Разделы портала «Азбука веры» Евхол о гий, Евхол о гион (греч. Εχολγιον — «Молитвослов») – важнейшая богослужебная книга Православных Церквей византийской традиции, сборник иерейских молитв и иных текстов для священнослужителей. В основе греческого Евхология лежит древний византийский сборник такого же названия. Современный Евхологий содержит: 1) иерейские молитвы для совершения Вечерни и Утрени, 2) Литургии Иоанна Златоуста , Василия Великого и Преждеосвященных Даров и 3) таинства, требы и различные отдельные молитвы освятительного характера. В качестве дополнительного материала (его объём варьируется в разных изданиях) могут помещаться указания календарного, уставн о го, канонического характера и другие статьи. Исторически название «Евхологий» (или его эквиваленты в Церквах дохалкидонской традиции) применяется также к сборникам, не содержащим текстов Литургий (слав. Требник ), а сборники с литургийными текстами, но без чинопоследований таинств и треб могут называться Литургиарий , или Литургикон (слав. Служебник ). Аналогичный Евхологию сборник в древней латинской традиции – Сакраментарий , позднее вытесненный Миссалом . В славяно-русской традиции, исключая древнейший период, греческий термин «Евхологий» употребляется без перевода так как его формальная калька – «Молитвослов» – приводит к смысловой путанице. В историко-литургическом аспекте Константинопольский Евхологий (Служебник-Требник) и палестинский Часослов (Орол о гий) – это «первые книги в истории византийского богослужения, которые и до сих пор являются основными книгами всех церковных служб и треб» ( Арранц М., О. I . «Око Церковное». История Типикона. Рим, 1998. С. 45). Византийский Евхологий – это литургическая книга константинопольского происхождения (несущая влияние и других традиций), предназначенная для епископов и священников. В основных чертах он сформировался ещё в первый период истории византийского “обряда” (типикона), т. е. до 726 года (начала иконоборчества), и его первая – иначе “древняя соборная” – редакция получила завершение благодаря трудам патриарха Германа Константинопольского († ок. 733 г.). Рукописи доиконоборческого Евхология не сохранились. В древности этот богослужебный сборник был известен под разными названиями, в том числе под именем Литургиáрион , что гораздо более соответствует его содержанию (Литургии являются его главными “статьями”), чем формальное Евхолóгион («Молитвенник», «Молитвослов»). (Не следует путать с современной книгой личного благочестия такого же названия, предназначенной для мирян.) Вероятно, причина такого довольно странного названия – в принципах оформления текста древних кодексов: рукописные Евхологии, ради экономии места, состояли главным образом из священнических молитв (εχ, эвх э ), и это породило традиционное название книги. Чрезвычайно краткие уставн ы е ремарки лишь напоминали священнику, когда он должен прочесть молитву или дать возглас; они часто писались на полях или в тексте мелким почерком.

