Актовый день в ОЦАД ЖМП 11 ноябрь 2022 /  16 ноября 2022 г. 17:00 Докторантура в системе подготовки научных кадров Русской Православной Церкви НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ДОКТОРАНТУРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ АСПИРАНТУРЫ И ДОКТОРАНТУРЫ ИМЕНИ СВЯТЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ДОКТОР ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ, ПРОФЕССОР ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ МАРЧЕНКО Отвечая на вопросы корреспондента «Журнала Московской Патриархии», начальник отдела докторантуры ОЦАД протоиерей Алексий Марченко затронул актуальные вопросы подготовки кадров высшей научной квалификации в докторантуре.  PDF-bepcuя . — Отец Алексий, что такое докторантура в современном научно-образовательном пространстве России? Каковы ее функции и основные задачи? — Чтобы ответить на ваш вопрос, прежде всего необходимо обратиться к государственному законодательству Российской Федерации, регламентирующему подготовку научных кадров в докторантуре 1 . Согласно принятым правительством РФ документам, докторантура перестала быть последним, высшим уровнем послевузовского образования и теперь полностью отнесена к сфере науки. Под термином «докторантура» в Российской Федерации понимается особая форма подготовки научных специалистов — докторов наук. Докторантура качественно отличается от другой формы научно-образовательной деятельности — аспирантуры. Во-первых, своей изолированностью от учебного процесса. Современная докторантура не предусматривает для докторантов плановой учебы: лекций, семинаров, классно-групповых занятий, практик, что в обязательном порядке присутствует в аспирантуре. Во-вторых, докторантура имеет дело с особым контингентом ученых — соискателями ученой степени доктора наук, занимающимися серьезными научными исследованиями. Аспирантура все еще остается уровнем образования. Однако в марте 2022 года вступили в силу федеральные государственные требования (ФГТ) 2 , в соответствии с которыми теперь аспирантские программы нацелены на усиление научной работы аспирантов, рост ее результативности и повышение качества кандидатских диссертаций. Иными словами, переход на ФГТ — это переход аспирантуры из образовательного формата в научный. Главной целью аспирантуры теперь тоже становится проведение научного исследования и написание диссертации. Можно сказать, что аспирант — это вчерашний студент, завершающий свое высшее образование, а также имеющий цель подготовить диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук, свидетельствующую о приобретении им высоких научно-исследовательских навыков. Кандидатская диссертация, подготовленная в аспирантуре, обычно становится серьезной заявкой молодого ученого на успешную самостоятельную научную карьеру.

http://e-vestnik.ru/db/doktorantura_vsis...

Архив Пн Дистанционное обучение доносит богословские знания в любую точку земного шара 25 сентября 2012 г. 15:30 С нового учебного года факультет дополнительного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета   перевел систему дистанционного обучения на новую платформу. О православном интернет-образовании, которое в последнее время становится все более популярным, рассказывает проректор ПСТГУ по учебной работе священник Геннадий Егоров. — Отец Геннадий, позвольте Вас поздравить с запуском новой платформы системы дистанционного обучения. — Поздравления надо направлять, прежде всего, не мне, но всем, кто трудился над проектом — сотрудникам учебно-методического управления, преподавателям и сотрудникам факультета дополнительного образования и других факультетов нашего университета, которые за лето проделали огромную работу, позволившую начать занятия в новом учебном году на новой платформе eLearning Server 4G, разработанной компанией ГиперМетод IBS. — Какие преимущества дает университету внедрение новой системы дистанционного обучения? — Образовательные программы на базе системы дистанционного обучения мы реализуем с 2004 года. Полученный за прошедшие годы опыт однозначно свидетельствует, что главным фактором обеспечения качества дистанционного образования является высокая квалификация преподавательского состава и грамотная методическая работа. Однако хорошо продуманная и профессионально сделанная платформа существенно облегчает преподавателям реализацию своих методических навыков, а также позволяет учащимся более продуктивно использовать современные технологии для достижения отличных результатов. Поэтому внедрение в текущем учебном году новой платформы открывает для нас перспективу стать лучше и эффективнее. — Какие образовательные программы доступны желающим учиться посредством сети Интернет? — Самые разные! Это и рассчитанная на несколько лет программа профессиональной переподготовки «Теология», разработанная для людей, уже имеющих высшее образование, и полугодовая программа повышения квалификации «Основы Православия», которая, помимо прочих учащихся, ориентирована на учителей, собирающихся вести в школах предмет Основы православной культуры. Также у нас доступен целый ряд курсов по отдельным богословским и смежным гуманитарным дисциплинам. Надеюсь, этот список будет постоянно расширяться.

http://patriarchia.ru/db/text/2483340.ht...

