Это могло бы даже вызвать восторг и радость у жителей этой страны, вдруг ставшей местом деятельности великого целителя и пророка. Но Христос нарочито совершает нечто такое, что вызывает у этих людей ужас и возмущение. Ибо легион бесов, которым был одержим несчастный бесноватый, не только направляется Им в стадо свиней, но само это стадо, являющееся хоть и не праведным, но все же имущественным достоянием очень многих, гибнет в озерных водах. Мы не будем сейчас говорить, почему и как складывались те или иные пищевые запреты Ветхого Завета, почему со временем они потеряли свою актуальность и после прихода в мир Спасителя христиане им уже не следовали. Отмечу лишь, что в жизни сельскохозяйственных народов исторически складывались в чем-то весьма разнообразные отношения к различным видам домашних животных. Милые и добрые коровы, гордые и красивые лошади, тупые и безобидные овцы, глупые и упрямые козы. Однако все эти естественные определения неприложимы к свиньям, кстати сказать, считающимся самыми умными домашними животными. Свиньи живут какой-то своей потаенной жизнью, и далеко не такой уж благостной, и способны подчас напасть на человека. Поэтому в восприятии именно свиней в качестве нечистых животных проявлялось веками подспудно существовавшее у поколений иудеев ощущение особой близости именно этих столь распространенных у язычников домашних животных к миру темных дьявольских сил. Вот почему вселение легиона бесов в стадо свиней и гибель этого стада у всех на глазах должны были наполнить души иудеев особым ужасом. Однако, уже не один век признавая свиней нечистыми животными, прикосновение к которым оскверняло любого иудея, жители этой страны жили в парадигме лукавого компромисса между исполнением заповеди Божией и обделыванием своих делишек. Они со спокойной совестью разводили свиней, утешая себя тем, что вкушают этих свиней язычники, в то время как они на полученные от продажи свиней деньги обеспечивают себе, не только в гастрономическом отношении, вполне благочестивую, учитывающую основные заповеди Моисеева закона жизнь.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Многие исследователи отмечают богатство эортологии, литургических форм и текстов ЭОЦ, а также сохранение иудейских обычаев: обрезание, празднование субботы, пищевые запреты . Сегодня Эфиопия является второй по численности «православной» страной после России. В 2013 г. 43% населения Эфиопии (84,3 миллиона человек) причисляли себя к православию . К 2050 г. число христиан в Эфиопии может вырасти до 100 миллионов человек . Основные события в жизни Эфиопской Ортодоксальной Церкви в 20-м веке Рубеж 19-го и 20-го веков в истории как Эфиопской Церкви, так и самой Эфиопии — время борьбы за независимость и отстаивания собственной идентичности. К концу 19-го века Эфиопия оставалась одним из немногих государств Африки, сохранявших некоторую степень независимости от колониальных держав. В этот период основной угрозой суверенитету эфиопского государства являлась колониальная агрессия Италии, поддержанная Великобританией. Однако в ходе Первой Эфиопско-итальянской войны (1895-1896) Эфиопия, при поддержке России и Франции, смогла отстоять право на независимое развитие. Тем не менее, в начале 20-го века страна стояла перед необходимостью национальной консолидации, и Эфиопская Церковь была важным участником этого процесса. При этом сама ЭОЦ к этому времени уже на протяжении 16 веков была зависима от Коптской Церкви с центром в Александрии, которая традиционно рукополагала епископов для этой страны. Так, в 1881 г. по просьбе эфиопского императора Иоанна Александрия назначила 4 епископов в Эфиопию, вынужденную в это время существовать без епископского возглавления. Основной задачей назначения в Эфиопию епископов было повышение управляемости Церкви и совершенствование её миссионерской деятельности. Однако к началу 20-го века представители национального эфиопского элемента в рядах ЭОЦ стали активнее продвигать идею о необходимости для ЭОЦ иметь священную иерархию из числа самих эфиопов, считая, что епископы-иностранцы плохо знакомы с интересами и проблемами развития страны. В результате в 1929 г. Эфиопскую Церковь возглавил последний представитель Коптской Церкви митрополит абуна Кирилл, а пять эфиопских монахов были рукоположены в епископы.

