Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Икона. 2-я пол. XVI в. (ЦМиАР) Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Икона. 2-я пол. XVI в. (ЦМиАР) Самые ранние сохранившиеся до наст. времени иконы были созданы в XVI в. До этого времени храмовым образом Сретенского мон-ря, вероятно, была икона-список чудотворной В. и. Композиция самой ранней иконы (32 ´ 24 см; 2-я пол. XVI в., ЦМиАР) отличается лаконизмом и по своей схеме напоминает миниатюру лицевой повести к статье о проводах иконы из Владимира в Москву. Справа - выходящие из ворот города (Москва) люди, возглавляемые митрополитом и вел. князем. Изображение князя появляется здесь впервые, на миниатюре, точно следовавшей тексту повести, этого образа не было. Слева, на фоне горы, 2 священнослужителя держат на руках чудотворный образ. В XVII в. подобные изображения, называемые «Сретение иконы Богоматери Владимирской», становятся многочисленными. Однако они представляют не столько встречу чудотворного образа 26 авг. 1395 г., сколько Большой крестный ход, совершавшийся в XVII в. в дни празднований чудотворным иконам - «Владимирской» и «Казанской»; эти изображения дополнены историческими подробностями, характерными для того времени. На иконе (сер.- 2-я пол. XVII в., ГТГ) из ц. свт. Алексия, митр. Московского, на фоне города и горы изображена многолюдная толпа, перед к-рой в левой части иконы возвышается В. и. с подвесной пеленой, а в правой - выделяются крупные фигуры с нимбами духовного владыки и светского правителя (митр. Киприана и вел. кн. Василия) во главе «большого крестного хождения». Как следует из устава, в Большой крестный ход из Кремля брали чудотворные иконы - В. и. из Успенского собора и «Одигитрию» из Вознесенского мон-ря. Обе святыни изображены на иконе: В. и. на первом плане (ей посвящено празднество), «Одигитрия» - на втором. В. и. изображена очень точно, левая рука Богоматери касается рукава Младенца Христа; изображение В. и. было украшено реальным серебряным окладом (не сохр.), показана подвешенная к ней пелена с Голгофским крестом.

http://pravenc.ru/text/154962.html

Ризница и библиотека. Помещается в пристройке к соборной церкви, вверху, с правой стороны, в той самой палате, в которой царь Алексий Михайлович стоял во время богослужения. Большая часть вещей, хранящихся в ризнице, пожертвованы сим царём и украшены его именем. Некоторые вещи принесены в дар монастырю настоятелями саввинскими и частными лицами. Почти все древние драгоценности доселе сохранены в целости, исключая риз, которые по ветхости в разные времена были уничтожаемы и заменяемы новыми. Особенно достопримечательны следующие предметы, Евангелие в большой лист Московской печати 1644 года. Рукописный псалтирь 1656 г., по которому царь Алексий Михайлович учился читать. Сосуды драгоценные с камнями весом 4 ¾ фунта – дар царя Алексия Михайловича 1651 г. Драгоценнейший из хранящихся в ризнице предметов – риза преподобного Саввы; риза эта вся белая, тафтяная, оплечье шито по голубому бархату струйчатым золотом, серебром и шёлком, наискось по подольнику шита разными шелками, полосочками. По своей драгоценности ещё замечательны: покров на гробницу преподобного и подвесная пелена к передней стороне напрестольной одежды. На покрове вышит образ препод. Саввы и над головой преподобного образ св. Троицы; венец у препод. весь унизан жемчугом и драгоценными камнями. Осыпавшихся с риз и других вещей жемчуга и камней хранится в ризнице более трёх фунтов. Затем, шапка малинового бархата, на ней крупного жемчуга 382 зерна и шёлковая темно-вишневого цвета скатерть царя Алексия Михайловича. Длина её 12 аршин. – Библиотека помещается под колокольней, в среднем ярусе, и занимает две комнаты, из которой в первой хранятся рукописные дела монастырские, а во второй книги. Гостиницы. Против северных ворот, вне монастыря. Гостиницы существовали при монастыре с древнейших времён. Ныне существующие гостиницы устроены сравнительно в недавнее время. Тут останавливаются богомольцы, приезжающие или приходящие на поклонение мощам преподобного. Бедным отпускается безмездно монастырская пища. Святой колодезь. На юго-западной стороне, под горой. По преданию, ископан самим преподобным Саввой. Над колодцем устроена часовня. – Неподалёку от святого колодезя находится пруд, образовавшийся из речки Разварни, преграждённой в сем месте каменной плотиной, устроенной ещё при царе Алексие Михайловиче.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