Архив Пн Эффективный инструмент 6 сентября 2022 г. 16:24 Минувший учебный год ознаменовался запуском на территории России образовательной платформы «Клевер Лаборатория» , разработанной по Патриаршему благословению Синодальным отделом религиозного образования и катехизации (СОРОиК) для преподавателей основ православной культуры, педагогов гуманитарных предметов, воспитателей и преподавателей православных гимназий. При помощи руководителя этого образовательно-просветительского проекта Юлии Селюковой «Журнал Московской Патриархии» разобрался, зачем именно сейчас понадобилось это начинание, что полезного можно найти на «Клевере» и с прицелом на какую аудиторию будет наполняться этот образовательный ресурс ( 9, 2022 , PDF-bepcuя ). Курсы – необходимые 1. Зачем и кому это нужно? В первую очередь учителям школ, где в рамках предмета Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) преподается модуль Основ православной культуры (ОПК). «Клевер Лаборатория» — первая попытка в общероссийском масштабе организовать по-настоящему общедоступную образовательную платформу на базе дистанционного обучения, адресованную в первую очередь ведущим этот предмет преподавателям. Впрочем, уже сейчас немало полезного здесь могут почерпнуть учителя-предметники общеобразовательных школ, завучи по воспитательной работе и даже сами дети (подробнее об этом ниже). 2. Как разрабатывалось содержание платформы и что в него входит? Перед началом работы мы опросили два десятка учителей ОПК, истории, литературы и обществознания из пяти российских регионов. Как выяснилось, на местах прежде всего не хватает методической поддержки с конфессионально выверенным содержанием. Условно говоря, многие в провинции удивляются, когда слышат, что изображение, которое они демонстрируют на уроке ОПК детям, — вовсе не православная икона, а католическая фреска. Поэтому при наполнении нашего образовательного ресурса мы ставили целью в том числе создание профессионального стандарта повышения квалификации для учителей ОПК, поддержанного как Синодальным ОРОиКом, так и Министерством просвещения РФ. Сегодня можно сказать, что как с той, так и с другой стороны мы испытываем весьма нужную и важную помощь и поддержку.

http://patriarchia.ru/db/text/5957010.ht...

В академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО) начали обучать методике преподавания " Основ религиозных культур и светской этики " . В номере " РГ " за 26.01.2010 г. была опубликована полоса " Класс веры " : рассказывалось, как идет работа над учебными пособиями и книгой для учителя по новому школьному предмету. В конце марта они должны появиться в 19 выбранных для эксперимента регионах. Тем временем подготовка учителей уже началась. В Москву приехали первые группы педагогов и методистов, которые прослушают здесь лекции по " Основам " . А потом уедут и будут проводить занятия со своими коллегами уже на месте. Напомним, новый учебный курс состоит из шести модулей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, история мировых религиозных культур и основы светской этики. Все необходимые материалы подготовили сотрудники академии. Каждый слушатель получает бесплатный комплект - шесть пособий по всем модулям, учебно-методическое пособие для тренера-преподавателя и рабочую тетрадь. В общем-то тетрадь - с практическими заданиями и вопросами - предназначена для самостоятельной работы. Но слушатели так дорожат ими, что нередко увозят домой незаполненными - показать коллегам. Ведь не известно, когда еще дойдут из Москвы в глубинку обещанные книги? ...Сегодня в академии лекционные занятия. В зале - 250 человек, яблоку негде упасть. На кафедре - профессор Центра библеистики и иудаики РГГУ, один из соавторов учебника по основам иудейской культуры Леонид Кацис. Он шутит, что-то пишет на доске, задает вопросы... Одним словом, держит зал так, что любой учитель позавидует. Впрочем, иначе и нельзя: лекции до самого вечера. Будет неинтересно - слушатели по магазинам и музеям разбегутся. Алевтина Кульева заведует кафедрой в Чувашском республиканском институте образования. Приехала на курсы вместе с коллегами - Татьяной Лушиной, сотрудником института образования, и Тамарой Чашниковой, учителем начальных классов в Аликовском районе республики. Спрашиваю:

