Во всяком случае авторитет приведенных изданий заставляет думать, что число мусульман нужно обозначать более, чем двумястами миллионами. Значит, более тринадцати процентов населения земного шара оказывается мусульманами. В России это процентное отношение несколько меньше. Все население России приблизительно равно 130 миллионам. Мусульман в России более четырнадцати миллионов. Таким образом они составляют более одиннадцати процентов населения. Распределены они у нас очень неравномерно. IIo статистике Фурнье 7 миллионов мусульман приходится на русскую Азию, по русским статистическим данным эта цифра приходится на русскую среднюю Азию, где мусульмане составляют более 90 процентов всего населения. Кроме того их еще более ста тысяч в Сибири. Мусульмане составляют более трети населения Русского Кавказа, на Кавказе их немного менее четырех миллионов, между тем как все население не более девяти с половиной миллионов. Это говорят нам цифры. Но цифры без пояснений могут показаться неясными. Если в каком-либо государстве одиннадцать процентов населения остаются неграмотными, то мы ведь отлично понимаем, что этот процент может быть уничтожен очень скоро, лишь только в бюджете расходов будет увеличена соответствующая статья. Неграмотность, некультурность есть нечто отрицательное, это – мрак, рассеять который светом в известных случаях можно за определенные деньги. Религия есть сила положительная, которая может бороться и с образовательными стремлениями, и с государственными порядками. Сила религий определяется не числом только ее последователей, но тем еще, насколько она внедрена и укоренена в каждом из последователей. Религия может стать мертвой, может оказаться аксессуаром в жизни, нужду в котором никто не чувствует, но который сохраняется по традиции. Ислам – не такая религия. Ее последователи в общем убежденные, верующие люди. Факты недавнего прошлого и настоящего убеждают в этом. России до шестидесятых годов XVIII столетия пришлось вести упорную борьбу с мусульманами на Кавказе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

В 1860-е гг. в Риме вышло двухтомное издание свода канонического права, выполненное кардиналом Питрой: «Juris ecclesiastici graecorum historia et monumenta» (История и памятники церковного права греков). Тексты канонов Питра снабдил обширными комментариями; многосторонняя ученость комментатора уживается с откровенной тенденциозностью. Его главная цель - доказать, что на Востоке до разделения церквей папу признавали главой Вселенской Церкви. В текстологическом отношении издание кардинала Питры превосходит все более ранние издания. Питра пользовался лучшими рукописями европейских библиотек, в том числе Москвы и Петербурга. Появившиеся на Западе критические издания свода канонического права Древней Церкви позволили поставить канонику на высокий научный уровень. Главными центрами науки вновь, как в средневековье и эпоху Реформации, становятся богословские и юридические факультеты. Лучшие системы и учебники церковного права в XIX веке написаны немецкими учеными Вальтером, Рихтером, Хиншиусом, Р. Зомом. К числу самых значительных западных канонистов XX столетия принадлежат: Крузель, Февр, Мартимор, Фурнье-ле-Брас, Штиклер, Лёнинг, Куртшейд, Стаффа, Фюрст. Для нас особый интерес представляют те труды западных ученых нового времени, которые посвящены исследованию источников канонического права Православной Церкви. В середине XVIII века братья Баллерини написали двухтомный труд на латинском языке, посвященный истории источников права Древней Церкви до появления «Лже-Исидоровых декреталов». Это исследование отличается тонким критическим анализом текстов, оно и до сих пор не утратило своей научной ценности. Истории источников древнего церковного права посвящены работы ученых XIX столетия: У. Брайта, Бинера, Мортрёля, Цахариэ фон Лингенталя, И. Чижмана. В наше время одним из самых компетентных знатоков древних канонов является П. П. Жоанну. Однако его исследования страдают тенденциозностью. Усилия Жоанну доказать, что в Древней Церкви главенство папы было не претензией Рима, а реальностью, признаваемой Соборами и Святыми Отцами, несостоятельны, несмотря на всю изощренность его аргументации.

