– 19 дня. Святый мученик Варлаам был стар. (Из Сннакс. 12 века). В Рус. Спис. с подлинника: – подобием стар, сед, брада аки Власиева. – 20 дня. Святые мученики персидские, епископ Нирса пострадал 80 лет, а Иосиф ученик его, епископ же, 85 лет.(Из Синакс. 12 века). – 23 дня. Св. Амфилохий, епископ икониский, достигнув глубокой старости, почил в мире. (Из Синакс. 12. века и 1249 года). В Рус. Спис. с подлинника: – подобием стар, сед аки Власий, брада на конце раздвоилась, на главе малы кудерцы. – 24 дня. Св. великомученица Екатерина была высока ростом, и благообразна. (Из Синакс. 12 века и 1249 года). В Рус. Списке с подлинника: – сия пострада за Христа 18-ти лет, зело красна телом, возрастом высока. (Минея-Четья). – 26 дня. Преподобный Алиний столпник жил сто лет. (Из Синакс. 12 века и 1249 года). В Рус. Списке с подлинника: – стар, сед, подобием аки Иоанн Богослов, поживе сто лет. – 28 дня. Св. мученик Иринарх был молод. (Из Синакс. 1249 года). Месяц декабрь – 3 дня. Св. пророк Софония видом подобен Иоанну Богослову с тою разницею, что борода у него немного круглее. (Из Синакс. 12 века). В Рус. Списке с подлинника: – бяше же подобен св. Иоанну Богослову, малу имея браду и окружено лице. –Того же дня. Преподобный отец наш Иоанн, епископ колонийский почил о Господе 104 лет. В Рус. Списке с подлинника: – поживе 104 лет; подобием весьма стар, власы имея вельми белы, браду круглу, в руке ветвь смоковницы, и на ней три смоквы. –4 дня. Св. мученица Варвара, девица, была весьма красива лицом. (Из Синакс. 12 века и 1249 года). В Рус Списке с подлинника: – в Минее и в Прологе пишется: «св. мученица Варвара на столпе высоце хранима цветения ради телесные красоты её, дева же сущи и вельми прекрасна. – 5 дня. Преподобный отец Савва преставился к Господу 94 лет. (Из Синакс. 12 века и 1249 года). В Рус. Списке с подлинника: – подобием стар, сед, брада меньше Власиевы, распахнулася на оба плеча, поживе лет 94. – 9 дня. Св. Стефан новый блаженно почил на 73 году от рождения. (Из Синакс. 12 века и 1249 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

«Похвала, или священное последование на святое преставление Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии» — под таким названием был напечатан впервые в Москве в 1872 году этот чин, совершавшийся в Иерусалиме, в Гефсимании и на Афоне. Он был переложен с греческого языка профессором Холмогоровым в 1846 году; необходимые исправления были внесены Святителем Московским Филаретом. Это же «Последование» совершалось в Гефсиманском скиту. В настоящее время Иерусалимское «Последование на преставление Пресвятой Богородицы», или «Похвалы», получило снова распространение во многих кафедральных и приходских храмах. Служба эта совершается обычно на второй или на третий день праздника. Полный чин погребения Богоматери по Иерусалимскому последованию помещен в «Службе на Успение» (изд. Московской Патриархии, 1950 г.) в виде всенощного бдения (великая вечерня и утреня), на котором не поются полиелей и величание. В «Богослужебных указаниях на 1950 год» помещен «Чин погребения», но в нем вместо великой вечерни перед утреней указано последование малого повечерия (по подобию службы в Великий Пяток). Последование утрени и «Похвалы» в «Богослужебных указаниях» напечатаны полностью (по Иерусалимскому последованию). Особенности службы погребения В стихирах на «Господи, воззвах» последние пять стихир взяты из Иерусалимского последования. Стихира на «Слава» «Тебе одеющуюся светом, яко ризою» составлена в подражание подобной же стихиры в Великий Пяток на вечерне. Вход с кадилом. Паремии праздника. Лития (стихиры праздника). На утрене на «Бог Господь» — особые тропари из Иерусалимского последования (подобен: «Благообразный Иосиф»): «Благообразных ученик лик». «Слава»: «Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати безсмертная». «И ныне: «Священным учеником в Гефсиманию тело Матере Божия носящим». При пении тропарей из алтаря через Царские врата износится на середину храма икона Успения или плащаница и полагается на аналое или на гробнице (если это плащаница). Совершается каждение плащаницы, всего храма и народа. После тропарей поются «Непорочны» с припевами, разделенные на три статии. Между статиями — ектения и малое каждение (плащаницы, иконостаса и народа). В конце третьей статии поются особые тропари «по Непорочных»: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся» с припевом: «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего».

