Но не малодушие и не недостаток надежды на милосердие Божие были причиной этого страха, а смиренное сознание праведниками своего недостоинства пред Святейшим святых Богом. И это сознание их было тем глубже и сильнее, чем большей степени нравственного совершенства в своих подвигах они достигали. Каждая живая человеческая душа жаждет личного бессмертия. Она хочет снова увидеть живыми своих некогда умерших близких и родных людей. Она хочет вечно жить в мире и любви, в счастье и радости, в постоянном общении с самым Источником вечной жизни и блаженства. И вот ныне, в эти всерадостные дни праздника Светлого Христова Воскресения, Церковь возвещает нам третью великую и непреложную истину: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» Пасха Христова – это праздник дивной победы над смертью и телесной и духовной. «Смерти празднуем умерщвление...» – слышим мы ликующие слова пасхального канона. «Смертию смерть разорена, лежит окаянная без дыхания» – не раз в течение года напомнит нам эту святую истину вдохновенный церковный песнописец (Тропарь 3-й песни воскресного канона на утрени 6-го гласа). Конечно, смерть еще не окончательно уничтожена, ибо, по слову Божию, лишь в конце времен «последний враг истребится – смерть» ( 1Кор. 15:26 ; Откр. 20:14 ). Однако «хотя мы еще и умираем прежней смертью, – говорит св. Иоанн Златоуст ,– но в ней не остаемся». Если верующий во Христа после смерти непременно оживет, притом жизнью лучшей, чем нынешняя земная, то это не смерть. И Св. Церковь , говоря о телесной смерти праведников или вообще скончавшихся в общении с нею, в вере и покаянии, слово «смерть» обычно заменяет словом «сон» или «успение». «Христос, востав от мертвых, начаток усопших бысть», – говорит св. Иоанн Златоуст в своем неповторимо прекрасном пасхальном «Огласительном слове». Но нужно помнить и о том, что когда наступит время, «в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия», то " изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин. 5:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