http://sedmitza.ru/lib/text/432344/

Скоро виноградное вино показалось слабым, и появились другие опьяняющие напитки ( Ис. 5, 22 ). Они распространялись у всех народов. Древние египтяне фабриковали жэипт, крепкое вино из ячменя, индусы – «сому», китайцы, едва ли не первые в этом деле, – крепкое питье из финиковой пальмы. Через арабов рецепт этих напитков был доставлен в Европу и разработан здесь в средние века сперва в пресловутое снадобье якобы от всех страшных случаев и болезней (до чумы, холеры и старости включительно), в так называемую «воду жизни» (aqua vitae, l " eau de vie), или спирт по-теперешнему, а потом, когда люди узнали, что гораздо интереснее прописывать его себе как средство для «расширения человеческой личности» 309 в более легких случаях и жизненных затруднениях, чем предсмертные болезни и старческое бессилие, то алкогольные напитки получили самое широкое распространение. • Степень влияния Если и всегда страсть к вину была распространенной 310 мало кто укрылся от этого «зелия» (как назывались возбуждающие напитки у нас в Древней Руси), когда к нему приложила свою руку посредством современных знаний и изобретений культура. Даже гениальные ее «светочи» и «двигатели» не устояли. Примеры: 1 . Гете в знаменитом погребке Ауэрбаха в Лейпциге пишет несколько сцен из Фауста, а Гейне – свое знаменитое обращение к бременскому ратскеллермейстеру. 2 . Расин часто засиживается в кабаре «Белого барашка», где хозяйкой была знаменитая «la veuve Bertin». вдова Бертэн (франц.)) 3 . Виктор Гюго, Тьер, М. Фурнье, Беранже и другие сходятся за этим же делом у «la тиге Saguet» 311 мамаша Сагэ (франц.)) 4 . Наш славный Пушкин 312 следующим образом заканчивает письмо к Ф. Вигелю из Одессы (1823 г., ноябрь), по обыкновению уснащенное кощунствами и площадными выражениями: «...У нас холодно, грязно – обедаем славно – я пью, как Лот Содомский, и жалею, что не имею с собой ни одной дочки. Недавно выдался нам молодой денек – я был президентом попойки, все перепились и потом поехали по ». Так образуется неразрывная цепь порока, внутренние связи между отдельными звеньями которой столь хорошо вскрыты всеми святыми отцами: 1) чревоугодие, или – по приемлемой терминологии Лескова – «жратва» 313 2) вино и 3) женщины – но их наименование в терминологии Пушкина уж вовсе непристойно.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Маршал Виктор был очень озабочен нашим опасным положением, так как достаточно было бы быстрого натиска русских, чтобы сбросить нас в Березину. Он отыскал меня и благодарил за поведение моих отрядов, прибавив, что только на них одних он может всецело понадеяться; он хотел доложить об этом императору, который, без сомнения, наградит нас особенными знаками отличия и вполне заслуженным нами французским орденом. Однако в знаменитом XXIX бюллетене не было ни слова благодарности баденским отрядам; отмечен был один лишь генерал Фурнье, покинувший благодаря ране с самого начала поле сражения. Потери наши были велики... В баденской бригаде насчитывалось 28 офицеров убитых и раненых... Убитых унтер-офицеров и солдат было более 1100 человек. Лейтенант Гелер 413 , проверяя наличных вооруженных солдат, насчитал их всего только 900 человек. Во всей армии не было генерала, способного нести службу, и мне пришлось вечером принять команду над всеми сохранившимися еще отрядами. Полковник Жентиль 414 из бергской бригады доложил мне, что у него осталось лишь 60 человек, в дивизии Жирара было только 200 или 300 поляков 415 , от двух саксонских полков оставались жалкие остатки 416 , готовые растаять. Все корпуса армии сражались усердно и самоотверженно, и французская артиллерия достойно поддержала честь