Богородичен: Яко славен венец, естество прият Божественным рождеством Твоим,/врагов на брани убо даруй победителю быти ми,/Твоих дарований светлым венцем венчатися и взывати:/благословите, вся дела Господня, Господа. Песнь 9 Ирмос: Ева убо недугом преслушания/клятву вселила есть,/Ты же, Дево Богородице,/прозябением чревоношения мирови благословение процвела еси./Тем Тя вси величаем. Видехом преславная в тебе, Тимофее Богоносе, воистинну чудеса:/источает бо мощей твоих рака исцелений источники нам/ и уставляет недугов болезни./Темже, чтуще тя, славим. Весь ликуя воистинну, Тимофее, со Ангельскими воинствы,/радуяся с мученическими соборы и поя со священными чины,/моли непрестанно Господа спасти верою хвалящия тя. Пений и молеб гласы услыши, мучениче Христов всечестне,/вонми к желанию и любви, и воззри во гневе Непобедимому,/ и свыше покров твой даруй всем, верою хвалящим тя. Богородичен: Возвыси благодать Твою, Чистая,/возвеличи молитву и приведи чины Ангельския ко Владыце,/лики апостол и пророк и вся праведники с мученики,/яко да спасемся, чтущии Тя. Священномученик Тимофей Священномученик Тимофей, епископ города Пруссы (Вифиния), за чистоту и святость жизни получил от Господа дар чудотворения. В Пруссе многих язычников он обратил к вере Христовой. Император Юлиан Отступник (361–363), услышав о святом Тимофее, заключил его в темницу, но и там святитель продолжал Евангельскую проповедь . Юлиан вновь запретил ему учить о Имени Иисуса Христа, но святой безбоязненно продолжал распространять христианскую веру. Тогда император приказал обезглавить святого. Впоследствии святые мощи епископа были перенесены в Константинополь. Святителя Василия, епископа Рязанскаго (Службу зри 3 июля) Тропарь, глас 4: Первее в Муроме святительством почтен был еси,/из негоже неправедно изгоняемь,/на мантию, яко на легкий корабль, возшел еси,/на нейже паче естества, яко безплотен,/по водам шествие творя,/промышлением Вышняго и заступлением Богоматере управляемь,/богоспасаемаго града Рязани достигл еси/ и в нем, архиерейства престол восприим,/богоданную паству рязанскую добре упасл еси,/святителю отче наш Василие,/моли Христа Бога спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Честные мощи его обретены в IX в. усердием свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия и часть мощей ими же перенесена в Рим при папе Адриане (867) и тогда же положена в настоящей церкви. Честная же глава его с другой частью мощей из Херсонеса была перенесена св. равноапостольным князем Владимиром в Киев и положена в сооруженной им Десятинной церкви, в которой и хранилась до XIII в. Во время нашествия Батыя на Киев в 1240 г. Десятинная церковь была разрушена, а вместе с сим утратились и мощи священномученика Климента. О св. Игнатии Богоносце (память 20 дек. и 29 янв.) сказано в описании Колизея (см. 23). Достойны внимания богатые мозаики в полукуполе главного алтаря, хотя и существующие с начала XII в., но запечатленные характером глубокой христианской древности. На лицевой арке алтаря изображен благословляющий Спаситель с Евангелием в левой руке, по сторонам Его – символы четырех евангелистов, под ними, – два первоверховных апостола с папой Климентом и архидиаконом Лаврентием; еще ниже – пророки Исаия и Иеремия, стоящие с хартиями своих пророчеств над двумя