«И лишь порой сквозь это тленье…» – строфа из стихотворения В. Ходасевича «Ни жить, ни петь почти не стоит…» (1922), вошедшего в книгу стихов «Тяжелая лира» (1923). «irritable reaching after fact andreason» (англ.) — «раздражающая погоня за фактом и обоснованием». «NOΣIN ЛОГОΣ» (греч.) — зд. приводить [разумные] доводы; «Пусть молвит: песнопевца жар…» – из стихотворения Е. А. Баратынского «Рифма» (1840). «De Recuperations Terrae Sanctae» (лат.) — «О возвращении Святой Земли» в романе Андрея Белого… – речь идет о романе А. Белого «Москва» (1924–1930). «Les Enfants terribles» (фр.) — «Трудные дети» (1929) — роман Ж. Кокто. «The High Wind of Jamaica» (англ.) — «Крепкий ветер Ямайки» (1929) — роман английского писателя и поэта Ричарда Хью за (1900—1976). «Le Grand Meaulnes» (фр.) — «Большой Мольн» (1913)— роман французского (писателя Алена-Фурнье (наст, имя Анри Фурнье; 1886— 1914). Ваггерль, Карл Генрих (1897—1973) — немецкий писатель, поэт, художник-график, автор романов «Хлеб» (1930), «Тяжелая кровь» (1931), «Такой, как я» (1963) и др. Гризе, Фридрих (1890—1975) — немецкий писатель, автор романов «Огонь» (1921), «Зима» (1927) и др. Вихерт, Эрнст (1887—1950) — немецкий писатель, поэт, автор романов «Побег» (1916); «Лес» (1922), «Мертвый волк» (1924), «Господень рыцарь Андреас Нюланд» (1926) и др. Блунк, Ханс Фридрих (1888—1961) — немецкий писатель, поэт, автор романов «Пляска смерти» (1916), «Битва с богами» (1925), «Большое путешествие» (1935), книги стихов «Баллады и стихотворения» (1937). Дуун, Олаф (1876—1939) — норвежский писатель, автор романов «Слепец» (1931), «Один в стране фей» (1932), «Пышная свадьба» (1932) и др. Пурр, Анри (1887—1957) — французский писатель, автор романов «Доблести, свершения и благородные деяния Гаспара де Монтаня» (Т. 1–4, 1922–1931), «Плохой мальчик» (1925), «Ветер марта» (1941) и др. Гийомен, Эмиль (1873—1951) — французский писатель, журналист, автор романа «Жизнь простака» (1904). Ле Руа, Гастон (1868—1927)— французский писатель, журналист, автор романа «Двойная жизнь Теофраста Лонге» (1904), «Тайна желтой комнаты» (1908) и др.

http://azbyka.ru/fiction/umiranie-iskuss...