По звуку трубы все пали на землю; только три отрока – Анания, Азария и Мисаил не поклонились истукану. Царь разгневался, приказал разжечь печь в семь раз сильнее и бросить туда отроков. Пламя было так сильно, что воины, бросившие их в печь, упали мертвыми. Но Анания, Азария и Мисаил остались в печи невредимы, потому что Господь послал Ангела Своего остудить пламя, и воспевали хвалебную песнь Богу. Навуходоносор сидел на высоком престоле против печи. Вдруг он смутился, встал со своего места и сказал: «не трех ли связанных мы бросили в печь? А я вижу четырех, не связанных, и четвертый видом подобен Сыну Божию». После этого он подошел к печи и велел отрокам выйти из огня. И когда они вышли, то оказалось, что даже одежда и волосы их не опалились, и запаха дыма не было слышно от них. Видя это, Навуходоносор прославил истинного Бога и под страхом смерти запретил всем своим подданным хулить Его имя. Из песни трех отроков: «благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный, и превозносимый вовеки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное, и превозносимое вовеки... Благословен Ты в храме святой славы Твоей, и прехвальный, и преславный вовеки. Благословен Ты на престоле славы царства Твоего, и прехвальный, и превозносимый вовеки... Благословите, все дела Господни, Господа, пойте и превозносите Его вовеки. Благословите, Ангелы Господни, Господа, пойте и превозносите его вовеки. Благословите, небеса, Господа, пойте и превозносите Его вовеки. Благословите, священники Господни, Господа, пойте и превозносите Его вовеки. Благословите, рабы Господни, Господа, пойте и превозносите Его вовеки... Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» ( Дан. 3:52–90 ). Эта песнь трех отроков послужила образцом для 7-ой и 8-ой песней канона. Божия снисхождения огнъ устыдеся в Вавилоне иногда, сего ради отроцы в пещи радованною ногою яко во цветнице ликующе пояху: благословен ecu , Боже отец наших. – 7-ая песнь воскресного канона 8-го гласа. Пещъ иногда огненная в Вавилоне действо разделяше, Божиим велением халдеи опаляющая, верныя же орошающая поющие: благословите, вся дела Господня, Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Пророк Исаия, от нощи утреннюющий в желании путеводствоваться повелениями Спасителя и творить волю Его, в Великом каноне стоит как бы в тени – но разве не находим мы в творении преподобного Андрея созвучия тем стихам пророка, которые по богослужебному уставу предваряли тропари Канона: Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои [совершаются] на земле, тогда живущие в мире научаются правде… Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов ( Ис. 26:9–19 ). Преподобный Андрей постоянно использует (а иногда почти дословно цитирует) богодухновенные слова Исайи, имеющие, по выражению святителя Кирилла Александрийского , “ясность евангельской проповеди”. У святого Андрея: Силоам да будут ми слезы моя, Владыко Господи, да умыю и аз зеницы сердца и вижду Тя умно, Света Превечна (ВК 5:21). У пророка Исайи: Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет ( Ис. 9:2 ); Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше … ( Ис. 66:13–14 ). “Умное видение”, умственное созерцание Предвечного Света у преподобного Андрея неразрывно связано с покаянием: Калом смесихся окаянный умом, омый мя, Владыко, банею слез моих, молю Тя, плоти моея одежду убелив, яко снег (ВК 5:14), Припадаю Ти и приношу Тебе, якоже слезы, глаголы моя… ущедри, Владыко, творение Твое и воззови мя (ВК 7:17), “Смилуйся, Спаситель, и возврати мне, как поет Давид, веселие!” (ВК 7:18). Еще один пророк Божий, о котором говорит преподобный Андрей – Иона: “В Фарсис убежал Иона, предвидя обращение ниневитян…” (ВК 8:10). Библейские песни из пророка Ионы ( Ион. 2:3, 4, 6-8 ) предваряют тропари Великого канона сокращенной редакции 11 . Пророк Иона – один из излюбленных персонажей не только книжной миниатюры, но и храмовой росписи. Не менее часто можно встретить в книжной миниатюре изображения Псалмопевца ( Едине Спасе, Сам мя помилуй, якоже поет Давид, по милости Твоей, – взывал преподобный Андрей); пророков Илии и Елисея ( Елисей иногда прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога ); Даниила с тремя отроками в пещи Вавилонской .

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

Пророк Исаия, от нощи утреннюющий в желании путеводствоваться повелениями Спасителя и творить волю Его, в Великом каноне стоит как бы в тени – но разве не находим мы в творении преподобного Андрея созвучия тем стихам пророка, которые по богослужебному уставу предваряли тропари Канона: Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои [совершаются] на земле, тогда живущие в мире научаются правде… Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов (Ис. 26:9-19). Преподобный Андрей постоянно использует (а иногда почти дословно цитирует) богодухновенные слова Исайи, имеющие, по выражению святителя Кирилла Александрийского, «ясность евангельской проповеди». У святого Андрея: Силоам да будут ми слезы моя, Владыко Господи, да умыю и аз зеницы сердца и вижду Тя умно, Света Превечна (ВК 5:21). У пророка Исайи: Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (Ис. 9:2); Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше… (Ис. 66:13-14). «Умное видение», умственное созерцание Предвечного Света у преподобного Андрея неразрывно связано с покаянием: Калом смесихся окаянный умом, омый мя, Владыко, банею слез моих, молю Тя, плоти моея одежду убелив, яко снег (ВК 5:14), Припадаю Ти и приношу Тебе, якоже слезы, глаголы моя… ущедри, Владыко, творение Твое и воззови мя (ВК 7:17), «Смилуйся, Спаситель, и возврати мне, как поет Давид, веселие!» (ВК 7:18). Еще один пророк Божий, о котором говорит преподобный Андрей – Иона: «В Фарсис убежал Иона, предвидя обращение ниневитян…» (ВК 8:10). Библейские песни из пророка Ионы (Ион. 2:3, 4, 6-8) предваряют тропари Великого канона сокращенной редакции Пророк Иона – один из излюбленных персонажей не только книжной миниатюры, но и храмовой росписи. Не менее часто можно встретить в книжной миниатюре изображения Псалмопевца (Едине Спасе, Сам мя помилуй, якоже поет Давид, по милости Твоей, – взывал преподобный Андрей); пророков Илии и Елисея (Елисей иногда прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога); Даниила с тремя отроками в пещи Вавилонской.

