Евангелия), кроме иудеев: ибо в первохристианской Церкви в отношении к распространению Евангелия долго держались правила, выраженного один раз апостолом Павлом, что иудеям первым надлежало проповедовать слово Божие ( Деян.13:46 ), потом уже язычникам, доколе откровение Петру (гл. 10) не уяснило и не ускорило дела принятия язычников в Церковь . «Делали это не по страху человеческому, который считали за ничто, а желая соблюсти закон и еще снисходя к ним» (Злат.). – Из них Киприяне и Киринейцы: из числа этих рассеявшихся из Иерусалима, следовательно членов иерусалимского христианского общества, были некоторые родом из Кипра и Киринеи (см. прим. к Деян.2:10 ), следовательно христиане из иудеев – эллинистов, которые пришедши в Антиохию проповедовали Евангелие Еллинам, т.е. язычникам, может быть имея уже известие о событии в Кесарии. Таким образом, принятие язычников в Церковь Христову, начавшись в Кесарии, продолжалось в Антиохии, и здесь – с особенным успехом. Дееписатель замечает, что рука Господня была с ними, т.е. с этими проповедниками Евангелия антиохийским язычникам; особенная сила духовная была у них и особенно успешно было дело их проповеди, так что великое число этих язычников, уверовав, обратилось к Господу. Здесь, таким образом, образовалась первая большая община христиан из язычников, которой суждено было иметь важнейшее значение в истории первохристианской Церкви. Варнава и Савл в Антиохии (22–26) 22. Дошел слух о сем до Церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. 23. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался, и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем. 24. Ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И приложилось довольно народа к Господу. Дошел слух о сем (собственно –них, т.е. этих проповедниках Евангелия язычникам в Антиохии и их действиях в этом необычном еще в то время направлении миссионерской деятельности) до Церкви иерусалимской«, в полном ее составе с апостолами во главе, и поручили Варнаве идти в Антиохию: зачем, и почему именно Варнаве? При новом направлении миссионерской христианской деятельности в Антиохии могли возникнуть недоразумения и даже беспорядки в христианской общине, в роде тех, какие возникли в самой иерусалимской общине по поводу деятельности Петра в Кесарии (выше, ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Таким образом, первая Евхаристия, совершённая Христом, продолжается в каждой новой Евхаристии, совершаемой в Церкви. Главное, что Иисус оставил Церкви после Своего воскресения, было не Его нравственное учение, не воспоминание о Его чудесах, а Евхаристия, нерасторжимо связанная с памятью о Его смерти и уверенностью в Его воскресении. Евхаристия стала той пасхальной трапезой, которую ученики совершали уже без своего Учителя, но с ясным сознанием Его невидимого присутствия. И если раньше Он присутствовал среди них Своим материальным телом, в котором текла материальная кровь, то теперь Его Тело и Кровь преподавались им под видом хлеба и вина. 1. Евхаристия в Деяниях Преломление хлеба в первохристианской общине В книге Деяний апостольских о преломлении хлеба упоминается неоднократно. Описывая жизнь первохристианской общины, автор Деяний говорит: Тайная вечеря. Мозаика базилики Сан-Марко в Венеции. XII в. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах… Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа ( Деян.2:42, 44–47 ). В этом отрывке в качестве основных элементов жизни общины названы: учение апостолов (διδαχ τν ποστλων), общение (κοινωνα), преломление хлеба (κλσης το ρτου) и молитвы (προσευχα). Каждый из этих терминов несет определенную богословскую нагрузку. В частности, термин «учение апостолов» указывает на то, что раннехристианская Церковь была общиной учащихся (не случайно и постоянное употребление слова «ученик» в качестве обозначения члена общины). Учение составляло основной элемент передачи христианской веры. Эта передача осуществлялась через проповедь , которая была непременным элементом как общения апостолов с внешним миром, так и их общения с христианами. Проповедь была неотъемлемой частью евхаристической трапезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

