Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУДЕЙСТВУЮЩИЕ возникшее в христианстве и принятое в научной традиции обозначение ряда религ. течений и сект, сформировавшихся под влиянием иудаизма и/или только через букв. восприятие ВЗ; их члены не были евреями по происхождению, но следовали иудейским обычаям, часто сохраняя при этом неиудейские верования, представления и практики. В эллинистическую эпоху в языческой среде появились группы т. н. боящихся Бога. Категория «боящихся Бога» была обширной: в нее входили те, кто вносили иудейского Бога в свой пантеон богов, те, кто придерживались монотеизма, и те, кто следовали моральным предписаниям евреев, а также соблюдали субботу, не употребляли в пищу мяса «нечистых» животных, участвовали в жизни иудейской общины и т. д. И. из числа язычников неоднократно упоминаются в Деяниях св. апостолов как благосклонно относившиеся к христианам или сами принимавшие христианство (Деян 10. 2; 13. 16, 26, 43, 50; 16. 14; 17. 4, 17; 18. 6-7). Множество общин «боящихся Бога» располагалось в Сев. Причерноморье. Одним из их центров в I-IV вв. был г. Танаис, в котором существовали религ. ассоциации, воспроизводящие структуру языческих,- т. н. фиасы почитателей «Бога Высочайшего» (см.: Левинская. 2000). В IV в. мн. боспорские И. стали христианами. С появлением христианства наименование «иудействующие» стало устойчивым выражением с негативной окраской, использовавшимся в полемических целях. К И. иногда относят секты назареев, эвионитов и елкесаитов , появившиеся в эпоху ранней Церкви, но в совр. религиеведении их принято называть иудеохристианами, т. к. в отличие от «классических» И. представители этих течений вышли из иудейской среды (см. ст. Иудеохристианство ). Нек-рые исследователи считают И. мандеев, но другие полагают, что религия мандеев связана с гностицизмом или т. н. крестильными сектами периода Второго храма (см. ст. Мандеизм ). К И. причисляют также ипсистариев (от греч. θες ψιστος). Представители этого течения (IV в., Каппадокия) соблюдали субботу и нек-рые иудейские пищевые запреты, но отвергали обрезание. По утверждению свт. Григория Богослова (отец к-рого принадлежал к этой секте до обращения в христианство), ипсистарии «поклоняются огню и светильникам», их учение состоит из противоположностей - «языческого заблуждения и подзаконного мудрования» ( Greg. Nazianz. Or. 18). С иудеями сопоставляет «ипсистиан» свт. Григорий Нисский: они, по его словам, почитают Бога Всевышнего или Вседержителя, но при этом «исповедуют какого-то Бога, Которого именуют Высочайшим, или Вседержителем, но не признают Его Отцом» ( Greg. Nyss. Ref. conf. Eun. 38).

http://pravenc.ru/text/1237771.html

Разделы портала «Азбука веры» Можно ли в православии есть свинину? Похожие вопросы 6 Ответов Можно. Вот постановление Первого Апостольского Собора, касающееся в том числе и диетарных запретов: “Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.” Деян. 15:19–20 Ветхозаветный запрет на свинину, зайчатину и прочее, занимавший очень серьезное место в жизни иудейского верующего, здесь не дублируется. Следовательно, он снят. Об этом свидетельствует и вся практика Церкви, никогда не воспроизводившей запрет на свинину. Хотя лично я ее не очень люблю:-)) С уважением, Множественные запреты в Ветхозаветный период были установленны с целью отделить традиции и практику евреев от других языческих народов. Буквально всё у евреев противоречило язычникам, чтоб они особо выделялись, могли себя идентифицировать, и сберечь себя от брачного и жизненного смешения с другими, и через такое отделение (это называется освящение) задуматься  почему это так, и придти к вопросу — Кто это всё задумал. А потом и поклониться Господу. Ветхозавтная история это история того, как евреи учились воспринимать Божьи традиции и отделять их от порядков своих соседей, с небольшим нравственным и санитарным уклоном. Пищевые запреты это одна из частей, направлена на то, чтоб евреи не производили жертвоприношений теми животными, что и язычники — поросями, зайцами и т.п. Но евреи так до конца не излечились, и мы знаем, как Христос попустил бесам войти в стадо свиней, которых разводили евреи. Разводили официально на продажу для язычников, но скорее что и сами кушали, иначе как понять, что продаешь хороший товар. Потому Господь этим действом не свиней проклял, но показал гергесинцам, что 1500 лет отделения от язычников для многих из них осталось не произошедшим. Ну а потом, когда освящение (отделение) стало для человека привязано по отношению ко Христу, то смысл всех еврейских запретов потерялся.

