Присоединяя слова о пророках к заповедям Блаженства, Иисус таким образом вводит новую тему, которая в Нагорной проповеди займет существенное место: тему соотношения между, с одной стороны, «законом и пророками», то есть Ветхим Заветом, а с другой – новозаветной нравственностью. Преемство между Новым и Ветхим Заветами выражается не только в том, что заповеди Иисуса являются продолжением и восполнением ветхозаветных нравственных установлений, но и в том, что на Его последователей возлагается пророческая миссия: свидетельствовать о Боге и о правде Божией всем своим образом жизни. Это свидетельство, осуществляемое вопреки воле и стандартам мира сего, который лежит во зле ( 1Ин. 5:19 ), часто становится путем к мученической смерти. Но в своих страданиях и в самой смерти христиане всех эпох подражают Иисусу, Который свидетельствовал о правде даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2:8 ). Его страдания и смерть открыли долгую историю христианского исповедничества и мученичества – историю, продолжающуюся по сей день. Что обещает Иисус Своим последователям в обмен на верность и мученический подвиг? Награду на небесах. Термин «награда» (μισθς) встретится нам еще не один раз в Нагорной проповеди. В устах Иисуса этот термин относился прежде всего к тому воздаянию, которое человек должен получить в будущей жизни. Он говорит, в частности, о награде от Отца Небесного, которой лишаются те, кто получает награду от людей ( Мф. 6:1–2 ). Эту небесную награду можно отождествить с Царством Божиим в его эсхатологическом понимании – как посмертного блаженства праведников. Мы не случайно столь подробно разобрали каждую из заповедей Блаженства. Вопреки тем современным ученым, которые считают, что эти заповеди являются плодом морализаторских усилий евангелиста Матфея, мы глубоко убеждены в том, что они принадлежат Самому Иисусу и содержат в себе квинтэссенцию Его духовно-нравственного учения. Именно в таком качестве они были задуманы и произнесены Иисусом; вот почему Он придал им особую торжественность, выразившуюся не только в том, что Он начал с них Нагорную проповедь, но даже в их внешней поэтической форме. Как последующие разделы Нагорной проповеди, так и вся история жизни, страданий и смерти Иисуса станут раскрытием смысла заповедей Блаженства. В них, как в зеркале, отражена эта история, а вместе с ней и вся многовековая история христианского свидетельства, запечатленного кровью мучеников и исповедников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Для борьбы с этим лжеучением нужны совместные усилия государства и традиционных религиозных институтов, ибо по исламскому вероисповедания то, что невозможно уничтожить путем священного писания — Корана, необходимо уничтожить путем султана, то есть при помощи светской власти. Только государство в союзе с традиционными религиозными институтами может исправить ситуацию. Думаю, мы в этой борьбе окажемся в числе тех, кто преуспеет на этом свете и нам не будет стыдно на другом свете. Митрополит Иларион: Благодарю вас за эти очень важные, очень сильные слова. Во-первых, за то, что вы сказали о корнях ваххабизма и терроризма, что не религиозные убеждения, а дьявол движет этими людьми. Мы с глубоким сочувствием воспринимаем те известия, которые приходят в последние годы из разных регионов нашего Отечества – из Дагестана, из Чечни – об убийстве муфтиев, ведущих исламских богословов. Совершенно очевидно, что люди, вдохновленные какой-то дьявольской, человеконенавистнической идеологией, совершают эти беззаконные и безнравственные акты, чтобы расколоть наше общество, разрушить созидавшийся веками межрелигиозный мир. Жертвами террористов становятся как раз те люди, которые, как вы, без страха свидетельствуют о том, что эти лица движимы дьяволом. Это самый настоящий подвиг исповедничества, который мы все должны нести: мы должны называть вещи своими именами, и здесь не место политкорректности. Мы говорили об осквернении святынь, но речь не только об этом. Речь идет о том, что верующих людей убивают – причем именно за веру, именно потому, что кто-то считает, что они веруют «не так». Мы видим эту необъявленную войну против традиционного ислама у нас на Северном Кавказе, мы видим необъявленную, но масштабную войну против христианства на Ближнем Востоке. Мы понимаем, что в основе этого лежит одно и то же явление — религиозная нетерпимость. Обратимся к Ближнему Востоку. Например, в Ираке еще десять лет назад было около 1,5 миллионов христиан. Сегодня осталась одна десятая часть от этого количества.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-rad...