С. Комаров: - Хочется немного поспорить. Вы сказали: слова в Псалтири нельзя употреблять самочинно по отношению к врагам Божиим. Не может быть христианская молитва направлена на разрушение, не может быть христианской просьбы к Богу, чтобы Он кого-то покарал. Но в 4 главе книги Деяний   апостолы Петр и Иоанн впервые арестованы за проповедь Евангелия. Их отпускают. Они возвращаются в церковь, И Церковь по этому поводу молится Богу. Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: «Владыко Боже, сотворивший небо, и землю, и море и всё, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. И ныне, Господи, воззри на угрозы их и дай рабам Твоим со всем дерзновением говорить Твоё слово». Что делает первая община учеников? Они цитируют слова второго Псалма: Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Восстали царие на Господа и   на Христа Его. Ибо по истине собрались в городе сем на святого Сына Твоего Иисуса (хотя Иисус уже умер и воскрес). Они слова Давида применяют к их настоящей ситуации и говорят, что цари земные восстали на Христа, подразумевая себя. Первая Церковь сама себя называет Христом. Они воспринимают нападки на Церковь, как нападки на Христа. Это уже некоторое переосмысление псалма. Получается, враги, которые упоминаются у Давида, это Пилат, Ирод и их слуги, которые гонят Церковь. Христос - это тело Христово, Церковь, а апостолы от лица Церкви жалуются Богу и просят покарать этих обидчиков. Что скажете? о. Августин: - Это один из примеров того исповедания веры, которыми наполнен новозаветный текст. По сути, он состоит из таких чрезвычайно важных для апостольской общины формул, в которых Церковь исповедовала свою веру, начиная с первых слов Евангелия: книга родства Иисуса Христа, Сына Давидова, сына Авраамова, исповедания мессианства Господа Иисуса и продолжая евангельским текстом и затем книгой Деяний, в которой эти исповеданные формулы и гимны, первохристианские символы веры в том виде, в каком они тогда уже начали формулироваться - присутствуют.

http://radonezh.ru/2021/04/15/evangelie-...

Придет день, и тела всех когда-либо живших воскреснут, это произойдет во время Второго Пришествия Христова. День Всеобщего суда над миром и уже окончательной победы над дьяволом, грехом и смертью. После этой великой победы придет время обновленного мира, в котором уже вовсе не будет зла, несправедливости и смерти, а во всем будет царствовать любовь и совершенство. Это обязательно произойдет, потому что Совершенный Бог, Который Сам есть Любовь, всегда будет пребывать в этом обновленном мире вместе с людьми. Церковь Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною по средством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5: 25—26) До познания Бога человек доходит собственными слезами. Не то же ли самое в отношении церкви? В церковь надо иметь такую же веру, как в Бога…. Веками наше сознание привыкло воспринимать церковь только как многокрасочный, пышный и великолепный обряд богослужения, которое так легко отстоять и после которого так легко снова войти в свои вековые дела, грехи и печали… И нас очень устраивало, что наше причисление к церкви так дешево нам духовно обходится. Так было до начала новой эпохи в церкви… Началась новая и, может быть, последняя эпоха церковной истории, которая все больше будет походить на первую… только через первохристианскую любовь мы поймем, что святость и человека, и церкви есть их устремленность к Богу в покаянии и любви. С.И. Фудель Слово «церковь» мы слышим довольно часто, и при этом в совершенно разных значениях. Например, когда речь идет о церкви Покрова на Нерли, подразумевается особенное архитектурное сооружение. Если говорят о Русской Православной Церкви – представляется организация, имеющая свое вероучение, иерархию и структуру. Когда же у человека возникает потребность в Божественной поддержке – он знает, что следует пойти в церковь и совершить определенный обряд, и в этом случае он воспринимает ее уже как особое священное место, где хранится соответствующий опыт и работают смыслящие в нем люди.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   Чрез смерть Иисуса Христа и Его воскресение положено основание христианской Церкви, метафизическое, мистическое, но конечно реальное. Апостол Павел говорит: «Внимайте себе и всему стаду, в нем же вас Дух Святой постави епископы пасти Церковь Господа и Бога, которую стяжал честною Своею кровию». Явление же Церкви Христовой миру и действие её среди людей последовало (и началось) в день Пятидесятницы.    