Ныне наша Святая Православная Церковь молитвенно совершает память Всех святых. Сегодня в апостольском чтении мы слышали, что святые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов… Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!        Ныне наша Святая Православная Церковь молитвенно совершает память Всех святых. Сегодня в апостольском чтении мы слышали, что святые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов… Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. 11, 33, 37-38). В евангельском же чтении мы слышали обращенные ко всем нам слова Христа: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня, и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня, и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 37-38).        Значит, святые — это те христиане, которые, услышав Божественный призыв Христа, и в самом деле отверглись себя и последовали за Ним до последнего своего издыхания, которые ни во что вменили блага земные ради Царства Небесного. Но что характерно: когда человеку рассказывают о подвигах того или иного святого, многие отвечают: «Ну так что же? На то он и святой, а я грешный, ко мне все это не имеет никакого отношения».        Но в том-то и дело, что Божественный призыв Христа обращен ко всем христианам. И к святости призван каждый, кто решил следовать за Христом. Апостол Павел пишет в своем послании к Римлянам: Если свят начаток, то и целое, и если корень свят, то и ветви (Рим. 11, 16). И значит, если свята Глава Церкви (то есть Христос), а Церковь есть Тело Христово, то святы и члены этого Тела, то есть свят каждый христианин.

http://pravmir.ru/k-svyatosti-prizvan-ka...

Патриарх Кирилл: Христианство возбуждает агрессию у не желающих отказаться от зла и неправды 11 сентября, 2017. Святейший Патриарх Кирилл Люди, которые пренебрегают вечными ценностями, становятся неспособными во благо употреблять и ценности мира сего 10 сентября 2017 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Никольском соборе Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодняшнее четырнадцатое воскресенье после Пятидесятницы посвящается притче Господа и Спасителя о Царствии Небесном (Мф. 22:1-14). Господь уподобил Царство Небесное человеку царю, который, желая отпраздновать бракосочетание своего сына, решил собрать народ на роскошную брачную трапезу. Были заколоты животные, специально к этому дню откормленные, приготовлено все для того, чтобы брачная палата заполнилась торжествующими людьми. И царь послал слуг своих, чтобы они пригласили тех, кто был зван на эту брачную трапезу. Но оказалось, что кто-то был занят торговлей, кто-то был на поле. Но и настолько приглашение царя вызвало раздражение у тех людей, к которым оно было обращено, что они не ограничились отказом, они подняли руку на посланцев царя — кого-то жестоко избили, а кого-то даже убили. И тогда царь взял этот город и жестоко покарал тех, кто отказался принять его слово. Причем Господь говорит об этой каре вот каким образом — он задает вопрос слушающим: «Как вы думаете, а что сделает царь?» И сами слушающие сказали: «Ну конечно, возьмет город и уничтожит, покарает страшно тех, кто так поступил». У этой притчи есть прямое толкование. Ведь Господь обращался к представителям иудейского народа, которые много раз своих пророков побивали камнями, изгоняли, подвергали страданиям. Тех самых пророков, которые возвещали Божие Царство, которые проповедовали Божественный закон. Не по нутру это было людям. И одних действительно избивали, других побивали камнями, а третьих убивали. Но, говоря эту притчу, Господь, несомненно, провидел и Свою собственную крестную смерть. Ведь Он тоже пришел для того, чтобы открыть людям Божие Царство, а Его истязали и распяли. Вот таков ответ людей на весть о Божием Царстве.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-hristi...