804 Акт от 5/V 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4, л. 20. В Патриаршую ризницу покров был передан в 1890-х гг. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 21, 1893–1989 гг., д. 28, л. 51). 805 Акт от 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4, л. 6 об. Покров был передан из собора в Патриаршую ризницу в 1890-х гг. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 21, 1893–1898 гг., д. 28, л. 54). 806 Покров «Митрополит Иона», кат. «Митрополит Филипп», кат. «Царевич Димитрий», кат. 808 Крышка от древней раки хранится в Музеях Московского Кремля инв. МР-9989; размер 152х60 (см.: Ненарокомова, Сизов 1978. С. 52, ил. на с. 53). В 1812 г. серебряный оклад древней раки, за исключением крышки, вероятно спрятанной, был похищен солдатами Наполеона, и в 1813 г. была сделана новая рака. 811 В Описи Оружейной палаты сказано: «Прорывы ткани и под-кладки от разрыва снаряда в помещении 6. Патриаршей ризницы в октябре 1917 г.». 813 Так называет ткань В. К. Клейн в своем очерке о древних тканях (см.: Клейн 1925. С. 47, рис. 31 на с. 46). Архиепископ Савва отмечает, что «этот саккос относился к числу дорогих облачений и употреблялся только по праздникам» и что «приклад снят с Евдокимовского саккоса» (Савва 1883. С. 22). 818 См., например, их изображения на пелене первой половины XVI в. в ГИМ, инв. РБ-4 (Маясова 1971 (1). Ил. 41). 820 См.: Сергиево-Посадский музей, инв. 2429 (деталь надписи на покрове см.: Свирин 1963. Ил. на с. 132). Это дало нам основание вначале предположить, что палица вышла из этой мастерской (см.: Маясова. 1997). 822 См.: Соломина 1982. С. 44–47, и Другие произведения, вложенные им в этот монастырь, см.: Там же 10. 823 Акт от 1927 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1927 г., д. 20, л. 41 об., 13 (назван подвесной пеленой). 824 Содержание надписи устанавливается по сохранившимся фрагментам. В современном прочтении: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго ти сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Являйся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе» (Минея. Январь 6 часть первая. М., 1983. С. 236, 6 января).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

109х74 Вклад царя Михаила Федоровича в Успенский собор Московского Кремля. Поступила из Патриаршей ризницы в 1920 г. 708 Инв. ТК-2801 Кат. В среднике подвесной пелены к иконе XII в. «Богоматерь Владимирская» вышито по желтой камке (видна по краям) поясное изображение Богоматери. Младенец сидит на ее правой руке, левой рукой Богородица прижимает Сына к груди; он касается лицом щеки Марии, обхватив одной рукой ее шею. Ступни ножек Младенца обнажены, левая повернута пяткой к зрителю. На каймах в двенадцати киотчатых клеймах изображены двунадесятые праздники (сверху слева направо); над клеймами находятся надписи. 1) Благовещение ( б(д)цы): на фоне двух архитектурных сооружений, соединенных зубчатой стеной слева к Богоматери приближается, благословляя ее, архангел Гавриил, Мария стоит в позе моления справа на подножии перед скамьей с подушкой, сверху на нее нисходит луч. 2) Рождество Христово ( рж(с)тво хво): на фоне горок, за которыми видны фигуры ангелов, в пещере изображена полулежащая Богоматерь, перед ней ясли с Младенцем, за которыми видна голова тельца, сверху на Младенца нисходит луч, слева над яслями склонились три волхва, справа стоит пастух с овечкой, внизу слева сидит Иосиф и перед ним пастух с посохом. Правее, пробуя рукой воду в купели, сидит служанка с Младенцем на руках. 3) Сретение ( гне): на фоне архитектурных сооружений в проеме портала, у престола на подножии, стоит Симеон с Младенцем на руках, слева стоят Богоматерь, за ней Анна и Иосиф. 4) Крещение ( гне): в Иордане стоит обнаженный Христос, слева на фоне горок к нему склонился Иоанн Предтеча, благословляя его протянутой рукой; справа на берегу три ангела. 5) Воскрешение Лазаря ( лазарево//во(с)крние): на фоне горок в пещере стоит закутанный в саван со скрещенными на груди руками Лазарь, под ногами у него – крышка гроба; слева стоят Христос с протянутой к Лазарю благословляющей рукой и апостолы; к ногам Христа припали Марфа и Мария. 6) Вход в Иерусалим ( вхо(д) во ншего ха): в центре изображен Христос, едущий на осляти, за ним идут апостолы, справа из городских ворот навстречу им выходят люди, внизу – брошенные одежды, на заднем плане – дерево и гора.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Один из центральных сюжетов на свитке — торжественный пронос церемониального знамени польского короля коронным гетманом. Само знамя — в витрине напротив, и этот уникальный экспонат Музей армии Швеции также привез в Россию впервые. Периферийные участки стяга реконструированы как раз сообразно изображению на Стокгольмском свитке, а вот центральная тканевая часть дошла до нас в своем первозданном виде. И по геральдической символике в центре знамени символично прочитывается, что Руси в те далекие времена оппонировал (скажем именно так, аккуратно) прообраз объединенной Европы: тут и родовой герб королевского рода Вазы с знаменитыми Тре Крунур, и польский Орел, и литовский Погонь... Собственно же романовские мемориальные экспонаты начинаются с событий, сопутствовавших избранию Михаила Федоровича на царство. Есть, правда, более ранний предмет, которым отец Михаила инок Филарет, будущий Святейший Патриарх, вроде бы пользовался в ссылке в Антониев-Сийском монастыре в годы годуновского правления. Но, как осторожно замечают сами музейщики, эта история о кресле из фондов Архангельского краеведческого музея — всего лишь легенда. А вот выносной фонарь — несомненный свидетель провозглашения Михаила Федоровича Романова всероссийским самодержцем. Он был в руках участников Великого посольства, участники которого направились после Земского собора из Москвы в Кострому в юному Михаилу Романову с известием об избрании того на царство. Многое могут рассказать об исторических событиях в Ипатьевском монастыре и большемерные кирпичи из захаба (защитно-фортификационной пристенной конструкции) этой обители, обнаруженные во время раскопок. Икона из соседнего села Стрельникова повторяет облик святыни, которой инокиня и великая старица Марфа благословила своего сына на царство, подвесная пелена с этим же ликом Богородицы считается ее вкладом в Ипатьев монастырь. Их предоставил Церковный историко-археологический музей Костромской епархии . Наконец, ценнейшие экспонаты — подлинные мемории государственной и частной жизни первых венценосных Романовых. Благодаря участию Оружейной Палаты Московского Кремля экспозиция обогатилась интереснейшими памятниками оружейного искусства XVII cmoлemuя. В первую очередь это шлемы Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