http://azbyka.ru/evhologij-evhologion

Архив Пн Разъяснение о совершении богослужения с пением «Аллилуия» в период малых постов 24 августа 2023 г. 20:45 Разъяснение, разработанное комиссией  Межсоборного присутствия  по богослужению и церковному искусству, одобрено на  заседании  Священного Синода 24 августа 2023 года ( журнал 70 ). Вопросы Типикон предписывает в будничные дни малых постов, в которые бывает память святого, не имеющего тропаря, совершать службы с пением «Аллилуия» и земными поклонами (если не случится пред- или попразднство). На практике в эти дни службы на приходах практически повсеместно совершаются по уставу с пением «Бог Господь». Возможно ли более широкое совершение служб по уставу с пением «Аллилуия» в будничные дни малых постов?  Устав с пением «Аллилуия» в будничные дни не предполагает совершение Божественной литургии. Отмена литургии вызывает непонимание у прихожан. Возможно ли решить данную проблему?  Ответ Совершение службы с пением «Аллилуия» в те будничные дни малых постов, когда у святого нет тропаря и не случается пред- или попразднства, прямо предписано действующими редакциями богослужебных книг. Следовательно, совершение службы по уставу с пением «Аллилуия» в такие дни, безусловно, является возможным. Более того, на Священном Соборе Православной Российской Церкви в ноябре 1917 года было принято постановление о желательности восстановления этого «забытого требования устава».  Вместе с тем не следует создавать прихожанам неудобства, отменяя совершение Божественной литургии в тех многоштатных приходах и монастырях, где литургия во весь год служится ежедневно (за исключением известных дней Сырной седмицы и Великого поста). Поэтому, с учетом того, что в различных редакциях церковного устава упоминается возможность совершения Божественной литургии, в том числе, и в дни с пением «Аллилуия» (кроме периода Великого поста), допустимым является совершение вечерни и утрени по уставу с пением «Аллилуия» в малые посты без отмены Божественной литургии.  Разъяснение ответа  Действующая ныне в Русской Православной Церкви редакция богослужебного Устава предполагает, что в определенные будничные дни малых многодневных постов (Рождественского, Петрова и Успенского) богослужение совершается не с пением на утрене «Бог Господь» и тропаря дневного святого, а с пением «Аллилуия» и троичнов Октоиха, а также с иными особенностями, свойственными постовому строю службы, — в частности, с завершением каждой из служб суточного круга молитвой преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами. Относительно литургии в дни малых постов при службе с пением «Аллилуия» устав замечает: «Ведомо буди: яко егда поем Аллилуиа, и часы с междочасием, творим же и поклоны, и пост: тогда литургиа не бывает на соборе, по типиком» (Типикон, гл. 9; гл. 48, 14 ноября, 3 августа; гл. 51). 

http://patriarchia.ru/db/text/6053282.ht...

Будущий священномученик Вениамин родился в 1873 году на севере России в многодетной семье сельского священника Олонецкой губернии. В крещении был назван Василием. Окончив с отличием Петрозаводскую духовную семинарию, Василий Казанский продолжил свое образование в Санкт-Петербургской Духовной Академии. Будучи студентом, он активно участвовал в деятельности «Общества религиозно-нравственного просвещения», организуя беседы на фабриках среди рабочих. Еще учась на третьем курсе Академии, он принял монашеский постриг с именем Вениамина. По окончании обучения молодой иеромонах Вениамин был направлен инспектором в одну из провинциальных духовных семинарий. Вот как отзывался о нем ректор этой семинарии: «Молоденький, скромный, кроткий, улыбающийся монах, а дело, порученное ему, повел крепкой, умелой рукой и достиг добрых результатов». Через два года Вениамина возвращают в Петербург на место инспектора Академии. А затем, рукоположив во епископа, назначают ректором столичных духовных школ. Став архиереем, Вениамин не оставил обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди. Вот как воспоминал о нем его современник: «Епископа Вениамина отличало тесное общение с паствой. Он часто служил в храмах на рабочих окраинах и в отдаленных селах. Десятки верст прошел он, нередко под дождем и по грязи, в крестных ходах, подавая пример священникам и мирянам. Все его