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В МДА состоялась пресс-конференция, посвященная проблемам преподавания и изучения православной культуры 15 июля 2006 г. 12:55 В Московской духовной академии прошла пресс-конференция по материалам работы проходящего здесь с 8 по 15 июля форума — курсах повышения квалификации преподавателей православной культуры. В пресс-конференции приняли участие как известные священнослужители, так и специалисты в области образования из регионов, где уже накоплен опыт преподавания православной культуры в общеобразовательных школах. «Нынешние курсы для преподавателей православной культуры проводятся в МДА уже в восьмой раз. За прошедшие 4 года мы подготовили в этих стенах уже свыше 4 тысяч педагогов, и они получили сертификаты государственного образца и сертификаты МДА, — сказал первый проректор Богословских курсов, иеромонах Киприан (Ященко). – Тем не менее многие высказывают мнение, что «школа молодого бойца», или 72 часа лекций и интерактивных диалогов слушателей с ведущими профессорами академии, представителями Госдумы, Администрации Президента, деятелями культуры и науки — это недостаточно для того, чтобы на серьезном уровне преподавать православную культуру. Поэтому мы организовали заочные Богословские курсы при МДА, обучение на которых продолжаются 3,5 года и приравнивается ко второму высшему образованию по теологии. Кроме того, сейчас в десятках епархий России открываются также местные курсы для преподавателей православной культуры. На данных курсах присутствуют представители более 40 епархий – преподаватели школ и дошкольных учреждений, церковно-приходских и воскресных школ, профессиональных училищ, вузов, домов творчества, интернатов. Наша задача – дать учителям основы богословских знаний, а окончившим духовные школы священнослужителям — рассказать о православной педагогике. А конечным итогом станет, безусловно, то, что мы сможем благотворно влиять на подрастающее поколение. Мы считаем, что преподавать православную культуру должны не столько священники, сколько педагоги, именно квалифицированные педагоги, которые смогут ответить на любые вопросы детей. Не секрет, что у каждого священника сейчас столь большая нагрузка, что порой не хватает времени заниматься чем-то вне церковной ограды…»

http://patriarchia.ru/db/text/126198.htm...

В президиуме Собора присутствовали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, заместитель главы ВРНС, председатель правления Союза писателей России В.Н.Ганичев, председатель Совета Федерации РФ В.И.Матвиенко, министр культуры России В.Р.Мединский, Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д.Беглов, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, заместитель главы ВРНС протоиерей Всеволод Чаплин, председатель региональной общественной организации «Клуб " Реалисты " » Н.Б.Жукова, декан исторического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова С.П.Карпов, начальник Департамента аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе по работе с органами власти субъектов РФ и общественными организациями М.Н.Белогубова, президент Международного кинофорума славянских и православных народов «Золотой Витязь», народный артист России Н.П.Бурляев, президент Международной ассоциации фондов мира А.Е.Карпов, председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России Зиновий Коган, член бюро президиума ВРНС, руководитель секретариата ВРНС О.А.Костин, секретарь правления Союза писателей России С.И.Котькало, народный артист России М.И.Ножкин, заслуженная артистка России Т.Ю. Петрова, почетный председатель Союза художников России, народный художник России В.М.Сидоров, исполнительный директор правозащитного центра ВРНС Р.А.Силантьев, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, первый вице-президент Объединения высших офицеров России В.Я.Шатохин, координатор Общественного совета Межфракционной депутатской группы в Государственной Думе в защиту христианских ценностей О.В.Ефимов, старший преподаватель Института повышения квалификации социальных работников при Правительстве Москвы, член бюро президиума ВРНС С.А.Анисимова, сопредседатель правления Союза писателей России В.Н.Крупин, сопредседатель правления Союза писателей России С.В.Перевезенцев.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/02/ru...

В Псково-Печерской духовной семинарии по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона начался курс лекций о священстве, предназначенный для клириков Псковской епархии и семинаристов. Курс читает библеист, миссионер и богослов протоиерей Геннадий Фаст. По определению самого отца Геннадия, это «не учебный курс, а беседы пастыря с другими пастырями и с теми, кто готовится стать таковыми». Мы предлагаем вашему вниманию первую лекцию цикла, посвященную патриархальному священству и его актуализации в современном мире. Митрополит Тихон: Дорогие отцы и братья, сегодня мы начинаем курс лекций отца Геннадия Фаста. Я хочу поблагодарить батюшку от лица всех присутствующих за согласие выделить свое время для этих лекций. Уверен, что это будет необычайно интересно и принесет настоящую пользу всем присутствующим. Еще раз повторю, что эти встречи мы организовываем в Псково-Печерской духовной семинарии, но подключаться могут клирики Псковской епархии и в дальнейшем – мы уже с владыкой Сергием говорили – всей Псковской митрополии. Это беседы для тех, кто действительно желает посвятить время и силы совершенствованию своего пастырского искусства Лекции будут проходить примерно раз в неделю. Подробности уже оговорены и будут вам сообщены. Еще раз повторю, что эти беседы не обязательны. Они для тех, кто действительно желает посвятить время и силы совершенствованию своего пастырского искусства, своего пастырского ремесла, своего пастырского дела. У нас также намечена встреча с епископом Верейским Пантелеимоном. У него особая тема – исповедь. Это, как уже обозначено в патриархийных документах, курсы повышения квалификации священников. Раз в месяц они будут обязательны для всех клириков епархии. А что касается лекций отца Геннадия, то я сам с огромной благодарностью и радостью буду на них присутствовать, когда смогу. Когда не смогу, буду обязательно прослушивать их в записи. Запись лекций мы будем располагать и на нашем епархиальном сайте, и на сайте Православие.ру. Хотел бы пожелать всем нам благословенных успехов в том служении, на которое Господь поставил нас, а мы подтвердили свою готовность быть Его соработниками своей священнической присягой. Спасибо большое, отец Геннадий. Я прошу прощения, мне сейчас надо идти по епархиальным делам, но я непременно посмотрю эту лекцию в записи. Храни Господь!