священными городами – Иерусалимом и Вифлеемом. В самом полукуполе изображен распятый Господь с Божественной Своей Матерью и возлюбленным учеником по сторонам, и с ликами святых меж зеленых венков; на концах креста двенадцать голубей – символ 12 апостолов. Пониже – Агнец с златым нимбом, или сиянием, вокруг главы; по сторонам его – по шести других агнцев, идущих из Вифлеема и Иерусалима: это символическое изображение Христа и Его Церкви. Из горы, на которой, как бы в середине куста, водружен крест, вытекают четыре райские реки; два оленя (иудеи и язычники) утоляют из них жажду. Из церковной ризницы (Sacrestia), ход в которую устроен на правой стороне от главного входа, широкая лестница ведет в подземную первоначальную базилику св. Климента (Chiesa inferiore). Расположение ее соответствует расположению частей верхнего храма, но в больших размерах. Уцелевшие здесь части стен, именно северной и западной, носят на себе следы украшений древнего дохристианского мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Максимилиана на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный владыка преподал верующим первое архипастырское благословение. Святейшего Владыку приветствовал митрополит Ювеналий, который, в частности, сказал: «Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Сегодня Вы совершили богослужение на этой земле, освященной благочестием и мученической кровью священнослужителей и верующих, запечатлевших свою горячую веру. В 1918 году Святейший Патриарх Тихон вместе с сопутствующими ему архипастырями совершил сюда свой пастырский визит. А 20 лет назад, когда совершалось перенесение честных мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, Святейший Патриарх Алексий служил здесь всенощную, пребывал здесь, а наутро направился дальше сопровождать святые мощи и совершил Божественную литургию в Орехово-Зуеве». Митрополит Ювеналий преподнес Его Святейшеству икону священномученика Константина Богородского с частицей мощей. Предстоятель обратился к верующим с Первосвятительским словом . В память о посещении Святейший Патриарх Кирилл передал Богоявленскому собору список Казанской иконы Божией Матери. Верующим были розданы иконки священномученика Константина Богородского с Патриаршим благословением. В XVII  в. город Ногинск был ямским селом Рогожа. На месте нынешнего собора стоял храм во имя святителя Николая. В 1755-1767 гг. в с. Рогожа (Старый Рогожский Ям) на пожертвования прихожан был возведен каменный храм в честь Богоявления Господня с приделом во имя Николая Чудотворца. В 1782 г. село получило статус города и было переименовано в Богородск. В 1822-1824 гг. к храму пристроили трапезную с приделами: в честь Покрова Божией Матери (в память избавления города в 1812 г. от французов, которое пришлось на праздник Покрова) и во имя святителя Николая. Тогда же построили двухъярусную колокольню. В 1873 г. церковь была наименована собором. Тогда же по прошению прихожан собор был разобран, и в 1876 г. построен новый, более просторный храм в честь Святого Богоявления Господня с теми же приделами. В 1885-1886 гг. колокольню надстроили третьим ярусом звона, а в 1890 г. сюда торжественно поместили колокол в 1250 пудов — самый большой из всех колоколов в уездных городах России, отлитый на пожертвования горожан. Всего было 13 колоколов.