http://pravmir.ru/velikij-kanon-istoriya...

Часы заменяются на Пасхальной Литургии радостным пением избранных стихир из Пасхального канона. Чтения совсем нет, — все поется. Царские врата, как северные, так и южные двери алтаря остаются все время открытыми в знак того, что небо нам ныне отверсто. Закрываются Царские врата лишь в субботу на Пасхальной неделе после Литургии. Пасхальная Литургия, совершаемая но чину святого Иоанна Златоуста , вся проникнута радостью Воскресения, о чем свидетельствует частое повторение Воскресного тропаря и других пасхальных песнопений. Вместо Трисвятого снова поется стих: Елицы во Христа крестистеся, — во Христа облекостеся, но здесь это облечение во Христа означает уже не только сораспятие с Ним, но и совоскресение, — сообразно песни канона: «Вчера спогребохся Тебе Христе, днесь совостаю воскресшу Тебе». Вместо Апостольского чтения читается 1я глава Деяний, повествующая о явлениях Спасителя ученикам по Воскресении, о повелении Его не отлучаться из Иерусалима и ожидать исполнения данного Им обещания о ниспослании Духа — Утешителя. Евангельское чтение снова переносит нас в вечность. Может показаться удивительным, что Евангелие Пасхальной Литургии говорит нам не о Воскресении. На самом же деле читаемая 1я глава от Иоанна является высшим откровением об истине, лежащей в основе всей Евангельской истории. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Иисус Христос, страдавший и погребенный нами в зраке (образе) раба и воскресший во славе яко Бог есть 2е Лицо Святой Троицы, от начала сущее Слово, извечно пребывающее в лоне Отчем, Им положено было начало жизни, и жизнь эта была свет человеков. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… и от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать ( Ин.1:1—17 ). В этих словах — высшее догматическое откровение о Богочеловеке и Богочеловечестве. Евангелие это обычно читается на разных языках в ознаменование вселенскости христианства. Литургия вся проходит в радости и легкости духовного подъема. По-новому звучит Херувимская песнь, ибо и Ангелы, воспевающие Царя царствующих, сошли ныне на землю для благовестия о Его Воскресении. По-новому звучат слова Символа: И страдавша, и погребенна, и воскресшаго в третий день по Писанием. С новым чувством мы Благодарим Господа, по-новому осознавая, что само слово «Евхаристия» означает «Благодарение».

http://azbyka.ru/obyasnenie-sluzhb-stras...