http://pravmir.ru/o-chine-pogrebeniya-bo...

Вместе с тем изначально и практически до конца эпохи Возрождения франко-фламанд. муз. композиция сохраняет связь с богослужебным григорианским пением , будучи в той или иной мере искусной полифонической вариацией на помещаемый (часто в теноре ) традиц. напев (техника письма на cantus firmus - «твердый напев»). Как правило, этот напев, будучи чаще всего изложен крупными длительностями и скрыт в толще проч. голосов, а иногда и расчленен на фрагменты, не слышен как отдельная мелодия. Однако его присутствие не может не влиять на муз. организацию целого, т. к. образует своего рода звуковысотный и ритмический остов, с к-рым проч. голоса согласуются по рисунку и интервальным отношениям. Особый подход к диссонансу, всегда приготовленному и правильно разрешенному, позволил назвать франко-фламанд. письмо начиная с посл. трети XV в. «строгим стилем», обобщенные правила которого до сих пор являются нормами школьной полифонии. К сер. XVI в. присутствие голоса, содержащего cantus firmus, становится необязательным, муз. тематизм сочиняется композитором индивидуально. Опосредованная связь с григорианской монодией остается только через соблюдение в голосах норм старинной ладовой системы - 8 церковных тонов (см. Глас , Осмогласие ), к-рая с сер. XVI в. также подвергается секуляризации, начиная с трактата Глареана «Додекахорд». В то же время древний принцип муз. формульности, присущий григорианскому хоралу, неожиданно воспроизводится в совершенно новом виде - как метод пародии (известны мессы-пародии, мотеты -пародии, «Magnificam»-napoдuu). Его суть заключается в отказе от сочинения самостоятельного мелодического материала, в качестве отправной точки композиции используются (т. е. буквально или частично цитируются) фрагменты многоголосия уже существующих сочинений. В циклической композиции (напр., в мессе-пародии) то или иное распределение цитируемого материала способствует архитектоническому упорядочению целого и его муз. единству. В совр. правосл. клиросной практике пение на подобен и, шире, приспособление того или иного богослужебного текста к имеющемуся песнопению (напр., херувимская песнь на подобен «Благообразный Иосиф») отдаленно родственны ренессансной технике пародии. Существенной разницей является, однако, то, что в качестве моделей для распевания франко-фламанд. композиторы брали не только духовные сочинения, но и светские многоголосные песни (напр., месса Обрехта «Fortuna desperate», основанная на муз. материале одноименной многоголосной франц. шансон), а также в большей степени пользовались индивидуальной композиторской свободой в обработке избранного материала.

http://pravenc.ru/text/2565198.html

Слава, и ныне: Богородице, Ты еси лоза: Тропарь 6-го часа, глас 2: Спасение соделал еси посреде земли Христе Боже, на Кресте пречистеи руце Твои простерл еси, собирая вся языки, зовущыя: Господи, слава Тебе. Слава, и ныне: Яко не имамы: Тропарь 9-го часа, глас 8: Видя разбойник Начальника жизни на Кресте висяща, глаголаше: аще не бы Бог был воплощься, иже с нами распныйся, не бы солнце лучи своя потаило, ниже бы земля трепещущи тряслася: но вся терпяй, помяни мя Господи, во Царствии Твоем. Слава, и ныне: Иже нас ради рождейся от Девы: Кондак, глас 8: Нас ради Распятаго приидите вси воспоим: Того бо виде Мариа на древе, и глаголаше: аще и распятие терпиши, Ты еси Сын и Бог Мой. Во святую и Великую субботу. Тропарь, глас 2: Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи. Слава: Егда снизшел еси к смерти Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же и умершыя от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе. И ныне: Мироносицам женам, при гробе представ ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь. Кондак, глас 6: Подобен: Рукописаннаго: Бездну заключивый мертв зрится и смирною и плащаницею обвився, во гробе полагается, яко смертный, Безсмертный: жены же приидоша помазати Его миром, плачущыя горько и вопиющыя: сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен. Во святую и Великую субботу вечера, о часе 10-м дне клеплет в великое. И собравшеся в церковь, облачится иерей, и диакон. И благословившу иерею, начинаем вечерню, глаголем: Царю Небесный: Трисвятое, по Отче наш: Господи помилуй, 12. Слава и ныне: Приидите поклонимся, трижды. Псалом: Благослови душе моя Господа: Посем ектениа великая. И возглас. Господи воззвах, поем во глас 1: Иерей же и диакон отшедше творят проскомидию: И ставим стихов 8, и поем стихиры воскресны 4. И триоди самогласны 3, на 4. В тоже время кадит диакон.