Литература, посвященная правому движению в России, пополнилась интересным и фундаментальным изданием. Авторский коллектив (И.Е. Алексеев, Д.Д. Богоявлен­ский, А.А. Иванов, А.Д. Каплин, Ю.В. Климаков, М.В. Медоваров, Е.М. Михайлова, А.Д. Степанов, Д.И. Стогов) предложил читателям, как определили сами составители, «галерею портретов выдающихся русских правых государственных и общественных деятелей начала XX века, последних рыцарей по­следнего Царя», очерки «о жизнен­ном пути, политических взглядах и непримиримой борьбе этих лю­дей против революции» (с. 2). Мы бы назвали это задачей-минимум. На страницах 663-716 помещен вну­шительный список «руководителей и активных участников монархи­ческого движения» 1901-1922 гг., насчитывающий 776 имен. В книгу вошли жизнеописания 33 из них. (Эта цифра выглядит символично, вызывая ассоциации с таким же ко­личеством сказочных богатырей, призванных хранить «славный го­род» и его князя.) Среди героев «Правой России» - представители духовенства митрополит Антоний (Храповицкий), игумен Арсений (Алексеев), прото­иерей Т.И. Буткевич, протоиерей И.И. Восторгов, епископ Гермо­ген (Долганов), епископ Макарий (Гневушев), протоиерей М.В. Митроцкий; видные государственные, политические, общественные де­ятели, ученые, публицисты, по­эты: Е.В. Богданович, П.Ф. Булацель, В.Л. Величко, А.С. Вязигин, М.Я. Говорухо-Отрок, В.А. Грингмут, Ф.В. Дубасов, А.И. Дубро­вин, И.А. Думбадзе, П.Н. Дурно­во, Д.И. Иловайский, А.А. Кире­ев, Н.А. Маклаков, Н.Е. Марков, В.П. Мещерский, Б.В. Никольский, М. Пуришкевич, А.А. Римский-Корсаков, А.Т. Соловьев, Н.Н. Тиханович-Савицкий, ДА. Хомя­ков, С.Ф. Шарапов, ГА. Шечков, Д. Шереметев, А.А. Ширинский- Шихматов, И.Г. Щегловитов. Хотя авторы никак не объясняют выбор именно этих персоналий, но по прочтении книги он пред­ставляется удачным. Через биогра­фии названных выше деятелей мо­нархического движения читатель получает в достаточной степени цельное представление о политиче­ских идеалах и программе правых, организационных формах, основ­ных направ ления х и результатах их борьбы за сохранение монархии и единства Российской империи.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/10/...

­де, как основе православной церкви, не мог в России на­печатать своих богословских произведений, должен был их напечатать на французском языке. Бухарев претерпел настоящее гонение. Несмелов должен был переделать заключение своей диссертации о св. Григории Нисском в обратном смысле, чтобы она была принята в Духовной Академии Вл. Соловьев многого не мог напечатать в России и был всегда на подозрении. Духовная цензура делала невозможной развитие русской богословской мысли в России. Пусть не ссылаются на зависимость церкви от государства. Епископат всегда отличался низкопоклонством по отношению к государственной власти. Но если бы дать волю епископам, то духовный гнет был бы еще больше. Свободу утверждало не официальное православие, не церковная иерархия, а русский православный «модернизм», более верный истокам христиан­ства. Совершенно тоже было с соборностью. У Хомя­кова были гениальные интуиции о свободе и соборности, но они не соответствовали фактическому положению пра­вославной церкви. Соборность существовала в идее, а не в практике. Нужно решительно сказать, что у католиков гораздо больше свободы мысли, чем у православных и именно не в отвлеченной концепции, а в практике. Поэтому в католичестве возможна была богатая и разнообразная бо­гословская литература. Я не говорю уже о западном средневековье, когда свобода мысли в католичестве была велика, большая, чем в новое время. Поэтому в средневековье возможен был расцвет очень разнообразных, боровших­ся между собой богословских, философских, мистических школ, Ничего равного этому не было на православном во­стоке. И сейчас католическая мысль находить возможность двигаться, отвечать на проблемы нашей эпохи без того, чтобы быть окончательно удушаемой. Так наприм., среди французских католиков-томистов, т. е. людей дорожащих ортодоксией, создается целое движение неогуманизма, очень радикальное в вопросах социальных и культурных, стоя­щее на высоте современной проблематики. В этом движении участвуют и священники, монахи-доминиканцы и др. и их оставляют в покое. Ничего подобного нельзя себе предста­вить в православной среде, среди православного духовенства и монашества, которые прежде всего нуждаются в культур и просвещении. Самый обскурантский клерикализм возра­стаем среди православных. У нас есть только одиночки, находящиеся в трагическом положении. Для этой мучитель­-