Приключение возможно лишь в тех же условиях, в каких возможен вымысел, т. е. лишь там, где есть непредвиденность, выбор и свобода. Детерминизм (все равно психологический, социальный или бытовой), давно уже проникнувший в самую глубь современной литературы, не допускает идеи приключения. Менее всего допускает ее так называемый «авантюрный» (т. е. чаще всего уголовный) роман, построенный, как ребус или как задача на приведение к логарифмическому виду. Но и знаменитое предписание Чехова насчет того, чтобы «все ружья стреляли», слишком стесняет свободу замысла и приключению грозит войной. У Шекспира и Сервантеса, у Гоголя и Толстого вовсе не все ружья стреляют; подлинное приключение, где бы оно ни возникало, во внешнем ли мире или в душевной глубине, никак не может логически вытекать ни из предшествующих событий, ни из характера действующего лица, с которым оно случается. Если оно и вызвано какой-то необходимостью, то, по крайней мере, при возникновении своем оно должно казаться нечаянным и свободным. В поисках этой свободы и обращаются писатели все чаще к миру детей и, значит, к памяти и опыту собственного детства. Не надо думать, что это приводит их к банальному умилению и благонамеренной слащавости. О детях написал свою лучшую, неожиданно глубокую книгу Кокто («Les Enfants terribles»); о детях почти исключительно пишет один из одареннейших английских писателей младшего поколения, Ричард Хыоз, и «The High Wind of Jamaica» — книга, полная отравы, книга отнюдь не для детей, но книга, автор которой — поэт, именно потому, что умеет смотреть на мир глазами детства. В детстве или, лучше сказать, в отрочестве могут быть безумие и горечь, это очень хорошо видят и Кокто и Хьюз, но оба как бы страшатся за своих героев предстоящей им трезвой и тусклой взрослости. То же самое можно сказать и о лучшем, что дала литература этого направления в новом веке, о «Le Grand Meaulnes» Алена Фурнье, книге, вышедшей незадолго до войны, написанной совсем молодым и уже в 1914 году убитым автором, удивительной книге, где кажутся пленительными даже недостатки, даже какая-то особая предрассветная бледность языка, где два деревенских школьника живут в самом обыденном и все же волшебном мире, игрой и мечтой определяют всю свою дальнейшую жизнь, исполняют взрослыми людьми свои ребяческие клятвы и всей судьбой, всей кровью отвечает за то, чему они поверили детьми.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНЕДИКТ XII Бенедикт XII, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) Бенедикт XII, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (ок. 1280, Савердён близ Тулузы - † 25.04.1342, Авиньон; мирское имя - Жак Фурнье), папа Римский (20 дек. 1334 - 25 апр. 1342). В юности вступил в цистерцианский мон-рь Бульбон, затем перешел в мон-рь Фонфруад близ Нарбоны, где аббатом был его дядя Арнольд Нувель. Учился и затем преподавал в цистерцианском колледже св. Бернарда в Париже; получил степень магистра теологии в Парижском ун-те. После возведения его дяди в кардиналы стал аббатом мон-ря Фонфруад (1311). В дек. 1317 г. он был избран епископом г. Памье. В ходе инквизиторских расследований катарских ересей среди крестьян графства Фуа им был составлен «Регистр Инквизиции» (др. название «Регистр Фурнье» - Bibl. Apostolica Vaticana. Ms. 4030; текст см. в Duvernoy J. Inquisition à Pamiers. Toulouse, 1966). В 1326 г. он был назначен епископом Мирпуа. Папа Иоанн XXII дважды отмечал усилия Фурнье как инквизитора в искоренении ересей и в дек. 1327 г. возвел его в кардиналы. После смерти Иоанна XXII Фурнье был избран на папский престол, став третьим авиньонским папой и приняв имя Бенедикт. В начале правления Б. обнародовал программу реформ для всей Церкви, направленную против коррупции, непотизма и ересей. Б. серьезно рассматривал возможность возвращения апостольской кафедры в Рим или переезда во временную резиденцию в Болонье. В 1335 г. он начал реставрацию собора св. Петра и Латеранского дворца, однако большинство кардиналов-французов и франц. кор. Филипп VI были против переезда, в результате Б. еще прочнее обосновался в Авиньоне, перевезя туда из Ассизи папские архивы и начав строительство т. н. Старого дворца, фрески для к-рого был приглашен расписывать С. Мартини . Он реорганизовал нек-рые департаменты курии, упорядочил процедуру подачи и рассмотрения жалоб, реформировал папский трибунал - Апостольскую Пенитенциарию (булла «In agro dominico» 1338), учредил т.

http://pravenc.ru/text/78048.html

К тому времени Наташа пришла к Богу, воцерковилась. Она была крещеной, в детстве ее окрестила верующая бабушка. А вот Алена была некрещеной, так как к моменту ее рождения бабушка уже лежала больная, а больше некому было позаботиться о крещении ребенка. Теперь Наталья стала думать о том, как окрестить Алену, но та никак не могла собраться в церковь. Глаза у младшей сестры стали совсем грустными, и вела она себя так, как будто жизнь для нее кончилась. И продолжает она жить только по необходимости, не ожидая уже ничего хорошего от будущего. Когда Наталья поняла, что сестра пьет, то остановить ее уже не могла. Алена пошла в отпуск, и у нее начался настоящий запой. На работу идти было не нужно, и она пила и засыпала, а проснувшись, пила опять. Как-то Наташа приехала к сестре и услышала ее жалобы на то, что в квартире развелось много пауков. Она, Алена, уже и дихлофос купила, и с веником за ними гоняется, а их всё больше и больше. Наташа осмотрелась, пауков нигде не увидела, и это показалось ей очень странным. Ей и в голову не могло прийти, что у сестры, тоненькой и хрупкой, очень быстро развился алкогольный психоз. Возможно, более крепкая женщина до такого состояния дошла бы только через несколько лет, но Алена достигла его рекордно быстро. Наташа отобрала у сестры спиртное, которое та уже перестала от нее прятать, приготовила обед, уложила Алену спать и ушла. А на следующий день состояние Алены ухудшилось. Теперь сестра жаловалась, что пауки везде. И главное – появился среди них новый, самый большой, белый и противный, который лезет Алене прямо на ноги, и стряхнуть его она никак не может. Еще младшая сестра стала слышать за окном церковную музыку и пение, в котором четко различалось: «Аллилуйя тебе, Алена, аллилуйя!» Наташа, испугавшись, вызвала «скорую», узнала, что у сестры «белочка» – так назвал медбрат белую горячку. Медики оказались людьми опытными, спорить с Аленой не стали, а, наоборот, пообещали главного паука отловить и на шприц посадить, для чего демонстративно достали большой шприц и пригрозили пауку. И Алена охотно согласилась поехать с такими милыми и понимающими людьми, обещавшими прогнать нахальных пауков.

