Воскресная служба Октоиха сходна со службой тех праздников, в которые указано всенощное бдение. В воскресные дни, если только в них не случится двунадесятого праздника Господня, состоит, главным образом, из молитвословий воскресных. Число же песнопений в честь святых, случившихся в воскресение, неодинаково, смотря по различию празднования им – то с великим славословием, то с полиелеем, то с бдением. Это указано в Типиконе в главах 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 7-ой и в храмовых главах. При увеличении в службе песнопений Минеи, а также и Триоди, воскресные песнопения несколько сокращаются. В среду и пяток положен пост, так как это дни скорбей и страданий Господа за нас. В среду по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас (св. Петра Александр. Пр. 15, Книга правил св. апостол, св. Соборов и Св. отец). Пост в среду и пяток так же строг, как и в великую Четыредесятницу 788 . Впрочем, есть немного седмиц в году, именно шесть, в которые разрешается пост в среды и пятки. В одни из таковых седмиц разрешается пост ради празднования великих событий в продолжение этих седмиц. Седмицы суть: Пасхальная, седмица после дня Пятидесятницы и две седмицы после дня Рождества Христова (до сочельника пред Богоявлением), – в честь сих праздников (Тип., послед. 25-го дек.) 789 . Еще разрешается пост в среду и пяток в седмицу мытаря и фарисея для того, чтобы научить не величаться постом, как делал фарисей, а подражать смиренному мытарю. Затем в седмицу сырную не постимся в среду и пяток, чтобы не уподобляться еретикам иаковитам, которые желали соблюдать тридневный пост в подражание ниневитянам и постились на сырной Неделе во вторник, среду и четверг, – и ученикам тетрадитам, кои во весь год ели мясо по средам (по четвертым дням седмицы, отсюда тетрады), а сырную седмицу всю постились (Дни Богосл., изд. 3, т. 2, стр. 48) 790 . В день Господень и в субботу, кроме токмо Великой субботы, не положено поститься (Апостольск. прав. 64) или вовсе, или облегчается пост: как в дни постов – Великого и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Употребление великопостной Литургии известно было и в некоторые дни седмиц, соединенных с постом Четыредесятницы. Седмицу пред наступлением великого поста издавна проводили христиане с некоторою строгостию ии воздержанием, чтобы воспитать в себе большую готовность к исполнению обязанностей поста. Нужду такого приготовления признала Церковь , постановив соблюдать в сию седмицу пост 179 . Св. Иоанн Дамаскин, говоря о хранении поста в сырную седмицу, представляет оное преданием Отцев: «мы знаем обычай церковный из неписанного предания, коим требуется хранить седмицу предшествующую посту, во время к οторой оставляется мясо, и пост продолжается до вечера» 180 . Но пост седмицы, последующей за Четыредесятницею, принадлежит первобытной христианской древности. С первых времен Церкви проводима была в строжайшем посте седмица страстей Господних, носившая наименование великой, которое усвоялось и каждому из дней ее. В Постановлениях Апостольских сказано о ней: «окончине пост Четыредесятницы, начинайте пост св. седмицы страстей, постясь в оный все со страхом и трепетом» 181 . На обыкновение в некоторые дни сих седмиц – служить Литургию Преждеосвященных указывает уже краткое известие Александрийской хроники под 615 годом. Изложив Церковную и песнь «ныне силы небесныя», писатель хроники замечает: «сие поется при перенесении Преждеосвященных не только в пост, но и в другие дни, если только бывают Преждеосвященныя» 182 . Указание хроники на употребление Литургии Преждеосвященных вне великого поста несомненно относится к седмицам, предшествующей Четыредесятнице и следующей за нею: Оно дает предполагать, что употребление службы Преждеосвященных было известно в некоторые дни сих седмиц, но не во всех Церквах. В таком смысле слова хроники объясняются последующими историческими известиями о различии церковных обычаев в сем отношении 183 . Иные обычаи существовали в Церкви Константинопольской, с которою согласовалась и большая часть Греческих Церквей, иные известны были в Церквах Палестинских.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3 . Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Святой Четыредесятницы. Во Святую Четыредесятницу – дни поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста не совершаются поминовения их (заупокойные ектении, литии, панихиды, 3-й, 9-й и 40-й день по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной Литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни Святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы. Во все эти родительские субботы служба совершается по особому Уставу, помещенному в Типиконе и Триоди постной. 4 . Родительские дни в Русской Православной Церкви. Кроме указанных выше суббот, посвященных поминовению усопших всей Православной Церковью с древних времен, в Русской Православной Церкви той же цели посвящены еще некоторые дни, а именно: Радоница – общее поминовение умерших, которое совершается в понедельник или вторник после Фоминой недели (воскресенья). По Уставу, в этот день собственно не положено особых молитвословий за умерших, и совершается поминовение в этот день по благочестивому обычаю Русской Православной Церкви. После рядового вечернего богослужения служится полная панихида с пасхальными песнопениями. На Литургии присоединяются заупокойные прокимен, Апостол и Евангелие. Основанием для поминовения усопших, совершаемого на Радоницу, служат, с одной стороны, воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемые с Фоминым воскресеньем, с другой – разрешение Церковным Уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной, Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей). Заупокойная молитва о воинах

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Часы вседневные совершаются в остальные дни года и в таком порядке: 1й бывает сряду за утренею, 3й и 6й — пред литургиею, а 9й — пред вечернею. Литургия В Православной Церкви литургия совершается: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных даров. Литургия Василия Великого бывает непременно 10 раз в году; именно: в первые пять воскресений Великого поста и в четверг и субботу Страстной седмицы (хотя бы в один из этих дней и случился праздник Благовещения), 1 января — день памяти святого Василия Великого и накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, если канун не случится в субботу или воскресенье; в последнем случае в кануны совершается литургия святого Иоанна Златоуста, а литургия святого Василия Великого переносится на самые праздники. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в Великом посту, в седмичные дни его, кроме субботы, — именно: 1) в среду и пятницу 1–6 седмиц Великого поста (если не случится Благовещение, в каковой праздник — литургия святого Иоанна Златоуста); 2) в день чтения великого канона на 5й седмице Великого поста — в четверг или вторник (чтение канона переносится с четверга на вторник тогда, когда в четверг или среду случится Благовещение (литургия святого Иоанна Златоуста) или храмовый праздник (литургия Преждеосвященных даров); 3) в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы (если не Случится Благовещение, когда литургия святого Иоанна Златоуста); 4) иногда в понедельник, вторник и четверг 2–6й седмиц Великого поста, — именно, когда в эти дни случатся праздники святых с полиелеем (24 февраля и 9 марта) и храмовые (Типикон, Храмовые гл. 34, 35). На 1й седмице Великого поста в понедельник-пятницу празднования храму не положено; оно переносится на субботу этой седмицы или же на неделю (воскресение) сырную; также праздник Сретения, если случится в понедельник 1й седмицы (а в дальнейшие дни не может случаться), переносится на неделю сырную. Литургии не положено совершать: 1) в среду и пятницу сырные; но если в эти дни случится Сретение или храмовой праздник, то бывает литургия святого Иоанна Златоуста; 2) в понедельник, вторник и четверг 1й седмицы Великого поста; 3) в понедельник, вторник и четверг 2–6й седмиц Великого поста; но если случатся в эти дни: святой с полиелеем или храмовой праздник, то — литургия Преждеосвященных даров; та же литургия совершается на 5й седмице в день чтения канона святого Андрея Критского (т.е. в четверг или вторник); в праздник же Благовещения — литургия святого Иоанна Златоуста; 4) в Великую Пятницу; но если в этот день случится Благовещение, то совершается литургия святого Иоанна Златоуста; 5) в пятницы пред Рождеством Христовым и Богоявлением, когда канунами этих праздников будут суббота или воскресенье.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-k-izucheniy...

    Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Святой Четыредесятницы.    Во Святую Четыредесятницу — дни поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним, Церковь утверждает верующих в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, обязуя совершать в означенные дни молитвенные благотворные поминовения по отшедшим от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения еще и по той причине, что в седмичные дни Четыредесятницы не совершаются обычные ежедневные поминовения (заупокойные ектении, литии и панихиды и поминовения новопреставленных в третий, 9-й и 20-й дни по смерти и сорокоусты), т. к. ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Но чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни Четыредесятницы, выделены субботы в указанные седмицы.    Во все вышеуказанные родительские субботы служба совершается по особому уставу и помещена в Триодях Постной и Цветной.   § 5. Дни поминовения усопших в Русской Православной Церкви    Кроме указанных выше суббот, посвященных поминовению усопших всей Православной Церковью с древних времен, в Русской Церкви той же цели посвящены еще некоторые дни, а именно: а) Радоница, б) 29 августа — Усекновение главы Иоанна Предтечи и в) Димитриевская суббота.     Радоница — это день общего поминовения умерших, которое совершается в понедельник или вторник после Фоминой Недели (воскресения). В Типиконе на этот день не указано особых молитвословий за умерших, и совершается поминовение в этот день по благочестивому обычаю Русской Церкви. После рядового вечернего богослужения (или после литургии) служится полная панихида с пасхальными песнопениями. На литургии присоединяется прокимен, Апостол и Евангелие заупокойные. По принятому обычаю на Радоницу панихиды служатся на кладбище у могил.    Основанием для поминовения усопших, совершаемого на Радоницу, служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе над смертью, соединяемое с Фоминым воскресением, с другой, — разрешение Церковным Уставом совершать обычное ежедневное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницею (или Радуницей).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

п. указаны те же чтения, что в Типиконе Великой ц. и Студийском уставе. Весь В. п. литургия Преждеосвященных Даров служится по средам и пятницам, а также в четверг 5-й седмицы В. п. (и в Великие понедельник, вторник и среду). Существенное отличие Иерусалимского устава от студийских Типиконов - запрет совершать даже литургию Преждеосвященных Даров в среду и пятницу сырной седмицы (исключение делается для праздника Сретения Господня - тогда бывает полная литургия) и в понедельник, вторник и четверг 1-й седмицы (а также в Великую пятницу; впрочем, при совпадении Великой пятницы с Благовещением служится полная литургия; в нек-рых редакциях устава делается исключение и для Сретения в понедельник 1-й седмицы). В понедельник, вторник и четверг всех седмиц, кроме 1-й, литургия Преждеосвященных Даров должна совершаться в праздники Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, храмовых святых и икон, на вечерне под Благовещение Пресв. Богородицы; строго говоря, запрета на ее совершение и по понедельникам, вторникам и четвергам всех седмиц (кроме 1-й) в Иерусалимском уставе нет, поэтому при желании настоятеля она может совершаться в эти дни (напр., в Киево-Печерской лавре в нач. XX в. Преждеосвященную литургию служили постом во все будние дни). Наиболее яркое отличие Иерусалимского устава от Студийского состоит в том, что во все дни В. п. последование Триоди поется вместе с последованием Минеи, за исключением воскресений, 1-й и 5-й суббот, среды и пятницы 4-й седмицы (когда бывает поклонение Кресту) и четверга 5-й седмицы В. п. (а также всех дней Страстной седмицы, начиная с Лазаревой субботы). 2, 3 и 4-я субботы В. п., если на них не выпадет к.-л. праздник,- родительские . В пятницу перед Лазаревой субботой В. п. заканчивается, о чем сказано в песнопениях Триоди, но в Великую среду в богослужении вновь возникает тема окончания В. п. (см. ст. Великие понедельник, вторник, среда ). Различия в указании последнего дня В. п. вызваны различиями в исчислении 40 дней Четыредесятницы: если просто сложить все дни 6 седмиц, то 40-й день приходится на пятницу 6-й; если же исключить из счета все воскресенья и Лазареву субботу, то число 40 достигается за счет прибавления сырных среды и пятницы и первых 3 дней Страстной седмицы.