http://pravoslavie.ru/144467.html

Вклад отдельных федеральных округов в выбор школьниками модуля ОПК (2014 - 2015 учебный год) ЖМП 3 март 2015 /  2 сентября 2015 г. 10:00 Основы православной культуры всё более востребованны ШКОЛЬНЫЙ КУРС ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ: МОНИТОРИНГ, СТАТИСТИКА И АНАЛИЗ ДАННЫХ Весной каждый родитель будущего четвероклассника выбирает для своего ребенка один из шести модулей в курсе Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), который тот будет изучать в течение следующего учебного года. Результаты этого выбора уже пять лет с ежеквартальной периодичностью отслеживает государственное образовательное учреждение — Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (далее — Академия). Какова динамика популярности различных модулей ОРКСЭ в российских регионах и как государственные органы контролируют соблюдение законодательства при обучении этому предмету, «Церковному Вестнику» рассказывает федеральный оператор электронного мониторинга ОРКСЭ, заведующая отделом Управления проектами внебюджетного обучения Академии Ольга Проскуркина. Популярность ОПК растет — Ольга Ивановна, из опубликованных на вашем веб-сайте материалов в глаза бросается практически полное совпадение цифр по четвероклассникам, которые начали изучать те или иные модули ОРКСЭ в сентябре, с соответствующими результатами родительских собраний весной прошлого года. Основы светской этики (ОСЭ) сейчас изучают 44,62% четвероклассников (на родительских собраниях год назад их выбрали 44,6% родителей), Основы православной культуры (ОПК) — 32,9% (соответственно 33%), Основы мировых религиозных культур (ОМРК) — 18,2% (соответственно 18,3%). Это говорит о том, что никто из родителей и самих школьников между маем и сентябрем не изменил свой выбор? — Действительно, в августе — сентябре перед тем, как окончательно разбить ребят на группы по изучению того или иного модуля, школы устраивают так называемые уточняющие родительские собрания. И об изменении своего решения на этих собраниях слышать приходится крайне редко. С одной стороны, это говорит о продуманном, взвешенном решении, которое в семьях третьеклассников было принято весной. С другой — общероссийское распределение по выбору конкретных модулей, по нашим данным, вообще крайне устойчиво. В 2010 году, в период апробации курса, наш мониторинг охватывал 19 регионов, в 2011-м — 21, в 2012-м — 83, сейчас — все 85 субъектов Федерации. Несмотря на столь различный массив учета, процентное соотношение почти не меняется. Приоритет отдается большой тройке, в совокупности охватывающей больше 95% всех обучающихся. Весьма стабильна ситуация и в большинстве регионов.

http://e-vestnik.ru/society/predmet_opk_...

