Великий пост установлен в подражание сорокадневному посту Спасителя; Филиппов или Рождественский пост служит для приготовления верующих к достойному празднованию дня Рождества Христова. Петров пост соблюдается христианами в память получения Св. Духа в день Пятидесятницы и в воспоминание проповеди Апостолов, которые перед выступлением на нее постились ( Деян. 13:2, 3 ). Успенский пост установлен в напоминание о будущем преображении уничиженных тел благочестивых христиан ( Мф. 17:2 ; Флп. 3:20, 21 ) и для того, чтобы христиане соделывали себя достойными этого преображения, а также Успенский пост предписан и для воспоминания о славном Успении Богоматери. Почему сектанты: штундисты, баптисты, пашковцы-евангелики, молокане, меннониты, адвентисты и др. не признают постов христианских? Потому, что они – не христиане. Они отреклись от научения Христа Спасителя и Свв. Апостолов, и выдумали свои религии. Диавол научил и научает сектантов противиться Церкви Христовой и отвергать посты потому, что посты страшны для диавола, так как он, по слову Спасителя ( Мф. 17:21 ), «изгоняется постом». Отвергая посты, могут ли сектанты оправдаться такими словами Писания: «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» ( 1Кор. 8:8 )? Нет, не могут: в указанных словах не о посте речь, а говорится о пище, что она сама по себе – ни добро, ни зло: все от того зависит, как употреблять пищу. Грех не в пище, а в невоздержании, в непослушании Церкви, в удалении от общего ее подвига. Ап. Павел, на которого ссылаются сектанты, говорит о нем так: «усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор. 9ср. 7:5) Сектантское отрицание постов оправдывают ли слова Спасителя: «не то, что входит в уста, оскверняет человека» ( Мф. 15:11 )? Нет, не оправдывают, потому что, если изречение Господа понимать по-сектантски, тогда и все пьяницы, и обжоры могут говорить, что они не виновны в своем пьянстве и обжорстве, потому что они допускают излишки напитков и пищи в уста, а это, будто, не грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