http://bogoslov.ru/article/4583626

В «Вопрошании...» условно могут быть выделены следующие тематические блоки: вопросы богослужебной практики, отношение к причастию, пищевые запреты, присоединение к Православию «латинян», иноверцев и язычников, вопросы чистоты телесной и духовной применительно к посту и брачным отношениям, отношения полов у мирян и духовенства; много внимания уделяется материнству, детям, суевериям и проявлениям «двоеверия» и т. п. «Вопрошание...» - ценнейший и редчайший источник сведений о повседневной жизни древнерус. города, о ранней истории рус. христианства и пережитках язычества на Руси; оно продолжает практику «вопрошаний» киевского монашества 2-й пол. XI в. (прп. Феодосия Печерского, игум. Спасо-Берестовского мон-ря Германа, Иакова Мниха ), обращенных к греч. митрополитам ( Георгию , Иоанну II ), отличаясь от них большей тематической широтой. По-видимому, вопросы К. почти всегда были обусловлены реальной церковной жизнью. Приведем лишь неск. примеров: в ст. 4 речь идет о допустимости ростовщичества, называются размеры процентов (архиеп. Нифонт проявляет здесь сравнительно мягкую позицию, лишь призывая мирян снижать проценты); в ст. 33 упоминается такой пережиток язычества, как поклонение роду и рожаницам; в ст. 40 рекомендуются разные сроки предшествующего крещению поста для оглашенных: для славян 8 дней, для неславян («болгарину, половчину, чюдину») - 40 дней; в ст. 55 обсуждается вопрос о допустимости захоронения с иконой (наличие такой практики подтверждается данными археологии); в ст. 65 спрашивается, нет ли в том греха, чтобы «по грамотам ходити ногами» (речь, очевидно, идет о берестяных грамотах, к-рые бросали на землю после прочтения); в ст. 69 К. интересуется мнением архиеп. Нифонта о тех, кто заводят наложниц из числа собственных рабынь (как тайно, так и открыто), и т. д. К. также просит истолковать канонические правила. Обычно он ссылается на тексты, входящие в состав Ефремовской Кормчей (Древнеславянская Кормчая в 14 титулах без толкований). Сама вопросно-ответная форма «Вопрошания...» восходит к переводным с греч. языка текстам, входившим в состав Кормчих книг. Чаще всего К. упоминает правила патриарха К-польского св. Иоанна IV Постника, свт. Василия Великого, патриарха Александрийского св. Тимофея.