Мы не должны воспринимать случившееся прекраснодушно — мол, еще одна авария. Мы должны собрать силу духа, мобилизовать волю, финансовые средства, для того чтобы предотвратить возможные катастрофы в будущем. Но самое главное, народ наш должен понять, что не отсидеться никому в стороне, что горе может постигнуть каждого. 12 июля 2011 года, в праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла , Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в центральной церкви Покровского собора на Красной площади (храма Василия Блаженного). В этот день отмечается 450-летие со дня освящения Покровского собора. После Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил молитвенное поминовение погибших в результате недавнего кораблекрушения на Волге, а затем славление первоверховных апостолов. И в завершение обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Предлагаем Вашему вниманию отрывок из речи Святейшего Патриарха Кирилла: Ваше Высокопреосвященство! Ваше Преосвященство! Дорогие отцы, братия и сестры! …Сегодня церковным служителям иногда кажется, что они живут в самое трудное время, ибо непросто усваивается слово Божие, обращенное к сознанию и сердцу современного человека. Но достаточно вспомнить апостольское время — хотя бы по тому, что мы слышали сегодня в чтении из Второго послания к Коринфянам. Апостол Павел рассказывает о себе: о том, что он был побиваем палками — пятикратно по 40 ударов без одного, побиваем камнями, изгоняем из городов и селений, терпел голод, и холод, и стужу, дважды тонул при кораблекрушениях, терпел скорби — и не только от внешних, но и от лжебратьев (см. 2 Кор. 11, 24-27). Это была жизнь, исполненная страданий и муки. Фундамент Церкви созидался не в тиши профессорских кабинетов, не за хорошую зарплату, не в комфортных условиях жизни фундамент Церкви сформировался в борьбе и страданиях. А сколько апостолов большинство из них были умерщвлены и засвидетельствовали верность Христу не только подвигом жизни, но и самой смертью! И апостол Павел, усеченный мечом в Риме как римский гражданин, и первоверховный апостол Петр, распятый вниз головой во времена правления Нерона, символизируют все то, что было принесено на алтарь дела человеческого спасения.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-katast...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Пассия. Евангелие от Луки 25.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Пассия Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня у нас третье стояние перед Крестом Христовым на пути к Страстной седмице, и сегодня наше слово о тех, кто был распят рядом со Христом. Апостол и евангелист Лука — единственный из евангелистов, кто упоминает о смерти этих двух разбойников. Прежде всего, почему Христа распяли на Кресте? Иудеи лицемерно говорили, что им непозволительно никого убивать, потому что они по Закону своему убивали только тех, кто являлся, по их мнению, осквернителем Храма и разорителем Закона. Они побивали такого человека камнями. И они даже делали такую попытку — побить камнями Спасителя, как мы читаем в Евангелии. Но сейчас они хотят уничтожить Его полностью, предать Его смерти не как человека, имеющего какое-то отношение к религии, а просто как политического деятеля — предав Его римской оккупационной власти, чтобы она расправилась с Ним, как она расправлялась с подобными преступниками, распиная их на кресте. Они распяли Христа среди двух разбойников. Одного одесную, а другого ошуюю, а Его — посередине, как худшего из них. Когда Христос ходил по земле, Он ел и пил с грешниками, Он творил им добро, а теперь Он соединяется с ними на Кресте — с этим же смыслом, с этою же целью. Ибо Он пришел в мир не для того, чтобы спасти мнимых праведников, ибо «нет праведного ни единого» (Рим. 3:10), — говорит слово Божие о грешниках. И слово Божие говорит нам, что это совершилось, да сбудутся Писания. Пророк Исайя, которого Святая Церковь называет ветхозаветным евангелистом, пророчествует о Муже скорбей, что Он «со беззаконными вменися». Христос был распят среди двух разбойников. И в этих разбойниках мы видим различие действия Креста Христова на разных людей. Для одних Крест Христов — запах живительный на жизнь, а для других — запах смертоносный на смерть, как говорит Апостол. «Посреди двух разбойников праведное мерило обретеся Крест Твой, Господи».

