Е. Кустовский Содержание От составителя Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие притчи о мытаре и фарисее Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие притчи о блудном сыне Неделя мясопустная В неделю сыропустную, изгнание Адамово В туюжде неделю сырную вечера Неделя первая святаго поста, в нюже православие воспоминается Последование молебнаго пения в Неделю православия Неделя первая торжества Православия Неделя вторая святых постов поется настоящее последование, во святых отца нашего Григория архиепископа, фессалонитскаго чудотворца, Паламы В туюжде неделю вечера Неделя третья Святых Постов. Поклонение празднуем Честнаго и Животворящего Креста В туюжде неделю вечера Неделя четвертая Святых Постов. Инии типицы определиша петися последованию святаго Иоанна Лествичника. В туюжде неделю вечера Неделя пятая Святых Постов. Инии типицы предаша пети в сию неделю последование преподобныя матере нашея Марии Египетския В туюжде неделю вечера     От составителя В настоящей публикации мы предлагаем вниманию клирошан воскресные службы периода пения Триоди Постной. Как в уставном отношении, так и в насыщенности особо значимыми песнопениями, эти службы заставляют клиросных церковнослужителей встретить этот период с особым напряжением – как духовным, так и технологическим. Наша книга является воскресным вариантом Триоди Постной. По замыслу составителя причина ее появления связана с несколькими обстоятельствами: 1. Воскресное служение в период Великого Поста существенно отличается от будничного, поэтому эта публикация отражает общие свойства только воскресных служб, не затрагивая материал будничного служения. 1 2. Богослужебная книга Постная Триодь содержит как поющиеся, так и читаемые элементы служб. Наличие нашей публикации позволит регенту поставить на клиросе адаптированный для пения вариант Триоди, а саму Триодь отдать священнику или чтецу, поскольку читаемые разделы Триоди в этой публикации отсутствуют. 3. Составители Постной Триоди в ряде случаев предполагали, по-видимому, достаточно высокую квалификацию церковных певчих, поэтому позволяли себе экономное изложение материала, пропуская «по умолчанию» информацию, саму собой разумеемую. Тем не менее, мы не рискнем утверждать, что, например, стих «Возвеселюся и возрадуюся о Тебе...» (Неделя мясопустная, 3-я хвалитная стихира) с легкостью сможет наизусть закончить каждый регент со своим хором. Этот пример, наряду с ему подобными, заставили нас несколько подробнее сформулировать многие указания Триоди. Поэтому наша публикация отличается от Триоди не только разделителями в стихирах и русской транскрипцией текста, но и более подробными (по сравнению с оригиналом) уставными комментариями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Заповедь о посте дал Бог, поэтому поститься обязаны все верующие и желающие спасти свою душу. Предписываемая Уставом Церкви строгость постов рассчитана на физически здоровых людей. В случае невозможности придерживаться уставной строгости поста необходимо обратиться к священнику для согласования с ним меры послабления. Мнение о вреде поста для здоровья пришло с запада. На Руси издавна постились все – и старые, и малые. Все святые угодники Божии вели строгую постническую жизнь, выполняли тяжелые физические работы и при этом многие из них долго жили. Здоровью вредит неумеренное и неразборчивое употребление пищи и греховная жизнь. «Не пресыщайся всякою сластью и не бросайся на разные снеди, ибо от многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры; от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни» ( Сир. 37:32–34 ). 20.5. Кто освобождается от постов? – От постов освобождаются болящие, беременные и кормящие матери, грудные дети, путешествующие (по мере необходимости), а также люди, находящиеся в сугубых обстоятельствах (например, на войне). Конкретные вопросы прохождения поста надо согласовывать с духовным наставником. 20.6. Какие бывают однодневные посты и как в них поститься? – Однодневные посты бывают в среду (в этот день вспоминается предательство Иуды) и пятницу (день, когда распяли Господа Иисуса Христа) каждой недели. По строгости пост в эти дни приравнивается к Великому посту. В Рождественский (24 декабря/06 января) и Крещенский (05/18 января) сочельники пищу не вкушают до вечера. В день Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) пост состоит в отказе не только от мясной и молочной пищи, но и от рыбной. В день Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) тоже предписан строгий пост – на трапезе положено вкушать овощи и растительное масло. Посты делятся на нестрогие (воздержание от всех видов мясомолочной пищи) и строгие (воздержание от всех видов мясомолочной пищи, рыбы и елея). 20.7. Как поститься в Великий пост и для чего он установлен?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

