Второго вида средние праздники имеют отличительным знаком красный крест без полукружия. Таковы дни: Положения ризы Господней 23 (10) июля; Владимирской иконы Богоматери 3 июня (21 мая) и 8 сентября (26 августа); Тихвинской 9 июля (26 июня); Казанской 21 (8) июля и 4 ноября (22 октября); Смоленской 10 августа (28 июля); Архистратига Михаила 21 (8) ноября; обретения главы Предтечи Христова 9 марта (24 февраля) и 7 июня (25 мая); св. пророка Илии 3 августа (20 июля); св. апостолов из лика 12–и евангелистов; св. равноапостольных Константина и Елены 3 июня (21 мая); св. Владимира 28 (15) июля; св. Василия Великого 14 (1) января; Григория Богослова 7 февраля (25 января) и св. Златоуста 9 февраля (27 января); святителей всея России Петра 3 января (21 декабря), Алексия 25 (12) февраля, Ионы 28 (15) июня, Филиппа 22 (9) января, Димитрия, митрополита Ростовского 4 октября (21 сентября); св. преподобных и богоносных отец Сергия Радонежского 8 октября (25 сентября), Димитрия Солунского 8 ноября (26 октября), Антония Великого 30 (17) января, Антония Печерского 23 (10) июля; Федоосия Печерского 16 (3) мая, и другие. ПРАЗДНИКИ ЦЕРКОВНЫЕ МАЛЫЕ. Малые церковные праздники также двух видов. Первого вида малые праздники имеют отличительным знаком три точки в красном полукружии спец знак. Таковы дни зачатия Предтечи Христова 6 октября (23 сентября), св. трех святителей Петра, Алексия и Ионы 18 (5) октября, и другие. Второго вида малые праздники имеют знаком три точки в полукружии черном; например: дни св. Богоотец Иоакима и Анны 22 (9) сентября, св. первомученицы Феклы 7 октября (24 сентября), и другие. Праздники гражданские. Гражданскими праздниками можно назвать те дни богослужения, для которых началом установления служило событие гражданское, соединенное с церковным. Таковы: дни нового года, дни Царские, дни установления знаков отличия, или кавалерские, дни побед, или викториалъные, и дни избавления от бед. Высокоторжественные и торжественные. Некоторые из гражданских праздников, и именно дни Царские, по важности воспоминаемых событий разделяются на высокоторжественные и торжественные, отличаемые в некоторых месяцесловах знаком короны. Праздники церковные табельные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Поистине эти супруга совершили равноапостольный подвиг. В обширных размерах проявилась духовно-просветительная деятельность Марии Магдалины, которая посему называется равноапостольною. Она не принимала на себя учительского дела в церковных собраниях; но она странствовала по многим местам с евангельскою проповедью и доходила до Рима, где допущена была пред лице императора Тиверия и проповедала ему о воскресении Христовом, в знак чего поднесла ему в дар красное яйцо. Пример равноапостольного служения мы видим также в лице других жен: первомученицы Феклы, равноапостольной царицы Елены, просветительницы Грузии Нины и великой княгини Российской Ольги. Празднуя сегодня память равноапостольной Марии Магдалины, мы не можем не выразить радости, что ей в некотором отношении подражает тезоименитая ей Благочестивейшая Государыня Императрица Мария Феодоровна. Ее ревность к распространению просвещения вообще и религиозного в частности проявляется в том, что многие учебно-воспитательные заведения для девиц состоят под Ее покровительством и заведыванием. О высоком значении этой ревности можно судить по словам Спасителя: «Приемляй пророка во имя пророче мзду пророче приимет, и приемляй праведника