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЖАТИ [санскр. ja  ti - род, рождение], в инд. обществе наименование групп людей, имеющих единый закрепленный социальный статус, связанных общим происхождением, специфическим родом занятий, особыми религ. традициями и принципом эндогамии. Д. является более мелким подразделением внутри варны , но если в варне важнее реально исполняемая в обществе функция, то в Д.- прослеживаемая наследственность. Термин «Д.» часто заменяется португ. понятием «каста». Система Д. формировалась в Индии начиная с сер. I тыс. до Р. Х. Согласно легенде, Д. появились от смешения варн. Изначально они напоминали европ. средневек. гильдии: у каждой из них были собственные органы управления (панчаяты), системы взаимопомощи. Взаимоотношения членов Д. и разных Д. между собой регулировались нормами индуизма . Постепенно выстраивалась иерархия Д.: ее возглавляли «дваждырожденные» - представители 3 высших варн ( брахманы , воины, землевладельцы), за ними следовали Д. городские, торгово-ростовщические, Д. земледельцев и ремесленников (ткачи, ювелиры, горшечники, плотники, кузнецы и др.). Низшие ступени в иерархии занимали Д., члены которых (метельщики, кожевники, парикмахеры, прачки и др.) выполняли «нечистые», согласно традиции индуизма, работы. На эти Д. распространялись наиболее многочисленные социально-бытовые ограничения, контакт с ними считался оскверняющим для лиц более высоких Д., поэтому они получили название «неприкасаемые». В эту систему, как правило, на правах низших Д. также включались ассимилированные индуизмом племена. С течением времени социально-экономическое положение некоторых Д. могло меняться и соответственно неск. изменялось их место в иерархии. Приверженцы неиндуистских конфессий - инд. мусульмане, христиане, сикхи и др.- тоже следуют правилам системы Д. в различной степени жесткости, особенно в том, что касается эндогамии, хотя они обычно обращают меньше внимания на пищевые запреты и принцип наследственности.