http://e-vestnik.ru/news/nachalo_dinasti...

Стб. 518-519). Этот же принцип вводился и относительно порядка ношения одежды и обуви (Там же. Стб. 524-525). Казначею предписывалось строго смотреть, чтобы никто из иноков не имел в своей келье ничего лишнего. Запрещалось брать к.-л. вещь или делать приписки в книгах без благословения настоятеля (Там же. Стб. 526-527). Оставались запреты беседовать на трапезе и вечером, выходить из монастыря без благословения настоятеля, приносить в обитель вино (Там же. Стб. 528-530, 542-543); не разрешалось приходить в обитель женщинам, запрещалось проживание в монастыре детей (Там же. Стб. 543-546). В 6-й и 7-й главах содержалось предписание обязательного участия всех монахов, кроме больных, в монастырских службах (Там же. Стб. 530-542). Рама с клеймами жития прп. Иосифа Волоцкого. 1697 г. Иконописец Григорий Антонов. (ЦМиАР) Рама с клеймами жития прп. Иосифа Волоцкого. 1697 г. Иконописец Григорий Антонов. (ЦМиАР) Прп. Иосиф Волоцкий. Подвесная пелена. 3-я четв.— кон. XVII в. (ГРМ) 10-я гл. получила особое название: «Отвещание любозазорным и сказание въ кратце о святых отцехъ, бывшихъ в монастырехъ, иже в Рустей земли сущихъ»; здесь обобщен опыт уставной и повседневной жизни русских: Троице-Сергиева, Кириллова Белозерского, Симонова, Саввина тверского, Андроникова, Чудова, Макариева Калязинского мон-рей, к-рые, по мысли автора, ничем не уступали мон-рям Афона. Главная идея «Отвещания...» - необходимость единодушия настоятеля и братии мон-ря. 11-я гл. посвящена обязанностям настоятеля (Там же. Стб. 563-566). 12-я гл. представляет собой краткий пересказ первых 9 глав Устава (Там же. Стб. 567-570). 14-я подчеркивает решающую роль соборных старцев в управлении мон-рем, в т. ч. в выборе настоятеля (Там же. Стб. 587-609). Здесь перечислены епитимии за нарушения монастырской дисциплины (Там же. Стб. 610-615). При составлении Устава И. использовал монастырские уставы преподобных Феодосия Печерского, Феодора Студита, правила прп. Афанасия Афонского , свт. Василия Великого, новеллы визант.