http://patriarchia.ru/db/text/1838634.ht...

Совершенно замечательное свидетельство содержится в Четвертой книге Царств (13:21), которая повествует, как ожил мертвец, прикоснувшийся к костям святого пророка Елисея. По свидетельству той же книги (23:18), царь иудейский Иосия повелел жителям города Вефиля сохранить спустя 300 лет кости человека Божия, погребенного в Вефиле при царе Израильском Иеровоаме, и кости пророка, который приходил из Самарии. Особым благоговейным отношением окружены мощи святых подвижников в христианстве. Святитель Иоанн Златоуст, прославляя подвиг первых мучеников, восклицает: «тела и гробницы святых исполнены духовной благодати. Если при Елисее случилось, что мертвый, прикоснувшись только к гробнице его, расторг узы смерти и снова возвратился к жизни, то гораздо более ныне, когда благодать обильнее, когда действие Духа сильнее, прикасающийся к этой гробнице с верой может получить от нее великую силу. Поэтому Бог и оставил нам мощи святых, желая привести нас к одинаковой с ними ревности и дать нам надежное прибежище и утешение в бедствиях, постоянно постигающих нас» (Похвала святому священномученику Игнатию Богоносцу). Главное Таинство Церкви — Евхаристия изначально совершалась на мученических гробницах. А сегодня совершается на специальном плате, антиминсе, в который вшита частичка мощей святого мученика. Честные останки святых апостолов Андрея, Луки и Тимофея были перенесены в столицу Восточной Римской империи в царствование Константина Великого и помещались в ковчегах. Мощи ветхозаветного патриарха Иосифа и Захарии, отца Иоанна Предтечи, в 415 году также были благоговейно перенесены в Константинополь. Как свидетельствуют историки, в эпоху расцвета Византии, в столичных монастырях и храмах были выставлены на поклонение православных христиан порядка 3 600 частиц святых мощей угодников Божиих. Первой святыней Русской Православной Церкви стала привезенная крестителем Руси, великим князем Владимиром в 988 году из Херсонеса честная мироточивая глава святителя Климента, папы Римского, которая и доныне пребывает в пещерах Киево-Печерской лавры . А уже через тридцать лет Русь обрела и свою святыню — в Вышгороде открыли мощи святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Греческий чин останавливается на имени св. Николая, в иерусалимских служебниках к перечню святителей добавляется св. Иоанн Милостивый. Священномученик Священномученик (гр. αγιομαρτυς, лат. sanctus martyr), мученик, принадлежащий к священному чину (священническому или епископскому). Священномученики не составляют особого лика святых и на литургии вспоминаются вместе с другими мучениками. Так же как и за других мучеников, на проскомидии за них вынимается пятая частица из девятичинной просфоры. К известным священномученикам относятся Климент, папа римский, пострадавший при императоре Траяне, Игнатий Богоносец, епископ антиохийский, Киприан, епископ карфагенский и др. Из русских святых к священномученикам относится Ермоген, патриарх Московский и всея Руси, пострадавший в 1612 г., Макарий, киевский (западнорусский) митрополит, убитый татарами в 1497 г. и др. Ряд русских святых, которые были мученики, и принадлежали к священному чину (например, святитель Филипп, Московский и всея Руси чудотворец), священномучениками обычно не именуются, так что само наименование не вытекает полностью из подвига святого, но отражает определенную традицию. Синаксарь Синаксарь (гр. συναζαριον), сборник кратких житий и кратких слов на различные праздники, предназначенных для чтения на утрени (после шестой песни канона). Синаксари, употребляемые в греческой церкви, имеют следующую структуру: после обозначения дня и имени святого (или праздника) идет эпиграмма в честь святого, написанная ямбическим стихом, краткие исторические заметки, сведения о церкви, где покоятся мощи святого, и о перенесении мощей, собственно краткое житие с описанием чудес. Соборы святых Соборы святых (гр. συναζεις των αγιων), празднование памяти одновременно многим святым как определенному сообществу, совместно предстоящему Богу. Первым празднованием такого рода, давшим образец для всех последующих, был Собор двенадцати апостолов (30 июня); этот праздник известен в восточной церкви с V–VI вв. Наряду с этим праздником, в православном календаре отмечается Собор семидесяти апостолов (4 января) и Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого (30 января).

http://azbyka.ru/svyatost-kratkij-slovar...

