14) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 301. Сборник (л. 272 об. – 279 об.), 30-е годы XVII в. Филигрань: Домик под крестом, обвитым змеей, и литеры N и А – Гераклитов, 335 (1631–1633 гг.). 15) РГБ, ф. 205 (Собр. Общества истории и древностей Российских), 321. Сборник (л. 204–239 об.), 30-е годы XVII в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под полумесяцем – типа Дианова и Костюхина, 741 (1634 г.); Гербовый щит под короной, пересеченный полосами – Дианова и Костюхина, 1060 (1634 г.). 16) РГБ, ф. 304 I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 664. Минея четья на сентябрь (л. 313–350 об.), 40-е годы XVII в. Точная копия Минеи Троиц., 665. Филиграни: Гербовый щит под короной – Дианова и Костюхина, 3 (1646 г.); Гербовый щит с лилией под короной, контрамарка PH – Дианова и Костюхина, 947 (1647 г.). 17) ГИМ, Синодальное собр., 797. Милютинская минея четья на сентябрь (л. 580–619 об.), 1646 г. Представляет сокращение Минеи Германа Тулупова (Троиц., 665). 18) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 412. Сборник (л. 146–161 об.), сер. XVII в. Редакция Великих Миней Четьих без предисловия и без Сказания о чудесах. Филигрань: Щит с лилией под короной – типа Дианова и Костюхина, 931 (1646–1654 гг.). 19) РГБ, ф. 138 (Костромское собр.), 18. Минея четья (л. 270 об. – 290 об.), сер. XVII в. (описание см. в разделе Минейной редакции). § 7. Редакция Степенной книги Степенная книга создана около 1563 г. 548 Читающееся в ней Житие Федора Ярославского 549 в первой части является сокращением Антониевской редакции (пополненным родословными и другими материалами), а в статье о проявлении мощей и описании первых трех чудес – просто списком с Минейной редакции. Древнейшими рукописями Степенной книги являются списки 60-х годов XVI в.: ГИМ, Чудовское собр., 358 (л. 356–364) (по нижнему полю л. 3–8почерком XVI в. многозначительная надпись: «Книга Чудова манастыря собрана смиренным Афонасием митрополитом всеа Русии»); Томский краеведческий музей, 91; другие списки перечислены в издании 21 тома ПСРЛ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом, можно видеть, что основная тенденция, отмеченная нами на материале агиографической Базы, подтверждается составом монастырской библиотеки: речь идёт о преобладании монографических сборников, посвящённых соловецким чудотворцам, Кириллу Новоезерскому и Александру Ошевенскому. В заключение попытаемся обобщить наши наблюдения над формированием и развитием монографических агиографических сборников. Простейший вид такого рода сборников – это соединение Жития и Службы, двух текстов, необходимых для установления церковного почитания святого 870 . С развитием почитания того или иного подвижника, как правило, возникает цикл агиографических произведений, ему посвящённых. Иногда сборник превращается в своеобразную монастырскую летопись, повествующую обо всех событиях, связанных с жизнью и «посмертной» историей подвижника 871 . Наблюдения над историей развития сборника, посвящённого Кириллу Новоезерскому, дают основания заключить, что все тексты, в него входящие, редактируются одновременно. Как правило, монографические сборники отличает единство оформления и известная стабильность текстов. Связано это с тем, что копировались они, как правило, в одном месте и с одних и тех же образцов. Из анализа количества монографических сборников становится очевидным, что лидерами по их «созданию» являются известные книгописные центры. Таким образом, появление монографического агиографического сборника предполагает наличие традиции почитания святого и деятельности монастыря как книжного центра 872 . Интересно отметить, что сборники, как правило, включают в себя одну редакцию Жития и таким образом «канонизируют» её 873 . Впрочем, эта, как нам кажется, основная тенденция сопровождается рядом исключений 874 . Святцы 1646 г.: Памяти русских святых 875 Т.