538 . Ночь воскресения Господа нашего Иисуса Христа должно соблюдать с величайшим усердием; ибо Он сам – величайший. Никто посему в эту ночь пусть не спит до зари; тогда мойте тело водою, прежде чем приступить к пасхе, и весь народ пусть будет в свете. Ибо в эту ночь Спаситель снискал свободу для всей твари; и тогда праздник совершают небесное и земное и все, что на небе и земле, так как Он воскрес из мертвых и вознесся на небо и сидит одесную Отца, откуда придет во славе Отца и ангелов своих воздать каждому по делам его; делавшим добро в воскресение жизни, а делавшим зло в воскресение суда, как написано. Египетские каноны О том, что неприлично кому-либо вкушать что-нибудь на Пасху ранее часа, в который можно есть. Не может вмениться пост тому, кто не воздержится до часа, который составляет окончание поста. Но если кто болен и не имеет силы поститься два дня, то пусть по крайней мере постится в день субботы, но пусть довольствуется хлебом, солью и водою. Если же кто-либо в плавании и не знает дня Пасхи, то пусть он, когда узнает его, свой пост отложит на после Пятидесятницы. Ибо не Пасха то, что мы соблюдаем; что составляет образ, то минуло. Посему мы не сказали: во втором месяце 539 , но когда он узнает наверно (день Пасхи), пусть приступит и к посту 540 . Для обоих памятников Пасха – пост в честь страданий Христовых, но для первого в понятие ее входит уже и торжественное разрешение от поста в ночь воскресения. Другой, и, по-видимому, более сложный фазис в развитии пасхального ритуала, представляет Сирская Дидаскалия. Замечательна трогательность и одушевление, с которыми она говорит о Пасхе и которых нет в канонах Ипполита и Египетских. Интересна также та переработка, которой подверглись предписания Дидаскалии относительно Пасхи в Апостольских Постановлениях. Кроме того, что Пасху последние восполняют целым кругом новых праздников и постов: Рождеством Христовым, Богоявлением, Четыредесятницей, Фоминой неделей, Вознесением, Пятидесятницей и недельным постом после Пятидесятницы (Петров пост), самый тон предписаний о Пасхе Дидаскалии в Апостольских Постановлениях изменился, и не везде в лучшую сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Все остальные посты для мирян носят рекомендательный, а не обязательный характер. К примеру, следует учесть, что так наз. «Петров пост» изначально длился всего 6 дней и никакого отношения к памяти апостолов не имел: он начинался со следующего за Пятидесятницей понедельника и заканчивался после Литургии в воскресенье (т. е. тогда, когда у нас идет сплошная седмица). Так же и Рождественский пост изначально был в виде 3, а затем 10 дней перед Рождеством. Самый же «молодой» из всех постов — Успенский сначала слагался из двух разных постов: с 1 по 4 августа совершалось обнесение Креста вокруг городов и сел, покаянные молебны, а значит — и пост. Но, как правило, — этот пост длился до вечера, а на закате принимали уже «всю» имеющуюся пищу (т. е. постились с утра до вечера строго — ничего не вкушая и не пия). Затем был 1 день поста перед Успением (т. е. постились только 14 августа). Потом между ними перебросили мостик и связали постом 2 недели. При этом почему-то забыли, что с 15 августа отменялись посты среды и пятницы до самого 31 августа — именно «положение пояса Богородицы во Влахернах» было одновременно «отданием Успения». Но указанные выше обязательные для мирян дни и периоды нужно постараться провести в максимальной концентрации всех психофизических ресурсов личности на переживании религиозных событий, связанных с этими постами: уделить больше времени участию в богослужении или изучению его в домашних условиях; вникнуть в Писание; совершить какие-то дела дополнительного благочестия и самореализации. Рекомендуемые же периоды — по мере сил и с послаблениями. О церковных праздниках Сама этимология слова «праздник» восходит к понятию праздности, т. е. бездействию. Религиозную основу этому явлению мы находим в ветхозаветном покое седьмого дня: «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота [покой — евр.] Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и рабыня твоя, как и ты.

http://predanie.ru/book/221363-molitvosl...