К сожалению, в нынешней российской церковности в этом отношении преобладает формальный подход. Многие священники-духовники дают наставления скорее по простой схеме «можно-нельзя», «да-нет», указывая на соответствующие пометки православных календарей или Типикона , изначально ориентированного на монастырскую жизнь и не редактировавшегося в русской Церкви со времен патриарха Иоакима (конца XVII в.). Формализм пастырей неизбежно рождает ответный формализм прихожан храмов, озабоченных, как бы в чем ни промахнуться, не «оскоромиться», рассматривающих в магазинах упаковки каких-нибудь печений на предмет возможных добавок яичного порошка или сухого молока и задающих из года в год одни и те же вопросы. club.foto.ru. Фото: Виктор Д. Но такой подход неизбежно порождает две крайности. Перваяпост по-фарисейски, с точным соблюдением всех уставных диетических и прочих предписаний при явном или скрытом уничижении тех, кто его не соблюдает. Годами, десятилетиями такие люди ходят в храм, но при этом главные плоды духа, ради которых телесный пост предполагается как средство, подспорье, они не обнаруживают. Спрашивается, а нужен ли вообще такой пост?.. И эти сомнения неизбежно могут привести к противоположной крайности, которая выражается в полном игнорировании постов среди некоторых православных, разочаровавшихся во многих чертах церковного быта или охладевших к нему, и которая уже давно утвердилась среди католиков Западной Европы, например, где постов среди мирян как таковых теперь не существует. Отец Александр Мень в одном из своих писем на это указывал: «Единственно, что мне решительно не нравится, — это отмена постов, о которой я давно знал. Может, это и соответствует западному образу жизни, но я этого одобрить никак не могу и тебе советую: живи по нашему православному уставу. […] Ты знаешь, я экуменист, но это вовсе не означает, что я считаю западные обычаи во всём лучше наших. Кое-чему они могут и у нас поучиться.» ( Прот. Александр Мень. «Письма духовной дочери – Александре Орловой-Модель».  Христианос, вып. XIV. Рига, 2005, с. 84).

http://pravmir.ru/post-dlya-cheloveka-a-...

13. А, может, не нужно ничего придумывать, раз церковная практика закрепила новый вид поста? Нынешний вариант поста, состоящего не в кратковременном воздержании от еды, а в длительном потреблении еды «постной», в наших климатически суровых условиях неизбежно ведет к нарушению обмена веществ и к частичной или даже полной утрате «постнического жития». И, говоря откровенно, мы, благодаря этой практике, вообще перестали поститься... 14. Что же делать нам с существующими пищевыми предписаниями Типикона? В первую очередь - понять, что пост в Типиконном варианте для нас непригоден даже в плане идеала. И следует не придумывать всяческие там послабления, а возродить забытую практику поста как временного неядения, частично или совсем отказавшись от понятия постного, которым и было подменено понятие о посте. 15. Означает ли это, что Вы выступаете против уставных постов нашей Церкви? Во-первых, я говорю о том, что та практика, которую отражает нынешний пищевой устав нашей Церкви, является уставом одного, хотя и всем известного Палестинского монастыря, в то время как другие обители имели и имеют право жить по своему уставу. Во-вторых, его пищевые предписания не соответствуют и никогда не соответствовали той реальности, в которой живут христиане РПЦ, включая монашествующих. В-третьих, за пределами монастырей вообще никаких пищевых уставов не может существовать. И нельзя всем навязывать единообразного исполнения постов. В-четвёртых, не надо путать установленные Церковью посты с постами уставными, т.е. с вариантами их соблюдения. 16. А разве церковный устав поста не должен решаться соборно? Мне лично непонятно, почему вопрос, не имеющий отношение ни к догматам, ни к нравственности, требует непременно такого рода решения, хотя в принципе ничего не мешает священноначалию для своей, местной (поместной) Церкви определять свои правила в отношении уже установленных Вселенской Церковью постов. И это не призыв к тому, чтобы нарушать каноны, в которых сказано лишь, что нужно блюсти посты в определённое время, а как это делать - там не оговаривается, потому что формат и режим аскетических форм воздержания решается не только соборно, но и каждым лично в соответствии с теми или иными условиями.

http://azbyka.ru/chaso-slov/o-tradicziya...