Б. Карбасова В ходе работы над созданием Базы по источникам русской агиографии, коллективного проекта Отдела древнерусской литературы Пушкинского Дома 876 , учитываются не только Жития и Службы святым, но и биографические сведения о подвижниках, а также посвящённые им тропари и кондаки, содержащиеся в Месяцесловах. На сегодняшний день Месяцесловы и сборники, содержащие месяцесловные части, составляют почти пятую часть источников от всего собранного в Базе материала. Как правило, это рукописи, датирующиеся XVI–XIX вв. Всё более очевидной становится задача хотя бы предварительной их систематизации, но, к сожалению, поздняя традиция месяцесловов остаётся практически неизученной 877 . Начать эту работу нам показалось уместным с публикации русских памятей Месяцеслова, опубликованного Московским печатным двором в 1646 г 878 . В документах Печатного двора это издание носит название «Святцы с летописью с тропари и кондаки», под названием «Святцы с летописью» (Голубинский, Сергий (Спасский)) или «Святцы 1646 г.» (Зернова, Поздеева, Вознесенский), оно известно в научной литературе. При публикации мы будем придерживаться этой же традиции 879 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Быстрому распространению влияния Л. во Франции (в 1660 в стране было уже 23 общины) способствовали разрабатываемые ими программы обучения духовенства: с 1633 г. в приорате св. Лазаря проходили «конференции по вторникам» (Conférences du mardi), к-рые посещали мн. известные церковные деятели, в т. ч. Жан Франсуа Поль де Гонди, кард. де Рец (1613-1679; с 1652 кардинал, архиепископ Парижа (1654-1662)), католич. богослов Ж. Б. Боссюэ (1627-1704; с 1681 епископ Мо), один из первых членов Французской академии, поэт Антуан Годо (1605-1672; епископ Граса (1636-1653) и Ванса (1638-1672)), основатель конгрегации сульпициан Ж. Ж. Олье (1608-1657). В коллегии Бонз-Анфан с 1642 г. действовала семинария св. Фирмина. В кон. XVIII в. под рук. Л. находилось ок. 60 семинарий во Франции и более 30 в др. странах Европы. Л. вместе с членами жен. конгрегации дочерей милосердия организовывали госпитали, приюты для сирот, а также дома для священников на покое. За пределами Франции обители Л. были основаны в Риме (1642), Генуе (1645), Турине (1654), Неаполе (1668); с 1646 г. представители конгрегации действовали в Ирландии (в 1679 изгнаны оттуда англ. властями и смогли возобновить там свою деятельность только в XIX в.). С 50-х гг. XVII в. Л. проповедовали в Польше (в 1651 появилась община Л. в Варшаве, в 1656 - в Кракове, в 1687 - в Вильно); поддержку им оказывала франц. принцесса Луиза Мария де Гонзаг, в 1646 г. ставшая женой польск. кор. Владислава IV Вазы (1632-1648), а после его смерти - кор. Яна II Казимира (1648-1668). Разграбление миссии лазаристов в Париже. Гравюра. 1789 г. (Paris. QB–370(9)–FT4) Разграбление миссии лазаристов в Париже. Гравюра. 1789 г. (Paris. QB–370(9)–FT4) Важной частью деятельности Л. стала миссионерская работа в нехрист. странах. В 1645-1646 гг. были основаны миссии Л. в Сев. Африке (после учреждения франц. консульства в Алжире Л. были в нем капелланами, часто члены конгрегации выполняли функции временных консулов); в 1648 г.- на Мадагаскаре (из-за неблагоприятного климата, способствовавшего распространению болезней, а также из-за враждебного отношения местных жителей в 1674 миссионерам пришлось покинуть остров; в 1896 деятельность Л. на Мадагаскаре была возобновлена). В 1656 г. члены рим. общины Л. отправились с миссионерской деятельностью в Ливан. В 1697 г. 1-я миссия Л. появилась в Китае. С нач. XVIII в. Л. проповедовали на о-ве Бурбон (ныне Реюньон, заморский деп. Франции). С 1780 г. действовала миссия Л. в Гоа. В 1782 г. была основана миссия Л. в Стамбуле.