Это предположение, как мне кажется, подтверждает и то, что слова «приидите станем» не имеют соответствия в Послании к Евреям, но перекликаются с 134-ым псалмом: « стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего». Слово «духонасыщенные» в позднегреческом и в никоновском вариантах текста передано как «духоносные». Но если бы древний славянский переводчик имел перед собою в греческом оригинале «духоносный», – пневматофорос, – он навряд ли стал бы вместо часто встречающегося, привычного слова «духоносный» самодеятельно вводить смелый неологизм. Вероятно, в более древних греческих рукописях стояло пневмат ем форос – Духом напитанный, наполненный. Это же слово использует и Дамаскин в 8-ой песни своего канона (см. ниже). В таком случае, здесь тоже можно видеть перекличку с псалмами: « Даяи пищу всякой плоти» ( Пс.135:25 ); «Отверзаеши Ты руку Твою и насыщаеши всяко животно благоволения» ( Пс.144:17 ); «Яко положи пределы твоя мир, и тука пшенична насыщая тя» ( Пс.147:3 ). В псалмах, при понимании их по буквальному смыслу, речь идет о насыщении пищей телесною, но христианские богословы всегда на первое место ставили духовное понимание Ветхого завета и видели в образах пищи, питания – восприятие слова Божия, воли Его, таинственное приобщение Тела Христова, а в данном случае, – обогащение бессмертной благодатью Духа. К такому пониманию их вели слова Господа: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф.4:4 ); «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» ( Ин.4:34 ); «Я есмь хлеб жизни; и приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» ( Ин.6:35 ). Не как приступающие к горе осязаемой, не (как) боящиеся устрашающего огня, придите, и станем в доме Божием, в городе живого Бога, ликующе вместе с напитанными Духом учениками: все дела Господни, пойте Господа и превозносите Его во веки. Песнь 8-я 2-го канона. Ирмос. Разрешает узы, н прохлаждает пламень трисветлыи Богоначальствия образ, поют дети, благословит же единаго Спаса и Содетеля, яко Благодателя, сотворенная всяческая тварь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

1 Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. По-славянски: Поимъ Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже въ море. 2 Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. Я уверен, что многим из вас эти слова попадают на слух как нечто знакомое, поскольку, например, когда мы поём первую песню на каноне Андрея Критского, то там как раз: «...И прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися». Это первая песня любого канона — первая песня Моисея. Потом, когда мы празднуем Пасху, то в Великую субботу, когда уже переодетые в белое, мы ожидаем длинного пения прокимна перед Апостолом, читается много так называемых паремий. И вот одна из них, которая сопровождается пением духовенства, хора и чтеца посреди храма: «Коня и всадника вверже въ море... Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море». Помните эти чудесные богослужебные моменты, которые торжественно возвращают нас к памяти о великих и преславных делах Божиих? — О погублении гордого фараона, стремившегося уничтожить народ Божий, уводимый Богом из Египта, которого Он как невесту забирает Себе и берёт в наследие.   6 По-славянски: Десница твоя, Господи, прославися в крепости, десная твоя рука, Господи, сокруши враги.   Это читает священник, одевая поруч. Это тоже песня Моисея. В общем-то, можно прочесть бóльшую половину 15-й главы, до 19-го стиха: 18 Господь будет царствовать во веки и в вечность. 19 Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них вóды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря. Вот вам, пожалуйста, первая песня, когда, собственно, песня Моисея. Потом, когда длительное путешествие евреев приближалось к концу, и жизнь Моисея тоже приближалась к земному финалу — Второзаконие, 32-я глава — это вторая песня Моисея. Помните наши канонники, наши молитвенники, в которых нету второй песни? Там идёт первая и сразу третья, четвёртая и т.д. А в Великом посту, когда опять-таки мы поём канон Андрея Критского, есть вторая песня. Почему её нету никогда, кроме Великого поста? Потому что она обличительная. Первая песня — торжественная, рождена радостью о спасении народа и погублении врагов, которые вот-вот должны были народ уничтожить, а вторая — обличительная песня: «Вонми, небо, и возглаголю, внушай земля глаголы уст моих». Вспоминайте Великий канон, там тоже: «Вонми, небо, и возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго». Взята она по мотиву второй песни Моисея. Здесь уже Моисей ничего великого, преславного, ободряющего не говорит, но предупреждает, пророчествует о том, что Израиль, облагодетельствованный Господом Богом, Который