http://predanie.ru/book/221184-stati-v-n...

   срв. кн. Н. Шаховской, Н. П. Гиляров-Платонов и Хомяков, Р. Обозр. 1895, октябрь;    «Замечания» о. А. В. Горского и др. материалы в Богослов. В., 1900, ноябрь;     В. В. Розанов, А. С. Хомя­ков, Нов. Путь 1904, 6, и «Около стен церковных», т. II, 1906;     свящ. П. Флоренский, Около Хомякова, Богосл В. 1916, 7, 8, и отд;    ответ Η. А. Бердяева, Хомяков и свящ. П. А. Флоренский, Р. Мысль 1917, февраль;    срв. Б. Щеглов, Ранние славянофилы, как религиозные мыслители и публицисты, часть 1-ая, К вопросу о сущности учения Хомякова, К. 1917;     В. А. Троицкий (впоследствии Архиман. Илларион), А. С. Хомяков и древне-церковные полемисты, «Вера и Разум». Х., 1911, 18, с 731—748.    Напротив, кн. С. Н. Трубецкой подчеркивал, что «богословие Хомякова и его последователей не соответствовало древним нормам православия и заключало в себе уклонения от них», но в римско-католическую сторону, — преувеличение учения о Церкви, превращение его в основной догмат вероучения (Соб. сочинен., том 1, 445—446).    «Отрывок» из записок Ю. Ф. Самарина в «Татевском сборнике» С. А. Рачинского, 1899, приведен у Флоренского.    Отзыв арх. Кирилла Наумова приведен у А. Котовича, Духовная цензура в России. СПб. 1909, с. 422—423.    Неясно, кто из духовных лиц читал «Опыт» Хомякова («Исповедание») в рукописи, но, по его собственным словам, «все те, которые прочли, согласились, что оно вполне православно и только к тиснению неудобно и сомнительно» (из письма Хомякова к Ив. Аксакову, VIII, 341). По-видимому, это был М. Филарет. В 40-ых годах отношения Хомякова и Филарета были до­брыми и митрополит с особенным сочувствием слушал рассказы Хо­мякова об Англии, о ее духовной жизни и новых стремлениях (см. VIII 415).    Критика славянофильства у Соловьева, Национальный вопрос, Собрание Сочинений, т. V, очень пристрастна.    О Сарториусе он знал, повидимому, только по ссылке на него у Перроне (Сочин. V, 172);    сравни его указания на источнике славянофильства в пись­ме к брату, Мих. Серг., 1887, Письма, IV, 107: «По части источников славянофильского учения о Церкви, кроме Мелера и Сарториуса, тебе не­обходимо познакомиться с французской школой традиционалистов, главные представители коей суть de Bonald u Lamennais (в первую по­ловину его деятельности, именно в сочинении Sur l " indifference en matiere de la religion), и сверх того и в особенности с сочинениями некоего Bordas Demoulins, о котором мне Ю. Ф. Самарин сам говорил, что его идеи о Церкви очень сходны с Хомяковым. Полагая, что Ю. Ф. узнал о нем от Хомякова же, т. ч. сродство идет, пожалуй, и не бы о случайным».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вопрос о Церкви был для него ис­ходной посылкой и одновременно конеч­ным результатом всех богословских ис­следований. Не случайно священник П. Флоренский, говоря о значении Хомя­кова для славянофильства, писал: " Вся­кий вопрос о славянофилах на три чет­верти обращается в вопрос о Хомякове, и самая славянофильская группа мыслится как " Хомяков и другие " ... Хомяков был и остается идейным центром и руководите­лем славянофильской мысли не только или, точнее, не столько сам по себе, сколько по занятому им месту. Он ведь преимущественный исследователь того священного центра, из которого исходили и к которому возвращались думы сла­вянофилов, - Православия или, точнее, Церкви... Славянофильство сети миро­воззрение, по замыслу непосредственно примыкающее к Церкви, и Хомяков - центр славянофильской группы, власти­тель славянофильских дум... Хомяков -  весь мысль о Церкви " 7. Это - справедли­вые слова, хотя отец Павел Флоренский и не всегда объективен в своих оценках Хомякова. Хомяков действительно явля­ется богословом по преимуществу среди славянофилов, ему принадлежит подав­ляющая часть богословских работ. И в них основной объем занимают размыш­ления о Церкви. Вопрос о Церкви - большой, многос­торонний, особенно в той специфике, в какой он представлен у Хомякова. Цер­ковь у него не просто одна из реальнос­тей христианства, она - средоточие, узел всех тех факторов, которые определяют человеческую жизнь во всем ее объеме, во всех сторонах: религиозной и обществен­ной, духовной и материальной, индиви­дуальной и коллективной. Она поистине " закваска " всего человеческого бытия. Какова же ее природа? Какою в ней находит себя личность? Что произошло с Церковью на Западе и в чем существо повреждения христианства в римо-католицизме? Каковы последствия раскола для западного христианства, для нравст­венной и общественной жизни Запада, его философской мысли? На какой, нако­нец, основе возможно восстановление единства христиан Востока и Запада, а с ним и создание целостной культуры? Вот некоторые из вопросов, входя­щие в общую богословскую систему сла­вянофилов, которые будут затронуты в дальнейшем изложении.