своего оружия, выступив против превышающего ее силой неприятеля. Я сел за ужин, приготовленный моим поваром Вернлейном и егерем Гидеманом, и запивал его родным вином, доставленным мне обозом лейтенанта Гама. Ужин мой состоял из зайца, которого затравили во время сражения мои борзые собаки, которых я привез из Смоленска. Чтобы отыскать съестные припасы, солдаты разграбили покинутые около мостов фургоны; они нашли в них только предметы роскоши, что объясняется тем, что вместе с армией Москву покинули все французские торговцы и артисты. Рядом со мной стоял фургон императорского Главного штаба. Его разграбили и нашли там великолепные географические карты. Солдаты нанесли мне всякого рода погон. Но что заинтересовало меня более всего – это была целая коллекция атрибутов масонов, которые, как известно, пользовались во французской армии большим уважением...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

356 Речь идет о кронпринце Вюртембергском Вильгельме Фридрихе Карле (Wilhelm), который в 1812 г. командовал Вюртембергским корпусом, входившим в состав 3-го армейского корпуса Великой армии. 358 Прошел слух, что Кутузов сделал это неправильное донесение, чтобы отомстить Чичагову, благодаря интригам которого от него отобрали командование армией на Дунае. Таким образом, у адмирала пропало дело, успех которого всецело пал бы на него. 359 Дендельс (Daendels) Герман Виллем (1762–1818) – маршал Голландии. В 1812 г. в чине дивизионного генерала командовал 26-й дивизией пехоты 9-го армейского корпуса Великой армии. 360 Дама (Damas) Франсуа Этьен (1764–1828) – дивизионный генерал. В 1812 г.– в чине бригадного генерала командовал 1-й бригадой 26-й дивизии пехоты 9-го армейского корпуса Великой армии. Ранен в сражении на Березине. 361 Фурнье-Сарловез (Fournier-Sarloveze) Франсуа (1773–1827) – барон, бригадный генерал. В 1812 г. – командир 31-й бригады легкой кавалерии 9-го армейского корпуса Великой армии. Ранен под Студянкой. С 30 октября (11 ноября) дивизионный генерал. 364 Блатман – Имеется в виду Блютер (Bluter), командир 1-го батальона 4-го Швейцарского полка пехоты 9-й дивизии пехоты 2-го армейского корпуса Великой армии. 365 Гюбер (Huber) – адъютант командира 2-го Швейцарского полка пехоты 9-й дивизии пехоты 2-го армейского корпуса Великой армии Никола Антуана Ксавье Кастеллы де Берлана. 367 Россле (Rosselet) Абрахам (1770–1850) – капитан 2-го Швейцарского полка пехоты 9-й дивизии пехоты 2-го армейского корпуса Великой армии. Мемуарист. 368 Имеется в виду командир 2-го Вислинского полка Легиона Вислы Императорской гвардии Юзеф Хлусович. 369 Абукир – остров, мыс и селение в Египте в дельте р. Нил. 8 марта 1801 г. при селении Абукир состоялась битва между англичанами и французами. 373 Ранним утром 14 (26) ноября небольшой кавалерийский отряд генерала Корбино переправился через Березину вброд, перевезя на своих лошадях некоторое количество вольтижеров. 376 Несмотря на большие потери, Наполеон сумел переправить через Березину основную часть генералитета и офицерского корпуса Великой армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Отметим, что Пеги и его друзья изучали социализм, разумеется, не по Марксу. Большое влияние на них оказали работы Ж. Жореса, Ж. Геда, а также их интерпретатора Л. Эрра, библиотекаря Нормальной школы, которого Пеги считал своим непосредственным учителем. Нужно заметить, что к концу XIX века все возрастающую роль во Франции стал играть рабочий класс, усилилось распространение социалистических идей. Уже в 1890 году образовалась рабочая партия; в 1893 году в парламент были избраны социалисты Ж. Гед, Э. Вайан, Ж. Жорес и другие. А в 1905 году была создана Французская объединенная социалистическая партия. Влияние социализма на умы французской интеллигенции растет. «О нем говорят, о нем пишут, им занято все наше общество», — отмечал А. Франс в 1892 году.  