Иисус Христос положил начало также и внешней организации Церкви, как Христианского общества. Церковь, по учению Христа, есть общество верующих в Него, как Сына Божия и Спасителя. Слово «Церковь» Он употребил три раза (Мф. 16:18; 18:17). Он установил иерархию, как чиноначалие (Ср. Ин. 20:22—23): «Дунул, и сказал им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ср. Мф. 16:19; 18:18), а не просто нравственный союз людей. Он дал ученикам молитву, как образец («Отче наш»), установил таинства - крещение, причащение, покаяние, указал необходимость человеческой дисциплины: «Если же согрешит против тебя брат твой… скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15—17).    Но дело Христа было только бросить семя, и оно вырастет, зажечь огонь - и он разгорится. Рождение Христианской Церкви в Иерусалиме.    По вознесении Господа Иисуса Христа, в Галилее было уверовавших в Него более 500 человек (ср. 1 Кор. 15:6) и во Иерусалиме с апостолами 120 душ (Деян. 1:13—16). О судьбе галилейских верующих мы ничего не знаем. Весь интерес первохристианских источников сосредоточивается на общине верующих в Иерусалиме. Они собирались вместе, и на одном собрании, по предложению апостола Петра, они избрали на место изменника и самоубийцы Иуды - Матфия (Деян. 1:6—26).    Десять дней спустя после Вознесения, во время иудейской пятидесятницы, последовало обетованное сошествие Св. Духа, Который, при сильном ветре, в виде огненных языков, снизошел на апостолов и собравшихся учеников и сделал их способными к чудесной речи на различных языках (см. Деян. 2:1—12). Что такое «дар языков» или глоссолалия - чрезвычайно трудно выяснить. Параллельное этому сообщение о даре языков в Коринфской общине (1 Кор. 14 гл.) не только не помогает разъяснить дело, а напротив, свидетельствует, что в книге Деяний говорится о ином чудесном даре, чем в 1 Кор. 14 гл. Слушавшие глоссолалов в день Пятидесятницы говорили о них: «Сии говорящие не все ли Галилеяне? как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?» (2:7—8). Между тем о Коринфских глоссолалах сказано: «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, - то не скажут ли, что вы беснуетесь» (1 Кор. 14:23). «Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу… тот говорит в назидание себе» (14:2—4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Очевидно, что святые, постоянно носящие «сердце сокрушенно и смиренно» 150 , постоянно пребывают в «Божественной Церкви» 151 . В первохристианском откровении о Церкви, в «Пастыре» Ерма , Церковь – непрерывно строящаяся башня. Пастырю вменено в обязанность заботиться о тех камнях, которые сперва вошли в башню, но, будучи повреждены, были затем выброшены вон. Для того и сделана остановка в строении, чтобы они покаялись и вошли в здание. Если же не покаются, другие поступят на их место, а они будут отвержены навсегда. «Позаботьтесь же о себе, пока строится башня! Господь дал вам непорочный дух, возвратите же Ему оный чистым и непорочным. За грехи ваши принесите покаяние» 152 . Если же нет покаяния, человек отходит от Церкви. Дух Святой незримо отделяет «мертвые камни», но Церковь хочет незримое сделать зримым, хочет, чтобы на пшеничном поле и видимо было как можно меньше плевел, чтобы все больше наполнялось реальным содержанием «божественное имя Церкви» 153 . Так возникает необходимость церковного отлучения, отделения, дисциплинарной практики Церкви. «Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому» ( 2Кор. 6, 17 ). «Будем удаляться от соблазнов, от лжебратии и от тех, которые носят на себе имя Господне лицемерно» 154 . «Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником, – с таким даже и не есть вместе» ( 1Кор. 5, 11 ). «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было (между вами) какого блудника, или нечестивца» ( Евр. 12, 14–16 ). Давно не слышно этих слов в Церкви. «Горькие корни» возникают и причиняют вред. Никто не «наблюдает». Или, может быть, в Церкви стало все непогрешимо? Слово Божие говорит, что нравственной непогрешимости нет не только в первосвященниках Церкви, но и вообще в Церкви. Нравственной непогрешимости нет, но есть непрекращаемая через все века святость ее святого «остатка». В святости всегда пребывает какоето большее или меньшее количество людей, составляющих в истории святую Вселенскую Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/t...