http://radonezh.ru/analytics/bogoslovski...

" Общество " увидело в славянофильских призывах к народности, к Православию, к познанию в единстве любви какое-то ретроградство2; для богословия же (офи­циального) призывы к святоотеческому богомыслию явились чуть ли не угро­зой... Православию3. Именно поэтому А. С. Хомякову, признанному вождю славянофилов, так и не удалось увидеть изданными свои богословские сочинения. Только через 19 лет после его кончины, в 1879 году, они впервые вышли в свет в России. Судьба трудов его сподвижников была в основном подобной. И в этом то­же можно видеть одну из причин " непо­пулярности " славянофилов. Единствен­ный дореволюционный крупный исследо­ватель наследия Хомякова профессор В. Завитневич справедливо писал: " Хомя­ков все еще остается у нас непризнан­ным. Хомяков не признан потому, что не понят, не понят потому, что не изучен, не изучен потому, что в жизни просвещен­ного класса нашего общества, в области как умственной, так еще более религиоз­но-нравственной было и есть слишком мало условий, благоприятствующих изу­чению и пониманию этой колоссальной личности. Окрещенный еще при жизни односторонней кличкой славянофила, он и по настоящее время вращается в нашем образованном обществе с этим убогим ярлыком, скрывающим от глаз мало чи­тающих и еще менее думающих людей изумительное богатство и разнообразие действительного содержания души этого феноменального по своим дарованиям человека " 4. Наследие славянофилов - богословс­кое, философское, литературное - до сих пор мало изучено. А оно между тем и сей­час, столетие спустя после их жизни, ни­сколько не потеряло своей значимости. На повестке дня продолжает так же, если не более напряженно стоять проблема " Россия - Запад " - как в социальной и культурной областях, так и в богословс­кой, то есть в тех, в которых так много сделали славянофилы. Что нового привнесли славянофилы в русское богословие? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, хочется вспомнить известную мудрость: " Все новое - это хо­рошо забытое старое " . К творчеству славянофилов она особенно приложима.

http://radonezh.ru/analytics/bogoslovski...