http://pravenc.ru/text/150109.html

Печатаются еще разные по содержанию и объему Молитвословы, вменно: а) Молитвослов с акафистами; б) – Краткий; в) – Сокращенный; г) – для иереев; д) – для мирян; е) – краткий молитвенник для православных воинов; ж) – Собрание молитв для употребления воинам во время похода; з) Молитвы на сон грядущим и утренние; и ) – Сборник молитв на всякий день потребных (Церков. Ведом. 1891 г. 33, стр. 1134). О книгах, относящихся к общественному и частному Богослужению Книги, которые относятся и к общественному и к частному Богослужению, содержат в себе, главным образом, чтения из Священного Писания . К этим книгам принадлежат: Евангелие, Апостол, Псалтирь. Евангелие Евангелие содержит в себе четыре благовестия, или Евангелия: от св. Матфея, св. Марка, св. Луки и св. Иоанна. На литургиях в продолжение года прочитываются по порядку (по ряду) все четыре Евангелия. Чтение их по ряду, рядовое – начинается с дня Пасхи и продолжается до другой Пасхи. Сперва читается Евангелие Иоанна, потом – Матфея, Марка и Луки. Евангелия разделяются на главы и зачала. Под зачалами разумеются отделения, которые назначено читать на божественных службах в известные дни и числа. В каждом Евангелии есть свой особый счет глав и зачал. Пред зачалом печатается звездочка, под строкою же пишется, когда оно читается, равно и те слова, коими должно начинать чтение зачала, например: «Во время оно», «Рече Господь» и т. п. Для того же, чтобы находить, какое зачало должно читать в известный день, печатается в начале книги, пред Евангелием св. Матфея: 1) «Сказание, приемлющее всего лета число Евангельское и Евангелистом приятие, откуда начинают, и до где стают», т. е. показывается, с какого дня в году и в продолжение скольких седмиц и недель читается по ряду то и другое Евангелие. 2) В конце Евангелия содержится «сказание, еже како на всяк день должно есть чести Евангелие седмиц всего лета». В предыдущей главе указано вообще, в каком порядке следует чтение писаний Евангелистов одного за другим, a в этой в частности указываются рядовые зачала для всех дней седмиц и для всех недель в году.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Пятидесятница, Праздник Седмиц первоначально был земледельческим – праздником собирания плодов ( Исх. 23. 16 , подробнее всего описан в Лев 23. 15–21 ). Отмечали его через семь недель после появления серпа на жатве ( Втор. 16. 9 ; Лев 23. 15 ). Позднее его стали связывать с Пасхой и отмечать на пятидесятый день после Пасхи. В этот день совершалось приношение двух хлебов из пшеничной муки нового урожая. В Книге Юбилеев, написанной во II в. до Р. X., Праздник Седмиц имеет двойной характер – это уже не только земледельческий праздник, по и праздник обновления Завета с Ноем. Там говорилось, что потомки Ноя совершали в этот день ежегодное празднование обновления Завета, но затем этот обычай был забыт и восстановлен уже Моисеем. В раввинистическом иудаизме Праздник Седмиц стал днем дарования Закона на горе Синай. Христианская традиция проводит параллель между Моисеевым дарованием Закона и сошествием Святого Духа на апостолов. Эта тема развивается во многих толкованиях и богослужебных текстах. Блж. Феофилакт Болгарский пишет: « В какой день дан Закон, в тот же нужно было даровать благодать Духа. Спаситель благоволил принять страдание в то самое время, когда иудеи закалали пасхального агнца, чтобы связать исполнение с прообразом. Как в день Пятидесятницы иудеи приносили в жертву хлебы из новых плодов, так и начатки от всякого народа собираются в один сноп благочестия и по слову апостольскому приводятся к Богу» ( Феофилакт Болгарский , блж. Толкование на Деяния святых Апостолов. М.: Скит, 1993. С. 25). Та же мысль и в синаксаре на праздник Пятидесятницы: «Они (евреи) празднуют у себя Пятидесятницу в знак... того, что, проведши пятьдесят дней после Пасхи, они получили закон, а мы торжественно, проведши пятьдесят дней после Пасхи, принимаем Святого Духа, законополагающего и наставляющего на всякую истину и поучающего богоугодному» (Никифор Каллист Ксанфопул. Синаксари Постной и Цветной Триоди. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. С. 120; см. об этом также Ленинская И. А. Деяния апостолов. Историко-филологический комментарий (главы I-VIII). С. 113–114).