разделы   рассылка  распечатать Юлия Зайцева В преддверии религиозной свободы Дискуссия о религиозной жизни в СССР в 1970-1980-е гг. развернулась на презентации книги воспоминаний Т.Щипковой Источник:  Благовест-инфо Презентация книги Татьяны Щипковой " Женский портрет в тюремном интерьере. Записки православной " стала поводом для дискуссии о жизни христиан в СССР в 1970-1980-е гг. 4 ноября, в день открытия выставки " Православная Русь " , в ЦВЗ " Манеж " на презентацию собрались те, кто хорошо помнит это время, кто знал автора представленной книги, сам был участником тайных христианских кружков и семинаров этого периода. Татьяна Николаевна Щипкова (1930-2009) – лингвист, кандидат филологических наук, преподаватель иностранных языков, была осуждена на три года колонии (1980-1983 гг). за проповедь православия в студенческой среде. В книге воспоминаний, написанной по " свежим следам " – в 1985-1987 гг., нет разоблачений политической системы. Это взгляд православного человека на трудную судьбу своих соотечественниц, обреченных на годы унижения уссурийской " исправительной " колонии. Презентацию вел сын Т.Н.Щипковой – известный православный журналист, директор Православного правозащитного центра " Территория Церкви " Александр Щипков, который, рассказав о биографии автора книги, привел слова одного из первых ее читателей – Патриарха Кирилла: " Нам иногда кажется, что подвиг исповедничества – это то, что принадлежит прошлому, поскольку нас сегодня окружает совершенно другая реальность, не требующая никаких особых усилий, чтобы исповедовать Христа. Нам кажется, что эта реальность исповедничества – где-то позади в прошлом. На самом деле исповедничество веры, подвиг свидетельства всегда будет " . Эти слова резонировали со многими высказываниями участников презентации, в частности, с полемическими соображениями А.Щипкова о роли Церкви в современном обществе. Руководитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин обратил внимание на то, что в 1970-1980 – е гг. в Церковь пришла не только интеллигенция и не только из диссидентских побуждений. " Живая вера людей была не просто и не всегда диссидентством, противостоянием безбожному государству, но всегда – жизнью Духа, интеллектуальным и художественным творчеством " , – сказал о.Всеволод, вспомнив православные общины, сложившиеся в те годы вокруг таких известных пастырей, как оо.Дмитрий Дудко, Всеволод Шпиллер, Александр Мень, митрополит Никодим (Ротов). Если об этих представителях духовенства уже многие знают, то " большая часть пласта наследия этого времени остается неизвестной " , отметил О.Всеволод. Однако в последнее время эта страница истории Церкви стала приоткрываться: на презентации вспоминали недавний фильм А.Архангельского " Жара " , вышедшие этой осенью книги о.Тихона (Шевкунова) " Несвятые святые " и Олеси Николаевой " Чудесные истории " .

