«И когда повели Его, то, захвативши некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нёс за Иисусом» ( Лук. 23:26 ); ( Матф. 27:31–32 ). Очевидно, что Иисус ослабел настолько, что под тяжестью массивного креста у Него подгибались колени, так что пришлось заставить другого нести крест. 45. Он будет распят с разбойниками Пророчество: «...за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был...» ( Ис. 53:12 ). Исполнение: «Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую» ( Матф. 27:38 ); ( Мк. 15:27–28 ). «Распятие было неизвестно еврейскому уголовному праву, – отмечает Блинцлер. – Повешение на древе, которое закон Моисеев предусматривал для идолопоклонников и богохульников, побитых камнями, было не смертным приговором, но дополнительным наказанием после смерти, призванным подчеркнуть, что казнённый проклят Богом, в согласии с Втор. 21:23 :«...проклят пред Богом всякий повешенный на дереве...». Евреи применяли эти слова также и к распятым. Если даже в глазах языческого мира распятие было наиболее позорной и унизительной казнью, то евреи вдобавок считали всех распятых проклятыми Богом». «История распятия, как вида смертной казни за преступления, должна изучаться как составная часть римской юридической системы, – пишет «Американская Энциклопедия». – Евреи, например, начали применять его лишь под давлением римлян. Перед захватом Палестины Римом смертной казнью там служило побивание камнями». «...В 63 г. до Р.Х. легионы Помпея ворвались в столицу Иудеи, и Палестина стала римской провинцией, хотя и сохранила марионеточное еврейское правление». Таким образом, казнь, описанная в Ис. 53 и Пс. 21 , начала применяться лишь через несколько сот лет после этих пророчеств. 52. Его одежду разделят и бросят о ней жребий Пророчество: «Делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жеребий» ( Пс. 21:19 ). Исполнение: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жеребий, чей будет...» ( Иоан. 19:23,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

И он очень компетентно, грамотно ответил, что, например, грех прелюбодеяния не снимается никакой жертвой, человека придется все равно побивать камнями. Грех убийства не снимается никакой жертвой, какую бы ни приносили в храме, если бы его восстановили. Человека побивают камнями. И он привел слова одного очень авторитетного еврейского богослова, Раши, который говорил: – Вы особо не надейтесь на храм, потому что, какие бы жертвы вы там ни приносили… – ну, может быть, вам простится, если, идя по полю, вы увидели птицу, которая сидела на яйцах, высиживая их, а вы забрали мать, наседку невылупившихся птенцов. Может быть, потом принесете в жертву вола в храме. Может быть, это простится. Но за серьезные проступки придется отвечать. И я задал еще один вопрос этому иудею: – Вот Вы мне можете объяснить такую вещь: что случилось в I веке? Вот что такого вы сотворили ужасного, что Господь на вас прогневался, разрушился ваш храм, язычники разорили всю вашу землю, а вас рассеяли по окраинам империи. Ну, вот что такого вы нагрешили? Что же у вас в I веке там было? Он говорит: – У нас вообще-то был расцвет богословия, фарисейские школы, книжники, Талмуд формировался… Я говорю: – Но что-то вы же сделали дурное, чего ж вы там натворили, в первом веке, что Господь на вас так восстал? Он говорит: – Ну, я понимаю, на что Вы намекаете. Но мы не придаем личности Иисуса из Назарета такое значение. Я ему: – Ну, тогда объясните, что вы сотворили, что Бог так на вас обиделся? И вдруг он говорит: – Я, кроме этого события, ничего не могу вспомнить. В первом веке в 33-м году был распят на Кресте Господь наш Иисус Христос. И в этом же поколении? в 66-м году началась иудейская война, в 70-м – был разрушен Иерусалимский храм, и все это происходило в глазах одного поколения. Я думаю, что, когда Иерусалим был окружен римскими войсками и римляне приказывали всех пойманных евреев распинать около города, когда весь город оказался окружен распятыми, многие евреи, глядя со стен осажденного города, вспоминали только одного распятого Человека – Иисуса из Назарета. И для многих, наверняка, становилось очевидной истиной, что они совершили страшный грех . Только от голода в осажденном Иерусалиме погибло 115 880 человек. Иосиф Флавий, как очевидец событий, писал, что в городе началось людоедство. Пророк Иеремия предсказал подобное: «Умерщвляемые мечом счастливее умерщвляемых голодом, потому что сии истаевают, поражаемые недостатком плодов полевых. Руки мягкосердых женщин варили детей своих, чтобы они были для них пищею во время гибели дщери народа моего» ( Иер.4:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И что удивительного, если для своего существования она не имеет нужды в благодеянии, если и от злостраданий не гибнет? А что она более той, выслушай слова Павла: « Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих » (Рим. 9:3). Какой отец пожелал бы (ради детей) быть в несчастии? И опять: « Разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас » (Флп. 1:23, 24). Какая мать решилась бы сказать это, выражая пренебрежение к детям? И опять послушай, что говорит: « Быв разлучены с вами на короткое время лицом, а не сердцем » (1 Фес. 2:17). Там отец, будучи оскорблен, прекращает дружбу; а здесь не так, здесь он идет к побивавшим его камнями, с целью благодетельствовать им. Нет ничего, подлинно ничего столь крепкого, как узы духа. Кто становится другом, получая благодеяния, тот, если они не будут непрерывны, сделается врагом; кто стал неразлучен по привычке, тот, когда привычка прервется, погашает дружбу. Жена, когда (между супругами) происходит драка, оставляет мужа и прекращает любовь; сын, когда видит, что отец его долго живет, начинает тяготиться. Но в любви духовной нет ничего такого: она ничем таким не разрушается, так как и составь ее не таков. Ни время, ни долгий путь (жизни), ни злострадание, ни выслушивание неприятностей, ни гнев, ни оскорбление, — ничто не проникает в эту любовь и не может разрушить ее. Знай, — Моисей побиваем был камнями (от евреев) и просил за них (Исх. 17). Какой отец сделал бы это за (сына) бросившего в него камень? Напротив, не напал ли бы он на него сам? Этой–то дружбы духовной должны мы искать, потому что она крепка и неразрывна, а не (дружбы) застольной, которую туда (в жизнь духа) и вводить возбраняется. Послушай, в самом деле, что говорит Христос в Евангелии: « Не зови друзей твоих, ни соседей богатых, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых » (Лк. 14:12, 13). И это справедливо, — потому что за них (назначена) великая награда. Но ты не можешь, ты не в силах пировать с хромыми и слепыми, ты почитаешь это тяжелым и скучным? Не следовало бы, конечно (избегать этого); впрочем в этом нет необходимости: если уже ты не сажаешь их с собою, то посылай к ним кушанья с своего стола.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ибо демон, имея тонкую духовную природу, обладает такой же тонкой энергией, которая настолько близко соприкасается с Божественной, святой и духовной, что ее воздействие остается совсем незаметным для тех, у кого нет дара различения духов. Поэтому нашим архиереям следует не позволять христианам носить святые иконы под страхом епитимии и отлучения 130 . Как Бог наказывает за колдовство Одним словом, братья, берегитесь этого заблуждения, как и прочих предрассудков, которыми дьявол старается отлучить вас от Бога и погубить. Побойтесь тех ужасных мучений и наказаний, которым подвергаются занимающиеся колдовством. Узнайте про эти вещи, во-первых, от Бога, во-вторых, из церковных правил, в-третьих, из царских указов. Ибо в книге Исход Бог велит не оставлять в живых магов и чародеев: «Ворожеи не оставляй в живых» ( Ис.22:18 ). А в книге Левит повелевается побивать камнями, если какой муж или жена занимаются чревовещанием и чародейством: «Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них» ( Лев.20:27 ). И еще: «И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лицо Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее» ( Лев.20:6 ). За то же Бог наказал царя Манассию, связал его железными цепями царь Вавилонский и отправил как раба в Вавилон, бросил в темницу, давал ему на день кусочек хлеба из отрубей и немного воды, только для поддержания жизни, как рассказывают святые апостолы в своих Правилах (Кн. 2). Разве не за то же самое наказал Бог Манассию, что тот проводил своих детей через огонь, занимался гаданиями и прочей ворожбой? Как повествует Святое Писание, «он же проводил сыновей своих чрез огонь в долине сына Енномова, и гадал, и ворожил, и чародействовал, и учредил вызывателей мертвецов и волшебников; много делал он неугодного в очах Господа, к прогневлению Его» ( 2Цар.33:6 ). За что же еще так