Но не все деятели культуры одинаково понимали смысл социалистического учения. Так, Ш. Пеги и Р. Роллан видели в нем нравственную силу, призванную обновить общество морально, в то время как Ж. Ренар, например, придерживался своеобразного «социализма чувств». Ален Фурнье и Жак Ривьер видели социалистические преобразования только как борьбу за достижение материальных благ, а Морис Баррес старался представить социализм не как научную теорию, а как своего рода новую религию. Такое разночтение социализма частично объяснялось разногласиями среди самих французских социалистов. Постепенно эти разногласия вызвали раскол в социалистической партии, усугубившийся делом Дрейфуса. Тем не менее социалистические идеи все больше захватывали общество. Ж.-Р. Блок считал социализм в то время единственным прибежищем «для веры, для энтузиазма, для коллективной самоотверженности…». Несмотря на утопичность социалистических взглядов Пеги, его отношение к этому вопросу было очень серьезным. В конце апреля 1895 года он пишет в письме к своему другу Камилю Бидо: «События, произошедшие на праздновании столетнего юбилея Нормальной школы,  заставили студентов занять определенные позиции по политическим и социальным вопросам. Я официально отношу себя к социалистам».  10 октября того же года Пеги опять пишет К.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Как считает Изабель Ривьер, в романе Le Grand Meaulnes автор, Ален–Фурнье, поставил себе задачу воссоздать, словно живой, элемент чудесного в мире, «где все видится в его сокровенной красоте». Великие художники говорят, что никогда не видят в природе уродства. Художник как бы позволяет нам увидеть его глазами некий фрагмент, где Целое присутствует так же, как солнце отражается в капле росы. Мир обращается к нам, словно живое существо, беседует с нами, вверяет нам свои тайные песни и краски, преисполняет нас радостью – и наше одиночество рушится. Мы общаемся с красотой пейзажа, человеческого лица или поэтического произведения так же, как общаемся с другом, и в нас возникает странное созвучие с реальностью, которая кажется нам частью нашей души, утерянной и вновь обретенной. Искусство «дефеноменализирует» окружающую реальность, и весь мир раскрывается в тайну. Здесь предел эстетического восприятия. Кьеркегор в своей известной философии стадий ставит вопрос: существует ли эстетический, этический или религиозный способ достичь высшей ценности? Средневековье воспевало Venusberg, царство упоения, где первенствует Дон Жуан. Он воплощает эстетический принцип существования, безраздельно отданного страсти и наслаждению жизнью. Но «женщина вдохновляет мужчину до тех пор, пока он не обладает ею», она может открыть ему бесконечность, но должна тотчас исчезнуть. «Первая любовь» – первый и единственно свежий романтический прорыв, дальше воображаемые миры погружают нас в иллюзии или мистификацию. Через абстрагирование Обольститель терпит неудачу, его искусство издает искаженный звук, мимолетные наслаждения оплачиваются страданиями жертв. Желание низводится на уровень геометрической формы, игры эротического ритма, в итоге возникает тревожная двусмысленность, теряется различение добра и зла. Требуется превзойти сиюминутную недостаточность, потому что любой наивысший момент сопровождается смертью . Наслаждающийся танцует над пропастью, отчаяние рождает в нем глубокую, безысходную печаль. Но в самой бездне отчаяния у человека рождается желание обрести себя, свою вечную ценность, и здесь мы переходим на уровень этики. Бездумно наслаждающемуся эстету противостоит моралист с его системой долга и ответственности. Он пытается преодолеть монотонность и скуку жизни постоянным обновлением и самоуглублением. Он может достичь ценности, скажем, источника свежей воды. Но этика бессильно останавливается перед фактом греха, виновности и тоски.