http://pravenc.ru/text/171819.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Мне 13, съел в Великий пост рыбу и мороженое. Это грех? 1 мин., 05.04.2024 Вопрос читателя: Здравствуйте, мне 13 лет, я спортсмен и я хочу держать пост. Сегодня я съел мороженое и рыбные наггетсы, это грех? Просто кушать хотелось, да и полакомиться. Слышал, что у детей до 13 лет действуют послабления. В посту же самое главное — это духовная составляющая, тем более, в 13 лет, не так ли? Павел Ответ священника: Иерей Евгений ЧЕБЫКИН Здравствуйте, Павел. В описанной Вами ситуации очень важно определить, какими именно соображениями Вы руководствовались, когда кушали эти продукты. Если Вы внезапно ощутили сильные усталость, слабость, упадок сил и прочие симптомы физического и эмоционального истощения — это одно. Если же Вы просто использовали свой возраст как отговорку и на самом деле просто хотели, как Вы сами об этом написали, порадовать свои вкусовые рецепторы — это совсем другое. Думаю, Вам необходимо сейчас, когда пост ещё только-только начался, выяснить для себя окончательно и бесповоротно, от чего конкретно Вы планируете воздерживаться вплоть до самой Пасхи. Может быть, Вы не будете вкушать только мясо. Или откажетесь как от мяса, так и от молока. Ещё можно ограничить время Вашего пребывания в интернете. Выбор здесь весьма велик и разнообразен. Смотрите также: Далее, как только Вы примете это решение, постарайтесь с этого момента более не позволять себе отходить от избранной Вами меры воздержания. Иначе получается нечто не совсем понятное: Вы вроде бы поститесь, но при этом не поститесь, оправдывая это тем, что Вы ещё слишком молоды. Здесь важно осознать, Павел, что, постясь, нам обязательно нужно оставаться честными. Хотя бы перед самими собой. Если держим пост — то держим. Если нет — то нет. Не потому, что молоды, а потому, что не хотим этого. При этом не забывайте, пожалуйста, что пост — это не только и не столько пищевые запреты. Постарайтесь в этот период почаще посещать храм, молиться дома, поисповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Пусть Господь укрепит Вас! Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Можно ли взять мораторий на пост на ДР супруги? 10.04.2024 08.04.2024 06.04.2024 05.04.2024 13.04.2024 12.04.2024 10.04.2024 10.04.2024 08.04.2024 06.04.2024 05.04.2024 13.04.2024 12.04.2024 10.04.2024 10.04.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/mne-13-sel-v-velikij-post...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Спортсмен. Можно ли в пост есть протеин из сои? 1 мин., 17.03.2024 Вопрос читателя: Здравствуйте! Я впервые в своей жизни буду держать великий пост, и это будет настоящим испытанием для меня, которое я одолею с помощью Божьей. Но я занимаюсь спортом и у меня основа — на рост мышечной массы при тяжёлых тренировках с поеданием мяса и в целом белков. При посте нельзя есть пищу животного происхождения. Можно ли есть протеин, который на основе сои либо других не животных основах? Спасибо. Роман Ответ священника: Иерей Евгений ЧЕБЫКИН Здравствуйте, Роман. Мне в свое время доводилось общаться со священниками, которые профессионально занимаются гиревым спортом. В пост, дабы не прерывать тренировочный процесс, они вводили в свой рацион тот самый протеин, о котором Вы сказали. Так что, думаю, проблем с этим быть не должно. К слову, у нас были ответы на вопросы о том, как поститься спортсменам, возможно, они Вам помогут: Как поститься пауэрлифтеру и шахматисту? Грех ли спортсмену в Пост есть протеины? Грех ли в пост спортсмену употреблять аминокислоты? Вообще, Роман, как Вы сами прекрасно знаете, пост — это не только пищевые запреты и предписания. Очень важно, чтобы постящийся особый акцент делал не на них [запретах], а на внутренней духовной работе над собой. Постарайтесь во время поста регулярно посещать богослужения в храме, молиться дома, читать Священное Писание и прочую духовную литературу. И, конечно же, Роман, будет очень хорошо, если Вам удастся в это время исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Желательно, несколько раз за пост. Пусть Господь Вам поможет! Читайте также: Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Можно ли взять мораторий на пост на ДР супруги? 10.04.2024 08.04.2024 06.04.2024 05.04.2024 17.04.2024 16.04.2024 12.04.2024 10.04.2024 08.04.2024 06.04.2024 05.04.2024 17.04.2024 16.04.2024 12.04.2024 10.04.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/sportsmen-mozhno-li-v-pos...

Связь гностицизма с последними временами ( 1Тим. 4. 1–5 .)- Запреты на вступление в брак и различные пищевые запреты. О ложной аскетике: «ибо телесное упражнение мало полезно» ( 1Тим. 4. 8 ; Тит 1. 15 ) (см. Приложения 1, 2) Учение о Христе, о Святом Духе, о Церкви, о спасении Сотериология. Искупительное дело Христа, роль Его вочеловечения. «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим. 2. 5–6 ); «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе парод особенный, ревностный к добрым делам» ( Тит 2. 11 – 14 ); «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» ( Тит. 3:4 –7 ) Учение о боговоплощении: «великая благочестия тайна. Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим. 3. 16 ). Различные аспекты данного отрывка, его толкования О Боге: «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь» ( 1Тим. 1:17 ); «Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь» ( 1Тим. 6. 13–16 ). Богословская, историческая и гимнографическая составляющая данных отрывков