В дни совершения Божественной литургии изобразительны совершались по кельям, но на литургии, за исключением неск. дней в году, имевших праздничные антифоны , пелись изобразительные антифоны с особыми тропарями на блаженнах . Великим постом полную литургию служили лишь по субботам и воскресеньям (Е. Т. указывает то же распределение литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста по дням года, что и позднейшие памятники), тогда как по будням в Великий пост (а также в сырные среду и пятницу и Великие понедельник, вторник, среду и пятницу) ежедневно служилась литургия Преждеосвященных Даров (Там же. С. 508-510, 515 и др.). В Рождественский и Апостольский посты Божественная литургия совершалась по субботам, воскресеньям и дням, когда пели «Бог Господь» ; в дни же с пением «Аллилуия» Божественная литургия обычно отсутствовала, однако в дни святых, особо почитаемых, а также тех, чьи св. мощи имелись в мон-ре, и в дни заупокойных поминовений могли служить литургию; в последнем случае она совершалась непосредственно перед 9-м часом (тогда как в обычные дни литургия начиналась спустя нек-рое время после 1-го часа; см. там же. С. 314-315). Евергетидский Синаксарь указывает памяти на все дни церковного года (тогда как, напр., Студийско-Алексиевский устав пропускает ряд второстепенных дней; евергетидский Синаксарь отличает от др. литургических Синаксарей студийской традиции не только подробная регламентация всего литургического года, но и разработанная система уставных чтений - см.: Виноградов. 1914). Многие из этих памятей не являются празднуемыми и имеют службу с «Аллилуия» - как внутри многодневных постов (Е. Т. знает только 3 таких поста - Великий, Рождественский и Апостольский; Успенского поста, а также однодневных постов на праздники Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня в нем еще нет), так и вне их. Гимнографические книги, упоминаемые в Е. Т.,- те же, что и в др. послеиконоборческих визант. монастырских уставах: Октоих, Минея и Триодь.

http://pravenc.ru/text/187120.html

Тогда возникает вопрос: Если телесное воздержание не составляет сути поста, так может вообще не надо обращать на него внимание? Может надо брать пример с Тех, кто любит есть и пить вино ( Лк.7:34 )? Это вряд ли разумно, ибо Бог возвестил блаженство не сытым, а алчущим и жаждущим. И прор. Исаия НЕ СКАЗАЛ, ЧТО БОГУ НЕ НУЖЕН ПОСТ. Он лишь указал, КАКОЙ ПОСТ ЕМУ НЕ НУЖЕН ( Ис.58:6 ). «Богу, как сказал еще блаж. Иероним, не нужны ворчание наших внутренностей и пустота желудка, но без последних невозможно сохранить целомудрие». Хорошо, допустим, что без постов в принципе обойтись нельзя, но тогда другой вопрос: можно ли обойтись без установленных Церковью постов? По соборному слову Церкви это могут позволить себе далеко не все, а 1) во-первых, те, кто не имеет условий для его исполнения (из-за болезни, беременности, малого или старческого возраста, путешествия, особого рода занятий (служения в армии или совершение какой-либо тяжелой и специфической работы (когда организму требуются те или иные продукты по вредности производства)) или же в виду суровых климатических условий, когда, как мы уже знаем, живущим в северных широтах советуется подражать не столько телесному, сколько душевному посту… 2) во-вторых, не обращать внимания на уставные посты может еще и тот, кто превосходит тот «десятинный закон», который Церковь установила, пригрозив наказанием тем, кто его не исполняет. Так по слову преп. Кассиана вполне естественно, что «законом Четыредесятницы не связывается совершенный (в жизни духовной). Почему? Потому что он не довольствуется подчинением этому малому правилу, которое предстоятели церквей постановили для тех, которые в течение всего года предаются утехам или мирским делам, чтобы они, связанные этою законной необходимостью, вынуждены были, по крайней мере, в эти дни послужить Господу и посвятили Ему хоть десятую часть дней своей жизни». А те, которые «духовными обязанностями занимаются не эту малую, т.е. десятую часть года, но все время своей жизни, как свободные от принесения законных десятин, если случившаяся уважительная нужда заставит их, отваживаются без всякого колебания делать и послабление в посте». Ну, или говоря иначе, поститься так и тогда, как и когда им вздумается.

