Лоуэль верует (нельзя назвать это знанием), что Солнечная система произошла вследствие катастрофы. Два больших тела приблизились одно к другому, и результатом —266— их приближения и могучего взаимного притяжения явилось то, что тела раздробились на биллионы обломков – метеоритов, и из этих метеоритов потом постепенно стала образовываться наша система. Процесс этого образования он изображает так, как обыкновенно рисуют его авторы космогонических гипотез. При этом Лоуэль развивает Теорию планетологических эр, состоящую у него в прямой связи с его теорией жизни на планетах. «В последовательном развитии планеты от Солнца до холодного тела, – пишет он, – «удобно различить шесть стадий; планета проходит все эти стадии, если она достаточно велика. Если она имеет размеры астероида, то она может не знать ни одной из этих стадий, оставаясь метеоритом от начала до конца. Этим шести периодам мы можем дать следующие наименования: I. Стадия Солнца. Тело накалено настолько, что испускает свет. II. Расплавленная стадия. Тело нагрето, но дает мало света. III. Стадия отвердевания. Образовалась твердая поверхность, и определились бассейны океана. Эра метаморфических пород. IV. Земноводная стадия. Эра осадочных пород. V. Безводная стадия. Океаны исчезли. VI. Безжизненная стадия. Воздух покинул тело. Хотя вследствие кратковременности нашей жизни мы не в состоянии увидеть, как планета проходит через эти различные стадии своей жизни, мы, тем не менее, можем познакомиться с этим процессом, изучая современное состояние различных планет и соединяя полученные данные в одно целое. Конечные результаты будут столь же убедительны, как если бы мы в ботанике для изучения леса тщательно наблюдали состояние отдельных деревьев в их различных возрастах, начиная побегом и кончая патриархом леса. Так в настоящее время Нептун, Уран, Сатурн и Юпитер находятся в стадии II; Земля – в состоянии IV, Марс – в состоянии V, Луна же и большие спутники других планет находятся в стадии VI» (с. с. 12–13). По Лоуэлю на планетах должна являться жизнь, как только явится возможность жизни. Он, очевидно, думает что, раз существует квартира, должен существовать и жилец. Для жизни необходима вода, и когда она явилась, возникла жизнь. Явилась молекула живого существа, из

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Вы верите в наше космическое будущее? - Конечно, мы должны по-умному перенести все сложные технологии в космос. Только в космосе можно получить уникальные материалы, которые на земле получить невозможно. Только надо для этого проявить политическую волю. – Но вы заложили такой мощный фундамент, что, даже несмотря на разрушительные процессы 1990-х, российский космос все равно уцелел. Мы сохраняем мощную базу благодаря тому, что «Роскосмос» не был структурно разрушен. Есть ли жизнь на Марсе? – Известно ваше увлечение живописью. И тема многих ваших работ – многообразие жизни в космосе. Как вы считаете, есть жизнь на Марсе, или мы одни во вселенной? – Могу сказать однозначно, что в пределах Солнечной системы разумной жизни, кроме жизни на Земле, нет. На Марсе могут быть микробы, которые запрятались глубоко, держат температуру 200–300 градусов. Жизнь – это белок, а белок живет до 100 градусов. – В пришельцев и инопланетян вы не верите? – Нет, я верю, что на Земле кто-то был. Ну, по физике, по астрономии ближайшая к нам звезда – «Проксима» в созвездии «Центавра». До неё лететь надо 5 лет со скоростью света, 5 световых лет. Мы не умеем так летать – скорость 300 000 километров в секунду – скорость распространения светового потока. Мы это не умеем, хотя теоретически знаем, как построить светолет. Я его даже рисовал, как он должен выглядеть. Дальше взять. Сатурн, Плутон, Нептун – гигантские планеты! Там живому существу надо быть одетым в стальной каркас, чтобы выдержать гигантскую силу тяготения. Это невозможно. Они не приспособлены для жизни. На Венере 450 градусов – температура страшная. Разумной жизни нет в пределах Солнечной системы. А дальше – очень далеко. – Разумное существо, творение Божие – человек, получается, единственный в мироздании. И только наша планета Земля приспособлена для человека? – Она уникальна. Должна быть система, подобная нашей Солнечной: источник света, вокруг неё должны ходить планеты. И одна планета, где имеется смена года, температуры, позволяющие белку жить. Яйцо до 100 градусов живет, дальше оно погибает. Как и человек погибает, если нагреть его до 100 градусов. Какие-то условия должны быть, подобные этим. Сейчас, используя последние средства наблюдения, телескоп Хаббл или 10-метровый телескоп на Канарах, в пустыне Атакама 30-метровый телескоп, мы зарегистрировали 100 миллиардов галактик, таких, как наша! 100 миллиардов! А в них 400 миллиардов звёзд. Сейчас известно несколько десятков таких мест мироздания, где такие условия есть. Мы не видим эту планетарную систему в Галактике. Мы догадываемся. Или, как говорят, на кончике пера вычисляем, что есть такое.