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Серьёзным вкладом в нашу науку явились предпринятые в новое время на Западе критические издания древних источников. В конце XVI столетия немецкий учёный Левенклав издал источники византийского гражданского и церковного права «Jus graeco-romanum» (Греко-римское право). В 1661 году французы Вёлль и Жюстель (Voellus et Justellus) выполнили критическое издание древних канонических сборников, греческих и латинских – «Biblioteca juris canonici veteris» (Библиотека древнего канонического права). В 1672 году англиканский пастор Беверидж (Beveregius), впоследствии епископ, издал в Оксфорде в двух фолиантах Σινοδικον (Синодикон) – свод греческих источников канонического права. В первом томе он помести Правила Вселенских и Поместных Соборов с толкованиями Аристина, Зонары и Вальсамона, во втором – «Алфавитную Синтагаму» Матфея Властаря . Этим изданием пользовались не только на Западе, но и на Православном Востоке. По благословению архиереев их читали и переписывали. Издание Бевериджа легло в основу греческих «Пидалиона» и «Синтагамы». В 1860-е годы в Риме вышло двухтомное издание свода канонического права, выполненное кардиналом Питрой: «Juris ecclesiastici graecorum historia et monumenta» (История и памятники церковного права греков). Тексты канонов Питра снабдил обширными комментариями; многосторонняя учёность комментатора уживается с откровенной тенденциозностью. Его главная цель – доказать, что на Востоке до разделения Церквей папу признавали главой Вселенской Церкви. В текстологическом отношении издание кардинала Питры превосходит все более ранние издания. Питра пользовался лучшими рукописями европейских библиотек, в том числе Москвы и Петербурга. Появившиеся на Западе критические издания свода канонического права Древней Церкви позволили поставить канонику на высокий научный уровень. Главными центрами науки вновь, как в Средневековье и в эпоху Реформации, становятся богословские и юридические факультеты. Лучшие системы и учебники церковного права в XIX веке написаны немецкими учёными Вальтером, Рихтером, Хиншиусом, Рудольфом Зомом. Крупными канонистами XIX века были кардиналы Джованни Солья и Феличе Каваньис. К числу самых значительных канонистов XX столетия принадлежат: Крузель, Февр, Мартимор, Фурнье-ле-Брас, Альфонс Шитиклер, Вильгельм Бертрамс, Ханс Хаймерль, Клаус Мерсдорф, Уинфрид Айманс, К. Г. Фюрст, Прадер, Лёнинг, Куртшейд, А. Де Ла Гера, Хервада, Стаффа, Эуженио Корреко, Либеро Джероза.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

851       Джероза Л. Каноническое право в Католической Церкви. С. 22. См. также его: Carisma е diritto nella Chiesa. Milano, 1989; Diritto ecclesiale e pastorale. Torino, 1991; Das Recht der Kirche. Paderborn, 1995 (ряд переводов на европейские языки); Exkommunikation und freier Glaubensgehorsam: Theologische Erwägungen zur Grundlegung und Anwendbarkeit der kanonischen Sanktionen. Paderborn, 1995; L’interpretazione della legge nella Chiesa. Lugano, 2001; Teologia del diritto canonico: fondamenti storici e sviluppi sistematici. Lugano, 2005; A inmerpremação da lei na Igreja: Principios, paradigmas e perspectivas. São Paulo, 2005. 854       Histoire du droit et des institutions de l’Église en Occident/Sous la dir. J. Gaudemet, G. Le Bras. 18 vols. P., 1955–1996 (ряд томов переиздан). 