http://moral.ru/passion-john/

Отдел восьмой. Церковь среди язычников от обращения Савла до его мученичества в Риме XXXIV. Обращение Савла. Приобщение его к лику апостолов и особое предназначение Самый ход распространения Евангелия уже показывал, что проповедь его не должна была ограничиться иудейским народом, хотя бы и считая сюда всех сынов рассеяния, отщепенцев в роде самарян и прозелитов обоего рода. Кроме их был еще необъятный мир народов языческих, которые совершенно не соприкасались с иудейским народом, не зна­ли ветхозаветного закона и в своей жизни руководились естественным разумом. На эти народы иудеи смотрели с высокомерным презрением как на обреченных на погибель; но и они были сыны Адамовы, и так как вина первородного греха тяготела на них так же, как и на иудеях, и даже в большей степе­ни, потому что они предоставлены были своим собственным силам и не имели благодетельного руководительства свыше, то те­перь и дело искупления должно было распространиться и на них, и даже в большей степени, соответственно их большей духовной нужде. Но для распространения между ними Евангелия требовался особый проповедник, какого еще не оказывалось между апостола­ми, именно человек одинаково знакомый с иудейским и языческим миром и в высшей степени постигший тайну христианства как религии новой и всемерной. Такой проповедник и явился в лице апостола Павла, история которого представляет поразитель­ный пример того, как Промысл Божий при всякой духовной потребности выдвигает великих деятелей, призывая их иног­да из самой среды ожесточенных врагов истины. Во время страшной мученической кончины св. Стефана, му­чители, побивавшие его камнями, складывали свои одежды «у ног юноши, именем Савла». Это и был великий избранник Божий. Хотя сам он видимо и не принимал участия в побиении первомученика камнями, но был настолько ожесточен на великого проповедника христианства, «что одобрял убиение его» ( Деян. 8:1 ), да и после этого кровожадного дела не успокоил­ся, а «терзал церковь , входя в домы и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

41. Слово в день памяти святого священномученика Харлампия в церкви румянцевского музея в Москве Священномученик Харлампий был епископом в Азиатском городе Магнезии, в царствование нечестивого римского императора Севера. Он подвергся жестоким пыткам. Так, двое палачей строгали тело старца железными когтями до тех пор, пока не сняли всей кожи с головы до ног, но тело осталось невредимо. При виде этого чуда многие сочли святителя Харлампия за Христа, сошедшего на землю в образе старца, но градоначальник Лукий вознегодовал, заскрежетал зубами и сам начал строгать тело Харлампия. Требовалось чудо, чтобы показать людям их бессилие и могущество Христа. И что же? В одно мгновение у Лукия отсеклись руки по локоть и они повисли на теле Харлампия. Испытывая страшную боль, градоначальник Лукий не только опомнился, но и уверовал во Христа. По молитвам священномученика Харлампия он исцелился и затем через несколько дней принял крещение от неповинного епископа. Когда святого Харлампия доставили к императору Северу, то последний приказал его жечь на медленном огне. Одна женщина, желая угодить императору, посыпала раскаленной золой голову, лицо и бороду Харлампия. Долго мучили несчастного, но безуспешно. Палачи изнемогли, огонь погас и тогда последовало приказание оставить старца. Он оказался по прежнему здоровым и невредимым. Поразился император Север; однако через некоторое время решился вновь удостовериться, действительно ли Харлампий святой и приказал привести к нему одного бесноватого, одержимого злобным духом более 30–ти лет и известного своею свирепостью. Не успел святой старец расспросить бесноватого, как нечистый дух вышел из него с бранью и криком. Но чудеса эти не удовлетворили мучителей. Через три дня Харлампий воскресил мертвого. Север все-таки не уверовал во Христа и опять возобновил свои преследования. Достославного епископа побивали камнями, зажигали ему бороду и терзали всячески. Но он продолжал существовать. Тогда через месяц император осудил святого Харлампия на посечение мечом. Узнав такое повеление, Харлампий начал радоваться приближающемуся концу и петь псалмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Андре Шураки Пролог Они живут среди нас Они живут в