богослужения сопровождались сердечным словом, близким и понятным простым людям... Он всегда находил путь к сердцам простых людей. И за это был искренне любим паствой. И несмотря на епископский сан, его часто называли просто: «Наш батюшка " ». Владыка Вениамин спешил по первому зову своей паствы, словно приходской священник. Евангельская простота святителя, отзывчивость, сердечность, доступность располагали к нему даже иноверцев. Его академическая приемная всегда была полна народа. И он всегда старался выслушать и утешить каждого пришедшего к нему. Народное признание владыки Вениамина особо проявилось, когда на столичную кафедру выбирали нового архиерея. Вся епархия единодушно избрала Вениамина своим архипасты рем. Это был первый случай народного избрания епископа на церковную кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Вечером за всенощным бдением народу было весьма много и помазание елеем, совершаемое Архипастырем, продлилось до конца службы, завершившейся в 10-м часу вечера. На следующий день к божественной литургии собралось еще большее число молящихся; видимо – торжественность архиерейского служения производила на них глубокое впечатление: лица всех были оживлены, внимание напряжено. Владыке сослужили местный священник, миссионер корельского края и вокнаволоцкий священник. Евангелие, после прочтения по славянски, по распоряжению Преосвященного было прочитано местным священником по корельски; молитва Господня пропета сначала по корельски, потом по славянски, и было глубоко умилительно, когда все молящиеся, во главе с Архипасты рем, как один человек, преклонили колена. Чтение Евангелия по корельски и церковное корельское пение раздались здесь впервые и благотворное действие их было поразительно. – За литургией совершено посвящение во диакона (в соседний Юшкозерский приход) и в стихарь (местного псаломщика). В конце литургии Владыка произнес одушевленную проповедь и руководствуясь, как главною основою, евангельским чтением, внушал, что истинная вера едина и что она находится в церкви православной, а не у отдельных лиц, измышляющих веру по своему разумению, весьма часто невежественному, ложному и грубому. Первую часть проповеди Архипастыря передавал по корельски миссионер священник Н. Дьячков, вторую – местный священник П. Преображенский , который, кроме того, рассказал вкратце по корельски о жизни и трудах св. апостолов Петра и Павла. Владыке о. Преображенский представил составленный им опыт перевода Евангелия от Матфея на корельский язык. Сердечно порадованный Архипастырь выразил желание чтобы нашлись и другие труженики, которые помогли бы издать все, что потребно для религиозно-нравственного просвещения корел, и прежде всего – молитв и церковных песнопений и просил употреблять за богослужениями уже переведенные молитвы. Упомянутый перевод передан Преосвященным на рассмотрение в Переводческую комиссию при Архангельском Комитете Православного Миссионерского Общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Синода Православной Российской Церкви. 1928. 6(29). С. 10–12. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1928. 6 (29). С. 10–12. ФАОС дело 141. Кат-АМ 241. Кат-ЯВ 196. С. 95–96. Кат-ЕС 1. С. 7, п/п 38. [Кат-ГУБ. С. 984.] НИКОЛАЙ (Сахаров [Николай Васильевич]) Епископ Каргопольский, викарий Олонецкой епархии Родился в 1859 году. В 1884 году окончил СПб духовную семинарию и духовную академию со степенью кандидата богословия. С 24/XII-1884 г. – священник. Вдов. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. В августе 1922 г. без пострижения в монашество или рясофор хиротонисан во еп. Ямбургского обновленческими архиереями старого поставления. В 1923 г. – еп. Кронштадтский, вик. Петроградской епархии. В начале 1924 г. – еп. Каргопольский, вик. Олонецкой епархии. 4/II-1924 г. уволен на покой, согласно прошению. Принят в общение с Московской Патриархией в сане епископа, но оставлен в состоянии запрещения. Умер в запрещении и похоронен в святительских одеждах, но отпет как мирянин. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 153. Кат-АМ (обновл.) 242. С. 88. Кат-ЯВ 198. С. 97. Кат-ЕС 1. С. 7, п/п 37. [Кат-ГУБ. С. 984.] [Левитин. С. 148, 279.] Родился в 1859 г. В 1884 г. окончил СПб духовную академию и в том же году рукоположен во священника. Много лет служил в ведомстве военного духовенства. До 1922 г. – протоиерей в храмах Петрограда. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. 10/IX-1922 г. хиротонисан во епископа Ямбургского. С 13/III-1923 г. – еп. Кронштадтский. В начале 1920-х годов подвергался аресту в Петрограде. С января по март 1924 г. – еп. Вытегорский. [ПСТБИ] НИКОЛАЙ (Смирнов) Архиепископ Рязанский Родился 10/Х-1882 года. В 1908 году окончил Калужскую духовную семинарию. Женат. С 1909 г. священствовал. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 27/III-1930 г. хиротонисан во еп. Няндомского, вик. Архангельской епархии Северного края. С 11/II-1931 г. – еп. Ефремовский, вик. Тульской епархии. С 1933 г. – врем, правящ. Тульской епархией. С 1934 г. – еп. Орехово-Зуевский, вик.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

На этом деле беседа наша, продолжавшаяся 40 минут, была окончена» 738 . ♦ Приложение 7. Расшифровка стенограммы заседания, состоявшегося в Богоявленском соборе Казани 24 июля 1922 года Митр[ополит Кирилл]; Для меня, как правящ[его] архиерея, постоянные призывы в собр[ании] к Собору вызывают недоумение. Зовут к Собору, как будто никто его не желает или мешает. Вопросы [к Собору] опред[елены] 17 и 18 гг., и Соб[ор] долж[ен] б[ыл] собр[аться] в 1921 г. [Митрополит] Агафангел и патриарх тоже гов[орили] о Соборе. Словом, Собор никем не оспаривается. Знач[ит], нужно соб[ирать] материалы и дать направл[ение] реш[ениям] вопрос[ов]. Напр[имер], язык русский [в качестве богослужебного], есть ли переводы? П[равославный] инст[итут] 739 долж[ен] исполнить свой долг. Необх[одимо] учр[едить] ком[иссию]. Пр[еосвященный] Афанасий 740 . Перев[одов] мало и не все удачны. Нужно [их] отред[актировать], [необходима] даже степень изящества. Необх[одима] комиссия. О. Мансур[овский]: Кто будет собирать [Собор]? Мы будем готовы, а Собор не соберется. Митр[ополит Кирилл]: Пока выясняется лишь идея необходимости Собора. Необходима комиссия (для подготовки материалов к Собору. -А. Ж.) из клира и мирян, от приходов. [Необходимо] извещ[ение] [от] канцелярии. О. Н. Петров 741 : Избрать] сейчас чел[овек] 7, а им предост[авить] право привлекать (необходимых комиссии людей. – А. Ж.) О. Руфимский: Предл[ожить] [священникам] Сосунцову и Спирину войти в комиссию, в знак [их] искрен[него] желания помочь церк[овному] делу. О. Сосунцов 742 : Поначалу отказывается, считает – это [создание комиссии] является оттяжкой Собора. Затем соглашается. Митр[ополит Кирилл]: Поручить созыв [комиссии с формированием секций] Пр[еосвященному] Аф[анасию]. О. Мансуровский: Кто может собрать Собор? [Следует] обр[атиться] к Пр[еосвященному] Агаф[ангелу]. Митр[ополит Кирилл]: Наход[ит] обращаться] к м[итрополиту] Агаф[ангелу] излиш[ним], т. к. он и сам обещ[ал] 743 . Теперь: если он не может, кто может собр[ать Собор]? О. Николай Петров: Предл[агает] о. П[орфирию] Руф[имскому] рассказ[ать] о поездке в Нижний [Новгород].

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Исчезновение в евхологионах надписания, подобного тому, каким начинается изложение молитв литургии Преждеосвященных в Барбериновском 336, и появление нового «Последования Преждеосвященных Святой Четыредесятни-цы», а еще позднее (XII век) «Божественной литургии Святой Четыредесятницы» означало забвение того, что «Да исправится» и последующие молитвы об оглашенных, о готовящихся ко святому просвещению и молитвы верных представляли собой древнюю вечерню и что причащение Преждеосвящен-ными Дарами не требовало священнодействий и молитв, совершение которых на полной литургии вызывалось освящением евхаристического хлеба и вина. В результате в некоторых случаях древняя вечерня оказывалась как бы растворенной в чинопоследовании более поздней. В так называемом Свято-гробском типиконе 186 , излагающем патриаршее богослужение иерусалимского храма Святого Воскресения, в состав вечерни входили кафизма «Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах», «Господи, воззвах» со стихирами, после чего совершался вечерний вход. Затем полагалось чтение трех паримий, и после чтения их пели «Свете тихий». Затем читалось Евангелие от Матфея (20, 17–28). (Это была особенность бопь служения Страстной седмицы.) Затем следовало «Сподоби, Господи» и стихиры на