http://pravoslavie.ru/126003.html

Rawlinson. The Great Monarch. Lenormant. Essai, p. 112. 1447 По греческим известиям, планета Сатурн называлась звездой солнца; у халдеев она также сближалась с солнцем и называлась «волом солнца». Ibid. 114. 1448 Моверс изводит и персидский культ огня из этого культа богу Адар. Ассирияне и халдеи перед войском носили священный огонь, – символ поедающей силы Адара. Movers. Lib. cit. S. 340. 1449 На другом Халдейском наречии: Bar, вследствие чего у Ктезия составилось имя П αρσνθης т. е. Bar-samdan. 1450 4 Царств 17, 31. Кажется, Адар-Мелех был прототипом финикийского Молоха, что увидим ниже. Культ его, по свидетельству Библии, действительно был сходен с культом Молоха. По меньшей мере, это тип однородный с Молохом, который представляет собой его дальнейшее развитие. Мрачный и страшный элемент – неотъемлемое свойство бога Адар. 1452 Chwolsohn. Die Ssabier. II, 387. «Ты Господь блага, не знающий зла, который сам полнота счастия и раздаятель его». Dimeschqi. Text. III, §. 3. Цвет его здесь был земляной. Иногда он изображался и с головой птицы. Ibid. S. 677. Кажется, это божество имело связь с богом счастья Гад, упоминаемым в Библии в истории Харрана. У финикиян также был Ваал-Гад. 1453 Множественное Istarati перешло у финикиян в имя Астарты (Astaret, Astart). Асера (Aserah, Asurit) также, по-видимому, – одного корня и значения. Впрочем в своем начальном происхождении это имя едва-ли семитическое; оно тождественно с арийским στρ (у греков) и astara (у персов). Значит, по-видимому, звезда. Herzog. Encyklop. В. I, 565, 638. 1457 Различались в Вавилоне и Ассирии две Истар – Istar; Истар города Ниневии и Истар – Арбеллы. Истар арбельская, кажется, представляла собой воинственную стихию, а ниневийская – чувственную – Zarpanit. Здесь она называлась «Asarit», – богиня удовольствий. По-видимому, из Вавилона она перенесена была и в Самарию. 4 Царств 17, 29 – 31. 1459 Ibidem. На некоторых надписях Нергалу усвояется жена Laz (Авлазер в Библии – 4 Царств. 17, 31). У сабеев были боги Nebaz и Nerig – демоны тех же свойств, как и Нергал, и представляли собой его модификацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Немецкий астроном подтверждает факт существования Вифлеемской звезды Берлин, 21 декабря 2006 г. За несколько дней до Рождества появилось научное толкование одного из самых волнующих эпизодов Евангелия. Вифлеемская звезда действительно существовала. Это был редкий астрономический феномен - встреча Юпитера и Сатурна. Сегодня известно, что это событие произошло всего один раз в истории - в 7 году до н.э., т.е. в эпоху, совпадающую с рождением Спасителя. Как сообщает сегодня газета La Repubblica (полный текст на сайте InoPressa.ru ), об этом в интервью, которое опубликовано в еженедельнике Die Zeit, рассказал немецкий астроном Юрген Хамель. По словам ученого, Вифлеемская звезда, с научной точки зрения, является особым событием в астрономии: необычное созвездие, непривычная встреча Юпитера с Сатурном. Было выдвинуто много теорий: некоторые думают, что это была комета, по мнению других - " сверхновая " , звезда, которая взрывается, освещая Вселенную. Хаммель же считает, что необычное взаимное положение Юпитера и Сатурна является самой близкой версией к библейскому повествованию. Это повествование может свидетельствовать об обширных познаниях в области астрономии уже в то время, и об астрологических исследованиях, распространенных во многих культурах - от Центральной Европы до Египта. Немецкий ученый абсолютно точен: основываясь на наших знаниях, временной промежуток, в котором произошла встреча между Юпитером и Сатурном, в общем совпадает с эпохой рождения Христа. Это были времена Римской империи, Ирода и переписи населения в Палестине. " Гипотеза соответствует и символическим знакам. Юпитер в астрологии - реальная планета, Сатурн всегда связывается с еврейским народом. Встреча двух планет произошла в зодиакальном знаке Рыб, который соответствует Ближнему Востоку " , - убежден Хамель. Приход трех волхвов с Востока, желающих прославить нового Царя, ученый объясняет следующим образом. Пришедшие поклониться Младенцу были астрологами из Месопотамии. Они заметили совпадение между Юпитером и Сатурном и хотели узнать последствия. Таким образом, по мнению Хамеля, «научно-магическое» путешествие стало, возможно, началом истории Каспара, Мельхиора и Бальтасара. Newsru.com 21 декабря 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/19985.html