http://pravenc.ru/text/578410.html

В Гефсиманский в честь Черниговской иконы Божией Матери мужской скит в 1852 г. был вложен список И. Ч. и. (93,35×66,68 см), история которого прослеживается с нач. XIX в. Он находился в доме клирика Хотьковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы женского монастыря свящ. Ивана Алексеева, получившего икону от одного из монахов ТСЛ. В 1826 г. священник благословил этой иконой жившую в его доме девицу Александру Григорьевну Филиппову, которая позднее решила передать образ в храм. По благословению наместника ТСЛ икона была поставлена в пещерном храме арх. Михаила в Гефсиманском скиту, для Филипповой был сделан точный список, который она завещала храму Дома призрения при ТСЛ. Первое чудо от иконы - исцеление крестьянки Феклы Ельчищевой от расслабления - произошло 1 сент. 1869 г. Всего от иконы зафиксировано ок. 100 исцелений, образ пользовался широким почитанием в России. В связи с притоком тысяч богомольцев в скиту был выстроен собор с главным престолом в честь И. Ч. и. (1886-1897, освящен в 1893), где был поставлен список чудотворного образа. До передачи чудотворной иконы в скит для нее изготовили серебряный золоченый венец с драгоценными камнями и бриллиантовый фермуар. В 1870 г. на средства кн. Г. И. Грузинского, чья дочь благодаря иконе исцелилась от горячки, А. М. Постников выполнил серебряный оклад. Парчовая подвесная пелена к иконе и бархатные воздухи были пожертвованы в 1874 г. исцелившейся после молитв перед образом от ломоты в костях вдовой Анной Сергеевой Кокаревой. Перед иконой висели десятки лампад от богомольцев. С иконы было выполнено множество списков, нек-рые из них также прославились чудотворениями. Большая часть таких списков создана в скиту схиигум. Германом (Гомзиным). Иконы его работы находились в С.-Петербурге, Саратове, Чернигове, в часовне прп. Сергия Радонежского у Ильинских ворот в Москве, в Иерусалиме, на Афоне. До 1922 г. икона пребывала в скиту, затем была перенесена в ц. во имя прп. Сергия Радонежского в Рогожской слободе в Москве. После закрытия храма в 1938 г. ее судьба неизвестна. В ТСЛ хранились 3 списка иконы: в притворе Троицкого собора (ранее стоявший в ц. в честь И. Ч. и. в скиту), в трапезной ц. прп. Сергия Радонежского и в монастырской трапезной (с дополнительными изображениями предстоящих свт. Василия Великого и сщмч. Антипы Пергамского). 13 сент. 2004 г. первый из упомянутых списков был возвращен в скит.