разгневался Бог на царя Саула и обрек его на смерть от рук иноплеменников, как не за пренебрежение к Богу и приглашение волшебницы и участие в ворожбе? «Тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу ее» ( 1Цар.28:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Им попалась в руки одна женщина, за­хваченная в прелюбодеянии, и книжники не преминули воспользоваться этим случаем для лаконического уловления ненавистного им Галилеянина. Обвинять ее в сущности не их было дело, а ее мужа, и она притом не могла быть подвергнута за­конному наказанию кроме развода, если сам он не был человеком чистой жизни. В затруднительных случаях однако же у иудеев было в обычае советоваться с каким-либо знаменитым учителем, и этим то именно обычаем и захотели они прикрыть свой коварный замысл. Если, думалось им, Иисус осудит ее и будет настаивать на побиении ее камнями, согласно закону ( Лев. 10:10 ; Втор. 22:24 ), то это по­вредит Ему в глазах народа, так как закон этот давно уже перестал приводиться в действие, – вследствие именно слишком большой распространенности самого преступления. Если же с другой стороны Он отпустит ее, то они могут обвинить Его в послаблении закона, так как формально он еще был обязателен. Осудить ее на смерть кроме того было бы с Его стороны посягательством на право, принадлежащее исключительно римскому правителю. Во всяком случае им думалось, что они поставят Его в безысходное положение. Нагло притаща к Нему жалкую, растрепанную блудницу, они сказали Ему: «Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии. А Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь?» Спаси­тель видел их наглое коварство, услаждавшееся нравственным позором и бедствием ближнего, и Он устыдился за свой народ. Как бы не расслышав обращенного к Нему вопроса, Он склонился лицом вниз и молча писал пальцем на земле. Затем, успокоившись духом, Спаситель поднял свой задумчивый взор и кротко заметил наглым совопросникам: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». Сказав это, Он потупился опять и продолжал писать на полу. Но этого было довольно. Хитро задуманное коварство разлетелось в прах. Христос, избегая законнических рассуждений касательно преступ­ной женщины, привлек самих обвинителей на суд их собственной совести. И они не выдержали этого суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Иными словами, Ветхий Завет – это Библия Иисуса Христа и Библия апостолов. Когда они были маленькие, их по ней учили! Обучение еврейского ребенка начиналось с Книги Левит, когда ребенку было где-то около пяти лет. Начинали с Книги Левит потому, что она учит святости и чистоте. И так постепенно, шаг за шагом, люди почти всю свою жизнь изучали Священное Писание . Иудеи настолько серьезно относились к изучению закона Божьего, что у них есть такое предание: на сто двадцатый день после смерти ангел Божий спрашивает душу: «Какое время дня ты изучала Божий закон?» И если душа терялась и говорила: «По-разному было. А иногда я и вообще не заглядывала», то это считалось чем-то определяющим. Я привел сейчас общую характеристику отношения к этой ситуации. Существует миф, что Иисус Христос отменил закон. В Писании действительно сказано, что Иисус Христос – конец закона. И в свое время святые отцы сказали: «Вы подумайте сначала, конец какого закона Христос?..» Потому что, если Он, Христос, окажется концом нравственного закона, Он будет началом безнравственности! Господь Иисус Христос сделал закон более строгим. Раньше было сказано: «Не убий», а Господь говорит: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду…» ( Мф. 5:22 ). Апостол же уточняет: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» ( 1Ин. 3:15 ). Раньше было сказано: «Не прелюбодействуй», Господь говорит: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф. 5:28 ). И апостол Павел, который говорил о себе: «я… по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный» ( Флп. 3:6 ), добавлял: «… ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками» ( Гал. 2:17 ). Почему он так говорил? Он не убивал, но он одобрял побиение камнями архидиакона Стефана (см.: Деян. 22:20 ). Тогда он (Шауль, будущий Павел) был маленький такой злобный жиденок, и он охранял сложенные в кучи одежды тех людей, которые и побивали камнями святого Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Исх.21:30 .  