http://pravenc.ru/text/1840245.html

Но вошедшие в эти общины иудеи не желали отказываться от присвоенной себе богоизбранности. Иудеи отвергали учение о Пресвятой Троице, поэтому под их влиянием, как в древности, так и позднее в Европе, возникали секты антитринитариев (противников Троичности Бога), или унитариев (монобожников). Секты, порожденные в древности иудаизмом, продолжают существовать и поныне, большей частью под другими названиями. Члены иудействующих сект считают Иисуса Христа простым человеком, отвергают Новый Завет , вместо Воскресения празднуют субботу, практикуют обрезание, соблюдают пищевые запреты Ветхого Завета и ожидают вместе с талмудистами пришествия Машиаха (своего «мессии», а по сути – антихриста). Их пристрастие к иудаизму сказывается в характерных названиях: субботники, адвентисты 7-го дня (т.е. субботы), «сионская ветвь» (ильинцы), «свидетели Иеговы», мормоны (якобы потомки древних евреев), пятидесятники-сионисты, пятикнижники, «христианские израилиты», «дом Давида», «старый Израиль» (течение в секте духоборов) и т.п. Рассмотрим кратко язычество . После разделения дома Израилева, совершившегося еще при жизни Иисуса Христа, Святые Апостолы стали проповедовать христианство язычникам. Для простоты можно условно представить это изначальное разделение народов на две части: тех, кто принимал Веру и Церковь , и тех, кто или ее открыто отвергал, оставаясь в иноверии, или приспосабливал христианство к своим верованиям, имитировал его путем «перевода» понятийного аппарата на «язык христианства». Чисто языческих сект с явным идолопоклонством в христианском мире не было, но язычество во все времена и в среде всех народов было питательной почвой для двоеверия , когда внешне исповедуемое христианство уживалось с привычными «старыми» ритуалами и «народными» праздниками. Практика языческих жертвоприношений путем сожжения на кострах живых людей, младенцев или животных в быту постепенно сменилась частичной заменой их на чучела. Но в тайных сектах древние языческие ритуалы воспроизводились и воспроизводятся полностью. Древние мистерии были неразрывно связаны с гностицизмом, и в совместном котле гностических сект их учения и обряды сохранились до нашего времени. Конспективно рассмотрим гностицизм . В Апостольские времена в границах Римской империи и под ее влиянием находились сотни разных в этнографическом, а значит, и в вероисповедном отношении народов, но все они были объединены сложившейся со времен завоеваний Александра Македонского (IV в. до Р.Х.) культурой, получившей название Эллинизма. Племенные боги смешались и составили единый пантеон, а в интеллектуальной среде процветало религиозно-философское движение (древнее подобие «масонства»), получившее название гностицизм.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

21), он говорит: «Здесь пророк называет [город] блудницей не потому, что имеет в виду плотское распутство, но неверность по отношению к Богу, что хуже самого блуда» ( Ioan. Chrysost. In Is. 1. 7). И. З. объяснял мн. небукв., образные выражения Свящ. Писания теорией «Божественного снисхождения» (συϒκατβασις), т. е. приспособления Богом Своего откровения к особенностям человеческой жизни и языка. У него, как и у др. экзегетов антиохийской школы, термин συϒκατβασις означает «откровение посредством метафор и символов, таких как антропоморфизм, а также посредством законов, таких как иудейские пищевые запреты, которые имели временное значение для воспитания людей, но впоследствии должны были быть заменены на более полное откровение» ( Garrett. 1992. P. 22; ср.: Παπαδπουλος. 1999. Τ. 2. Σ. 73-75). И. З. поясняет: «Что такое снисхождение? То, когда Бог является не так, как Он есть (μ ς στιν Θες φανηται), но показывает Себя столько, сколько могущий созерцать Его способен к этому, приспособляя явление облика (πιμετρν τς ψεως τν πδειξιν) к немощи созерцающих» ( Ioan. Chrysost. Contr. Anom. 3. 3; ср.: Ibid. 7. 4); «Бог, снисходя (συϒκαταβανων), являлся пророкам то в одном, то в другом образе, сообразно надлежащим обстоятельствам изменяя вид» (In Is. 6. 1) - так, прор. Исаия, описывая шестикрылых серафимов, «посредством грубых образов открывает нам нечто таинственное, снисходя к немощи слушавших его тогда и посредством приспособления (δι τς συϒκαταβσεως) с точностью открывая нам мысли, превосходящие всякий ум» (Ibid. 6. 2). Свт. Иоанн Златоуст. Икона. 1-я пол. XVI в. (ЯХМ) Свт. Иоанн Златоуст. Икона. 1-я пол. XVI в. (ЯХМ) Библейские толкования И. З. носят прежде всего нравственно-практический характер и имеют целью духовно-нравственное преображение людей. Все Свящ. Писание для него является неисчерпаемым источником нравственного назидания и наилучшим учителем правильной веры и добродетельной жизни: «благодать Духа для того благоволила изобразить в Писании добродетели всех праведных, чтобы мы имели постоянное поучение и, ревностно подражая праведным, устрояли бы собственную жизнь» (In Gen.