116 О древности Великого поста свидетельствует также святой Игнатий Богоносец , поставленный в 66 г. по Р.Х. в епископа Антиохийского и правивший этой Церковью 40 лет. В послании к Филиппийцам святой Игнатий Богоносец дает наставление верующим: «Четыредесятницы не пренебрегайте: она служит подражанием жительству Христову». Петров пост, установленный Церковью в воспоминание апостольского пощения, по сошествии на них Святого Духа, в уготовление себя на всемирную проповедь Евангелия, ведет свое начало также с первых времен христианства. О нем уже упоминается в постановлениях Апостольских (кн. 5, 20 гл.). Посты Успенский и Рождественский ведут свое начало из глубокой христианской древности. 117 Посты еженедельные в среду воспоминание предания Господа на страдания и в пятницу во воспоминание самих страданий ведут свое начало также из глубокой древности и были известны уже во II веке. На эти посты указывается в вышеприведенном 69 апостольском пророчестве, а также и в постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 20). Сектанты отвергают православные посты, считают себя безгрешными, праведниками, а потому считают, что пост для них не нужен. В подтверждение своего учения они ссылаются на слова Спасителя: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека» ( Мф. 15:11 ). Но этими словами Священного Писания сектанты не оправдывают себя, если понимать эти слова Спасителя по-сектантски, тогда и пьянствовать и объедаться не грех , потому что еда и вино в уста входят, а не из уст, – но пьянство и обжорство грешно и лишают Царствия Божия. Вот что говорит об этом святой ев. Матфей. По совершении Иисусом Христом многочисленных чудес и исцелении больных, к Нему приступили фарисеи и книжники иерусалимские с вопросом: «Зачем ученики Твои нарушают предания старцев, ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб» ( Мф. 15:2 ). «Ибо фарисеи и все иудеи, держаясь предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и придя с торга, не едят, не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей» ( Мк. 7:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Для всякого церковного человека, имеющего в себе начатки Духа, дом – на небесах, а мы ужасно прилеплены к земле. Мы стараемся расположиться в этом мире так, будто мы здесь навечно. Хорошо бы нам даже в необходимой житейской суете никогда не терять чувство бездомности, естественное для всякого христианина! Как написано в «Послании к Диогнету» о христианах: «Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; участвуют во всем, как граждане, но все терпят, как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество и всякое отечество – чужая страна». Святой Павел уточняет, что это чувство бездомности буквально должно мучить христианина. «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:22-23). Всякий человек, имеющий начаток Духа, есть человек «стенающий и ожидающий Искупления». Кстати, этим объясняется, почему души гениальных, сверходаренных людей всегда разрывались от несказанной муки: они чувствовали свою инородность по отношению к миру. Именно отсюда томления души и трагедии жизни великих писателей, поэтов, художников, музыкантов. Дух домой просится! – вот причина всех этих трагедий. И чем больше даров Божиих, тем сильнее подобное чувство. О тоске по утерянному раю и пел наш талантливый поэт: «Дом стоит, свет горит, из окна видна даль... Так откуда взялась печаль? И вроде жив и здоров, и вроде жить – не тужить... Так откуда взялась печаль?» Все мировые страдальцы, о которых нельзя говорить без слез, – Бетховен, Шуберт, Шопен, Гоголь, Достоевский, Ван Гог – крещеные люди. Феномен страдающего гения – явление христианского бытия. Здесь правит Дух, влекущий человека на Небо с такой силой, что человек едва ли не разрывается пополам и платит огромную цену за свои бессмертные произведения. Писание также говорит нам, какими должны быть плоды Духа. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23). «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5:9). Для чего нам дается Дух Святой и Его дары? Для жизни в Церкви, для работы над нашим спасением. Даются, чтобы преумножить их и принести к ногам Христовым плоды. Вспомним, что дерево познается по плодам, а дерево бесплодное срубают и бросают в огонь (см. Мф. 3:10). Всякий же плод требует труда. Поэтому, кстати, через неделю после Пятидесятницы Церковь предлагает верующим Петров пост. Исполнившись Духа Святого, мы должны приняться за серьезную работу по выращиванию плодов духовных.