во имя праведниче, мзду праведничу приимет. И иже аще напоит единого от малых сих чашею студеной воды токмо во имя ученика, не погубит мзды своея» ( Мф.10:41,42 ). Благочестивейшая Государыня, тезоименитство которой мы празднуем, не принимает непосредственного, личного участия в деле учения и воспитания детей; но если те, которые радушно дают приют у себя пророкам, праведникам и проповедникам Евангелия ради достоинства их служения Богу и людям, имеют право на награду от Бога, равную награде пророков, праведников, праведников Евангелия, то справедливо утверждать, что и те, которые содействуют своим участием трудам учителей и воспитателей заслуживают благодарность и награду от Бога и людей, одинаковую с ними, хотя не участвуют лично в их трудах. Да сохранит Господь на многая лета Благочестивейшую Государыню ко благу детей, обучающихся и воспитывающихся в заведениях, состоящих под ее надзором и покровительством.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В связи с этим и другими подобными фактами, связанными с житийной литературой, нельзя не вспомнить слова диак. Андрея Кураева: «То, что составители житий не столь духовно чисты и мудры, как те, о ком они повествуют, не так уж необычно. Жития святых редко пишутся святыми же (и даже Епифаний Премудрый , написавший “Житие преподобного Сергия”, совсем не Сергий Радонежский). Чаще именно несвятые люди рассказывают о своих впечатлениях от встреч со святыми людьми. И в этих рассказах могут быть неточности, ошибки, и “приписки”, и собственные толкования. Почему и предписывалось “Духовным Регламентом” “смотреть истории Святых, не суть ли некия от них ложно вымышленныя, сказующия чего не было, или и христианскому православному учению противныя или бездельныя и смеху достойныя повести. И таковыя повести обличить и запрещению предать с объявлением лжи, во оных обретаемой”». В истории Церкви есть примеры борьбы с такого рода нарушениями, с попытками внести в описание подвига святого свое мудрование, создать отталкивающий, неправославный образ. Так, Церковь с древности почитала св. равноапостольную первомученицу Феклу, которая, по преданию, была ученицей св. апостола Павла. Во II веке появился апокриф «Деяния Павла и Феклы», в котором содержались мысли, абсолютно несовместимые с учением Церкви, противоречащие православному пониманию пути ко спасению. Но это не привело к умалению почитания святой. Защищая ее память, Церковь отвергла неприемлемые идеи апокрифа и составила каноническое житие первомученицы. Итак, мы видим, что неограниченная свобода творчества в агиографии достаточно опасна, поэтому житийный канон возник в Церкви не случайно. И именно он, как и канон иконографический, призван отсеять то, что противоречит церковному Преданию, что не является действительно назидательным и не способствует духовному совершенствованию человека 101 . 4 Понятие святости подробно и систематично раскрыто в докладе председателя Комиссии Священного Синода по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия «О канонизации святых в Русской Православной Церкви», материалы которого использованы в настоящем разделе. См. Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. О канонизации святых в Русской Православной Церкви: Доклад на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси. Троице-Сергиева Лавра, 1988/Канонизация святых в XX веке. – М., 1999. С.21–73. [Далее: Ювеналий, митр. О канонизации святых в Русской Православной Церкви.]