Образующие силы природы, как известно, суть жар и холод, но сами эти силы проистекают с одной стороны из возбуждающего жар солнечного света, с другой из охлаждающей воды, сконцентрированной в некоторых звёздах. Теперь как солнечный свет производит жизненную теплоту, так напротив другие планеты – Луна, Сатурн и некоторые иные части неба порождают влагу, холод, гниение и смерть, а планета Марс по временам снова производит палящий зной. Понятно, что всё это чудное устроение мира, весь этот удивительный порядок есть дело Христа, который есть основание и первопричина всего, которым зиждется всё, и небесное, и земное, и духовное, и телесное 531 . Он создал вещество элементов, смешал их вместе, даровал им формы света, сообщил им часть света от своей собственной полноты 532 ... Излагать дальнейшее развитие указанных натурфилософических принципов Сервета было бы слишком долго, да притом и неуместно в нашем богословском рассуждении. Мы коснёмся только применения их автором к теории рождения вообще и рождения Христа в частности; это необходимо для нас потому, что на теории рождения Христа основывается у автора взгляд на лице Искупителя. Мать и отец, как думал Сервет, имеют различное значение при рождении: от первой рождающийся заимствует лишь свою основную земную материю, три же высшие элемента он, напротив, получает от отца 533 . От образующей силы этих световых элементов, содержащихся в отеческом семени, является зародыш из матерней крови. Следовательно Христос при своём рождении воспринял свою земную материю – тело от своей матери, тогда как место отеческого семени заступил в нём образующий первосвет Божеского существа или как бы некоторое облако, состоящее из огня, воды и воздуха 534 . Вот поэтому-то плоть Христа причастна столько же божественной, сколько и человеческой природе, даже во время смерти и будучи во гробе она имела субстанциальный божественный образ 535 . Все отдельные части плоти Христовой были проникнуты божественною субстанцией логоса; божественное с человеческим соединилось неразрывно и внутренне и до такой степени оба прониклись одно другим, что даже тварное приобщилось к божественной субстанции...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Алхимики искали философский камень, некий катализатор превращения металлов неблагородных в благородные или некий эликсир здоровья, по Парацельсу, в панацею от всех болезней. Эта видимая сторона привлекала, соблазняла, искушала, но она носила призрачный характер и увлекала только тех, кто не усвоил истинного значения алхимии. Среди общей искушенной массы были и настоящие адепты оккультизма, которые искали в алхимии иные ценности. Свои убеждения они строили на герметической философии. Они понимали мир как единое целое, человека – как микрокосмос, Вселенную – как макрокосмос. И задача их состояла в постижении микрокосмоса и его связи с макрокосмосом; зная эти тайны, якобы можно было влиять на процессы, происходящие во Вселенной, и управлять ими. Они пытались достичь власти не с помощью денег, богатства, а проверенным оккультным методом – с помощью духов природы. В этом направлении и трудились подлинные адепты алхимии. Они изучали духов, которые наполняли все поднебесное пространство, и пытались войти с ними в связь, повлиять на них, подчинить своей власти. По их представлениям, все стихии мира, все явления в природе наполнены духами и подчинены им. Духи управляют как природой и ее процессами, так и людьми и их отношениями. Взаимосвязь природы и человека, в их понимании, тоже находится под контролем духов. Наиболее существенное влияние на взаимосвязь человека и Вселенной оказывают духи, связанные со знаками Зодиака и семью планетами Солнечной системы. Каждая планета, каждый знак Зодиака – это особый дух. Эти духи, помимо общего влияния на процессы, происходящие во Вселенной, имеют и частные функции, к примеру, они оказывают влияние на металлы. Так, дух планеты Сатурн, помимо основных функций, управляет свинцовым суриком, медовым камнем, Марс – железом, Солнце – золотом, Меркурий – ртутью и т. д. На этой основе в алхимии, как и в оккультизме в целом, разработана целая система, полная, естественно, противоречий и абсурда. В оккультной системе дух подчинялся общим планетарным законам.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

