Несколько лет назад чудотворная икона была возвращена Русской Православной Церкви и сейчас она находится в Софийском кафедральном соборе города Новгорода. Икона Знамения в смысле иконописном – «Оранта», то есть «Предстоящая», с молитвенно поднятыми руками; на груди Богоматери – диск или медальон с полуфигурой Христа-Эммануила, благословляющего правой рукой, а левой держащего свиток. Праздник иконы: 27 ноября ст.ст. (10 декабря н.ст.). Икона Божией Матери «Феодоровская» Первые сведения об этой иконе восходят к XII веку и связаны с памятью святого великомученика Феодора Стратилата – воина, пострадавшего и обезглавленного за веру во Христа в IV веке. Предание говорит, что святой Феодор Стратилат неоднократно приносил эту святую икону людям после татарских разорений. Потому-то ее первоначальное название – Феодоровская. После построения в Костроме специально для этой иконы Успенского собора с приделом в честь святого Феодора Стратилата она стала известна как Феодоровская-Костромская. «Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник. Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы. Так была спасена Кострома». Эта чудотворная икона связывается в русской истории с избранием на царство Михаила Феодоровича Романова. В те знаменательные дни, когда после долгой смуты собрался всероссийский собор для избрания царя, в Ипатьевский монастырь (около Костромы), где укрывался Михаил Феодорович, отправилось посольство, чтобы просить его на царство. Посланники несли с собой из Москвы Владимирскую икону Божией Матери, а в Костроме взяли с собой и Феодоровскую икону Божией Матери. Предстали они перед матерью юного Михаила, старицей Марфой, и просили ее отпустить сына на царство. После первого отказа матери, ссылавшейся на молодость Михаила, архиепископ Рязанский взял в руки икону Божией Матери и обратился к Марфе и Михаилу со следующими словами: «Для чего же иконы Пресвятой Владычицы шествовали с нами в далекий путь? Если нас не слушаетесь, то ради Богоматери склонитесь на милость и не прогневайте Господа Бога». Против таких слов старица Марфа не смогла устоять: она упала перед Феодоровской иконой на колени и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего. Наставь его на путь истинный, на благо себе и отечеству!» Так перед этой иконой был избран первый царь из дома Романовых.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Икона Богородицы «Владимирская» 9 мин., 08.09.2019 Содержание Владимирская икона Божией Матери — самая ранняя из сохранившихся чудотворных икон Древней Руси. Датировка: XI–XII век Дни празднования: 3 июня, 6 июля, 8 сентября В рубрике  Суть вещей  «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.  Местонахождение Владимирской иконы Божией Матери Храм святителя Николая в Толмачах (Государственная Третьяковская Галерея). Фото patriarchia. ru История Владимирской иконы Божией Матери Владимирская икона попала на Русь из Византии в XII веке как подарок киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Владимирская икона сопровождала князя Андрея Боголюбского в походе 1164 года против волжских булгар. Одержанную победу летописец назвал «новым чудом святой Богородици Владимирской». А когда 29 июня 1174 года князь Андрей был убит по заговору бояр Кучковичей, а во Владимире начались грабежи и убийства, священник Николай (Микула) «…поча ходити... со святою Богородицею, в ризах по городу», и мятеж прекратился. По просьбе владимирцев он же встречал со святыней тело князя Андрея, привезенное из Боголюбова во Владимир на погребение. Позже по молитвам к Богородице перед этой иконой владимирские князья сумели отстоять свою независимость. Новый период в истории Владимирской иконы связан с Москвой, ставшей в конце XIV века преемницей Владимира. В 1395 году на Русь двинулся непобедимый полководец Тамерлан, и великий князь Василий Дмитриевич, не надеясь на войска, истощенные Куликовской битвой и предыдущим нашествием золотоордынского хана Тохтамыша, послал во Владимир за чудотворной Владимирской иконой. 26 августа (8 сентября по новому стилю), в день принесения иконы в Москву и всенародного моления перед ней, Тамерлан неожиданно повернул свои войска и ушел в степи. В честь сретения (то есть встречи) Владимирской иконы в центре Москвы был основан знаменитый Сретенский монастырь.

http://foma.ru/vladimirskaya-ikona-bozhi...