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 24-й день Святыя первомученицы и равноапостольныя Феклы ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры на 6, глас 8. Подобен: Господи, Аще и на судищи: Господи, аще и во оконца Фекла приводрузися Твоей любви,/но, разумно в высочайших предстоящи Престолу Твоему,/удивляшеся Твоему несосудному благолепию,/явльшемуся человеколюбно,//да спасеши души наша. Господи, аще и учителю Фекла неволею уединися,/но спребывающа Тя имяше во время страдания,/и, обнажена одеяния, покрывашеся славою Твоею,/и, венчавшися рукою Твоею,//предзащищает души наша. Господи, аще и связану Фекла апостолу притече,/но пристрастия земных узу отверже/и крепости Твоея веригою любве/Тебе крепко привязася,//Спасу душ наших. Господи, аще и огню предадеся/чистая и первомученица Твоя,/но не опалися в нем, прохладителя имущи Тя,/и во зверех многих неятна пребысть,/рукою Твоею хранима,//Спаса душ наших. Слава, глас 6: Страстотерпческими борении врага попрала еси,/Фекло всеблаженная,/и, того козни страдальчески сокрушивши,/Фамира отбегла еси/и Христу уневестилася еси, истинному Рачителю,/Павлова собеседнице/и Стефану сострадальнице,/дерзновение имущи, первомученице Христова в женах,/верно совершающих всепразднственную память твою//от бед избави молитвами твоими. И ныне, Богородичен. Аще ли среда или пяток, Крестобогородичен. Подобен: Все отложше: Оружие, якоже рече Симеон,/сердце Твое пройде, Пресвятая Владычице,/егда узрела еси из Тебе возсиявшаго/неизреченнаго Слова/от беззаконных, яко осуждена,/на Кресте возносима,/оцта и желчи вкушающа,/ребра же ископаваема,/руками же и ногами пригвождаема,/и рыданием кричала еси,/вопиющи матерски://что сие, Чадо сладкое, новое таинство? На стиховне Октоиха. Слава, святыя, глас 8. Анатолиево: Львов стремление попрала еси/и Фамира посрамила еси,/первомученице многострадальная,/последовала еси Жениху Твоему, зовущи:/в воню мира Твоего притекох, Христе./Тем и Павла ищущи,/с Небеси прияла еси дарование,/и венец улучила еси от Страстоположника Бога,/и молиши непрестанно/даровати грехов прощение//верою совершающим священную твою память.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Долго князь старался заставить Феклу с прежней любовью обходиться с своим женихом, но старания его не увенчались успехом; тогда он по прошению Феоклии осудил святую деву на сожжение. Для сего принесли множество сухих дров, сена и хвороста и сложили большой костер; потом слуги взяли святую, чтобы возвести ее туда; она же не позволила вести себя, но сама поспешно шла к приготовленному костру и, сотворивши крестное знамение, взошла и встала на верху костра, готовая сгореть: не страшен был ей огонь вещественный, ибо сама она горела невещественным огнем любви Божественной. Находясь на костре, она смотрела вперед и узрела в образе Павла Господа, стоящего и повелевающего ей быть твердою. Посему святой Киприан так выражается в молитве: «Предстани нам якоже во узах Павлу, и во огне Фекле» 5990 . Между тем подложили огонь и подожгли костер со всех сторон; но к удивлению всех пламя, высоко поднявшись, окружило Феклу; еще более были все поражены, когда внезапно пролил большой дождь с градом, погасивший огонь; князь и весь народ в страхе бежали в дома свои от проливного дождя и от сильного града. Фекла же сошла невредимою: огонь нимало не коснулся чистой девы. После сего она не пошла в дом своей матери и не стала медлить в Иконии, а отправилась из города искать своего отца духовного – Павла. На дороге она встретила одного ученика Павла из дома Онисифора, шедшего в город, чтобы купить хлеба; святая дева узнала его и спросила: – Где находится Павел, Апостол Иисуса Христа? Тогда он повел Феклу в пещеру, где находился Павел вместе с другими и, постясь, усердно молился о ней Богу. Увидев Феклу живой и здоровой, все возрадовались радостью великою и, возведя очи и простерши руки свои к небу, возблагодарили Бога, сохранившего рабу свою невредимою; затем предложили ей хлеба и сами также подкрепились пищею. Отсюда Павел с Варнавою прошли чрез Листру и Дервию, благовествуя Евангелие и исцеляя недужных; за ними последовала и Фекла до Антиохии. Когда они входили в сей город, случайно встретил их некто Александр, старейшина того города. Он был молод, проводил жизнь в сладострастии и предавался нечестивым делам, как обычно жили язычники. Увидев святую деву Феклу и поразившись ее красотою, он воспылал к ней нечистым вожделением. Думая, что Фекла – жена Павла, Александр сначала стал предлагать Павлу много золота, и склонял его, чтобы он не препятствовал его злым намерениям; потом когда узнал, что Фекла не жена Павла, а незамужняя девица, то еще большею страстью возгорелся к ней и пожелал взять ее себе в жены. Он начал уговаривать святую Феклу, чтобы она полюбила его, но та бегала от него как от льва рыкающего и ищущего поглотить душевную ее доброту. Александр же всячески старался уловить ее. Так однажды, встретив Феклу на дороге среди большой толпы, он не мог сдержать любодейственного огня, пылавшего в его сердце: забыв всякий стыд, он насильно схватил ее и бросился ей на шею; святая же дева со слезами стала умолять Александра оставить ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