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

В «Вопрошании...» условно могут быть выделены следующие тематические блоки: вопросы богослужебной практики, отношение к причастию, пищевые запреты, присоединение к Православию «латинян», иноверцев и язычников, вопросы чистоты телесной и духовной применительно к посту и брачным отношениям, отношения полов у мирян и духовенства; много внимания уделяется материнству, детям, суевериям и проявлениям «двоеверия» и т. п. «Вопрошание...» - ценнейший и редчайший источник сведений о повседневной жизни древнерус. города, о ранней истории рус. христианства и пережитках язычества на Руси; оно продолжает практику «вопрошаний» киевского монашества 2-й пол. XI в. (прп. Феодосия Печерского, игум. Спасо-Берестовского мон-ря Германа, Иакова Мниха ), обращенных к греч. митрополитам ( Георгию , Иоанну II ), отличаясь от них большей тематической широтой. По-видимому, вопросы К. почти всегда были обусловлены реальной церковной жизнью. Приведем лишь неск. примеров: в ст. 4 речь идет о допустимости ростовщичества, называются размеры процентов (архиеп. Нифонт проявляет здесь сравнительно мягкую позицию, лишь призывая мирян снижать проценты); в ст. 33 упоминается такой пережиток язычества, как поклонение роду и рожаницам; в ст. 40 рекомендуются разные сроки предшествующего крещению поста для оглашенных: для славян 8 дней, для неславян («болгарину, половчину, чюдину») - 40 дней; в ст. 55 обсуждается вопрос о допустимости захоронения с иконой (наличие такой практики подтверждается данными археологии); в ст. 65 спрашивается, нет ли в том греха, чтобы «по грамотам ходити ногами» (речь, очевидно, идет о берестяных грамотах, к-рые бросали на землю после прочтения); в ст. 69 К. интересуется мнением архиеп. Нифонта о тех, кто заводят наложниц из числа собственных рабынь (как тайно, так и открыто), и т. д. К. также просит истолковать канонические правила. Обычно он ссылается на тексты, входящие в состав Ефремовской Кормчей (Древнеславянская Кормчая в 14 титулах без толкований). Сама вопросно-ответная форма «Вопрошания...» восходит к переводным с греч. языка текстам, входившим в состав Кормчих книг. Чаще всего К. упоминает правила патриарха К-польского св. Иоанна IV Постника, свт. Василия Великого, патриарха Александрийского св. Тимофея.

http://pravenc.ru/text/1840245.html

– Что же плохого в том, что качественные и совершенно необходимые для здорового питания группы продуктов более доступны? Сезонность продуктов и блюд существует абсолютно везде. Это позволяет сделать нашу жизнь ярче и интереснее. Да и просто зимой хочется огненного борща, а летом – холодника. Вы правы, некоторые продукты в сезон действительно гораздо вкуснее. Однако то, что зимой нам доступны не только квашеная капуста, но и замороженные овощи, фрукты и ягоды, собранные на пике спелости и потому сохраняющие в основном свои полезные свойства, позволяет сделать питание более сбалансированным и разнообразным.  Моя работа заключается в том, чтобы понять, как человек питается на регулярной основе, и при необходимости скорректировать питание и пищевые привычки. Так вот, я часто вижу в пищевых дневниках стереотипный и довольно однообразный набор продуктов и блюд, который так и тянет расширить. Диеты и запреты – как это работает – Работают ли диеты? Если да, то в каком случае? Всем ли показаны и правильно ли диету выбирать самому? Когда диета может навредить? – Диета в медицинском смысле – это специальное питание, которое помогает в лечении болезней. Диетология – не набор верований и мифов, а научная дисциплина, изучающая влияние разных аспектов питания на здоровье. Как и любое другое лекарство, эффективность и безопасность диеты для лечения заболевания должна быть подтверждена в исследованиях. Например, людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями рекомендуется DASH-дuema (эта аббревиатура расшифровывается как «диетический подход к лечению гипертонии»). При диагностированной целиакии – наследственном аутоиммунном заболевании кишечника – назначается безглютеновая диета. При аллергии на белки коровьего молока исключаются молочные продукты. В этом случае задача диетолога состоит не только в том, чтобы объяснить пациенту, что нужно исключить из питания, но и в том, чтобы найти адекватные замены. Иначе могут возникать пищевые дефициты и в целом снижается качество жизни. Есть масса других заболеваний, которые требуют коррекции питания и модификации образа жизни – сахарный диабет второго типа, мочекаменная болезнь и так далее. Есть ситуации, когда пищевые ограничения не показаны, а рекомендуется полноценное и разнообразное питание. Например, при акне и ряде других заболеваний кожи, которые часто безосновательно связывают с питанием. 

http://pravmir.ru/ochishhenie-podschet-k...