http://pravenc.ru/text/541598.html

( Гал. 3:24–25 ). Во времена Нового Завета человечество идет за Христом, потому вместе с Апостолом Павлом умерло для закона: Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу. ( Гал. 2:19 ). «Этим слова имеют двоякий смысл: или он говорит о законе благодати, потому что и благодать он обыкновенно называет законом, например, когда говорит: “закон Духа жизни… освободил меня” ( Рим. 8:2 ), или же разумеет здесь великий закон, желая показать, что через этот же самый закон он умер закону, то есть: “Самый закон убедил меня больше не следовать ему. И если после этого буду следовать ему, то этим самым нарушу его”. Как же и каким образом? Моисей, предсказывая о Христе, говорит: “Пророка воздвигнет вам Господь Бог из братьев ваших, как меня, – Его слушайте” ( Втор. 18:15 ). Таким образом, те, которые не повинуются Христу, преступают закон. Но мы можем и иначе понимать слова: “Законом я умер для закона” (законом закону умрох). Ведь закон повелевает исполнять все написанное в нем, а не исполняющего наказывает. Поэтому мы все умерли для закона, так как никто не исполнил его». (Толкование святого Иоанна Златоуста на этот текст). Поэтому, никакие пищевые запреты для христиан не актуальны. «Сие же достойным смеха мне представилось, яко некто обещался воздерживатися от свинаго мяса. Посему благоволи поучати таковых, чтобы воздерживались от неразсудительных зароков и обетов, и допусти употребление вещей неразнственных. Ибо никое же создание Божие отметно, со благодарением приемлемо ( 1Тим.4,4 ). Посему, как обет достоин смеха, то и воздержание не нужно». (28 правило св. Василия Великого ). «В крещении спогреблись вы со Христом, стали мертвы для закона. Почему же терпите у себя учащих сему, и думаете, что одни из яств законны, а другие противозаконны, и не принимаете во внимание, что в них ничего нет постоянного? Ибо все превращается в гной. «Заповедями» же и «учениями» назвал Апостол не закон, но неблаговременное их учение». (Св. Блаженный Феодорит. Толкование на послание Колосянам).

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-hristian...