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Тоже бывает и в шествии путем постного поприща: самая горячая ревность, самое одушевленное стремление к подвижничеству, самое твердое расположение к посту и молитве, после начальных, напряженных опытов, приходят в состояние ослабления, и принимают такое действие, при котором шествие путем поста и молитвы, не изменяя преднамеренному направлению подвижничества, продолжается без послабления, но и без напряжения, без холодности, но и без излишней горячности, без порывов духовного стремления, но и без остановок плотского покоя и чувственного наслаждения. Так бывает и должно быть с твердою и одушевленною ревностью к подвижничеству. Но привременное подвижничество во многих христианах, по прошествии двух седмиц поста, и вовсе ослабевает, ниспадает в состояние холодности, а часто доходит и до забвения святого времени. Потому Церковь в начале 3-й Седмицы возносит молитвы к Св. Троице о ниспослании помощи и укрепления в неослабном продолжении постного течения. «Троице Святая, пост в седмицах триех 134 , в продолжении трех седмиц, совершающих сподоби благотещи, – благоуспешно простирать течение, и к прочим седмицам, и вся заповеди твоя совершити». Равно, возбуждая любовь к посту, который силою духа самые жестокие страсти утишает, «пост возлюбим лютейшие страсти души действом Духа увядающий, – приводящий в увядание» 135 , в самом начале седмицы укрепляет подвизающихся на душевных врагов образовательными примерами древних победителей внешних врагов, примерами Гедеона, избившего Мадианитян, Самсона, убившего льва, Давида, поразившего Голиафа, Даниила, заградившего уста львов во рве. И поощряя, чтобы шествующие поприщем поста, при неослабном продолжении, очищали себя всеми молитвенными расположениями и богоугодными действиями, вещает: ныне в седмицах триех, в продолжении 3-х седмиц, «якоже древле тридневне Израиль, очистившеся, братие, в гору молитв достигнем» 136 и: «пост, слезы, молитвы, милостыню, благоумиленный нрав, мысль правую, жития чистоту покажем, вернии» 137 . В эту же седмицу во многих стихах выражаются молитвенные чувствования и возношения, чтобы Господь сподобил чистым сердцем поклониться животворящему Кресту Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Кроме простой Псалтири есть еще Псалтирь Следованная (или с последованием) обычно и употребляемая при Богослужении. Здесь к простой (малой) Псалтири прилагаются еще разные последования из церковных служб. Приложения эти следующие: Кроме того, в Следованной Псалтири между избранными псалмами и величаниями помещена еще 17я кафизм с «похвалами», какие поются в Великую Субботу на утрени. 10. Книги церковно-богослужебные Неизменяемые части Богослужения, относящиеся к кругу суточного Богослужения, содержатся в Служебнике и Часослове. Служебник есть руководство для священника и диакона, а Часослов — для чтецов и певцов. Особый вид Служебника, предназначенный для архиерея, называется Чиновником Архиерейским. В нем в изложении литургии указаны те обряды, которые бывают только при архиерейском служении ее. В конце Чиновника изложены чины посвящения в степени священства и должности церковные и чин освящения антиминсов. Изменяемые части Богослужения, положенные на каждый день седмицы, содержатся в Октоихе или Осмогласнике. Так называется эта книга потому, что содержащиеся в ней песнопения приспособлены к различным 8ми напевам (гласам) и по числу этих напевов разделяются на 8 отделов или гласов. Каждый глас Октоиха содержит в себе семь отделений, по числу дней недели (т.е. каждый глас поется целую неделю — седмицу) По истечении восьми недель (седмиц), когда пропоются песнопения всех 8ми гласов, службы Октоиха снова повторяются. Пение всех 8ми гласов в продолжении восьми седмиц называется в церковном Уставе столпом. Таких столпов в году поется шесть. Начало рядового (т.е. по порядку одного гласа за другим) пения песнопений Октоиха полагается в неделю Всех Святых (8й глас), первую по Пятидесятнице; столп же начинается со второй недели (воскресенья) по Пятидесятнице — с 1го гласа. Октоих не поется: начиная с Великого поста — по будням (кроме суббот, 1й, 2й, 3й и 4й седмиц) 1 и начиная с недели Ваий — по воскресеньям до недели Всех Святых. Пение Октоиха еще оставляется: а) в двунадесятые праздники Господни, случающиеся как в седмичные, так и воскресные дни;

http://azbyka.ru/rukovodstvo-k-izucheniy...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010