855       См. его: La formation du droit séculier et du droit de l’Église aux IV et V siècles. P., 1957; L " Église dans 1’empire romain (IV–V siècles). P., 1958; Conciles gaulois du IV siècle. P., 1977 (совместно c Ш. Мюнье); Le Gouvernement de l’Église à l’èpoque classique: Le gouvemement local. P., 1979; Les Sources du droit de l’Église en Occident du IIe au VIIe siècle. P., 1985; Administration et Église, du Concordat à la sèparation de l’Église et de l’État/Sous la dir. J. Gaudemet. Genève, 1987; Le droit canonique. P., 1989; Les canons des conciles mèrovingiens (VIe-VIIe siècles). 2 vols. P., 1989 (совместно c Бригитт Бадеван); Les Sources du droit canonique (VIIP-XX0 siècle). P., 1993; Église et eite: Histoire du droit canonique. P., 1994; Droit de l " Église et sociètè civile (18е–20° siècles). Strasbourg, 1998; Introduction historique au droit. P., 2000 (совместно c Б. Бадеван); Sociologie historique du droit. P., 2000. 856       См. его: Histoire des collections canoniques en Occident depuis les Fausses Dècrètales jusqu " au Dècret de Gratien. 2 vols. P., 1931–1932 (совместно c Полем Фурнье); Introduction à l’histoire de la pratique religieuse en France. 2 vols. P., 1942–1945; Études de sociologie religieuse. 2 vols. P., 1955–1956; Institutions ecclésiastiques de la Chrémienmé médiévale. 2 vols. P., 1959–1964; L’Âge classique (1140–1378): Sources et théorie du droit. P., 1965 (совместно c Шарлем Лефевром и Ж. Рамбо).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28 Твор. т. 4, стр. 214; Migne t. 46. col 29B: Ψυχ στιν… οσα ζσα, νοε, σματι γανι α ασϑητι δναμιν ζωτιν α τν ασϑητν ντιληπτιν δι’ αυτς νιοσα. 29 Твор, т. 4, стр. 296; Migne, col. 124С: δπς λληλα συνδμ τοτων α νωσι σμα γνεται. Ср. ibid., t. 44. col. 77D. 30 Но, подобно неоплатонизму, св. Григорий не дает и ответа на то: каким образом схождение во едино сверхчувственных «качеств» созидает чувственное тело. «Это», говорить он, «.уже вне подлежащего исследования» (Теор., т. 4, стр. 296. Ср. Владиславлев, Философия Плотина, основателя новоплатоновской школы, 1868, стр. 131 и 158. Но ведь и современная наука, стремясь все создать из «не материального» электричества, тоже не дает объяснений как это может быть. 31 Слово σις (смесь, смешение) как известно, употреблялось первохристианскими богословами в смысле механической смеси, ближе, всего напоминающей, раствор. При этом сорастворенные вещества полагаются не теряющими, каждый, своих индивидуальных свойств. Чаще всего это пояснялось каплей вина, упавшей в море, или архаическим примером «огня, пронизывающего раскаленное железо». 32 Твор., т. I, стр. 189 «Об устроении человека» гл 27v; Migne. t. 44, col 225D: στηε δ δι πσης τοπς μετβλητον φ’ αυτο τ εδος, τν παξ πιβληθντων ατ πα τς φσεως σημεων ο ξιστμενον λλ πσαις τας ατ τ σμα τοπας μετ τν δων μφαινμενον γνοισματων. Обыкновенно, впрочем. Слово τ εδος переводится через русские слово вид, форма. Но по самому смыслу учения св. Григория, правильнее придать этому слову более общее значение типа, как характеризующее не только поверхностное отличие, но и весь индивидуальный образ каждого данного существа. 33 Твор., т. I стр. 297; Migne, t. 46, col. 125C: Λεπεται ον μαν α τν ατν ψυχς τε α σματος χν τς συστσεως οεσται. 34 Твор., т. 4, стр. 230: «Естество же духовное и непротяженное не терпит последствий расстояния». Это особенно справедливо теперь, когда современными воззрениями на сущности материи заполняется пропасть между молекулой и, например, туманностью Млечного Пути с поперечником в 15000 световых лет! См. Фурнье Дальбъ, Два новых Мира, 1911, ч. II.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008