http://pravenc.ru/text/2462507.html

В 1645 году прибыл в Польшу венецианский посланник Тьеполо побуждать Польшу вступить с Венецией в союз против турок; он обещал с венецианской стороны большие суммы денег и более всего домогался, чтобы польское правительство дозволило казакам начать свои морские походы на турецкие берега. Папский нунций также побуждал польского короля к войне. Надеялись на соучастие господарей молдавского и валашского, на седмиградского князя и на московского царя. В начале 1646 года польский король заключил с Венецией договор; Тьеполо выдал королю 20000 талеров на постройку казацких чаек; король пригласил в Варшаву четырех казацких старшин: Ильяша Караимовича, Барабаша, Богдана Хмельницкого и Нестеренка. Хмельницкий незадолго был во Франции, где совещался с графом Дебрежи, назначенным посланником в Польшу, насчет доставки казаков во французское войско. Затем 2400 охочих казаков отправилась во Францию и в 1646 году участвовали при взятии Дюнкерка у испанцев. Король виделся с казацкими старшинами ночью, обласкал их, обещал увеличить число казаков до 20000 кроме реестровых, отдал приказание построить чайки и дал им 6000 талеров, обещая заплатить в течение двух лет 60000. Все это делалось втайне, но не могло долго сохраняться в тайне. Король выдал так называемые приповедные листы для вербовки войска за границей. Вербовка пошла сначала быстро. В Польшу стали прибывать немецкие солдаты, участвовавшие в тридцатилетней войне и не привыкшие сдерживать своего произвола. Шляхта, зорко смотревшая за неприкосновенностью своих привилегий, стала кричать против короля. Сенаторы также подняли ропот. Королю ничего не оставалось, как предать свои замыслы на обсуждение сейма. В сентябре 1646 года открылись предварительные сеймики по воеводствам. Шляхта повсюду оказалась нерасположенной к войне и толковала в самую дурную сторону королевские замыслы. " Король, - кричали на сеймиках, - затевает войну, чтобы составить войско, взять его себе под начальство и посредством его укоротить шляхетские вольности. Он хочет обратить хлопов в шляхту, а шляхту в хлопов " . Возникали самые чудовищные выдумки; болтали, что король хочет устроить резню вроде Варфоломеевской ночи; Оссолинского обзывали изменником отечества.

http://sedmitza.ru/lib/text/435657/

На л. 10 на нижнем поле почерком XIX века чернилами: «Библиотеки Новгородского Софийского собора. 1856 г.» На л. 20 та же запись. На листе, наклеенном на внутреннюю сторону нижней крышки переплета чернилами в круге полууставом середины XVII века: «Обиходник келарской старца Матфея Никифорова. Писан во 164-м году». Ниже круга чернилами запись столбцом: 287 – 164=123; 164 – это год написания рукописи – 1655; 287 – вероятно, год поступления рукописи из Кирилло-Белозерского монастыря в Софийско-Новгородскую библиотеку – 1778; а 123 – возраст рукописи. Водяные знаки I. Форзацные листы: «Двуглавый орел» – типа Дианова 1025 (1639) л. П. II. Листы рукописи: 1. «Гербовый щит с перевязью» – типа Дианова 1045 (1646–1654) без литер. 2. «Гербовый щит» – типа Дианова 1045 (1646–1654), но литеры G (?) просматриваются с трудом, вшиты в переплет. 3. «Гербовый щит с перевязью» – типа Дианова 1047 (1646–1654), но литеры G (?) просматриваются с трудом, вшиты в переплет. 4. «Шут с пятью бубенцами» – Дианова 327 (1652). 5. «Шут с семью бубенцами» просматривается с трудом, предположительно – типа Дианова 423 (1652). На некоторых листах филиграни не просматриваются. Филиграни в рукописи чередуются (Кодикологическая таблица). Все филиграни располагаются в хронологических границах до 1655 года. Почерки Рукопись написана скорописью двух почерков, почти все вклеенные листы – вторым почерком (Кодикологическая таблица, графы 6, 7). Первым почерком написаны л. 1–75 и 129–142. Вклеенные листы написаны вторым почерком – л. 11, 13–17, 41–44, 46–47, 58–60. Вторым почерком написаны л. 76–128 и 143–146. Вклеенные листы написаны вторым почерком – л. 