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Этим выражается томительность, с какою ожидалось пришествие Христово. Такие напевы отвечают и постному времени. Так и главное песнопение службы – тропарь 2-го гласа, по грустности своей совершенно не употребляемого в великие праздники для тропарей (2-го гл. м. пр. " Благообразный Иосиф»); такого же напева и ипакои; Кондак еще более грустного напева – косвенного 2-го, 6-го гласа; при этом все это самогласные напевы. Стихиры на Господи возззах, 8-го гласа – (подобен «Иже во едеме» – стиховна 2-я на утрени среды и пятницы во Октоихе, по нынешним книгам: «Еже древле во едеме») тоже не употребительного для больших групп стихир в великие праздники. Стихиры на хвалитех – 2-го гласа (см. ниже «Рождественская вечерня»), подобен Доме Евфрафов (см. ниже, «неделя св. отец»). Канон первый 8-го гласа (очень грустного, хотя не самого грустного, не 6-го), а второй самого радостного – 1 гл., как в самый праздник, подобен «Христос раждается». Второстепенные и одиночные песнопения перебирают разные гласы, предпочитая все же невеселые: Славники: на Господи воззвах 6 гл., на литии 2-го, на хвалитех – 7-го. Седальны – 8, подобен «Премудрости» (ВК. 173). Суббота пред Рождеством Христовым Если и каждый день Рождественского поста Церковь рассматривает как приготовление к великому празднику, все усиливая это приготовление, то достаточно знать высокий взгляд церкви на все субботы, чтобы ожидать, что последняя из них пред Р. X. будет отмечена мыслью о надвигающемся высоком воспоминании. Это и делается тем, что для этой субботы назначаются особые апостол и евангелие. Тот и другое имеют отношение к праотцам и отцам Ветхого завета, к их вере, открывшей им доступ, в царство небесное. Апостол из Гал. 3, 8 – 12 (зач. 205) напоминает обетование о Христе, данное Аврааму за его веру и обещавшее благословение чрез потомство его всех народов, откуда апостол заключает, что оправдание сообщается верою, а не законом, что следовательно оно не ограничивается одним избранным народом. Евангелие Лк. 13, 18 – 29 (зач.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Кондак, глас 2: Радоватися мироносицам повелел еси, плачь праматере Евы утолил еси воскресением Твоим, Христе Боже, апостолом же Твоим проповедати повелел еси, Спас воскресе от гроба. И икос, и чтем синаксарий. На 9-й песни, Честнейшую не поем, до отдания Пасхи, во вся недели. Таже, Свят Господь Бог наш: трижды, на глас 2. Светилен Пасхи: Плотию уснув: единожды. Слава, мироносиц: Жены услышите: И ныне, тойже. На хвалитех: Всякое дыхание: стихиры на 8: воскресны 4: и анатолиевы 4. Слава, стихира евангельская, глас 2: С миры пришедшим: И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое. Тропарь воскресн. ектении, и отпуст. И обычное исхождение в притвор, и поучение Студитово. И час 1-й, и совершенный отпуст. На часех, тропарь воскресн. Слава: Благообразный Иосиф: И ныне, Богородичен часов. По трисвятом кондак: Радоватися мироносицам: Такожде бывает и на прочих часех. На Литургии , блаженна триоди гласа, на 4, и от канона дне, песнь 6-я, на 4. По входе тропари: Егда снизшел еси к смерти: и Благообразный Иосиф: Слава, кондак триоди: И ныне, Пасхи: Аще и во гроб: Прокимен, глас 6: Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое. Стих: К Тебе Господи воззову Боже мой: Апостол Деяний, зачало 16: Умножившимся учеником: Аллилуиа, глас 8: Благоволил еси Господи землю Твою: Стих: Милость и истина сретостеся: Евангелие Марка, зачало 69: Прииде Иосиф, иже от Аримафеа: Причастен: Тело Христово: Другий: Хвалите Господа с небес: [Смотри] Аще храм святых жен мироносиц: на малей и Велицей Вечерни, и на утрени и на Литургии поем во всем подобне, якоже великомученику Георгию, точию на вечерни паремии чтем, писаны в неделю всех святых. На утрени , по полиелеи величание поем сице: Величаем вас святыя мироносицы, и чтим святую память вашу: вы бо молите о нас Христа Бога нашего. Псалом: Блажен муж бояйся Господа: и прочая. В туюжде неделю мироносиц вечера. На Господи воззвах, ставим стихов 6: и поем стихиры праздника 3, глас 5. Подобен: Радуйся: Гвоздьми пригвоздився: и минеи святаго, подобны 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но надо заметить, что каждый глас имеет в свою очередь несколько напевов. Разница между этими напевами уже значительно меньше, чем между разными гласами. Для примера возьмем напевы «Камени запечатану» и «Твоя победительная десница»: глас их один и тот же – 1-й, но напевы различны; что-то общее, однако, между этими напевами есть. Таким образом, каждый глас имеет особенный напев для стихир, особенный для тропаря и кондака, особенный для канона, прокимна и т.