Другой старец, когда был болен, заплакал, увидев чашу с вином, которую ему принесли, и сказал: «Никогда не желал я пить вино до самой своей смерти» 480 . А вот авва Пиамун, наоборот, – не пив вина 25 лет, без колебаний принял предложенную ему чашу 481 . Подобно Христу, который пил вино и лечил одержимых, авва Ксанфий изгнал демона, выпив чашу вина 482 . Авва Пафнутий привел к покаянию целую шайку разбойников тем, что осушил чашу вина, когда ему грозили мечом 483 . Говоря всем, что вино никак не подходит для монаха, авва Пимен тем не менее хранил его в своей келье, поскольку распорядился отнести вина завистливому старцу, чтобы задобрить его, а также одному монаху, который жил с женщиной и только что стал отцом ребенка 484 . Конечно же Отцы пустыни знали, что вино может хорошо послужить трудам милосердия и смирения. Палладий по этому поводу мудро заметил, что «лучше пить вино с рассудительностью, чем воду с гневливостью» 485 . Как мы видим, в пустыне относительно пищи и напитков единого строго установленного правила не существовало. Имели место определенные различия. И эти различия зависели от возраста, других обстоятельств 494 . Монахи могли по-разному добывать себе те или иные продукты. Господь более не указывал на строго определенные пищевые запреты. Но постепенно у Отцов сложились определенные нормы, плод их каждодневного опыта – как часто нужно есть, каково должно быть качество и количество потребляемой пищи: необходимо есть столько, сколько нужно для поддержания тела, но всячески избегать пресыщения, воздерживаться, «когда еще хочется есть» 495 . Это – основной принцип, золотое правило: «ешь столько, сколько нужно для того, чтобы питать тело, но не достаточно для того, чтобы его утолить». Излишнего воздержания следовало избегать, так же как и злоупотребления пищей и напитками 496 . Авва Моисей рассказал Иоанну Кассиану , как бес подталкивал известного подвижника Иоанна Ликопольского к чрезмерному посту 497 . Оставшись наедине с Богом, отшельник сам регулировал свой рацион, но часто находился под контролем старцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Светлая седмица — время радости и отдыха после долгих великопостных трудов. На Светлой седмице богослужения в храмах особенные — они не такие длинные, как обычно, и практически целиком поются. Ежедневное молитвенное правило состоит из часов Пасхи (части ежедневного богослужения этого периода). А пищевые запреты отменяется полностью. Следующее за Светлой седмицей воскресенье называется Антипасха, но это вовсе не потому, что Пасха заканчивается. В переводе с греческого «Антипасха» значит «вместо Пасхи». До ее отдания, то есть последнего дня праздника, еще целый месяц. Как спаситель был со Своими учениками еще сорок дней, прежде чем отправиться на Небеса к Богу Отцу, так и Церковь живет Пасхой вплоть до Вознесения Христова. Фото Елены Добряковой Все это время в храмах звучат пасхальные песнопения. В субботу вечером на всенощной «Воскресение Христово…» исполняется трижды, а в другие дни пасхального периода оно включено в ежедневные церковные молитвы. В день Отдания Пасхи служба особо торжественная, во многом повторяющая богослужение пасхальной ночи. В течение всего праздничного периода не принято делать земные поклоны, коленопреклоненно молиться. Эта практика возобновляется только на Троицу. Специальный сборник молитв и песнопений — Цветная Триодь — охватывает все богослужения пасхального цикла: от самого Светлого Воскресения до конца следующей за Троицей недели. Таким образом, весь пасхальный период в 2024 году будет длиться с 5 мая по 12 июня. Наиболее полно праздник будет отмечаться в первую неделю — до 11 мая. Затем еще целых тридцать восемь дней продлится попразднство, отдание праздника придется на 12 июня. И даже после этого отзвуки великой радости будут слышны до самого Петрова поста. Но и после этого Пасха не закончится. Воскресение Христово — главное, центральное событие в христианской истории. И оно никогда не забывается, всегда присутствует в жизни верующего. Ну а каждый воскресный день — малая Пасха, позволяющая это ощущение не терять. Пост перед Пасхой 2024 Пост перед Пасхой в 2024 года году длится, как и всегда, сорок восемь дней. Он начинается за семь недель до праздника, 18 марта. В течение всего этого периода устав запрещает есть мясо, молочные продукты и яйца. А рыба разрешается лишь дважды — в праздник Благовещения 7 апреля и в Вербное воскресенье, 28 апреля. Кроме того верующие стараются ограничивать себя в развлечениях. А освободившееся время посвящают молитве и чтению Священного Писания и духовной литературы.