Вопросов, касающихся невоздержанности в пище и употребления запретных («нечистых») продуктов, не так уж много, и они достаточно устойчивы. Практически в каждом тексте встречается хотя бы один, а часто несколько вопросов, затрагивающих тему чревоугодия. 2.1. Употребление «скверной» пищи «Едала ли еси скверно что и давленину?» – статья, известная по большинству вопросников для мужчин и женщин. Перечень запретных продуктов разнится в отдельных текстах, но в целом составляет чёткую систему запретов. В основном упоминается мясо «нечистых» животных: «бобровина», «векшина», «медведина», «кровь животных или молозиво и давленные зайцы и тетерева», «конина в погани». 1031 Кроме того, запрещалось есть «звероядину» и «давленину». Чаще всего упоминаются медведина, бобровина, векшина (от векша – белка), так что в некоторых текстах составитель считал возможным привести одно из наименований и отказаться от дальнейшего перечня, закончив вопрос словами: «или иных скверных мяс не едал ли?». Термины, употребляемые в статьях, свидетельствуют о том, что составлялись они на Руси, хотя сама тема «скверноядення» намного древнее русских исповедных текстов. Пищевые запреты восходят к ветхозаветным текстам, в которых скрупулёзно перечисляются «нечистые» животные, а также запрещается вкушать кровь животных, поскольку кровь считается материальным вместилищем души живого существа. В момент смерти необходимо позволить стечь крови убитого животного на землю, только в этом случае его потом можно употреблять в пищу. Если же кровь осталась в теле животного, то его нельзя есть, даже если животное относится к разряду «чистых». Отсюда запрет употреблять в пищу погибших от удушения («давленных») животных. Поэтому нельзя есть «звероядину», т. е. добычу, пойманную и убитую (задавленную) хищниками и по какой-то причине недоеденную ими; поэтому порицалось увлечение охотой. 1032 Обратим внимание на упоминание конины, которую кающийся мог есть «в погани». Это чтение известно по тексту XIV в. М- Соф. 1056 , причём вопрос в такой формулировке читается только в тексте, обращённом к мужчинам. В парном тексте для женщин, записанном в той же рукописи на соседних листах, мы видим традиционный вопрос о бобровине и векшине. В вопросниках XV–XVII вв. статей о «конине в погани» не встречается. Этот пример показывает, насколько точно соответствовали исповедные вопросники реалиям того времени, когда они были составлены. Вопрос, подразумевающий долгое пребывание мужчины среди «поганых», основу пищи которых составляла конина, запретная для христианина, теряет актуальность в XV–XVII вв., но полностью сохраняет её в XIV в. 2.2. Пьянство

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

( Гал. 3:24–25 ). Во времена Нового Завета человечество идет за Христом, потому вместе с Апостолом Павлом умерло для закона: Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу. ( Гал. 2:19 ). «Этим слова имеют двоякий смысл: или он говорит о законе благодати, потому что и благодать он обыкновенно называет законом, например, когда говорит: “закон Духа жизни… освободил меня” ( Рим. 8:2 ), или же разумеет здесь великий закон, желая показать, что через этот же самый закон он умер закону, то есть: “Самый закон убедил меня больше не следовать ему. И если после этого буду следовать ему, то этим самым нарушу его”. Как же и каким образом? Моисей, предсказывая о Христе, говорит: “Пророка воздвигнет вам Господь Бог из братьев ваших, как меня, – Его слушайте” ( Втор. 18:15 ). Таким образом, те, которые не повинуются Христу, преступают закон. Но мы можем и иначе понимать слова: “Законом я умер для закона” (законом закону умрох). Ведь закон повелевает исполнять все написанное в нем, а не исполняющего наказывает. Поэтому мы все умерли для закона, так как никто не исполнил его». (Толкование святого Иоанна Златоуста на этот текст). Поэтому, никакие пищевые запреты для христиан не актуальны. «Сие же достойным смеха мне представилось, яко некто обещался воздерживатися от свинаго мяса. Посему благоволи поучати таковых, чтобы воздерживались от неразсудительных зароков и обетов, и допусти употребление вещей неразнственных. Ибо никое же создание Божие отметно, со благодарением приемлемо ( 1Тим.4,4 ). Посему, как обет достоин смеха, то и воздержание не нужно». (28 правило св. Василия Великого ). «В крещении спогреблись вы со Христом, стали мертвы для закона. Почему же терпите у себя учащих сему, и думаете, что одни из яств законны, а другие противозаконны, и не принимаете во внимание, что в них ничего нет постоянного? Ибо все превращается в гной. «Заповедями» же и «учениями» назвал Апостол не закон, но неблаговременное их учение». (Св. Блаженный Феодорит. Толкование на послание Колосянам).

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-hristian...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010