св. апостола Фомы совершается 6 октября и 30 июня. ( < < back) императоры царствовали: Адриан с 117 г. по 138 г., Декий с 249 г. по 251 г. и Максимиан (Галерий) с 305 г. по 311 г. Все эти императоры были очень жестокими гонителями христианства. Кроме них еще запятнали свое имя в истории особенно жестоким преследованием христианства: Нерон (54–68 гг.), Траян (98–117 гг.) и Диоклитиан (284–305 гг.). ( < < back) упомянутых святых мучениц празднуется: Феклы (первомученицы) — 24 сентября, Евфимии (великомученицы) — 16 сентября, Капитолины — 27 октября и Иулитты (мученицы каппадокийской) — 31 июля. ( < < back) притчу о работниках в винограднике (Мф.20:1–16). ( < < back) святых мучеников последовала ок. 319 г. ( < < back) Сказание о перенесении честной ризы Господа нашего Иисуса Христа из Персии в царствующий град Москву Феодорович царствовал с 1613 г. по 1645 г. с 1619 г. по 1633 г. Aббac I, по прозванию Великий, управлял Персией с 1586 г. по 1628 г. Aббac I был одним из самых замечательных государей Персии. Он сделал много полезных для страны реформ, преобразовал военное устройство страны, строил дороги и мосты, заботился о возобновлении и украшении городов и старался оживить торговлю с Индией и Европой. К христианам относился милостиво. Аббас поддерживал дружественные сношения с Михаилом Феодоровичем в торговых и политических целях. Он отправлял часто послов и в другие европейские страны: Францию Англию, Испанию и Нидерланды. ( < < back 1) ( < < back 2) современная Грузия. Она была завоевана (не вся, а большая ее часть) шахом Аббасом в 1613 г. Начало христианству положено было в Грузии проповедью св. Нины равноапостольной в нач. IV b. (память ее — 14 января). Антиохийский патриарх Евстафий (323–340 гг.) учредил архиепископию в главном иверском городе Мцхете, которая была подчинена сначала антиохийскому, а потом константинопольскому патриарху. При антиохийском патриархе Петре (493–495 гг.) состоялось соборное определение о том, чтобы церковь Иверская была автокефальною (самостоятельною). В 1783 г., когда грузинский царь Ираклий признал над собою верховную власть России, иверские первосвятители Высочайше пожалованы были званием Членов Свят. Синода, а в 1811 годя для управления Грузинскою церковью учрежден был Грузинский экзархат.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Состоялся визит Патриарха Александрийского Феодора II в Антиохийскую Православную Церковь 25 июня 2007 г. 11:49 С 20 по 25 июня Предстоятель Александрийской Православной Церкви Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II нанес братский визит в Антиохийскую Православную Церковь . В состав сопровождающей Патриарха Феодора делегации вошли митрополит Йоханнесбургский Серафим, епископ Нитрийский Никодим и архимандрит Илия. В ходе визита состоялась встреча Предстоятеля Александрийской Православной Церкви с Блаженнейшим Патриархом Великой Антиохии и всего Востока Игнатием IV . Блаженнейший Патриарх Феодор II посетил также несколько духовных центров Антиохийского Патриархата, среди которых монастырь св. апостола Павла в Каукаб на месте явления Господа гонителю Савлу, монастырь Рождества Божией Матери в Сейдная, где пребывает чудотворная икона, написанная святым апостолом и евангелистом Лукой, и монастырь св. равноапостольной первомученицы Феклы в Маалюля, основанный на месте подвижнических подвигов святой. Патриарх Феодор был принят Чрезвычайным и Полномочным Послом Греции в Сирийской арабской республике госпожой Д. Загорьяну-Прифти. 24 июня было совершено торжественное богослужение в кафедральном Свято-Успенском соборе г. Дамаска, которое возглавили Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II и Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Игнатий IV. Среди сослужившего духовенства присутствовал Представитель Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриархе архимандрит Александр (Елисов), который передал Патриарху Феодору приветствие Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. По окончании Божественной литургии был устроен торжественный обед в честь высокого гостя. 25 июня Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II отбыл в Египет. Пресс-служба Представительства Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриархе /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/261492.htm...