80–81, 98–102, 116, 118–119, 121 и первым почерком – л. 82–85, 87. Вторая часть рукописи (л. 147–229) написана полууставом. Заголовки и инициалы киноварные. Чернильный инициал на л. 147 и некоторые киноварные инициалы в этой части рукописи разрисованы. Подытожим вышеизложенное. Между содержанием рукописи, почерками, филигранями и вклеенными листами наблюдается взаимосвязь, она выражается в следующем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1646 г. кн. Вишневецкого о дозволении Лубен. монахам приехать в Москву с жалобою на монахов, бежав. в Москов. государ.), 74 (Челобитн. 1646 г. митроп. Петра Могилы о дозволении монахам ехать в Москву с просьбою о милостыне), 75 (Челобит. 1646 г. игум. Ивана о милостыне), 248 (Письмо 1649 г. игум. Калистрата к ц. Алекс. Мих. с просьбою принять их в Москов. сторону в случае бегства от поляков), 249 (Письмо того же игумена к патриар. Москов. Иосифу о том же), 250 (Отписка 1649 г. о приезде в Путивль старцев), 307 (Отписка 1650 г., статья V, распросы Марка Антонова), 311 (Отписка 1650 г., статья II, письмо Протасьева); IV, 74 (Письма 1658 г. игум. Виктора Загоровского в Москву о свидании с гетманом Выговским); VII, 38 (Ц. гр. 1668 г. об освобожд. заключенных в м-рь воевод Кологривова и Лихачева), 121 (Статейн. список 1662 г.; на стр. 365 упоминается игумен Загорожский); VIII, 8 (Челобитн. 1669 г. об измене духовн. лиц), в Дополн. в т. VIII, 33 (Дело 1650 г. о самозванце Тимош. Авкудинове, см. IV, 327 и далее); IX, 46 (Ц. гр. 1670 г. о приискании садовников; игум. Виссарион), 57 (Указ 1670 г. о возвращении из Соловец. м-ря игум. Виктора Зегаровского), 124 (Показание 1671 г. Степ. Гречанского о кончине в м-ре Константиноп. патриар. Афанасия и отправление подьячего Мих. Савина по этому же случаю), 127 (Дознание, произведен. Мих. Савиным, о нетленности мощей патриар. Афанасия и чудес при них); “Акты Зап. Р.», IV, 215 (Ж. гр. 1619 г. княг. Раины Корибут. Вишневецкой игум. Густын. м-ря Исаии Копинскому на устройство Мгарск. м-ря с предоставл. ему права пожизн. управлять им); V, 32 (Ж. гр. 1653 г. на влад. мельницею), 33 (Ж. тр. 1653 г. на влад. сеножатями, принадле- жав. ксендзам Бернард.), 39 (Универсал 1655 г. о неприкоснов. земель, наданых м-рю кн. Раиною Вишневецкою), 40 (Послушн. гр. 1655 г. крестьян. села Ольшанки), 47 (Послушн. гр. 1656 г. крестьянам монаст. сел Луки и Хитцы), 49 (Универсал 1657 г. со строгим подтвержд. не вступаться в монастыр. владения), 53 (Универсал 1658 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

При царе Михаиле Феодоровиче, по примеру предшествующих царствований, причту Благовещенского собора выдавались – годовые сукна, а равно и праздничные – ежегодно к празднику Благовещения, по подписной челобитной, за подписью протопопа или же ключаря 1560 , ценностью 2 р., а пономарям в рубль. Что касается протопопа, то ему было положено давать годовые и праздничные сукна лишь с 1635 г. ценою также по 2 р. каждое 1561 . Такими сукнами для членов причтов придворных церквей исключая пономарей, служили при царе Михаиле Феодоровиче настрофильные, а пономарям – выдавались сукна – лятчинные, при чем настрофилевые сукна выдавались каждому члену по 4 арш., ценою по 2 р. портище, а пономарям – по 5 арш. лятчина лазоревая – по рублю портище 1562 . Нередко члены причта Благовещенского собора получали вместо обычных годовых или праздничных сукон сукна большей стоимости 1563 . С 1641 г. по 1646 г. всем членам дворцовых причтов вместо годовых праздничных сукон давалось деньгами. При царе Алексее Михаиловиче, в первые 10 лет его царствования, печальное состояние государственной казны, вследствие войн, чумы и других причин, имело своим результатом значительное сокращение выдачи сукон придворному духовенству. Так, уже 26 августа 1646 г. последовало распоряжение, чтобы впредь с 1 сентября 1647 г. выдавать одни праздничные сукна, а годовых сукон не давать, при чем за сукна с 1647 по 1654 г. выдавалось