нашем сознании. Мы знаем их имена – от Адама до Даниила, их генеалогию, истории более чем 2400 персонажей, почти за два тысячелетия между XVIII и II веками до Рождества Христова. И хотя они так далеки от нас в пространстве и времени, они пребывают рядом: мы видим, как они двигаются, говорят, представляем, что думают, мы знакомы с самыми интимными моментами их жизни. Крестьянин поднимается на заре, готовит к работе свой нехитрый инструмент, идет в поле, а его жена в скромном домишке присматривает за детьми, хозяйничает, кормит животных. Художник создает статуэтку из слоновой кости для святилища. Деревня разграблена мародерами, пришедшими из страны Моав. Только что родился ребенок: родительские сердца преисполнены веселья, они готовятся к празднику обрезания. Священник погружает нож в горло ягненка: течет жертвенная кровь, он приносит воздаяние Господу 1 за эту жизнь и за жизнь всего Израиля. Больной проказой стенает в ночи от боли. В Лакише 2 хирург – современник Соломона совершает успешную трепанацию. Неверную жену побивают камнями. Вора секут кнутом. Тысячи рабов строят дворец. Вельможа целует женщин гарема, поднимается на телегу, нагруженную дарами, и покидает дом, чтобы отдать визит царю. Его господин в Иерусалиме или Самарии в окружении двора и слуг, которые помогают в сложном деле управления царством. Он принимает благородных вельмож, вершит правосудие, встречает посланников из Месопотамии, Египта, Дамаска или вовсе из далекой страны Шеваимской. Он первый среди этой знати, этих детей израилевых, избранный Богом, однако он не Бог . Он приносит жертвы в храм, где вершат свои дела священники, которые едят много мяса животных, заколотых во славу Господа. Говорят, что у них дурной нрав: это правда, ведь они призваны безвозмездно вразумлять свой народ. Превозмогая суматоху мирных будней и огонь войн, пронизывая время и границы космоса, поднимается сквозь вечность голос пророков, провидцев, этих божественных глашатаев. Они посмели бросить вызов язычеству древности, даже своим собственным братьям, выкрикнуть небывалый призыв к справедливости, единству, любви, миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Двадцать девятый день. Поучение 1-ое. Свв. апп. Петр и Павел. (О том, как мы должны переносить постигающия нас беды, напасти и скорби?). I. Ныне праздник в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. «Ап. Петр» (Кифа, Симон) – рыбарь из Вифсаиды, брат ап. Андрея, призван к апостольству Самим И. Христом. По вознесении Господнем, он первый из апостолов начал проповедывать в Иерусалиме воскресшего Господа, много прострадал за это от иудеев и даже потерпел темничное заключение, откуда был чудесно спасен ангелом. Потом проповедывал Евангелие в Самарии, Сирии, Понте, Галатии, Вифинии, Асии и Египте. Он был апостолом преимущественно иудеев. Подвиг благовестия окончил в Риме, где в Нероново гонение был распят на кресте, вниз головою, около 67 г., так как в образе страданий он не хотел уподобиться своему Божественному Учителю. «Ап. Павел», именовавшийся прежде Савлом, родился в городе Тарсе киликийском, воспитывался в Иерусалиме под руководством знаменитого учителя Гамалиила и был ревнителем отеческих преданий по учению фарисеев. Чудесно обращенный Самим И. Христом, на пути в Дамаск, он принял св. крещение в Дамаске и из гонителя веры Христовой сделался самым ревностным ее проповедником. Он больше всех апостолов потрудился в устроении церкви Христовой и насаждении веры между язычниками, причем перенес многочисленные страдания и гонения как от иудеев, так и язычников. Он основал церкви в Малой Азии, Греции и Риме. Скончался в Риме, быв усечен мечем, в один год с ап. Петром. Важнейшие события жизни и деятельности верховных апостолов описаны в книге «Деяний апостольских». Святые апостолы Петр и Павел в земной жизни переносили безчисленное множество трудов, лишений, бед и напастей. Так св. ап. Петр три раза был заключен в темницу ( Деян. 4, 3; 5, 18; 12, 4 ), подвергался поруганиям и побоям ( Деян. 5. 