http://pravoslavie.ru/114845.html

И если на этом гнилом месте застанет нас Господь и разрушит оболочки наших душ, то мы окажемся в страшном смятении, потому что со всей ясностью обнажится наша чуждость и друг другу, и Самому Богу. Поэтому когда кто-то будет говорить, писать, показывать недоброе о наших знакомых или незнакомых, о великих или малых мира сего, шептать на ухо или трубить на весь мир, – вспомним слова праведного Никодима: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушает его?» Если мы неспособны даже на это, то никогда не будет для нас и высшего единения в любви во Святом Духе. Понедельник. О «малых», о согрешающих и о просящих День Святого Духа. Мф.18:10–20 Прошел первый день существования Церкви Христовой на земле. Вчера Святой Дух, сошед на Апостолов, сообщил полноту Божественных даров. Закончились праздничные дни, через неделю начнется Петров пост. Все совершилось, все дано, все открыто. Наступает время подвига, время терпеливого вынашивания семени и принесения духовного плода, который «состоит во всякой благости, праведности и истине». И сегодня, в нарочитый день Святого Духа, Слово Божие дает первые наставления, как жить в Церкви, в этом сообществе верных, призванных, искупленных и освященных Богом. Во-первых, «смотрите, не презирайте ни одного из малых сих». Кто же эти «малые»? Как о них говорит Сам Господь? А Он говорит, что «Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего небесного». Он говорит, что для того Он и пришел на землю, чтобы «взыскать и спасти погибшее». Он говорит, что если потеряется одна из Его овец, Он оставляет всех ради нее, и найдя, «радуется о ней более, нежели о» всех остальных. Ясно, что для Господа «малых» нет, и Он хочет, чтобы и мы это помнили. Но что делать, если брат причинил зло? Господь отвечает: «Если согрешит против тебя брат твой; пойди и обличи его между тобою и им одним. Если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего». Вот, первым делом – наедине, щадя его самолюбие, веря, что он поступил не по злу, а по неведению, – честно и прямо скажи ему. Мудрые люди советуют начинать подобные разговоры так: «Прости меня, брат, – меня смущает то-то и то-то». Если он не признает вины, то «возьми с собою еще одного, или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово». Может быть, слово этих людей, как беспристрастных, будет для него более веским. «Если же не послушает их, скажи церкви». Всему собранию общины, или – тому, кто уполномочен говорить от ее лица, кому дана власть судить, опираясь на слово Божие и на законы Вселенской Церкви. Если же и «Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Мы обычно поступаем наоборот. С самим согрешившим промолчим, чтобы «не связываться». Найдем «одного или двух», чтобы дать волю осуждению и негодованию. А потом потихоньку донесем начальству. Господь же учит и не бояться обличить в глаза, и найти силы порвать с упорным, чтобы не быть участником в чужих грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Особым образом почитаются апостолы Петр и Павел, именуемые «первоверховными». Петр уже при жизни Господа Иисуса Христа занимал особое положение в апостольской общине. Он чаще других апостолов упоминается в Евангелиях. Только ему — в ответ на его исповедание Христа Сыном Божиим было сказано Самим Спасителем: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф 16:18 ). После смерти и Воскресения Спасителя Петр фактически возглавил апостольскую общину ( Деян 1:15–22; 2:14–41 и др.). Для апостольского служения уже после Своего Воскресения Господь избрал и Павла. При жизни Спасителя Павел не был среди Его учеников, и после Его воскресения был активным противником и гонителем Церкви. Но обращение Павла ( Деян 9:1–19 ) имело огромное значение для христианства. Из гонителя Церкви Павел превратился в ее ревностного защитника. Он совершил несколько миссионерских путешествий и закончил свой проповеднический подвиг мученической кончиной в Риме. Собрание посланий апостола Павла составляет существенную часть Нового Завета. Значение Павла для последующего развития христианской Церкви было столь велико, что Иоанн Златоуст даже утверждал, что через Павла Христос сказал людям больше, чем успел сказать Сам во время Своего земного В седмичном круге богослужения апостолам посвящено богослужение четверга. Днем памяти первоверховных апостолов Петра и Апостольский, или Петров, пост. Помимо двенадцати апостолов, Церковь прославляет также «апостолов от семидесяти». О них рассказывается в Евангелии от Луки: «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два перед лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» ( Лк 10:1 ). Господь наделил их властью побеждать «силу вражью», и ничто не могло повредить им. «Однако ж тому не радуйтесь, — сказал Он им, — что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» ( Лк 10:20 ); «блаженны очи, видящие то, что вы видите!… Многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» ( Лк 10:23–24 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

«Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы». Апостол Павел – пример мирянам жизни в церкви. Мы сейчас ищем и никак не найдем формы мирского служения церкви и жизни в общине. У него был огромный опыт. Он грамотно продумывал свои действия по организации христианских общин и привлечению туда людей умных, таких, как апостол Лука. Павел для закрепления «нового учения» в письменном виде задействовал многих талантливых людей: Матфея, Марка и Луку. При этом, сохраняя в организации горение сердца как главное служение христиан Богу. А то ведь часто так бывает: молимся, ходим в храм, а вместо сердца – рубль. Или говорят, что Бога любят, а Чашу с Его Телом и Кровью считают необязательной частью спектакля литургии, типа, Бог у меня в душе. Кроме общего схожего отношения к Богу, оба апостола имеют нечто общее и по отношению к людям. Это общее – понимание важности и необходимости миссии. Последние слова пред вознесением Христа на небо были слова о миссии. Так сказать, последнее слово и завет Бога. Следующие слова явившегося нам лицом к лицу Бога мы услышим уже после Второго пришествия. Об этом мы должны были слышать при собственном крещении. При таинстве сначала читался Апостол – и в нем слова апостола Павла, о том, что я был готов вместе с апостолом жить с Христом, облечься в Его смерть, а после принять и Его воскресение. Следом за этим чтением совершенно парадоксально звучат слова Христа. Он говорит не о тайнозрении, не о нирване богопознания, не об общении с Ним через Закон, как следствии крещения, а о… проповеди как главном деле Его учеников и друзей: «И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

http://pravmir.ru/petrov-post-i-lyubov-t...

По сути дела, он был вообще одиночкой. Он был один на один с собой и Богом. Иерусалимская община смотрела на него сдержанно и косо, но принимала, поддаваясь какому-то смутному ощущению правды и интуиции. В других общинах он сам не задерживался подолгу. Когда Павел пришел в Иерусалим в гости к апостолу Петру, то отругал его за то, что тот пренебрегает крещеными язычниками. Невероятно. Человек, не видевший Христа, не ходивший с учениками, уверовавший с чужих слов, учит апостола, которого особенно выделял Господь: «Ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ». Но что-то было такое глубокое и таинственное в словах этого бродячего юноши-аристократа, что апостол Петр принял, совершенно не возражая. Этот одиночка с поразительной смелостью шел к незнакомым язычникам и диаспоре и открывал им то, что усвоил сам в опыте богообщения по дороге в Дамаск. Представьте себе, что вы идете пешком по огромной стране без страховки и медицинского полиса. Входите в чужие дома, встречаете напряженный взгляд, а назавтра уходите — после объятий и радостных слез новых друзей. Вы уходите и видите в их глазах зажженный вами огонь божественной любви. Фантастический человек! Он настолько был щепетилен и честен с Богом, от Которого не ожидал никакой награды, что сам своими руками добывал себе деньги на пропитание шитьем палаток. Все понятно, что служитель кормится от Престола, так положено Законом. Но все же в этом есть какой-то аристократизм и какие-то особенно доверительные и дружеские отношения с Богом, на равных. Он не хотел беспокоить никого из любимых: ни Бога, ни людей. Ведь они на то и любимые, чтобы мы им давали покой: «Не утруждайся, Господи, я это могу сам». Павел так близко подошел к тусклому стеклу, разделяющему землю и небо, что Господь открыл ему двери неба. Он настолько уподобился бесплотным, что Христу уже не было нужды скрывать тайны неба, и Он показал ему Третье небо, где живут подобные апостолу. Он стремился к Богу, а Бог стремился к Павлу.

http://pravmir.ru/petrov-post-i-lyubov-t...

Праздник известен с конца IV — начала V Существует проповедь Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая. Сирийский Лекционарий указывает пятницу после Пасхи как день празднования всех святых. Иерусалимская соборная практика V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля). Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы. Обряд и гимнография В годовом богослужебном круге православной церкви День всех святых является пограничным: Заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха На утрене Дня всех святых начинается чтение «столпа» — последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом. В понедельник после праздника всех святых начинается чтение на литургии Послания к Римлянам и Евангелия от Матфея (в пасхальный период читались Деяния святых апостолов и Евангелие от Иоанна) В этот же понедельник начинается Петров пост, сменяющий сплошную (то есть без постных среды и пятницы) седмицу по Пятидесятнице. На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых: Ис.43:9-14 — святые названы свидетелями и благовестниками Божественного спасения («Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал») Прем.3:1-9 — святые, хоть и уничиженные на земле, прославлены Богом («А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире»)

http://pravicon.com/info-2006

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010