А вот и комментарий современной рериховки: “Есть высшие и низшие небесные тела — по уровню развития сознания их обитателей и плотности материи, из которой они состоят. Так, выше Земли, более высокая ступень эволюции — на Юпитере, Венере, Уране; за Землёй в едином Космическом организме следуют Марс, Сатурн. Конечно, населённость тел Космоса не повторяет формы Земли. Природа и жизнь на других планетах совершенно отличны от существующих на нашей планете. Ближайшие миры, куда можно направить сознание — Юпитер и Венера. На этих планетах не белково-нуклеиновая форма жизни. Тела их обитателей состоят из самосветящейся материи Люцида. Например, цветы огненны, отличаются сиянием, но их можно сравнить со строением роз: малые вихревые кольца образуют как бы сочетание лепестков. Запах, как преображённый озон. Сияние аур, как своды облачные; лучи, как потоки и водопады. Люди живут высшей формой общины. Мысли каждого человека видимы. Отрицательные качества характера там просто невозможны. Там царство прекрасных звучаний, цвета и света. Сущность устремления к Дальним Мирам заключается в усвоении сознания нашей жизни на них. Мысли создадут каналы взаимосвязи с обитателями дальних планет. На Дальних Мирах осуществлено все, над чем бьется земное человечество: разрешены вопросы жизни и смерти, общественного устройства, здоровья, энергетических ресурсов, питания к т.д. Новая астрономия говорит о том, что Звезда утра, светлая обитель Матери Мира — планета Венера, своим подавляющим светом, своим небывалым приближением предуказала новую эпоху человечества. Новая Эпоха обозначается знаком Водолея. Этот Цикл уже принес значительное перемещение сознания людей. Уран — правитель Новой Эпохи. Утверждение силы лучей Урана сопряжено с новыми течениями во всей жизни нашей планеты. Уран связан с будущей единой Россией. Лучи его сулят много открытий и достижений внауке и особенно в области психической энергии. Воздействие Урана посредством “магнитных токов” будет нейтрализовывать влияние лучей Сатурна на Землю и ее человечество.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Желая подорвать столь важное значение субботы, как памятника богооткровенной истории творения, рационалисты, наоборот, отрицают всякую связь субботы с историей творения и дают другое объяснение её происхождения 305 . В общем они более или менее согласуются в том, что «первоначальная суббота» имеет чисто астрономическое происхождение. «Установление субботы принадлежит аккадийцам, неизвестно только находится ли оно в связи с фазами луны или с семидневным сроком, по числу семи планет» – неопределенно говорит один из них 306 . «Празднование седьмого дня стоит в связи с почитанием Сатурна, а весь недельный цикл с четырьмя фазами луны» – более решительно заявляет другой 307 . По мнению Baur’a, родоначальника рационалистического взгляда на субботу, символическое значение числа «семь» и отличительный характер «субботы», как дня отдыха и покоя, основывается на элементарных познаниях Евреев по астрономии, заимствованных ими у Халдеев. Руководясь этим, каждому дню недели они присвоили соответствующую планету, именем которой его и назвали. Подробнее развил это мнение Rsler в том смысле, что рассматриваемое нами наследие древне-халдейской культуры, в последствии приняло у Евреев национальную окраску: под влиянием различных исторических условий, у них утратилась связь между недельным циклом и планетной системой, а уцелел лишь священный характер числа «семь». Прямой вывод отсюда тот, что не только день субботний, но и весь круг Моисеевых праздников, основную идею которого составляет суббота, утрачивает свой высокий, богооткровенный характер и нисходит на степень обычных языческо-натуралистических представлений. Беспристрастный и самый лучший ответ, насколько справедливы подобные основания, дает, прежде всего, сама Библия, к которой мы и обратимся. Известный археолог Кейль, отрицающий домоисеево существование субботы, однако говорит: «нити, которыми стараются связать субботу с культом Кроноса Сатурна, так тонко спрядены, что рвутся при малейшем прикосновении к ним 308 . И действительно, мы напрасно стали бы искать, следуя указаниям рационалистов, каких-либо следов связи Еврейских дней недели с названиями планет, так как во всей Библии нет даже и намека на что-либо подобное. Правда, в этих бесплодных поисках, нас утешают тем соображением, что Моисей намеренно уничтожил все эти указания, сохранив их лишь относительно «субботы». Но подобное объяснение лишь усиливает недоумение. Совершенно непостижимо, как это Моисей, тщательно уничтожавший всякие следы язычества и якобы искоренивший планетные наименования пяти первых дней недели, мог оставить нетронутой «субботу», будто бы указывающую на праздник Сатурна? Да притом у Евреев суббота является последним, заключительным днем недели, тогда как планета Сатурн во всех астрономических системах древности занимает доминирующее положение и её имя усваивается первому, начальному дню недели 309 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