Икона Божией Матери «Прибавление ума» 16 октября, 2014 Икона Божией Матери «Прибавление ума» 28 августа Церковь почитает память иконы Божией Матери «Прибавление ума». Об этом образе знают все школьники и студенты, а также родители детей с задержкой психического и речевого развития. Ведь именно по молитвам перед этой иконой не раз случались чудеса. Иконография иконы Божией Матери «Прибавление ума» сложилась в XVI веке. Немалую роль сыграли западные образы, где присутствовали очень сложные элементы и символика. Богородица и Младенец Иисус на иконе изображены с Царскими венцами, в левой руке Младенца — Держава. Власть Небесная направлена на помощь людям. Богоматерь и Иисус облачены в долматик — особые одеяния, что тоже отличает этот образ от традиционных. Над Богородицей простирается звездное небо, а подлетают к ней Ангелы, держащие в руках зажженные свечи. Херувимы и Серафимы парят над прообразом Горнего Иерусалима. Предание говорит о том, что образ появился благодаря человеку, жившему во времена правления Патриарха Никона. Он читал книги времен Иосифа, а потом перешел на книги Патриарха Никона и не мог найти ответ на вопрос о том, где спасение? Вопрос настолько беспокоил его, что у человека помутился рассудок. В ужасе он взмолился Божией Матери, чтобы Она указала ему верный путь. Богородица явилась в ответ на его молитвы и велела написать икону, изобразив в точности его видение. Человек был иконописцем. Исполнив это поручение, он тут же исцелился. Икона Божией Матери «Прибавление ума». Открытые источники Читайте также — Владимирская икона Божией Матери: история происхождения Где находится икона В чем помогает икона Икона Божией Матери «Прибавление ума» Молитвы образу Икона Божией Матери «Прибавление ума» Молитва первая О Пресвятая Дево! Ты – Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты — Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница богоотступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство и прочие грехи. И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь Молитва вторая

http://pravmir.ru/ikona-pribavlenie-uma/

Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Перед его мысленным взором предстала высокая гора, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно. Владимирская икона Божией Матери В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 26 августа/8 сентября был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь. Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году (память совершается 23 июня/6 июля), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата. Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (т. н. «стояние на Угре»): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки. Третье празднование Владимирской Матери Божией (21 мая/3 июня) вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда. Перед Владимирской иконой Божией Матери совершились многие важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы — Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова — первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.), а также во все века перед ней приносились присяги на верность Родине, совершались молебны перед военными походами. Иконография Владимирской Божией Матери

http://pravmir.ru/vladimirskaya-ikona-bo...