деньгами. С 1654–1658 г. ни годовых, ни праздничных сукон никому из членов придворного духовенства не выдавалось 1564 . Исключение составил лишь причт Благовещенского собора, которому 2 апреля 1658 г., надо думать, по особому ходатайству духовника Стефана Вонифатьева, дано было, начиная с ключаря и кончая низшими клириками придельных церквей, в числе 30 человек, вместо годовых «суконных» денег за 1654 и 1655 г. 114 арш. сукна полукармазину разных цветов по 9 р. с четвертью половинка 1565 . В 1658 г. по указу государя и по памяти из приказу большого дворца велено было давать годовые сукна придворному духовенству уже только «чрез год» до тех мест, как служба минетца. С этого же года стали выдавать и праздничные сукна, но не ежегодно, как прежде, а чрез два года – в третий. На это указывает замечание расходной книги 1659 г. по поводу выдачи ключарю Благовещенского собора, священникам, диаконам и псаломщикам по 4 арш. полукармазину по рублю аршин и 2 пономарям и 4 сторожам по 4 арш. сукна анбургского по полтине аршин, – что «это праздничныя сукна, а даются они в третий год» 1566 . Сокращение окладов в отношении выдачи сукон коснулось и сторожей, которым велено было в 1646 г. выдавать государево жалование в приказ, «для скудости их», а не в оклад, как им давано прежде» 1567 , и при том «в третий год» 1568 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Ему принадлежит также: Tetratcheuchus sive commentarius in quatuor Evangelia, Лувен, 1639; Analecta in Proverbia Ecclesiasten, Sapientiam, и др., Лувен, 1644. – 22) Иоанн Бенс (Bence), член Оратории (1568–1642), Manuale in quatuor Evangelia, in-12°, Лион, 1636; In omnes divi Pauli Epistolas, 2 in-12, Лион, 1628, сокращение комментария Естия, – 23) Иаков Бонфрер (Bonfrere), иезуит († 1643), Pentateuchus Moses commentario illustratus, с Praeloquia in totam Scripturam Sacram in-f., Антверпен, 1625; Josus, Judices et Ruth, accessit Onomasticon urbium et locorum S. Scripturae, in-f., Париж, 1631. Комментарий на Пятокннжие хорош. Praeloquia и комментарий на Судей и Руфь находятся у Мяня в C. C. S. S., t. 1 и VIII. – 24) F. Scacchi († 1643), Sacrorum elaeochrismaton Myrothecia, 3 in-4°, Рим, 1625, труд, полный эрудиции, много раз печатаемый, между прочим в Гаге, 1725, под заглавием: Thesaurus antiquitatum sacro-profanarum. – 25) Симон Маррот (Marotte), известный обычио под названием Muis, из Орлеана (1587–1664), профессор еврейского языка в королевской коллегии, Commentarius litteralis et historicus in omnes Psalmos, Париж, 1630; полезный, но многоречивый и слишком следующий раввинам. – 26) Михаил Гисльери (Ghislieri, † 1646), Commenmarii in Canticum canticorum, in-f., Рим 1609 , многочисленные издания, и т. п. – 27) Фердннанд Залазар (Salazar † 1646), Comm, in Prov., 2 in-f., Париж, 1619; In Cant, cant., 2 in-f., Лион, 1652. – 28) Бернардин де Монтерейль (Montereul), иезуит († 1646), La vie du Sauveur du monde Jésus Christ, tiree du texte des quatre Evangelistes reduits en un corps d‘histoire divise en quatre parties, ou dans la suite du discours sont touchees les difficultes tant historiques que theologiques, avec les sentiments des Saints Pres cites à la marge, in-4°, Paris, 1637. – 29) Валтазар Кордерий (Corderius), иезуит (1592–1650), 736 Catena 65 Patrum graecorum in S. Lucam, in-4°, Антверпен, 1628; Catena Patrum graecorum in S. Joannem ex antiquissimo graeco codice, in-f., ib., 1630; Expositio Patrum graecorum.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Рассматривая вторую часть Святцев 1646 г., отметим, что все тропари, кондаки, богородичны, ипакои и т. д., а также календарные сочинения («ключ» вруцелета, «лунное течение» и т. д.) можно обнаружить и в изданиях Устава и Следованной Псалтири, и в их многочисленных рукописных списках. Исключением является один текст из второй части Святцев – «О тайне обхождения спасительного дне истинныя Пасхи» 914 . По мнению А.