Так, это бедствие служит для нас упражнением, а не погибелью. Оно украшает дух славою мужества, научая презирать смерть, уготовляет нам венцы. Но, может быть, кто-либо возразит: «При настоящей смертности меня печалит то, что я, приготовившись к исповедничеству и всем сердцем решившись претерпеть страдания, лишаюсь мученичества, будучи предвосхищен смертию». Но, во-первых, мученичество не в твоей состоит власти, а в воле Божией, и ты не можешь сказать, что ты лишен мученичества, когда не знаешь еще, был ли бы ты достоин подвергнуться ему. Во-вторых, Бог, испытующий сердца и утробы, проникающий и постигающий тайное, видит тебя, похваляет и одобряет, и, усмотрев в тебе готовность к подвигу, воздаст тебе мзду за подвиг. Разве Каин убил уже брата, когда приносил Богу жертву? Однако ж Бог, провидя злоумышляемое в сердце его братоубийство, предварительно осудил его. Как тогда предусмотрено было Богом злое помышление и пагубное предприятие, как и теперь в рабах Божиих, готовых к исповеданию и к понесению мученичества. Судия Бог увенчает славою благочестивое намерение. Иное дело — недостаток готовности к мученичеству, а иное — недостаток мученичества при готовности к нему. Каким Господь застанет тебя во время призывания к себе, таким будет и судить, о чем Он Сам свидетельствует, говоря: «и уразумеют вся церкви, яко Аз есм испытали сердца и утробы» (Апок. 2:23). Бог не хочет крови нашей, а требует веры: ни Авраам, ни Исаак, ни Иаков не были умерщвлены; однако ж за веру и правду свою они удостоились быть первыми между патриархами, в сожительство с которыми вступает каждый, кто обретается верным, праведным и достославным.    Нужно помнить, что мы обязаны исполнять волю не свою, а Божию, — о чем Господь и повелел нам молиться ежедневно. Сколь же безрассудно и нечестиво поступаем мы, когда, прося Бога, да будет воля Его, мы, в то время, как Он зовет и требует к Себе, не повинуемся тотчас требованию Его воли! Мы упорствуем, сопротивляемся, и приводимся пред лице Господа подобно своенравным рабам, с сетованием и досадою оставляем этот мир по закону необходимости, а не добровольно, и при этом хотим еще получить небесные награды от Того, к Кому приходим по принуждению! Зачем же нам просить и молить, да приидет Царство Небесное, когда нам приятен земной плен? Зачем, в часто повторяемых молитвах, мы просим о скором наступлении дня Царства, когда сильнее и пламеннее желаем работать здесь на земле диаволу, нежели царствовать на небе со Христом?    А вот случай очевиднейшего указания Божественного Промысла на то, что Господь, предвидя будущее, заботится об истинном спасении верующих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3493...

Радуйся, скорбящая об уклонившихся веры правыя. Радуйся, безприкладный источниче веры, надежды и любве; Радуйся, истины немолчное проповедание. Радуйся, немощныя в вере заступающая; Радуйся, малодушныя с любовию утешающая: Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая. Кондак 10 Не может град укрытися верху горы стоя, тако и ты, богомудрая Матроно, яко свеща на свещнице светом любве своея вся осиявала еси, да видящии добрая дела твоя прославляют Бога Отца, иже на Небесех, воспевающе Ему: Аллилуиа. Икос 10 Людие неразумнии, грехом уязвленнии и не хотящии к Богу обратитися, да исцелит их, возскрежеташа на тя, блаженная Матроно, и злосоветие сотворивше, изгнаша тя из веси своея. Человек же тяжкосердый, иже изнесе тя, в наказание злострадая, каяся, издше, зане Бог поругаем не бывает. Мы же, видяще вся бывшая, в страсе Божием взываем ти: Радуйся, милосердию Христову подражавшая; Радуйся, безмездно цельбы людем подававшая. Радуйся, граде, верху горы стояй; Радуйся, свете любве Божия, всех осияваяй. Радуйся, за имя Христово хулимая; Радуйся, гонимая за веру Божию. Радуйся, людем в нуждах благотворившая; Радуйся, злая возблагая приимшая. Радуйся, правды ради изгнанная; Радуйся, о изгоняющих тя молившаяся. Радуйся и веселися, на подвиг Богом благословенная; Радуйся, яко мзда твоя многа на Небесех. Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая. Кондак 11 Не устрашилася еси, угоднице Божия, уз темничных, ибо радостию почитала еси за Христа страдания прияти, темже убо в тяжких недузех пребывающи, немощию своею сильных мира сего посрамила еси. Сего ради велегласно воспоим Богу победившему мир: Аллилуиа. Икос 11 Аще и не до смерти пострадала еси, блаженная Матроно, но исповедничеством веры украсившися, венец славы от Бога прияла еси. Ныне же с ликом новомучеников и исповедников российских соувенчанно пребываеши и за чада Божия тепле предстательствуеши. Мы же, крепостию духа твоего утверждаемии, воспеваем ти таковая: Радуйся, уз темничных не устрашившаяся; Радуйся, страстем Христовым приобщившаяся.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-bla...