стиховне, ектения (неизвестно какая) с возгласом «Яко подобает Тебе всякая слава». Читались молитвы об оглашенных и готовящихся ко святому просвещению. Богослужение, по-видимому, совершалось в Мартириу-ме, и отсюда переходили в храм Святого Воскресения для совершения собственно литургии Преждеосвященных. Сюда приносили Преждеосвященные Дары. Пели кондак «Страдания тайно» и тотчас «Да исправится», далее – «Ныне отпущаеши» и сорок раз «Господи, помилуй», затем – «Ныне силы небесныя», Символ веры и «Отче наш». Священник возглашал: «Преждеосвященныя Дары святыя святым». [Далее шли] при-частен «Вкусите и видите» и по причащении особая заамвон-ная молитва применительно к воспоминаемым священным событиям дня 187 . ΧΙ– ΧΙΙ столетия были временем широкого распространения на всем Православном Востоке Иерусалимского устава, не Святогробского, а так называемого Саввинского, по имени преп. Саввы Освященного, в лавре которого формировался этот устав. По этому уставу древняя вечерня и последующее за ней причащение Преждеосвященными Дарами прилагались к обычной монастырской вечерне. Непосредственно за вечерним входом следовали древние чтения «Да исправится», сугубая ектения, ектении и молитвы об оглашенных, о готовящихся ко святому просвещению и две молитвы верных, так что получилось двукратное совершение вечерни, за которой следует собственно литургия Преждеосвященных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

2. Продолжительность предпасхального поста первоначально была небольшой и не одинаковой во всех поместных Церквах. То есть в первохристианской Церкви существовала свобода, а не полное единообразие. Мы также наблюдаем разнообразие и в том, как христиане проводили этот пост. Когда именно появляется Четыредесятница как предпасхальный постный период, сложно точно сказать. Упоминание о Четыредесятни-це в 5 правиле I Вселенского Собора, созванного в Вифинийском городе Никея, приводит нас к выводу, что в эпоху этого Собора (325 по P. X.) Четыредесятница была принята во всей Церкви. Другие исторические свидетельства, как, например, историка Евсевия Кесарийского , еще яснее упоминают о существовании Четыредесятницы и связывают ее установление как периода поста и духовного приготовления к Пасхе с сорокадневным постом Господа и пророков Моисея и Илии. 3. Как в древнем предпасхальном посте, так и в посте Четыредесятницы от одного места к другому существовало большое разнообразие до его окончательного формирования. Были различия и в определении его временной продолжительности, и в образе соблюдения этого поста христианами. Однако мы можем с уверенностью утверждать, что в любом случае пост Четыредесятницы был очень строг. 69 Апостольское правило угрожает извержением из сана для клириков и отлучением для мирян, не постящихся «во святую Четыредесятницу перед Пасхой». Согласно 50 правилу Лаодикийского Поместного Собора (созван около 360 г. по Р.Х.) «должно во всю Четыредесятницу поститься с сухоядением». Что касается видов пищи и напитков, от которых христиане должны были воздерживаться, то нам известно, что очень рано установился тот принцип, что постящиеся воздерживаются от убойных продуктов (мясо – рыба), от продуктов животного происхождения (молочные продукты и яйца) и от вина. Образ пощения во всю Четыредесятницу заключался в том, что христиане ничего не вкушали до девятого часа после восхода солнца, а за обедом воздерживались от перечисленных выше яств. 4. Название «Четыредесятница», усвоенное долгому периоду предпасхального поста, разумеется, связано с сорокадневной продолжительностью поста. Апостольские постановления, говоря о праздновании различных христианских праздников, добавляют: «Кроме них да сохраняется у вас пост Четыредесятницы, содержащий воспоминание о жительстве и законоположении Господнем».