6. Богородско-Уфимския иконы Божия Матере (1621). Зри: Неделя пред 28 июля. Собор Смоленских святых. 28. Собор Тамбовских святых. 31. Священномученика Вениамина, митрополита Петроградскаго и Гдовскаго, и иже с ним убиенных священномученика архимандрита Сергия и мучеников Юрия и Иоанна (1922). Месяц Август 8. Преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (2-е перенесение мощей, 1992). 9. Собор Соловецких святых. О службах см. под числом в Типиконе, Минее месячной, а также в Богослужебных указаниях, изданных Богослужебно-календарной комиссией при Священном Синоде в 1957, 1958 годах, в которых указан характер соединения служб применительно к практике Русской Православной Церкви. Великие праздники обозначены красным крупным шрифтом, службы со бдением – красным жирным, полиелейные (иногда со славословием) – черным жирным. В скобках указаны даты, связанные с преставлением или прославлением святого. Из Триоди Постныя На великом повечерии после Символа веры глаголются стихи сия: Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных. Вся Небесныя Силы святых Ангел и Архангел, молите о нас грешных. Святый Иоанне, Пророче и Предтече, и Крестителю Господа нашего Иисуса Христа, моли о нас грешных. Святии славнии апостоли, пророцы и мученицы, и вси святии, молите о нас грешных. Преподобнии и богоноснии отцы наши, пастырие, и учителие вселенныя, молите о нас грешных. Зде же глаголется и святый храма. Непобедимая и непостижимая, и божественная сило Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас грешных. Боже, очисти нас грешных. Боже, очисти нас грешных и помилуй нас. Кийждо стих повторяется клиром или чтецом с поклоны. На вечерни, полунощнице, утрени и при конце каждаго часа, по Честнейшую херувим и возгласе, глаголет иерей молитву святаго Ефрема Сирина . Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Поклон. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Поклон.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мученичество сщмч. Власия Севастийского, двух отроков и семи жен. Книжная миниатюра Святой Власий снова был приведен к Агриколаю и вновь непреклонно исповедал веру во Христа. Правитель приказал бросить мученика в озеро. Святой, подойдя к воде, осенил ее крестным знамением и пошел, как по суше. Обратившись к стоявшим на берегу язычникам, святитель предложил им идти к нему, призвав в помощь своих богов. На это дерзнули 68 приближенных правителя, и все, войдя в воду, немедленно утонули. Святой же, повинуясь велению явившегося ему Ангела, вернулся на берег. Агриколай был в ярости оттого, что потерял лучших слуг, и приказал обезглавить святого Власия, а с ним и двух порученных его попечению юношей, сыновей мученицы. Перед смертью священномученик молился обо всем мире, особенно же о тех, кто будет чтить его память. Это произошло около 316 года. Мощи священномученика Власия были перенесены на Запад во время крестовых походов , частицы их хранятся во многих странах Западной Европы, в том числе и в Соборе Успения Богородицы в Лондоне ( Сурожская епархия ). Честная глава его хранится в монастыре Констамонит на Афоне . Молитвословия Сщмч. Власий Севастийский. Русская икона 2-й пол. XV в. Репродукция по кн. Лазарев В. Н., Русская иконопись, М., Искусство, 1994. Кондак, глас 8 (Подобен: Яко начатки:) Священия помазанием и мучения кровию/украсился еси, славне Власие,/и сияеши всюду, в Вышних ликуя/и нас назирая, в храм твой пришедшия/и в нем тебе непрестанно зовущия://всех нас соблюди. Ин кондак, глас 2 (Подобен: Вышних ища:) Божественное прозябение, цвет неувядаемый,/лозы Христовы розго многострадальная, Богоносе Власие,/верою чтущия память твою веселия твоего исполни,//моляся непрестанно о всех нас. Использованные материалы   Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. III. - С. 629. Редакция текста от: 23.03.2016 21:19:08

http://drevo-info.ru/articles/1061.html

Alex. Quod unus//PG. 75. Col. 1320D). Прп. Иоанн Дамаскин уточнял различие состояний Господа через характеристики тления (φθορ) - естественные страсти: голод, жажду, утомляемость и т. д., и истления (διαφθορ) - совершенное разложение естества на первоэлементы. Согласно его учению, до воскресения человечество Христа было тленным, но неистленным; после воскресения оно пребывает нетленным и неистленным навсегда (см.: Ioan. Damasc. De fide orth. III 28). Омовение ног. Икона. 2-я пол. XV в. (ГРМ) В течение земной жизни Иисус Христос учил Своих учеников смирению и самоуничижению как Своим личным примером (не мстил за Себя, не осуждал оскорбляющих Его, умывал ноги ученикам, взошел на Крест и т. п.), так и через проповедь: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» (Лк 9. 23-24). Смирение Господа Иисуса Христа стало образом подражания для христиан и духовным средством для преображения. Наиболее ярко кенотические принципы самоотречения в христианстве проявились в мужественном перенесении страданий за веру. Напр., свт. Игнатий Богоносец, идя на мучения, писал: «Я желаю страдать, но не знаю, достоин ли» ( Ign. Ep. ad Trall. 4); «если мы через Него не готовы добровольно умереть по образу страдания Его, то жизни Его нет в нас» ( Ign. Ep. ad Magn. 5). После окончания эпохи гонения на Церковь идеи духовного преображения души через смирение и самоотречение нашли наиболее полное выражение в аскетических принципах монашеской жизни, а также в принципах христианской жизни в миру, к-рая должна являть пример жертвенного служения Богу и ближним по образу Христа Спасителя. В русском богословии В русском богословии теме К. уделялось заметное внимание в XIX-XX вв. Помимо изложений в догматических курсах она являлась предметом мн. экзегетических сочинений, в систематическом плане к ней обращались М. М. Тареев , свящ. Павел Флоренский , В. Н. Лосский .