http://religare.ru/2_90215.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Подвиг исповедничества царя-страстотерпца Николая II в его отречении от престола Присутствие «тайны беззакония» зримо даже во внешних обстоятельствах екатеринбургского злодеяния 15.03.2024 634 Время на чтение 13 минут «Тайна беззакония» раскрывается не в одних только наших личных грехах, нашем личном отвержении Бога. Существует организованное, государственное противление Богу, которое раскрывается в истории. Весь Ветхий Завет повествует о борьбе языческих народов против богоизбранного народа, и Новый Завет в Откровении Иоанна Богослова говорит о том же самом, только на еще большей глубине. Недавно прославленный сербский святой, преподобный Иустин (Попович), писал: «В наше время существует немного людей с живым ощущением истории. Обычно события оцениваются фрагментарно, вне их исторической целостности. Эгоистическое ослепление, будь то индивидуального, национального или классового характера, заключает человеческий дух в беспросветные норы, где он мучается в своем собственном аду. Выхода оттуда нет, потому что нет человеколюбия. Не может человек выйти из своего адского солипсизма, если подвигом самоотверженной любви не перенесет душу свою в других людей, служа им евангельски преданно и искренно. Меня всегда радует, когда я среди интеллигентов встречаю человеческое существо, обладающее здоровым чувством истории». Убийство царя Николая Александровича является центральным событием истории XX столетия. В оценке этого события поразительное даже не искажение, а просто отсутствие какой бы то ни было христианской историософии проявляли и до сих пор проявляют некоторые богословы. Всячески противясь канонизации царя, они упорно рассматривали его мученическую кончину как кончину одного из рядовых членов Церкви во времена самых жестоких в истории гонений. А что касается того, что он был царь, говорили они, это «политика», от которой Церковь должна держаться подальше. Создается впечатление, что профессора богословия никогда не слыхали учения святых отцов о значении законной государственной власти как «удерживающего» пришествие антихриста. И им незнакомы высказывания множества русских святых об исключительном значении православной России для судеб мира, так что в уничтожении российской православной монархии ясно просматривается замысел врага рода человеческого уничтожить Православие и Россию, и ускорить гибель мира.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/15/po...

— Могут ли прихожане московских храмов принять каким-либо образом участие в помощи сирийским христианам? — Помочь можно молитвой, другая помощь — материальная — возможна с благословения Святейшего Патриарха Кирилла. — Церковь в России не гонима, и нам трудно представить себе на практике подвиг исповедничества. Как сохранить веру в благополучные времена? По Вашему ощущению, религиозны ли люди в Москве? — Церковь в России перестала быть гонимой совсем недавно, и для многих подвиг исповедничества — это не слова из учебника истории. В России религиозность очень связана с патриотизмом, через который многие укрепляют свою веру. Москвичи любят Церковь, и надо только нам, духовенству, быть добрым примером для мирян, привлекая их в Церковь любовью и заботой. — Как Вы собирали общину в вашем храме? Кто в нее входит? — Я с радостью вспоминаю тех бабушек, которые были моей первой общиной в Москве, которые хранили православную веру. Низкий поклон им. Потом моя паства обогатилась теми, кто крестился и венчался у нас на подворье, потому что тут они могли не бояться преследований (мы не спрашивали паспорт, как тогда было положено, и таким образом их данные не попадали в соответствующие органы). Несмотря на то, что многие уехали из центра города, они сами и теперь уже их дети и внуки приезжают в наш храм на праздники и на воскресные службы. — При советской власти Антиохийское подворье действительно было местом настоящего тайного паломничества: только там человек мог креститься или венчаться без «регистрации». Какой была жизнь прихода в то время? — К нам часто приезжали гости — христиане из других стран: Ближнего Востока, Европы, Америки — которые могли общаться в стенах подворья с прихожанами. Это были интересные и полезные встречи, приоткрывавшие железный занавес. Гости везли с собой книги: Библию, молитвословы, богословские сочинения, которые мы раздавали на приходе. Тогда у нас существовал единственный в Москве детский хор, была открыта первая воскресная школа. С советских времен на подворье существует традиция благотворительных обедов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2896885...