Вот ещё! Меня, всемирно известного повара с тремя «мишленовскими звёздами», будете ещё учить яблони прививать и подвязывать! Не учи учёного! … Просто найдите того, кого захочется слушать… Сериал «Месье Спейд», сезон 1, серия 1, 00:14:38 – 00:14:40. Введение Аналитические знания, умения, навыки, компетентности относимы к способностям отыскивать и оценивать, фильтровать, отбирать и аналитически обрабатывать данные, производно создавая более сложные знания и комплексы знаний, идеи, концепты и решения относительно предметно-объектной области (домене) аналитических исследований или относительно исследуемой ситуации, формируя релевантное видение будущего, отыскивая, проектируя и реализуя решения сложных задач и проблем. Данные сами, по себе, зачастую не имеют самостоятельной внутренней ценности (во всяком случае – приемлемой), пока практик-аналитик не поймёт их смысл, не свяжет их с другими данными и не сделает из всего этого выводов (включая выводы относительно будущего), максимально возможно сводя к минимуму «слепые зоны» видения и понимания. Как пишет Карли Фиорина, цель аналитики – превратить данные в информацию, а информацию – в понимание (цит. по: Высококлассная аналитика – это синтез науки и искусства, синтез мастерства и талантов с элементами везения, синтез тяжкой черновой проработки и вдохновения с осенением, синтез того, чему научили, и того, что практик-аналитик обрёл сам в процессе своей аналитической работы. Учить прикладной аналитике надлежит, тут без вариантов. Идёт третий год СВО. Правительство выделяет огромные финансовые средства на социально-психологическую реабилитацию инвалидизированных защитников Родины, предлагая им, впрочем, по большей части «несказанно востребованные» ими специальности (направления подготовки, переподготовки, повышения квалификации) продавано-закупанов, «психологов» (ну, какой психолог из боевого офицера?!), массовиков-затейников («деятелей культуры» и политработников) и т.п. Система по-прежнему полностью игнорирует то, что реально могло бы, способно «возместить» (компенсировать) таким продолжающим службу офицерам (на перспективу – также прапорщикам и мичманам), офицерам запаса и в отставке увечья и связанное с этим объективное ухудшение качества жизни, и то, что на самом деле многими из них востребовано. – Речь идёт о возможностях их мощного интеллектуального роста, становления высококлассными практиками-аналитиками – в военной, в том числе военно-технической, военно-политической, военно-правовой и военно-стратегической аналитике, в развед- и контрразвед-аналитике, в других направлениях прикладной аналитики. А ведь именно из таких лиц можно было бы (можно будет) формировать действительно работоспособные сети отечественных аналитических центров – «фабрик мысли» (англ. – «think tanks»; франц. – «groupe de réflexion» или «laboratoire d " idées») (см.: (рис. 1).

http://ruskline.ru/opp/2024/03/07/vozmoz...

— Документ различает катехизацию как начальное наставление в вере и религиозное образование, как более углубленное (но непрофессиональное) изучение предания. Каковы целевые аудитории того и другого? — Сложным является момент оценки профессиональности или непрофессиональности в изучении церковного предания. Согласно этому документу существует понятие «богословского» образования для мирян. Можно ли это считать профессиональным теологическим образованием? Понятно, что катехизация (будь она перед Таинством крещения или перед Таинством венчания) есть знакомство с необходимыми понятиями тех, кто хочет стать членами Церкви или заключить союз перед алтарем Господним. А вот религиозное образование — понятие более обширное, оно не ограничивается только глубоким изучением предания. Как происходит подготовка специалистов по катехизации, педагогической деятельности в воскресных школах и руководителей приходских образовательных курсов? Ведь эти люди проходят обучение не в духовных семинариях и не всегда в православных вузах. Их подготовка может осуществляться на епархиальных курсах соответствующего профиля, и это будут курсы религиозного образования по подготовке необходимых специалистов или повышению их квалификации. Я думаю, что понятие «духовное просвещение» больше подходит к более углубленному непрофессиональному изучению церковного предания, причем как для воцерковленных людей на приходах, так и для людей, изучающих основы веры на светских образовательных площадках. Именно такое понятие в данную терминологию и вкладывает обсуждаемый документ. — Насколько катехизация и религиозное образование на приходах должны быть унифицированы? Есть ли смысл накладывать какие-то ограничения на педагогическое творчество? — Конечно, свобода творчества, в том числе и педагогического, должна существовать. Иначе станет невозможным процесс развития педагогики. Но необходимо задать вектор этого развития: именно его неопределенность привела сегодня к радикальным моментам в церковной миссии, когда в сторону некоторых представителей Церкви люди не хотят даже смотреть, не говоря о том, чтобы обучаться у них. Приведу яркий пример явно противоположных подходов к религиозному образованию, а вернее — к его отсутствию. Это вопрос о принятии или непринятии ИНН, новых паспортов и т.п. Ведь эти темы до сих пор поднимаются и будоражат православную общественность, несмотря на четкую позицию священноначалия. А если бы вектор церковной миссии, катехизации, религиозного образования был бы определен более внятно в предшествующую эпоху церковного развития, то таких инсинуаций можно было бы избежать. Данный документ, несмотря на попытки унификации, дает четкие указания к индивидуальному подходу в вопросе времени и меры оглашения перед принятием крещения…

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2040860...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010