http://pravenc.ru/text/389455.html

Были иконы с подвесками: так на иконе великомученика Димитрия в прикладе был Крест серебряный, да три алтына серебряных копеек. Иконы в особых подвесных кивотах: образ Божьей Матери Одигитрии в кивоте, на нём венец и цата с финифтью, оклад басменный, в венце подпись и ожерельцо жемчужное, серьги серебряные, рясы жемчужные. Образ Благовещения Пресвятой Богородицы в кивоте, три венца и цаты серебряные, позолоченные с фннифтью. На затворах образ Рождества Христова и Воздвижения Честного Креста, в окладе, на них четыре венца сканных. В алтаре на престоле одежда камчатая красная: Евангелие печатное, покрыто красным бархатом, Евангелисты на нём чеканные серебряные: два креста благословляющих, обложены гладким позолоченным серебром, на одном из них четыре больших камня, во вставках серебряных. Крест этот хранится в монастыре и в настоящее время. Пелена на престоле камчатая, подложена крашениною. На жертвеннике сосуды серебряные вызолоченные, да два сосуда оловянные, чарка серебряная, покровы и воздухи камчатые разных цветов. В придельном храме великомученика Димитрия допущено было отступление от принятого порядка в размещении икон: на правой стороне Царских дверей, вместо иконы Спасителя находилась икона Казанской Божьей Матери. Придел Святителя Николая был теплый, с братскою трапезою в нём; в трапезе были иконы из старой церкви, но во имя какого Святого была старая церковь , сведений не сохранилось. В ризнице облачений и разной церковной утвари немного, а в некоторых вещах замечен даже недостаток. Так для четырех Священнослужителей священнических риз было 9, но подризников только четыре, из них три ветхих; епитрахилей три одна из них ветхая, поручей три пары; орарей два, стихарей шесть; две ширинки, шитые золотом, серебром и шелками; поясов три, один шелковый, а два нитяных. Шапка архимандричья одна, бархатная, вишнёвая, шитая жемчугом и половинчатыми зернами; на ней десять дробниц больших и малых, серебряных, вызолоченных; шестнадцать запанов с зернами, опушка горностай, подложена камкою лазоревою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Золотой чеканный оклад с черневыми образами Успения Пресв. Богородицы и избранных рус. преподобных на дробницах (в их числе прп. Дионисий Глушицкий) выполнен в ведущей ювелирной мастерской Москвы. В надписи на нем, как и на оригинале, использованы греч. и рус. слова для обозначения святости («оагио(с) препо(до)бны»). В иконографии списков «дионисиевского» извода встречается неск. вариантов, которые различаются деталями рисунка фигуры святого (направление взгляда - на зрителя или немного в сторону, положение рук - обеими держит свиток или правой благословляет, в левой свиток) и изображением в небесном сегменте (Господь Вседержитель или образ Божией Матери «Знамение»; на оригинале сегмента нет). Для их создания нередко использовались прориси, подобные иконному образцу кон. XVIII в. (ГИМ; см.: Иконные образцы XVII - нач. XIX в.: Иконография рус. святых/ГИМ; сост.: З. П. Морозова. М., 1994. С. 14; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 294-295). Такие иконы-списки, создававшиеся преимущественно в XVII - 1-й пол. XVIII в., имеются в ГТГ, ГРМ, ЦМиАР, ГМИР, СПГИАХМЗ, АОКМ, ВГИАХМЗ, церковных и частных собраниях. В местном ряду иконостаса ц. во имя К. в Кирилловом мон-ре стояла почитаемая, украшенная окладом, камнями и пеленами «из царские дачи» копия этого извода («з живописново образа» - Опись. 1998. С. 74-75), к-рую к 1621 г. заменили новой ( Лелекова. 2011. Т. 1. С. 32-33). Один из немногих примеров воспроизведения «иконопортрета» большого размера - икона нач. XVII в. (КБМЗ), к-рая, судя по насыщенному монохромному колориту, была ориентирована на первообраз, покрытый потемневшей олифой. Еще более монументальной по характеру является сев. икона посл. трети XVII в. (АМИИ; была перенесена из Никольской ц. в дер. Сырья в часовню прп. Кирилла Сырьинского; см.: Кольцова Т. М. Иконы Северного Поонежья. М., 2005. С. 273) с образом Божией Матери «Знамение» в сегменте, позем в виде нарисованных в прямой перспективе плит. Помимо подвесной пелены из ГРМ создавались и др. шитые реплики первообраза (строгановская пелена 60-х гг.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

  Отдел церковных древностей Щукин собирал их на протяжении десятилетий, и эта коллекция в целом огромна и уникальна по своему характеру. Она интересна не только с точки зрения временного охвата (с XI по ХХ век) нашей духовной и материальной культуры, но и разнообразием представленных в ней русских земель. Комплексный характер собрания позволяет оценить художественную сторону православной литургии в полном объеме: архитектура и убранство православного храма, все составляющие богослужебный процесс детали. Среди драгоценных жемчужин коллекции на выставке представлены Евангелие второй половины XI века (на «пергамене»), выносные иконы XVI – XVII веков, уникальные подписные и датированные памятники XVIII века Русского Севера, например, трехстворчатый складень с изображениями распятия слева, Богоматери Знамения справа и Святой Троицы – по центру, или икона Соловецких чудотворцев, выполненная в виде рельефной резьбы по мамонтовой кости, или лубяные, с резьбой по дереву и росписью темперой, брачные венцы… Хочется разглядывать вновь и вновь великолепные образцы миниатюрного рельефа (панагии, образки, нательные крестики, кресты-мощевики), богослужебные книги в драгоценных окладах (так и стоит перед глазами «Житие Зосимы и Савватия Соловецких» из Анзерского скита с медной гравюрой на обложке, изображающей этих двух святых), различные литургические сосуды, светильники, элементы храмового убранства и церковной утвари (например, южная, «дьяконская», дверь иконостаса «Грехопадение, изгнание из рая» московской школы иконописи XVII века, или подвесная пелена на зеленом атласе с расшитой золотыми и серебряными прядеными нитями Казанской Богоматерью, или потир с вкладной надписью царицы Евдокии, жены царя Михаила Романова). Всё это по праву составляет «золотой фонд» Исторического музея. И, поверьте, данное определение идет не от благородного металла (хотя он и присутствует почти в каждом изделии), а, прежде всего, от высочайшего художественного исполнения, яркой самобытности «духовных» изделий русских мастеров.

http://pravoslavie.ru/366.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010