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

21 Евхаристия — ‘благодарение’ (греч.). Собственно говоря, апостол Павел именно в отсутствии благодарения Богу видит прежде всего причину отпадения от Творца: Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся: то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела (Рим 1:21–24). 22 По крайней мере так должно было бы быть. И упрек православным в том, что они разучились радоваться, прозвучавший еще в XIX â., ñâèäåòåëüñòâóåò î íàøåì ãëóáîêîì äóõîâíîì íåçäîðîâüå, è íà ýòîò íåäóã ìíîãèì èç íàñ ñëåäóåò îáðàòèòü ñâîå ïðистальное внимание.  23 Замечательно и совсем иначе эта же самая мысль была сформулирована ребенком: “Когда я умру, не хочу ни в рай, ни в ад, хочу к Тебе”. — Андреева А. : Новый ковчег. Молодежный публицистический журнал. Февраль 2003. 2//Альфа и Омега. 2003. 2(36). С. 367. Но другой ребенок в той же самой подборке детских искренних слов обратился к Господу с просьбой: “От­ве­ди меня в рай” (см.: “Дети пишут Богу”. С. 270). 24 “Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек вопию ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве”. — Ирмос 6-й песни канона 6-го гласа, который поют на отпевании. Кстати, кресты на куполах многих церквей в форме креста над полукругом, воспринимаемые многими как торжество Православия над мусульманством, означают в первую очередь якорь — символ спасения и надежды. 25 “Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе Царю Славы…”, — начало тайной священнической молитвы на Литургии во время пения Херувимской песни. Здесь, очевидно, необходимы две оговорки. Во-первых, невозможное людям возможно Богу, Который волен спасти, кого пожелает, но это не значит, что мы вправе сознательно испытывать Божие долготерпение. Во-вторых, всякий христианин, согрешивши, отпадает от Церкви и вновь присоединяется к ней лишь через таинство покаяния, так что если он честно спросит себя, принадлежит ли он в данный момент к Церкви, то очевидно, что ответ не всегда будет положительным.

http://pravmir.ru/na-puti-k-poslednemu-s...