Начато возведение монастырской ограды, необходимо достроить башню, в которой будет располагаться просфорня, и продолжить строительство ограды. В планах - строительство кладбищенской церкви в честь святых небесных Сил Бесплотных. Предстоит возвести колокольню и приобрести колокола. http://www.fekla-mon.ru/proekty.html Монастырь находится в двадцати километрах от Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь и является первым в новой Козельской епархии женским монастырем. Более десяти лет на этом месте существовала монашеская община. Сегодня в обители более тридцати сестер, на попечении которых богадельня, где получают приют и уход больные и престарелые схимонахини и монахини. Несколько раз в неделю совершаются богослужения, ежедневно сестрами вычитывается суточный богослужебный круг. В хозяйстве монастыря скотный двор, пасека, сады и огороды. В монастыре идет восстановление трехпрестольного храма в честь Успения Божией Матери, замечательного памятника архитектуры XIX века, который был закрыт в 1928 году большевиками и за годы советский власти оказался частично разрушен. В храме при советской власти находились сначала школа, потом склад, кузница, ремонтно-механическая мастерская колхоза «Родина». Последним священником перед закрытием храма был иерей Николай Александрович Бруни, русский живописец, музыкант, поэт, Георгиевский кавалер, летчик и авиаконструктор. Священником он стал по обету, данному им Божией Матери после того, как выжил в страшной авиакатастрофе. Отец Николай был духовным чадом старца Нектария Оптинского, по благословению которого и был направлен в Успенскую церковь. Отец Николай Бруни был расстрелян на лагпункте Ухтарка в 1938 году. На сегодняшний день Успенский храм постепенно восстанавливается: достроен алтарь, восстановлен купол, храм очищен от мусора и подготовлен к реставрационным работам. В обители возведен первый в России храм в честь Святой равноапостольной первомученицы Феклы, ученицы апостола Павла, пострадавшей в I веке и почитавшейся более всех святых жен в древней Церкви. Эта угодница Божия и сегодня почитается на Святой Земле, в Греции и на Кипре, но в России это первый монастырь, освященный ее именем. В монастыре находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Троеручица», которая чудесным образом обновилась и по молитвам верующих обильно источает благодатную помощь и исцеления.