поиск:   разделы   рассылка Татьяна Щипкова Молитва в коридоре суда Источник:  Фома Татьяна Щипкова – филолог и преподаватель иностранных языков. В начале 80-х она три года просидела в тюрьме за проповедь Православия среди своих студентов. Недавно увидела свет ее книга " Женский портрет в тюремном интерьере. Записки Православной " , в которой Татьяна Николаевна вспоминает не только о своем заключении, но и о том, что привело ее в колонию. Мы предлагаем вашему вниманию отрывок из ее воспоминаний. " Нам иногда кажется, что подвиг исповедничества – это то, что принадлежит прошлому, поскольку нас сегодня окружает совершенно другая реальность, не требующая никаких особых усилий, чтобы исповедовать Христа. Нам кажется, что эта реальность исповедничества – где-то позади, в прошлом. На самом деле исповедничество веры, подвиг свидетельства всегда будет. Все мы должны твердо помнить и знать, что путь служения Христу и его Церкви всегда связан с исповедничеством и даже мученичеством " . Патриарх Московский и всея Руси Кирилл из предисловия к книге " Женский портрет в тюремном интерьере " В 1964 или 1965 году, нарушая учебный план, я начала рассказывать студентам на уроках латинского языка о великой культуре античности, у меня и в мыслях не было бунтовать против идеологического диктата. Всё, чего я хотела, – это дать моим студентам, юношам и девушкам из смоленских сел, немного больше сведений из истории культуры, чем это предусматривает скудная программа. Мне казалось нелепым, что они должны делать грамматический разбор латинского предложения с именем Цицерона, в то время как они не знают, кто такой Цицерон и чем он знаменит. Заведующий кафедрой скоро узнал о моей дерзости, но промолчал, не возразив, и не одобрив: человек образованный, он понимал необходимость того, что я делала, но предоставил мне самой пожинать возможные горькие плоды моего несанкционированного усердия... В первый же год, дойдя в своих лекциях до рубежа между двумя эрами, я остановилась в недоумении: как же быть с христианством? Нельзя же обойти его молчанием. А если говорить о нем, то как? В то время я не верила в Бога, но воинствующий атеизм был мне отвратителен, я видела в нем воинствующее невежество. Христианство было для меня большой культурной и нравственной ценностью, с этих позиций я и начала свои получасовые лекции. Мое отношение к этой теме, при всей его умеренности, резко отличалось от тех злобных и бессмысленных ругательств, которыми сопровождали любое упоминание о христианстве преподаватели марксистских дисциплин. Была еще одна немаловажная разница между нами: в те времена позиция лектора считалась недостаточно атеистической, если он признавал Иисуса Христа не мифическим персонажем, а исторической личностью. У меня же историчность Христа не вызывала сомнений, и эту точку зрения я излагала студентам.

http://religare.ru/2_89189.html

Русский философ и богослов Виктор Иванович Несмелов (1863–1937) относится к категории тех незаслуженно преданных забвению мыслителей, память и творческое наследие которых следует возвратить отечественной культуре. Несмелов является автором учения, которое по существу, представляет первый систематический опыт философского обоснования православной антропологии. Он был одним из первых представителей того идеалистического движения в России, которое сводило всю проблематику философии к учению о человеке. И тем не менее, в силу исторических обстоятельств жизнь и антропология Несмелова остается мало известной. О профессоре Казанской Духовной Академии Викторе Ивановиче Несмелове История Православия знает подвиг мученичества и подвиг святительства, подвиг юродства и подвиг безмездничества. Но подвигом же всегда в нашей Церкви почиталось и исповедничество. Исповедники – это праведники, гонимые за мужественное исповедание веры, восстающие против воинствующего безбожия и обличающие погибельную суть оного, замыслом Божиим сами не увенчанные венцом мученическим, но свидетельствующие о стяжавших таковой. Так определяет Святая Церковь исповедников веры православной. Таковым исповедником является и Виктор Иванович Несмелов – профессор Казанской Духовной Академии, выдающийся русский философ, так и не оцененный в полной мере своими современниками. Несмелов родился в 1863 году в семье священника села Верутновка Сердобского уезда Саратовской губернии. Обычная семья сельского пастыря и столь же проторенная стезя, которой пошел Виктор: начальная школа в родном селе, духовное училище в городе Петровске, Саратовская Духовная Семинария, курс которой он завершил в 1883 году, и, наконец, Казанская Духовная Академия, с которой будет связана лучшая часть сознательной творческой жизни Виктора Ивановича. Незаурядное усердие, живой пытливый ум, Богом данный талант, и, вместе с тем, трезвенность, не позволяющая превозноситься и впадать в гордыню, – все это вкупе не только выдвинуло Несмелова среди выпускников богословского отделения Академии, но и уже при его ученичестве стяжало ему славу первого среди равных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Vikto...