Одаренный проповедник, Е. боролся с увлечением нехрист. мистицизмом, охватившим городское общество в нач. XIX в. Положил много сил для улучшения духовного образования в Калужской епархии. Когда количество учащихся в Калужской ДС достигло 900 чел., Е. отделил семинарию от уч-ща, перестроив семинарское здание, устроил общежитие для семинаристов, а для уч-ща купил и перестроил усадьбу Билибиных. По опыту зная бедственное положение семинарских преподавателей, Е. часто помогал им из собственных средств. В годы управления Е. Калужской епархией на окне Ильинской ц. г. Калуги был явлен образ прор. Божия Илии . Горожане почитали образ чудотворным, и по указу архипастыря он был перенесен в кафедральный собор. В калужской Хлюстинской больнице 6 окт. 1809 г. Е. освятил ц. во имя св. блгв. Александра Невского. Особо благоволил Е. к Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. , в 1811 г. освятил ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери в Оптиной пуст., после служения на кафедре собирался удалиться на покой в эту обитель. В 1812 г. в Калужскую губ. вступили войска имп. Наполеона. 6 июля 1812 г. в Калуге был получен манифест, призывавший все сословия империи к оружию и к пожертвованиям. По личному примеру Е. духовенство Калужской епархии собрало пожертвования «на военныя издержки» (9204 р. и различные золотые и серебряные предметы). По благословению Е. в ряды калужского ополчения (15 тыс. чел.) вступили и семинаристы. После молебна архиерей привел ополченцев к присяге, произнес напутственную речь. Окропив ратников св. водой, Е. вручил начальнику ополчения ген.-лейтенанту Шепелеву хоругвь с изображением Калужской иконы Божией Матери и Калужского блж. Лаврентия . (После возвращения ополчения из заграничного похода с 1814 хоругвь находилась в калужском кафедральном соборе; ныне - в Калужском краеведческом музее.) Молитвенный подвиг святителя отмечен в акафисте Божией Матери, читаемом перед Калужской иконой. По благословению Е. во время войны во всех церквах епархии ежедневно совершались богослужения и соборные молебны с крестным ходом, а перед Калужской иконой Божией Матери - ночные молебны. С 1812 г. в память избавления Калуги от опасности по благословению Е. ежегодно 12 окт. (в день битвы под Малоярославцем) вокруг города стал совершаться крестный ход с Калужской иконой Божией Матери. После наполеоновского нашествия мн. храмы и мон-ри епархии были разрушены и, согласно поданному Е. рапорту, Святейший Синод обязал соседние с Калугой епархии помогать восстановлению обители и церкви. Так, из Тулы в Калугу были присланы 8 напрестольных крестов, 21 Евангелие, 8 комплектов богослужебных сосудов, 108 комплектов покровцов, 91 риза; из Курска - 3 ящика с облачением и утварью и еще 3 ящика - от мон-рей и церквей С.-Петербургской епархии. При непосредственном участии Е. в Калуге была образована комиссия для помощи бедствующему духовенству.

http://pravenc.ru/text/187166.html

С верой в помощь и покровительство Божией Матери, русские бросились на болгар и разбили их. После победы князь и войско со слезами благодарили Пресвятую Деву, стоя на коленях перед ее чудотворным образом, и в это время чудный свет, исшедший от лика Божией Матери, осенил всех предстоявших. И еще несколько раз Владимирская икона Божией Матери оказывала Русским помощь во время нашествия врагов. Так, например, в 1521-м году Москва была чудесным образом спасена от набега татар, которые подошли под самую Москву и хотели сжечь ее. Но Господь услышал молитву русских, молившихся пред иконой Его Пречистой Матери, и спас их от врагов. Рассказывают, что татары увидели вокруг Москвы множество войска и, устрашенные, побежали. В память этой помощи Божией Матери установлен праздник 23-го июня. Икона Владимирской Божией Матери была перенесена из Владимира в Москву в то самое время, когда страшный завоеватель Тамерлан, направлявшийся со своими полчищами на Москву, мгновенно повернул из русской земли обратно в свои степи. Память этого торжественного перенесения иконы празднуется 21-го мая, и в этот день церковь , воспоминая благодеяния, оказанные этой иконой, воспевает следующую песнь: «Сегодня торжествует город Москва, потому что принимает зарю солнечную, чудотворную Твою икону, Владычица. К ней мы приходим и молимся. Тебе же взываем: молись воплощенному из Тебя Христу Богу нашему, чтобы Он сохранил этот город и все города и страны христианские невредимыми от нашествия врагов и спас души наша Своим милосердием». Икона эта находится теперь в Москве, в Успенском соборе. Много чудес оказала в России и икона Знамения Божией Матери, которая находится в Новгороде, в соборе, освященном в честь Божией Матери. В 1170 году великий князь Андрей Боголюбский осадил Новгород. Новгородцы обратились с горячей мольбою к Господу. Уже два дня продолжалась осада и в продолжение этих двух дней жители города не переставали умолять Бога о помощи. Вместе с ними молился и благочестивый архиепископ города, Илия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Феодоровская икона Божией Матери принесена в Санкт-Петербург 2 декабря 2013 г. 17:22 В ночь на 2 декабря 2013 года древний чудотворный Феодоровский образ Божией Матери авиарейсом из Калининграда доставлен в пределы Санкт-Петербургской епархии , сообщает «Вода живая» . В аэропорту Пулково икону встречали епископ Царскосельский Маркелл, духовенство Санкт-Петербургской епархии, в том числе священнослужители двух петербургских соборов: Владимирской иконы на Владимирской площади и Феодоровской иконы в память 300-летия Дома Романовых. В этих храмах икона будет находиться во время ее пребывания в северной столице. Также в аэропорту присутствовал начальник отдела по связям с религиозными объединениями администрации губернатора Санкт-Петербурга В.Г. Иванов и другие представители городской администрации. Около полуночи святыня была доставлена в Феодоровский собор, где состоялся молебен, который совершили настоятель протоиерей Александр Сорокин и клир собора. В Петербурге Феодоровская икона Божией Матери будет находиться до 22 декабря. Во время пребывания чудотворной святыни в Феодоровском соборе доступ к ней будет открыт ежедневно с 7.00 до 19.00. 10 декабря утром образ будет перенесен в собор Владимирской иконы Божией Матери. Феодоровская икона была написана не позже XIII века. По преданию именно перед этим чудотворным образом Богородицы в 1613 году состоялось призвание на царство юного Михаила Федоровича, первого царя из династии Романовых. Икона была особо почитаема российскими самодержцами. Начиная с Николая I, все российские императоры и многие члены царской семьи считали своим долгом посетить Кострому — «колыбель Дома Романовых» — и помолиться пред иконой. В ее честь переходившие в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество Феодоровна. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. В начале ноября 2013 года Феодоровская икона была принесена из Костромы в Москву на период проведения  выставки-форума «Православная Русь. Романовы» в ЦВЗ «Манеж». По окончании выставки 24 ноября чудотворный образ был перенесен в Донской ставропигиальный мужской монастырь столицы, где был доступен для поклонения верующих до 26 ноября. В ночь на 27 ноября по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла чудотворный Феодоровский образ Божией Матери авиарейсом из Москвы был доставлен в Калининградскую епархию . Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3409402.ht...