Валентина Михайловна и Алексей Федорович были непримиримыми анти–сергианцами, близкими к митрополиту Петру, назначенному патриархом Тихоном одним из местоблюстителей, и к петербургскому владыке Иосифу (Петровых) Они были свидетелями уничтожения церквей, разорения монастырей, гибели близких по духу, не признававших компромисса с советской батюшек, митрополита Сергия (Страгородского). Вера для Лосевых была неотделима от знания и науки И в научных делах, как и в вере, Валентина Михайловна неизменно поддерживала Алексея Федоровича. Ей приходят мысли о времени нового христианского мученичества, которое призывает «на подвиг исповедничества»; не покидает Валентину Михайловну ощущение сатанинской стихии и страданий первых христиан (запись в дневнике от 10/Х 1928 г). Однако книги А. Ф. Лосева надо печатать, и Валентина Михайловна помогает править «Философию имени» и «Античный космос», впечатывает греческий текст в «Очерки античного символизма и мифологии», следит за типографскими делами С ужасом узнает о смерти заведующего 4–й типографией, где печатался «Античный космос», и его помощника, а следовательно, и о задержке публикаций. Одновременно идут аресты, из тюрем никого не выпускают (записи в дневнике от 1925 г, 29/Х1 1927 г). Главлит в лице цензора Романенко обвиняет «Диалектику числа у Плотина» в невыдержанной идеологии, в идеализме, требует статьи (но без идеализма), толкового словаря к книге «И смешно, и досадно, и противно», — записывает Валентина Михайловна в дневнике (10/ 1928 г.). Она — постоянная посетительница Главлита и самого Лебедева–Пол янского Идет с верой и молитвой. И вот 4/V1 1928 г., в день Св Духа, Главлит разрешает печатание. «Все чудесно. Сила — умного креста», — записывает Валентина Михайловна Выходом в свет знаменитого восьмикнижия («Восьмикнижием» назвал труды А Ф. известный философ С С Хоружий ). Лосева мы все обязаны подвижнической деятельности Валентины Михаиловны 3 июня 1929 г. супруги Лосевы приняли тайный монашеский постриг под именами Андроника и Афанасии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Христа Подвигоположника/пред мысленным взором всегда имевши, мученице,/Тому последовала еси не обинующися/и крест свой понесла еси,/себе отвергающися, ближним же послуживши,/и в послушании воле Господней пребыла еси даже до смерти,/юже мужественно приявши,/Господом укрепляемая,/за мучителей молилася еси.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: О Пресвятая Мати Дево!/Светом Сына Твоего Божественнаго/омраченную грехми душу мою милостивно просвети/и теплотою молитв Твоих растопи лед жестокосердия моего/и укрепи мене,/да последую узким путем ко спасению,/наставницу имея преподобномученицу Елисавету.  Седален, глас 5 От юности Господа возлюбивши,/Тому поработала еси, блаженная Елисавето,/и явилася еси яко почва плодородная,/на нюже доброе семя Православия всеяно бывше, сторичный плод принесе./Сего ради буди нам ходатаица/и умоли Создателя безплодие сердец наших разрешити,/да принесем и мы Ему службу трудом и молитвою,/наипаче же любовию и смирением./Аще же призовет нас Господь на подвиг исповедничества/и страданий за веру,/помолися за нас, во еже не отринути нам чашу сию,/но все до конца претерпети,/и тако краткою стезею Царства Небеснаго достигнути. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Не замедли, Пресвятая Богородице,/молитву Твою Богу принести о Российстей земли и о людех ея./Погибаем бо от множества прегрешений и вопием Ти:/Ты еси управительница и Споручница/всех, упование на Тя возложивших. Песнь 4 Ирмос: Услышах, Господи,/смотрения Твоего таинство,/разумех дела Твоя/и прославих Твое Божество.  Припев: Святая преподобномученице Елисавето, моли Бога о нас. Якоже Марфа, послужила еси Господеви,/преподобномученице Елисавето,/в малых сих и убогих, и недужных, и падших образ Его прозревши./Научи и мене в ближнем моем Владыку Христа почитати/и Ему послужити.  Припев: Святая преподобномученице Елисавето, моли Бога о нас. Благую часть, о Елисавето, избрала еси,/уподобившися Марии,/и все помышление твое ко Господу простерла еси,/непрестанно молящися и во словесех Его поучающися,/и воле Его, сиречь промышлению благому, себе предала еси. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Ведь «русский» и «православный», «церковный» — это почти синонимы. «Русский народный характер воспитывался в течение целых веков под руководством Церкви, а потому отпадение от Церкви для русского человека и является почти непременно отпадением от России. Россию можно представить без парламента, без университетов, но Россию нельзя представить себе без Церкви» . Забвение этого необходимо приведет Россию к самым плачевным последствиям. Ведь тот, кто отрекся от Церкви, «отрекся от России, оторвался от русской почвы, стал беспочвенным космополитом... Еврей..., от закона Моисеева отрекшийся, есть непременно полный нигилист, вредный и для своего народа и для всякого другого, в котором он живет. Параллельно этому, именно русская интеллигенция поставляла в европейскую жизнь самых радикальных отрицателей, нигилистов и анархистов. Толстой и Бакунин — наши. Русских революционеров гоняют и в Западной Европе. Никакой человек, может быть, так не заглядывал в бездны отрицания, как человек русский» . В 1917 г. две революции потрясли основы государства Российского, после чего российское общество было ввергнуто в бездну революционных перемен, печальные последствия которых не изжиты до сего дня. Владыка Иларион не потерялся в круговороте революционных потрясений. Его любовь к Церкви и погруженность в церковное предание позволили ему сохранить твердые ориентиры, найти верные пути в отношениях с безбожной властью и множеством возникших расколов и достойно завершить подвиг исповедничества. Он находил в себе силы не унывать в самых, казалось бы, безнадежных условиях жизни — и в ссылке, и в концлагере. При этом святитель не отделял себя от русского народа. Но его взгляд на взаимосвязь отношения русского человека к Церкви и благоденствия нашего государства остался неизменным до самой мученической кончины. «А мы разве говорим, что советская власть не от Бога? — отвечал архиепископ Иларион на искусительный вопрос наркома Луначарского. — Да, конечно, от Бога! В наказание нам за грехи…» Известная поговорка гласит: «Глупый учится на своих ошибках, а умный — на чужих». Как же охарактеризовать того, кто не учится ни на каких ошибках — ни на своих, ни на чужих? Хочется все же надеяться, что мы сумеем научиться, хотя бы и на собственных ошибках. Рейтинг: 10 Голосов: 651 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Юрий 29 февраля 2020, 14:11

http://pravoslavie.ru/99779.html

Трудная, но и какая высокая задача для христианина сохранить в себе великое счастье незлобия и любви и тогда, когда ниспровергнут твой враг, и когда угнетенный страдалец призывается изречь свой суд над недавним своим угнетателем и гонителем. И Промысел Божий уже ставит пред некоторыми из чад Русской Православной Церкви это испытание. Зажигаются страсти. Вспыхивают мятежи. Создаются новые и новые лагери. Разрастается пожар сведения счетов… Православная Русь, да идет мимо тебя этот позор. Да не постигнет тебя это проклятие. Да не обагрится твоя рука в крови, вопиющей к Небу. Не дай врагу Христа, диаволу, увлечь тебя страстию отмщения и посрамить подвиг твоего исповедничества, посрамить цену твоих страданий от руки насильников и гонителей Христа… Для христианина идеал – Христос, не извлекавший меча в Свою защиту, утихомиривший Сынов Грома, на Кресте молившийся за Своих врагов. Для христианина путеводный светоч – завет св. апостола, много претерпевшего за своего Спасителя и смертью запечатлевшего преданность Ему: не мстите за себя, возлюбленные. Но дайте место гневу Божию. Ибо сказано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. ( Рим. 12: 19 ). Мы не говорим уже о том, что пролитая кровь всегда взывает к новой крови. И отмщение – к новому возмездию. Строительство на вражде – строительство на вулкане. Взрыв – и снова царство смерти и разрушения. Наша боль – боль за светлость и счастье нашей святой Церкви, наших чад. Наши опасения – что некоторых из них может прельстить этот новый, уже показывающий зияющую пасть зверь, исходящий из бездны клокочущего страстями сердца человеческого. Одним порывом мщения навсегда запятнаешь себя, христианин, и вся светлая радость нынешнего твоего подвига – страдания за Христа – померкнет, ибо где тогда дашь ты место Христу… Даже если бы сердца наши разрывались от горя и утеснений, наносимых нашим религиозным чувствам, нашей любви к родной земле, нашему временному благополучию. Даже если бы чувство наше безошибочно подсказывало нам, кто и где наш обидчик. Нет, пусть лучше нам наносят кровоточащие раны, чем нам обратиться к мщению, тем более погромному, против наших врагов или тех, кто кажется нам источником наших бед. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению. Не губите в крови отмщения и свою душу. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. ( Рим. 12: 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