Жизнь и творения Преподобного Феофана Начертанного Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 26 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 1 Преподобный Феофан Начертанный, епископ Никейский (или Никийский), столько прославляется святою Церковью как творец канонов, сколько же ублажается как исповедник Христов. “Писанием твоего всечестнаго и чистаго, мудре, лица, — говорится в каноне на день его памяти, — безбожных писания измазуеши” 2 . Не случайно, говоря о трудах преподобного Феофана, архиепископ Филарет Черниговский пишет: “Великий подвиг его для Церкви должен был начаться не в пустыне; этот подвиг был подвиг исповедничества” 3 . Ту же мысль находим в светильне службы святому, где наряду с признанием его песнописцем говорится о его мученичестве: “Феофане, Церкви явился еси песней сиянием и светом лица твоего, на немже Христовы язвы носил еси” 4 . Так входит этот исповедник Христов, носящий начертание Христовых язв на своем лице, в число песнопевцев Православной Церкви, составляющих основу ее богослужебно-литургиче­ского чина и являющихся оплотом литургического богословия. Преподобный Феофан и его старший брат преподобный Феодор Начертанный были детьми благочестивых родителей родом из Аравии 5 , в доме которых получили основательное образование. Биографы преподобного Феофана указывают, что родители его отличались особенным страннолюбием. В Минее есть канон на 22 сентября (его положено читать на повечерии), прославляющий память “преподобного Ионы пресвитера, отца Феофанова, творца канонов, и Феодора Начертанного”. Таким образом, Церковь не только совершает память обоих братьев, но ублажает и их отца. В 3-й песни этого канона говорится о детях преподобного Ионы: “Привел еси семя твое Господу” 6 . Нужно заметить, что у жизнеописателей преподобного Феофана мы не находим ссылок на этот канон, свидетельствующий об отце преподобных братьев. Однако архиепископ Филарет Черниговский указывает, что преподобные Феофан и Феодор продолжали свое образование в лавре “у одного пресвитера, сколько благочестивого, столько же и ученого” 7 . Вопрос о родителе преподобных, очевидно, нуждается в дальнейшем уточнении и исследовании. Был ли их отец пресвитером, или “благо­честивый пресвитер” был только учителем братьев?

http://pravmir.ru/zhizn-i-tvoreniya-prep...

К примеру, в синодике Валаамского монастыря поминается 101 имя пострадавших и репрессированных монахов в годы гонений на веру, а документы сохранились и собраны факты только по 8 новомученикам. Вдумайтесь, только по 8 из 101 человека известны подробности гибели, а сколько таких мученических смертей остались неизвестны... Слава Богу, их имена знает Господь, у Него все живы. По словам святителя Иоанна Златоуста, «истинная похвала мученикам — подражание им», что в равной степени относится не только к мученикам, но и к любому святому. Подражать святому достаточно сложно, не зная о его жизни и его подвигах. Благодаря их жертвенному подвигу верности Господу, сопоставимому с гонениями на первых христиан, в России всем нам был явлен подвиг мученичества и исповедничества, на котором всегда возрастала христианская Церковь. Поэтому следует не только почитать новомучеников, но и изучать эпоху, в которой они жили, делая из этого изучения соответствующие исторические выводы. Новомученики — это семя Церкви. Своим примером, своим следованием за Христом, истинным самопожертвованием они дают пример всем нам. Подвиг их очень важен еще и потому, что он говорит о подлинном христианстве, о том христианстве, которое действительно показывает нам, какими должны быть настоящие христиане. — Прославление мучеников — это сфера деятельности только лишь Синодальной комиссии по канонизации святых, или верующие тоже могут в этом участвовать? — После окончания причисления к лику святых, дело стоит за народом Божиим, который должен правильно воспользоваться этим великим даром Христовым и даром самих святых. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл всегда акцентировал внимание на том, что всем нам важно предпринимать все необходимые усилия для увековечивания в людских умах и сердцах памяти о жертве новомучеников, дабы любовь ко Христу воспламенялась в наших современниках.  — Что можно сделать в тех приходах, где подвиг и имена новомучеников и исповедников Российских доподлинно известен, но еще не воспет?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3986715...