4 . Предание о житии Святой Девы обосновалось свидетельствами: св. Епифания Кипрского , бл. Иеронима Стридонскаго , Георгия Никомидийскаго ; в описании «о древностях Иудейских» еврейского историка Иосифа Флавия подробно изложено о домах при Иерусалимском храме и кто в в них содержался. 5 . " Ангел вошед к Ней сказал: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою« ( Лyk. I, 28, 32 ). 6 . " И всякая дочь, наследующая удел в коленах сынов Израилевых, должна быть женою кого-нибудь из племени колена отца своего». ( Чuc. XXXVI, 7–10 ). 7 . " И откуда мне это, что пришла Матерь Господа моего ко мне?« ( Лyk. I, 43–55 ). »...и родила Сына Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостиннице« ( Лyk. II, 7 ); Она сразу служила Богомладенцу т.к. родила безболезненно; »... и вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его и падши поклонились Ему; и открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото и ладан и смирну» ( Mф.II, 11 ). 87. Какия наивысшия достоинства Божией Матери прославляет Православная Церковь ? 1 . Она была Пречистая Дева до Рождества Христова, пребыла Девою в Рождестве Его, и навеки осталась Девой по Рождестве. Она – Приснодева ( Лyk. I, 34 и 35; Mф. I, 20 ). 2 . Ею рожден воплотившийся Сын Божий: Она – Богородица ( Mф.I, 21 ; Uoah. I, 14 ). 3 . Ея близость к Богу в Рождестве, в деле Искупления, облагодатствование Святым Духом при зачатии и вторично во время Сошествия Его при возглавлении Ею апостолов, – все возносит Ее Наивысшею из всего сотвореннаго; Она честнейшая и славнейшая небесных сил, Она – Царица Небесная ( Дeяh. I, 14; II, 1–4 ). 4 . Наиблизкая к Богу и усыновлением 50 Ей рода человеческаго, Пречистая является как бы звеном между Творцом и сотворенным миром. В наших молитвах к Богу мы необходимо созерцаем духовный облик Богоматери. Она – Предстательница перед Богом рода христианского. 88. Как Церковь выражает молитвенное прославление Богоматери? Псалмы Ветхозаветной Церкви в сокрытых образах, а Церковь Новозаветная во многообразных прославлениях, выражают самое сердечное восхваление Богоматери. Древняя похвала «Вся слава дщери Царевой внутрь» (Пс. XIIV, 14) – в христианском мире изливается громогласно, именуя Пречистую: «Высотою, недоступной помыслу», «одушевленным храмом», «неистощимым сокровищем жизни», «облистающей образ воскресения», «ключем Христова Царства» и другими дивными догматическими определениями. Множество канонов службы утрени заключают песни тропарями, обращенными к Богоматери, напр.: «Ныне Тобою все наполнилось, Пречистая, Божественным светом, ибо Ты явилась дверью, чрез которую Бог говорил миру» (Богородич. 7-й песни канона службы св. Афанасию Вел., 18 января). Девой Марией как бы завершилась цель миротворения, ибо вновь возрожден образ обоженого человека. Она не перестает служить Церкви, являясь примером и образом поклонения Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В довершение всего Моисей воспевает прощальную песнь, которая начинается словами: «Вонми, небо, и возглаголю...» Эта песнь Моисея ( Втор. 32 ) за богослужением употребляется в качестве второй библейской песни канона на утрене обычно только во время Великого Поста, во время особого покаяния. Пророк Моисей, предвидя отступление израильтян от Господа, описывает горести, которые за этим последуют, но тем не менее обещает, что некогда Господь их помилует и избавит от всех врагов. В конце этой песни весть об избавлении от врагов связывается с пророчеством о Христе: «Видите, видите, яко Аз есмь, и несть Бог разве Мене: Аз убию и жити сотворю: поражу и Аз исцелю, и несть иже измет от руку Моею Возвеселитеся, небеса, купно с Ним, и да поклонятся Ему вси ангели Божии: возвеселитеся, языцы, с людьми Его, и да укрепятся Ему вси сынове Божии» ( Втор. 32:39, 43 ). Победе Христа возрадуется небо и земля, иудеи и язычники. «Поя древле Моисей великий взываше: да поклонятся восходящу Христу небеснии ангели яко всех Царю» 139 . 8.5. Смерть Моисея Наконец Моисей восходит на гору Нево, благословляет израильтян и, осмотрев с этой горы землю, к которой он последнюю треть своей жизни стремился и вел израильский народ, умирает. Хотя ему было 120 лет, но зрение его не притупилось и крепость в нем не истощилась ( Втор. 34:7 ). Погребен он в долине, в земле Моавитской, и никто не знает место погребения. Писание специально подчеркивает, что смерть Моисея была вызвана не каким-то изнеможением, его старостью и т.д., но что по определению Божию, когда Моисей исполнил свое служение, передав его Иисусу Навину, он отошел в мир иной. Этим заканчивается история Пятикнижия. В связи с описанием смерти Моисея возникает вопрос, как мог Моисей описать свою собственную кончину? Как пророк, он мог заранее знать ее обстоятельства (примеры имеются и в житиях святых). Можно также предположить, что Иисус Навин позже дополнил писание Моисея. В заключение хочу поделиться еще одним размышлением. Мы знаем, Моисей и Илия предстояли Спасителю на горе Фавор, во время Преображения. Когда память пророка Илии, мы все прекрасно помним, а когда память пророка Моисея? Мало кто может сказать. Почему так? Ведь сказано, что «не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля» ( Втор. 34:10–12 ). Моисей, как прежде носил свой жестоковыйный народ и готов был даже умереть за него в пустыне, точно так же и до сих пор как бы связан с Законом. По слову святителя Кирилла Александрийского , «блаженный Моисей есть для нас образ закона: имут Моисеа и пророки ( Лк. 16:29 ),– говорит в евангельских

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010