http://sobory.ru/article/?object=46151

По прочтении сей речи возник опять спор, так как многим желалось отпечатать ее в газетах, по своему усмотрению и с искажением подлинного текста. Я, при всей своей неучености, понимая истинный смысл речи и дорожа его неприкосновенностью, был взволнован до такой степени, что, забыв себя в исступлении, дерзновенно отстаивал интересы и о. Иоанна, и виновницы его прославления – старицы Параскевы, – не соглашаясь выпустить из речи ни одного знака препинания. И только заступничество миролюбивого пастыря решило спор в мою пользу и речь, поступившая в мою собственность, была напечатана без малейшего изменения. Только два года после этого приветствия прожила почтенная старица, умилительно следя за деятельностью о. Иоанна, сорадуясь благопоспешности его молитв и силы его веры. И в духе своем она предвидела еще большую славу о. Иоанна, ради прославляемого им Спасителя, и в последние месяцы жизни своей часто говорила: «Как мне хотелось бы прожить еще два годика, чтобы видеть, как будут стекаться к о. Иоанну Сергиеву тысячи людей и встречать его, и провожать огромными толпами». Отец Иоанн Сергиев ежедневно навещал болящую Ковригину, по своему обыкновению беседуя о Боге, о небе, о душе, о покаянии и загробной жизни. Больная смерти не боялась: она к ней измлада приготовлялась, живя в Боге и добрых делах – девственницею и отходя к Господу – невестою Христовою. Кроме бесед с о. Иоанном, которого она просила по смерти ее сказать в назидание верующим надгробное слово, и после неоднократного от сего дивного пастыря приобщения Св. Христовых Таин, – старица Параскева все остальное время проводила в богомыслии, в чтении и пении псалмов, за которыми она и отдала душу Богу 24 Сентября 1886 года, – в день памяти св. равноапостольной первомученицы Феклы, житию и апостольским подвигам которой она всю жизнь свою старалась подражать. Знаменательно, что о. Иоанн каждый раз приходя на панихиду Ковригиной, говорил ей при гробе «здравствуй», ибо твердо веровал, что она «девица – не умерла, но спит» ( Мф.9:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Еще человек не родился – а Господь уже уготовил ему место в Царствии Небесном, потому что это Господь творит душу человека. И каждому дано достичь того, что определено ему Богом, но не все достигают – по разным причинам. Один по лени: неохота подвизаться, скучно, трудно, уныние перебарывает. Другой от того, что грешит, и каждый раз, согрешая, он отгоняет от себя благодать Божию, и то время, которое он мог бы потратить на подвиг ради Христа, он проводит в грехе, то есть, вместо того чтобы служить Богу, служит дьяволу . А начать сначала ему с каждым разом становится все труднее. Поэтому даже если в конечном итоге он и спасается, то не достигает такой благодати, которую мог бы достичь в силу способностей и в силу того креста, которые дал ему Бог. Вот сегодня Святая Церковь празднует память равноапостольной первомученицы Феклы, которая первой из женщин пострадала за Христа. Она была ученицей апостола Павла: однажды, придя в синагогу, услышала, как он проповедовал, и его благодатное слово коснулось ее сердца, она уверовала и решила идти за Христом до конца. Тут соединились и благодать Божия, которая была с апостолом Павлом; и ее собственная чистота и жажда чего-то иного, не того, чего обычно жаждут девицы в ее возрасте; и, конечно, особый промысел Божий. Фекла в то время уже была невестой, у нее был хороший, богатый жених, к которому у нее и сердце лежало, но все-таки она решила от этого отказаться. А почему человек решается отказаться от брака? Потому что, когда любовь к Богу поглощает все человеческое существо, эта любовь уже не может быть ни с чем разделена. Вот когда апостол Павел познал Христа, ему уже в голову не приходило жениться, хотя он был еще молодой человек. Потому что, это отвлекает от главного, потому что придется нести много дополнительных забот. И несмотря на уговоры родителей, которые, конечно, не понимали такого ее решения, Фекла все-таки отказалась от брака и через это много мучений претерпела, но, слава Богу, не до смерти, и дожила до глубокой старости. Хотя она была из знатной семьи и, наверное, образованная по тем временам девушка, но вряд ли у нее был какой-то особенный разум и вряд ли она была особенно начитана в Священном Писании , а Евангелие в то время еще даже не было написано, оно только писалось апостолами. Но тем не менее, некоторое время посидев в ногах у апостола Павла и, открывши рот, его послушав, Фекла смогла впитать в себя слово Божие и для многих явилась учителем и многих привела ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010