Архиепископ Глазовский Авраамий (Дернов). 1935 г. ЖМП 6 июнь 2023 /  26 июня 2023 г. 15:00 Подвиг смиренного воина Христова ЖИЗНЬ И СЛУЖЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА ГЛАЗОВСКОГО АВРААМИЯ (ДЕРНОВА) Жизнь и служение архиепископа Глазовского Авраамия (Дернова)В судьбе архиепископа Глазовского Авраамия (Дернова) отразилась трагическая и полная противоречий история Русской Православной Церкви первой половины ХХ века. Выбрав для себя непростой путь миссионерского служения, архиепископ Авраамий противостоял живоцерковникам-обновленцам на Вятской кафедре, поддерживал осужденных священнослужителей, всеми силами стремился сохранить духовную жизнь во вверенных ему епархиях, сопротивлялся закрытию последнего храма в городе Глазове. Это был скромный, но мужественный и преданный Богу и Церкви пастырь, прошедший тюрьмы, ссылки и лагеря, жизнь и служение которого являются примером подвига исповедничества в истории Русской Православной Церкви.  PDF-bepcuя. Путь к монашеству Анатолий Дернов, будущий владыка Авраамий, происходил из старинного вятского рода, из которого вышло не одно поколение священнослужителей. Он появился на свет 29 июля 1874 года в селе Верх-Порзи, расположенном в лесистой местности в 29 верстах от вятского уездного города Глазова (ныне село Парзи Глазовского района Удмуртской Республики). Отец Анатолия, протоиерей Иоанн Васильевич Дернов, служил настоятелем городского Преображенского собора и благочинным первого Глазовского округа. Как вспоминала племянница будущего архиерея Лидия Селивановская, Анатолий в отрочестве был «красавец в полном смысле этого слова, блондин, с вьющимися белокурыми волосами, с большими голубыми глазами и абсолютно правильными чертами лица. В детстве это был очень кроткий, нежный ребенок, хотя живой и веселый, но никогда даже в шутку не позволивший ни над кем посмеяться или кого-­либо осудить...Этот блаженный никогда никого не мог подвести... Дадут ему, бывало, деньги, а он их раздаст ребятам:— Мне не надо.— Эх, монах, монах, — скажет ему во след мамочка. Так монахом его и звали...»

http://e-vestnik.ru/history/arhiepiskop_...