если на него наложен будет выкуп, пусть даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него. Исх.21:31 .  Сына ли забодает, дочь ли забодает, – по сему же закону поступать с ним. Исх.21:32 .  Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями. Законы, разъясняющие заповедь – «не убий!», убийство сознательное и ненамеренное; различные случаи увечья, как нанесения вреда жизни ближнего. Сознательное убийство во всех его видах ( Чис. 35:16–21 ), будет ли оно совершено евреем или же пришельцем ( Лев.24:22 ), наказывается по общему праву кровавой мести смертью : «мститель за кровь сам может умертвить убийцу: лишь только встретит его» ( Чис. 35:19, 21 ). Исх.21:13 .  но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать [убийце]; Применяемое в случае сознательного убийства, право кровавой мести не имеет места при убийстве ненамеренном, заранее необдуманном ( Чис. 35:22–23 , Втор. 19:4–5 , 1Цар. 24:18 ). Невольный убийца не подлежит суждению на смерть ( Втор. 19:6 ), и само общество должно спасти его от руки мстителя за кровь ( Чис.35:25 ), предоставив право убежать в место, «назначенное Богом», в один из городов убежища ( Чис. 35:11 и др.). Закон о невольных убийцах, ограничивая право кровавой мести, смягчал грубость нравов. Исх.21:14 .  а если кто с намерением умертвит ближнего коварно [и прибежит к жертвеннику], то и от жертвенника Моего бери его на смерть. Коварный, сознательный убийца, лишенный права скрыться в одном из городов убежища ( Втор.19:11–12 ), не может спастись от смерти и у жертвенника ( 3Цар.2:28–34 ). Требуя от Израиля истреблять зло из своей среды ( Втор. 19:19–20 ), Господь тем более сам не может охранять его на месте Своего жилища, в скинии или храме, у жертвенника. Исх.21:15 .  Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти. Как видно из Втор. 21:18–21 , отец и мать сами отказываются от дурного сына. Нетерпимый член семьи, поругающий внушаемые природой чувства, он нетерпим и в обществе – исторгается из его среды, побивается камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, не бойтесь. Я буду питать вас и детей ваших», и таким образом успокоил их и осыпал благодеяниями до конца жизни своей ( Быm. XLVI и др.). II. Давид. Оставаясь верным Саулу и по смерти его, Семей, сын Геры, из рода Саулова, питал самую глубокую ненависть к Давиду. Когда Давид, спасаясь от Авессалома, дошел до Бахурина, здесь Семей, вышедши из города, начал проклинать Давида, злословя его и бросая камнями в него и на всех рабов его. «Уходи, уходи, кровопийца и беззаконник, – говорил он, – Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, предав царство в руки сына твоего, и вот бедствие (достойно)обрушилось на тебя, ибо ты – муж кровей». Тут Авесса, сын Саруин, сказал царю: «как этот издохший пес смеет злословить государя моего, царя? Я пойду и сниму с него голову». Но Давид сказал на это: «оставьте его, дети Саруины! Пусть он проклинает меня. Может быть, ему Господь повелел проклинать Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь?» И обратясь к Авессе и всем слугам своим, сказал: «вот уже родной мой сын ищет души моей, что же говорить об этом вениамитянине? Пусть он злословит, может быть, Господь призрит на мое уничижение, и воздаст мне благостью за теперешнее его злословие». Давид продолжал идти своею дорогою; Семей же долго не отставал от него, идя стороною по окраине горы, и шел и злословил его, бросая в него камнями и пылью ( 2Цар.16:5–13 ). III. Св. первомуч. Стефан. Преклонив колена, (Стефан) воскликнул громким голосом: Господи! Не вмени им (побивающим его) греха сего. И, сказав сие, почил ( Деян.7:60 ). 5. Церковно-исторические рассказы о прощении обид врагам I. Однажды преподобный Епифаний, бывший в последствии архиепископом кипрским, ходя по пустыне, встретился с толпою сарацинских разбойников. Варвары начали издеваться над ним, и один из них, одноглазый от рождения, взмахнул мечом с тем, чтобы отрубить голову Епифанию, но в то самое мгновение, когда обнажил меч, кривой глаз его, по молитве препод. Епифания, открылся, и разбойник стал видеть им совершенно явственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Когда-то святитель Григорий Богослов жаловался на то, как отнесся к нему народ в Константинополе: «Иных встречают с цветами, а меня встретили камнями». В жизни этого святителя были моменты, когда его встречали криками