http://pravoslavie.ru/59677.html

И тогда она поняла, что делать. Она развернулась и бросилась ко входной двери. Странно: она была открыта. Не дожидаясь лифта, Алена помчалась, спотыкаясь и поскальзываясь, по ступенькам с восьмого этажа, а вслед ей неслись крики матери. На остановке ее ждала Катька. До храма – час езды на маршрутке. Обессилевшая Алена, держа подругу за руку, вошла, наконец, в бревенчатый храм. В какой-то момент отступили все переживания и тревоги. Ей казалось, что она вступает в сказочный мир, в котором когда-то родилась. Купель с горящими свечами, добрый и ласковый старенький батюшка, строгие лики на старинных иконах – неужели это всё наяву? — Крещается раба Божия Елена… И в этот момент будто внутри что-то разжалось, и кто-то за нее — та самая Алена, которую она столько звала? – заплакал беззвучно, обильными крупными слезами. Слезы лились потоком, и впервые в жизни глаза не болели, не горели огнем и не превращались в мутный целлофан. Она также явственно видела и батюшку, и иконы, и ревущую от радости Катьку. И… еще Кого-то рядом. Кто обещал утешать и укреплять, отныне и навсегда. Колокольни у храма еще не было. Но когда батюшка вынес Святые Дары, Алена отчетливо услышала колокольный звон. И, судя по тому, как все встрепенулись, — не она одна. После крещения подруги подошли к церковному прилавку. И Алена сказала: — Кать, а… Сережа? Катька поняла ее. — Алён, вот ты сейчас совсем-совсем чистая, Господь тебя очистил, и ты совсем рядом с Ним. Молись. Молись сейчас. Молись изо всех сил. И Алёна молилась. Потом записала молебны – святителю Николаю, Адриану и Наталии, Петру и Февронии, Кириллу и Марии… Приехав домой, она молча прошла в свою комнату. Сестренка принесла ей Данилку и убежала. Алена весь день просидела в обнимку с Данилкой, кормила его, укачивала, почти не спускала с рук. Наступил вечер. Телевизор за стеной задилинькал «Спокойной ночи, малыши», и Данилка спрыгнул с материнских рук и уверенно затопал в бабушкину комнату. Телефон, молчавший неделями, вдруг вызвонил смс. Это был Сережин номер. А в смс только два слова: «Открой дверь».