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В субботу, предваряющую наступление Великого поста, Церковь совершает, как сказано в Уставе, память «всех преподобных и богоносных отцев, в подвизе просиявших». Конечно, в первую очередь под «подвигом» здесь подразумевается подвиг поста, ибо в истории Церкви явлено бесчисленное количество подвижников, которые особенно усердно потрудились на этом поприще. Но так как для православного человека истинный пост заключается не только в ограничении пищи, но сопровождается усиленной молитвой, активным деланием добра, борьбой со своими страстями, то и в названии памяти сырной субботы слово «подвиг» указывает на все эти и другие добродетели. Святые подвижники в своем опыте явили нам пример истинно христианского образа жизни, показали, каким должен быть пост в идеале, потому совершение их общей памяти накануне вступления в благодатный период Великого поста выглядит особенно актуальным. § 2.4.1. Краткая история и идейное содержание праздника Истоки данного праздника восходят к практике древних отцов начинать пост после совершения памяти своих учителей. Так, преподобный Евфимий Великий (V в.) имел обычай каждый год на 40 дней уходить в пустыню, отпраздновав память преподобного Антония Великого . Затем уже преподобный Савва Освященный, ученик преподобного Евфимия, стал уходить в пустыню после дня памяти преподобного Евфимия (20 января). Этот принцип и лег в основу праздника сырной субботы: память отдельных подвижников была расширена до воспоминания всех преподобных отцов, а само празднование было приурочено к кануну Великого поста. «То, что у св[ятых] Евфимия и Саввы было лишь сроком, с которого они начинали свои великопостные подвиги, у их преемников стало подвижным праздником, освящающим начало [Четыредесятни]цы» с. 52] . Точных сведений о времени появления праздника нет. С одной стороны, преподобный Иоанн Дамаскин составил две стихиры для службы сырной субботы (начальные стихиры на «Господи, воззвах…»), а преподобный Феодор Студит написал канон. Последний факт означает, что в IX веке в Константинополе эту память уже праздновали. С другой стороны, в рукописях IX–X веков особые чтения (Апостол и Евангелие) в честь отцов на литургии еще не указаны; это означает, что данная память еще только утверждалась, была относительно новой для того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Поэтому именно духовная составляющая является важнейшей в посте. Но это не значит, что телесное воздержание не нужно. Воздержание нужно во всём, не только, например, в словах, но и в пище, что также является важной составляющей поста, поскольку способствует обузданию и усмирению плоти. Потому ап. Павел свидетельствовал о себе: « усмиряю и порабощаю тело мое » ( 1Кор.9:27 ). И усмирял он своё тело, кроме прочего, конечно же, посредством поста и всякого телесного воздержания. Воздержание, уместно вспомнить, является одним из важнейших плодов Духа Святого (см. Гал.5:22–23 ) и настолько важной частью евангельской проповеди, что содержание речи ап. Павла к правителю Феликсу описано в Библии как слово «о правде, о воздержании и о будущем суде» ( Деян.24:25 ). Поэтому, зная о важности всяческого в том числе и телесного воздержания Православная Церковь и призывает своих чад, следуя ап. Павлу, усмирять и порабощать свою плоть, прежде всего посредством постов, и постов не на личное усмотрение, постов не раз в год или пять лет, а постов общецерковных, постов частых и регулярных. Священник Александр Мень совершенно правильно говорит: «В чем смысл постов? Они прививают навык воздержания, обуздывают плоть, способствуют духовному совершенствованию. Они несут в себе принцип самоконтроля – важнейшего условия внутренней работы. Следование установленному посту, а не тому, который каждый изобретает для себя, есть акт добровольного принятия руководства Церкви» . Ограничивая себя в посте во многих телесных естественных и Богом дозволенных удовольствиях (еда, питие, сон, отдых, общение и пр.), и ограничивая к себе приток обычной, часто пустой и суетной информации (обыденные разговоры с людьми, житейские дела, чтение мирских книг и газет, просмотр телепередач и т.д.), человек тем самым освобождает душу от влияния плоти и становится более способным к слышанию голоса Духа Святого, к чистой молитве, к «вниканию в себя и в учение» ( 1Тим.4:16 ). Как писал св. Иоанн Кронштадтский : «Легко молится Богу сердце, когда желудок не принимал пищи» . Но мало кто из протестантов понимает эти духовные законы. Волейбол при молитвенном доме, постоянные шутки и смехотворство, всякие развлечения – обычная жизнь современной протестантской молодёжи. Никакого (ради Христа) телесного воздержания протестантизм почти не знает.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010