http://foma.ru/pasha-2022.html

В результате осуждению подверглись бегуны за санями, что, может быть, также находило соответствие в русской жизни. В приведённых выше статьях вопросы о развлечениях смешаны с вопросами о совершении магических обрядов. Почему же церковь , и не только православная, но и католическая, резко осуждала актёров, которых даже запрещалось хоронить в освящённой земле? Актёр, надевая на себя чужую личину, меняя свой образ, как будто изменяет то, что было сотворено Богом, тот образ, который Он дал человеку. Таким образом, актёр поругает то, что было сотворено Творцом, подразумевая, что Его творение требует исправления и недостаточно хорошо само по себе. С другой стороны, актёр соперничает с Богом, показывая, что он тоже может творить и создавать новые образы. В этом причина неприятия актёрской профессии церковью, а не только в том, что скоморохи и «игрецы» высмеивали тех, кто не хотел быть осмеян. Именно поэтому скоморохи оказываются в одном ряду с чародеями и узольниками. Особого внимания требует статья, говорящая о «закладе» на воду и мороз. Поскольку она стоит в одном ряду с «развлекательными» статьями, можно предположить, что здесь речь также идёт об игре или развлечении. Слова, однокоренные со словом «заклад», иногда используются в устойчивых выражениях, семантика которых связана со спором, игрой: «биться об заклад», «закладные игры» (азартные игры). 960 В современных словарях древнерусского языка такие выражения зафиксированы только с конца XII в., но, возможно, данное значение слова «заклад» стало входить в оборот уже в XVI в., хотя и не получило ещё широкого распространения. В таком случае статья говорит о споре по поводу предсказания погоды. 4. Охота Ещё одно развлечение, подвергавшееся осуждению, – охота, хотя статей, говорящих о ней, немного. Охота осуждалась, прежде всего потому, что добыча, поступавшая на стол, была «давлениной» или «звероядиной»: животных, погибших в силках или пойманных с помощью собак и соколов, запрещалось употреблять в пищу. Статьи об охоте мы находим в исповедных вопросниках, обращённых к священникам: «Не ловил ли еси заицов или иных которых?» 961 Однако причиной были не только пищевые запреты. Охота осуждалась как развлечение, наносящее урон окружающим и отвращающее участников от истинно христианского веселья. В поновлении начала XVII в. мы видим статью: «Согреших, исходя на ловы птиц и зверей, и насилствовах бедне чади, и многие им пакости и убытки сотворих, и вместо духовнаго празднества суетно веселяхся в полях и дубровах». 962 В Степенной книге, памятнике русской историографии XVI в., охота резко осуждается: приводятся многочисленные примеры гибели людей на охоте, и в целом охота порицается как греховное занятие. 963 5. Насмешки над убогими

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Церковь Христова, Церковь Нового Завета (Новый Израиль) отменила не все «пищевые» запреты Завета Ветхого. Например, христианам не возбраняется вкушать свинину и мясо некоторых других животных, запрещенных к употреблению в законе Моисея. Но вот что говорится в «Правилах Святых Апостолов», подтвержденных к неукоснительному соблюдению и последующими семью Святыми Вселенскими Соборами Церкви: «Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного сана будет есть мясо в крови души его, или зверятину, или мертвечину, – да будет извержен (из сана). Ибо это запретил закон. Если сие же делает мирянин, да будет отлучен» (правило 63-е). Вывод, таким образом, следующий: Божий запрет употреблять в пищу кровь животных, звероядину и мертвечину дан всему человечеству и на все времена как один из законов совести. В законе Моисея он оказался лишь потому, что Богоизбранный народ должен был тем более соблюдать то, что положено соблюдать всем народам земли. В таком смысле и следует понимать ссылку «на закон» в правиле святых апостолов. В каких-то чрезвычайных случаях человек может вкусить все, что предложено ему обстоятельствами. Но если представить себе частое систематическое употребление в пищу мяса с кровью, мертвечины и звероядины, то нетрудно увидеть, что это неизбежно будет сообщать душам человеческим нечто от животного и звериного. Отсюда возможна и особая жестокость в отношении к людям, кровожадность. Не случайно древляне, которые, как звери, ели все нечистое, отличались и человекоубийством. Не случайно половцы, евшие мертвечину и всякую нечистоту, любили проливать и человеческую кровь и даже хвалились этим... Наша летопись ничего не говорит об идоложертвенном просто потому, что такой проблемы не существовало во времена Нестора. Вообще славянская древность, за исключением некоторых прибалтийских племен, не имела развитого идолопоклонства с храмами и кастой жрецов, как это было в эллинском мире (о чем мы будем говорить особо). Остается рассмотреть еще два положения закона совести – воздержание от блуда и доброе отношение к людям. Сообразностъ людей Триединому Богу, сотворившему их по Своему подобию, осуществляется, в частности, в онтологическом триединстве семьи: муж – жена – ребенок. Многоженство, распутство разрушают эту сообразность и тем самым отсекают людей от Бога. Знание этой истины может содержаться у язычников только в глубинах совести, в тайниках подсознания. Отсюда так редки языческие племена, в которых «по совести» соблюдается правильная семья.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010