18 и 35) и наконец, как мы видели, умер мученическою смертию в царствование Нерона: он был распят на кресте головою вниз. А св. ап. Павел был безмерно в ранах, в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано было ему по сороку ударов без одного. Три раза били палками, и однажды побивали его камнями, три раза терпел он кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был он в путешествиях, в опасностях на реках, от разбойников, от единоплеменников, от язычников, в опасностях в городе, в пустыне, на море и между лжебратиями ( 2Кор. 11, 23–27 ). Слова Иисуса Христа: «в мире скорбни будете» ( Иоан. 16, 33 ), сбылись над ним во всей точности. Но среди всех бед, напастей и скорбей св. ап. Петр и Павел утешались и радовались.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двенадцатый член символа веры (Чаю) и жизни будущего века. Тексты „Мы умрем и будем, как вода, вылитая на землю, которую (воду) нельзя собрать; но Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженнаго». ( 2Цар. 14:14 ). „Во всех делах твоих помни о конце твоем, и во век не согрешишь». ( Сир. 7:39 ). „Тогда праведники возсияют, как солнце, в царстве Отца их». ( Мф. 13:43 ). „Слушающий слово Мое и верующий в пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но пришел от смерти в жизнь». ( Ин. 5:24 ). „В доме Отца Моего обителей много». ( Ин. 14:2 ). „Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою». ( Ин. 17:24 ). „И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой!» ( Деян. 7:59 ). „Написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». ( 1Кор. 2:9 ). „Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу». ( 1Кор. 13:12 ). „Сеется в уничижении, возстает в славе; сеется в немощи, возстает в силе; сеется тело душевное, возстает тело духовное». ( 1Кор. 15:43–44 ). „Ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда». ( 2Пет. 3:13 ). „Имею желание разрешиться и со Христом быти, потому что это несравненно лучше». ( Флп. 1:23 ). „Мы теперь – дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». ( 1Ин. 3:2 ). „И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло». ( Откр. 21:4 ). Изречения „В аду, когда прибывает кто-нибудь, сделается тесно; в раю, когда является новый житель, становится просторнее». „Ад скрыт за наслаждениями, а рай за трудами и лишениями». (Магомет). „Различное наименование загробных мучений (огонь, червь, тьма) означает различие состояний, сообразно разным родам порочности». (Св. Василий Великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Жития мучеников, пострадавших на Балканах после падения Константинополя. Составлено по синаксарию блаженного Никодима Афонского. Сюда вошли жития мучеников: Ангелиса Константинопольского, Николая Лавочника, Хрисы (Златы), Анастасия Эпирского, Георгия Хиосского, Георгия (Зорзиса), Антония Афинского, Феодора, Иоанна Калфы, Иоанна Кулика, Михаила Смирнского, Дуки Портного, Аргиры, Ахмеда Калфы, Аргироса Солунского, Марка Хиосского, Михаила Огородника. Группа Вконтакте Facebook группа Новомученики балканские НОВОМУЧЕНИКИ БАЛКАНСКИЕ Жития мучеников, пострадавших на Балканах после падения Константинополя. Составлено по синаксарию блаженного Никодима Афонского. Книга, подготовленная изд-вом " Свет Православия " ( http://pms.orthodoxy.ru/light/ ) в 1990-е гг., но не опубликованная, а выложенная в сеть. Источник электронной публикации - http://www.krotov.info ПРЕДИСЛОВИЕ. Жизнь во Христе есть постоянное мученичество. Сколь разнообразны пути ко Господу, пути к Небу! В сонме святых прославляются апостолы и пророки, мученики и исповедники, преподобные и святители, юродивые и благоверные князья. Одни измлада подвизались в поте лица в пустынях, другие перед кончиною осознали пагубность своей прежней жизни и принесли искреннее покаяние, иные своей кровью засвидетельствовали любовь ко Христу. Были и такие, которые всю жизнь провели в скитаниях и лишениях, пряча дарованную свыше премудрость под маской безумия. Но сколько бы ни было этих путей, везде требовалось осознание своей немощи и своего ничтожества, твердое упование на спасающую десницу Божию, подвиг самоотречения и доброделания. Все они  " верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли " . Все они отверглись себя, и, взявши свой крест, последовали Христу, все они исповедали Господа перед людьми (мученики кровью, преподобные подвижническим потом, святители благодатным словом). Проходя различные подвиги, все они шли одним единственным узким путем, вводящим в жизнь вечную.

http://predanie.ru/book/139070-novomuche...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010