http://pravmir.ru/alyona-i-elena/

Постом Алена, которою в доме очень дорожили как исключительной поварихой и которой потому разрешалось чуть ли не ежедневное посещение церкви, совершенно, преображалась. Лицо становилось бледным, строгим и светлым, походка медленной, движения тихими; уста свои Алена постом старалась «не распечатывать», зная за собою дурную привычку постоянно ворчать на черную кухарку Надежду, которая была у нее в подчинении. Все с тою же Аленою попала мать на десятом году своей жизни впервые в православную церковь Введения во храм Пресвятые Богородицы, на углу Лубянки и Кузнецкого моста. Посещение ранней обедни в субботу на Страстной, которая в те времена служилась на рассвете, произвело на мою мать неизгладимое впечатление. Войдя на цыпочках в детскую, Алена с вечера сказала, что поутру разбудит, чтобы идти в церковь. Но будить ей своей барышни не пришлось. Взволнованная, с бьющимся сердцем уже давно сидит Машенька на постели и прислушивается, не встает ли Алена… Наконец–то в двери шёпот: «вставай, собирайся». С башмаками под мышкой спускаются обе по темной внутренней лестнице в переднюю. Сердце заходится от страха — как бы не оступиться, не зашуметь, не разбудить мачехи. Но вот все муки преодолены, Алена осторожно снимает огромный болт парадной двери и в лицо веет ночной холодный воздух. Темными, безмолвными тенями спешит народ в церковь. Вместе с народом, крепко держа Машеньку за руку, всходит и Алена на паперть. В церкви тоже темно, но мрак совсем иной: живой, трепещущий от лампад и свечей. Все молчат, но все же по церкви ходят шорохи. Посреди плащаница, перед нею духовенство в черных с серебром облачениях, скорбно поет хор, густо струится ладан. Машенька не совсем понимает, что происходит, но, творя за Аленой крестное знамение и покорно опускаясь на колени, она чувствует, что всю ее переполняют неведомые ей до сих пор любовь и жалость ко всем окружающим ее чужим, но близким людям. Ей хочется плакать, она обнимает свою милую Алену и обе выходят из церкви. На дворе уже светает. Грустная, грустная, что все уже кончилось, бежит Машенька с Аленой домой в отчаянии, что завтра будет все тот же томительный, одинокий день.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=844...

  — У кого еще из писателей вы встречали этот свет?   — У Ален-Фурнье, властителя моего литературно-мечтательного отрочества. В моем сознании местом действия «Большого Мольна» была Ла Шапель-Антенез, особенно когда речь там идет об отцовском доме. Образы моего детства перехватывали и вбирали образы Фурнье, и я ясно представлял себе все пейзажи, знал, где находится затерянная тропа. Она виделась мне в нашем деревенском парке при замке.   Валери Ларбо, Шарль дю Бос, Ален-Фурнье, Флобер — всех этих писателей я любил за то, что лежало за пределами текста, чего в нем, казалось бы, и нет, за какие-то вещи, которые, возможно, были заключены во мне самом. У них у всех я ощущал присутствие света. Среди книг, которые говорили о свете и сильно на меня подействовали, можно назвать тексты исихастов, византийских мистиков двенадцатого, тринадцатого, четырнадцатого веков, и «Русскую церковь» Арсеньева, где рассказывается о том, как несчастный больной человек, истерзанный страхом, приходит к священнику, монаху, тот кладет ему руку на плечо, и больной вдруг чувствует, как все его существо наполняется радостью, все вокруг озаряется, на него нисходит великий свет, и он выздоравливает.   Я сам не знаю, что значит этот свет. И не ищу в нем какого-то мистического смысла, мне просто интересно, что он значит с точки зрения психологии, чем объясняется моя потребность в нем, почему каждый раз, когда я чувствую в книге присутствие света, я бываю так счастлив.   — Мы начали с ваших литературных пристрастий, с писателей, которые произвели на вас впечатление и, быть может, оказали какое-то влияние на ваше творчество. Но раз уж мы затронули тему света, а она встречается в ваших пьесах и новеллах очень часто — во всяком случае, не реже, чем противостоящая ей тема грязи или трясины, засасывающих героя, или, в плане социальном, тема отчуждения, — то мы могли бы сделать сейчас небольшое отступление, чтобы попытаться выяснить, каковы литературные или другие истоки этих тем и какую форму они принимали или принимают для вас в жизни. Тогда мы лучше поймем и ваше восприятие мира, и смысл вами написанного. Поэтому я хочу сейчас спросить, были ли у вас, помимо чтения названных книг, какие-то собственные яркие переживания, связанные со светом?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=759...

Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Совета кантонов Швейцарии Жаном-Рене Фурнье 14 октября 2019 года 14 октября 2019 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в  Даниловом ставропигиальном монастыре  в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с председателем Совета кантонов Швейцарской Конфедерации Жаном-Рене Фурнье. С швейцарской стороны во встрече также участвовали: супруга председателя Совета кантонов Швейцарской Конфедерации Биргит Фурнье, Чрезвычайный и Полномочный посол Швейцарии в России Ив Россье, заместитель начальника Департамента международных связей и многоязычия Аппарата Парламента Швейцарии Йоахим Томашетт, научный сотрудник Отдела двусторонних связей и связей с ЕС/ЕАСТ Управления международных и межпарламентских связей Департамента международных связей и многоязычия Аппарата Парламента Швейцарии Софи Лаша Рорер, атташе по экономическим вопросам Посольства Швейцарии в России Кевин Бонвин. Со стороны Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата принимали участие секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев и секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов). Предстоятель Русской Православной Церкви, сердечно приветствуя гостя, отметил: «У меня особые чувства к вашей стране. Наверное, ни одну страну я не посещал так часто, как Швейцарию, потому что в Женеве находятся международные организации, и мне довелось часто бывать в этом городе и даже жить там в течение более трех лет, когда я был постоянным представителем нашей Церкви при Всемирном совете церквей и других международных организациях». Святейший Патриарх Кирилл упомянул о том, что история присутствия Русской Православной Церкви в Швейцарии ведет свое начало с 1816 года, когда был создан первый приход в Берне и в Женеве. И сейчас в различных городах этой страны проживает достаточно много русских православных, которых окормляют священники Московского Патриархата, а в Женеве можно увидеть прекрасные русские храмы в старой части города, отметил Его Святейшество.

http://foto.patriarchia.ru/news/vstrecha...

Алена ничего не поняла. Но пошла и дверь открыла. На пороге стоял Сергей. Сколько воды утекло с тех пор… «Алена, Алена…» — бывало, скажет муж и обнимет ее. Алена всё поймет и прижмется к нему. Хорошо жить в своем доме: никто не помешает поставить иконы и помолиться перед ними. Затеплить лампаду. Показать маленькому, как креститься. Никто не поперхнется чаем при слове «Бог». А за окном – церковь-новостроечка, и ее колокола утром и вечером зовут на молитву. А храм в честь родной своей святой Елены Алена с Сережей, конечно же, тоже не забывают. Вот видите – икона святой Марии Магдалины? Она в доме – в честь того, что в праздник святой Марии состоялось их венчание. В этом храме они крестили сына. А потом – еще одного сына. А потом – еще одного… Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 марта, 2024 6 марта, 2024 24 февраля, 2024 20 февраля, 2024 14 февраля, 2024 13 февраля, 2024 11 февраля, 2024 26 января, 2024 23 января, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/alyona-i-elena/

– Получилось? Мама смогла поисповедаться? – Да, – кивнул отец Димитрий, – это была настоящая Исповедь. Алена Состояние больной стало стремительно ухудшаться, и с конца января она была прикована к постели. Дочь, пока ухаживала за ней, сорвала спину: выбило несколько дисков, лопатка встала под неправильным углом, произошло защемление седалищного нерва, что причиняло сильнейшую боль. От этой боли Алена почти перестала спать, зато начала прихрамывать. При этом она работала допоздна, без выходных и праздников, чтобы оплачивать приходящую сиделку, памперсы и все, что связано с уходом за лежачим больным. Мир сузился. Прогулки – максимум 30 минут, магазины – только шаговой доступности. Дойти до соседнего сквера стало настоящим приключением. Алена даже в церковь на службу пойти не могла, приходилось просить отца Димитрия исповедовать и причащать ее на дому. Периодически Алене хотелось порубить шашкой мебель, как персонажу Олега Табакова в старом советском фильме. Тогда она садилась на кухне, подперев голову рукой, и вполголоса пела «Не для меня придет весна» и другие казачьи песни про смерть и тлен. Хуже всего было то, что у нее уже не осталось ресурсов на сострадание и нежность. Наступило полное эмоциональное выгорание. Рак желудка в терминальной стадии – это не просто смерть, это безобразие смерти Рак желудка в терминальной стадии – это не просто смерть, это безобразие смерти. Обнаженность физиологии, забывшей свое место. «Смотрите, дети мои, какое бедное животное есть человек!» – как говорил Петр Первый, мучительно умиравший от воспаления почек. Вскоре появились когнитивные нарушения. Тамара почти все время спала, даже телевизор уже не хотела смотреть, хотя прежде бесконечные сериалы были ее любимым времяпрепровождением. Дочь пока еще узнавала, но на простые вопросы ответить уже не могла, и как зовут сиделку – тоже была не в состоянии запомнить. «Пауэрлифтинг – это не мое», – почти без эмоций думала Алена, затаскивая обратно на диван потерявшую сознание и скатившуюся на пол маму.

http://pravoslavie.ru/126607.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010