Скачать epub pdf По заповеди Спасителя и апостолов ПЕРВОХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ , обитая духом в небесном граде, ища грядущего, строила и земную сторону своего бытия, и в частности, она собирала и сберегала вещественные ценности веры. На первом месте в этом были письменные памятники веры. Самыми главными из Писаний были Евангелия, как священные записи о земной жизни и учении Господа Иисуса Христа, Сына Божия. За ними следовали все другие писания Апостолов. Далее шли священные книги иудеев, которые Церковь хранит тоже, как священные письмена. Чем дороги Церкви ветхозаветные писания? Тем, что они учат верить в Единого истинного Бога и исполнять Его заповеди и говорят о Спасителе. На это указывает Сам Христос: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39 ), – сказал Он иудейским книжникам. В притче о богатом и Лазаре Спаситель влагает в уста Авраама такие слова о братьях богача: «Есть у них Моисей и пророки, пусть слушают их» ( Лк.16:29 ). Моисей – это пять первых книг ветхозаветной Библии , а пророки – 16 последних книг. В беседе с учениками Спаситель указал, кроме тех книг, еще и Псалтирь: «надлежит исполниться всему, написанному в законе Моисеевом, пророках и псалмах о Мне» ( Лк.24:44 ). После Тайной Вечери «воспевши пошли на гору Елеонскую» ( Мф.26:30 ), – сказано у евангелиста Матфея: это указывает на пение псалмов. Достаточно слов Спасителя и Его примера, чтобы Церковь со всей тщательностью отнеслась к названным книгам – Моисееву закону, пророкам и псалмам, берегла и поучалась из них. В кругу книг, признаваемых иудеями священными, кроме Закона и Пророков, есть еще два разряда книг: ряд учительных книг, из которых названа одна Псалтирь, и ряд исторических книг. Церковь их приняла потому, что так заповедали апостолы. Ап. Павел пишет ап. Тимофею: «Ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить... во спасение верою во Христа Иисуса». Это значит: если будешь их мудро читать, то найдешь в них путь к утверждению в христианстве. Апостол имеет в виду все книги Ветхого Завета, как видно из дальнейших его слов: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим.3:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Теперь он «стоит пред женой» и ищет её погубить, разрушить Церковь . Это относится к самому начальному периоду в истории Церкви, когда она предстояла пред ним как бы в детской беззащитности, о которой говорит Апостол Павел: «не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, и незнатное мира, и уничиженное, и ничего не значущее избрал Бог, чтобы посрамить значущее» ( 1Кор. 1:26–28 ). «Преследование» Церкви первохристианской и даже её уничтожение могло тогда казаться быстро и легко осуществимым. Однако Церковь охранялась водительством Божиим и оказывалась недоступна злым и коварным умыслам сатаны. Эта мысль выражена в следующих образах: «и даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия» (14). Крылья орла могут быть поняты как простая аллегория быстроты своевременного удаления «в свое место», недоступное сатане, но и как сила божественного вдохновения, победно спасающего жертву от преследования врагов. Эта мысль выражена на языке символики, свойственной всей главе 12-ой и нарочитого толкования не требующей. «Пустыня» есть, очевидно, духовная собранность, с тем сосредоточением духовных сил Церкви, которое является «питанием» и сохранением её во времена испытаний. Можно также видеть здесь и молитвенно-аскетический подвиг, которым незримо, в «пустыне», спасается Церковь в продолжение своего срока. Последний же определяется апокалиптическим периодом «времени, времен и полвремени». Этот период времени заставляет относить эти времена вообще ко всему земному существованию Церкви, потому что не было времени, когда бы дракон её не преследовал и когда полёт в пустыню, духовный подвиг не окрылял бы Церковь, как два крыла большого орла, и не вдохновлял бы её. Аллегория преследования жены далее продолжается так: «и пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь её рекой. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей» (15–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