д. Мало того: каждый глас может и еще далее изменять свой напев, может иметь такой напев, который мало походит на его обычный напев. Например, ирмосы «Твоя победительная десница», «Христос раждается» и «Воскресения день» – все одинаково 1-го гласа, но какая разница в их напевах! Такой особенный напев гласа называется самогласным , а песнопения, которые исполняются таким напевом, называются подобными . Например, когда над песнопением сделана надпись: «подобен: Благообразный Иосиф», это значит: настоящее песнопение по напеву подобно тропарю «Благообразный Иосиф», а этот тропарь 2-го гласа, но самогласного напева 515 . При такой разнице между гласами и их напевами в церковной службе весьма важно то, какие гласы в ней употребляются, какие чаще и какие реже. От этого зависит то, какова будет вся служба – грустная или радостная, нежная или торжественная. Если, например, в службе будет преобладать 6-й глас, то она, конечно, будет грустная. В службах страстной седмицы именно этот глас и подобные ему (например, 2-й глас) и употребляются чаще всего; поэтому службы эти такие грустные. Наоборот, в пасхальной службе и в рождественской преобладает 1-й глас, только более радостного, чем всегда, напева. Какие же гласы преобладают в службе Рождеству Пресвятой Богородицы? На всенощном бдении каждого праздника очень много места занимает канон 516 , и глас, которым он поется, будет главным в праздничной службе. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет два канона: первый, начинающийся «Грядите людие» 2-го гласа, а второй «Сокрушившему брани» 8-го гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Главное внимание обращено на внешний порядок в церкви: " Вся благообразно и по чину да бывают " . Иосиф знает, что необходимо " не точию телесное благообразие показати, но и ум весь собрати с сердечным чувством " , но он указывает к этому единственный путь – от внешнего к внутреннему: " Прежде о телесном благообразии и благочинии попечемся, потом же и о внутреннем хранении " . Характерно ударение, падающее на собранность и твердость и на взаимную зависимость телесного и духовного напряжения: " Стисни свои руце, и соедини свои нозе, и очи смежи и ум собери " . В этом вся духовная школа иосифлянства.Внутренняя собранность и основное чувство страха у Иосифа умеряются и его жизненной практичностью, и своеобразной эстетикой быта. Вот почему строгая этика его выражается не столько в форме аскезы, сколько, употребляя современное слово – " бытового исповедничества " . По отношению к мирянам она еще смягчается и получает стиль какой-то московской калокагафии. Вот как он наставляет в " Просветителе " : " Ступание имей кротко, глас умерен, слово благочинно, пищу и питие немятежно, потребне зри, потребне глаголи, будь в ответах сладок, не излишествуй беседою, да будет беседование твое в светле лице, да даст веселие беседующим тебе " .При исключительных дарованиях, учености и воле преподобного Иосифа, он не мог замкнуться в круг своего монастыря. Он принимал энергичное участие во всех вопросах, волновавших его богатое событиями время. Он более, чем кто-либо, наложил отпечаток на стиль двухвекового московского царства и московской религиозности. Все его общественные и церковные выступления вытекают логически из его собственного духовного направления. Социальная работа монастыря расширялась в широкое национальное служение. Горячий патриот русской земли и ее национальных святынь, Иосиф содействовал развитию политического сознания московского князя в царя православного: " Царь естеством подобен всем человеком, властью же подобен высшему Богу " . В самодержавии находила удовлетворение его потребность социальной дисциплины и богоответственной власти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1222...