evang. (lib. 1. 27) есть свидетельство: Φονικας κα Αγυπτους πρτους πντων κατχει λγος λιον κα σελνην κα στρας Θεος, ποφναι μνους τε εναι τς τν λων γενσες τε κα φθορς ατους. На самом деле несомненно, что халдеи предварили в этом деле и финикиян, и египтян. Но может быть полярная звезда в финикийском культе имела особенное значение. Для земледелия и вообще для житейских дел необходимы небесные светила, по ним измеряется время, суточные и годовые перемены. Лишь полярная звезда, остающаяся для каждого данного места на неизменном пункте неба, не нужна оседлым людям. Но она нужна морякам. По ее перемещению на небе они могут определять свое положение на море, Полярная звезда была финикийской звездой. Греки называли ее Φοινκη. Условия мореплавания требовали от финикиян особого внимания и к некоторым созвездиям. Планеты имели и религиозное, и магическое значение. Юпитер – планета большого, Венера – малого счастья, Сатурн – большого и Марс – малого несчастья. Меркурий назывался коварным. Горы, скалы, источники имели своих духов, которые почитались, иди вернее почитались самые горы и реки. Вефили (аэролиты), ашеры, неодушевленные предметы, случайно остановившие на себя внимание и поставленные в связь с какими-нибудь благоприятными или несчастными событиями, признавались заключающими в себе сверхъестественную силу и приобретали религиозное почитание. (Продолжение следует) С. Глаголев. —305— Лебедев А.П. Сущность христианства по изображению церковного историка Адольфа Гарнака: Из университетских лекций по истории Церкви//Богословский вестник 1901. Т. 3. 10. С. 305–330 (2-я пагин.). (Начало) На первых порах мне хотелось бы фактически ознакомить вас, Мм. Гг., с тем, на какой степени развития стоит современная церковно-историческая наука, какими стремлениями живет она и куда направляется. С этою целью я решился познакомить вас с одним сочинением, явившемся в прошедшем 1900 году и принадлежащем перу знаменитого Берлинского профессора А. Гарнака. Быть может имя это вам и неизвестно, но несомненно Гарнак – корифей в немецкой церковной историографии, а сочинения его составляют предмет ревностного изучения для всех, кто интересуется этой наукой, к какой бы нации они не принадлежали.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

День третий И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место; и да явится суша и да произрастит земля землей траву, сеющую семя.... и дерево плодовитое.... (Ст. 9–13). Отделение воды от суши в третий день не должно представлять простым, так сказать, отцеживанием готовой уже воды от твердых землянистых частей. Воды еще не было в том виде и химическом составе, как мы теперь ее знаем. Итак, во-первых, творческих словом Господним безобразное и неустроенное вещество нашей планеты преобразовано было в третий день мира в два вида: созданы были вода и суша, и последняя тотчас же образовала на своей поверхности разные водовместилища – реки, озера и моря. Во-вторых, планета наша оделась тонким и прозрачным покровом атмосферного воздуха, и появились газы с их многочисленными сочетаниями. 87 В-третьих, и на самой суше «предметом творческого делания была не только поверхность суши с горами, долинами и проч., горами, долинами и проч., но и в самых недрах ее – разные слои земли, металлы, минералы и проч. 88 В-четвертых, особым повелением Творца на земле явились всевозможные виды растений. Наконец, должно полагать, что в третий же день мира и прочие темные и хаотические массы небесных тел получили окончательное устройство, сообразное своим целям, хотя бытописатель и говорит только об одной земле. Полагать сие надо на том основании, что во второй и четвертый дни Господь действует во всем мироздании, и значит – быть не может, чтобы целый третий день посвящен был одной только земле, которая есть ничтожная песчинка в целом составе мироздании 89 . День четвертый И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной... (Ст. 14–19). Как нужно представлять происхождение светил небесных? По внутренней и основной материи своей светила небесные существовали уже и до четвертого дня: они-то и были та вода над твердью, из которой образовались бесчисленные шарообразные тела во второй день творения. В четвертый же день некоторые из этих тел были так устроены, что первосозданный свет сосредоточился в них в высшей степени, и стал напряженнейшим образом действовать всегда и вдруг на всей их поверхности, – это самосветящиеся тела, или светила в собственном смысле, каково, напр., солнце и неподвижные звезды. Другие же из темных шарообразных тел так и остались темными, но приспособлены Создателем к отражению полившегося на них света от других светил, – это светила в несобственном смысле, или так называемые планеты, блестящие заимстнованным светом, напр., луна, юпитер, сатурн и прочие планеты 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010