5. Как еще называется в слове Божием то здание, в котором собирались первые христиане для богослужений? «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей» ( Деян.11:26 ). 6. Отличается ли в слове Божием церковь от обычных домов. Отличается. «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволительно им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же оне хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома: ибо неприлично жене говорить в церкви ( 1Кор.14:34–35 ). «Слышу, что когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения... ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих?» ( 1Кор.11:18, 21–22 ). 7. Откуда видно, что храмы Божии будут существовать на земле до времени антихриста, т. е. до конца мира? «Откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемаго Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:3–4 ). О существовании христианских храмов от времен апостольских свидетельствует не только Священное Писание , но и история первохристианского времени. Христиане во времена св. Апостолов не могли сразу иметь таких великолепных зданий, как в позднейшее время, потому, во-первых, что все почти язычники и иудеи относились к христианам или подозрительно или враждебно, а затем, – для этого требовалось время. Хотя все-таки, не сооружая пока нарочитых зданий-храмов для богослужебных собраний, христиане при Апостолах или посещали храм Иерусалимский ( Лк.24:53 ; Деян.3:1, 2:46, 5:12, 22:17, 24:11 ), или же собирались в особых помещениях со всем необходимым для богослужения ( Деян.20:7–8 ). Когда же в конце первого столетия, еще даже при жизни некоторых Апостолов, было воздвигнуто против христиан гонение, тогда они собирались на молитву в подземелья, катакомбы, где и устраивали храмы, собирались в них для богослужений, и там же хоронили умерших братьев и мучеников. Такие подземные храмы открыты учеными исследователями в Риме, на острове Кипре, в Антиохии и близ города Александрии. Некоторые из этих подземных храмов настолько сохранились, что была возможность срисовать не только внутренний вид их, но даже и живопись их.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

70 . Ни один человек не протянет камень, если сын просит у него хлеба, и не подаст ему змею вместо рыбы. Тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него ( Мф.7:9–11 ). Бог творит чудеса по молитве либо самого страдальца, либо его родителей и сродников, либо священника, либо всей Церкви. Православная Церковь в сокровищнице своего многовекового опыта хранит бесчисленные примеры того, как милостивый Бог чудесно отзывался на любой вид молитв, возносимых или отдельными лицами, или их родственниками, или духовенством, или всем церковным собранием. 71 . Когда ребенок о чем–то просит своего отца, то отец исполнит его просьбу, если это полезно для дитяти. Сделает же он это скорее, если о том будут просить все его дети. Так и молитва Церкви весьма сильна. Когда первохристианская Церковь в Иерусалиме вкупе с Апостолами молилась Богу, чтобы простирал Он руку Свою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Своего Иисуса, то поколебалось место, где они были собраны, – в знак Божия благоволения ( Деян.4:30–31 ). А когда Петр был заключен в темницу, Церковь прилежно (в серб. букв:, непрестанно. – Пер.) молилась о нем Богу ( Деян.12:5 ) – и Ангел Божий освободил узника из заточения. Бывает иногда, что молитва одного праведника скорее достигает Бога, нежели молитвы многих. Однако в наших обителях издавна бытует правило, что когда духовник читает молитву над болящим, то все монахи про себя молятся Богу о выздоровлении сего недужного. 72 . Впрочем, Бог являет чудеса не только над телесно страждущими, но и над нравственно падшими и умственно отсталыми. Есть немало примеров тому, как порочные мужчины и женщины в одночасье меняли свое поведение и направлялись по святому пути чистоты и праведности. Многие достигли святости и стали орудием Божиих чудес над другими. Школьники, которым учеба давалась с трудом, становились прекрасно успевающими, так что оставляли своих товарищей позади. 73 . Не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (в серб. букв.: из вас, – Пер.) ( Мф.10:19 ). Такое обетование дал Господь Своим ученикам. Так и сбылось сие на Апостолах и сбывалось на их преемниках и на мучениках, когда влекли их в судилища. Это чудо совершается изнутри, а не снаружи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010