Слава, глас 6: Мироносицы жены: И ныне, Богородичен: Прейде сень законная: Вход. Свете тихий: Прокимен : Господь воцарися со стихи его. На литии стихиры самогласны, глас 1: Мироносицы жены: Слава, глас 6: Проси Иосиф тело Иисусово: И ныне: Творец и избавитель мой: На стиховне стихира воскресна. Таже стихиры пасхи, с припевы их. Слава, глас 5: Тебе одеющагося: И ныне: Воскресения день: и Христос воскресе. единожды. Таже, Ныне отпущаеши: На благословении хлебов тропарь: Богородице Дево, трижды. И обычное чтение деяний. [Смотри] Аще ли случится не быти бдению, поются на Господи воззвах, стихиры воскресны 4. И мироносиц с литийными, на 6. Вход. Прокимен : На стиховне стихиры Пасхи. Слава, и ныне, глас 5: Тебе одеющагося светом: На полунощнице, канон троичен поется по обычаю. [Смотри] Ведомо же буди, яко от недели святаго Фомы не бывает хлеболомление по благословении хлебов, за краткость нощи. На утрени , на Бог Господь, тропарь, глас 2: Егда снизшел еси к смерти: дважды. Слава: Благообразный Иосиф: И ныне: Мироносицам женам: и обычныя кафисмы две. По 1-й кафисме седален, глас 2: Камень гробный: Стих: Воскресни Господи Боже мой: Недро пречистое: Слава, и ныне, Богородичен: Вся паче смысла: По 2-й кафисме седален: Мироносицы утро пришедшия: Стих: Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим: Миры погребения Твоего: Слава, и ныне: Преблагословенна еси Богородице: И чтение во евангелии толковом, по чину своему. По непорочнах тропари: Ангельский собор: И ипакои гласа, и чтение. Степенна, и прокимен гласа: Всякое дыхание: Евангелие Марка, зачало 71: Воскрес Иисус заутра в первую субботу: Воскресение Христово: трижды. Псалом 50, и прочее. Канон Пасхи со ирмосом и с Богородичны его, на 6. Таже настоящия недели в триоди канон на 8, глас 2, творение господина Андреа Критскаго . Катавасиа: Воскресения день: По 3-й песни, кондак Пасхи: Аще и во гроб снизшел еси: И икос. И седален триоди, глас 2. Подобен: Вышних ищя: Мира тепле: Слава, и ныне, глас тойже: Учеников Твоих лик: По 6-й песни,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2 . Стихира на «Слава» «Тебе одеющуюся светом, яко ризою» составлена в подражание подобной же стихиры в Великий Пяток на вечерне. Особенности утрени На «Бог Господь» – особые тропари из Иерусалимского последования (подобен: «Благообразный Иосиф»): «Благообразных ученик лик», «Слава» – «Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати безсмертная». «И ныне» – «Священным учеником в Гефсиманию тело Матере Божия носящим». При пении тропарей из алтаря через Царские врата выносится на середину храма плащаница и кладется на возвышении, символизирующем гроб Господень. Совершается каждение плащаницы, всего храма и народа. После тропарей поются «Непорочны» с припевами, разделенные на три статии, между которыми – ектении и малое каждение плащаницы, иконостаса и народа. В конце третьей статии поются особые тропари «по Непорочных»: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся» с припевом: «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего». После малой ектении, как обычно, поются степенны, первый антифон 4-го гласа «От юности моея», но полиелей и величание не поются. Далее – обычное последование утрени праздника. После великого славословия, при пении заключительного «Святый Боже», духовенство начинает крестный ход с плащаницей вокруг храма, во время которого поется тропарь праздника и совершается трезвон. По окончании крестного хода плащаница кладется на середину храма. Традиция праздника Особый чин погребения Божией Матери по многовековой традиции совершается в Гефсимании утром 14 августа. От Иерусалимской Патриархии, расположенной возле Храма Воскресения Христова, погребальная процессия, состоящая из архиереев, священнослужителей и множества народа, движется в сторону Гефсимании. Впереди несут икону Успения Пресвятой Богородицы, к которой по пути ее следования прикладываются многочисленные богомольцы и подносят детей разных возрастов. В шествии участвуют все монахи и монахини Святого Града: греки, румыны, арабы, русские и другие насельники Иерусалимских обителей. По древнему обычаю, приложившись к иконе Успения Пресвятой Богородицы, богомольцы, наклонившись, проходят под ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010