архим. Кирилл (Павлов) Слово в День Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные во Христе братия и сестры, сегодня святая Церковь прославляет память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, ублажая их страдания за веру в Господа нашего Иисуса Христа. Чтобы иметь представление о характере страданий святых мучениц, необходимо вспомнить время и обстоятельства, при которых совершался их мученический подвиг. Святая София жила в городе Риме, в Италии, во времена царствования императора Адриана. Лишившись еще в молодых годах своего супруга, она принялась за воспитание своих оставшихся малолетних деток-дочерей: Веры, Надежды и Любови, из которых Вера была самая старшая – двенадцать лет, Надежде было десять, а Любови – девять лет. Будучи сама благочестивой и усердной христианкой, она старалась и дочерям своим привить тот же дух благочестия, веры и любви ко Господу нашему Иисусу Христу. Располагая достаточными материальными средствами, София всецело предалась подвигам христианского милосердия, помогая бедным. Дети, которые вообще увлекаются примерами, видели в ее жизни хороший образец для подражания и потому неудивительно, что настроены они были весьма благочестиво. «Дети мои, – говорила им святая София, – мы должны прежде всего быть достойны своего высокого христианского звания и украшаться христианскими добродетелями веры, надежды и любви сообразно с своими именами». Они – и мать, и дочери ее – имели горячую веру в Бога, в Троице славимого, а также в будущую блаженную жизнь, которую Бог обещает дать всем возлюбившим Его от всей души. Но более той любви, как если кто положит душу свою за Христа, нет на земле. Мученический подвиг за Христа поставлен на самой вершине христианских добродетелей. В то время воздвиглось страшное гонение на христиан, было много мучеников в Риме, и святая София часто беседовала о них со своими дочерьми. Но вот нашелся один доносчик, который видя ее благочестивое житие, сообщил о ней наместнику города Рима Антиоху, и тот потребовал святую Софию с дочерьми на суд к императору Адриану. Святая хорошо понимала, что ожидает ее на этом суде, если она твердо исповедует христианскую веру, но за это она не беспокоилась. Беспокоилась София лишь за своих дочерей, которых, как она знала, судьи не постесняются предать на мучения. Устоят ли они в исповедничестве или нет, вот что ее тревожило. И веруя, что Господь может их укрепить, они вчетвером помолились Господу, сказав: «Боже, Спасителю наш! Помоги нам славы ради имени Твоего», – и, осенив себя крестным знамением, отправились во дворец императора Адриана.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Разделы портала «Азбука веры» ( 35  голосов:  4.4 из  5) Оглавление Кавказская Голгофа Жизнеописание настоятеля слепцовского храма отца Петра Сухоносова, мученически погибшего от рук террористов в Чечне в 1999 году. К читателю В новое тысячелетие Русь Православная вошла, осеняемая благодатным покровом святых Царских мучеников и сотен новомучеников и исповедников Российских, причисленных к лику святых. Мы твердо верим в то, что в небесном сонме русского воинства Христова есть имя еще одного страдальца, свершившего великий подвиг исповедничества на самом исходе двадцатого столетия – протоиерея Петра Сухоносова. Свершившего этот подвиг не в зловещие 30е годы яростного богоборчества, а уже в наше время, немногим более десяти лет назад – великопостной весной 1999 года, за три недели до Пасхи Христовой. Выкраденный похитителями прямо из алтаря святого храма, где он прослужил настоятелем почти сорок лет своей смиренной праведной жизни, брошенный в холодное мрачное подземелье, Батюшка был замучен там зверскими пытками и голодом. Оттуда он и ушел в бессмертие. Несмотря на годы, что отделяют нас от этой страшной трагедии, имя отца Петра не только не забыто, но уже прославлено благодарной памятью многих православных христиан, которых Господь милостиво сподобил близко знать и общаться с этим мужественным пастырем, принявшим смерть за веру Христову от рук новоявленных агарян-христоненавистников. Вся многострадальная жизнь отца Петра была необычайно скромной и тихой. Наверное, поэтому мы так мало знаем о ней. А между тем она достойна того, чтобы о ней знали все православные люди, жаждущие припасть к чистому источнику веры, любви и милосердия. Жизнь и пастырство отца Петра Сухоносова – именно такой живоносный источник, благодатная сила которого вовсе не иссякла, но, напротив, многократно умножилась после святой мученической кончины: об этом могут свидетельствовать все, кто духовно окормлялся у Батюшки и был под его духовным попечительством. Два издания книги «Кавказская Голгофа», состоявшиеся в Черкасской епархии Украинской Православной Церкви по благословению и при активном участии Высокопреосвященного Софрония – ныне митрополита Черкасского и Каневского, а затем еще одно – уже по благословению ныне покойного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II – до сих пор не могут удовлетворить желание широкого круга боголюбивых читателей близко познакомиться с жизнью и подвигами страдальца. Мы получаем много писем из разных концов бескрайней матушки-Руси и даже зарубежья с просьбами выслать жизнеописание праведника и мученика нашего смутного времени – протоиерея Петра Сухоносова. Будем надеяться, что эту благородную миссию хотя бы в некоторой мере выполнит еще одно издание востребованной читателями книги, дополненное новыми документальными материалами и воспоминаниями.

http://azbyka.ru/fiction/kavkazskaya-gol...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010