" Я уверен, - пишет Хомя­ков, - в справедливости того мнения, что важнейшее препятствие к единению зак­лючается не в различиях, которые броса­ются в глаза, то есть не в формальной стороне учений (как вообще предполага­ют богословы), но в духе, господствую­щем в западных Церквах, в их страстях, привычках и предрассудках, в том чувст­ве самолюбия, которое не допускает соз­нания прежних заблуждений " 17. Поэтому Хомяков призывает западных христиан " совершить нравственный подвиг: выр­ваться из рационализма, осудить отлуче­ние, произнесенное на восточных бра­тьев, отвергнуть все последующие реше­ния, истекшие из этой неправды, восста­новить в своей душе единство Церкви... и себя в ее единстве " (с. 94). " Осудить прес­тупление, содеянное заблуждением ваших отцов против невинных братьев, - гово­рит он, - вот единственное условие, могу­щее возвратить вам Божественную исти­ну и спасти от неизбежного разложения всю вашу духовную жизнь " (с. 147). " Ужели, - восклицает он, - так трудно совершить акт простой справедливости?! Признать, что по долгу совести вы долж­ны повиниться перед оскорбленными ва­ми братьями и сказать им: " Братья, мы согрешили против вас, но примите нас снова, как братьев возлюбленных " , - признать этот долг и выполнить его, - ужели это так трудно, так невозможно? " (с. 147). Хомяков видит глубину той пропас­ти, которая пролегла за века разделений между христианами Востока и Запада, и в то же время он исполнен веры в то, что Божья правда восторжествует и что неис­требимое в человеке чувство истины по­бедит заблуждение. " Бог во время, Им определенное, приведет снова европейс­кие племена в лоно Церкви " (с. 207). На этом светлом слове надежды можно и закончить настоящее сообщение. Здесь затронута лишь весьма малая часть вопросов (главным образом цент­ральный вопрос - о Церкви), входящих в общее богословское наследие славянофи­лов. К тому же и внимание обращено почти исключительно на воззрения Хо­мякова. Но учение Хомякова о Церкви - основное в богословии славянофилов, оно - ключ к пониманию всех других бо­гословских проблем, поднятых Хомяко­вым и другими славянофилами старшего поколения.

http://radonezh.ru/analytics/bogoslovski...

Мысль действительно оригиналь­ную, самобытную и глубокую на­ходим, напротив, у тех, кто остал­ся в истории под именем славяно­филов. Одним из важнейших пунк­тов, в котором они видели принци­пиальное различие между Востоком и Западом, Церковью Православ­ною и западными конфессиями, пунктом, определившим специфику всего политического, экономичес­кого и культурного развития Рос­сии и Запада, является ярко про­явивший себя в различном харак­тере образованности вопрос о при­оритете веры или разума (рассуд­ка) в жизни человека и общества. Утверждение на Западе образо­ванности, в которой рассудок выс­тупает в качестве верховного и не­погрешимого судьи во всех вопро­сах веры и жизни, привело, по убеждению славянофилов, к ох­лаждению там живого религиозно­го чувства, безразличию к вере и полному неверию, к материализму и эгоизму, то есть к уничтожению главного в христианстве — любви, а следовательно, и потере Бога как в душе, так и в общественной жиз­ни. Этой «образованностью» в первую очередь опасен Запад для России — а не своими научными, техническими и культурными дос­тижениями. Ибо такая образован­ность принципиально противосто­ит образованности древнерусской, состоящей в воспитании в первую очередь духовной цельности чело­века на основе веры и жизни пра­вославной. Об этом особенно много и убедительно пишут А.С. Хомя­ков и И.В. Киреевский 9. Киреевский прямо утверждает, что «противоречие основных начал двух спорящих между собою образованностей есть главнейшая, если не единственная, причина всех зол и недостатков, которые могут быть замечены в русской земле»10. Жизнь народа и его будущее зависит от правильности его мыслей, то есть от правильного состояния и направ­ления его ума. Отсюда первосте­пенную значимость приобретает вопрос: что считать нормой и как приобретается она умом? Запад и Восток, оказывается, понимают это весьма различно. Киреевский пишет, что, «стремясь к истине умозрения, восточные мыслители заботятся, прежде всего, о правиль­ности внутреннего состояния мыс­лящего духа: западные — более о внешней связи понятий. Восточные для достижения полноты истины ищут внутренней цельности разу­ма... Западные, напротив того, по­лагают, что достижение полной ис­тины возможно и для разделившихся сил ума... Бесчувственный холод рассуждения и крайнее увлечение сердечных движений почитают они равно законными состояниями человека»11.