http://azbyka.ru/video/74-post-duhovnyj/

Владыка трудился над исследованием православного богослужения, житий русских святых и составил обстоятельный труд «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви». С 1955 года был председателем Богослужебно-календарной комиссии при Издательстве Московской Патриархии и внес немало исправлений в месяцеслов святых. Составил также несколько молебных исследований, в том числе: «О хотящих по воздуху шествовати», «О сущих в скорбях и различных обстояниях», «О сущих в темницах и заточении», «О врагах, ненавидящих и обидящих нас», «Благодарение о получении милостыни», «О мире всего мира и о прекращении войн» и других. Владыка составил также «Молитвословия за трапезой», содержащие молитвы за уставными и неуставными трапезами, поминальной трапезой, молитвы на благословение скоромных снедей после многодневных постов. Владыка Афанасий Также владыка Афанасий готовил сборник «Святая Русь», куда вошел месяцеслов особо чтимых на Руси праздников, святых вселенских и всех русских святых, с тропарями и кондаками, и работал над порядком соединения служб русским святым, празднуемым в один день, с уставными заметками, что можно рассматривать как начало создания русского Типикона. В 1956 году патриарх Алексий назначил владыку Афанасия председателем Комиссии по Церковному уставу. Ему сшили новое облачение, и теперь иногда его можно было увидеть в столице. Москвичи, должно быть, удивлялись, встречая на улице изможденного старца с длинными седыми волосами, в рясе и с дорожным посохом в руке. Владыка горячо взялся за знакомое дело, но проработал там недолго: его взгляды на Устав не нашли понимания у остальных членов комиссии. В последние годы владыка Афанасий отдавал себя людям. Он оставил свою работу и проводил многие часы в беседе с теми, кто приезжал в его домик. Он вспоминал о гонениях и гонителях без ропота, без уныния. «А знаете, – говорил владыка, – следователь, который меня арестовал и допрашивал, был прекрасный человек, милейший человек». Говорил еще: «Да, теперь я уже не могу ходить в церковь , но ведь здесь такое чудесное, прекрасное духовенство».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