одобрения, рукоплесканиями, когда сам император выходил ему навстречу и брал под руку под одобрительные возгласы толпы. Но симпатии толпы непостоянны: сегодня тебя поднимают на щит, а завтра побивают камнями. Сегодня мы видим, как жители израильской столицы встречают Христа с пальмовыми ветвями в руках, но очень скоро Он будет поруган, от Него отвернутся, Его предадут, осудят и распнут на кресте. Трагизм события, которому посвящен сегодняшний праздник, в том, что Христа встречали как царя, который воссядет на престоле Давидовом, как политического вождя, пришедшего освободить Иудею от ненавистных оккупантов–римлян; надеялись, что Он восстановит утраченную государственность, державность — идеалы, столь дорогие многим из тех, для кого земное превыше небесного. Но Он не оправдал этих надежд. И потому уже через несколько дней та же толпа, которая сегодня восторженно приветствует Христа, закричит: «Распни, распни Его!». И те, кто ныне провозглашает: «Благословен Царь Израилев», — будут восклицать со злой иронией: «Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф. 27:42). Со словами: «Радуйся, Царь Иудейский!» — Иисуса будут бить по голове тростью и плевать на Него. Разочарование иудеев будет так велико, что, когда Пилат напишет на кресте Христовом: «Сей есть Иисус Назорей, Царь Иудейский», — они скажут ему: «Не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский» (Ин. 19:19, 21). Иудеи ждали Мессию, могущественного монарха, самодержца, перед которым они могли бы рабски склониться. Ему — Создателю вселенной — ничего не стоило, если бы Он захотел, не только стать властителем Иудеи, но и подчинить Себе всю Римскую империю. Но то, что велико в глазах людей — ничтожно перед Богом. Иисус отверг искушение земного владычества в самом начале Своего пути, когда диавол искушал Его в пустыне, предлагая Ему все царства мира. Вместо земных царств Иисус взыскал одного — сердца человеческого, которое Он покорил не силой и могуществом, но кротостью и смирением. Иисусу нужны не рабы, но свободные сыны, которые избрали Его своим царем потому, что полюбили Его, а не потому, что Он сумел подчинить их Своей власти. Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы сыны человеческие стали сынами Божиими — свободными и богоподобными. И в этом нашем усыновлении Богу, в этом призвании к богоуподоблению и обожению — величайшая тайна Боговоплощения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

Кого не вызовет на похвалу блаженный Стефан, одним уж названием указывающий на свои заслуги, по самому имени своему уже приобретший честь победы? Здесь уже самое имя мученика выражает и борьбу, и победу, и честь. Стефан — первый на состязании, первый и среди похвал, избранник, следующий по стопам Господа, сделавшийся начальником подвижников. Его первого Спаситель, как земледелец, возделал мучеником ко спасению; его первого смерть Христа побудила к презрению самой смерти; ребро Господа указало ему на то, чтобы пролить свою собственную кровь. То, что знал он о страдании Владыки за рабов, он и сам перенес за Владыку, не выбирая никакого удобного случая, не имея никаких предшественников, не видя и борьбы. Так как он показал, что следует своему обычаю — во всем быть сподвижником Господу и получить подобный Ему конец, то, как ученик, он во всем руководится примером Учителя. И смотри, как блаженный в делах и словах подражает самому Господу. Прославила Спасителя сила знамений, ублажается и в нем благодать мученичества. «Стефан, — сказано, — исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе» (Деян. 6:8). Вызывает удивление учащий Господь, восхваляется и говорящий ко всем мученик. Начав с видения Авраама и последовательно по порядку касаясь и прочего, напомнив о выдающихся лицах и делах, приводит пророчество, относящееся ко Христу, и указывает на иудеев, всегда прогневляющих Бога. Но как Христу всегда противоречили фарисеи, так и на мученика нападали противники из синагоги. «Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» (Деян. 6:9—10). Обвиняется Господь (за сказанное) о храме, обличается ложно и мученик в том же. «Этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон» (Деян. 6:13). Вне города Господь распинается на кресте, вне города и мученик побивается камнями. «И, выведя за город, стали побивать его камнями» (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010