http://radonezh.ru/analytics/krizis-dukh...

Гуськова сообщила о происшедшем в районный отдел НКВД, который потребовал к себе директора дома инвалидов, но тот не явился, хотя его вызывали несколько раз. Он не считал себя подотчетным НКВД и ни на какие вызовы не реагировал. Тогда его вызвали в районный комитет ВКП(б), чтобы там встретиться с ним. Но на тот момент Кольцов был исключен из партии и, бу­дучи беспартийным, послал вместо себя счетовода Василия Хомя­кова. Районный отдел НКВД по заявлению Гуськовой приступил к формальному следствию. 8 апреля на допрос была вызвана Ната­лья Гуськова, 10 апреля – Петр Кольцов и Василий Хомяков. Приехав в Полухтино, Анна сообщила верующим, в том числе и анемнясевским, где поселилась блаженная Матрона, и к той на­чалось настоящее паломничество. Иные успели за короткое время приехать к блаженной по нескольку раз. Хозяйка квартиры также не скрывала, что у нее живет блаженная Матрона, и, привлечен­ные рассказами о ее подвигах и прозорливости, стали приходить и те, кто не знал ее раньше. Причащать блаженную возили на са­ночках в ближайший храм – Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе. В середине апреля Дарья Шубина, жившая в деревне Корякино, посетила в Полухтине Анну Харитонову и попросила, чтобы та, когда будут перевозить блаженную Матрону, завезла ее к ней погостить, хотя бы на время. 5 мая Дарья получила телеграмму: «Выехали, встречай, выезжай в Туму». Дарья наняла крестьянина с лошадью, жителя деревни Корякино, и вечером Анна и Василий Харитоновы, Дарья Шубина и блаженная Матрона прибыли в Корякино. Дарья поместила блаженную в своем доме, а Харитоновы ушли к себе в деревню Полухтино. В храме великомученицы Параскевы в Шеянках после ареста отца Александра Орлова служил иеромонах Валентин (Ракитин). К нему 7 мая около 4 часов утра пришла незнакомая женщина и попросила причастить остановившуюся в доме Дарьи Шубиной блаженную Матрону. Исповедав и причастив блаженную, иеро­монах Валентин порекомендовал Дарье зарегистрировать ее как вновь прибывшую в сельсовете. Все это время сотрудники НКВД продолжали расследование обстоятельств исчезновения блаженной и поиск ее местонахож­дения. На расписке при освобождении блаженной из дома инва­лидов Анна Харитонова указала свой московский адрес, по которому ее и разыскали. 9 мая она была арестована и допроше­на. Анна сообщила, что блаженная была перевезена ею к Вассе Самылкиной в Большой Казенный переулок, но где блаженная находится сейчас, она говорить не хочет. На следующий день сотрудник НКВД допросил ее сестру Александру Харитонову. Та показала, что ее сестра Анна увезла блаженную 5 мая в деревню Полухтино намереваясь поместить ее в доме брата, Василия Ха­ритонова. Допрошенная в тот же день Васса Самылкина под­твердила, что блаженную увезли в деревню Полухтино Бельковского района, сообщив, что она сама провожала блаженную, помогая ее нести.