http://pravenc.ru/text/1684191.html

Братие и сестры! Господь Иисус Христос должен родиться и пребывать также и в наших сердцах. Он Сам говорит: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:23). “Истинный христианин, — учит Святитель Игнатий (Брянчанинов), — почивает в Господе, и Господь почивает в нем”. Господь приходит в сердце исполнителя заповедей, соделывает сердце храмом и жилищем Божиим. Разве не знаете, — пишет апостол Павел, — что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор 3:16). Сердце истинного христианина Святый Дух созидает духовно и преобразует в жилище Божие. Такой христианин становится богоносцем и, начиная уже здесь, на земле, свою вечную жизнь, обретает бесценное сокровище, о котором говорит Господь: Се бо, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17:21), то есть достигает подлинной цели земной своей жизни, ибо, по словам духовного писателя, “христианин тот, кто носит в сердце своем Христа”. Братие и сестры! Господь наш Иисус Христос — посреди нас. Он завещал Своим ученикам: Се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф 28:20). Христос невидимо стоит у дверей сердец наших и взывает: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр 3:20). Откликнемся же на зов Спасителя нашего, исполним Его святую волю, и тогда мы сможем сказать вместе с апостолом Павлом: И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:20). Аминь. Святитель Христов Николай — великий молитвенник за весь род христианский Братие и сестры! Сегодня Святая Церковь совершает празднование в честь перенесения в г. Бар святых мощей великого угодника Божия — святителя Христова Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Это торжество связано со следующим историческим событием. В XI веке турки-сельджуки начали наступать на христианский Восток, предавая все огню и мечу и производя страшные опустошения. Они овладели городом Миры Ликийские в Малой Азии, где покоились мощи святителя Николая. Тогда святитель Николай является одному благочестивому пресвитеру в г. Баре Италийском и велит перенести свои мощи из Мир в город Бар. Христиане снаряжают особый корабль и приплывают в Малую Азию. Как богомольцы они приходят в церковь, где лежали святые мощи святителя Николая, раскапывают землю, обретают священную раку и, открывши ее, находят ее полною благоухающего мира, истекшего от мощей угодника Божия. Священники благоговейно переносят мощи на корабль и благополучно прибывают в город Бар 9 мая 1087 года.

http://pravmir.ru/arhimandrit-georgiy-te...

В первую седмицу столь строгого воздержания, по уставу преп. отца нашего Феодосия, в пятницу для братии, как для подвижников, столь много потрудившихся, должны были предлагаться на трапезе хлебы из чистой муки, и к ним мед и мак. Также и блаженный Никон приказал келарю сделать по обычаю. Он же, в преслушание игумену, солгал, говоря, что не имеет муки, чтобы сделать эти хлебы. Но Бог не презрел труда и молитв рабов своих и не попустил, чтобы было нарушено установленное преп. Феодосием. Когда, после святой литургии, иноки шли к трапезе на постный обед, привезли, откуда совсем нельзя было ожидать, воз таких хлебов. Видя это, братия прославила Бога и святого Феодосия, изумляясь, как Бог всегда печется о них и подает все нужное, молитвами преп. отца и наставника Феодосия. Через два дня келарь приказал пекарям печь обычные для братии хлебы из той муки, о которой он прежде сказал, что ее нет. Когда они стали работать и уже месить тесто, там оказалась жаба, как бы сваренная во влитой ими воде, и так их работа была осквернена ради преслушания. Так благоизволил Бог, в сохранение святого стада молитвами преп. Феодосия, чтобы те, которые ту святую седмицу провели в столь великих подвигах не могли вкусить от таких хлебов, сделанных со грехом, как носящих печать врага; и чтобы все целомудренно следили за собою во всем. Дав в этом повествовании уже довольно указаний, с блаженным летописцем оставим здесь рассказ. Летописец, вместе радуясь и благодаря Бога за такую добродетельную жизнь преп. и богоносного отца нашего Феодосия, что он подвизался так в последнее время, а также плача и скорбя, что житие его не было никем описано (как сам изъясняет здесь) возбужденный своею любовью к преп. отцу своему, потрудился от избытка сердца своего; и то, что видел и слышал то, малую часть из многого, запечатлел в письме во славу и честь великому Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, с Которым Отцу слава вместе с Пресвятым Духом, ныне и присно и в бесконечные веки веков. Аминь. Сказание о перенесении честных мощей преподобного и богоносного отца нашего Феодосия Печерского и о прочих, по перенесении их, событиях В восемнадцатый год по переселении преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010