О.М. Захарова Введение Пост составляет важнейшую часть жизни православного христианина. Из 365 дней года от 180 до 200 являются постными, то есть половина церковного года – это время поста. Основным первоисточником знаний о посте является Триодь Постная, в которой содержатся все необходимые сведения о том, как подготовиться к Великому посту и как проходить святую четыредесятницу. Руководствуясь этим источником, христианин сможет не только с пользой для спасения провести Великий пост , но и научится поститься, чтобы уверенно проходить постный подвиг и в дни других, установленных Церковью постов в течение года. Однако в настоящее время мало кто знает смысл великопостных служб. Протопресвитер Александр Шмеман считает, что незнание Триоди является главной причиной изменения в христианском сознании понимания смысла и значения Поста, что мало – помалу обратило Пост в соблюдение чисто формальных предписаний и ограничений в пище. 1 Подлинный дух Великого поста в настоящее время утерян, и единственная возможность его вновь приобрести – это внимательное слушание и исследование песнопений Постной Триоди. Поэтому для современных христиан большое значение имеет изъяснение смысла богослужебных текстов. Систематизированные знания о посте необходимы для начинающего христианина, чтобы он имел четкое представление о том, что такое пост, из чего он складывается и какое значение имеет для временной и вечной жизни. Несмотря на то, что исследованию Постной Триоди посвящен ряд научных, богословских и популярных трудов, систематического исследования сущности и значения поста нет. Приведенный ниже обзор литературы показывает, что тема поста по Постной Триоди разработана не полностью, в малом объеме, в иных аспектах, с применением различной методики. Существует несколько подходов к изучению Триоди: уставной, исторический, пастырско-назидательный, богословский. К работам, носящим уставной характер относятся: 1 . «Лекции по литургике» схиархимандрита Иоанна (Маслова) . 2 . «Руководство к изучению богослужения Православной Церкви» протоиерея Константина Никольского .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Когда было особенно тяжело, владыка повторял шутливые слова оптинского старца Амвросия: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, так потерплю же и я». Владыка также часто вспоминал святителя Иоанна Златоуста, закончившего свои дни в тяжких узах и неустанно повторявшего: «Слава Богу за все!» Владыка Афанасий твердо уповал на Промысл Божий. Находясь много лет в заключении, он писал духовным чадам: «В моем положении нет перемен. Отношусь к этому спокойно, зная, что не от земных правителей зависит наша судьба, а от Того, Кто держит в Своих руках и судьбы правителей». После освобождения владыка трудился над исследованием православного богослужения, житий русских святых и составил обстоятельный труд «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви». С 1955 года был председателем Богослужебно-календарной комиссии при Издательстве Московской Патриархии и внес немало исправлений в месяцеслов святых. Составил также несколько молебных последований, в том числе: «О хотящих по воздуху шествовати», «О сущих в скорбях и различных обстояниях», «О сущих в темницах и заточении», «О врагах, ненавидящих и обидящих нас», «Благодарение о получении милостыни», «О мире всего мира и о прекращении войн» и других. Владыка составил также «Молитвословия за трапезой», содержащие молитвы за уставными и неуставными трапезами, поминальной трапезой, молитвы на благословение скоромных снедей после многодневных постов. Также владыка Афанасий готовил сборник «Святая Русь», куда вошел месяцеслов особо чтимых на Руси праздников, святых вселенских и всех русских святых, с тропарями и кондаками, и работал над порядком соединения служб русским святым, празднуемым в один день, с уставными заметками, что можно рассматривать как начало создания русского Типикона. За несколько дней до смерти вдруг спросил у келейницы: «День? Час?» Та ответила. Владыка покачал головой и тихо произнес: «Воскресенье, восемь часов». В воскресенье, 28 октября 1962 года, в 8 часов 15 минут последовала блаженная кончина владыки Афанасия. Последними его словами были: «Молитва вас всех спасет!»

http://pravoslavie.ru/96552.html

    в) О строе службы.    Для усиления значения поста в жизни христианина наш богослужебный строй для постных дней назначает службы, выделяющиеся своими особенностями. Наиболее заметные из них это пение аллилуиа и поклоны с молитвою Ефрема Сирина. На практике эти особенности блюдутся в отношении лишь великопостного богослужения, Службы других постов у нас ничем уже не отличаются от обычных, хотя по Уставу и эти службы имеют отличия, приближающие их к великопостному богослужению. Нам нигде не приходилось слышать богослужение с «аллилуиа» и молитвою Ефрема Сирина в будние дни Филиппова и Петровского постов. Многие даже и не подозревают, почему на некоторые числа ноября и декабря положены первыми стихиры Богородице, и иногда поют эти стихиры, не применяя других положенных по Уставу особенностей для таких служб. И кто знает, не через это ли опущение уставных требований посты Филиппов и Петровский нарушаются у нас с большей легкостью, чем режим великопостный.     г) Местонахождения священнослужителей при отправлении некоторых служб    При всех службах местом стояния священника и диакона у нас является алтарь. Сюда приходят священнослужители еще перед началом богослужения и остаются здесь во все время его совершения, исходя лишь для произнесения ектений, каждения и для так называемых входов. Между тем, по Церковному Уставу алтарь оказывается местом постоянного пребывания священника лишь при совершении литургии. В отношении к прочим службам алтарь для священника своего рода святое святых, куда он входит лишь несколько раз для совершения тех и.пи иных священнодействий. Так, на всенощном бдении священник входит в алтарь не более, кажется, шести раз, на будничной же вечерни всего лишь один раз и 2 раза на будничной утрени. Такие же службы как часы (в отдельности от литургии), полунощница и повечерие совершенно и не предполагают входа священнослужителей в алтарь. Такое местостояние священника за богослужением, имея за собою исторические основания, проникнуто и глубокой идеей. Священник входит в алтарь как дерзновенный ходатай за предстоящих в церкви или с кадилом для воздаяния чести святыням алтаря, или в такие моменты службы, какие являются молитвенными по преимуществу. Сравним нашу практику с Уставом и увидим ее полное несоответствие с ним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3471...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010