется: бяше же возрастом долг (?) и лукав лицом (?), браду разсохату имея и долгу. Месяц август

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   Сдерживайся, сколько возможно, истязуя свою плоть и вспоминая желчь и уксус, которыми напоили на Кресте нашего Владыку, великую воздержность отцов в пустыне, где они не ели и подогретого, но все сырое. Особенно великий Павел терзал свою плоть, как он говорит: Притесняю мое тело и порабощаю. Если они так мучили свою плоть, чтобы победить в этой войне, то сколь более подобает делать так нам, хилым и немощным? Итак, умертви и ты плоть воздержанием от сладостной пищи, не носи мягкой одежды, не спи на благообразных кроватях, но наставляй плоть бодрствованием, сном на земле и тому подобным, чтобы подчинить ее духу. Будет странно и удивительно, если ты окажешься искупленным от вечной смерти, имея всякое телесное отдохновение, вкушая и пия в волю, потому что чем меньше останется дров, тем быстрее гаснет пламя. Вынь дрова, чтобы погасить тот очаг. Оставь вино и различную пищу, чтобы исчез соблазн. Кто ласкает раба и дает ему отборную и благообразную пищу, тот его расстраивает и растлевает окончательно. Кто дает плоти удовольствие и отдых, тот укрепляет своего врага и дает ему смертоносное оружие.    Великий Иоанн Златоуст и другие учителя говорят, что тот, кто ухаживает за собственным чревом и одновременно хочет победить дух разврата, подобен тому, кто тушит огонь горючим. То есть кто желает не развратничать, но при этом ест и пьет, — все равно, что льет масло, чтобы погасить огонь в печи. И правильно говорят, что когда кто-то сыт, им овладевает именно плотская брань, а без воздержанности в пище ему не удастся сохранить целомудрие и другую добродетель. Потому преподобные ведут такой жестокий образ жизни, чтобы сделать кротким разъяренное море плоти — и все, кто с горячим желанием делали так, легко получали остальное.    Второе оружие против плоти — быстрое нападение на злые помыслы и нечистые пожелания, тотчас, как они приходят в твой ум соблазнить плоть. Примени здесь большое усердие, чтобы ум совсем не занимали развратные помыслы, но думай о чем-то духовном, что даст тебе умиление, раскаяние и благоговение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Стояли благоговейно и три юноши в светлых одеждах благообразных, с волосами до плеч светло-русыми, стояли, благоговейно смотря на Кресты. А у мужа того волосы были на голове и на бороде черные, голос и слова его резкие, четкие и ясные; рост его был высокий, и во всем он имел сходство с Крестителем Господним и Предтечею Иоанном. Первый святой Крест имел вышины аршин 6, был широк, на нем был изображен Распятый Спаситель, а внизу в ширину и в вышину шла тщательно сделанная резьба, а по резьбе звезды, и все дивно вызолочено, и от верхнего конца до низу и по бокам было светлое сияние. Второй Крест был такой же вышины и ширины, и на нем так же было нарисовано изображение Распятого Спасителя, но только начерчено вчерне, еле заметно, и резьба по Кресту была только начата по правой стороне вверху. Видно было, что после отделки этот Крест будет во всем подобен Кресту первому, но все было только начато. Явившийся мне взял мою руку и сказал мне: «Встань и будь здоров, и Святая Владычица, Матерь Господа Бога, укрепит тебя и поможет тебе во всем и мир Господа Бога почиет на тебе – на всех дела твоих». Вдруг все исчезло. А я с этой минуты сделался совсем крепок и здоров, чувствую в себе полную перемену. Получил я тут облегчение и от постоянно мучившей меня грыжи и милостию Божиею хожу и действую в силе моей. Заветы отца Ионы. Поучение к братии (1879 г.) Слава Богу, ныне мы благодатию Божиею и помощию Всесвятыя Владычицы нашея Госпожи Богородицы и молитвами всех святых сподобились и удостоились единую часть священныя Четыредесятницы седмицу совершать. Слава Богу, да помолимся и еще Господу Богу, да сподобит, укрепит и поможет нам, отцы и братия, и все сие священное поприще святаго поста исполнить беспорочно и Богоугодно, с великою пользою душам нашим. Ныне же отчасти хочу вам и начатой нашего делания воспомянуть. Все мы собраны Богом и Его Божественным благоволением и таинственным гласом и вдохновением Всесвятаго Духа, действующаго и согревающаго огнь духовным пламенем любви Божественныя в сердцах, душах и в помышлениях ума нашего, и сиею объяты бывши, вся красная сладкая честь, славу и славная мира сего призрехом, омерзихом и отринувши от себе, как мерзка тленна и непотребна суща – не точию сия, но и самих близких сердцу родителей: братии, сестер и любимых нами тогда друзей, также оставихом домы и весь род наш по плоти. Все сие сотворихом за возлюбившаго нас Господа, искупившаго нас от клятвы законныя. И уже единственныя любве ради к Нему, ко Всесладчайшему, Вселюбезнейшему нескверному Агнцу Жениху безсмертному Господу Богу, Спасу нашему Иисусу Христу, предавшись совершенно и во след Его изволивши идти, аще возможно вы Его ради и умрети.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010