А. Романовой, этот текст не известен в рукописной традиции раньше второй четверти XVII в. и «был специально составлен для печатного издания – Святцев (М., 1646. Л. 377−397) (...) вскоре после составления „Кирилловой книги“, и так же, как и последняя, был основан во многом на западнорусских материалах» 915 . Одним из таких источников могло послужить сочинение Василия Сурожского «О пременении дней и праздников», при этом «составитель „О тайне обхождения спасительнаго дне истинныя Пасхи“ убрал излишне конкретизированные ссылки на латинян» 916 . Напомню, что при последующих переизданиях Святцев этот текст уже больше не включался в сборник. Вернёмся к месяцесловной части. Вероятнее всего, при подготовке издания Святцев 1646 г. была проведена последовательная работа по соединению памятей святых с какими-то летописными или хронографическими сведениями. Следует ещё раз отметить, что «летописи» имеют все святые, в том числе и греческие, поэтому и источников могло быть несколько. Типографы сами указали на использование греческих и русских источников: «Здже вкратц от лтописецъ греческихъ и русскихъ о житии святыхъ и преподобныхъ отецъ» (л. 426 об.−427). А.В. Вознесенский не исключал возможности использования греческих памятников: «...использование типографами греческого текста можно предположить уже по глоссам, встречающимся как в месяцесловной части Святцев (...) так и в дополнениях к ней (...) (в тексте „О тайн (...) дне истинныя Пасхи“)» 917 . Нельзя, однако, исключать и той возможности, что «летописцы греческие» были использованы опосредованно, через западнорусскую традицию (на такую возможность указывают обнаруженные А.А. Романовой западнорусские источники сказания «О тайне (...) дне истинныя Пасхи»).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Великие Луки. Впервые город упоминается новгородскими летописцами в 1166 году. В 1211 году построена Великолукская крепость для обороны подступов к Новгороду и Пскову. Упоминается в новгородских берестяных грамотах XII века 675 и 1005). Название Великие Луки относится к 1406 году. Великий Устюг. Впервые упоминается в 1207 году. Название города относится к XVI веку, когда практически вся внешняя торговля Русского государства осуществлялась по Северной Двине через Устюг и Архангельск. Так что происхождение великороссов находится в глубине веков и охватывает огромную территорию северной части Русской равнины. Дальнейшее развитие великороссов шло в Московском царстве, и их историю можно изучать по данным переписей. Царям не нужны «приписки», им надо знать: сколько людей можно обложить податями, какую армию можно собрать. Поэтому переписи – это объективные безмолвные свидетели того, что было на самом деле. Первая достаточно надежная информация о численности великороссов – это подворная перепись Московского царства 1646 года. В это время малороссы и белорусы Приднепровья находились в составе Речи Посполитой. Так что перепись1646 – это начальная точка расчета динамики численности великороссов. Лингвисты считают, что великороссы отличаются от малороссов и белорусов тем, что объясняются на литературном русском языке, в котором четко произносятся буквы «ч» и «г», при этом говор великороссов северного происхождения – это «оканье», а центрального происхождения – московское «аканье». География жизни великороссов 1646 года – от Пскова до Нижнего Новгорода и от Архангельска до Тулы. По переписям за 2,5 столетия великороссы раздвинули географию своей жизни до Тихого океана. (Великороссы начали осваивать и Аляску до Калифорнии, но Александр II продал ее США. – В.Б.). Следует отметить, царскую Россию представляют самодержавие и крепостное право. В действительности было две ветви великороссов: одна – крепостные, собственность землевладельцев; другая – вольные, которые стремились к самостоятельной хозяйственной деятельности, без подчинения «барину».

http://ruskline.ru/opp/2020/03/13/ustran...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010