Перед этой иконой молились русские князья и цари, выступая в походы. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед ней приносили присягу на верность своим государям знатнейшие люди Москвы. В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести: несколько самых сильных и смелых мужей были отправлены снять ее и унести в безопасное место за пределы Кремля.  Но никакими силами не смогли сдвинуть святыню с места. По свидетельству очевидцев, в этот момент в небе над Успенским собором появилось видение «светозарной Жены, осенявшей храм»… Вскоре пожар утих. Среди пепелища стоял нетронутый огнем Успенский собор. С тех пор святая Владимирская икона Божией Матери всегда находилась в кремлевском Успенском соборе. Перед ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители. В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она не была утрачена как многие православные святыни в годы гонений на Церковь. В сентябре 1999 года одна из главных православных святынь России — икона Владимирской Божьей Матери — была передана в храм Святителя Николая при Третьяковской галерее. Там она хранится и поныне под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают особый режим температуры и влажности… …С плачем молилась простая монахиня рядом со святыми отцами. Потом, словно опомнившись, кинулась к людям, рассказывая о том, что увидела и услышала в эту ночь. Слух разлетелся по Кремлю и посаду, люди бежали в собор, чтобы долгие часы провести в горячем молитвенном стоянии перед Владимирской иконой Божией Матери… То, что произошло потом, летописцами описывается сухо и скупо, потому что нет объяснений происшедшему, нет версий и «земных» предположений. Превосходящие многократно по силе и числу сборные татарские войска отступили. Летописцы рассказывают, что утром 21 мая (3 июня) 1521 года татары увидели на другой стороне Оки «несметные войска русские» и с ужасом сообщили об этом хану. Хан не поверил и послал самых верных людей в разведку удостовериться. Посланные действительно увидели множество войска и сказали: «Царь, что же ты медлишь? Побежим скорее, на нас идет безмерное множество войска от Москвы». Жестокий, могущественный Махмет-Гирей отступил. Потрясенные москвичи славили Богородицу и служили благодарственные молебны перед ее чудотворной Владимирской иконой.

http://pravmir.ru/sretenie-vladimirskoj-...