3. Послушание есть совершенное отречение от своей души, действиями телесными показуемое; или наоборот, послушание есть умервщление членов телесных при живом уме. Послушание есть действие без испытания, добровольная смерть, жизнь чуждая любопытства, беспечалие в бедах, неуготовляемое пред Богом оправдание, бесстрашие смерти, безбедное плавание, путешествие спящих. Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения... Послушный, как мертвый, не противоречит и не рассуждает, ни в добром, ни во мнимо худом; ибо за все должен отвечать тот, кто благочестиво умертвил душу его Послушание есть отложение рассуждения и при богатстве рассуждения. 4. Начало умервщления и душевной воли и членов тела, бывает прискорбно; средина иногда бывает с прискорбием, иногда без прискорбия, а конец уже без всякого ощущения и возбуждения скорби. Тогда в скорби и болезни сердечной бывает сей блаженый и живой мертвец, когда увидит, что исполняет свою волю; ибо страшит его бремя собственного осуждения. 5. О, вы, которые решились вступить на поприще сего мысленного исповедничества; вы, которые хотите взять на выю свою иго Христово; вы, которые отселе желаете сложить бремя свое на выю другого; которые стремитесь добровольно продать себя в рабство, чтобы в замену оного получить истинную свободу; вы, которые преплываете великую сию пучину, будучи поддерживаемы руками других: знайте, что вы покусились идти путем кратким, хотя и жестоким, на котором одна только есть стезя, вводящая в заблуждение: она называется самочинием. Кто совершенно отвергся самочиния и в том, что он почитает добрым, духовным и богоугодным, тот уже достиг цели, прежде нежели вступил в подвиг, потому что послушание есть неверование себе самому во всем добром, даже до конца жизни своей. 6. Когда мы, в намерении и разуме смиренномудрия желаем покорить себя ради Господа, и без сомнения вверить спасение наше иному: то, еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели. Но по вступлении на поприще благочестия и повиновения уже отнюдь не должны мы испытывать или судить в чем-нибудь доброго нашего наставника и судию, хотя, может быть, в нем, как в человеке, и увидим некоторые малые согрешения. Если же не так, то сделавшись сами судиями, не получим никакой пользы от повиновения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/937/...

— Пример молитвы Спасителя настраивает смертельно скорбящую человеческую душу на подвиг. Приводит наш дух в состояние бодрости, даже когда сердце сжато в тисках уныния, а душа словно парализована. — Молитва присуща человеческой природе, либо ей надо учиться? — Обращение души к Богу, источнику жизни, отвечает нашей природе. Научение правильной молитве, помощь в этом деле дается нам в Церкви. Не случайно православие предлагает каждому мирянину молиться словами текстов, составленных древними святыми. — Кому нужна молитва? Богу? Нам? — Прежде всего нам самим. Всеблаженный Бог не нуждается ни в чем. Но Он желает спасения рода человеческого. — Вера — награда человеку в конце трудного, извилистого пути? Или вера — только дар Божий? — Думаю, нецерковному человеку не всегда легко провести черту между идеологией, системой убеждений и верой. Вера для меня — прежде всего дар Божий. Она есть то недостающее звено, которое связывает Бога и человека. Как заметил один наш современник, у верующего человека нет вопросов, а у неверующего — нет ответов. Потому что рассудочности нужна вера, а вере рассудочность не нужна. После 70 лет атеистического господства мы видим, что сейчас Господь приводит людей к вере самыми разными путями. Однажды ко мне обратился человек: «Ваше Святейшество, я не могу перекреститься — рука не поднимается». Я ему сказал: «Не насилуйте себя. Придет время, когда вы будете креститься и это не будет для вас каким-то трудом, это будет естественным». Через несколько лет я увидел этого человека, который сказал, что он пришел к вере и, крестясь, уже выражал свою веру. А выражать веру перед другими — это уже исповедничество. Не каждый может так свидетельствовать о своей вере. ХХ век явил нам множество примеров веры мучеников и исповедников, принявших мученическую кончину в лагерях, в тюрьмах. Они не отреклись от Христа, умирали со Христом. Удивительно: это не мученики первых веков христианства, это наши соотечественники, жившие рядом с нами… Смотрите, вера — это не верность нравственности. Потому что христианство — это не одна нравственность, она — иное чем просто нравственность или просто метафизическая идеология. В сущности, для меня вера есть сама жизнь.

http://pravmir.ru/patriarx-aleksij-ii-st...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010