http://fond.ru/kalendar/555/matrona/

Элемент манихейско-дуалистический можно найти в монашеско-аскетическом мировоззрении вообще, прежде всего в сирийской аскезе, но также и на Западе. Этот элемент не исчезал из исторического христианства. Наиболее свободен от него был св. Фома Аквинат, у которого было ослабленное чувство греха и зла и дуализм был лишь между естественным и сверхъестественным. У Бл. Августина, который не был русским, манихейский дуализм оставался силен и после того как он стал врагом манихейства. Русская же народное терпимое и жалостливое отно­шение к грешникам и злым, как раз противоположно дуалисти­ческому делению на царство света и царство тьмы. И оно евангельского происхождения. Это была самая христианская черта в русском народе. Нельзя переносить свойства византийского монашества на русский народ. Русскую же религиозную мысль XIX и XX вв., как раз обвиняют в слишком большом принятии космоса, который представляется проникнутым божественными энергиями. Православие космичнее католичества, в нем центральное место занимает идея просветления и преображения твари и воскресения. Но русское пра­вославие сложно по своему составу, в нем есть несколько элементов — монашески-аскетический, византийский по происхождению, космический, обращенный к освящению и просветлению твари, с которым связана и народная религиозность и софиология религиозной интеллигенции, и историософско-эсхатологический, обращенный к исканию царства Божьего. Г-жа Данзас не разби­рается в этих элементах. Русская религиозность для нее разделя­ется на официальную церковность, тесно связанную с государством и национальностью, значение которой она очень преувеличивает, и на религиозность народную, которая для нее вся сектантская и Русскую религиозную философию г-жа Данзас не понимает, ей совершенно чужда ее проблематика. С точки зрения своего консервативного католичества она вообще не допускает новой проблемати­ки в религиозном сознании. Особенно поражает непонимание Хомя­кова, который наиболее антипатичен для католиков, и неверное изложение славянофильства.

http://predanie.ru/book/221184-stati-v-n...

У Хомякова есть небольшая работа, которая называется " Опыт катехизического изложения учения о Церкви " или, как он ее надписал, " Церковь одна " . Эта работа и три его брошюры, которые на­зываются " Несколько слов православно­го христианина о западных вероиспове­даниях " , наряду с письмами к Пальмеру8 являются главными источниками изуче­ния богословского наследия Хомякова. " Церковь одна " начинается с опреде­ления Церкви, - определения необычного и весьма многозначительного для пони­мания всей системы мировоззрения Хо­мякова. " Единство Церкви, - пишет он, - следует необходимо из единства Божиего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся бла­годати... Единство же Церкви не мнимое, не иносказательное, но истинное и су­щественное, как единство многочислен­ных членов в теле живом " . Самое замечательное в этом опреде­лении то, что здесь, во-первых, решитель­но подчеркивается  богочеловечество Церкви - единство в причастности Богу всех творений, покоряющихся благодати Божией. Во-вторых, не менее решительно отвергается антропоцентрическая харак­теристика Церкви как общества, то есть собрания лиц " в их личной отдельности " , имеющих одинаковую веру, одинаковое крещение, одно священноначалие и так далее, - мысль, ставшая привычной для курсов школьного богословия9, ставя­щая Церковь в разряд партий, союзов, организаций чисто человеческого харак­тера. Таким образом, Церковь, по Хомя­кову, это не общность лиц, объединен­ных единством воззрений, устава, культа, - нет, не это Церковь, ибо таковые общ­ность и единство имеются и в других ре­лигиях, и в христианских общинах, отде­ленных от Православной Церкви, и в христианских общинах, лишь внешне принадлежащих Церкви (ср.: Откр. 3, 14-19). Церковь, по Хомякову, есть единство многочисленных членов в живом Те­ле Христовом, принадлежность Которо­му обусловлена причастностью Духу Святому. " Церковь же видимая, - пишет он, - не есть видимое общество христиан, но Дух Божий и благодать Таинств, жи­вущих в обществе " .

http://radonezh.ru/analytics/bogoslovski...

  001     002