Этот же эпизод изображается и на иконах. 16. Как правило, упоминается помощь тех, в честь кого воздвигнуты храмы в данном городе, и местных святых: в Киеве – Богородицы и свв. Бориса и Глеба, в Новгороде – Святой Софии, Богородицы (иконы Знамение) и св. Александра Невского, во Владимире – Богородицы (иконы Владимирской Божией Матери) и свв. блгв. князей Андрея Боголюбского, Георгия и Глеба Владимирских, в Москве – Богородицы, московских митрополитов-чудотворцев, прп. Сергия Радонежского, а позже иконы Владимирской Божией Матери; в Смоленске – Божией Матери (Смоленской Ее иконы Одигитрии) и св. мч. Меркурия, в Пскове – Пресвятой Троицы, свв. блгв. князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, в Азове – свт. Николая и св. Иоанна Крестителя. 17. При возвращении из похода князи и воины первым делом идут в храм или монастырь поклониться святыням: мощам, иконам. 18. В повестях регулярно отмечается, на день какого святого или в какой праздник произошло сражение и этого святого благодарят за помощь. 19. В честь этого праздника или святого после победы воздвигают обетные храмы и монастыри. 20. Многие русские города прямо или косвенно сравниваются с Иерусалимом (реже с Царьградом). 21. Отмечается участие в походах чудотворных икон, начиная с блгв. князя Бориса (он молится в шатре перед иконой). Как правило упоминается молитва перед иконой перед походом и после него. 22. Описывается также явление чудотворных икон во время похода. 23. На основе воинских повестей создаются иконы или пишутся отдельные клейма в иконах. 24. Лишь с XVI века в воинских повестях ругают противника, а с XVII – ругают, высмеивают, насмехаются и издеваются. 25. Обильные подробности собственно военного дела, по которым уже можно реконструировать военную сторону события, которые дают материал для военного историка утверждаются в литературе довольно поздно – начиная с XVI века. Сам Шуйский в Москве присягает царю в Успенском соборе перед иконой Владимирской Богоматери (Повесть 1986а:414). Сохранилась икона " Чудо явления Пресвятой Богородицы во время осады Пскова в 1581-1582 годах войсками польского короля Стефана Батория " (поновленый список XVIII века с иконы XVII.beka).

http://pravoslavie.ru/303.html

Известны случаи, когда во время молитвы перед иконой человек видел живым изображенного на ней. Так, например, преподобный Силуан Афонский увидел живого Христа на месте Его иконы: Во время вечерни, в церкви... направо от царских врат, где находится местная икона Спасителя, он увидел живого Христа... Невозможно описывать то состояние, в котором он находился в тот час, – говорит его биограф архимандрит Софроний. – Мы знаем из уст и писаний блаженного старца, что его осиял тогда Божественный свет, что он был изъят из этого мира и духом возведен на небо, где слышал неизрекаемые глаголы, что в тот момент он получил как бы новое рождение свыше. Не только святым, но и простым христианам, иногда даже грешникам являются те, кто изображен на иконах. В сказании об иконе Божией Матери «Нечаянная Радость» повествуется о том, как «некий человек беззаконник имел правило ежедневно ко Пресвятой Богородице молиться». Однажды во время молитвы Божия Матерь явилась ему и предостерегла от греховной жизни. Такие иконы, как «Нечаянная Радость», на Руси называли «явленными». Особого рассмотрения заслуживает вопрос о соотношении между иконой и чудом. В Православной Церкви широко распространены чудотворные иконы, с которыми связаны случаи исцелений или избавлений от военной опасности. В России особенным почитанием пользуются Владимирская, Казанская, Смоленская, Иверская, «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость» и другие чудотворные иконы Божией Матери. С Владимирской иконой, например, связаны избавления Руси от нашествий монгольских ханов Тамерлана в 1395 году, Ахмата в 1490 году и Махмет-Гирея в 1521 году. В первом из этих случаев Божия Матерь Сама явилась хану во сне и повелела оставить пределы Руси. Перед Казанской иконой молились воины народного ополчения во главе с Мининым и Пожарским, готовясь к решающему сражению с поляками, захватившими Москву в 1612 году. Во время нашествия Наполеона Казанская икона Божией Матери осеняла русских солдат, которые молились перед ней. Первое крупное поражение французов после ухода из Москвы произошло в праздник в честь Казанской иконы 22 октября 1812 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010